Научная статья на тему 'Инновационные кластеры физической культуры России'

Инновационные кластеры физической культуры России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПАТТЕРНЫ РАЗВИТИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЕ ПАНЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Валерий Иванович

В статье предлагается объяснительная модель перехода отрасли «Физическая культура и спорт» к инновационному развитию, ориентированная на повышение конкурентоспособности за счет развития сектора интеллектуальных услуг, сокращения сроков внедрения в практику результатов НИОКР, технологизации и информатизации подготовки спортсменов. На основе выборочного анализа диссертационных исследований выделена типологическая общность вопросов, связанных с инновационной политикой как научная проекция перехода к новому укладу отраслевого развития. В обосновании синергии рассмотренных в статье высокотехнологичных направлений проявляются конвергентные связи междисциплинарных областей, ориентированные на преодоление депрессивной инерции развития инновационных кластеров и сектора интеллектуальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative clusters of the physical culture of Russia

The article reveals the explanatory model for transition of the branch "Physical culture and sports" to the innovative development, focused on the competitiveness increase due to development of the sector of intellectual services, reductions of the terms of introduction of the research results in practice and development, technologization and informatization of the athletes training. The typological similarity of the questions connected with the innovative policy as a scientific projection of transition to the new way of branch development has been allocated on the basis of the selective analysis of the dissertation researches. In justification of the synergy of the hi-tech directions considered in article, the convergent communications of the interdisciplinary areas focused on overcoming of the depressive inertia of development of the innovative clusters and sector of the intellectual services are shown.

Текст научной работы на тему «Инновационные кластеры физической культуры России»

pedagogical process: psycho-pedagogical aspect of the problem”, Teorija i praktika fizicheskoj kultury, No. 6, pp. 94-99.

3. Germanov G.N., Sabirova I.A. and Tsukanova E.G. (2014), “Classification approach and theoretical representations special and the general in endurance manifestations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No 2, pp. 49-57.

4. Matveev, L.P. (2010), General theory of sports and its applied aspects, Moscow, Soviet sports, Russian Federation.

5. Nabatnikova M.Ya. (1982), Bases of management of training of young athletes, Moscow, Physical culture and sports, Russian Federation.

6. Sabirova I.A. and Germanov G.N. (2014), “Formation of a rational izgotovka of shooters when using means of urgent information”, Teorija i praktika fizicheskoj kultury, No. 3, pp. 66-68.

7. Filimonova, S.I. (2004), Physical culture and sport, as space of formation of optimum selfrealization of the personality, dissertation, Moscow, Russian Federation.

8. Filimonova, S.I. (2004), Physical culture and sport - the space forming self-realization of the personality: monograph, Theory and practice of physical culture, Moscow, Russian Federation.

9. Cherkashin, V.P. (2001), Theoretical and methodical bases of design of technology of an individualization of training process of young athletes in high-speed and power types of track and field athletics, dissertation, Moscow, Russian Federation.

10. Yakimovich, V.S. (2002), Design of system of physical training of children and youth on the basis of personally focused education, dissertation, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.08.2014.

УДК 796

ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье предлагается объяснительная модель перехода отрасли «Физическая культура и спорт» к инновационному развитию, ориентированная на повышение конкурентоспособности за счет развития сектора интеллектуальных услуг, сокращения сроков внедрения в практику результатов НИОКР, технологизации и информатизации подготовки спортсменов. На основе выборочного анализа диссертационных исследований выделена типологическая общность вопросов, связанных с инновационной политикой - как научная проекция перехода к новому укладу отраслевого развития. В обосновании синергии рассмотренных в статье высокотехнологичных направлений проявляются конвергентные связи междисциплинарных областей, ориентированные на преодоление депрессивной инерции развития инновационных кластеров и сектора интеллектуальных услуг.

Ключевые слова: инновационные кластеры, интеллектуальные услуги, паттерны развития, технологический уклад, информационное обеспечение, экспертные панели.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p56-62

INNOVATIVE CLUSTERS OF THE PHYSICAL CULTURE OF RUSSIA

Valery Ivanovich Grigoryev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article reveals the explanatory model for transition of the branch "Physical culture and sports" to the innovative development, focused on the competitiveness increase due to development of the sector of intellectual services, reductions of the terms of introduction of the research results in practice and development, technologization and informatization of the athletes training. The typological similarity of the

questions connected with the innovative policy - as a scientific projection of transition to the new way of branch development has been allocated on the basis of the selective analysis of the dissertation researches. In justification of the synergy of the hi-tech directions considered in article, the convergent communications of the interdisciplinary areas focused on overcoming of the depressive inertia of development of the innovative clusters and sector of the intellectual services are shown.

Keywords: innovative clusters, intellectual services, development patterns, technological way, information support, expert panels.

ВВЕДЕНИЕ

В группу задач по инновационному развитию физической культуры и спорта Российской Федерации, позиционированных в «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.», в первую очередь входит формирование технологических кластеров, обеспечивающих развитие сектора интеллектуальных услуг, преодоление «контролируемого технологического отставания» и зависимости отрасли от зарубежных технологий [9]. Решение поставленной задачи в условиях «перезагрузки» экономических отношений России и Западом, даёт основание говорить о перспективах формирования технологической платформы развития инновационных кластеров отрасли на базе взаимодействия крупных национальных исследовательских университетов. Однако, несмотря на начальную сформированность институциональной среды развития кластерного проекта, наблюдается тревожный плеоназм - при росте общего количества и «качества» диссертационных исследований проявляется депрессивная инерция развития инновационных кластеров и сектора интеллектуальных услуг.

В материалах статьи дана собственная интерпретация научных исследований, проведенных на технопарке НГУ им. П.Ф. Лесгафта - одного из основных участников формирования инновационных кластеров. С опорой на принципы таксономии проведена систематизация доступной вторичной информации сектора интеллектуальных услуг (экспертные панели), задающая вектор инновационного развития отрасли. В контексте определения интеллектуального ядра кластера выборочно проанализировано содержание ряда диссертаций, защищенных в Совете Д311.010.01 НГУ им. П.Ф. Лесгафта в 2013 г. (по специальности 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнительный анализ траекторий и инструментов создания кластерных проектов физической культуры России показывает, что во многом он опирается на успешный хай-тек-опыт Европейского сообщества, США и Азиатских стран. Технопарки крупных (кластерообразующих) национальных университетов федерального уровня - РГУФК, НГУ им. П. Ф. Лесгафта, вузов Сибирского и Приволжского федеральных округов, обеспечивают возможности НИОКР в воспроизводстве интеллектуального капитала, генерации паттернов, использовании информационных, когнитивных, нано- и биотехнологий в области управления подготовкой спортивного резерва, создания композитных материалов для спортивного оборудования, фармакологического обеспечения тренировочного процесса, реализуемых на основе ГЧП [1]. Стратегическая значимость и конкурентоспособность научно-исследовательского технопарка НГУ им. П.Ф. Лесгафта оценивалась по ряду балансных индикаторов: IY - масштабность исследований; DF - уровень технологичности; KJ - количество зарегистрированных патентов; LG - объём научных публикаций; ON - объём интеллектуальных услуг (рис. 1).

Выделенные на карте направления инновационного развития позволяют рассмотреть перспективную структуру проводимых исследований.

Педагогические

технологии

Рис 1. Конвергентная карта развития технологической платформы кластера

Инновационный характер диссертационного исследования Т.М. Замотина выражен признаками технологичности (ЭР) и методической проработанности подхода (ОК) [3]. С помощью высокотехнологичного оборудования автор обосновывает свою позицию в понимании биомеханических детерминаций внутрицикловой эффективности гребка и силовых импульсов рабочих групп мышц; в регуляции граничных значений и согласованности пиков электрической активности в пропульсивных фазах гребка. Их природу автор трактует как эффект синхронизации пиков электрической активности мышц, обеспечивающий синергизм в индивидуальном максимуме напряжения (Ртах) и времени его достижения (Сах). Разработанная модель силовой подготовки байдарочников отвечает задаче инновационной диверсификации в разных видах гребного спорта.

Инструментальное поле диссертационного исследования Ф.Е. Захарова носит выраженный динамический характер в анализе внутренней причинности развития скоростно-силовых качеств борцов, обеспечивающих эффективность выполнения коронных бросков [4]. Инновационная специфика исследовательской области проявляется в дихотомии: пиковый тренд скоростно-силовой подготовки - надежность соревновательной деятельности (ЭР). В доказательной логике исследования проявляется простой закон рекурсивных процессов: возрастание надежности соревновательной деятельности детерминирован повышением скорости выполнения отдельных фаз технических приемов. Соответственно, выдвинутое положение характеризует сущность ноу-хау в проекте повышения надежности выполнения коронных приёмов в условиях соревнований и даёт основание говорить о создании технологической платформы, повышающей инновационный потенциал греко-римской борьбы в целом. На практическую востребованность результатов исследования указывают опубликованные по теме работы (Ьв) и методическая проработанность проблемы (ОК).

Вслед за Захаровым Ф.Е., И.В. Косьмин предлагает оригинальную методику силовой тренировки на тренажерах [5]. Примечательно, что предлагаемая методика базируется на доказательстве эффективности силовых нагрузок в границах максимальных и граничных величин отягощений (с учётом стохастичности подготовки). Она позволяет применить признак нелинейности в отношении процессов интеграции новых технологий, достигать конкурентных преимуществ путём использования новейших достижений.

Убедительно доказано, что работа на тренажерах обеспечивает программируемую интенсификацию силовых режимов тренировки. Автором разработаны оригинальные

паттерны силовых упражнений, способствующие усилению метаболических процессов в организме (ОК). Возможно, это даёт основание для рассмотрения авторской методики силовой тренировки как инновационного инструмента моделирования процессов обретения спортивного мастерства. Во всяком случае, она оправдана практической востребованностью теории инноваций и рынка интеллектуальных услуг (ОК).

Наибольшим вкладом в решение обсуждаемой проблемы, с точки зрения обоснования построения силовой подготовки спортсменов, являются результаты исследования Д. Д. Дальского [2]. Инновационный характер авторской методики подготовки пауэрлиф-теров связан с доказательством необходимости индивидуализации силовой тренировки, исключающей несовместимые комбинации силовых нагрузок, использование специальных восстановительных и эргогенных средств (ЭР). Соглашаясь с логикой И.В. Косьми-на, он отстаивает свою позицию достаточно убедительно, выдвигая на передний план индекс ИФСС - как модельный преконструкт капитализации специальной силы спортсменов (Ю). Заметим, что вопрос количественной интерпретации силовой подготовки пауэрлифтеров глубоко проработан автором на методическом уровне (ОК).

Весьма перспективными в научном плане является диссертационное исследование

А. А. Супрун [10]. Положительным моментом научной разработки проблемы является связь прикладных и междисциплинарных теорий, методов (теории систем, структурализма, синергетики). Обладая контекстной ситуативной обусловленностью, предлагаемые когнитивные модели структурируют знания о подготовке гимнасток, фиксируют связи между используемыми технологиями и динамикой обретения спортивного мастерства. Автором предложен инновационный метод оценки эффективности техники двигательных действий гимнасток на основе коэффициента реципрокности. Доказано, что его использование в качестве управленческого фактора, обеспечивает специфические морфофункциональные настройки в организме, приращение функциональных резервов и повышение темпов спортивного мастерства. Это позволяет сконцентрировать усилия на решении задачи формирования новых управленческих функций, целью которых является аккумулирование интеллектуального капитала.

В масштабных исследованиях Ю.М. Макарова предложены дискурсы, ориентированные на пересмотр традиционных взглядов по подготовке юных спортсменов в игровых видах спорта [6]. Данная проблема относится к новой области знания - теории игровой деятельности в спорте (1У). Модель инновации в овладении игровой деятельностью сфокусирована на внедрении поливариантных форм ориентировочной основы деятельности, реализуемых на ориентировочном, исполнительском и творческом уровнях. Репрезентация идеи указывает на наличие определенного интерфейса развернувшегося дискурса, формирующего когнитивные структуры обучения юных спортсменов (ЭР).

Ю.М. Макаров занимает радикальную позицию в понимании эндогенных сущностей процесса обучения юных спортсменов, имеющую важное теоретическое и практическое значение (ОК). Наиболее ярко авторская позиция на повышение эффективности техничкой подготовки раскрывается в обосновании специфики когнитивного контекста обучения с учетом сложной комбинаторики факторов: многомерности объектов управления, динамичности достигаемых компетенций и стохастического характера тренировочного процесса (Ю). В креализованном формате методики обучения автор оптимально сочетает несколько кодовых систем. Иконический компонент обеспечивается компьютерной графикой, формирующей когнитивные структуры. В контексте такого понимания вполне очевидным становится рассмотрение содержания игровой деятельности как объекта, обоснованного на уровне методологического научного подхода (У8).

В диссертационном исследовании А.А. Рамзайцевой доказывается эффективность использования ситуационного подхода к обучению технике бросков мяча [8]. Критически сопоставляя полярные взгляды экспертов на технологию технико-тактической подготовки гандболисток, соискатель выделяет качественные критерии сформированного тех-

нического потенциала, факторы, оказывающие влияние на процесс обучения технике бросков (ЭР). При сравнительно малом репере мониторинговых точек А.А. Рамзайцева предлагает методику обучения ситуационной технике бросков - как креатуру техникотактической подготовки. Авторская позиция детерминирована инновационным циклом развития ориентировочного компонента двигательной деятельности. В качестве целей обучения А.А. Рамзайцева выделяет типические группы бросков мяча, осуществляемые с дальней и средней дистанции, с крайней позиции, с контратаки, после обыгрывания и прохода. Модель инновации просматривается с позиции формальной логики, развивая её в контексте вопросов непрерывности освоения и совершенствования техники игровых действий, контроля на стыках отдельных процессов и их комбинации в тонко сбалансированной системе обучения.

Результаты эксперимента указывают на возникновение контрапункта традиционному подходу к формированию вариативного навыка броска, поскольку авторская методика приводит к достижению вариативности бросковых навыков, подкрепленному повышением точности и результативности бросков, росту скоростно-силовых способностей и улучшению сенсомоторных качеств. Это смещает угол зрения в сторону индивидуального опыта обучения при исполнении броска с заданными качествами и ситуационную коррекцию траектории броска, тем самым переводя проблему повышения продуктивности обучения гандболисток на качественно новый уровень(ОК).

В диссертационном исследовании М.А. Сафроновой рассматриваются едва ли не самый обсуждаемый в научной периодике вопрос, связанный с выделением инновационных точек суперпозиций, определяющих этапность формирования теории физической культуры [7]. Не занимая ригористических позиций в критике различных концепций, автор указывает на синкретизм и универсальность идей, возражая против утилитаристского подхода к построению теории физической культуры (1У). Выявленный мультипликативный характер приращения научного знания в точках бифуркации разных кодовых систем, указывает размытость междисциплинарных границ кросскультурной интеграции, способствующей развитию сектора интеллектуальных услуг. Доказательная точность детерминистской методологии строится на выделении критической массы и дифференциации инноваций в различных по масштабам сегментах физической культуры. Кумулятивная сумма инноваций на разных этапах развития теории физической культуры позволяет автору определить границы детерминаций стохастической природы социокультурных явлений. Справедливо указывая на поликодовый характер концептуальной деривации, автор выделяет группу общенаучных и частнонаучных тенденций развития теории физической культуры - как преконструктов инновационного проектирования отраслевой науки, повышения знаниеёмкости производства интеллектуальных услуг (ОК). Выделенный рекурсивный характер формирования этапов указывает на итерационное саморазвитие теории физической культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характеристика интеллектуального ядра кластера позволяет сделать заключение, что научно-исследовательских технопарк НГУ им. П.Ф. Лесгафта обладает достаточными ресурсами в формировании инновационных кластеров и развития сектора интеллектуальных услуг. Решение выделенной проблемы, обсуждаемой в вышеприведенном контексте, отвечает современным вызовам - возрастанию конкурентных отношений, сокращению традиционных ресурсов развития, формированию единого информационного пространства. По своей дискуссионной части, эта проблема возвращает нас к синергетическому дискурсу, указывая на сопряженность с культурологической интенцией отраслевой науки, приращение интеллектуального потенциала университета. Как видим, приоритетность инновационного развития отраслевой науки, опирающаяся на использование мобилизационных механизмов наращивания интеллектуальных ресурсов, обеспечивает

её технологическое лидерство. В университете появляются невиданные ранее возможности на создание сбалансированного сектора прикладных исследований, обеспечивающих ликвидность привлекаемых финансовых средств на разработку инновационных технологий, генерацию паттернов, внедрение передового опыта. Подразумевается технологическая экспансия НИОКР, как инструмента интеллектуальной капитализации студенческого спорта и приращения научного потенциала в один из ресурсов развития кластера. Решение задачи требует поддержки ранних стадий научных исследований, трансформации идей и смыслов, демонстрации прототипов, информатизации исследовательских проектов, а также ускорения внедрения инновационных продуктов в практику. Развитие инновационного кластера даёт стимул техническому перевооружению, структурнотехнологической модернизации отрасли в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, В.И. Перспективы развития физической культуры, спорта и туризма России на основе государственно-частного партнёрства / В.И. Григорьев, С.С. Филиппов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 60-66.

2. Дальский, Д. Д. Коррекция тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге на основе методов оперативного контроля : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Дальский Дмитрий Даниилович. - СПб., 2013. - 23 с.

3. Захаров, Ф. Е. Повышение надежности выполнения коронных приемов борцами грекоримского стиля на основе индивидуализации скоростно-силовой подготовки : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Захаров Федор Евгеньевич. - СПб., 2013. - 25 с.

4. Замотин, Т. М. Обоснование индивидуальных тренировочных траекторий в специальной силовой подготовке гребцов-байдарочников на специально-подготовительном этапе тренировочного цикла : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Замотин Тихон Михайлович. -СПб., 2013. - 24 с.

5. Косьмин, И. В. Обоснование избирательной направленности тренировочных нагрузок тяжелоатлетов-разрядников на основе применения локальных силовых упражнений на тренажёрах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Косьмин Иван Васильевич. - СПб., 2013. - 23 с.

6. Макаров, Ю. М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис. . д-ра. пед. наук : 13.00.04 / Макаров Юрий Михайлович. - СПб., 2013. - 47 с.

7. Рамзайцева, А. А. Обучение ситуационной технике бросков мяча гандболисток 9-11 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Рамзайцева Анна Александровна. - СПб., 2012. - 21 с.

8. Сафронова, М. А. Становление тенденций развития теории физической культуры : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сафронова Мария Александровна. - СПб., 2013. - 223 с.

9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.infosport.ru>strategiya/. - Дата обращения - 30.07.2014.

10. Супрун, А. А. Технологический подход к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учета индивидуальных особенностей : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Супрун Александра Александровна. - СПб., 2013. - 24 с.

REFERENCES

1. Grigoriev, V. I. and Filippov, S. S. (2014), “Prospects of development of physical culture, sport and tourism of Russia on the basis of public-private partnership”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 60-66.

2. Dalsky D. D. (2013), Korrektion of a training load in powerlifting on a basis of methods of an operating control, dissertation, St. Petersburg.

3. Zamotin, T. M. (2013), Justification of individual training trajectories in special power training of oarsmen kayakers at a special and preparatory stage of a training cycle, dissertation, St. Petersburg.

4. Zakharov. F. E. (2013), Increase of reliability of performance of crown receptions by fighters of the Greek-Roman style on the basis of an individualization of high-speed and power preparation, dissertation, St. Petersburg.

5. Kosmin, I. V. (2013), Justification of a selective orientation of training loads of weight-lifters rated sportsmen on the basis of application of local power exercises on exercise machines, dissertation, St. Petersburg.

6. Makarov, Yu. M. (2013), Methodology of formation of game activity at young athletes in game sports, dissertation, St. Petersburg.

7. Ramzaytseva, A. A. (2012), Training in situational equipment of throws of a ball of handballers of 9-11 years, dissertation, St. Petersburg.

8. Safronova, M. A. (2013), Formation of tendencies of development of the theory of physical culture, dissertation, St. Petersburg.

9. The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020 approved by the order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r, available at: http://www.infosport.ru >strategiya/

10. Suprun, A. A. (2013), Tekhnologichesky approach to process of main preparation in rhythmic gymnastics on the basis of the accounting of individual features, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: gr-finec2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.08.2014.

УДК 796:005(072.8)

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПОРТИВНОГО АГЕНТА У ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Артем Михайлович Дубов, ассистент,

Галина Анатольевна Кузьменко, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), г. Москва

Аннотация

Предметом исследования нашей статьи выступает динамика формирования профессиональной компетентности спортивного агента с учетом всех профессионально значимых видов сопровождения спортсмена. Выбор цели исследования предопределен темой и отражается в выявлении условий формирования компонентов профессиональной компетентности спортивного агента у студентов педагогического вузов группах магистерской программы «Спортивный менеджмент» и спе-циалитета «Физическая культура». В работе представлена динамика формирования теоретикометодической, организационно-управленческой, психолого-педагогической, юридической, научноисследовательской компетентности спортивного агента, профессиональной компетентности спортивного агента в области медико-биологического сопровождения, консалтинга, экономического сопровождения, развития имиджа организации и субъекта деятельности. Эффективность технологии формирования профессиональной компетентности спортивного агента подтверждена статистически достоверными приростами полученных показателей с применением методов непараметрической статистики: коэффициента конкордации Кендалла, Т-критерия Вилкоксона. Методологическими предпосылками к организации исследования выступили основные научные положения

A.Н. Леонтьева, Н.А. Аминова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина,

B.Д. Шадрикова об условиях формирования профессиональной компетентности. Достигнутый прирост показателей профессиональной компетентности спортивного агента позволяет констатировать эффективность избранной технологии ее формирования с акцентированным развитием наиболее трудных для студентов педагогического профиля видов сопровождения: организационноуправленческого, юридического, осуществления консалтинга и разработки программы экономического сопровождения. Успешность формирования профессиональных компетенций спортивного агента в структуре экспериментальной программы «Агентская деятельность в спорте» подтверждается приростами полученных результатов и динамикой комплексного показателя профессиональной компетентности спортивного агента: 87,8% - у студентов магистратуры и 88,3% - у студентов специалитета.

Ключевые слова: профессиональный выбор студента, агентская деятельность в спорте, профессиональная компетентность, компоненты, формирующий материал, условия формирования, методика тестирования, динамика сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.