Научная статья на тему 'Инновационные формы подготовки управленческих кадров (на примере Малой академии государственного управления Нижегородской области)'

Инновационные формы подготовки управленческих кадров (на примере Малой академии государственного управления Нижегородской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / МАЛАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADMINISTRATIVE STAFF TRAINING / SMALLER ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Александр Васильевич, Кирюшина Наталья Юрьевна

Рассмотрена экспериментальная форма подготовки управленческих кадров «Малая академия государственного управления». Государственная задача формирования новой кадровой элиты требует переоценки и совершенствования образовательных технологий, применяемых в системе высшего профессионального образования. Предлагаемые механизмы позволяют воплощать в педагогическую практику новые подходы, способствующие профессиональному и личностному становлению будущего руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF ADMINISTRATIVE STAFF TRAINING (the example of the Nizhni Novgorod region Smaller Academy of Public Administration)

The article describes an experimental form of administrative staff training, "The Smaller Academy of Public Administration". The state has formulated the task of forming a new elite of personnel. This requires a reassessment and improvement of educational technologies used in the system of higher professional education. The proposed mechanisms allow new teaching approaches to be put into practice that contribute to professional and personal for-mation of future leaders.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы подготовки управленческих кадров (на примере Малой академии государственного управления Нижегородской области)»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.035.91

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ (на примере Малой академии государственного управления Нижегородской области)

© 2011 г. А.В. Петров, Н.Ю. Кирюшина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского kirushina@unn.ru

Поступила в редакцию 01.02.2011

Рассмотрена экспериментальная форма подготовки управленческих кадров «Малая академия государственного управления». Государственная задача формирования новой кадровой элиты требует переоценки и совершенствования образовательных технологий, применяемых в системе высшего профессионального образования. Предлагаемые механизмы позволяют воплощать в педагогическую практику новые подходы, способствующие профессиональному и личностному становлению будущего руководителя.

Ключевые слова: подготовка управленческих кадров, Малая академия государственного управления, инновационные педагогические технологии.

Острая полемика по вопросам образования демонстрирует глубокую заинтересованность общества и государства в модернизации существующей системы. Реализация индивидуального права на образование должна органично удовлетворять государственные потребности и обеспечивать общественный прогресс в целом. Значимой задачей является на настоящий момент воспроизводство и обновление профессиональной элиты, что регулярно подчеркивается высшим руководством страны1. Разворачивается масштабная работа по формированию различных уровней резервов управленческих кадров.

Совершенствование экономической и социальной структуры общества, переход к инновационному развитию предъявляют высокие требования к управленческому корпусу страны. Высококвалифицированный кадровый состав государственной службы может быть качественно сформирован только за счет мотивированных и целеустремленных профессионалов из разных сфер общественной жизни.

Далеко не все выпускники «управленческих» специальностей востребованы государственной и муниципальной службой. Однако очевидно, что подготовку будущего руководителя необходимо начинать в процессе получения высшего профессионального образования.

Уже на этом этапе возможен первичный отбор лиц, обладающих способностями к управленческой деятельности, в целях их специальной, особо организуемой подготовки. Эту задачу может и должна взять на себя система высшего профессионального образования.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы включают уровень образования (как правило, высшее), опыт работы по специальности, профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей [1]. Опыт практического руководства от небольших коллективов до более крупных приобретается в профессиональной деятельности. В образовательном процессе необходимо обеспечить на основе практикоориентированного проектного подхода формирование управленческих знаний и компетенций, воплощение их в организационные навыки деятельности в социальной среде. Большое значение имеет и развитие определенных личностных качеств, мировоззренческих ценностей. Будущим управленцам должны быть близки идеи социального служения и социальной ответственности, гражданственности, уважения достоинства человека.

Подготовка управленческих кадров в современных условиях требует использования качественно особых инновационных форм и меха-

низмов, педагогических технологий, предполагающих индивидуализацию и практико-ориен-тированный подход в работе со студентами. Одной из таких форм является Малая академия государственного управления.

Малая академия государственного управления (МАГУ) создана в 2006 году на основе решения Совета ректоров вузов Нижегородской области под патронатом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Положение о Малой академии государственного управления утверждено ректором базового университета с учетом мнения Совета ректоров вузов Нижегородской области и по согласованию с Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе [2].

Программа создания и деятельности Малой академии государственного управления осуществляется совместными усилиями государственных высших учебных заведений Нижегородской области. Базовым университетом для формирования структур Малой академии государственного управления по решению Совета ректоров вузов Нижегородской области является Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. МАГУ имеет форму факультета, который осуществляет дополнительную подготовку слушателей по специально разработанной образовательной программе.

К основным видам деятельности, развиваемым в рамках Малой академии, относятся: образовательная деятельность; научная деятельность; практическая деятельность по разработке и реализации социально значимых проектов. Основные параметры образовательной программы Малой академии, принципы отбора слушателей и подбора преподавательских кадров определяются Ученым советом МАГУ и утверждаются по согласованию с представительством Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

Целью деятельности Малой академии является подготовка лидеров из числа студентов вузов Нижегородского региона, обладающих устойчивыми морально-этическими и нравственными качествами, ответственностью, устойчивой гражданской позицией, а также профессиональными навыками организацион-но-массо-вой работы; способных посредством собственной активной жизненной позиции влиять на молодежную среду.

Основными задачами Малой академии являются:

- выдвижение из молодежной среды потенциальных лидеров, способных возглавлять

группы и оказывать влияние на ход социальнополитических процессов;

- формирование лидерских качеств в соответствии с задачами российского государства, органов государственной власти, прогрессивных элементов российского гражданского общества;

- создание для слушателей оптимальных условий развития их лидерского потенциала в авторитетной для студенческой молодежи вузовской среде и в условиях реального управления социально-политическими процессами;

- удовлетворение потребностей общества и государства в специалистах, обладающих лидерским потенциалом и навыками организационно-массовой работы, в том числе путем подготовки резерва руководящих кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.

В Малую академию принимаются студенты вузов Нижегородской области не ранее второго курса, обучающиеся по различным специальностям и направлениям подготовки, проявившие себя в академической и общественной жизни вуза, демонстрирующие инициативу, организаторские, лидерские способности.

Прием в академию осуществляется на конкурсной основе и проводится в два этапа: внутри каждого вуза и на межвузовском уровне. Условия и порядок внутривузовского этапа определяются вузом самостоятельно. Главными критериями отбора на внутривузовском этапе являются высокая успеваемость студента, активное участие в общественной жизни, наличие организаторских способностей. По итогам первого этапа вузами формируются списки студентов, рекомендуемых к зачислению в слушатели Малой академии.

На втором, межвузовском, этапе конкурса Ученый совет Малой академии осуществляет рассмотрение представленных кандидатур и принимает решение о зачислении в слушатели Малой академии по каждому конкретному претенденту. Ученый совет оценивает способности и возможности кандидатов осваивать программу Малой академии, для чего может запрашивать у вуза дополнительные сведения и документы по кандидатам и проводить с ними собеседование.

Образовательная деятельность Малой академии осуществляется в порядке, установленном для деятельности факультета университета, с особенностями, определенными спецификой контингента обучаемых, содержания программы обучения и форм ее реализации.

Основным документом, определяющим содержание образовательной деятельности и ор-

ганизацию учебного процесса в Малой академии, является образовательная программа Малой академии. Такая программа разрабатывается руководством Малой академии с привлечением необходимых специалистов, согласовывается с заинтересованными государственными органами и утверждается Ученым советом МАГУ. Порядок и организация учебного процесса регламентируются рабочим учебным планом и расписанием учебных и практических занятий, утверждаемых директором Малой академии. Образовательная программа Малой академии может осваиваться слушателями в различных формах, в зависимости от требований, предусмотренных рабочим учебным планом.

Основными формами обучения являются:

- выступления государственных и общественных деятелей (Полномочного представителя Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; губернатора и председателя Законодательного собрания области; руководителей региональных органов исполнительной власти

и др.);

- лекции по тематикам, обеспечивающим компетентность в сфере управленческой деятельности (конституционные основы государственного устройства Российской Федерации; государственное управление и экономика; правовой статус средств массовой информации; избирательная система и избирательные технологии; конфессии в современной России; политические партии и движения в России; социальные конфликты, пути и методы их разрешения и др.);

- тренинговые занятия в малых группах по формированию психологических, коммуникационных навыков, самооценки и социального взаимодействия, необходимых лидеру личностных качеств (ораторское искусство, деловой этикет, PR-технологии, социальное проектирование, психология лидерства, управление персоналом, разработка управленческих решений, социология управления, информационные технологии в управлении и др.);

- практические занятия по приобретению навыков самостоятельной проектной и организационно-массовой деятельности на базе органов государственной власти под руководством кураторов малых групп - должностных лиц аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, других государственных органов, членов Ученого совета МАГУ, профес-

соров и преподавателей базового вуза (участие в выработке и принятии конкретных управленческих решений, участие в организации и проведении общественно-политических акций, проведение общественно значимых мероприятий по патриотическому, гражданскому, правовому воспитанию, донорских, благотворительных акций и др.).

Все виды занятий проводятся в соответствии с действующими в университете положениями с учетом специфики подготовки слушателей Малой академии и порядка работы государственных органов.

Срок освоения образовательной программы составляет два учебных года. Качество освоения образовательной программы Малой академии определяется путем текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.

Промежуточная аттестация обучающихся в Малой академии проводится, в соответствии с действующими в базовом университете положениями, в форме зачетов, с выставлением оценок «зачтено» и «незачтено».

Итоговая аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения теоретической, тренинговой и практической частей образовательной программы Малой академии в полном объеме. Вид и характер итоговых испытаний определяются Ученым советом Малой академии. Это могут быть публичная защита индивидуального проекта по актуальным вопросам жизни города и региона, демонстрация результатов и личных достижений в общественной деятельности, предложения по совершенствованию процессов управления, отчеты о проведении общественно значимых мероприятий и др. При итоговой аттестации учитываются также работа в общественных приемных, специальных студенческих консультациях по юридическим, экономическим и социальным вопросам, в избирательных комиссиях в качестве их членов или общественных наблюдателей; стажировки в органах государственной власти.

Слушателю, полностью освоившему образовательную программу Малой академии и успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдается сертификат, подтверждающий освоение дополнительной образовательной программы. Оформление выпускного документа осуществляется по правилам, действующим в базовом университете.

Участие в научно-исследовательской работе является одним из основных компонентов реализации образовательной программы Малой

академии и проводится по направлениям и тематическим планам, утверждаемым Ученым советом Малой академии.

Интеграция научных исследований с процессом обучения и социально-политической практикой рассматривается в Малой академии как необходимая предпосылка:

— содержательного развития преподавательской деятельности, форм и методов обучения;

— достижения качества подготовки молодежных лидеров, опережающего потребности общества и государства;

— целенаправленного совершенствования структур и процессов практической деятельности.

Основными задачами Малой академии в области научных исследований являются:

— проведение фундаментальных и прикладных исследований социально-экономического, политического и идеологического состояния молодежной, прежде всего вузовской, среды и ее влияния на развитие современной России;

— выполнение по отдельным проблемам молодежной политики округа и региона полных циклов научно-исследовательских работ по заказам государственных органов власти и органов местного самоуправления;

— участие в конкурсах на получение грантов по актуальным социально-политическим и идеологическим проблемам, прежде всего в рамках молодежной тематики, и организация выполнения научно-исследовательских работ по выигранным грантам.

Привлечение слушателей Малой академии к научным исследованиям осуществляется через создаваемый в структуре Малой академии центр молодежных исследований, а также в других формах. Руководство Малой академии, включая заинтересованные государственные структуры, оказывает содействие в получении грантов на научные исследования по молодежной проблематике.

Управление Малой академией как структурным подразделением университета осуществляется в соответствии с уставом базового университета с учетом специфики целей и задач Малой академии, форм и способов осуществления ее деятельности.

Непосредственное управление Малой академией осуществляют: Ученый совет, директор, образовательные и научные центры, другие структурные подразделения Малой академии. Ученый совет Малой академии формируется из проректоров по воспитательной работе вузов Нижегородской области, видных ученых-гума-

нитариев, представителей аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, заинтересованных государственных органов. Ученый совет осуществляет общее руководство Малой академией, в том числе утверждает образовательную программу, программы курсов, определяет принципы организации учебного процесса, утверждает символику Малой академии. Ученый совет Малой академии имеет статус ученого совета факультета базового университета и непосредственно реализует решения по Малой академии Совета ректоров вузов Нижегородской области.

Директор Малой академии назначается из профессорско-преподавательского состава вузов области приказом ректора базового университета по согласованию с председателем Совета ректоров вузов Нижегородской области. Директор осуществляет исполнительно-распорядительное управление Малой академией, в том числе подбор преподавательских кадров, решает вопросы финансового и материального обеспечения деятельности Малой академии, является по должности председателем Ученого совета Малой академии, представляет Малую академию в отношениях с органами университета и внешними организациями.

Центр молодежных исследований формируется в составе Малой академии как структура, объединяющая творческие коллективы из проявивших склонность к научной работе слушателей Малой академии и преподавателей-иссле-дователей. Здесь организуется проведение научных исследований состояния молодежной среды, различных аспектов сознания молодежи, проблем определения и реализации молодежной политики, в том числе посредством участия в выполнении научных грантов.

Центр молодежного лидерства формируется в составе Малой академии как структура, объединяющая проектные коллективы слушателей, преподавателей и практических работников. Он организует разработку и реализацию практических молодежных проектов, направленных на развитие созидательной активности молодежи, ее гражданского самосознания, проведение благотворительных акций, общественных мероприятий и др.

В своей деятельности органы управления Малой академии опираются на управленческие структуры вузов Нижегородской области, отвечающие за организацию воспитательной работы со студентами, и активно взаимодействуют с ними. По мере необходимости руководство Малой академии и органы

уп-равления воспитательной работой вузов Нижегородской области создают временные советы, комиссии, рабочие группы для более эффективного и разностороннего обеспечения образовательной, научной, и организационнопрактической деятельности Малой академии.

Малая академия государственного управления, сохраняя юридический статус факультета базового университета, организуется как самоуправляющийся коллектив, где администрация, сотрудники и слушатели имеют равные возможности оказывать влияние на определение направлений, содержания и форм деятельности.

Правовое положение слушателей Малой академии в образовательных отношениях соответствует статусу студента базового университета. Слушатели академии имеют право участвовать в обсуждении важнейших вопросов деятельности Малой академии, влиять на содержание принимаемых по этим вопросам решений, в том числе через общественные организации и органы самоуправления Малой академии. Они вправе претендовать на привлечение к подготовке и проведению различных мероприятий, проводимых Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и его аппаратом, губернатором Нижегородской области. Слушатели имеют другие права, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными актами базового университета.

К слушателю Малой академии предъявляется требование быть примером для молодых людей путем активного участия в общественнополитической жизни страны и региона, продуктивного использования своих прав и сознательного отношения к выполнению обязанностей.

Опыт функционирования программы «Малая академия государственного управления» доказывает эффективность и целесообразность внедряемых подходов к образованию лидеров. Ежегодно в МАГУ поступает более 100 студентов нижегородских вузов в условиях жесткого конкурсного отбора, и интерес к программе у студентов Нижегородской области возрастает.

Всего на первую ступень обучения в 2010 году было зачислено 136 человек из 9 вузов Нижнего Новгорода. Это такие вузы, как Нижегородский государственный университет, Нижегородский государственный педагогический университет, Волго-Вятская академия государственной службы, Нижегородский государственный лингвистический университет, Нижегородский государственный технический университет, Волжский инженерно-педагогический университет, Нижегородский коммерческий

институт, Волжская академия водного транспорта, Нижегородская государственная медицинская академия.

На второй ступени обучается 87 человек, успешно прошедших промежуточное тестирование в мае 2010 года. По результатам итогового тестирования 26 слушателей получили сертификаты об окончании Малой академии государственного управления.

Принципиальное внимание в Малой академии уделяется проектной деятельности слушателей в различных сферах общественной жизни. Разрабатываемые и реализуемые проекты нацелены на решение социальных проблем и позволяют в полной мере раскрыть организационный потенциал слушателей. Кроме того, они позволяют студентам проявить свои духовные качества, раскрыть творческий потенциал, обогатить представления о родной стране, содействовать развитию патриотизма.

В 2010 году лучшими признаны такие поисковые работы, как проект «Разработка компьютерной системы для работы эпидемиологических служб на региональном уровне» Алексея Пережогина, студента факультета вычислительной математики и кибернетики; проект «Будь в безопасности» Андрея Кечасова и Анастасии Мурашовой, студентов юридического факультета. Проект Алексея Пережогина, в основе которого лежит компьютерная программа инновационного характера, был направлен в Министерство образования и науки и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для рассмотрения и практического внедрения. Андрей Кечасов и Анастасия Мурашова продолжают реализовывать свой проект в школах и вузах Нижегородской области, разъясняя и пропагандируя правовые нормы, прежде всего предлагая несовершеннолетним воздерживаться от выхода из дома в ночное время.

Общественно значимая деятельность слушателей МАГУ, их гражданская позиция наиболее ярко воплощается в следующих формах. Это консолидация студенческих инициатив различной социально полезной направленности, разработка и реализация социальных проектов по актуальным проблемам молодежи и студенчества, общества в целом. Слушатели организуют общественно значимые мероприятия по патриотическому, гражданскому, правовому, экологическому и семейному воспитанию, формированию ценностей здорового образа жизни, а также донорские, благотворительные акции, акции милосердия и социального служения. Они активно участвуют в работе в общественных при-

емных, специальных студенческих консультациях по юридическим, экономическим и социальным вопросам.

Значительный прогресс наблюдается в развитии форм обучения в Малой академии. Более широко используется кинолекторий по актуальным проблемам социальной жизни, проходят заседания дискуссионного клуба, обсуждение ключевых вопросов социально-экономической, культурной, политической жизни современного российского общества. Слушатели регулярно участвуют в общественных обсуждениях, инициированных нижегородским телевидением; выезжают на окружные мероприятия, организуемые аналогичными академиями других субъектов округа.

Заявляя о своей активной гражданской позиции, слушатели МАГУ с энтузиазмом включились в процесс по выборам Молодежного парламента Нижегородской области, из них 15 человек зарегистрировались в качестве кандидатов в молодежные депутаты.

Важным направлением деятельности Малая академия видит развитие сотрудничества с общественными организациями Нижегородской области. Совместно с нижегородской благотворительной организацией «Забота» были проведены выездные ознакомительные мастер-классы «Социальный менеджмент». Слушатели на практике смогли увидеть деятельность некоммерческих организаций, поучаствовать в ней.

На основе Малой академии создана региональная волонтерская ячейка движения «Добрая воля». Студенты-добровольцы принимали участие в организации выставки поделок детей, находящихся в детских домах Нижегородской области, представив наибольшее количество поделок от нашего региона. Реализуя проект аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ПФО «Звезды детства», слушатели посетили более 40 детских домов области, отобрали и подготовили творческие концертные номера детей на региональный конкурс, своими силами организовали и провели областной этап данного конкурса в прошедшем учебном году.

Программа Малой академии продолжается в рамках ежегодной выездной летней школы «Лига» на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Заря» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, куда собираются представители МАГУ всех субъектов Приволжского федерального округа. Здесь наиболее ярко проявляется интегрирующая функция МАГУ Нижегородской области. В прошедшем году в работе школы приняли уча-

стие делегации 12 регионов Приволжья, общей численностью 105 участников. Летняя школа имеет многоцелевой характер. В 2010 году особое внимание было уделено патриотическому воспитанию - состоялись лекции, мастер-классы, военно-патриотические игры, творческие мероприятия. При поддержке избирательной комиссии Нижегородской области проведены деловые игры по правовой тематике. Состоялись круглые столы, посвященные обсуждению сотрудничества слушателей малых академий государственного управления в округе.

К настоящему моменту подготовку в Малой академии Нижегородской области прошло более 600 человек. Слушатели, успешно завершившие программу обучения, включаются в кадровый резерв регионального и областного уровней.

Эффективность функционирования Малой академии подтверждается практикой трудоустройства выпускников. Многие из них уже завершили свое обучение в вузе и осуществляют профессиональную деятельность по основной специальности. Организационные навыки, полученные в МАГУ, широко востребованы. Многие уже в начале своего трудового пути занимают должности заместителей руководителей организаций в сфере бизнеса, создают собственные коммерческие и некоммерческие организации. Выпускники МАГУ работают в Законодательном собрании Нижегородской области, в правительстве Нижегородской области, в аппарате Полномочного представителя Президента РФ в ПФО, в муниципальных органах. В составе кадрового резерва ПФО состоит 11 выпускников МАГУ Нижегородской области.

Можно назвать лишь некоторые примеры профессионального пути выпускников МАГУ, чтобы продемонстрировать высокий потенциал в подготовке будущих управленческих кадров. Илья Владимирович Пономаренко, выпускник МАГУ 2008 года, окончил факультет физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2008 году. Во время обучения в МАГУ активно разрабатывал проект по пропаганде патриотических ценностей в молодежной среде. По окончании вуза поступил на работу в департамент по развитию спорта Нижегородской области на должность специалиста. Менее чем через год он был переведен на должность консультанта данного департамента, под его руководством работает четыре человека. Является государственным советником гражданской государственной службы Нижегородской области 3-го класса.

Выпускница МАГУ 2008 года Ольга Владимировна Лукинова окончила филологический факультет ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2009 году. Реализуемый ею в процессе обучения в МАГУ социально значимый проект приобрел характер культурного мероприятия, имеющего широкий резонанс. В целях его продолжения Ольга создала Нижегородскую региональную общественную культурно-просветительскую организацию «МАССОЛИТ». Профессиональную журналистскую деятельность Ольга совмещала с работой в общеобразовательной гимназии, где вела курсы журналистики для школьников. Она являлась помощником депутата Государственной Думы ФС РФ. В настоящее время работает в организации «Профессиональное сообщество менеджеров культуры».

Выпускник МАГУ 2009 года Олег Валериевич Зоря заканчивает обучение на финансовом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2011 году. За годы учебы он активно участвовал в деятельности нижегородской региональной молодежной общественной организации «Поколение новых лидеров», был избран членом Молодежного парламента при Законодательном собрании Нижегородской области. В настоящее время Олег возглавляет нижегородскую областную организацию Российского союза молодежи.

Малая академия государственного управления демонстрирует новые формы взаимодействия с передовой частью студенческой молодежи, подготовку лучших ее представителей, целеустремленных и инициативных, к возможной управленческой деятельности. Она получила высокое признание как со стороны студенчества, так и со стороны представителей политической и бизнес-элиты Нижегородской области.

Поиск инновационных технологий по подготовке будущей профессиональной элиты России планомерно продолжается. Этому содействует участие самих студентов в процессе отбора наиболее действенных механизмов. Опыт

функционирования Малой академии доказывает, что потенциал нестандартных подходов к подготовке управленческих кадров достаточно высок. Необходимо расширение форм и механизмов образовательной деятельности при осуществлении профессиональной подготовки, гармоничное сочетание основных и дополнительных образовательных программ, требуется легитимация технологий, находящихся на стыке учебного и внеучебного процессов, что предполагает соответствующее правовое оформление.

Примечания

1. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года затронуты вопросы формирования открытой политической системы, необходимости создания новых стандартов в деятельности органов государственного управления. Президент Российской Федерации призвал добиваться «прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина», оптимизировать систему оказания государственных и муниципальных услуг [3]. На совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров 23 июля 2008 года в качестве инструмента для создания такой системы Президентом инициировано формирование общероссийского резерва эффективных управленческих кадров [4].

Список литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31. Ст. 3215.

2. Положение о Малой академии государственного управления (МАГУ) Совета ректоров вузов Нижегородской области.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года. ЦКЬ: http://kremlin.ru/transcripts/9637

4. http://события.президент.рф/%D0%BD%D0%B E%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/861

INNOVATIVE FORMS OF ADMINISTRATIVE STAFF TRAINING (the example of the Nizhni Novgorod region Smaller Academy of Public Administration)

A V. Petrov, N. Yu. Kiryushina

The article describes an experimental form of administrative staff training, "The Smaller Academy of Public Administration". The state has formulated the task of forming a new elite of personnel. This requires a reassessment and improvement of educational technologies used in the system of higher professional education. The proposed mechanisms allow new teaching approaches to be put into practice that contribute to professional and personal formation of future leaders.

Keywords: administrative staff training, Smaller Academy of Public Administration, innovative educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.