Научные сообщения
УДК 378.091.398
Инновационные формы обучения в современной системе повышения квалификации педагогов
С. В. Власенко
Innovative forms of education in modern teachers’ professional development system
S. V. Vlasenko
Аннотация. Проблема, рассматриваемая в статье, заключается в выявлении критериев инновационных форм повышения квалификации, этапов их применения, выявлении педагогических условий проектирования инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации. В статье приводится сравнительный анализ традиционного и инновационного подходов к обучению педагогов в системе повышения квалификации и рассматриваются современные требования к инновационным формам организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов. Выявленные педагогические условия проектирования форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов выражены в виде основы содержания процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов, органично включают принципы: ориентированность на личность, паритетность, динамичность, осознанная перспектива, непрерывность, разносторонность методического консультирования и способствуют тому, чтобы система повышения квалификации стала центром инновационного движения.
Abstract. In the article author reveals the criteria for innovative forms of professional development, stages of the use of innovative forms, the pe-
dagogical conditions for designing innovative forms of organization of learning process in the teachers’ professional development system. The article provides a comparative analysis of traditional and innovative approaches to teachers advanced training in the professional development system; describes modern requirements for innovative forms of organization of learning process in the teachers’ professional development system. The revealed pedagogical conditions for designing innovative forms of organization of learning process in the teachers’ professional development system are expressed in terms of basic content of the learning process in the teachers ’ professional development system and include the following principles: a focus on personality, parity, dynamism, conscious perspective, continuity, versatility of methodical counseling. The revealed conditions contribute to the fact that professional development system would become a center of innovative movement.
Ключевые слова: система повышения квалификации педагогов, инновационные формы обучения, критерии инновационности, этапы использования инновационных форм, проектирование.
Key words: teachers ’ professional development system, innovative forms of teaching, criteria of innovativeness, stages of the use of innovative forms, designing.
Современный этап развития системы повышения квалификации характеризуется переосмыслением базовых ценностей в содержании, формах и технологиях повышения квалификации педагогов. В России сложилась многоуровневая система повышения квалификации учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы выдвигаются «основополагающие принципы этой системы: сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием, непрерывность повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности, согласованность и преемственность функционирования различных звеньев системы повышения квалификации, опережающий характер повышения квалификации с учетом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта» [1].
В настоящее время в России мы наблюдаем процесс интенсивных социальных, политических и экономических преобразований, и качественная подготовка кадров стала одним из важнейших залогов успеха проводимых в стране реформ. В условиях постоянно изменяющегося социума, рыночных отношений и изменяющихся требований к кадровым работникам все более важной и серьезной задачей системы повышения квалификации педагогических кадров становится создание новых, значительно более эффективных систем управления и развития.
В условиях нарастающей глобализации социально-экономической и культурно-политической жизни мирового сообщества изменяется и научная парадигма российского и казахстанского образования. Все более актуальной становится компетентностная ориентация образовательного процесса, нацеленного сегодня на формирование практически применимых комплексных навыков, умений и знаний. Профессиональная компетентность педагога как сложное функциональное образование становится центральным объектом государственной политики, что выражается в социальном заказе по подготовке педагога высокого уровня, способного активно содействовать реализации обра-
зовательных проектов национального масштаба. Проблемы профессионального развития педагогов, этапы становления профессионального мастерства, инновационную деятельность педагогов рассматривали исследователи с разных точек зрения: психология профессионального развития - Э. Ф. Зеер [2]; психологические аспекты инновационной педагогической деятельности - Н. В. Клюева [3]; деятельность учителя в аспекте повышения качества образования -Л. В. Мозгарев [4]; этапы профессиональноличностного развития учителя - П. Е. Решетников [5]; обучение на собственном опыте -Д. Ф. Ильясов [6; 7].
Обновление форм организации процесса обучения педагогов в системе повышения квалификации должно происходить при качественном кадровом сопровождении, и это значит, что должна быть пересмотрена система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов [8].
Курсы переподготовки педагогов должны давать слушателям ориентацию на педагогические методы, поощряющие решение проблемы повышения эффективности педагогического процесса.
Одним из основополагающих факторов развития системы образования является изменение роли учителя в современном обществе.
Э. М. Никитин считает, что одной из важнейших задач и результатом реформирования федеральной системы повышения квалификации работников образования должно стать появление педагога нового типа, способного к использованию инновационных форм и методов обучения [9].
Для российского образования постоянно была свойственна неудовлетворенность качеством работы образовательных институтов. При этом относительно новым явлением в последнее десятилетие стало желание значительного числа педагогов выйти за рамки образовательной традиционной предметной системы, базирующейся на идеях Я. А. Коменского.
Американский педагог Рейгелут (Reigeluth) справедливо замечает: «По мере нашего вхождения в высокоразвитое, технологическое, быстро изменяющееся, информационное общество существующая система школьного образования все больше будет становиться неадекватной».
Важно заметить, что, говоря о необходимости формирования инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации, педагоги-ученые видят необходимость основных действий по профессиональному развитию педагогов в разработке и институализации системы профессионального роста педагога, способного работать с моделью образования, ориентированного на результат [10].
Инновационные процессы, происходящие в системе повышения квалификации, снимают возможные напряжения, позволяя слушателям курсов приобрести психологическую, профессиональную, личностную уверенность и траекторию дальнейшей деятельности.
Мы в своем исследовании опираемся на идеи
Н. О. Яковлевой, рассматривающей педагогическое проектирование инновационных образовательных систем с позиций системного, деятельностного и информационного подходов [11].
Таблица 1
Сравнительный анализ традиционного и инновационного подходов к обучению педагогов в системе повышения квалификации
Компоненты парадигм Т радиционный подход Инновационный подход Связь с характеристиками профессиональной компетентности
Ценности - обучение для общественного производства - обучение для самореализации учителя в профессии - профессионально-значимые ценности педагога, овладение знаниями, умениями, навыками и следующими компонентами профессионального мастерства: система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности
Мотивы Обучение: - как обязанность как исполнение профессионального долга - заинтересованность взрослого (педагога) в обучении: от удовлетворения в профессии до достижения результатов; - заинтересованность в развитии личности школьника: от первых успехов до высоких достижений - мотивация к приобретению профессиональных знаний. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операциональнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую (И. Г. Никитин)
Нормы - «прохождение курсов», ответственность за обучение несут методические службы; обучение строится за счет соблюдения дистанции: методист-инструктор - обучающийся - взрослый (педагог) принимает на себя ответственность за свое обучение; - развитие личностных качеств, самоактуализация индивидуального педагогического опыта; - партнерские отношения между участниками учебного процесса «Профессиональная компетентность» -способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, обеспечивающий ее максимальную востребованность (В. А. Болотов, В. В. Сериков)
Цели - направленность обучения на приобретение научных знаний (предметно ориентированные) - направленность обучения на приобретение концептуальных знаний; - овладение профессиональной культурой и компетенциями: психоло- - направленность личности педагога на приобретение знаний, овладение инновационными формами и методами обучения
Компоненты парадигм Т радиционный подход Инновационный подход Связь с характеристиками профессиональной компетентности
го-педагогическими, социальными, гражданскими, этническими и т. д.
Задачи - обучение в молодости «как запас на всю жизнь» (А. Новиков) - обучение в течение всей жизни - методическая проблема: как научить педагога получать знания самостоятельно, развить навыки самообразования. Профессиональная компетентность педагога в рамках системы повышения квалификации - способность педагога к эффективному осуществлению профессиональной деятельности
Позиция участников учебного процесса - лекторско-преподавательский состав ИПК передает знания; - методист - «передатчик и информатор» знаний, инструктор - взаимообучение (лектор, преподаватель ИПК обучается вместе с педагогами), взаимное партнерство; - методист - фасилита-тор, организатор, координатор, менеджер учебного процесса Преподаватель ИПК организует проектирование инновационных форм организации процесса обучения педагогов в системе повышения квалификации, способствует формированию профессиональной компетентности педагогов
Формы и методы - авторитарный метод управления учебным процессом; - стабильная структура учебных курсов, учебнотематического плана; - стабильные формы проведения учебных занятий - демократичные методы (построенные на принципе равенства); - динамическая структура учебных курсов, учебно -тематических планов; - динамичные формы организации учебного процесса, акцент на переосмысление и обобщение инновационного опыта На формирование профессиональной компетентности направлены активные, практические методы обучения, применяемые при использовании инновационных форм организации обучения педагогов в системе повышения квалификации (дистант-коучинг, вебинар, аукцион педагогических идей, конференция, интерактивный семинар и т. д.)
Средства - основным средством являются учебные книги (методические пособия, рекомендации и т. д.) - учебная книга дополнена ресурсами информа-ционно-коммуникацион-ных систем (электронные учебники, сайты, интернет-лаборатории, интернет-семинары, программно-методические средства обучения) Интернет-ресурсы, мультимедийные средства, портфолио учителя, банк педагогических идей способствуют осмыслению педагогической деятельности, формированию методической компетентности
Контроль и оценка - мониторинг профессиональной деятельности педагогов - смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся - стержневым образованием личности является самооценка. Самоконтроль и самооценка педагогической деятельности способствуют формированию контрольно-оценочного этапа профессионализма педагога
Таким образом, при сравнении традиционного и инновационного подходов к обучению педагогов в системе повышения квалификации, мы видим, что инновационный подход требует от преподавателей ИПК использования инновационных форм, методов и средств обучения в системе повышения квалификации педагогов в комплексе. Кроме того, инновационные формы повышения квалификации педагогов имеют практическую направленность, что способствует формированию его профессиональной компетентности.
Выбор форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации - процесс сложный и во многом противоречивый, неуправляемый. Он порождает новые педагогические технологии, меняет представления о межпредметных связях, модифицирует прежнее научно-методическое обеспечение, обусловливает вариативность программ и учебных курсов.
Это позволило нам сформулировать современные требования к инновационным формам организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов:
- проектирование инновационных форм обучения должно быть направлено на стремление педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию;
- внедрение инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов представляет собой отнюдь не разовый акт, мгновенно встраивающий новшество в «тело» организации. Это сложный и длительный процесс, включающий в себя целый ряд взаимосвязанных этапов (стадий), последовательно ведущих к достижению конечного результата;
- проектирование инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов должно быть основано на уровне профессиональной компетентности педагогов;
- инновационные формы организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов должны предоставлять разнообразные возможности и свободу выбора для самосовершенствования профессиональных умений педагога;
- инновационные формы организации процесса обучения в системе повышения квалифи-
кации педагогов направлены на создание ситуации успеха;
- проектирование инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов приводит к качественно новым результатам и вызывает качественные изменения других компонентов педагогического процесса;
- инновационные формы организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов обеспечивают взаимодействие с опытом (прямое взаимодействие с областью осваиваемого опыта), привлечение реальных практиков.
Таким образом, инновационные формы организации обучения в системе повышения квалификации педагогов должны соответствовать следующим критериям:
- каждому виду (элементу) содержания образования должна соответствовать адекватная ему форма организации процесса обучения;
- инициатива (направленность действий) как преподавателя, так и обучающегося;
- обеспечение обратной связи;
- реализация компетентностного подхода;
- обучение на собственном опыте (experiential learning);
- обеспечение самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией;
- содержание нового решения способа деятельности преподавателя и педагога;
- обеспечение повышенной степени освоения педагогами изучаемой информации;
- мотивация к саморазвитию.
Разработанные нами критерии инновационности форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов определяют и основные направления формирования профессиональной компетентности педагогов.
Инновационные подходы осуществляются также в практике применения тренингов. Инновациями в практике проведения тренингов можно считать следующее: оригинальность
программ; адаптацию программ для различных категорий специалистов; применение не только тренингов, но и их элементов, органично вносимых в другие формы работы со слушателями.
В структуру тренинга обычно вводятся поведенческие компоненты (отработка практиче-
ЧИППКРО
ских навыков), рефлексивные (развитие рефлексирования как психологического образования), коммуникативные (понимание и отработка навыков слушания, коммуникации), релаксационные (развитие навыков саморегуляции и релаксации) и другие составляющие. Инновационными аспектами процесса развития профессиональной инновационности являются:
1) изменения в организации учебного процесса (использование нетрадиционных форм преподнесения материала, формирование проблемных вопросов, совместный поиск решений, стимулирование познавательной активности и творческого потенциала слушателей и лектора через преобразование их внутреннего и внешнего мира);
2) креативная практика, включающая в себя поисково-творческую самостоятельную деятельность (групповая дискуссия, диалог, поисковый семинар, поисковый практикум), разработку инновационных проектов, глубокое осознание, воплощение и оценку творческого результата;
3) самообразование (изучение передового опыта, новинок педагогической и методической литературы, самостоятельное научное исследование, например написание статьи о своем педагогическом опыте и т. д.).
Этапы использования инновационных форм процесса обучения:
1. Погружение в проблему. Так как это своего рода теоретический «вброс» информации, основное содержание которой - понятие «инновационные формы организации процесса обучения», типы и виды решений, методы принятия решений.
2. Формирование педагогических команд. Проявляется как особый процесс объединения слушателей в работоспособную команду, выбор лидера, определение схемы работы команды, распределение ролей в группе, выбор способов взаимодействия членов команды.
3. Получение начальной информации о проблеме представляет собой краткое изложение ситуации, описание основных параметров деятельности, постановку задачи (вопроса, проблемы).
4. Решение задачи. Этот этап посвящен непосредственно использованию инновационных форм организации процесса обучения с обоснованием стратегии и тактики поведения педа-
гога, описанием пакета решений. Он характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, спорами, дискуссиями, иногда столкновением мнений. Здесь проявляются не только личностные качества, но и профессиональный опыт, коммуникативные характеристики слушателей, оптимальность распределения ролей.
5. Представление решений осуществляется лидером педагогической команды, который озвучивает пакет управленческих решений, обосновывает их выбор, отвечает на вопросы.
Использование инновационных форм организации процесса обучения позволяет педагогам не только опробовать теоретические позиции, но и включает эмоциональный фактор ответственности за решение, возможности предложить варианты, а главное, обогатить свой личный опыт действия в различных условиях решения широкого спектра проблем.
Педагогические условия в литературе трактуются как совокупность необходимых внешних требований, удовлетворение которых обеспечит желаемый результат. Поскольку анализ содержания курсовой подготовки педагогов позволил сделать выводы о том, что современное педагогическое образование не обеспечивает в полной мере проектирование инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов, что обусловливает необходимость выявления соответствующих педагогических условий. Проектирование инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов может быть реализовано при соблюдении ряда педагогических условий:
1) изменение компонентов педагогического
процесса: целей, содержания образования,
форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления;
2) развитие компонентов профессиональной компетентности педагогов (когнитивный, прогностический, мотивационный, операционнодеятельностный, рефлексивно-оценочный);
3) использование в системе повышения квалификации форм организации процесса обучения педагогов, способствующих формированию теоретических знаний по проблеме использования в учебном процессе инновационных форм и методов обучения, включению в содержание обучения курсов повышения квалификации понятий,
концепций, направленных на формирование системы знаний об инновационных формах организации процесса обучения, теорий инновационной деятельности, знаний о научном проектировании нового содержания и инновационных педагогических технологий, знаний методологических основ педагогической деятельности; развитие деятельности и мышления педагога за счет усиления интегративных связей в системе «ИПК -образовательное учреждение» (проблемная лекция, теоретический семинар, вебинар, круглый стол, научная конференция);
4) формирование умений использовать инновационные методы и формы обучения (мастер-класс, проекты, самостоятельная практическая работа, интерактивные занятия, разработка конспектов уроков);
5) формирование положительной мотивации педагогов к инновационному обучению (индивидуально-обособленные учебные занятия, групповое обучение, беседа, семинар, занятия в малых группах, коллективные учебные занятия, кейс-стади, имитационные деловые игры, моделирование);
6) формирование у педагогов в процессе их профессиональной подготовки в системе повышения квалификации практических умений и навыков в области внедрения инновационных форм организации процесса обучения; этапная подготовка и повышение квалификации педагогов: моделирование, проектирование, использование активных и интерактивных форм работы со слушателями, креативная практика, тренинги и внесение их элементов в практические занятия, деловые игры;
7) обеспечение профессионально ориентированного педагогического взаимодействия в процессе обучения; применение интерактивных технологий обучения с учетом основной задачи и специфики субъектов обучения;
8) стимулирование самообразовательной деятельности, введение педагогов в круг педагогических инноваций;
9) включение педагогов в рефлексивно-оценочную деятельность (написание рефлексивных отчетов, самоанализ, оценивание работы коллег и самооценка в процессе повышения квалификации);
10) проведение с преподавателями института повышения квалификации методической учебы по проектированию инновационных
форм организации процесса обучения педагогов в системе повышения квалификации.
Выявленные педагогические условия проектирования форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов выражены в виде основы содержания процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов, органично включают принципы: ориентированность на личность, паритетность, динамичность, осознанная перспектива, непрерывность, разносторонность методического консультирования и способствуют тому, чтобы система повышения квалификации стала центром инновационного движения. Современная система повышения квалификации сможет снять ряд проблем, а именно: дублирование, нерациональное распределение ресурсов, слабое влияние на результаты образовательной практики, медленное распространение инноваций и др.
Повышение квалификации учителей в настоящее время требует должного внимания вопросам использования инновационных форм организации процесса обучения, соответствующих психофизиологическим особенностям взрослых.
Библиографический список:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. - М., 2013.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М. : Академия, 2009. - 240 с.
3. Клюева Н. В. Педагогическая психология. - М. : Владос, 2006. - 400 с.
4. Мозгарев Л. В. Учитель и качество образования // Педагогика: научно-теоретический журнал / ред. В. П. Борисенков, А. Я. Дани-люк. - 2007.- № 1. - С. 66-73.
5. Решетников П. Е. Профессионально-личностное развитие учителя на первой ступени педагогического образования : автореферат на соискание ученой степени доктора пед. наук. -Белгород, 2000. - 40 с.
6. Ильясов Д. Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). -С. 153-156.
7. Ярычев Н. У., Ильясов, Д. Ф. Концепция самообучающейся организации в отражении тенденций развития современной школы // Си-
t°At<ic4jv
£ А \
ЧИППКРО
бирский педагогический журнал. - 2011. -№ 4.- С. 247-254.
8. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании. - М. : Высшее образование, 2006. - 368 с.
9. Никитин Э. М. Федеральная система повышения квалификации работников образования : учебное пособие. - М. : РИПКРО, 1995. -194 с.
10. Каспржак А. Г. Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации : сборник рекомендаций. - М. : Университетская книга, 2007. - 288 с.
11. Яковлева Н. О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. - Челябинск : Изд-во Челябинского гуманитарного ин-та, 2008. - 279 с.
References:
1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Fe-deratsii “Razvitie obrazovaniya” na 2013-2020 gody [Russian Federation State Program “Development of Education” in 2013-2020 years]. - M., 2013.
2. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of Professional Development]. - M. : Akademiya, - 2009. - 240 p.
3. Klyueva N. V. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational Psychology]. - M. : Vlados, 2006. - 400 p.
4. Mozgarev L. V. Teachers and Educational Quality [Uchitel' i kachestvo obrazovaniya]. Peda-gogika. - 2007. - № 1. - P. 66-73.
5. Reshetnikov P. E. Professional'no-lichno-stnoe razvitie uchitelya na pervoy stupeni pedago-
gicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni doktora ped. nauk [Teachers’ Vocational and Personal Development in the First Stage of Pedagogical Education: Author's thesis]. -Belgorod, 2000.
6. Ilyasov D. F. Learning Organization as a phenomenon and strategy (Case study: General Education Institution) / D. F. Ilyasov // The world of science, culture and education. - 2013. - № 3 (40). - P. 153-156.
7. Yarychev N. U., Ilyasov D. F. The concept of the self-training organization in reflection of tendencies of development of modern school // Siberian pedagogical magazine. - 2011. - № 4. -P. 247-254.
8. Simonov V. P. Pedagogicheskiy menedzh-ment. Nou-khau v obrazovanii [Educational Management. Know-how in Education]. - M., 2006. -368 p.
9. Nikitin E. M. Federal'naya sistema povyshe-niya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya [Federal System of Teachers’ Professional Development]. -M., 1995. - 194 p.
10. Kasprzhak A. G. Formirovanie innovat-sionnogo resursa pedagogicheskikh kadrov sistemy obrazovaniya cherez razvitie sistemy povysheniya kvalifikatsii [Formation of Innovative Resource of the Education System Teaching Staff through the Development of Advanced Training System]. -M., 2007. - 288 p.
11. Yakovleva N. O. Pedagogicheskoe proekti-rovanie innovatsionnykh obrazovatel'nykh system [Pedagogical Design of Innovative Educational Systems]. - Chelyabinsk, 2008. - 279 p.