Научная статья на тему 'Инновационное развитие образования в условиях глобализирующегося мира: состояние, проблемы, перспективы'

Инновационное развитие образования в условиях глобализирующегося мира: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кройтор С. Н.

Проанализирована специфика образования в обществе, основанном на знаниях; рассмотрены основные направления изменений, происходящих в институте образования в условиях глобализации (структурные, функциональные, организационные). Обоснованы перспективные направления государственной политики в сфере высшего образования, изучен ряд проблем, связанных с адаптацией индивидов к современным тенденциям развития образования и рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE GLOBALIZING WORLD: STATE, PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Specific character of education in a knowledge-based society, main changes in education as a social institution in the conditions of globalization (structural, functional, organizational etc.), main directions of higher education policy and a number of problems dealing with adaptation of individuals to contemporary trends in development of education and labor market are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие образования в условиях глобализирующегося мира: состояние, проблемы, перспективы»

С. Н. КРОЙТОР

кандидат социологических наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В условиях ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ мИРА: состояние, проблемы, перспективы

Проанализирована специфика образования в обществе, основанном на знаниях; рассмотрены основные направления изменений, происходящих в институте образования в условиях глобализации (структурные, функциональные, организационные). Обоснованы перспективные направления государственной политики в сфере высшего образования, изучен ряд проблем, связанных с адаптацией индивидов к современным тенденциям развития образования и рынка труда.

Ключевые слова: образование, глобализация, экономика знаний, инновационное развитие, государственная политика.

Многие специалисты говорят о глобализации современного мира, которая проявляется в росте открытости, взаимозависимости и взаимопроникновении экономик и обществ. Рост этой взаимозависимости обусловлен прежде всего формированием многосторонних межстрановых связей в области производства, обмена и потребления товаров и услуг, интеграцией капитала, формированием глобальных финансовых рынков и рынков труда со спросом на высококвалифицированную рабочую силу. При определении стратегий национального развития все больше учитывается глобальный контекст. Эффективное развитие предприятий во многом определяется конкурентоспособностью выпускаемой ими продукции не только в национальном, но и в мировом контексте, в результате чего возрастают требования к ее качеству. Развитие технологий и наукоемких отраслей, а также оперативное внедрение инновационных разработок в производственные процессы становятся основой экономического развития. В этих условиях повышается значимость информации и знания (научного, экспертного, профессионального, повседневного), возникает потребность в его постоянном и оперативном обновлении, приращении и уточнении.

Следствием глобализационных процессов также является изменение структуры и форм занятости. Это вызвано рядом факторов. Во-первых, современные рынки труда характеризуются высоким динамизмом, что, в свою очередь, обусловлено достаточно быстрым устареванием профессиональных знаний и навыков, в результате чего перечень актуальных профессий и специально-

стей постоянно обновляется. Во-вторых, возникает множество новых нестандартных форм занятости. К ним относятся временная работа, сезонный труд, занятость на неполное рабочее время, работа по совместительству, занятость в режиме гибкого рабочего времени, дистанционные и надомные формы занятости и др. Эти изменения приводят к снижению стабильности положения отдельного работника на рынке труда, способствуют большей его уязвимости с точки зрения возможной потери рабочего места. В сложившейся ситуации индивиду становится недостаточно хорошо владеть одной профессией (специальностью) - для того, чтобы успешно конкурировать на рынке труда, от него требуется способность и готовность быстро адаптироваться к изменениям, осваивать новые виды производственной деятельности, совмещать различные функции, легко переключаться с одной задачи на другую.

Кроме того, глобализационные процессы приводят к расширению и укреплению политических и культурных связей между государствами. Это происходит, в частности, благодаря созданию множества международных и наднациональных организаций самой разной направленности (торговых, финансовых, политических, религиозных, этнических, благотворительных и др.). И наконец, современные общества активно компьютеризируются, все более широкое распространение получают новейшие информационные технологии и средства коммуникации. В результате происходит своеобразное «сжатие», «уплотнение» пространства и времени в восприятии людей: расстояние перестает быть препятствием для общения и деятельности, а время в сознании человека течет быстрее. Итак, глобализация представляет собой сложный системный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности как общества, так и отдельных людей.

Рост открытости социальных систем, которым сопровождается глобализация, в свою очередь, имеет ряд последствий, как позитивных, так и негативных. С одной стороны, вовлеченность в глобальные процессы и отношения способствует расширению возможностей обществ (создание совместных производств и разработка инновационных технологий, привлечение иностранных инвестиций в национальные экономики, освоение новых рынков сбыта, наращивание объемов производства и прибыли и др.) и индивидов (расширение возможностей для трудовой и профессиональной мобильности, миграции, коммуникации, международного туризма, доступа к информационным ресурсам и др.). С другой стороны, открытость социумов и их восприимчивость к любым влияниям извне приводит к возникновению новых, пока неизученных рисков и угроз. К ним относятся, в частности, техногенные, экологические, военные риски, проблема роста международной преступности, угроза международного терроризма, демографические проблемы, проблема глобального неравенства и т. д. Все эти риски угрожают устойчивому развитию, безопасности и стабильности как отдельных обществ, так и мира в целом. Итак, современный мир глобализируется, а значит, постоянно усложняется, и это приводит к росту неопределенности, снижению предсказуемости, прогнози-руемости и управляемости всех социальных процессов.

В этих условиях образование, и особенно его высшая ступень, становится одним из важнейших социальных институтов современного общества. Происходит возрастание удельного веса образования и науки в валовом внутреннем продукте многих стран. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование экономики, основанной на знаниях, и ее эффективное функционирование невозможно представить без развития человеческого капитала и потенциала, и особенно его интеллектуальной и творческой составляющей. Поэтому образование сегодня меняет свой статус в обществе и становится базовым ориентиром при формировании стратегии развития государства и общества. Из института, отвечающего за подготовку кадров для различных отраслей экономики, образование становится важнейшим ресурсом развития социума. Качество образования может рассматриваться как один из основных индикаторов экономического и социального развития государства. Качественное образование, с одной стороны, выступает условием инновационного развития страны и позволяет оптимизировать решение социальных и экономических проблем, возникающих в обществе и государстве, с другой - способствует эффективному включению социума в мировые экономические, социальные и иные виды практик за счет выпуска конкурентоспособной продукции и высококвалифицированных специалистов. Во-вторых, в условиях растущей неопределенности и энтропии социальных процессов повышается значимость образования как института, способного вносить вклад в прогнозирование будущего и предотвращение глобальных рисков и угроз. Образование в современном мире рассматривается как ключ к решению глобальных нравственных, экологических и других проблем, стоящих перед человечеством. Мы разделяем точку зрения ученых, утверждающих, что образованию сегодня необходимо придать статус «гуманитарной экспертизы» по отношению к процессам, протекающим в обществе, экономическим и социальным инновациям.

Какова специфика образования в обществе, основанном на знаниях? Каким должно быть образование, чтобы отвечать современным требованиям и быть эффективным ресурсом развития экономики и социума? Как меняется роль образования в обществе в контексте глобализационных процессов? Какие изменения (структурные, функциональные, организационные и т. д.) происходят в самом институте образования в условиях глобализации? Как должна выстраиваться политика государства в сфере высшего образования, чтобы, с одной стороны, обеспечить стране возможность успешно конкурировать в условиях глобальных рынков, а с другой - не лишиться традиций национального образования? И наконец, как происходит адаптация людей к современным тенденциям развития образования и рынка трудовых ресурсов, вызванным глобализацией? Над этими вопросами мы будем размышлять в рамках данной статьи. В контексте данной работы высшее образование нас будет интересовать особо, поскольку именно ему принадлежит наиболее значимая роль в подготовке специалистов, востребованных в условиях экономики знаний.

Прежде всего обратимся к рассмотрению тех основных преобразований, которые сегодня происходят в образовании. В первую очередь отметим, что образование претерпевает серьезные функциональные изменения. Функции образования в обществе расширяются и усложняются. Как уже упоминалось, образование становится не только институтом, отвечающим за подготовку кадров для различных отраслей национальной экономики, но стратегически важным направлением социального развития. Актуализируется роль образования как института, способного вносить вклад в прогнозирование будущего, предотвращение рисков, управление инновационными изменениями, оптимизацию процессов, протекающих во всех сферах жизнедеятельности общества.

Глобализация производственных процессов и рынков труда и формирование единого образовательного пространства обусловливают необходимость структурных изменений в образовании. Они включают преобразование образовательных стандартов, направленное на унификацию учебных планов и программ подготовки специалистов; постоянный пересмотр и корректирование перечней специальностей и специализаций, по которым осуществляется подготовка; создание универсальных международных систем оценки и управления качеством высшего образования и т. д.

Кроме того, в последние десятилетия наблюдается ряд организационных изменений в образовании. В частности, имеет место существенная трансформация образовательных практик. Это выражается, во-первых, в использовании в учебном процессе активных методов обучения, нацеленных на развитие у будущих специалистов способностей к поиску информации, ее критическому восприятию и анализу, применению полученных знаний в практической деятельности, выработке и принятии решений.

Во-вторых, изменяются способы коммуникации между студентом и преподавателем. Если раньше процесс обучения был построен на преимущественно односторонней трансляции учебного материала от обучающему к обучаемому (этот тип отношений можно обозначить как «учитель-ученик»), то современное образование характеризуется все более равноправными, партнерскими взаимоотношениями между субъектами образования, в основе которых лежит скорее диалог и сотрудничество, чем непререкаемый авторитет преподавателя. Педагога, который еще совсем недавно полностью доминировал в процессе обучения, сегодня можно охарактеризовать скорее как консультанта-коорди-натора, действия которого направлены на оказание студенту помощи в удовлетворении его собственных образовательных запросов. При этом индивид самостоятельно конструирует свою образовательную траекторию, т. е. выбирает оптимальные для себя типы и формы учебы, определяет темпы и продолжительность обучения. В этих условиях чрезвычайно важной задачей является подготовка самих педагогов, так как во многом именно от них сегодня зависит, усвоит ли завтрашний работник главное, что от него требуется в условиях современного изменчивого рынка труда, - воспринимать образование как непрерывный процесс совершенствования своих знаний и навыков, продолжающийся в течение всей жизни и не имеющий финальной стадии.

В-третьих, происходит расширение масштабов внедрения информационных технологий в процесс обучения, в результате чего учебные занятия обретают новые формы, а общение между субъектами образования становится опосредованным, виртуализируется. Учебный процесс перестает ассоциироваться с необходимостью присутствия преподавателя и студента в единой пространственно-временной среде. Благодаря применению новейших технологий и средств связи (Интернет, средства мультимедиа) становится возможным транслировать знания, осуществлять обратную связь и проводить контроль результатов обучения в удаленном режиме. Однако при всех очевидных преимуществах процесс виртуализации образовательного пространства все же представляется нам достаточно противоречивым. С одной стороны, он действительно способствует расширению возможностей учащихся за счет доступа к информационным ресурсам (например, электронным библиотекам), участия в дискуссионных форумах и Интернет-конференциях, использования цифровых материалов учебных курсов и др. Однако, с другой стороны, нельзя не отметить тот факт, что, например, в белорусском обществе высокие темпы виртуализации образования при существующем уровне компьютеризации и интернетизации населения, вероятно, приведут к снижению доступности образования для ряда социальных групп (малообеспеченные и пожилые граждане, жители сельских регионов). Нам представляется, что широкое внедрение информационных технологий в образовательные практики оправданно только в том случае, если оно, во-первых, ведет к повышению качества подготовки специалистов, во-вторых, сопровождается мероприятиями, направленными на то, чтобы образование с использованием ИКТ было в равной мере доступно для всех групп населения. В противном случае мы добьемся обратного результата - вместо того чтобы улучшать жизненные шансы индивидов и повышать уровень их социальной адаптации, образование станет дополнительным источником социального неравенства.

Кроме того, в связи с усложнением образовательных потребностей людей возникает множество новых форм и видов образовательной деятельности. Это связано, в частности, с тем, что в связи с быстрым устареванием профессиональных знаний возникает необходимость приведения их в соответствие с потребностями производства. Это, в свою очередь, обусловливает потребность в постоянном повышении квалификации и переподготовке специалистов, и в ответ на эту потребность возникают соответствующие структуры и институты последипломного и дополнительного образования. В последние десятилетия мы также наблюдаем все более широкое распространение институтов неформального образования - обучающих семинаров, интернет-курсов самой разной тематики и направленности, начиная от кружков рукоделия и заканчивая занятиями по иностранному языку, дискуссионных клубов, лекций выходного дня, которые проводят в музеях, на выставках и т. п., а также практик самообразования и самообучения.

Возникновение и распространение новых видов образовательных практик, в том числе неформальных, в свою очередь, приводит к изменению роли

традиционного образования в трансляции знаний. Если еще совсем недавно знания передавались фактически единственным способом - от учителя к ученику в рамках институционализированных образовательных практик, то сегодня их можно получить из множества иных источников, включая глобальную сеть Интернет, средства массовой информации, консультационные услуги, различные семинары и т. д., причем их доля в способах получения образования со временем заметно возрастает. Как утверждает П. Щедровицкий, это приводит к трансформации институционального ядра современной системы образования: «раньше таким ядром было образовательное учреждение и, приходя в школу, вы получали некий стандартный пакет образовательных услуг, сконцентрированных в определенных рамках и стенах [...]. Сегодня же таким образовательным ядром становится индивидуальная образовательная программа, а центром, соответственно, индивид [...]» [6].

Существенные преобразования в институте образования и изменение его роли в обществе, в свою очередь, приводят к расширению границ самого понятия «образование». Образование сегодня понимается многими исследователями не просто как овладение профессиональными знаниями и навыками, осуществляемое в определенных институциональных рамках, а любая активность человека по приобретению новых знаний, умений, навыков, в том числе самостоятельная.

Таким образом, от анализа преобразований в образовании как социальном институте мы подошли к не менее важным, на наш взгляд, вопросам. Каким образом эти изменения затрагивают отдельных людей? Каким требованиям должен соответствовать современный специалист, чтобы успешно конкурировать на рынке труда? Безусловно, изменения в обществе влекут за собой весьма серьезные изменения и в образе жизни людей. Получение новых знаний и навыков становится неотъемлемой частью повседневных практик человека в любом возрасте, а его конкурентоспособность на рынке труда определяется, в первую очередь, способностью к постоянному обучению, личной мотивацией, гибкостью, адаптивностью, заинтересованностью в обучении и его результатах, готовностью к изменениям, осознанию собственных образовательных потребностей и необходимости постоянного совершенствования знаний, навыков и профессиональных компетенций. Если раньше образование получали на всю жизнь, и происходило это, как правило, в молодом возрасте, то в современных условиях востребовано образование в течение всей жизни, а значит, учиться и совершенствовать свои знания и навыки необходимо и зрелым, и пожилым людям. Непрерывное образование является одной из наиболее эффективных форм развития профессионального и личностного потенциала индивида, способствует накоплению социального капитала, повышает шансы социальной адаптации и мобильности [11]. Жизнедеятельность современного специалиста можно описать как процесс, в ходе которого образовательная деятельность чередуется с трудовой, а зачастую и совмещается с ней.

Далее обратимся к вопросу о том, какими характеристиками должно обладать высшее образование, чтобы быть качественным и конкурентоспособным,

выступать эффективным ресурсом развития общества на современном этапе. Прежде всего, образование должно развиваться по опережающему принципу, т. е. не просто оперативно реагировать на изменения в экономике и обществе, но предвидеть и предвосхищать их. Современная вузовская подготовка должна строиться таким образом, чтобы сегодня выпускать специалистов, которые будут востребованы экономикой завтра. Чтобы эффективно справляться с этой задачей, образование нуждается в постоянном реформировании. Это реформирование обусловлено, во-первых, необходимостью постоянного пересмотра и корректирования содержания образования в связи с быстрым устареванием информации и потребностью в оперативном обновлении профессиональных знаний и навыков. Во-вторых, необходимо налаживание более четкой и тесной связи образования с рынком труда, которая может быть достигнута путем организации систематической работы по приведению существующего набора профессий и специальностей в соответствие с самыми оперативными прогнозами развития рынка трудовых ресурсов (как отечественного, так и мирового). В-третьих, образование должно обладать способностью гибко реагировать на изменение потребностей рынка и оперативно осуществлять переквалификацию и повышение квалификации специалистов, уже задействованных на рынке труда. Именно соответствие этим требованиям является одним из важнейших показателей эффективности социальной политики в сфере образования и критерием соответствия качества образования требованиям современной инновационной экономики.

Кроме того, политика государства в сфере образования должна учитывать ряд тенденций, связанных с переходом к рыночной организации экономики и процессами в образовании. Во-первых, к ним относится коммерциализация образования - привнесение в сферу образования принципов рыночной экономики и конкуренции. Это приводит к тому, что государство сегодня перестает быть единственным институтом, определяющим стратегию и направления развития образования. Образование - особенно высшее - становится полем столкновения интересов многих субъектов: государства, руководства предприятий, бизнес-структур, общественных организаций, руководства вузов, студентов и их родителей. В этих условиях чрезвычайно важным является достижение баланса интересов и потребностей всех субъектов, так как это является одним из условий стабильного функционирования института образования. Во-вторых, на государственной политике в сфере образования отражается присоединение государств к Болонскому процессу, которое, с одной стороны, предполагает проведение коренных преобразований в образовании, направленных на достижение его соответствия мировым стандартам, с другой - угрожает потерей существующих в национальных государствах образовательных традиций. А поскольку вступление в европейское образовательное пространство планируется в ближайшей перспективе и нашей страной, над этими вопросами необходимо серьезно задумываться уже сегодня. Образование является целостной системой, которая должна не только соот-

ветствовать постоянно изменяющимся требованиям общества и рынка труда (регионального, национального, мирового), но и сохранять определенную преемственность, воспроизводить собственные сущностные характеристики, поддерживать внутреннее равновесие. Только при условии грамотного сочетания нового и старого достигается устойчивое развитие образования в его взаимосвязи с другими социальными институтами, повышается его качество и эффективность. Нарушение баланса между традициями и инновациями, напротив, снижает эффективность образования, нарушает его связи с другими социальными подсистемами (экономической, культурной и т. д.), а в отдельных случаях может приводить к подрыву институциональных основ самого института образования. Поэтому важнейшей задачей государственной политики каждой страны является поиск оптимального соотношения традиционных основ национальной образовательной системы с новыми элементами, направленными на достижение соответствия требованиям и тенденциям развития образования в мире.

Все описанные явления и процессы, протекающие в институте образования в условиях глобализации и экономики знаний, говорят о том, что образование является одним из наиболее сложных институтов современного общества, саму основу которого составляют постоянные изменения. В этой связи образование требует все более гибких и оперативных методов управления с ориентацией на долгосрочную перспективу и опорой на обратную связь, са-морефлексию. Именно необходимость постоянного реформирования, обновления образования и ориентация на повышение его качества и доступности должна быть осознана как неотъемлемый элемент государственной политики, задача которой - эффективно задействовать интеллектуальный потенциал каждого человека для эффективного развития всех сфер общества - экономической, политической, культурной.

Литература

1. Globalization // Collins dictionary of sociology. - 3-rd edition. - Glasgow, 2000. - P. 252-253.

2. Risk society // Collins dictionary of sociology. - 3-rd edition. - Glasgow, 2000. - P. 525.

3. Богдан, Н. И. Инвестиции в высшее образование для экономики знаний: межстрано-вые аспекты / Н. И. Богдан // Проблемы управления. - 2008. - № 4(29). - С. 84-91.

4. Вежновец, Е. Н. Глобализация / Е. Н. Вежновец, И. В. Сидорская // Социология: эн-цикл. / сост. А. А. Грицанов [и др.]. - Минск, 2003. - С. 226-227.

5. Виртуализация межуниверситетских и научных коммуникаций: методы, структура, сообщества / под. ред. Н. Е. Покровского. - М.: СоПСо, 2010. - 155 с.

6. Глобализация образования: Тенденции и перспективы / Интервью Лины Клебановой с Петром Щедровицким. - Режим доступа: http://futureisrael.h1.ru/Vesti/Kleb3.htm. - Дата доступа: 11.10.2011.

7. Горшков, М. К. Непрерывное образование в контексте модернизации / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. - 232 с.

8. Диброва, М. И. Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования / М. И. Диброва, Н. М. Кабанова // Университетское управление. - 2004. - № 2(30). -С. 58-60.

9. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

10. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с. (Серия «Академический бестселлер»).

11. Непрерывное образование и потребность в нем / отв. ред. Г. А. Ключарев. - М.: ИКСИ РАН, Наука, 2005. - 173 с.

12. Структурная перестройка системы высшего образования. Аналитический обзор «Сравнительная модель трансформаций приоритетов в образовательной политике стран СНГ и ближнего зарубежья» № 10 (октябрь-декабрь 2004 г.) / Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. - Режим доступа: http://charko.narod.ru/tekst/an10/2_2. html. - Дата доступа: 16.10.2011.

13. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного Банка 2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://siteresources. worldbank.org/EDUCATI0N/Resources/278200-1099079877269/547664-1099079956815/se.pdf. -Дата доступа: 15.10.2011.

14. Цветкова, Н. Ф. Современная политика в сфере образования: глобальный, национальный и региональный аспекты: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Н. Ф. Цветкова. -С.-П., 2009. - 20 с.

s. kroitor

innovation development of education in the globalizing world: state, problems and perspectives

summary

Specific character of education in a knowledge-based society, main changes in education as a social institution in the conditions of globalization (structural, functional, organizational etc.), main directions of higher education policy and a number of problems dealing with adaptation of individuals to contemporary trends in development of education and labor market are analyzed in the article.

Key words: education, globalization, knowledge-based society, innovation development, state policy.

Поступила 29.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.