Научная статья на тему 'Инновационные подходы формирования и оценки потенциала потребительского рынка региона'

Инновационные подходы формирования и оценки потенциала потребительского рынка региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
723
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / ЕМКОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисоглебская Л. Н., Агапов А. В., Кочергина В. Д.

В работе представлены эффективные подходы, базирующиеся на анализе производственного и потребительского потенциалов к выбору инновационных приоритетов в потребительском секторе на долгосрочную перспективу для определения стратегических приоритетов социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисоглебская Л. Н., Агапов А. В., Кочергина В. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы формирования и оценки потенциала потребительского рынка региона»

УДК 339:316.453

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕГИОНА

Л.Н. БОРИСОГЛЕБСКАЯ11

A.В. АГАПОВ21

B.Д. КОЧЕРГИНА21

В работе представлены эффективные подходы, базирующиеся на анализе производственного и потребительского потенциалов к выбору инновационных приоритетов в потребительском секторе на долгосрочную перспективу для определения стратегических приоритетов социально-экономического развития региона.

1) Белгородский государственный университет

2)Управление торговли и потре- Ключевые слова: потребительский рынок, потребительский

бительских ресурсов Департа- потенциал, производственный потенциал, конъюнктура рынка,

мента аграрной политики Орлов- емкость потребительского рынка. ской области

В процессе реформирования и институциональных изменений, происходящих в России при переходе к устойчивому развитию экономики страны в целом и ее отдельных регионов, нельзя оставить без внимания резко возрастающее значение имеет потребительский рынок как важный элемент регионального экономического комплекса.

Потребительский рынок региона рассматривается как локальная динамичная система экономических отношений и причинно-следственных связей, обеспечивающих максимально возможное в данных социально-экономических условиях удовлетворение платежеспособного спроса населения, на основе сбалансированности интересов потребителей и товаропроизводителей, входящих в состав потребительского комплекса.

Развитие инфраструктуры регионального потребительского рынка обеспечивает повышение занятости населения региона. Именно от состояния потребительского рынка, степени развития его материально - технической базы, форм и методов обслуживания покупателей, территориальной и ценовой доступности, широты ассортимента и качества потребительских товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения, характер восприятия им проводимых в России экономических и политических реформ.

С этой точки зрения, для создания благоприятных социально-экономических условий в регионе и повышения качества жизни населения, как ведущих составляющих эффективной социальной политики и стратегической политики государства в целом, возникает необходимость решения проблемы повышения качественных и количественных характеристик региональных потребительских рынков.

Развитие эффективно функционирующей системы рынка является важнейшим компонентом процесса трансформации экономики. Потребительский рынок - центральное звено общей системы взаимосвязанных рынков. Результаты его развития оказывают влияние на функционирование других рынков, во многом определяют их состояние и, следовательно, общее экономическое равновесие.

Принципиальное изменение роли и места потребительского рынка в структуре общественного воспроизводства, вызванное доминированием данной сферы, требует новых подходов к изучению теоретических и практических основ ее функционирования.

В новых экономических условиях главными средствами взаимодействия органов власти региона с субъектами хозяйственной деятельности в сфере потребительского рынка стали методы координации, создания нормативно - правовой базы на основе разработки нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общих федеральных правил и норм в сфере регулирования потребительского рынка, отказа от управления торговыми предприятиями и ориентации на управление процессами, использование информационнокоммуникационных технологий.

Экономика региона существует в условиях развитой системы общественного разделения труда, а связь между производством и потреблением является исходной точкой приложения регулирующего воздействия экономики, поскольку производство не имеет смысла, если оно не завершается потреблением.

Нарушение сбалансированности в любом звене экономики может привести к цепной реакции нарушений во всем народном хозяйстве, вызвав неблагоприятные макроэкономические последствия. Поддержка хозяйственной и социальноэкономической сбалансированности в этих условиях представляется проблемой госу-

О О О у. О

дарственной и региональной экономической политики. В условиях рыночной экономики ее решение особенно важно в связи с необходимостью осуществления эффективной политики регулирования в этой сфере, что предполагает развитие методических аспектов формирования сбалансированности производства и потребления в конкретном регионе.

Покупательская способность населения являются главным детерминантом оборота розничной торговли. Объем товарооборота на основе покупательной способности населения целесообразно рассчитывать как в целом по стране, так и в масштабах отдельных регионов. Для определения покупательской способности населения в каждой области, городах и сельских районах необходимо разрабатывать балансы денежных доходов и расходов населения.

Несмотря на значительный накопленный опыт построения балансов доходов и расходов населения в России, в настоящее время не проводятся систематические работы по построению балансов, дифференцированных по доходным группам населения, что обусловлено ограниченностью статистической информации и не разработанностью прикладных математико-статистических методов, позволяющих использовать разнородные информационные источники.

Факторы экономического роста и располагаемые для их использования ресурсы развития трансформируются в совокупный экономический потенциал области.

На современном этапе развития экономики и ускорении информационного обмена конкуренция приобретает глобальный характер и смещается из области конкуренции самих товаров в область конкурентоспособности регионов как внешней, так и внутренней (рис. 1).

Рис. 1. Конкурентоспособность региона

Резкий рост потребительских цен на продукты первой необходимости во втором полугодии 2007 года в России, вызванный общемировой тенденцией и рядом внутренних факторов развития внутреннего рынка страны, определило продовольственный комплекс как основу формирования системы продовольственной безопасности станы и залог стабильности социально - экономического развития регионов.

Отсутствие в регионах собственной прочной агропродовольственной базы предопределяет их зависимость от импортных поставок, препятствует дальнейшему развитию местных сельхоз - и товаропроизводителей, усиливает социальную напряженность в обществе. Для повышения уровня конкурентоспособности и самообеспеченно-

сти регионов потребительскими товарами и насыщения ими локального рынка необходимо улучшение координации работы промышленности, агропромышленного комплекса и торговли, совершенствование управления производством, логистикой и реализацией продовольственных товаров.

К числу наиболее важных задач, которые призвана решать исполнительная власть региона, относится изучение рыночной конъюнктуры.

Любое долгосрочное или оперативное управленческое или маркетинговое решение должно приниматься исходя из конъюнктурных оценок и прогнозов. Конъюнктура рынка - это конкретная экономическая рыночная ситуация, сложившаяся на данный момент или ограниченный отрезок времени под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также других, в том числе случайных факторов.

То или иное состояние рынка в определенной степени зависит от его потенциальных возможностей. Товарное предложение и спрос представляют собой формы функционирования потенциала рынка, который представляет собой прогнозную совокупность производственного и потребительского потенциалов, обусловливающих спрос и предложение.

В работе предлагается методика оценки потенциала потребительского рынка, учитывающая формирование, расчет и анализ производственного и потребительского потенциалов региона, что позволит определить стратегические инновационные приоритеты в развитии потребительского сектора экономики.

Производственный потенциал выступает в форме возможности произвести и представить на рынок определенный объем товаров (продуктов и услуг) и может служит материальной основой и мощным фактором научно-технического прогресса, инновационного развития. Следовательно, чем выше уровень потенциала и степень его использования, тем выше темпы научно-технического прогресса, результаты которого могут быль использованы для решения социально-экономических проблем региона.

Объективная оценка производственного потенциала региона (отдельных его отраслей) является важной задачей для исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. От правильности и объективности имеющейся информации и расчетов прогнозных показателей уровня использования производственного потенциала товарных рынков зависит принятие управленческих решений, позволяющих с учетом динамики конъюнктуры рынка обеспечить своевременную переориентацию производственных мощностей, материальных, сырьевых, трудовых и инновационных ресурсов в интересах гарантированного обеспечения населения высококачественными продуктами питания в необходимом количестве и ассортименте по доступным экономически обоснованным ценам.

Формирование производственного потенциала региона можно рассматривать как совокупную возможность комплекса взаимосвязанных, расположенных на территории региона предприятий и производственных систем, способных на основе оптимального, сбалансированного и гармоничного использования всех видов ресурсов при сложившихся социально-экономических и природно-климатических условиях производить конкурентоспособную продукцию и реализовывать ее в объемах и ассортименте, необходимых для наиболее полного удовлетворения потребностей населения региона. (рис. 2).

Принципиальная схема расчета потенциала рынка товаров и услуг сводится к следующим действиям: определяется число производственных и потребительских единиц, исчисляются показатели удельной мощности (покупательной способности) соответственно производства и потребления. В формулу вводятся показатели эластичности предложения и спроса от цен, доходов и других факторов рынка. Можно также выделить долю рынка, которая, по расчетным оценкам, достанется конкурентам и показатели, ограничивающие или, наоборот, расширяющие объем производства и потребления.

В общем виде формула производственного потенциала рынка выглядит следующим образом:

п

Р = S (Ni * Wi * Эх) + Fj, (1) i=l где

№-единицы производства или потребления;

Wi - показатели мощности единиц (производственной или потребительской);

Эх - эластичность спроса или предложения ;

Fj-прочие факторы и элементы потенциала; п-число единиц потенциала.

Формирование про1 г®одственного 1Ю1 СШ.Ц ы ли1-С11 юи;|

Рис. 2. Формирование производственного потенциала региона

Производственному потенциалу противостоит потребительский потенциал, который проявляется в виде возможности рынка поглотить (т. е. купить) определенное количество продуктов и услуг

Особенностью потребительского потенциала является его двойственность: с одной стороны это конечный этап на пути от производителя к потребителю, определяющего востребованность произведенного товара, одновременно он является и исходным пунктом воспроизводственного процесса, стимулирования товаропроизводителя, обеспечение его финансовыми ресурсами и оборотными средствами.

Потребительский потенциал, прежде всего, определяется емкостью рынка, ха-растеризующейся количеством продукции, которое может поглотить рынок при определенных условиях в рассматриваемом периоде. Эффективное развитие оборота розничной торговли определяется ростом емкости потребительского рынка.

Рассматриваемый метод оценки емкости рынка массового потребления основан на анализе общедоступных показателей социально-экономического развития региона,

в котором оценивается емкость исследуемого рынка, по сравнению с аналогичными данными в целом по стране или по отдельным регионам России, для которых известен размер данного рынка.

В случае отсутствия прямых данных об объемах реализации каждого предприятия - продавца емкость потребительского рынка рассматривается как максимальный совокупный объем реализации потребительских товаров всеми фирмами, работающими в данном сегменте, определяемый платежеспособностью потребителей товаров при определенных уровне цен на рынке и маркетинговых исследований. Емкость рынка региона по некоторому товару в течение календарного года рассчитывают на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики по следующей схеме (в физических единицах или по стоимости):

ЕР = Vмп + ТЗ + И - Э,

где ЕР - емкость рынка;

П - объем производства товаров местными производителями региона;

И - объем импорта товаров;

Э - объем экспорта товаров;

ТЗ - товарные запасы в предприятиях торговли.

Потребительский потенциал обычно рассчитывается по рынкам конкретных товаров за определенный период в физических единицах или денежном выражении и демонстрирует принципиально возможный объем сбыта и позволяет оценить перспективность и привлекательность.

Рынок испытывает сильное влияние структурных факторов, поэтому расчет емкости рынка следует дифференцировать осуществлять по каждой группе (отраслевой, социальной или возрастной).

Рис. 3. Формирование емкости потребительского рынка

Ориентировочная емкость потребительского рынка вцелом по области (Табл. 2) может быть рассчитана по формуле:

ЕР ориент. = (Д ср - Р фн ) * Н, где Д ср - среднедушевой денежный доход (руб),

Р фн- стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, используемого для межрегиональных сопоставлений покупательской способности населения;

Н - среднесписочная численность населения в исследуемом периоде

Таблица 2

Ориентировочная емкость потребительского рынка Орловской области за 2007 год

Субъект РФ Среднедушевой денежный доход, декабрь, руб- Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, используемого для межрегиональных сопоставлений покупательской способности населения, руб- Среднесписочная численность населения, тыс. чел Ориентировочная емкость потребитель-ского рынка млн руб.

1 2 3 4 5

2007 год 8305,0 4834,67 822,3 2 853,7

2006 год 6697,6 4189,49 826,6 2 073,2

Темп роста, % 124 115 94 137

Анализ проведенных расчетов показывает, что ориентировочная емкость потребительского рынка Орловской области за декабрь 2007 года выше, чем в 2006 году на 37 %. Рост потенциальной емкости потребительского рынка в 2007 году стал результатом опережающего роста денежных доходов, по сравнению с темпами роста стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, используемого для межрегиональных сопоставлений покупательской способности населения,

Формирование потребительского потенциала Орловской области, обусловлено позитивной динамикой основных социально - экономических показателей развития экономики, благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка и инвестиционным климатом. Рост потребительского потенциала области в последние годы, в том числе в 2007 году обеспечен созданием эффективной рыночной инфраструктурой, поддерживающей инвестиционные процессы. Объем инвестиций в основной капитал оценивается св сумме 24,0 млрд.руб., что в 1,6 раза больше, чем в 2006 году, По темпам роста инвестиций в основной капитал Орловская область лидирует в Центральном федеральном округе и занимает пятое место по России в целом ( по данным за январь- сентябрь 2007 г. - 2,1 р.). Значительная часть инвестиций в основной капитал использовалась на развитие сельского хозяйства -34 % от общего объема, обрабатывающих производств. В развитие инфраструктуры потребительского рынка области за 2007 год было привлечено 2,7 млрд. руб., на 29 % больше 2006 года.

Состояние и развитие потребительского рынка Орловской области отражает общероссийские тенденциями рыночных преобразований и изменений на российском экономическом пространстве и осуществляется в тесной увязке с социальноэкономическими преобразованиями, намеченными администрацией области в целевых программах и прогнозах развития области на долгосрочную и среднесрочную перспективы.

Потребительский потенциал Орловской области на протяжении последних лет характеризуется быстрыми темпами ежегодного прироста оборота розничной торговли региона - 2003 -2006 г.г.- на 12,8-12,1 %, в 2007 году - на 30,5 %.

По темпам роста розничного товарооборота достигнутому в 2007 г. (январь-сентябрь - по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области) Орловская область опережает такие области ЦФО как Ивановская, Костромская, Брянскую, Тверскую, Тамбовскую, Смоленскую, Ярославскую, Воронежскую)

В расчете на каждого жителя области в 2007 г. продано товаров в среднем на 46,4 тыс.руб. ( 2003 г. - 20,9 тыс.руб). По данному качественному показателю потребительского рынка Орловская область опережает такие регионы ЦФО как Костромская, Ивановская, Владимирская области.

Оборот розничной торговли области в 2007 году формировался, в основном (на 86,6 %), торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. При этом сохраняется

тенденция снижения доли продаж на розничных рынках. Так за 2007 г. в структуре формирования оборота розничной торговли доля розничных рынков снизилась с 25% в 2005 г. ,22,1 % в 2006 г. до 13,4 % .в 2007 г.

Продовольственных товаров продано на сумму 17,5 млрд.руб., что в сопоставимых ценах на 15,2 % больше, чем за 2006 год. Удельный вес продовольственной группы товаров в общем объеме розничного товарооборота Орловской области составил - 45,7 %, непродовольственной - 54,3%.

В период 2004-2007 г.г. в области построено 1377 современных предприятий торговли, 206 предприятий общественного питания, проведена капитальная реконструкция 428 объектов торговли и 64 предприятий общепита. В развитие отрасли в период с 2004 года привлечено свыше 3 млрд. руб.

Предоставление услуг торговли и общественного питания населению области на начало 2007 года обеспечивают объекта торговли и общественного питания, из них 3461 объектов стационарной торговли с торговой площадью 316,181 тыс. кв. м. (в т. г. 697 магазинов потребительской кооперации с торговой площадью 37,3 тыс.кв.м.), 17 рынков, 26 ярмарок, 780 объекта мелкорозничной сети, 1036 предприятий общественного питания на 58236 посадочных мест.

В целом по области в розничной торговле обеспеченность населения торговыми площадями по итогам 2007 г. превысила 382,5 кв.м. в расчете на 1 тысячу человек, что на 53 % превышает нормативное значение (250 кв.м.).

На потребительском рыке области широко внедряются современные торговые технологии, связанные с внедрением цивилизованных форм и методов организации торгового обслуживания населения, осуществляется формирование интегрированных торговых систем, что способствует повышению качества обслуживания населения. В результате значительно повысилась культура и качество обслуживания населения, развитие сети положительно сказалось на ценообразовании, развитие конкурентной среды.

Позитивная динамика оборота розничной торговли в значительной степени обусловлена увеличением реальных денежных доходов населения на 13% (на 12%) и развитием потребительского кредитования. По данным Главного управления Центрального банка РФ по Орловской области, объем кредитных вложений, предоставленных населению, за одиннадцать месяцев 2007 г. вырос в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

В настоящее время реализуются мероприятия 4-ой Программы "Развитие торговли Орловской области на 2006 - 2010 г. г.", утвержденная постановлением Коллегии администрации Орловской области от 07.04.2006 г. № 60 « О Программе "Развитие торговли Орловской области на 2006 - 2010 г.г.».

Положительные тенденции в развитии экономики обеспечили стабильное бездефицитное исполнение областного бюджета. По данным Управления финансов и налоговой политики Департамента финансовой политики Орловской области, консолидированный бюджет области за январь-ноябрь 2007 г. был исполнен по доходам в сумме 12625 млн. Рублей (в январе-ноябре 2006 г. - 9742 млн. рублей), по расходам -11817 млн. рублей (9107 млн. руб.), профицит составил 808 млн. руб. (635 млн. руб.).

Таким образом, по результатам работы можно сделать следующие основные выводы:

1. Изучение потенциала потребительского рынка региона в современных условиях должно базироваться на выявлении и оценке производственного и потребительского потенциала, характеризующих рассматриваемый сегмент экономики.

2.Эффективность инноваций в рыночном секторе экономики определяется масштабами и темпами роста сегментов рынка, где применяются инновации. С этой точки зрения потребительский рынок наиболее перспективен для базисных инноваций и должен отличаться крупными масштабами и высоким уровнем спроса. Правительственный прогноз на 2003—2008 гг. предполагает среднегодовые темпы прироста реальных располагаемых доходов населения 6,9—8%. Долгосрочный прогноз Минэкономразвития намечает рост реальных располагаемых доходов населения на период до 2015 г. - в 1,92 раза по базовому сценарию и в 3,2 раза по двум другим сценариям, что существенно превышает темпы роста ВВП, а, следовательно, индуцирует широкие возможности внедрения инноваций в потребительском секторе.

3. Дополнительные рыночные ниши для инновационных продуктов в потребительском секторе открывают возможности расширения экспорта и тенденции импор-тозамещения.

4.Инновации в потребительском секторе должны согласно данным Всемирного банка ориентировать внутренние товары (особенно продовольствия, продукции легкой промышленности, туристских, информационных и транспортных услуг) на повышение конкурентоспособности, повышение масштабов их экспорта и доли во внутреннем потреблении.

5. Решающую роль в инновационном обновлении социокультурной сферы играет государство, как главный институт стимулирования воспроизводства человеческого капитала, роста качества жизни населения, сохранения и обогащения национального культурного и научного наследия. Крупные ресурсы должны выделяться государством на инновационную трансформацию здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения. Необходимо отказаться от превалирующих в последнее время устремлений к коммерциализации этой сферы, с тем, чтобы переложить затраты на семейные бюджеты или коммерческие структуры.

Исходя из изложенных выше выводов и принципиальных подходов, определим стратегические инновационные приоритеты в развитии потребительского сектора экономики региона, уделив внимание следующим инновационным программам и крупным проектам:

• гарантированное обеспечение населения качественным,доступным, экологически чистым продовольствием на основе освоения достижений второй «зеленой революции», возрождения российского агропроизводственного комплекса;

• формирование нормативно - правовой базы и осуществление организационных мероприятий для динамичного и устойчивого развития и поддержания конкуренции на продовольственных рынках региона;

• внедрение инновационных технологий и системы менеджмента качества на сельскохозяйственных предприятиях, предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности области;

• повышение эффективности использования производственного потенциала агропродовольственного комплекса области;

• возрождение отечественной пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности с использованием принципиально новых технологий производства конкурентоспособных товаров народного потребления;

• осуществление мониторинга экологических условий жизни населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INNOVATION OF THE APPROACHES OF FORMATION AND RATING OF POTENTIAL OF THE CONSUMER MARKET OF REGION

L.N. BORISOGLEBSKAYA11 A.V. AGAPOV21 V.D. KOCHERGINA21

1> Belgorod state university

Management of trade and consumer resources of Department of agrarian poli- tics of the Oryol area

In work the effective approaches basing the analysis of indus- trial and consumer potentials to a choice of innovation of priori- ties in consumer sector on long-term prospect for definition of strategic priorities of socio economic development of region are submitted.

Key words: the consumer market, consumer potential, indus- trial potential, market condition, capacity of the consumer market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.