Научная статья на тему 'Инновационно-инвестиционный механизм функционирования субъектов малого и среднего бизнеса: пути повышения эффективности'

Инновационно-инвестиционный механизм функционирования субъектов малого и среднего бизнеса: пути повышения эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / INNOVATION AND INVESTMENT ACTIVITIES OF THE SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МСБ / INTERACTION MECHANISM OF THE SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окладникова Диляра Рамисовна

Представлен авторский модернизированный инновационно-инвестиционный механизм взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса. Отмечено, что на отдельных стадиях финансирования проектов можно использовать одновременно разные инструменты стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Окладникова Диляра Рамисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE AND INVESTMENT MECHANISM OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS OPERATION: WAYS TO IMPROVE EFFECTIVENESS

The article introduces the author's modernized innovation and investment mechanism of small and medium business interaction. It is noted that various incentive tools can be used simultaneously at specific stages of project financing.

Текст научной работы на тему «Инновационно-инвестиционный механизм функционирования субъектов малого и среднего бизнеса: пути повышения эффективности»

Изд-во ИрГТУ, 2012. С. 147-151.

2. Антипина О.В. Социальные основы инновационных инвестиций на уровне местного самоуправления //Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы Первой междунар. науч.-практ. конференции / Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2010. С. 297-299.

3. Дубынин А.Р., Огнев Д.В., Нечаев А.С. Методические аспекты привлечения инвестиций в промышленность России // Вестник Ангарской государственной технической академии. 2007. Т.1, №1. - С. 70-74.

4. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России за рубежом. 2000. №3. C.

73-78.

5. Медовников Д. Тихо течёт река по равнине // Эксперт. 2002. №17.

6. Нечаев А.С. Управление инвестиционным проектом как основа обновления основных производственных фондов // Путеводитель предпринимателя. 2009. №111. С. 219-230.

7. Нечаев А.С. Современные подходы к формированию инновационной макрологистической системы // Вестник стипендиатов ДААД. 2012. №1 (9). С. 70-77.

8. Нечаев А.С. Анализ современного положения российских предприятий в угольной отрасли // Бизнес, менеджмент и право. 2009. №1 (18). С. 64-67.

9. ЛиИ Г., Ре шли Р. Блокбастеры. Сенсационные продукты - путь к успеху. М.: Изд-во «Транзигкнига», 2005.

УДК 330.142.211

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

© Д.Р. Окладникова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлен авторский модернизированный инновационно-инвестиционный механизм взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса. Отмечено, что на отдельных стадиях финансирования проектов можно использовать одновременно разные инструменты стимулирования. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: инвестиции; инновационно-инвестиционная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса; механизм взаимодействия инновационно-инвестиционной деятельности субъектов МСБ.

INNOVATIVE AND INVESTMENT MECHANISM OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS OPERATION: WAYS TO IMPROVE EFFECTIVENESS D.R. Okladnikova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article introduces the author's modernized innovation and investment mechanism of small and medium business interaction. It is noted that various incentive tools can be used simultaneously at specific stages of project financing. 1 figure. 1 table. 12 sources.

Key words: investment; innovation and investment activities of the subjects of small and medium business; interaction mechanism of innovation and investment activities of the subjects of small and medium business.

Практическая реализация инновационно-инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса (далее ИИД субъектов МСБ) связана с реализацией инновационных проектов. В свою очередь понятие «инновационный проект» имеет различные трактовки. В частности, с одной стороны, инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов [1]. Данное определение в современных условиях отражает более широкий подход и ориентировано на реализацию приоритетных направлений экономической политики на уровне страны, регионов, предприятий, в том числе субъектов МСБ.

С другой стороны, инновационный проект - конкретный документ, отражающий деятельность предприятия по разработке и внедрению новых видов тех-

ники, технологии и связанные с этими процессами изменения в организации труда и производства. Подобный подход является более узким по сравнению с первым и предполагает стандартное финансирование на разработку и внедрение инновационных проектов с помощью поэтапного планирования, прогнозирования потока денежных средств и материальных, кадровых ресурсов [2].

Вместе с тем особо следует отметить значимость финансового обеспечения реализации инновационных проектов, учитывая проблемы формирования необходимого объема ресурсов и привлечения инвестиций как на макро, так и на микроуровнях. Поэтому в современных экономических условиях понятие «инновационный проект» логично рассматривать как «инновационно-инвестиционный проект». Здесь акцентируется внимание не только на специфических чертах ИИД субъектов МСБ, таких как организационно-правовые,

1Окладникова Диляра Рамисовна, аспирант, тел.: 89149576584, e-mail: 0205dr@rambler.ru Okladnikova Dilyara, Postgraduate, tel.: 89149576584, e-mail: 0205dr@rambler.ru

инновационные и финансово-экономические; а также на эндогенных, означающих кадровые ресурсы, организационно-управленческий, производственно-технический, финансово-экономический уровни развития предприятия и научно-технологические возможности для внедрения инноваций; и экзогенных, включающих в себя институциональные, рыночные, социально-экономические условия, производственно-технический и научно-технологический потенциал и природные особенности страны. Не следует забывать о факторах и рисках: организационно-управленческих, социально-экономических, кадровых, производственно-технологических, финансово-экономических, институциональных и инновационных [3, с. 212-218. 4, с. 36-42. 5.].

Как не раз отмечалось, основными препятствиями существующих схем финансирования инновационной деятельности субъектов МСБ в России, в том числе в Иркутской области, являются: во-первых, отсутствие конкурентной среды, стимулирующей использование инноваций; во-вторых, низкий уровень коммерциализации научных разработок; в-третьих, диспропорции в структуре источников финансирования инновационной деятельности предприятий. При всем многообразии программ и стимулов, внедряемых правительством для развития инновационной деятельности субъектов МСБ на протяжении последних 10 лет, ситуация остается на прежнем уровне.

Опираясь на вышеизложенные обстоятельства, возникает необходимость модернизировать имеющуюся схему финансирования инновационных проектов.

Содержание всех стадий реализации ИИП субъектов МСБ традиционно включает такие обязательные этапы, как предынвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный. Вместе с тем следует учитывать отрасли и специфику деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

Обычно первая стадия (предынвестиционная) включает формирование инновационного замысла и конечных целей, а также определение возможных схем финансирования. Малые инновационные проекты не требуют значительного временного промежутка для подготовки технико-экономического обоснования, имеют среднесрочный период внедрения и практически реализуются на уровне муниципального образования или региона. В таких проектах, как правило, задействованы, помимо самих субъектов МСБ, подрядчиков, поставщиков и заказчиков, кредиторы в виде коммерческих банков, гарантийных фондов, страховых компаний, а также государственные структуры различных уровней. Поэтому именно банки в силу их ресурсного потенциала, развитой инфраструктуры, широких возможностей структурирования и оптимизации рисков должны стать базовым финансовым посредником в инвестиционном механизме развития инновационной деятельности субъектов МСБ. Кроме того, крупные коммерческие банки сочетают выдачу кредитных средств с комплексным анализом инвестиционных проектов и при необходимости помогают доработать их в соответствии с отраслевой, региональной спецификой, а также обеспечивают жесткий целевой кон-

троль кредитных средств на каждом из этапов реализации ИИП. Еще одним преимуществом участия коммерческих банков в финансировании инновационных проектов МСБ является их возможность самостоятельно разрабатывать индивидуальные кредитные продукты или оптимальные схемы финансирования. При этом, в отличие от бюджетного финансирования, они обеспечивают своевременную выдачу средств, что в свою очередь позволяет привлечь дополнительных инвесторов или гарантов в процессе внедрения проекта. К примеру, в нашем регионе одним из гарантов может выступать Иркутский областной гарантийный Фонд, который берет на себя обязательства по заключенным кредитным договорам за исполнение заемщиком своих обязательств [6].

Кроме того, в целях активизации инновационной деятельности субъектам МСБ следует учесть возможности налогового стимулирования, которое обеспечивается согласно ст. 66, гл. 9, части 1 НК РФ.

Следующая инвестиционная стадия внедрения ИИП МСБ предполагает практическую реализацию идеи. В этой связи для предприятия наиболее целесообразным является объединение инвестиционной и эксплуатационной стадий в одну. Одновременно проводится анализ имеющихся возможностей и выбор наиболее предпочтительного варианта; далее следует составление, осуществление плана реализации проекта, регулирование его выполнения от начала и до сдачи заказчику и, наконец, полное закрытие контракта.

На практике инновационные проекты реализуются субъектами МСБ, зарегистрированными в виде юридических лиц, что предполагает имущественную обособленность учредителей и юридического лица, а также самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Данные обстоятельства дают значительные преимущества перед индивидуальными предпринимателями в получении внешнего финансирования и выбора контрагентов для реализации проектов. Что касается сферы деятельности, то, как отмечалось ранее, малые и средние предприятия производственной сферы являются основными разработчиками и потребителями новых технологий [7]. Поэтому и возможности самофинансирования имеют в основном субъекты МСБ производственной сферы (например, предприятия связи, строительной отрасли), где за счет производственного цикла, пусть и небольшого, создается достаточный резерв для осуществления научно-технических проектов.

Важным показателем эффективности инновационных проектов МСБ, как известно, выступает срок окупаемости, который лежит в основе их деления на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные (свыше трех лет). Срок окупаемости проекта показывает не только эффективность капитальных вложений, но и уровень инвестиционного риска, связанного с ликвидностью: чем больше срок реализации проекта, тем выше уровень риска и ниже вероятность привлечения финансовых ресурсов под его реализацию. Кроме того, для оценки инновационной активности предприятия необходимо учитывать показатели, характерные для различных отраслей производства [8, с. 26-38].

С целью повышения эффективности существую- Функции всех участников предлагаемого механиз-

щей схемы финансирования ИИП МСБ предлагается ма взаимодействия субъекта МСБ и возможный объем авторский подход к ее модификации. См. рис. 1. риска при его внедрении представлен в табл. 1.

Функциональные особенности и риски финансирования инновационно-инвестиционной деятельности _субъекта малого и среднего бизнеса_

Участник финансирования Функции участника в модернизированной схеме взаимодействия Объем риска участника при неэффективном (отрицательном) внедрении ИИП

Субъект МСБ 1. Осуществление инновационной деятельности. 2. Предоставление гарантий и имущества в целях обеспечения исполнения обязательств по полученному кредиту. 3. Получение нового кредитного продукта для финансирования ИИП субъекта МСБ. 1. Потеря бизнеса, деловой репутации, кредитной истории. 2. Утрата имущества, переданного в целях обеспечения исполнения обязательств по полученному кредиту в размере от 30 до 100% от суммы полученных средств и начисленных по ним % за период их использования. 3. Проблема получения кредитных средств для финансирования текущей деятельности и внедрения следующих проектов, в т.ч. инновационного направления.

Иркутский областной гарантийный фонд Анализ кредитоспособности субъекта МСБ в целях предоставления гарантии для получения нового кредитного продукта для финансирования ИИП субъекта МСБ. Материальная ответственность за предоставленное поручительство в размере от 30 до 100% от суммы полученных средств субъектов МСБ в КБ.

Региональный комитет по инновациям Предоставление заключения о целесообразности и эффективности внедрения ИИП, с несением материальной ответственности. Материальная ответственность за предоставленное заключение в размере от 30 до 100% от суммы полученных средств.

Коммерческие банки Разработка нового кредитного продукта для финансирования ИИП субъектов МСБ. 1. Риски возврата по основному долгу в размере имущества, переданного субъектом МСБ в целях обеспечения исполнения обязательств по полученным средствам (в диапазоне до 100% от суммы основного долга); 2. Риски возврата по начисленным процентам за период пользования кредитными средствами (в диапазоне до 100%).

Инспекция по налогам и сборам Оформление субъекту МСБ отложенных налоговых обязательств в виде ИНК на период внедрения ИИП. 1. Риски возврата ИНК в размере имущества, переданного субъектом МСБ в целях обеспечения исполнения обязательств (в диапазоне до 100% от суммы основного долга); 2. Риски возврата по начисленным процентам за период пользования ИНК (в диапазоне до 100%).

Министерство экономического развития Оформление субъекту МСБ субсидирования процентной ставки по заключенному кредитному договору с КБ в связи с реализацией ИИП. Сумма полученной субъектом МСБ субсидий по выплаченным % КБ ввиду с реализацией ИИП с помощью кредитных средств. Размер субсидий составляет 2/3 от ставки рефинансирования х к, где к - действующий в данный период коэффициент.

Страховая компания 1. Страхование имущества субъекта МСБ, переданного в обеспечение исполнения обязательств КБ по заключенному кредитному договору ввиду финансирования ИИП. 2. Страхование жизни и трудоспособности субъекта МСБ в целях обеспечения исполнения обязательств по заключенному кредитному договору ввиду финансирования ИИП. При возникновении страхового случая к возмещению принимается: 1. Сумма невыплаченного заемщиком основного долга. 2. Стоимость имущества, переданного субъектом МСБ в обеспечение КБ, ввиду реализации ИИП.

1 - обращение субъекта МСБ в ИОГФ в целях финансирования ИП;

2 - обращение ИОГФ в РКИ по ИП субъекта МСБ и получением заключения о целесообразности и эффективности его внедрения;

3 - обращение ИОГФ в ряд КБ за получением финансирования ИП субъекта МСБ;

4 - заключение Зхстороннего соглашения о материальной ответственности по ИП субъекта МСБ между КБ, ИОГФ и РКИ;

5 - заключение кредитного договора между КБ и субъектом МСБ по финансированию кредитным учреждением ИП субъекта МСБ;

6 - заключение Зхстороннего договора поручительства между КБ, ИОГФ и Субъектом МСБ по финансированию кредитным учреждением ИП субъекта МСБ;

7 - страхование материальной ответственности РКИ, ИОГФ по внедрению субъектом МСБ ИП;

8 - обращение субъекта МСБ в территориальный орган ИНС за получением финансирования в виде ИНК (далее инвестиционного налогового кредита) на период внедрения ИП;

9 - обращение субъекта МСБ в территориальный орган МЭР за субсидированием процентной ставки в связи с реализацией ИП;

10 - обращение МЭР в РКИ по ИП субъекта МСБ и получение заключения о целесообразности и эффективности внедрения;

11 - обращение ИНС в РКИ по ИИП субъекта МСБ и получение заключения о целесообразности и эффективности внедрения.

Инновационно-инвестиционный механизм финансирования субъектов МСБ. Составлен автором

Основным координатором развития ИИД, согласно модернизированному механизму, должен стать Гарантийный фонд поддержки субъектов МСБ, который позволит повысить эффективность их деятельности. В этой связи целесообразно закрепить за Гарантийным фондом поддержки субъектов МСБ, помимо имеющихся функций, такие обязанности, как:

• формирование четко прописанной схемы взаимодействия каждого участника с возложенными на него функциями;

• контроль за этапами последовательного внедрения каждого участника в процесс финансирования и согласование их взаимодействия;

• ориентация на финансирование только ИИД субъектов МСБ;

• использование правил инвестиционного финансирования проектов, при котором источником возврата предоставленных финансовых ресурсов являются доходы, полученные от реализации проекта;

• финансирование как за счет коммерческих банков, так и с привлечением государственных средств.

Поскольку каждая из перечисленных форм финансирования имеет свои специфические характеристики, то предложенная модификация инновационно-

инвестиционного механизма субъектов МСБ может быть практически реализована в комбинации наиболее приемлемых внутренних и внешних финансовых ресурсов.

В частности, нераспределенная прибыль предприятия не только является «реинвестированным» источником собственных средств для замены оборудования и новых вложений, но и многоцелевым источником финансирования его потребностей. В отличие от прибыли, амортизация не зависит от финансовых результатов деятельности предприятия; она показательна как наиболее стабильный источник финансового обеспечения капитальных вложений, но при этом не является реальным денежным потоком. Вместе с тем эффект от ее использования (так называемый "налоговый щит") проявляется в уменьшении налогооблагаемой прибыли за счет постепенного списания стоимости основных средств и нематериальных активов, связанного с их физическим и моральным износом, а также сказывается на себестоимости продукции (работ, услуг). Поэтому выбор одного или нескольких способов начисления амортизационных отчислений - важный элемент в учетной и амортизационной политике предприятия. Применение ускоренных способов

начисления амортизации, в том числе, позволяет:

- за более короткий срок накопить достаточные амортизационные отчисления, а затем использовать их для реконструкции и технического перевооружения производства;

- в первые годы эксплуатации актива себестоимость выпущенной продукции увеличить на величину дополнительной амортизации, а прибыль снизить на ту же величину; следовательно, предприятие сможет уменьшить величину налога на прибыль.

Что касается банковского кредитования инновационной деятельности субъектов МСБ, то обычно они предоставляются на сроки до 5-7 лет. При этом предприятия, обратившиеся в коммерческий банк за такими кредитами, как правило, сталкиваются с трудностями их получения из-за отсутствия или недостаточности залогового обеспечения, риска неспособности потенциальных заемщиков выполнять обязательства по выплате основного долга в первые годы работы, поскольку в этот период источником погашения кредита является прибыль.

Кроме того, в качестве источника финансирования можно использовать отложенные налоговые обязательства в виде инвестиционного налогового кредита (далее ИНК). Согласно действующему законодательству, ИНК представляет собой сумму отложенного налогового обязательства, возникшего в течение определенного периода, ввиду оплаты части начисленных налоговых платежей, не превышающих 50% от начисленной суммы налогового обязательства.

Роль коммерческих банков в данном механизме заключается в том, что именно кредитная организация является центральным звеном и осуществляет рассмотрение различных возможных ситуаций: расчет основных и дополнительных отраслевых и региональных показателей ИИП; расчет вариантов покрытия рисков по ИИП; обеспечение предоставления всей проектной документации и минимизацию ответственности каждого участника в процессе внедрения проекта. Коммерческий банк также несет ответственность за мониторинг и получение заключения от РКИ по каждому этапу внедрения. При этом банк должен осуществлять ежедневный мониторинг всех доходов и расходов заемщика по инновационному проекту по расчетному счету, открытому в этой кредитной организации. Вместе с тем, по распространенной практике, заемщики имеют несколько открытых и действующих расчетных счетов в разных коммерческих банках и не готовы переводить все обороты на финансируемое кредитное учреждение.

Также необходимо заметить, что сегодня не каждое кредитное учреждение располагает специалистами, имеющими опыт и соответствующее образование для оценки внедряемых инновационных проектов. Принимая во внимание зарубежный опыт развития банковского финансирования инновационных проектов, выходом из сложившейся ситуации представляется задействование в данном процессе специализированных государственных структур, способных дать соответствующую экспертизу. Такой структурой может стать региональная структура по инновациям, от за-

ключения которой зависит возможность финансирования предлагаемого инновационно-инвестиционного проекта; на нее также должна быть возложена материальная ответственность за последствия от возникновения рисков, связанных с реализацией инновационно-инвестиционного проекта субъектов МСБ. В этой связи для минимизации рисков считаем необходимым привлечение областной администрации в данный процесс путем получения от них гарантийных писем о возможности участия в программе субсидирования инновационно-инвестиционных проектов предприятий малого и среднего бизнеса, что позволит увеличить как доходность внедряемых проектов, так и их привлекательность для кредитных учреждений.

В настоящее время процесс финансирования субъектов МСБ с участием кредитных средств и предоставлением гарантий со стороны Иркутского областного гарантийного фонда поддержки субъектов МСБ реализуется недостаточно активно. Между тем в некоторых регионах России положение иное: например, Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области за период с 2009 по 2013 гг. заключил 18 договоров на сумму почти в 62 млрд рублей.

Что касается отраслевой структуры кредитов, привлеченных под поручительство гарантийных фондов, то на 01.07.2013г. на торговый сектор приходится 47,1%, производство - 19%, строительство-8,1%, сельское хозяйство-5,2%, предоставление бытовых услуг-4%, а доля инноваций составляет лишь 1,6% [11].

Перспективным направлением активизации ИИД субъектов МСБ представляется создание Федерального гарантийного фонда в виде небанковской кредитной организации, на капитализацию которого планируется выделить 30 млрд руб. в 20142015 годах. Эта структура получит право выдавать контргарантии региональным гарантийным фондам, чтобы они могли расширить свои лимиты поручительства, а также выдавать прямые гарантии предпринимателям.

Возникает также необходимость расширить имеющиеся обязанности и функции региональных гарантийных фондов и возложить на Гарантийный фонд функции по формированию, реализации и активизации ИИД субъектов МСБ. При этом государство в лице Гарантийного фонда, региональной структуры по инновациям, министерства экономического развития и инспекции по налогам и сборам будет выступать не только координатором финансирования инновационной деятельности, но и соинвестором при предоставлении ИНК и субсидировании процентной ставки.

Именно в данной модернизированной схеме появляются необходимые предпосылки активизации инновационных процессов, снижения уровня рисков для инвесторов в результате предоставления государственных гарантий из средств территориальных Гарантийных фондов и, как следствие, повышается доступность финансовых ресурсов для инновационно-активных субъектов МСБ.

Таким образом, предложенный автором механизм

имеет четко установленную схему взаимодействия субъектов на отдельных стадиях финансирования ИИП. При этом одновременно используются разные инструменты стимулирования, что позволит на прак-

тике существенно увеличить финансовое обеспечение ИИД предприятий малого и среднего бизнеса.

Статья поступила 01.04.2014 г.

Библиографический список

1. О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный закон от 21.07.2011 N 254-ФЗ.

2. Проскурин В.К. Анализ и финансирование инновационных проектов: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 112 с.

3. Хохлова Г.И., Окладникова Д.Р. Специфические аспекты инновационно-инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в Иркутской области // Вестник. Иркутского государственного технического университета, 2013. № 5. С. 212-218;

4. Хохлова Г.И., Окладникова Д.Р. Основные признаки инновационно-инвестиционной деятельности малого и среднего предпринимательства, и факторы, влияющие на ее развитие // Мир науки, культуры, образования. 2013. №6 (43). С. 36-42.

5. Хохлова Г.И., Окладникова Д.Р. Классификация факторов как основа анализа инновационно-инвестиционной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса // Middle-East Journal of Scientific Research. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2014.20.08.21060.

6. О создании фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Иркутский областной гарантий-

ный фонд»: распоряжение Правительства Иркутской области за № 295/103-рп от 26 окт. 2009 г.

7. Копейкин М. Н. Новые источники финансирования инвестиционной деятельности МСП // Политэкономика, 2012. № 4 [Электронный ресурс]. Режим досту-па:http://www.poNtekonomika.ш/apr2012/novye-istochniki-finansirovaniya-investicionnoj-deyatelnosti-msp/

8. Бортник И.М., Золотарев А.П., Киселев В.А. Инструменты анализа инновационной деятельности малого предпринимательства в России // Инновации. 2013. № 3 (173). С. 2638.

9. Винниченко Н.Г. Финансирование и кредитование железных дорог. М.: Транспорт, 1987. 223 с.

10. Фонштейн Н.М. Венчурное финансирование - теория и практика. М.: Наука, 2012. 152 с.

11. Анализ развития гарантийных фондов России по состоянию на 01.07.2013г. // Материалы первой Всероссийской конференции о практике работы гарантийных организаций в Российской Федерации. М., 2013.

12. Официальный сайт ИА "ГАРАНТ"/ Режим доступа http://www.garant.ru/article/501381/#ixzz2t6Dk7Q11

УДК 338.49:001.895

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ИрГТУ

© В.Л. Рупосов1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведен анализ эффективности деятельности малых инновационных предприятий, созданных при ИрГТУ. Выявлены направления, в рамках которых наибольшую активность проявляют исследователи, способствующие коммерциализации накопленного интеллектуального капитала. Представлены характеристики, позволяющие повысить эффективность деятельности малого инновационного предприятия, созданного в рамках Федерального закона №217-ФЗ РФ. Ил. 8. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: малое инновационное предприятие; анализ деятельности хозяйственных обществ; стратегия развития малого инновационного предприятия.

ECONOMIC ACTIVITY ANALYSIS OF ISTU SMALL INNOVATION ENTERPRISES ORGANIZED UNDER THE FEDERAL LAW NO. 217-ФЗ OF THE RUSSIAN FEDERATION V.L. Ruposov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article analyzes the efficiency of ISTU small innovative enterprises. It identifies the areas of the greatest activity of researchers who contribute to the commercialization of the accumulated intellectual capital. The article introduces the characteristics that can improve the efficiency of small innovative enterprises organized under the Federal Law no. 217-ФЗ of the Russian Federation. 8 figures. 2 sources.

Key words: small innovative enterprise; analysis of economic entity activities; development strategy of small innovative enterprises.

рупосов Виталий Леонидович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, начальник отдела развития инновационной деятельности ИрГТУ, тел.: (3952) 405901, 89025686276, e-mail: ruposov@istu.edu Ruposov Vitaly, Candidate of Geological and Mineralogical sciences, Associate Professor of the Department of Economy and Management, Head of the Innovation Development of ISTU, tel.: (3952) 405901, 89025686276, e-mail: ruposov@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.