Научная статья на тему 'Инновационное развитие Нижегородской области: особенности и факторы роста'

Инновационное развитие Нижегородской области: особенности и факторы роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1030
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРИОРИТЕТНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Едронова В.Н., Садовский Н.М.

В условиях перехода мировой экономики к постиндустриальному обществу важнейшим фактором экономического роста становится инновационная социально ориентированная модель развития, в формировании которой существенную роль играют регионы. Предметом исследования является инновационная деятельность крупнейшего индустриального региона Российской Федерации Нижегородской области. Цель работы оценка состояния и динамики инноваций в регионе, выявление проблем и факторов развития инновационной деятельности. Исследование проведено с применением статистических методов оценки явлений и процессов, в том числе методов структурного анализа, анализа временных рядов и сравнительного анализа. В качестве источника данных использованы официальные сайты Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), территориального органа ФСГС по Нижегородской области, правительства Нижегородской области. Результатами работы являются аналитические таблицы и выводы, отражающие состояние и тенденции развития инновационной деятельности региона, степень государственной поддержки, а также влияние факторов роста, которые могут быть использованы при выработке рекомендаций и механизмов развития инноваций в других регионах, при подготовке лекций и докладов по социально-экономическому развитию области. Материалы статьи представляют также интерес для потенциальных инвесторов Нижегородского региона в сфере инноваций. Исследование позволило сделать вывод о том, что от активной поддержки инноваций со стороны правительства Нижегородской области напрямую зависит успешное развитие региона, создание и формирование его имиджа. Нижегородская область вносит существенный вклад в решение общенациональной задачи роста национальной экономики на основе инновационного пути развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие Нижегородской области: особенности и факторы роста»

Regional economics: theory and practice Innovation and investment

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

INNOVATION DEVELOPMENT OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION: CHARACTERISTICS AND FACTORS OF GROWTH

Valentina N. EDRONOVA

Doctor of Economic Sciences, Professor

Department of Computer Information Systems of Financial Calculations N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod — National Research University (UNN), Nizhny Novgorod, Russian Federation vnedronova@mail.ru

Nikita M. SADOVSKII

Full-time student Department of Economics

N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod —

National Research University (UNN), Nizhny Novgorod, Russian Federation

Nickita.Sadovskiy@yandex.ru

Abstract

Subject The subject of the research is innovation activities of the largest industrial region of the Russian Federation, i.e. the Nizhny Novgorod region. Objectives The purpose of the work is the assessment of the status and dynamics of innovation in the region, identifying problems and factors in the development of innovation activities.

Methods We conducted the study with the use of statistical methods for the assessment of phenomena and processes, including the methods of structural analysis, time series analysis and comparative analysis. As the source of the data we used the official websites of the Federal State Statistics Service, the territorial authority of the Federal State Statistics Service in the Nizhny Novgorod region and the Government of the Nizhny Novgorod region.

Results The result of the study is the analytical tables and conclusions reflecting the status and trends of the development of innovational activity in the region, its public support and growth factors. Practical Application The analytical tables and conclusions obtained may be used in the formulation of recommendations and mechanisms for innovation and development in other regions, preparation of lectures and presentations on socio-economic development of

the region. The materials of the article represent certain interest to potential investors of the Nizhny Novgorod region in the field of innovation. Conclusions and Relevance We conclude that the active position of the Government of the Nizhny Novgorod region in the field of support and development of innovation is aiming at the successful development of the region, creating and maintaining its image. The Nizhny Novgorod region is making a significant contribution to the national objectives of growth of the national economy on the basis of the innovation way of development.

Keywords: innovation, priority innovation project, innovation infrastructure

In the context of the world economy transition to a post-industrial society, an innovation socially oriented model of development becomes an essential factor of economic growth, as it is noted in the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020, approved by the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 No. 2227-r1.

1 RF Government Decree On Approval of the Strategy of

innovative development of the Russian Federation for the period until 2020, of December 08, 2011 № 2227-r.

Tablel

The main indicators of innovation in the Nizhny Novgorod region in 2005-2012 Compiled by the authors.

Source: Science and innovation in the regions of Russia Available at: http://regions.extech.ru/regions/region_info1.php?id=52

Indicators 2005 2011 2012

Number of organizations engaged in research and development 101 93 87

Number of organizations engaged in research 49,797 39,902 40,882

Costs of research and development, P Mio:

— fundamental research 513.2 1,512.5 1,554.1

— applied research 2,412.8 5,641.2 5,253.8

— development 10,691.2 23,024.2 31,366.3

Patents for invention, granted 450 286 286

Patents for utility model, granted 227 278 265

Number of advanced manufacturing technologies 55 47 67

Innovative activity of organizations, % 14.7 17.7 14.7

Cost of technological innovation, P Mio: 4,603.0 30,333.3 59,906.8

Amount of innovation goods and services, P Mio: 61,135.9 153,221.8 152,018.4

Regions play an important role in the formation of the national innovation system. A number of Russian [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12] and foreign authors [2, 7] devoted their works to the development of national and regional systems of innovation. At the same time, the practical experience of innovative development of the constituent entities of the Russian Federation is highlighted quite poorly.

The Nizhny Novgorod region is a big industrial area, with its economic potential. In 2011, the region accounted for 1.7% of total gross regional product of the regions of the Russian Federation, labor potential in 2012 amounted to 2.4 per cent of the employed population of the country. The region is one of the largest centers for scientific and technical education, academic and sectoral science. About 90 companies and organizations including 6 institutes of the Russian Academy of Sciences are implementing research and development2.

The basis of the region's economy is industry, which occupies one third of the gross regional product of the region. In 2012, the share of industrial production amounted to 2.6% in the all-Russian level. There is manufacture of refined petroleum products, vehicles, iron and steel production developed in the region. The production of buses and trucks makes the Nizhny Novgorod region the first-rank region in Russia. The steel pipe and paper productions brings the region the second and fourth places respectively. By volume of

2 Nizhny Novgorod region Law On Approval of the Program of socio-economic development of the region in 2012-2015, of August 08, 2012 № 106-36.

shipping products of the manufacturing industries, the region takes the sixth place among the regions of Russia [8]. The feature of Nizhny Novgorod is a powerful military-industrial complex, which includes the companies of air-and ship-building, high-precision instrument engineering, nuclear energy, electronics and other science-based high-tech industries3. The Nizhny Novgorod region's innovation system is a complex of private and public sectors of the economy which research, develop, produce and sale high-tech products. The governance and innovation financing structure is a part of this complex. For 2005-2012, significant progress has been achieved in the area of innovation (Table 1). For the period from 2005 to 2012 timeframe, with some reduction in the number of organizations involved in innovation (2005 — 101; 2011 — 93; and 2012 — 87), the cost of basic research increased 3 times, applied research increased 2.2 times and design — 2 times. The number of advanced manufacturing technologies also increased: 2005 — 55, 2012 — 67. Research work employed over 40 thousand people in 2012; in 2012, the number of employees engaged in research and development was 3.76% of the total employed population that exceeds the national average 2.23 times. In 2012, the number of issued patents for invention was 286 and utility model patents — 265.

Percentage of organizations engaged in technological, organizational, and marketing innovation (innovation

3 Nizhny Novgorod region Government Resolution On Approval

of the Concept of innovation development of the Nizhny Novgorod

region up to 2020, of July 31, 2013 № 504.

• Innovation costs, P Mio -Trend

Figure. Trends in costs of technological innovation in the Nizhny Novgorod region in 2005-2012

Source: Science and innovation in the regions of Russia

Available at: http://regions.extech.ru/regions/region_info1.php?id=52

activity) in 2012, was 14.7%. Cost of technological innovation in 2012 amounted to 59.9 billion rubles, and in comparison with 2005, it increased 13 times, with innovative products and services increased 2.5 times4. On most indicators of innovation development, the Nizhny Novgorod region is among the top ten Russian regions. The National Association of Innovations and Information Technologies Development (NAIITD) summed up the results of innovation activity of 83 Russian regions according to the European ranking procedure of "European Innovation Scoreboard". After 2012, the Nizhny Novgorod region was ranked the fourth place in the overall ranking after Moscow and St. Petersburg with very high innovation activity and the Republic of Tatarstan, which won the first place in the group with high innovation activity5. The experts of the National Research University Higher School of Economics also gave the fourth place to the Nizhny Novgorod region in the ranking of innovative development of subjects of the Russian Federation in 2013. The study was conducted on 36 indicators grouped into four thematic blocks:

• the socio-economic conditions;

• the impact of innovation;

• scientific and technological potential;

4 Nizhny Novgorod region Government Resolution On Approval of the Concept of innovation development of the Nizhny Novgorod region up to 2020, of July 31, 2013 № 504.

5 NAIITD sums up the ranking of innovative activity of regions of 2012. Innovative activity of regions is increasing. Available at: http://www.nair-it.ru/news/04.07.2013/405.

• the quality of regional innovation policy. Moscow is recognized as the leader, followed by the Republic of Tatarstan, the third line of the rating goes to St. Petersburg.

The constant growth of expenditure on technological innovation indicates positive trends of innovative development of the region (Figure). The success of the Nizhny Novgorod region's innovation development is largely determined by the attention of the Government of the region on this issue. A Coordinating Council was established in the region to support innovative projects in the field of small and medium-sized businesses under the Governor of the area, and a package of legislative framework of innovation in the region has been developed. The package includes 4 regional laws, and about a dozen resolutions of the Government and a number of agreements. In 2003, the Nizhny Novgorod region, one of the first, adopted the law on State support for innovation (hereinafter as Law № 79-Z)6. In 2006, the law on State support for innovation activity in the Nizhniy Novgorod oblast of February 14, 2006 № 4-w7, strengthened and clarified the law's provisions of2003, defined the legal and economic basis for State support for innovation activity in the territory of the Nizhny Novgorod region and the Government support measures. The law states that the

6 Nizhny Novgorod region Law On State support for innovation in the Nizhny Novgorod region, of September 15, 2003 № 79-Z.

7 Nizhny Novgorod region Law On State support for in-

novation in the Nizhny Novgorod region, of February 14, 2006 № 4-Z. (as amended on November 06, 2013)

State support is provided for the modernization of the economy, ensuring the competitiveness of domestic goods, works and services in the Russian and global markets, improving the quality of life of the population. The objects of State support are the entities for innovation, implementing the priority project and actors of innovation structure.

The projects that introduce and commercialize various scientific and technological results, increase the productivity, reduce product cost, contribute to production of innovative goods, ensure social efficiency and positive fiscal effect to the consolidated budget of the Nizhny Novgorod region, comply with the priority areas of science, technology and engineering, are recognized the priorities.

As the State support measures of innovation projects, the law includes the following:

• financial support using the funds of the regional budget;

• arrangements of investment tax credits for innovation activities;

• administration of State guarantees, subsidies, grants;

• partial reimbursement of the interest rate on loans to commercial banks, called for the implementation of priority innovation projects;

• exemption of rent for land in public ownership. In 2012, the project of the OJSC Scientific and Research Enterprise of Mechanical Engineering "For production of innovative low-voltage complete devices CLE Freecon" with Government support in the form of a grant from the regional budget in order to recover part of the costs of paying interest on credit contracts and agreements was recognized innovation. In 2013, the project of the FSOE Plant named after Ya.M. Sverdlov "For production of formalin and urea-formaldehyde concentrate" in order to achieve world class quality and environmental parameters of phenol-formaldehyde and urea-formaldehyde resins, having no analogues in Russia, was recognized an innovation8.

An important part in the formation of a favorable investment and innovation climate is the formation and development of clusters, enhancing industrial cooperation and the factor of simultaneous development of several acting industries. The region has been developing a petrochemical cluster since 2010. With regard to the implementation of major investment projects

8 Priority projects. Available at: http://www. mininvest.ru/ activitis/investment-projects.

in the automotive industry, it was decided to form an innovation cluster in the automotive industry and the petrochemical industry.

The region has developed a regional program to support the development of the Sarov innovation cluster, which includes 60 companies of 21 thousand workers. The cluster members conduct research, development and production in the field of information technologies (including supercomputer technologies and modeling of complex physical processes), new materials, new energy, scientific and industrial instrumentation, automatic control systems of technological processes. In 2012, the aggregate volume of shipped goods of the cluster enterprises amounted to more than 25 billion rubles9. An important direction of the development of innovation models of the economy is the creating an innovation infrastructure, which aims to contribute to the realization of innovation projects, including the provision of administrative, logistical, financial, information, personnel, and organizational consulting services. The innovative structure of the Nizhny Novgorod region is quite diverse and represented by the following organizations10:

■ The Nizhny Novgorod innovation business-incubator, SI;

■ Business-incubator Opora, Ltd.;

■ The Nizhny Novgorod scientific-information center, SEI;

■ The Innovation-technological center of the N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod;

■ The Nizhny Novgorod scientific center of Russian Academy of Sciences;

■ The Nizhny Novgorod regional center of new information technologies;

■ The Nonprofit partnership of the Nizhny Novgorod regional centre of nanotechnology;

■ The Nizhny Novgorod center for investment in energy efficiency;

■ The Sarov Techno Park;

■ The IT Park of Ankudinovka.

The State Institution of the Nizhny Novgorod business-incubator CLEVER, was established in 2007 as a result of the cooperation of the Government of

9 Nizhny Novgorod region Government Resolution On Approval of the Concept of innovation development of the Nizhny Novgorod region up to 2020, of July 31, 2013 № 504.

10 Infrastructure of innovation. Available at: http://minprom. government-nnov.ru/?id=16375.

the Nizhny Novgorod region and the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on the principles of co-financing by the Federal and regional budgets. The Business-incubator (BI) entered the top ten of the incubators, created under the program of the RF MED. Its objective is the development of high-tech enterprise based on the use of world experience and best business ideas. The project aims to support small innovative enterprises in Nizhny Novgorod and the region, and it provides the following services:

• concessional lease of furnished office premises;

• free training and consulting services in the field of management, marketing, law, accounting, and technical consulting;

• assistance in preparing a business plan;

• assistance in promotion of a product or service of the company;

• assistance in the search for investment;

• free participation in exhibitions and conferences of the Russian and international standards.

About two dozen companies, the projects of half of which had been brought to the ready-to-sell product or services, were selected on a competitive basis and hosted. The sales of products created by the companies-residents of the BI amounted to 83 million rubles, which allowed the transfer of 19.5 million rubles to the budget of the region.

The Business-incubator Opora, Ltd was founded in 2004 with the aim of providing accounting, legal, and organizational services to small innovative enterprises. The Business-incubator established the infrastructure support for small innovative companies: coaching center, office and specialized laboratory facilities, production facilities, and the park of general availability devices. By 2010, the following had been established and funded: 15 small innovative enterprises; a school for innovation business; 125 jobs; 20 projects. The sales amounted to 166.7 million rubles, tax payments amounted to 21.1 million rubles, and the volume of external financing amounted to 93 million rubles. The Nizhny Novgorod scientific-information center, SEI was set up by the Ministry of Education and Science of the Nizhny Novgorod region in 1999, with a view to enhancing the use of scientific and technical potential of the region for the region's economy, providing assistance to enterprises in the Nizhny Novgorod region in establishing international partnerships, legal protection for intellectual property and regional expertise of scientific organizations. The Center conducts training programs in management, marketing, provides access

to information resources and databases on Science and technology.

The Innovation-technological center of the N.I. Lo-bachevsky State University of Nizhny Novgorod is a structural subdivision of the Nizhny Novgorod State University, the official representative of the Foundation for assistance to small innovative enterprises in the scientific and technical sphere in the Nizhny Novgorod region. The basic partners of the Innovation-technological center (ITC) to implement innovation projects are many governmental and non-governmental organizations, including: the Foundation for assistance to small innovative enterprises in the scientific and technical sphere; Club of private investors in the ITC of NNSU; The British Council; Civilian Research & Development Foundation (the United States); the Concern of Biomedical High Technologies TEBAID (Italy); Russian technology transfer network (RTTN); French-Russian technological network (RFR).

The Nizhny Novgorod scientific center of Russian Academy of Sciences was created in 2008 with the aim of coordinating the work of academic institutions in the Nizhny Novgorod region, especially on cross-cutting research, organization of their interaction with the industry-science, industry and regional Universities. The most important task is the solving of various infrastructure and social problems of the academic science in the region, including support of the institutions with modern information and supercomputer technologies. One of the missions of the Center is working with local authorities, especially on the implementation of projects for the region. The institutions of the Centre take part in the implementation of international research programs and projects: the International Thermonuclear Experimental Reactor (ITER), the Laser Interferometer for Gravitational Observations (LIGO), the Compact Linear Collider (CLIC), the High-Power Lasers for Energy Research (HIPER), and the European Research Association of Semiconductor Sources and Detectors in THz-band Frequencies (network project (GDR-E)). A number of projects are being carried out within the framework of the EU research programs supported by international research foundations (ISTC, CRDF, and others). The NSC RAS institutions perform a large number of applications, aimed at the creation of fundamentally new technologies, models of new machinery, equipment, and the element base. The innovative developments are, as a rule, conducted on the orders of the concerned organizations under direct contracts or under government contracts. Industrial testing of the results

and their commercialization is done by the institutions in close collaboration with small high-tech firms, which create the "innovation zone" of the NSC RAS. The Nizhny Novgorod regional center of new information technologies (NRC NIT) at the Nizhny Novgorod State Technical University is an authorized dealer and training centre of the Autodesk Company. The NRC NIT provides information services on the development and production of multimedia information systems; virtual models of Web-sites; realization of hardware (HP, Mutoh, Canon, Encad, Vidar, Contex, ELSA, Och), consumables, licensed software (Autodesk, Microsoft, Consistent Software, Softline, Unigraphics, Graphisoft, Corel, Adobe, etc.) for engineering, architecture, land planning, inventory. The Academic and Research Center for Computer Graphics and Geometry of the NRC NIT is an authorized training center, registered at the European Office of ATC (authorized training centers) of Autodesk. The Center is licensed and authorized to issue the International Certificate of the Trainee. The Nonprofit partnership of the Nizhny Novgorod regional center of nanotechnology was established in 2006 to develop nanotechnology in the Nizhny Novgorod region, develop and implement projects on nanotechnology and to increase the competitiveness of enterprises based on new generations of materials and technologies. The priorities of the Center are as follows:

• introduce import-substituting productions on the basis of high technologies;

• transform knowledge into market products;

• form efficient regional innovation systems, ensuring interaction of scientists with the production.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Center is working at the request of industry, searches for and develops new ideas and innovation proposals, compiles information on the existing developments and technologies of the industrial plants with prospects in high-tech research and production. The Centre provides the following services:

• search for a partner of the investment process, including foreign partners;

• search for an investor;

• marketing of products and technologies in nanoin-dustry;

• introduction of the innovation project;

• seminars to raise awareness and information on nanotechnology;

• information services and conferencing;

• preparation for and participation in the collective exposition at exhibitions.

The Nizhny Novgorod center for investment in energy efficiency, LLC (LLC NCIEE-NN) is an Expert Center in the system of voluntary certification of organizations in the field of the rational use and conservation of energy (RUCE). The Center performs the calculations of the technological losses of electricity and heat, tariffs, the need for heat and fuel for boiler. The Center is registered at the Unified Register of organizations-participants of the system of RUCE eligible to conduct energy audits. Together with the Research Institute of Energy-efficient Technologies of the Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev, the Center provides training in the system of RUCE; together with the Committee for energy efficiency of the Chamber of Commerce and Industry of the Nizhny Novgorod region and the Ministry of Industry and Innovation of the Nizhny Novgorod region, the Center is working to improve the efficiency of the production and use of energy resources in the region. Since 1992, the Center has been involved in the development of the legal and regulatory framework of the industry of energy conservation. It is the initiator of many of the demonstration energy efficiency projects. It also creates an energy savings management system in the budget and other sectors of the region's economy. The Sarov Techno Park was created on the basis of a major scientific research center (RFNC-VNIIEF) on the principles of public-private partnership. The founders of the Techno Park are the Government of the Nizhny Novgorod region, the Federal Agency on Atomic Energy, the RFNC-VNIIEF, the Sarov city Administration, the OJSC JFSC Sistema (Moscow). The Techno Park realizes the following activities:

• digital design and simulation, telecommunications;

• participation in research and development for new navigation systems, including the GLONASS national system;

• new breakthrough technologies for oil and gas on the continental shelf of the Russian Federation;

• energy and energy conservation technologies, control systems for fuel and energy complex;

• security systems.

The total cost for the construction of the Techno Park using the regional and federal budget funds amounts to more than 600 million rubles; for projects implementation within the Techno Park framework, it is planned to invest 30 billion rubles.

At the present time, in accordance with the State program of "Development of industrial parks in the

Russian Federation in the sphere of high technolo-gies"11, a project of the IT Park of Ankudinovka is being implemented on the territory of the Nizhny Novgorod region. The industries technology is aimed at the realization of innovation projects in the field of information and communication, bio-and medical technology, instrumentation, mechanical engineering, electronic engineering, chemical technology and the development of new materials. The construction of the industrial park is financed by the Federal and regional budgets, as well as by attracting private investment. In the Nizhny Novgorod region there are also a promotion fund of venture investment, safeguards system development agency, seed fund, and a center for subcontracting that is one of the forms of production outsourcing, applied by industrial enterprises to optimize production processes. The idea is that an industrial company (the Contractor) places orders with another enterprise (the Subcontractor) for the development or production of certain products or the performance of technological processes in accordance with the requirements of the Customer, thus enabling the Contractor company to build a more effective and efficient organizational structure of production. Application of the mechanism of subcontracting allows the Contractor enterprise to get rid of overhead to the unfinished production capacity and focus on the most important challenges: technological upgrades, upgrade its lineup of products. Subcontractors (as a rule, small and medium-sized enterprises), performing works on subcontracts, reach a high level of hardware usage and high performance. Application of the mechanism of subcontracting allows enterprises to optimize the production process and significantly improve the competitiveness at the enterprise level and at the level of the region.

The Nizhny Novgorod region has considerably developed information technologies (IT); there are a great number of educational institutions for training and research in the field of IT in the region. The region is reputed for the close link of basic science to applied research and IT-companies.

In the construction industry, a number of enterprises producing construction materials and carrying out modernization and reconstruction of the production

11 RF Government Decree On State program of Development of industrial parks in the Russian Federation in the sphere of high technologies, of March 10, 2006 № 328-p. (as amended on December 27, 2010)

base through technological innovation keeps on growing steadily. The region is running an automatic line for production of light steel thin-walled structures, production of molded polystyrene products of the Kurz Company (Germany), and it has commissioned a plant for the production of floor coverings and electric welding beams.

The innovative approaches to transport and logistics infrastructure are being developed: the largest in the Volga region private intermodal logistic complex with warehousing, railway and automotive logistics was put into operation; the first phase of the Industrial and Logistics Park was implemented; a distribution centre for agricultural products, LLC Prioskolie-NN broiler plant has started operating.

The innovative development of the agro-industrial complex, which has been actively promoting environmental innovation, is one of the important areas. The livestock sector is moving to innovative zero-waste, environmentally sound technologies and resource-saving biotechnology production of alternative fuels. The crop sector is in transition to energy-and resource-saving technologies of the zonal farming and seed production, bio-energy and bio-plant protection from adverse climatic and biological factors. The health care system is provided with primary vascular offices and regional vascular centers, a network of vascular trauma centers, cancer care delivery system, a network of TB institutions, regional perinatal centers. The most important preference of the Government of the Nizhny Novgorod region for businesses that implement innovation projects are tax incentives. Tax benefits on income tax get established depending on the share of proceeds received from the sale of the innovation project in the total amount of sales. If the share of revenue is minimal (0.5-2%), the income tax is reduced by 0.5%, more than half of it — by 4.5%. Totally, there are five ranges of share of the revenue with certain percentage of profit decrease. The organization's property used for the implementation of the priority innovation project is not subject to taxation. The Government measures to support innovative enterprises and projects, as it can be seen from the survey of the state of innovation in the region, are quite substantial. However, despite the effective organization of the Government management system, many of the issues of innovation development in the Nizhny Novgorod region still require solutions. The innovative activity of organizations does not exceed 15%, and it does not fully meet the new innovative type of economy in which

the gross domestic product and gross regional product are ensured mainly through the production of high technology products. The innovative activity of small enterprises is two times lower than that of the medium-sized ones, and six times lower than that of the larger ones. Industrial sustainability remains a major source of funding for technological innovation; there is low share of developments brought to implementation [8]. The Nizhny Novgorod companies do not fully implement the scientific developments; the number of innovations for new products and technologies reduces. The export share of innovative products in total exports does not exceed 10%. The scientists' publication and patent activity is low; in recent years, the number of joint projects to implement research and development varies from 2 to 3 per year per 1000 workers, what is significantly less than in developed countries. The region's efficiency of technology transfer is also very low [8].

To stimulate the growth of innovation activity in the region, the Government by Resolution No. 504 of July 3112, 2013 approved the Concept of innovative development of the Nizhny Novgorod region up to 2020. The concept included the following objectives:

• develop a balanced and sustainable research and development sector;

• develop an innovation infrastructure, human capacity, the mechanisms of State management of innovation;

• integrate the region into the Russian national and global processes of creation and use of innovation;

• ensure the realization of priority directions of the development of science, technology and engineering.

The concept reflects the five priorities for management of innovation:

• stimulating the growth of innovation activity of scientific, technical and industrial organizations;

• stimulating the growth of small and medium-sized innovative enterprises;

• building an effective infrastructure to support innovation;

• forming a legal framework for the development of innovation;

• supporting innovation with qualified personnel and improving innovation culture.

12 Nizhny Novgorod region Government Resolution On Approval of the Concept of innovation development of the Nizhny Novgorod region up to 2020, of July 31, 2013 № 504.

To stimulate innovative activity, it is planned to continue the work on the formation of clusters of innovatively active enterprises, which are export-oriented and working in the key technology sectors, with high potential for development, as well as to form a package of the most promising innovation projects in each cluster. To stimulate the growth of small and medium-sized innovative enterprises, it requires creating the structures cultivating small innovative firms in mass quantity. Building an effective infrastructure to support innovation activity means the creation and communication of the information management systems, assessment of programs and projects, financial and economic services, industrial-technological support, certification, promotion on the market of high-technology products, coordinate and regulate the development of innovation. Formation of a legal framework for the development of innovation means the creation of legal mechanisms to ensure effectiveness of innovative development of the industrial enterprises, creating a favorable innovation climate for them, the development of innovation infrastructure.

Innovating qualified personnel and improving innovation culture involves establishing the State job to educational organizations on training the personnel for innovative enterprises, organization of multifunctional qualifications in applied professional training centers for innovative enterprises, fostering of scientific and design schools, support of the innovation process. Priority directions of the development of innovation activity are ultimately aimed at raising the standard of living of the population of the region through an increase in the tax base and fiscal capacity of the region, creation of new jobs, reducing unemployment, improving the economic and social environment of the area. Table 2 shows the key target indicators of implementation of the innovative development of the Nizhny Novgorod region.

By 2016, it is scheduled to increase products of hightech and knowledge-based industries in the gross regional product to 12.1%, and to 13.5% by 2020; the share of innovative products in the total volume of products is scheduled to amount up to 34 and 40 per cent respectively. Growth in the share of innovative products will increase the share of exports of innovative products in total exports up to 12% (2016) and 15% (2020). In general, the implementation of the Concept will promote sound development of the economy of the region, a high level of economic security, improving the quality of life of the population.

Table 2

The key target indicators of implementation of the innovative development of the Nizhny Novgorod region till 2020 Compiled by the authors.

Source: the database of the Nizhny Novgorod region Government Resolution On Approval

of the Concept of innovation development of the Nizhny Novgorod region up to 2020, of July 31, 2013 № 504.

Indicators 2012 2016 2020

Share of domestic research and development costs in GRP, % 4.85 5.15 5.3

Share of high-tech and knowledge-based industries in GRP, % 10.25 12.01 13.50

Share of costs of research and development, acquisition of new technology 47.8 55.0 65.0

and software in cost structure of technological innovation in region, %

Researchers aged up to 39 in total number of researchers, % 47.0 49.0 50.0

Share of innovative products in total volume, % 18.0 34.0 40.0

Export share of innovative products in total exports in region, % 7.8 12.0 15.0

References

Asaul A.N., Kaparov B.M., Perevyazkin V.B., Starovoitov M.K. Modernizatsiya ekonomiki na osnove tekhnologicheskikh innovatsii [Economy modernization on the basis of technological innovation]. St. Petersburg, ANO Institut problem ekonomicheskogo vozrozhdeniya Publ., 2008, 606 p. Barker A. Alkhimiya innovatsii [The Alchemy of Innovation]. Moscow, Vershina Publ., 2004, 224 p. Batukova L.R. K voprosu ob innovatsionnoi moderni-zatsii sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy regiona [On innovative modernization of the socio-economic system of the region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2013, no. 11, pp. 37-47.

Doroshenko S.V. Region kak samorazvivayushchay-asya sistema: adaptatsiya k innovatsionnomu tipu razvitiya: monografiya [Region as a self-developing system: adaptation to the innovation type of development: a monograph]. Yekaterinburg, Institute of Economics of Ural Branch of Russian Academy of Sciences Publ., 2010, 239 p.

Drucker P.F. Biznes i innovatsii [Innovation and Entre-preneurship]. Moscow, Vil'yams Publ., 2007, 432 p. Grishin V.V. Upravlenie innovatsionnoi deyatel 'nost 'yu v usloviyakh modernizatsii natsional'noi ekonomiki: ucheb. posobie [Management of innovation activity in the conditions of modernization of the national economy: a manual]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2013, 368 p.

Gracheva M.V., Lyapina S.Yu. Upravlenie riskami v innovatsionnoi deyatel'nosti [Risk management in in-

novation activities]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2010,351 p.

Izmalkova S.A., Bakhtina S.S. Vybor perspektivnykh napravlenii innovatsionnogo razvitiya regionov i ikh realizatsiya posredstvom formirovaniya tekhnolog-icheskikh platform [Choice of the perspective directions of innovation development of regions and their realization by means of the formation of technological platforms]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika — Regional economics: theory and practice, 2013, no. 1, pp. 29-34.

Isyanbaev M.N. Strukturno-tekhnologicheskaya modernizatsiya ekonomiki regiona: sushchnost', sostoyanie, problemy [Structural and technological modernization of the economy of a region: essence, state, problems]. Regional 'naya ekonomika: teoriya ipraktika—Regional economics: theory and practice, 2013, no. 12, pp. 2-9. Kamenskikh M.A., Postnikov V.P. Povyshenie konkurentosposobnosti regiona na osnove organizatsii innovatsionnoi infrastruktury [Improving the competitiveness of a region on the basis of an innovation infrastructure organization]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2013, no. 2, pp. 39-43. Kuzyk B.N., Yakovets Yu.V. Rossiya — 2050: strategiya innovatsionnogo proryva [Russia — 2050: the strategy of innovation breakthrough]. Moscow, Ekonomika Publ., 2005, 624 p. Yakovets Yu.V. Global'nye ekonomicheskie transfor-matsii XXI veka: monografiya [The global economic transformations of the 21st century: a monograph]. Moscow, Ekonomika Publ., 2011, 377 p.

Инновации и инвестиции Innovation and investment - 58 -

УДК 332.025

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ РОСТА

В.Н. ЕДРОНОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры информационных систем финансовых расчетов E-mail: v.n.edronova@mail.ru Н.М. САДОВСКИЙ, студент факультета экономики E-mail: Nickita.Sadovskiy@yandex.ru Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет

В условиях перехода мировой экономики к постиндустриальному обществу важнейшим фактором экономического роста становится инновационная социально ориентированная модель развития, в формировании которой существенную роль играют регионы.

Предметом исследования является инновационная деятельность крупнейшего индустриального региона Российской Федерации — Нижегородской области. Цель работы — оценка состояния и динамики инноваций в регионе, выявление проблем и факторов развития инновационной деятельности.

Исследование проведено с применением статистических методов оценки явлений и процессов, в том числе методов структурного анализа, анализа временных рядов и сравнительного анализа. В качестве источника данных использованы официальные сайты Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), территориального органа ФСГС по Нижегородской области, правительства Нижегородской области.

Результатами работы являются аналитические таблицы и выводы, отражающие состояние и тенденции развития инновационной деятельности региона, степень государственной поддержки, а также влияние факторов роста, которые могут быть использованы при выработке рекомендаций и механизмов развития инноваций в других регионах, при подготовке лекций и докладов по социально-экономическому развитию области. Материалы статьи представляют также интерес для потенциальных инвесторов Нижегородского региона в сфере инноваций.

Исследование позволило сделать вывод о том, что от активной поддержки инноваций со стороны правительства Нижегородской области напрямую зависит успешное развитие региона, создание и формирование его имиджа. Нижегородская область вносит существенный вклад в решение общенациональной задачи роста национальной экономики на основе инновационного пути развития.

Ключевые слова: инновации, приоритетный инновационный проект, инфраструктура инновационной деятельности

В условиях перехода мировой экономики к постиндустриальному обществу важнейшим фактором экономического роста становится инновационная социально ориентированная модель развития, что и отмечено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года1. В формировании национальной инновационной системы существенную роль играют регионы. Проблемам формирования инновационных национальных и региональных систем посвящены работы ряда российских [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12] и зарубежных авторов [2, 7]. В то же время

1 Об утверждении Стратегии инновационного развития

Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

Инновации и инвестиции Innovation and investment - 59 -

Таблица 1

Основные показатели инноваций в Нижегородской области в 2005-2012 гг.

Показатель 2005 2011 2012

Количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки, ед. 101 93 87

Число занятых в области научных исследований и разработок, чел. 49 797 3 9902 40 882

Затраты на исследования и разработки, всего, млн руб.: 13 617,2 30 177,9 38 174,2

В том числе:

— на фундаментальные исследования 513,2 1 512,5 1 554,1

— на прикладные исследования 2 412,8 5 641,2 5 253,8

— на разработки 10 691,2 23 024,2 31 366,3

Количество патентов на изобретение 450 286 286

Количество патентов на полезную модель 227 278 265

Количество созданных передовых производственных технологий 55 47 67

Инновационная активность организаций, % 14,7 17,7 14,7

Затраты на технологические инновации, млн руб. 4 603,0 30 333,3 59 906,8

Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. 61 135,9 153 221,8 152 018,4

Источник: составлено авторами по данным: Наука и инновации в регионах России. URL: http://regions.extech.ru/regions/ region_info2.php?id=52.

практический опыт инновационного развития отдельных субъектов Российской Федерации освещен достаточно слабо.

Нижегородская область — крупный индустриальный регион, обладающий большим экономическим потенциалом. В 2011 г. на долю региона приходилось 1,7% суммарного валового регионального продукта регионов Российской Федерации, трудовой потенциал в 2012 г. составлял 2,4% занятого населения страны. Область является одним из крупнейших центров научно-технического образования, академической и отраслевой науки. Выполнением научных исследований и разработок занимается около 90 предприятий и организаций, в том числе 6 институтов РАН2.

Основа экономики области — промышленность, занимающая третью часть в структуре валового регионального продукта региона. В 2012 г. доля промышленного производства составила 2,6% в общероссийском объеме. В области развито производство нефтепродуктов и транспортных средств, металлургическое производство. По выпуску автобусов и грузовых автомобилей область занимает первое место в России, по производству стальных труб — второе место, по производству бумаги — четвертое место, по объему отгрузки продукции обрабатывающих производств — шестое место [8]. Особенностью нижегородской промышленности является мощный оборонно-промышлен-

2 Об утверждении Программы социально-экономического развития Нижегородской области на 2012-2015 годы: закон Нижегородской области от 08.08.2012 № 106-З6.

ный комплекс, включающий предприятия авиа- и судостроения, высокоточного приборостроения, атомной энергетики, радиоэлектроники и других наукоемких, высокотехнологичных производств3.

Инновационная система Нижегородской области представляет собой:

— совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции;

— структуры управления и финансирования инновационной деятельности.

За 2005-2012 гг. в Нижегородской области достигнуты значительные успехи в сфере инноваций (табл. 1).

При некотором сокращении количества организаций, осуществляющих инновации (в 2005 г. их было 101, в 2011 г. — 93 и в 2012 г. — 87), затраты на фундаментальные исследования возросли в 3 раза, на прикладные исследования — в 2,2 раза, на разработки — в 2 раза. Увеличилось количество передовых производственных технологий с 55 в 2005 г. до 67 в 2012 г. Научно-исследовательской работой в 2012 г. было занято свыше 40 тыс. чел. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в 2012 г. составляла 3,76% от общей численности занятого населения области. Это в 2,23 раза превышает соответствующий средний показатель по стране. В 2012 г. выдано 286 патентов на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Об утверждении Концепции инновационного развития

Нижегородской области до 2020 года: постановление прави-

тельства Нижегородской области от 31.07.2013 № 504.

70 000,00 60 000,00 50 000,00 40 000,00 30 000,00 20 000,00 10 000,00 0,00 -10 000,00

2005

изобретение и 265 патентов на полезную модель.

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации (инновационная активность), в 2012 г. составлял 14,7%. Сумма затрат на технологические инновации в 2012 г. была равна 59,9 млрд руб. По сравнению с 2005 г. данный показатель вырос в 13 раз, при этом объем инновационных товаров, работ и услуг увеличился в 2,5 раза4.

По большинству индикаторов инновационного развития Нижегородская область входит в десятку лучших регионов России. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИ-РИТ) подвела итоги инновационной активности 83 регионов Российской Федерации по методике европейского рейтинга European Innovation Scoreboard. По итогам 2012 г. Нижегородская область заняла четвертое место в общем рейтинге после Москвы и Санкт-Петербурга (группа регионов с очень высокой инновационной активностью) и Республики Татарстан (республике принадлежит первое место в группе с высокой инновационной активностью)5.

Четвертое место Нижегородской области в рейтинге инновационного развития субъектов РФ в 2013 г. отдали и эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Исследование проводилось по 36 показателям, сгруппированным в четыре тематических блока:

— социально-экономические условия;

— результативность инновационной деятельности;

— научно-технический потенциал;

— качество региональной инновационной политики.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

—Ф—Затраты на технологические инновации, млн руб. --Линия тренда

Источник: Наука и инновации в регионах России. URL: http://regions.extech.ru/regions/ region_info2.php?id=52.

Динамика затрат на технологические инновации в Нижегородской области в 2005-2012 гг.

Лидером рейтинга признана Москва, на втором месте — Республика Татарстан, третью строчку рейтинга занял Санкт-Петербург.

О положительной тенденции инновационного развития Нижегородской области свидетельствует постоянный рост затрат на технологические инновации (см. рисунок).

Успехи Нижегородской области в инновационном развитии во многом определяются вниманием правительства региона. В области создан координационный совет по поддержке инновационных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства при губернаторе области, разработан пакет документов, составляющий законодательную основу инновационной деятельности в регионе. Пакет включает четыре региональных закона, около десяти постановлений правительства области и ряд соглашений.

Нижегородская область одной из первых приняла в 2003 г. закон Нижегородской области от 15.09.2003 № 79-З «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» (далее — Закон № 79-З)6. В 2006 г. Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» (далее — Закон № 4-З)7 закрепил и уточнил положения Закона

4 Об утверждении Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года: постановление правительства Нижегородской области от 31.07.2013 № 504.

5 НАИРИТ подводит итоги рейтинга инновационной активности регионов 2012. Инновационная активность регионов растет. URL: http://www.nair-it.ru/news/04.07.2013/405.

6 О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 15.09.2003 № 79-З.

7 О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 14.02.2006 № 4-З (ред. от 06.11.2013).

№ 79-З, определил правовые и экономические основы государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области и меры государственной поддержки. В Законе № 4-З отмечено, что государственная поддержка оказывается в целях:

— модернизации экономики;

— обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ, услуг на российском и мировом рынках;

— улучшения качества жизни населения.

Объектами государственной поддержки являются субъекты инновационной деятельности, реализующие приоритетный инновационный проект, и субъекты инновационной структуры.

Приоритетными признаются проекты, обеспечивающие:

— внедрение и коммерциализацию научных и научно-технических результатов;

— рост производительности труда;

— снижение себестоимости выпускаемой продукции;

— выпуск инновационных товаров;

— социальную эффективность;

— положительный эффект для консолидированного бюджета Нижегородской области;

— соответствие приоритетным направлениям науки, технологий и техники.

В качестве мер государственной поддержки инновационных проектов в Законе № 4-З обозначены следующие направления:

— финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета;

— предоставление инвестиционного налогового кредита на осуществление инновационной деятельности;

— предоставление государственных гарантий, субсидий, грантов;

— частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлекаемым для реализации приоритетных инновационных проектов;

— освобождение от арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Например, в 2012 г. был признан инновационным проект «Организация производства инновационного низковольтного комплектного устройства НКУ Freecon» (Научно-исследовательское предприятие общего машиностроения) и определена форма государственной поддержки в виде субсидии за счет

средств областного бюджета в целях возмещения части затрат по уплате процентов по кредитным договорам и соглашениям. В 2013 г. инновационным являлся проект завода им. Я.М. Свердлова «Организация производства формалина и карбамидофор-мальдегидного концентрата» в целях достижения мирового уровня качественных и экологических параметров фенолформальдегидных и карбами-доформальдегидных смол, не имеющих аналогов в России8.

Важными направлениями в создании благоприятного инвестиционного и инновационного климата являются формирование и развитие кластеров, способствующих усилению производственной кооперации и одновременному развитию нескольких отраслей экономики. С 2010 г. в Нижегородской области ведется работа по формированию нефтехимического кластера. В связи с реализацией крупных инвестиционных проектов в автомобилестроении было принято решение о формировании инновационного кластера в сфере автомобилестроения и нефтехимии.

Разработана региональная программа поддержки развития Саровского инновационного кластера, в состав которого входит 60 компаний численностью 21 тыс. чел. Участники кластера проводят исследования, разработки и занимаются производством в таких сферах, как:

— информационные технологии (в том числе суперкомпьютерные технологии и моделирование сложных физических процессов);

— новые материалы;

— новая энергетика;

— научное и промышленное приборостроение;

— автоматические системы управления технологическими процессами.

Совокупный объем отгруженной продукции предприятий кластера в 2012 г. превысил 25 млрд руб.9

Важное направление развития инновационной модели экономики — создание инновационной инфраструктуры, цель которой — способствовать реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных

8 Приоритетные проекты. URL: http://www. mininvest.ru/ activitis/investment-projects.

9 Об утверждении Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года: постановление правительства Нижегородской области от 31.07.2013 № 504.

услуг. Инновационная структура Нижегородской области достаточно разнообразна и представлена следующими организациями10:

— Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор;

— Бизнес-инкубатор ООО «Опора»;

— Нижегородский научно-информационный центр;

— Инновационно-технологический центр Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского;

— Нижегородский научный центр РАН;

— Нижегородский областной центр новых информационных технологий;

— Некоммерческое партнерство «Нижегородский региональный центр наноиндустрии»;

— Нижегородский инвестиционный центр энергоэффективности;

— Технопарк «Саров»;

— ИТ-парк Анкудиновка.

Государственное учреждение «Нижегородский

бизнес-инкубатор CLEVER» был создан в 2007 г. в результате сотрудничества правительства Нижегородской области и Министерства экономического развития Российской Федерации на принципах софинансирования за счет средств федерального и регионального бюджетов. Бизнес-инкубатор вошел в первую десятку инкубаторов, созданных по программе Минэкономразвития России. Целью инкубатора было развитие высокотехнологических сфер предпринимательства на основе использования мирового опыта и лучших бизнес-идей. Проект направлен на поддержку малых инновационных предприятий Нижнего Новгорода и области и оказывает в настоящее время следующий комплекс услуг:

— предоставление на льготных условиях в аренду оборудованных офисных помещений;

— бесплатное обучение и консультации по менеджменту, маркетингу, юриспруденции, бухгалтерскому учету, а также технический консалтинг;

— помощь в подготовке бизнес-планов;

— содействие в продвижении продукта или услуги компании;

— содействие в поиске инвестиций;

— организация бесплатного участия в выставках и конференциях российского и международного уровня.

10 Инфраструктура инновационной деятельности. URL: http://minprom.government-nnov.ru/?id=16375.

На конкурсной основе отобрано и размещено около двух десятков компаний, проекты половины из них доведены до готового к продаже продукта или услуги. Объем продаж продукции, созданной компаниями — резидентами бизнес-инкубатора, составил 83 млн руб., что позволило перечислить в бюджет региона 19,5 млн руб.

Бизнес-инкубатор «Опора» организован в 2004 г. в целях оказания бухгалтерских, юридических, организационных услуг малым инновационным предприятиям. В бизнес-инкубаторе создана инфраструктурная поддержка малых инновационных компаний, в которую входят:

— коучинговый центр;

— офисные и специализированные лабораторные помещения;

— производственная база;

— парк приборов общей доступности.

К 2010 г. образовано 15 малых инновационных предприятий, школа инновационного бизнеса; организовано 125 рабочих мест; профинансировано 20 проектов. Объем реализации составил 166,7 млн руб., сумма налоговых платежей — 21,1 млн руб, объем внешнего финансирования — 93 млн руб.

Нижегородский научно-информационный центр (далее — ННИЦ) учрежден министерством образования и науки Нижегородской области в 1999 г. Перед центром стоят следующие задачи:

— активизация использования научно-технического потенциала области для развития экономики региона;

— оказание помощи предприятиям в установлении международного партнерства;

— правовая защита интеллектуальной собственности и региональная экспертиза научных организаций.

Кроме этого, ННИЦ проводит обучение по программам менеджмента, маркетинга, предоставляет доступ к информационным ресурсам и базам данных по науке и технике.

Инновационно-технологический центр Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (далее — ИТЦ НГУ) является структурным подразделением Нижегородского государственного университета и официальным представителем Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Нижегородском регионе. Базовыми партнерами ИТЦ НГУ по выполнению инновационных проектов

выступают многие правительственные и неправительственные организации, в том числе:

— Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

— Клуб частных инвесторов при ИТЦ НГУ;

— Британский Совет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Фонд исследований и разработок (США);

— Концерн высоких биомедицинских технологий (Италия);

— Российская сеть трансфера технологий;

— Франко-российская технологическая сеть.

Нижегородский научный центр Российской академии наук (ННЦ РАН) был создан в 2008 г. в целях координации работы академических институтов в Нижегородском регионе, особенно по междисциплинарным научным исследованиям, организации их взаимодействия с отраслевой наукой, промышленными предприятиями и региональными вузами. Важнейшими задачами ННЦ РАН являются:

— решение разного рода инфраструктурных и социальных проблем академической науки в регионе, включая обеспечение институтов современными информационными, суперкомпьютерными технологиями;

— взаимодействие с местными органами власти, особенно по реализации проектов, выполняемых в интересах региона.

Институты ННЦ РАН принимают участие в выполнении ряда международных научных программ и проектов, в которые входят следующие проекты:

— Международный термоядерный экспериментальный реактор;

— Лазерный интерферометр для гравитационных наблюдений;

— Компактный линейный коллайдер;

— Мощные лазеры для исследований в области энергетики;

— Полупроводниковые источники и детекторы в области терагерцовых частот.

Ряд проектов выполняется в рамках научных программ ЕС и при поддержке международных научных фондов (МНТЦ, CRDF и др.).

Институты ННЦ РАН выполняют значительное количество прикладных работ, направленных на создание принципиально новых технологий, образцов новой техники, аппаратуры, элементной базы. Инновационные разработки ведутся, как правило, по заказам заинтересованных организаций, по прямым договорам или в рамках выполнения госу-

дарственных контрактов. Промышленная апробация результатов работ и их коммерциализация осуществляются институтами в тесном взаимодействии с малыми наукоемкими предприятиями, создающими «инновационный пояс» ННЦ РАН.

Нижегородский областной центр новых информационных технологий (НОЦ НИТ) при Нижегородском технологическом университете является авторизованным дилером и учебным центром компании Autodesk и оказывает информационные услуги:

— по разработке и изготовлению информационных мультимедиа-систем, виртуальных моделей, web-сайтов;

— по реализации аппаратного обеспечения (Hewlett-Packard, Encad, Mutoh, Canon, Vidar, Contex, ELSA, Oce), расходных материалов, лицензионного программного обеспечения (Autodesk, Microsoft, Consistent Software, Softline, Unigraphics, Graphisoft, Corel, Adobe и др.) для машиностроения, архитектуры, землеустройства, кадастров.

Учебно-научный центр компьютерной геометрии и графики в составе НОЦ НИТ — авторизованный учебный центр, зарегистрированный в Европейском отделении авторизованных учебных центров компании Autodesk и имеющий лицензию и право выдавать обучаемым международный сертификат.

Некоммерческое партнерство «Нижегородский региональный центр наноиндустрии» (НРЦН) создан в 2006 г. в целях развития наноиндустрии Нижегородской области, разработки и внедрения проектов и повышения конкурентоспособности предприятий на базе новых поколений материалов и технологий. Приоритетными являются следующие задачи НРЦН:

— внедрение импортозамещающих производств на основе наукоемких технологий;

— превращение знаний в рыночные продукты;

— формирование эффективной региональной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие ученых с производством.

Кроме этого НРЦН ведет работу по запросам промышленности, осуществляет поиск и разработку новых идей и инновационных предложений, систематизирует сведения об имеющихся разработках, технологиях промышленных производств, имеющих перспективы в высокотехнологичных отраслях науки и производства. Также НРЦН оказывает следующие услуги:

— поиск партнера по инвестиционному процессу, включая иностранных партнеров;

— поиск инвестора;

— маркетинг на продукцию и технологии в сфере наноиндустрии;

— внедрение инновационного проекта;

— проведение семинаров по повышению знаний в сфере нанотехнологий;

— информационные услуги и проведение конференций;

— подготовка и участие в коллективной экспозиции на выставке.

Общество с ограниченной ответственностью «Нижегородский инвестиционный центр энергоэффективности» (НИЦЭ) является экспертным центром в системе добровольной сертификации организаций в области рационального использования и сбережения энергоресурсов (РИЭР) и выполняет расчеты технологических потерь электрической и тепловой энергии, тарифов, потребности в тепле и топливе для котельных. НИЦЭ включен в Единый реестр организаций — участников системы РИЭР, допущенных к проведению энергетических обследований (энергоаудиту). Совместно с НИИ энергоэффективных технологий Нижегородского политехнического университета им. Р.Е. Алексеева НИЦЭ осуществляет обучение в системе РИЭР. Совместно с комитетом энергоэффективности при торгово-промышленной палате Нижегородской области и министерством промышленности и инноваций Нижегородской области НИЦЭ проводит работу по повышению эффективности производства и использования энергоресурсов в промышленности региона. С 1992 г. НИЦЭ участвует в формировании нормативно-правовой базы сферы энергосбережения и является инициатором реализации многих демонстрационных энергоэффективных проектов, создает систему управления энергосбережением в бюджетных и других отраслях экономики региона.

Технопарк «Саров» Нижегородской области создан на базе крупного научно-исследовательского центра (РФЯЦ-ВНИИЭФ) на принципах частно-государственного партнерства. Учредители технопарка:

— правительство Нижегородской области;

— Федеральное агентство по атомной энергии;

— РФЯЦ-ВНИИЭФ;

— администрация г. Сарова;

— АФК «Система» (г. Москва).

Технопарк «Саров» реализует следующие виды деятельности:

— цифровое проектирование и имитационное моделирование, телекоммуникации;

— участие в исследованиях и разработках по новым навигационным системам, включая национальную систему ГЛОНАСС;

— разработка новых прорывных технологий для нефтегазодобычи на континентальном шельфе РФ;

— разработка технологий передачи энергии и энергосбережения, систем управления для ТЭК;

— разработка систем безопасности.

Общие затраты на строительство технопарка за счет областного и федерального бюджетов составляют более 600 млн руб. На реализацию проектов в рамках технопарка «Саров» предполагается направить 30 млрд руб.

В настоящее время на территории Нижегородской области в соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»11 реализуется проект «ИТ-парк Анкудиновка». Отраслевая специализация технопарка направлена на реализацию инновационных проектов в сфере информационных и коммуникационных, био- и медицинских технологий, приборостроения, машиностроения, электронной техники, химических технологий и разработки новых материалов. Финансирование строительства объектов ИТ-парка Анкудиновка осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, а также за счет привлечения частных инвестиций.

В Нижегородской области также действуют:

— фонд содействия венчурных инвестиций;

— агентство по развитию системы гарантий;

— фонд посевных инвестиций;

— центр субконтрактинга — одна из форм производственного аутсорсинга, применяемого промышленными предприятиями для оптимизации производственных процессов. Смысл аутсорсинга заключается в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом предприятии (субконтракторе) заказ на разработку, изготовление некоторой продукции или выполне-

11 О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: распоряжение Правительства РФ от 10.03.06 № 328-р (ред. от 27.12.2010).

ние технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика, что позволяет компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства. Применение механизма субконтрактации (суб-контрактинга) позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производственных мощностей и сконцентрировать усилия на важнейших задачах — технологическом перевооружении и обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

В Нижегородской области получили развитие информационные технологии (1Т), имеется большое количество образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов и научно-исследовательской деятельностью в сфере 1Т. Для региона характерна тесная связь фундаментальной науки с прикладными исследованиями и 1Т-пред-приятиями.

В строительной отрасли растет число предприятий по выпуску строительных материалов, осуществляющих модернизацию и реконструкцию производственной базы с использованием технологических инноваций. Запущена автоматическая линия по производству легких стальных тонкостенных конструкций, выпуску формованных изделий из пенополистирола фирмы «Курц» (Германия), введен в эксплуатацию завод по производству напольных покрытий и электросварных балок.

Развиваются инновационные подходы к формированию транспортно-логистической инфраструктуры, создан крупнейший в Поволжье частный интермодальный логистический комплекс с подразделениями (складское, железнодорожное и автомобильное), введена в эксплуатацию первая очередь индустриально-логистического парка, начал работу распределительный центр сельскохозяйственной продукции ООО «Приосколье-НН».

Одно из важных направлений — инновационное развитие агропромышленного комплекса, в котором активно внедряются экологические инновации. В животноводстве осуществляется

переход на инновационные безотходные, экологически чистые технологии, ресурсосберегающие биотехнологии производства альтернативных видов топлива; в растениеводстве — переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии ведения зонального земледелия и семеноводства, биоэнергетику и биотехнологии защиты растений от воздействия неблагоприятных природно-климатических и биологических факторов.

В здравоохранении внедрена система первичных сосудистых отделений, региональных сосудистых центров и оказания онкологической помощи, функционируют сети травматологических центров и фтизиатрических учреждений, межрайонные перинатальные центры.

Для предприятий, реализующих инновационные проекты, существует важнейшая преференция правительства Нижегородской области — налоговые льготы. Данные льготы по налогу на прибыль установлены в зависимости от удельного веса выручки, полученной от реализации инновационного проекта, в общей сумме реализации. Если доля выручки минимальна (0,5-2%), налог на прибыль снижается на 0,5%, при размере доли выручки свыше половины налог снижается на 4,5%. Всего установлено пять интервалов удельного веса выручки с определенными процентами снижения прибыли. Не подлежит налогообложению имущество организации, используемое для реализации приоритетного инновационного проекта.

Государственные меры поддержки инновационных предприятий и проектов, как свидетельствует обзор состояния инновационной деятельности в регионе, весьма существенны. Однако, несмотря на достаточно эффективную организацию системы государственного управления, многие проблемы инновационного развития в Нижегородской области требуют решения.

Инновационная активность организаций не превышает 15% и не в полной мере отвечает инновационному типу экономики, при котором прирост валового внутреннего продукта страны и валового регионального продукта обеспечивается в основном за счет выпуска наукоемкой продукции. Инновационная активность малых предприятий в два раза ниже, чем средних, и в шесть раз меньше, чем крупных. На промышленных предприятиях самофинансирование остается основным источником финансирования технологических инноваций, невелика доля разработок, доведенных до внедрения [8].

Нижегородские предприятия не в полной мере реализуют научные разработки, сокращается число инноваций, принципиально новых для продуктов и технологий. Доля экспорта инновационной продукции в общем объеме экспорта не превышает 10%. Низкой остается публикационная и патентная активность нижегородских ученых. Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок в последние годы варьируется в пределах 2-3 в год на 1 000 работающих, что существенно ниже, чем в экономически развитых странах. В регионе также невысока эффективность трансфера технологий [8].

Для стимулирования роста инновационной активности утверждена Концепция инновационного развития Нижегородской области до 2020 года»12 (далее — Концепция). В Концепции обозначены следующие цели:

— формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

— развитие инфраструктуры инновационной деятельности, кадрового потенциала и механизмов государственного управления инновационной деятельностью;

— интеграция региона в общероссийские и мировые процессы создания и использования нововведений;

— обеспечение реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.

В Концепции также отражено пять приоритетных направлений управления инновационной деятельностью:

1) стимулирование подъема инновационной активности научных, научно-технических и промышленных организаций;

2) стимулирование роста количества малых и средних инновационных предприятий;

3) создание эффективной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

4) формирование правового поля для развития инновационной деятельности;

5) обеспечение инновационной деятельности квалифицированными кадрами и повышение уровня инновационной культуры.

Для стимулирования инновационной активности предполагается продолжить работу по формиро-

12 Об утверждении Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года: постановление Правительства Нижегородской области от 31.07.2013 № 504.

ванию кластеров инновационно активных, экспортно ориентированных промышленных предприятий, работающих в ключевых технологических секторах и обладающих высоким потенциалом развития, а также пакета наиболее перспективных инновационных проектов в каждом кластере.

Стимулирование роста количества малых и средних инновационных предприятий требует создания структур, занимающихся массовым «выращиванием» малых инновационных фирм.

Формирование эффективной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности зависит от следующих условий:

— взаимодействие систем информационного обеспечения;

— экспертиза программ и проектов;

— финансово-экономическое обеспечение;

— производственно-технологическая поддержка;

— сертификация;

— продвижение на рынок наукоемкой продукции;

— координация и регулирование развития инновационной деятельности.

Формирование правового поля для развития инновационной деятельности включает в себя:

— создание правовых механизмов, обеспечивающих повышение эффективности инновационного развития промышленных предприятий;

— создание благоприятного инновационного климата;

— развитие инновационной инфраструктуры.

Обеспечение инновационной деятельности квалифицированными кадрами и повышение уровня инновационной культуры предполагает:

— установление государственного задания образовательным организациям на подготовку кадров для инновационных предприятий;

— организацию многофункциональных центров прикладных квалификаций профессионального обучения по заказам инновационных предприятий;

— содействие формированию научных и конструкторских школ;

— поддержку изобретательской деятельности.

Приоритетные направления развития инновационной деятельности нацелены:

— на повышение уровня жизни населения региона за счет увеличения налоговой базы и бюджетной обеспеченности;

Таблица 2

Основные целевые индикаторы реализации Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индикатор 2012 2016 2020

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте, % 4,85 5,15 5,3

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, % 10,25 12,01 13,50

Доля затрат на выполнение исследований и разработок, приобретение новых технологий и программных средств в структуре затрат на технологические инновации региона, % 47,8 55,0 65,0

Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей, % 47,0 49,0 50,0

Доля инновационной продукции в общем объеме, % 18,0 34,0 40,0

Доля экспорта инновационных товаров в общем объеме экспорта региона, % 7,8 12,0 15,0

Источник: составлено по данным Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года, утв. постановлением правительства Нижегородской области 31.07.2013 № 504.

— на создание новых рабочих мест;

— на сокращение безработицы;

— на улучшение экономической и социальной среды региона.

В табл. 2 приведены основные целевые индикаторы реализации Концепции инновационного развития Нижегородской области.

Долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте намечено увеличить к 2016 г. до 12,1%, а к 2020 г. — до 13,5%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции — соответственно до 34 и 40%. Рост доли инновационной продукции позволит увеличить удельный вес экспортируемых инновационных товаров в общем объеме экспорта до 12% в 2016 г. и до 15% в 2020 г. В целом реализация Концепции будет способствовать устойчивому развитию экономики области, повышению уровня экономической безопасности и качества жизни населения.

Список литературы

1. Асаул А.Н., Капаров Б.М., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб: Институт проблем экономического возрождения. 2008. 606 с.

2. Баркер А. Алхимия инноваций. М.: Вершина. 2004. 224 с.

3. Батукова Л.Р. К вопросу об инновационной модернизации социально-экономической системы региона // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 11. С. 37-47.

4. Дорошенко С.В. Регион как саморазвивающаяся система: адаптация к инновационному типу развития: монография. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук. 2010. 239 с.

5. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. М.: Виль-ямс. 2007. 432 с.

6. Гришин В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко. 2013. 368 с.

7. ГрачеваМ.В., Ляпина С.Ю. Управление рисками в инновационной деятельности. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 2010. 351 с.

8. Измалкова С.А., Бахтина С.С. Выбор перспективных направлений инновационного развития регионов и их реализация посредством формирования технологических платформ // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 1. С. 29-34.

9. ИсянбаевМ.Н. Структурно-технологическая модернизация экономики региона: сущность, состояние, проблемы // Региональная экономика: теория и практика, 2013. № 12. C. 2-9.

10. Каменских М.А., Постников В.П. Повышение конкурентоспособности региона на основе организации инновационной инфраструктуры // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 2. С. 39-43.

11. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика. 2005. 624 с.

12. Яковец Ю.В. Глобальные экономические трансформации XXI века: монография. М.: Экономика. 2011. 377 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.