Научная статья на тему 'Инновационное развитие экономики России до 2020 г. И проблемы ее становления'

Инновационное развитие экономики России до 2020 г. И проблемы ее становления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5144
699
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ИНЕРЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / СВЕРХЗАДАЧА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION / STRATEGY / INERTIAL DEVELOPMENT / INNOVATIVE COURSE OF DEVELOPMENT / UTTERLY IMPORTANT ECONOMIC CHALLENGE / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резбаев Виль Мухтарович

Сегодня в качестве главного приоритета мы обозначили инновационное развитие экономики. И не только потому, что государство и любое правительство должно улучшать качество жизни своих граждан, но и в силу этой сверхзадачи в сфере экономики мы просто будем последовательно, постоянно заниматься этими проблемами. Потому, что без образованного специалиста, без человека с хорошим здоровьем, живущего в хороших условиях, решать инновационные проблемы развития просто нереально и невозможно. Это наша стратегическая задача. Это необходимое, условно говоря, инфраструктурное условие для развития инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends and priorities of Russia innovativ economic development by 2020

Today we have determined that innovation is the main priority for our economic development. Not only because any state and government should improve the quality of life for their citizens, but because of the utter economic importance of this challenge that we will routinely and constantly deal with these issues. Because, as it has already been mentioned here, one cannot tackle innovative challenges without being educated, healthy and having good living conditions. This is our strategic goal. This is, so to say, a necessary infrastructure condition to foster innovation.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие экономики России до 2020 г. И проблемы ее становления»

Резбаев В.М.

кандидат экономических наук,

профессор ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет », почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации,

заслуженный экономист Республики Башкортостан, Россия, г. Уфа

УДК 351.72

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ДО 2020 г. И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ

Сегодня в качестве главного приоритета мы обозначили инновационное развитие экономики. И не только потому, что государство и любое правительство должно улучшать качество жизни своих граждан, но и в силу этой сверхзадачи в сфере экономики мы просто будем последовательно, постоянно заниматься этими проблемами. Потому, что без образованного специалиста, без человека с хорошим здоровьем, живущего в хороших условиях, решать инновационные проблемы развития просто нереально и невозможно. Это наша стратегическая задача.

Это необходимое, условно говоря, инфраструктурное условие для развития инноваций.

Ключевые слова: инновация, стратегия, инерционное развитие, инновационный путь развития, сверхзадача в сфере экономики, инфраструктура.

MAIN TRENDS AND PRIORITIES OF RUSSIAS INNOVATIV ECONOMIC DEVELOPMENT BY 2020

Today we have determined that innovation is the main priority for our economic development. Not only because any state and government should improve the quality of life for their citizens, but because of the utter economic importance of this challenge that we will routinely and constantly deal with these issues. Because, as it has already been mentioned here, one cannot tackle innovative challenges without being educated, healthy and having good living conditions. This is our strategic goal.

This is, so to say, a necessary infrastructure condition to foster innovation.

Key words: innovation, strategy, inertial development, innovative course of development, utterly important economic challenge, infrastructure.

В выполнении ответственных целей, поставленных перед экономикой страны, большое значение отводится инновациям и инновационной деятельности, способным вести непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспосо бной продукции, а также обеспечивать эффективное поступление на мировые рынки новейших товаров и услуг. Содержание текстов неоднократных выступлений В.В. Путина сводится к хорошо продуманной, взвешенной Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и построению мощной и самостоятельной финансовой системы.

«И здесь серьезные шаги мы связываем с проектом формирования международного финансового центра в России. Он включает в себя развитие банковской систе-

мы, фондовых и товарных бирж, упрощение налогового законодательства в сфере инвестиций на рынке ценных бумаг. Я уже говорил, мы в принципе приняли решение обнулить налог на доходы для тех, кто занимается работой на бирже. Эти мероприятия также будут связаны с созданием и функционированием очень крупного международного финансового центра в России» (В.В. Путин).

Таким образом, содержание заявленной Президентом стратегии полностью соответствует важнейшим требованиям и целям развития конкурентоспособности российской экономики.

Выступая на заседании Госсовета, В.В. Путин наметил важнейшие ориентиры социально-экономического развития экономики страны до 2020 года.

К ним относятся:

- возвращение России в число мировых технологических лидеров;

- четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах экономики;

- увеличение доли среднего класса до 60-70 % населения;

- сокращение смертности и увеличение продолжительности жизни населения до 75 лет.

При этом Президент призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем:

- создание равных возможностей для людей;

- формирование мотивации к инновационному поведению и радикальному повышению эффективности экономики;

- обеспечение неуклонного роста производительности труда».

Особенности инновационного развития российской экономики в современных условиях

Вся проводимая современная и перспективная социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации определяется на основе документов, сформулированных под названием «Инновационная Россия - 2020», и в основном базируется на основе положений «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

В перспективе предстоит подготовить задел для реализации долгосрочных планов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного характера, интегрированной в мировое экономическое пространство.

Таким образом, проблема перехода на инновационный путь развития является краеугольным камнем сегодняшней внутренней и внешней политики России.

Следует отметить и то, что пока страна находится в начале пути построения современной инновационной экономики, хотя многое уже сделано, но гораздо большее предстоит сделать. Трудность и новизна этого пути для России порождает массу научно-теоретических и методологических проблем, которые надо решать, и вопросов, на которые надо отвечать. Вполне естественно наличие многообразия мнений не только по поводу путей к поставленной цели, но и по основным понятиям и содержанию процессов. В этом контексте очень важна публикация «Организациями Осло» своих исследований региональных инновационных систем, которые характеризуются очень интенсивными, высококачественными связями между различными заинтересованными сторонами. При этом основными задачами развития экономической политики в прогнозный период являются:

- инновационное становление и развитие высокотехнологичных отраслей экономики;

- диверсификация экономики и развитие инфраструктуры;

- укрепление устойчивости национальной финансовой системы и переход к бюджетному правилу развития экономики;

- улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;

- модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;

- сбалансированное региональное развитие;

- становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО;

- социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал.

Проанализировав более внимательно все эти пункты, мы должны отметить, что содержание инновационной политики, исходя из теории свободного рынка и минимизации участия государства в его функционировании, выражается, прежде всего, в отказе от активной промышленной политики. Эти подходы, как и широко распространенное мнение о необходимости ухода государства из экономики, на практике не нашли своего подтверждения ни в одном технологически развитом государстве, включая США. Даже очень поверхностный анализ опыта инновационной политики наиболее развитых стран свидетельствует о том, что государство играло и играет лидирующую роль в инновационном развитии конкретной страны.

Изучение многочисленных опытов становления инновационной политики наиболее развитых стран показывает то, что именно государство дает соответствующие стимулы для развития инновационной политики. Об этом свидетельствуют данные википе-дических словарей.

В понятие «инновация» обычно относят разные нововведения в области науки и техники, технологии, организации труда и управления, основанные на внедрении в производство новейших достижений науки и техники и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых различных производствах и сферах деятельности.

Слово «инновация» - англ. Innovation, от лат. Innovatio - обновление, нововведение, новаторство:

- вложение средств в экономику, «инвестиции в новацию», обеспечивающее смену поколений техники и технологий;

- новая техника, технология, являющиеся достижениями научно-технического прогресса;

- развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений, являющихся существенным фактором инновации;

- инновация финансовая - процесс создания новых финансовых инструментов, видов операций, платежных систем и технических приемов в целях снижения рисков и издержек, получения прибыли, ускорения операций.

В специальной экономической литературе и материалах Википедии отмечено, что инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) - тип экономики, основанный на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании процессов производства и экспорте высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью и стоимостью самих технологий.

При этом предполагается, что в основном прибыль создает интеллект новаторов и ученых, то есть информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

В настоящее время в число государств с развитой инновационной экономикой и стабильным венчурным бизнесом входят США, Китай, Германия, Япония, Австралия, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Израиль и другие страны.

В конце ХХ века наиболее развитые в научно-техническом отношении государства мира создали постиндустриальное общество, в основе экономики которого в результате научно-технической революции приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, важнейшим производственным ресурсом которых явились информация и знания, превращающиеся в главную движущую силу современной экономики. Рост инвестиций и их преобразование в науку, технологические и организационные нововведения способствовали значительному повышению роли инноваций, изменению темпов развития инновационных процессов, являясь одним из важнейших факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике многих промышленно развитых государств. Эту экономику принято называть инновационной, поскольку инновации создавались и использовались во всех (различных) отраслях и сферах экономики и жизнедеятельности человеческого общества. В основе инновационного типа развития экономики лежат определенные специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения. Для постиндустриального общества эту роль исполняют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие наукоемкие технологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационные организации различных сфер человеческой деятельности. Важнейшим фактором массового воз-

никновения инноваций и создания инновационной экономики стал накопленный высококачественный и креативный человеческий капитал.

Впервые инновационная экономика появилась в США. Известный американский футуролог Тоф-флер указывал ее начало - 1956 год - «первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны: «белые воротнички» и служащие численно превзошли рабочих с «синими воротничками» (Э. Тоффлер «Третья волна»).

Возрастание значения и экономической роли инноваций, изменение темпов направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся государств. Это очень заметно в значительном росте инвестиций в образование и науку, в организационных и технологических нововведениях, опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности и значительном росте самых разнообразных видов производственной деятельности. Характеристики различных механизмов поддержки науки и инноваций в каждом государстве меняются с учетом их особенностей и по мере развития. Однако есть некий «средний» уровень инновационного развития многих государств с характерными особенностями рыночной экономики и общими основами современной инновационной деятельности.

В этом случае инновационной экономикой будет такая экономика, которая:

- сможет удовлетворить интересы любого индивидуума или предприятий в любом регионе страны в самой необходимой информации о новых или известных знаниях, инновациях, инновационной деятельности, инновационных процессах и т. д.;

- обеспечит доступ к информации любому индивидууму или предприятиям, соответствующим понятию инновационных;

- будет обеспечивать создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющихся темпов научно-технического прогресса и инновационного развития, а общество будет в состоянии регулярно готовить всю многоплановую научную информацию для ритмичного обеспечения ее развития;

- будет осуществлять ускоренную комплексную автоматизацию и компьютеризацию всех сфер и отраслей производства и управления, выполняя радикальные изменения социальных структур по активизации инновационной деятельности в различных отраслях деятельности человека.

Непрерывное развитие процессов активности -важнейшее условие формирования современной, эффективной инновационной экономики.

Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Проблемы разработки инновационных основ развития экономики являются важнейшими и концептуальными задачами современной экономической науки, которыми регулярно занимаются и Президент, и Правительство РФ. Так, например, Правительство Российской Федерации 29 марта 2013 года приняло и утвердило Распоряжение № 467-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Комментируя данный документ, следует отметить, что его появление было вызвано тем, что несмотря на значительное количество предпринятых в последние годы мероприятий по поддержке инновационной активности, переломить сложившиеся негативные тенденции пока не удалось.

Известно, что совсем в недалеком прошлом российская наука находилась в очень непростом положении. В результате перехода к рыночным отношениям в начале 90-х годов прошлого века сворачивались или откладывались на неопределенный срок многие перспективные научные программы и разработки. Имел место массовый отток исследовательских кадров с утратой преемственности поколений и очень знаменитых научных школ. Наука почти перестала быть востребованной государством, что значительно снизило ресурсную базу ее поддержки.

Также важнейшим фактором состояния научного потенциала и в конечном счете результатом всей научной и научно-технической деятельности является ее финансирование.

Неинновационный характер государства и государственной власти выражается в первую очередь в недостаточном объеме финансирования научной и инновационной сферы.

Актуальные задачи развития современной инновационной политики

В процессе своего функционирования в 20082012 годах экономика России прошла стадии кризиса и посткризисного восстановления. Анализ динамики развития основных индикаторов состояния российской экономики за эти годы позволяет выявить общие и специфические условия и факторы посткризисного становления и роста основных промышленных показателей страны.

Важнейшим фактором, обусловившим в последнее десятилетие радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций.

Инновационная ориентация экономической политики в мире сегодня приобретает первостепенное значение, сменив парадигму «экономика благосостояния» на «экономику знаний».

(Парадигма - это то, что объединяет членов научного общества и наоборот - научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму.) Соответственно меняется и набор основных факторов экономического роста. Важнейшими из них становятся научные знания и интеллектуальный капитал, которые признаются главными источниками создания конкурентных преимуществ и устойчивого развития социально-экономических систем.

В этой связи вопросы модернизации и инновационного переустройства экономики были признаны и остаются важнейшими, ключевыми, магистральными направлениями социально-экономических преобразований в Российской Федерации в современных условиях.

Темпы увеличения внутренних затрат на исследования и разработки в последние 15 лет в целом опережали темпы роста ВВП за исключением 20042005 годов, когда было значительно сокращено финансирование исследований и разработок.

По итогам 2011 года доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП составила, по предварительной оценке, 1,12 % и все еще оставалась ниже максимального значения, достигнутого в 2003 году (1,29 %). В международном сопоставлении Россия находится на уровне Бразилии (1,19 % в 2010 году) и Венгрии (1,16 % в 2010 году), значительно уступая странам - инновационным лидерам (Германии и Японии - 2,82 % и 3,26 % в 2010 году, а также Китаю (1,7 % ВВП).

Федеральным законом, принятым 21 июля 2011 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», законодательно определены отношения по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ и услуг).

В этом же федеральном законе рассмотрены важнейшие определения («коммерциализации научных и научно-технических результатов, инновации, инновационной инфраструктуры, инновационной деятельности»), а также указано, что цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 2227-р.

Инновационная стратегия - это одно из средств успешного решения задач предприятия или организации по достижению ими своих целей, отличающегося от других решений своей новизной и качеством, прежде всего для данного предприятия, рынка или отрасли. Существует много различных видов стратегий:

наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная и др. Кроме этих видов стратегии, инновационная стратегия предприятий может быть направлена на создание абсолютно нового рынка для реализации совершенно нового продукта и привлечения новых специалистов. Обычно инновационная стратегия задает цели инновационной деятельности, указывает выбор средств для их достижения и источники использования этих средств.

Важнейшей целью этой стратегии являются задачи по обеспечению перевода к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, отличающийся следующими особенностями:

- доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т. д.) достигнет не менее 5-10 %, то есть в 5-7 раз и более в отраслях к 2020 году;

- доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40-50 % в 2020 году, (в 2009 году - 10,4 %);

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35 % в 2020 году (в 2009 году - 12,4 %);

- внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3 % валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году - 1,24 %), из них больше половины за счет частного сектора;

- доля российских исследователей в общемировом количестве публикаций в научных журналах повысится до 5 % в 2020 году (в 2008 году - 2,48 %);

- не менее пяти российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам (в 2009 году - ни одного);

- доля средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25 %;

- доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30 %.

Следует отметить, что общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны.

Вышеуказанная Стратегия является важнейшим, основополагающим документом в системе инновационного развития. При этом, следует отметить, что долгосрочные цели социально-экономического развития Российской Федерации закреплены в Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года.

В начале 2012 года приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», в которых стратегической целью го-

сударственной политики в области развития науки и технологий названо обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований, разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.

В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.

Выполнена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности - уже введены и продолжают вводиться необходимые налоговые льготы. Принят закон, разрешающий бюджетным организациям образования и науки создавать малые инновационные предприятия, за первый год его применения уже создано около 600 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях.

Также модернизируется система таможенного регулирования экспорта инновационной продукции. Важно и то, что в последние годы проблемы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Например, при Президенте Российской Федерации создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты и начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.

Следует отметить, что опыт работы свидетельствует о том, что по многим проблемам инновационных тем окончательные решения лучше всего принимать на региональном уровне.

Это особенно необходимо и справедливо в отношении такой большой и разнообразной страны, какой является Российская Федерация.

Например, состояния проблем инновационной деятельности в Республиках Башкортостан и Татарстан сильно отличаются. Однако это отдельный разговор на будущее.

Отметим и то, что в разных регионах инновации принимают разную форму из-за специфического наследия в виде структуры промышленности, исследовательских институтов и рабочей силы, а также способов их взаимодействия и распространения соответствующих знаний на очень большие географические расстояния.

Несмотря на быстрый прогресс телекоммуникаций, личное общение до сих пор остается наиболее эффективным способом стимулировать частое и плодотворное сотрудничество. Географическая доступность также способствует доверию в отношениях внутри сообщества, что критически важно для создания и распространения знаний и инноваций.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» Правительству РФ поставлена задача увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года во многих регионах России. Все эти запланированные и выполняемые задачи уже дают свои результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, например, к 2013 году реализованы следующие новации в области государственной поддержки и стимулирования инновационного развития:

- создана современная система институтов развития в сфере инноваций, венчурные фонды с государственным участием, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Роснано»;

- обеспечена финансовая поддержка ведущих вузов и форсированное развитие их компетенций в целях формирования «ядра» глобально конкурентоспособных вузов (не менее пяти вузов), способных войти к 2018 году в первую сотню ведущих мировых университетов согласно общепризнанным международным рейтингам;

- создается национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» и готовится к формированию в России сеть национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники в Российской Федерации, формируются основы инфраструктуры поддержки инновационной деятельности - технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопаркам, бизнес-инкубаторам при вузах, центрам трансфера технологий, центрам коллективного пользования уникальным оборудованием.

Напомним о том, что проект бюджета на период с 2014 по 2016 год разработан по программно-целевому принципу. По решению Правительства бюджетные расходы осуществляются в соответствии с государственными программами, именно поэтому ряд важных подпрограмм включен внутрь самих госпрограмм. Это же касается и подпрограммы «Сколково».

Создание и развитие инновационного центра «Сколково»

Выступая перед аудиторией, Председатель Правительства России Дмитрий Медведев подчеркнул значимость проекта «Сколково» для российской экономики: «Рассчитываем, что там будут концентрироваться перспективные направления и рождаться интересные идеи, будет запущен своего рода инновационный конвейер. Причем, это касается всех

ключевых направлений для развития инноваций -энергоэффективность, ядерные технологии, космические технологии, компьютерные и биомедицинские технологии, конечно не замыкаясь только на этих, основных».

Кроме того, Глава кабинета министров отметил необходимость грамотно конвертировать научные наработки, для этого нужен специальный правовой и налоговый режим, ориентированный на поддержку стартапов. Премьер подчеркнул важность патентования изобретений и увеличения заявок на государственную регистрацию новых объектов интеллектуальной собственности.

Он отметил, что «основная цель - обеспечить соответствие отечественной системы статистического учета международным стандартам. Нужно использовать единую методологию макроэкономических измерений, оценки промышленного потенциала и природных ресурсов. К тому же, начата процедура выявления и развития инновационных кластеров на конкурсной основе. Положено начало созданию новой российской «территории инноваций» в подмосковном инновационном центре «Сколково», где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов.

Также разрабатывается система софинансиро-вания государством инновационных проектов частных компаний - через управляющую организацию проекта «Сколково», а также, в перспективе, через Российский фонд технологического развития после его реорганизации».

На создание и развитие инновационного центра «Сколково» в 2013-2020 годы из Федерального бюджета выделено 125,2 млрд. руб. Такое распоряжение подписал Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Документом правительства утверждена новая редакция госпрограммы: «Экономическое развитие и инновационная экономика», которая теперь дополнена подпрограммой «Создание и развитие инновационного центра «Сколково», говорится в документе.

Комментируя новую редакцию госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», следует отметить, что она утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2013 года и включает в себя подпрограмму «Создание и развитие инновационного центра «Сколково».

Ответственным исполнителем подпрограммы является Минфин России, а участниками программы определены Минэкономразвития России, ФТС России и некоммерческая организация «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий».

Целью подпрограммы является создание и обеспечение функционирования инновационного центра «Сколково» для развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по приоритетным направлениям, сообщает правительственная пресс-служба. Для достижения указанной цели будут решаться следующие задачи: на создание и развитие инновационного центра «Сколково» в 2013-2020 годах из федерального бюджета будет выделено 125,2 млрд. руб., в том числе 24,3 млрд. руб. в 2013 году, 23 млрд. руб. в 2014 году и 18,3 млрд. руб. в 2015 году. Указанные параметры финансирования госпрограммы вполне соответствуют показателям Федерального бюджета на 2013 год, плановый период 2014 и 2015 год.

При этом не менее 50 % затрат на создание инновационного центра «Сколково» планируется привлечь из частных источников (частно-государственное партнерство). Предполагается, что в результате реализации подпрограммы возрастет количество заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, поданных компаниями проекта «Сколково», со 159 заявок в 2012 году до 350 заявок к 2020 году. Эти данные соответствуют показателям ведущих инновационных центров.

Стратегические направления инновационного развития РФ в первой четверти XXI века

В основе происходящей в настоящее время инновационно-экономической революции лежат определенные и специфические технологии, современные производственно-технологические системы и соответствующие производственные отношения.

Именно в этих условиях реализуются мероприятия, которые не только позволяют российской экономике стать мировым лидером в энергетическом секторе, в процессах добычи и переработки сырья, но и создают современную экономику знаний и соответствующих техпроцессов.

Для массового появления новых инновационных организаций во всех сферах экономики формируются самые необходимые условия, в первую очередь, в сфере экономики знаний.

Актуальность проблем становления экономики знаний и изучение особенностей их функционирования предопределили важнейшие направления их анализа и исследования на современном этапе.

С конца прошлого и начала нового, XXI, века очень широкое распространение в западной и отечественной экономической литературе получил термин «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» (что на английский переводится как «knowledge-based economy»), введенный в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Мах-лупом в 1962 году.

Этот тип экономики отличается от предшествующих ему аграрного или индустриального тем, что, хотя природно-материальные ресурсы (земля, запасы сырья и оборудование) продолжают выступать основой для создания экономических благ, рост и развитие всей хозяйственной системы обеспечиваются отныне уже не столько внешними, сколько внутренними, нематериальными факторами, важнейшими из которых выступают знания и человеческий капитал.

Итак, понятие «экономика знаний» чаще всего подразумевает такой тип экономического развития, который основан на преобладающем вкладе в это развитие науки и образования, а также других наукоемких отраслей промышленности и сферы услуг. Такая модель экономики, сформировавшаяся в США и других ведущих странах современного мира, предполагает приоритетное развитие данных отраслей экономики, масштабные капиталовложения в науку, образование и здравоохранение, как ключевые сферы жизнедеятельности современного общества, формирующие научно-технологическую базу экономики и соответствующий ей человеческий капитал.

Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной и инновационной экономики.

Очень часто термин «экономика знаний» используют как синоним инновационной экономики.

Между тем, являясь базой или фундаментом интеллектуальных основ общества, экономика знаний представляет собой высший этап развития инновационной экономики.

Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий. Итак, экономика знаний - это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал инноваций и высококачественных услуг. Пока экономику знаний создали лишь США и ЕС.

Человеческий капитал - важнейший фактор формирования «экономики знаний»

Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Ее появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность в реальной экономике и требования жизни. Возникла проблема углубленного понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на соответствующие темпы и качество развития общества и экономики.

Толчком к созданию теории человеческого капитала послужили статистические материалы, касающиеся роста экономик развитых стран мира, которые

превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве важнейшего производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

Постоянное и непрерывное созидание и реализация инноваций (наукоемких нововведений), развитие инновационной деятельности как главного фактора преуспевания в конкурентной борьбе и ускоренного социально-экономического развития страны являются основной и важнейшей функцией инновационной экономики.

Энергия инновационного развития многих предприятий и организаций существенно зависит от развития науки и научных исследований, новейших технологических процессов и операций, определяющих современные стратегические приоритеты страны в разработке и создании новейших направлений развития современной индустрии экономики.

Выполняющие такие актуальные задачи коллективы предприятий пытаются преодолеть высокие внедренческие риски и достичь долгосрочного инновационного превосходства в быстрорастущих производствах глобального рынка, являясь самыми современными центрами спроса на инновации. Например, к ним можно отнести государственные корпорации: ГК «Росатом», ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», а также крупнейшие корпорации: «Сибур Холдинг», ОАО «Татнефть», ОАО «Башнефть», современные машиностроительные предприятия и многие, многие организации. Не остается в стороне и банковская система. Крупнейшие банки: Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк, Промсвязьбанк и др. заняты также созданием фондов венчурного капитала и инновационной инфраструктуры для «выращивания» новых технологий и модернизации технологической базы традиционных отраслей.

Коли мы затронули проблемы «выращивания» новых технологий, то обязательно следует коснуться и проблем подготовки соответствующих кадров.

Подготовка кадров для инновационной экономики -актуальнейшая задача современных вузов

Важнейшая задача государственной экономической науки на современном этапе - исключительное внимание к проблемам инновационной экономики, что диктуется самой жизнью общества.

Переход российской экономики к инновационному развитию, в котором конкурентные преимущества создаются благодаря подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих творческим мышлением, способных к постоянному самообучению и саморазвитию, является особым приоритетом современной кадровой политики страны.

В сложных процессах инновационного производства человеческое знание и опыт стали ориентироваться на осязаемый экономический результат, а образование - на потребности рынка труда.

Таким образом, наука и образование, пересекаясь, очень тесно взаимодействуют друг с другом, что вполне соответствует их общей задаче обеспечения потребностей инновационной экономики кадрами для этой отрасли. Инновационное производство весьма сложно. Для высококвалифицированного анализа закономерностей развития и выработки грамотных выводов и рекомендаций требуется подготовка кадров особой квалификации - инновационных менеджеров, занятых реализацией новейших аспектов инноведения. (Слово, предложенное автором статьи.) Их главная задача - организация инновационного процесса производства и прогнозирование возможных неполадок и препятствий с определением грамотных путей их преодоления.

Современные инновационные менеджеры работают в различных организационных структурах (академиях наук, вузах, научных обществах, исследовательских организациях, конструкторских бюро, инжиниринговых компаниях и т. д.), создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и формированием новых заказов и разработкой новейших научных исследований.

Они управляют большими научными коллективами и координируют очень ответственные исследования. Все вышесказанное предъявляет особые требования к квалификации этих менеджеров, ибо они должны обладать экономико-управленческим, научно-техническим и психолого-педагогическим потенциалами, а также особой системой качеств (как традиционного менеджера, так и ученого-исследователя), будучи квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Особенности новых подходов к кадровой политике для развития инновационной экономики в 2013-2016 годах

«Содействие развитию новых, основанных на самых современных технологиях секторов экономики города - один из безусловных приоритетов Правительства Москвы. Эту задачу можно решить только силами высококвалифицированных специалистов, умеющих и желающих активно создавать и применять такие технологии. Запускаемая Центром инновационного развития Москвы и ОАО «Роснано» межвузовская Программа подготовки инженеров нового поколения - один из шагов в этом направлении», - отметил генеральный директор Центра инновационного развития Москвы Константин Фокин.

Проблемы становления и развития инновационной экономики России требуют новых подходов

к подготовке новых кадров для разработки и коммерциализации инноваций. Известно, что двигателями инновационных преобразований выступают как процессы научного познания, последовательно воплощенные в элементах производительных сил, так и современные инновационные кадры.

Как свидетельствует мировой опыт начала XXI века, сегодня на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в промышленно развитых странах, приходится 70-85 % прироста ВВП. Объем мирового рынка инновационной продукции составляет 2,3 трлн. дол. В этой связи для России, находящейся на пути рыночных реформ в экономике, задачи развития инновационной деятельности, повышения роли науки в экономической и социальной сфере, сохранения и обновления производственного и научно-технического потенциала являются особо важными и весьма актуальными.

Сейчас настало время восстановить все утраченные позиции по развитию проблем подготовки современных кадров для инновационных предприятий и организаций. Понимая это, многие республики, края и города принимают соответствующие меры для решения этих проблем.

В качестве основных условий перехода к инновационному инженерному образованию необходимо отметить обновление методологии и содержания инженерного образования на основе тенденций и подходов современного наукоемкого инжиниринга в рамках построения Единого национального комплекса «Инженерное образование - Наука - Промышленность - Инновации» и формирующейся инновационной экономики знаний.

Использование принципа «бенчмаркинга» посредством выявления лучших российских и зарубежных аналогов образовательных программ, «лучших практик», в частности, инженерной подготовки через выполнение на старших курсах реальных НИР, НИОКР и НИОКТР по заказам отечественных и зарубежных промышленных предприятий, интеграции современных достижений науки и техники - все это должно развивать инновационное инженерное образование.

Так, например, в рамках международного форума «Открытые Инновации» Центр инновационного развития Москвы и ОАО «Роснано» заключили соглашение о сотрудничестве по вопросам подготовки кадров для московских инновационных компаний.

Под документом свои подписи поставили генеральный директор Центра инновационного развития Москвы Константин Фокин и заместитель председателя правления ОАО «Роснано» Юрий Удальцов.

Центр инновационного развития Москвы был создан Правительством Москвы осенью 2012 года для разработки и реализации государственных программ развития высокотехнологичных секторов экономики.

Деятельность Центра инновационного развития Москвы осуществляется в рамках Подпрограммы «Москва - инновационная столица России» на 20122016 годы и направлена на повышение инвестиционной привлекательности Москвы для инновационного бизнеса, роста объемов инвестиций для реализации инновационных проектов на территории города, увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест в инновационной системе, повышение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности в г. Москве.

Исходя из Программы в ряде ведущих вузов Москвы уже внедрена новая модель обучения, учитывающая успешный опыт базовой кафедры технологического предпринимательства МФТИ, созданной в 2011 году при участии Роснано.

Также Программа предусматривает создание при вузах новых «базовых организаций». В них войдут высокотехнологичные производственные компании, в которых студентам будет отведена большая роль в плане анализа и реализации различных научно-исследовательских проектов и подготовки своих выводов и рекомендаций.

Специалисты, которые имеют большой практический опыт в коммерциализации технологических разработок, помогут студентам адаптировать проекты к требованиям рынка, а также будут научными руководителями их дипломных и курсовых работ.

Выездные стратегические сессии на базе ведущих бизнес-акселераторов позволят учащимся наладить контакты с успешными технологическими предпринимателями, инвесторами и учеными. Бизнес-акселератор - модель поддержки бизнесов на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Для быстрого выхода на рынок проекту обеспечиваются инвестирование, инфраструктура, экспертная и информационная поддержка.

Таким образом, Программа подготовки инженеров нового поколения предусматривает широкое использование образовательных технологий (e-Ltaming) и различных информационных платформ для взаимодействия основных участников сессий; студентов, преподавателей, менторов и представителей базовых организаций.

Участниками Программы станут студенты и бакалавры ведущих вузов, показавшие хорошие знания и высокий уровень самостоятельной подготовки.

Предполагается, что в пилотном этапе образовательного проекта примут участие три университета Москвы и порядка десяти высокотехнологичных компаний, которые будут отобраны в ходе подготовки Проекта.

Обучение по программе начнется в сентябре 2014 года.

Список литературы:

1. Резбаев В.М. Кластерная политика, ее значение и особенности функционирования в современной экономике // Вестник УГАЭС. - 2013. - № 1 (3). - С. 55.

2. Юдаев И.Г. Инновационное предпринимательство как основа стратегического развития региона // Инновации. Инвестиции. - 2010. - № 4. - С. 22.

3. Катанова Е. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования // Экономист. - 2008. -№ 12. - С. 84-88.

4. Семенова А. Управление инновационными процессами // Экономист. - 2005. - № 5. - С. 46.

List of literature:

1. Rezbaev V.M. Cluster policy, its importance and peculiarities of functioning in a modern economy // Bulletin of USAES. - 2013. - № 1 (3). - Р. 55.

2. Udaev I.G. Innovative entrepreneurship as the basis for the strategic development of the region // Innovations. Investments. - 2010. - № 4. - Р. 22.

3. Katanova E. Urgent problems of modernization of the system of General education // Economist. - 2008. -№ 12. - Р. 84-88.

4. Semenov A. Innovative processes Management // Economist. - 2005. - № 5. - Р. 46.

Галиуллина С.Д.

доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО « Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Иванова О.М.

доктор философских наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории методологии и технологии инклюзивного образования кафедры истории, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Билалова Л.М.

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-экономических наук Бирского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Россия, г. Бирск

Герасимова Д.И.

аспирант ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Сафина Е.А.

аспирант ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 364.4:347.64 (091) (470.57-25)

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ МОТИВОВ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В научной статье рассматриваются духовно-нравственные основы попечительства как социальной формы жизнедеятельности российского общества. Попечительская деятельность в историко-социальном аспекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.