Научная статья на тему 'Инновационные ориентиры постиндустриального общества'

Инновационные ориентиры постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
538
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ / КЕЙНСИАНСКАЯ ЭКОНОМИКА / НРАВСТВЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / НОВОЯЗ / ЦИФРОВЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / NEW MEDIA ART / INNOVATIONS / POLITICAL CORRECTNESS / KEYNESIAN ECONOMY / MORAL REVOLUTION / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / MOBILE COMMUNICATION / NEWSPEAK / DIGITAL HUMANITIES / ALGORITHMIC ART

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пахонина Елена Васильевна

Данная статья посвящена обзору основных инновационных ориентиров постиндустриального общества в условиях постмодернизма. Проведенное исследование позволяет утверждать, что произошли инновационные изменения в сфере нравственных отношений, в политике, экономике, искусстве, общении, языке. Данная проблематика имеет всесторонний характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE GUIDELINES OF THE POST-INDUSTRIAL SOCIETY

The article reviews principle innovative guidelines of the post-industrial society in the conditions of postmodernism. The undertaken study shows that there take place innovative changes in moral relations, politics, economy, arts, communication, and language. The issue under consideration is of comprehensive nature.

Текст научной работы на тему «Инновационные ориентиры постиндустриального общества»

УДК 172 Пахонина Елена Васильевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Вологодского государственного педагогического университета dom-hors@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ОРИЕНТИРЫ

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВА

Pakhonina Elena Vasilyevna

PhD, Assistant Professor of the Philosophy Department, Vologda State Teachers’ Training University dom-hors@mail.ru

INNOVATIVE GUIDELINES OF THE POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация:

Данная статья посвящена обзору основных инновационных ориентиров постиндустриального общества в условиях постмодернизма. Проведенное исследование позволяет утверждать, что произошли инновационные изменения в сфере нравственных отношений, в политике, экономике, искусстве, общении, языке. Данная проблематика имеет всесторонний характер.

Ключевые слова:

инновации, политкорректность, кейнсианская экономика, нравственная революция, постиндустриальное общество, мобильная связь, новояз, цифровые гуманитарные науки, алгоритмическое искусство, New Media Art.

Summary:

The article reviews principle innovative guidelines of the post-industrial society in the conditions of postmodernism. The undertaken study shows that there take place innovative changes in moral relations, politics, economy, arts, communication, and language. The issue under consideration is of comprehensive nature.

Keywords:

innovations, political correctness, Keynesian economy, moral revolution, post-industrial society, mobile communication, Newspeak, digital humanities, algorithmic art, New Media Art.

Инновации постиндустриального общества как явления культуры в той или иной степени получили признание на данной стадии развития науки, искусства, культуры, закрепились в знаковой форме и в деятельности, коренным образом повлияв на всю систему ценностей, поведение индивида в социуме. В условиях культуры постмодерна и научно-инновационной деятельности рассмотрим некоторые нововведения постиндустриального развития общества.

Несмотря на полицентричность и ризоматичность постмодернизма, в рамках постиндустриального общества создаются условия для самовыражения личности, для которой материальные стимулы могут вытесняться мотивами самореализации индивида в общественно значимой деятельности. Акцент с удовлетворения материальных потребностей может переноситься на реализацию культурных, общественных и личностных потребностей.

Одним из нововведений постиндустриального общества является политкорректность, положительное значение которой заключается в последовательном отстаивании прав всех, «кто отклоняется от нормы и/или не может постоять за себя сам, - инакомыслящих, детей, женщин, заключенных, людей с теми или иными врожденными или приобретенными недостатками и/или особенностями» [1, с. 25]. Все более гуманным становится отношение к животным, природе в целом. Экологические проблемы приобретают статус глобальных, разрабатываются программы по увеличению численности популяций вымирающих редких животных, птиц. Актуальным становится, в рамках биоэтики, рассмотрение вопросов, связанных с клонированием, трансплантологией, эвтаназией, онкологическими заболеваниями, реабилитацией в социуме нарко- и алкоголезависимых, социализацией людей с ограниченными возможностями и т.д. В постиндустриальных странах распространяются и утверждаются нормы поведения, основанные на принципе «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», перекликающиеся с идеями христианства, конфуцианства и буддизма.

Одной из причин постиндустриальной нравственной революции является целенаправленное построении в странах «золотого миллиарда» кейнсианской экономики, при которой благосостояние одних участников рынка стало условием благосостояния других. Основная идея английского экономиста Дж.М. Кейнса заключается в том, что высокая заработная плата работников (в процентах от стоимости продукции, или от ВВП) создает высокий потребительский спрос, она является выгодной работникам и работодателю, поскольку позволяет расширить производство, увеличить прибыль. Переход к кейнсианской экономике в развитых странах был завершен в 1960-х гг. Зарплата работников в странах с кейнсианской экономикой составляет 50-70 % от сто-

имости продукции. Осуществляемый принцип «человек человеку покупатель и друг» явился материальным (экономическим) основанием постиндустриальной системы ценностей.

В свою очередь, экономические спады и подъемы могут быть связаны с политическими движениями и программами. Так, С.Д. Хайтун отмечает, что защитники работодателя (республиканцы, консерваторы, правые) под лозунгом борьбы с инфляцией и возвращением к неолиберальным ценностям свободного рынка используют монетарные механизмы, кредитно-денежную политику. Защитники наемного работника (демократы, лейбористы, левые), придерживаются кейнсианской модели регулирования государством рынка, а именно, предлагают бюджетноналоговую политику, и так они сменяют друг друга по синусоиде экономического цикла. В качестве примера Хайтун приводит США, где «монетарный курс Р. Рейгана, исчерпав себя, был сменен (нео)кейнсианским курсом демократа Б. Клинтона. Затем последовала монетарная политика Дж. Буша-младшего, а Б. Обама снова взял курс на (нео)кейнсианское регулирование» [2, с. 27].

Следствием кейнсианской экономики стало построение постиндустриального общества в странах «золотого миллиарда» с характерными для него признаками: активно развивается сфера услуг, знание становится решающим фактором производства, резко увеличивается образовательный и профессиональный уровень работников, осуществляется взрыв высоких технологий, происходит информационная революция, первостепенное значение имеет человеческий капитал, то есть знания и умения человека.

Новому кейнсианскому человеку выгодно, когда его соседи живут хорошо, экономическое счастье одних подпитывает экономическое счастье других. В связи с этим в США было принято в 1960-е гг. антирасистское законодательство. Однако, подчеркивает Хайтун, кейнсианская база «христианской морали» (делать добро экономически выгодно друг другу) действует только на уровне всей совокупности предприятий, для социума в целом, как разумной системы, и не работает на уровне отдельного индивида или предприятия, поскольку данные идеи будут восприниматься субъектами как навязываемые против их воли.

Кейнсианский рынок делает выгодными «христианские» отношения не только между предприятиями и индивидами в отдельно взятой стране, но и между странами. Богатым стра-нам-партнерам выгодно иметь богатых соседей, поскольку товарообмен и прибыль будет расти. В пределах «кейнсианского мира после Второй мировой войны никто ни с кем не воюет, искры сыпятся только на его границе с некейнсианским миром» [3, с. 29]. В частности, социум как «разумная система» понял нецелесообразность войны, в результате чего появилось оружие сдерживания, «холодная война». Создаются международные организации, фонды, банки, общества, которые на государственном и негосударственном уровне оказывают помощь бедным регионам. Другое дело, что страны ЕС, например, отчисляют ежегодно на помощь бедным регионам всего 0,34 % своих ВНП, на собственную же социальную политику они выделяют 15-30 % ВНП.

Таким образом, постиндустриальное общество с ориентацией на кейнсианский курс экономики создало условия для нравственной революции, которая отразилась и закрепилась в политкорректности, антирасистском законодательстве, межгосударственных программах по взаимной поддержке и развитию и т.д.

Знание становится решающим фактором производства в постиндустриальном обществе, поскольку, используя высокие технологии можно создать новые ресурсы, вытеснив с рынка дефицитные. В результате приоритетным становится получение образования, развитие фундаментальной и прикладной науки, новых технологий, их внедрение в производство.

Еще одним нововведением постиндустриального общества является рассмотрение нравственных проблем в сфере научно-инновационной деятельности.

Так, актуальным является вопрос о социальной и моральной ответственности создателей новых технологий. Современные высокие технологии улучшают жизнь человека, делают ее комфортнее, приносят денежную прибыль, способствуют созданию новых лекарств, транспортных средств, являются основой промышленности и т.д. От каждого технологического достижения социум ожидает позитивных прорывов и улучшения качества жизни. Однако у технологий, в частности, у нанотехнологий, есть и негативная сторона. С ними связаны определенные социальные риски - «возможность ухудшения здоровья людей в связи с использованием в быту товаров, изготовленных из новых материалов; появление новых болезней, возникающих в качестве побочных эффектов применения созданных на основе тех же технологий лекарств; создание все более «совершенного» оружия массового уничтожения» [4, с. 81].

Другой проблемой, связанной с инновационными ориентациями постиндустриального общества, является зависимость человека от техники. Технические средства, увеличивая наши возможности, одновременно подчиняют человека, вызывая различный спектр ощущений - глубокой привязанности, неприязни, восторженного восхищения и иррационального страха. Чело-

век окружил себя совершенными и незаменимыми для него вещами, без которых он уже не может обходиться, они определяют его модели поведения, настроение и степень свободы.

Каждая новая технология в ходе ее использования «меняет топологию человека, который, в свою очередь, находит все новые и новые способы ее дальнейшего совершенствования» [5, с. 85]. Новейшие средства коммуникации, такие как мобильный телефон, компьютерные системы, цифровое телевидение предполагают максимальную взаимосвязь с пользователем, «становясь неразрывными его частями, органами, нервами, мышцами, без которых он не может прожить и несколько часов» [6]. Предельно расширив мир человека, уничтожив пространственно-временные границы, сделав возможным мгновенный доступ к любой востребованной информации, «новейшие технологии фактически сделали человека своим придатком, добровольно отдавшимся им в соблазне получить новую информацию, удовольствие и, в конечном счете, власть» [7]. Владение и умение пользоваться технологическими медиумами становится условием социального статуса индивида, отсутствие которых сопряжено у окружающих с удивлением, ощущением несостоятельности или некомпетентности.

Средства коммуникации создали новую нравственно-психологическую проблему, связанную с нарушением личного пространства индивида, его приватности, чувства безопасности, общения, трансформацией самоидентичности, отношения к родным и т.д.

Так, мобильный телефон стал средством потенциального и реального контроля. Даже при отрицательном балансе и выключенном телефоне создана сервисная услуга SMS-оповещение о поступивших звонках за период, когда телефон не работал, а также услуга оповещения о том, что абонент в сети, то есть индивид так или иначе будет оповещен и не сможет избежать общения.

Мобильная связь «модифицирует саму модель человеческого общения, приводя к ее выхолащиванию и оскудению» [8, с. 87], в результате которых реальное общение с близкими заменяется телефонными разговорами, создавая иллюзию уверенности в возможности постоянной связи. Люди стали встречаться лишь при крайней необходимости в силу «постоянной» доступности дистанционного общения. Более того, телефоны, наряду с Интернетом, «становятся технической основой для возникновения новых культурных феноменов, в частности, появления организованных с их помощью социальных групп - «виртуальных стай», под которыми понимаются самоорганизующиеся с помощью беспроводных технологий сообщества из, как правило, ранее незнакомых людей» [9, с. 87-88]. Данные «стаи» могут использоваться при манипуляции массами в политической борьбе, организации общественных движений, демонстраций и т.д.

Технология SMS является новой формой общения, мышления и языка. SMS как цифровой вариант телеграммы является горячим медиа, передающим однозначно истолковываемую информацию, фактически лишенную оттенков чувственности. Короткие сообщения зачастую становятся инструментом нивелирования конфликтных ситуаций, оскудненного обезличенного общения, избавляют от излишних нервных затрат, провоцируют на симуляцию и даже ложь. Намечается тенденция, при которой некоторые пользователи голосовому общению предпочитают переписку из текстовых сообщений. В таких случаях налицо «психологические механизмы компенсации утраты приватности: текстовое сообщение хотя бы не столь агрессивно внедряется в наше пространство, его можно просмотреть, когда у вас будет для этого время и желание, или же удалить, не читая» [10, с. 89].

Новые способы общения порождают новые формы слов. Мобильный телефон, SMS, разрушив эпистолярную культуру, сформировали «новояз». Для него характерно упрощение грамматических конструкций, написание согласно звучанию и объединение словосочетаний в эпитеты, а также эрзац-язык (шаблоны), с помощью которого «можно быстро выразить свою «как бы» мысль (или ее отсутствие), не озадачиваясь знанием и соблюдением правил русского языка» [11].

Под влиянием развития высоких технологий меняется отношение к науке, активный рост и финансирование прикладных наук поставил вопрос о нецелесообразности финансирования и развития фундаментальной науки [12]. Однако в связи с развитием информационных технологий возникают и новые направления в научном знании, в частности, расширяются границы современных гуманитарных наук в цифровой среде.

На пересечении информационно-коммуникативных технологий, исследовательских практик и гуманитарных наук появляются «гуманитарные вычисления», «цифровые гуманитарные науки», «электронные гуманитарные науки», которые, в свою очередь, имеют собственные классификации по аналогии с традиционными гуманитарными науками. В целом они «отвечают требованиям современных моделей гуманитарных наук в цифровой среде, находятся в поиске институциональной роли и эпистемических обязательств и развиваются как области исследования, взаимно дополняющие друг друга» [13, с. 96].

По справедливому утверждению Е.Ю. Журавлевой, важным аспектом современных трансформаций гуманитарных наук является деятельность ученых, которые «расширяют использование и исследование информационно-коммуникативных технологий как в качестве научного инструмента, так и в роли социокультурного объекта, нуждающегося в анализе» [14, с. 91]. Многие модели и термины, обозначающие сферы пересечения информационно-коммуникационных технологий и гуманитарных наук, связаны с историческими, политическими и образовательными контекстами.

Еще одним нововведением постиндустриального общества является проблема взаимодействия искусства и научных технологий. Техногенная цивилизация оказала беспрецедентное воздействие на художественную культуру, на все виды традиционного искусства. В результате бурного развития инновационных визуальных искусств ХХ в. и соответствующей им неклассической эстетики сформировался целый ряд новых экспериментальных видов искусства. Это всевозможные арт-объекты, артефакты, инсталляции, акции, энвайронменты, хэппининги, перформансы, а также принципиально новые по художественным средствам арт-проекты и практики, возникшие на мультимедийной основе - «в кино, телевидении, современных шоу, в видеоарте, компьютерной графике, компьютерных инсталляциях, сетературе, трансмузыке, интернет-арте, интерактивном искусстве, виртуал-арте и других новейших видах арт-практик, возникающих в сети или использующих фрагменты виртуальности в традиционных искусствах» [15, с. 63].

Радикальное внедрение современных науки и техники в искусство нередко переходит все пределы разумного. Так, кибернетики пытались создать машинное искусство, впоследствии получившее название алгоритмического искусства, разработчики и сторонники которого стремились доказать, «что современным технологиям доступно буквально все, в том числе и полная замена художника «умной машиной»« [16, с. 64]. Создатели алгоритмического искусства разработали специальные компьютерные программы, которые на основе анализа определенного класса выдающихся произведений искусства пытались выявить творческий алгоритм или семейство алгоритмов этих произведений, на основе которых можно было создавать подобные произведения искусства. Известность получили эксперименты в музыке, абстрактном искусстве, поэтике, стилистике.

Многие разработчики программ всерьез задумываются об изобретении «эстетических алгоритмов», с помощью которых «компьютер сам будет творить уникальные, полноценные, высокохудожественные произведения искусства без вмешательства человека и подражания известным классическим образцам» [17, с. 65]. Также разрабатываются интерактивные креативные программы, используя которые, любой реципиент-пользователь ПК может сам создавать произведения искусства. Однако в любом случае программа и произведения компьютера будут зависеть от художественного вкуса и таланта разработчика этой программы.

Наряду с алгоритмическим искусством широкое употребление получило понятие «новый медиа-арт» (НМА) или New Media Art - арт-практики, возникшие в конце ХХ в. на основе собственно медиа-арта, к которому относятся видео-арт, трансмишен-арт, экспериментальное кино, а также технологическое искусство, к которому причисляют все электронные искусства (электроник-арт), робото-арт и геномик-арт (эксперименты современных ученых, занимающихся биотехнологиями, генной инженерией, микробиологией на основе компьютерных технологий).

Особого внимания требует рассмотрение виртуальной реальности как феномена современного искусства. Именно в эстетической виртуальной реальности находит свое воплощение собственный виртуальный эстетический опыт реципиента или арт-геймера, который «станет не сетевым наркотиком, как многие современные игры, а духовно-эмоциональным и креативным целителем сегодняшних интернет-зависимых пользователей» [18, с. 71].

Таким образом, инновационные ориентиры постиндустриального общества проявили себя в сфере политики, межгосударственных отношениях, экономике, в новых научных дисциплинах, инновационном искусстве, мышлении, способах общения, что требует дальнейшего всестороннего исследования.

Ссылки:

1. Хайтун С.Д. Постиндустриальная нравственная революция и ее экономическая (кейнсианская) первооснова // Вопросы философии. 2011. № 3. С. 24-35.

2. Там же.

3. Там же.

4. Мамчур Е.А. Фундаментальная наука и современные технологии// Вопросы философии. 2011. № 3. С. 80-89.

5. Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 84-90.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

12. Мамчур Е.А. Указ. соч.

13. Журавлева Е.Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде // Вопросы философии. 2011. № 5. С. 91-98.

14. Там же.

15. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики // Вопросы философии. 2011. № 4. С. 62-72.

16. Там же.

17. Там же.

18. Там же.

References (transliterated):

1. Khaytun S.D. Postindustrial'naya nravstvennaya revolyutsiya i ee ekonomicheskaya (keynsianskaya) pervoosnova // Vo-prosy filosofii. 2011. № 3. P. 24-35.

2. Ibid.

3. Ibid.

4. Mamchur E.A. Fundamental'naya nauka i sovremennie tekhnologii// Voprosy filosofii. 2011. № 3. P. 80-89.

5. Emelin V.A., Tkhostov A.S. Tekhnologicheskie soblazny informatsionnogo obshchestva: predel vneshnikh rasshireniy che-loveka // Voprosy filosofii. 2010. № 5. P. 84-90.

6. Ibid.

7. Ibid.

8. Ibid.

9. Ibid.

10. Ibid.

11. Ibid.

12. Mamchur E.A. Op. cit.

13. Zhuravleva E.Y. Sovremennie modeli razvitiya gumanitarnykh nauk v tsifrovoy srede // Voprosy filosofii. 2011. № 5. P. 91 -98.

14. Ibid.

15. Bychkov V.V., Man'kovskaya N.B. Iskusstvo tekhnogennoy tsivilizatsii v zerkale estetiki // Voprosy filosofii. 2011. № 4. P. 62-72.

16. Ibid.

17. Ibid.

18. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.