Научная статья на тему 'Инновационные методы профессионального обучения'

Инновационные методы профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / INNOVATIONS IN EDUCATION / MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямэн Ван,

В настоящее время всё больше и больше преподавателей отказываются от традиционных методов обучения, выбирая прогрессивные инновационные методы. Часть из этих методов уже успели зарекомендовать свою эффективность, другие же появилась не так недавно, чтоб утверждать что-либо о них. В данной статье подробно рассматривается применение инновационных методов обучения в процессе профессионального образования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE VOCATIONAL TRAINING METHODS

Currently, more and more teachers are abandoning traditional teaching methods, choosing innovative innovative methods. Some of these methods have already proven their effectiveness, while others have appeared not so recently to claim anything about them. This article discusses in detail the use of innovative teaching methods in the process of professional education of students.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы профессионального обучения»

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Ван Ямэн, аспирант

Научный руководитель: С.А. Вишняков, д-р пед. наук, профессор Московский педагогический государственный университет (Россия, г. Москва)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n409

Аннотация. В настоящее время всё больше и больше преподавателей отказываются от традиционных методов обучения, выбирая прогрессивные инновационные методы. Часть из этих методов уже успели зарекомендовать свою эффективность, другие же появилась не так недавно, чтоб утверждать что-либо о них. В данной статье подробно рассматривается применение инновационных методов обучения в процессе профессионального образования студентов.

Ключевые слова: образование, инновации в образовании, современное образование.

Мир меняется стремительными темпами. Если ранее, как в России, так и в Китае, доминировала авторитарная модель образования, которая даёт высокий уровень знаний, но мало учитывает индивидуальные потребности человека, то сейчас всё более и более популярной становится гуманный подход к образованию, который делает процесс усвоения знаний как можно более комфортным для студента. Данный процесс учитывает особенности каждого ученика, будь то особенности восприятия информации, темпы обучения, родной язык каждого обучающегося, а также ментальные и физические особенности в случае их наличия или отсутствия у конкретных студентов.

В настоящий период времени всё сложнее и сложнее подготовить квалифицированного специалиста, основываясь лишь на методах заучивания информации и решения стандартных тестов. XXI век предъявляет всё возрастающие требования не только к теоретическим знаниям работников, но и к инициативности, креативному мышлению, умению брать на себя ответственность и коммуникативным навыкам.

Особенно это актуально для китайской системы образования, которая в течение многих веков была заточена на механическое заучивание параграфов из учебника. В настоящее время как никогда актуально ввести в систему образования КНР также и методы, разработанные современными ра-

ботниками образования с учётом многочисленного практического опыта в разных областях знаний.

В России тоже много проблем в образовательной области: советская система образования, несмотря на все её преимущества, не учитывала способности и возможности каждого студента; данная система была очень стандартизированной. Помимо этого, несмотря на успехи в преподавании математики, советская школа давала весьма средние знания иностранных языков. Сейчас данная проблема усугубилась введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который проверяет лишь формальные знания, но не фактическое понимание материала.

Данные проблемы, в той или иной степени, характерны не только для России и Китая, но и для большей части государств мира, даже для развитых, таких как США.

Реформирование и обновление данных систем образования сможет помочь решить проблему. Процесс постоянного внедрения новшеств в традиционное среднее и высшее образование называется «инновации в образовательной деятельности».

Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью [3]. Изучение инновационного опыта показывает, что

большинство нововведений посвящены разработке технологий.

К инновационным методикам с наиболее доказанной эффективностью можно отнести: контекстное обучение, имитационное обучение, проблемное обучение, дистанционное образование и методика полного усвоения знаний.

Контекстное обучение базируется на слиянии нескольких типов деятельности обучающихся: учебной, научной и практической. Ключевым моментом данного типа обучения служит применение комбинаций тех или иных форматов организации деятельности обучающихся: учебная деятельность академического типа, учебно-профессиональная деятельность и другие виды деятельности.

Ключевым моментом имитационного обучения служит осуществление имитационно-игрового моделирования в ситуации обучения различным процессам, которые происходят в реальной жизни, «здесь и сейчас». Эта форма обучения помогает моделированию в рамках учебного процесса тех или иных ситуаций профессионального контекста и помочь обучающимся приобрести профессиональный опыт в условиях осуществления игровой деятельности.

Проблемное обучение происходит в форме поощрения обучающихся самостоятельно искать материал по той или иной проблеме, а также самостоятельно искать пути решения данного вопроса. В рамках данного обучения возможно осуществление дебатов, групповой дискуссии, представление группового или индивидуального проекта решения данной проблемы.

Дистанционное обучение стало возможным благодаря появлению Интернета. В настоящее время эта система применяется как для школьного обучения детей, имеющих особенности развития либо живущих в отдалённых регионах (к примеру, в Австралии треть всех школьников учится дистанционно: в основном, это дети, живущие в пустыне или в отдалённой сельской местности), так и для самостоятельного образования в свободное от учёбы время. Это самая лёгкая в осуществлении форма обучения, ведь, чтобы учится

дистанционно, нужен лишь компьютер с подключённым к нему Интернетом. Учится можно в любое удобное время и из любого удобного места.

Концепция так называемого полного усвоения знаний представляет собой практическое воплощение идеи о необходимости сделать результаты образовательной деятельности одинаковыми для всех обучающихся, при этом, подстраивая и адаптируя учебный материал под способности и особенности каждого обучающегося. Учитель разрабатывает свои способы проверки знаний, которые помогли бы каждому ученику показать свой текущий уровень и при этом, были бы одинаково рассчитаны на студентов как с визуальным, так и с аудиальным типом мышления.

Существует два направления инновационного образования: активизация образовательного процесса с целью повышения качества образования и информатизация обучения. Ниже мы рассмотрим возможные шаги, которые могут быть сделаны Университетами для наиболее эффективной реализации данных направлений

Активизация образовательного процесса заключается в поиске, разработке и апробации активных методов и форм обучения. Работа по реализации данного направления может включать следующие компоненты [2]:

- адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию;

- разработка разнообразных средств обучения, повышающих эффективность образовательного процесса.

Использование эффективных технологий обучения также связано с информатизацией обучения. Она имеет следующие направления [1]:

- создание предметных тестов и электронных учебников;

- разработка и проведение учебных занятий с использованием электронных учебников и тренинговых программ;

- создание образовательных мультимедиа-технологий для наглядного представления информации о различных производственных процессах, не представленных на предприятиях, являющихся базами практик.

Подводя итог выполненному исследованию, можно сделать вывод, что инновации - это будущее современного образования. Традиционная система образования, как китайская, так и российская, нуждаются в пересмотре и реформировании.

XXI век может предложить множество образовательных инноваций. Не все нововведения докажут свою эффективность впоследствии, не все подходят каждому

классу, каждой школе и каждой национальной культуре. Многие из этих идей уйдут навсегда, и останутся только лучшие инновационные идеи, которые со временем станут классикой образовательного процесса.

От того, насколько эффективно будет осуществляться отбор лучших идей, зависит качество подготовленных специалистов, а значит - и наше с Вами будущее.

Библиографический список

1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕС-ДО) в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.mesi.ru

2. Образцов П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. - 2001. - №5. - С. 54-56.

3. Сластёнин, В. А. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 492 с.

INNOVATIVE VOCATIONAL TRAINING METHODS Van Yaman, Postgraduate

Supervisor: S.A. Vishnyakov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Moscow State Pedagogical University (Russia, Moscow)

Abstract. Currently, more and more teachers are abandoning traditional teaching methods, choosing innovative innovative methods. Some of these methods have already proven their effectiveness, while others have appeared not so recently to claim anything about them. This article discusses in detail the use of innovative teaching methods in the process of professional education of students.

Keywords: education, innovations in education, modern education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.