Научная статья на тему 'Инновационно-инвестиционная деятельность в региональной хозяйственной системе: организационно-экономические проблемы управления и пути их решения'

Инновационно-инвестиционная деятельность в региональной хозяйственной системе: организационно-экономические проблемы управления и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канчукоев В. О., Канчукоева Л. Б., Соблирова Л. К.

Вскрыты проблемы и предложены конкретные меры по организации управления и стимулированию инноваций и инвестиций в региональных хозяйственных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Канчукоев В. О., Канчукоева Л. Б., Соблирова Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационно-инвестиционная деятельность в региональной хозяйственной системе: организационно-экономические проблемы управления и пути их решения»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В.О. КАНЧУКОЕВ,

доктор экономических наук, профессор, ФГОУ ВПО Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия,

e-mail: kvo1952@mail.ru; Л.Б. КАНЧУКОЕВА, кандидат экономических наук, доцент, «НФБУПК», e-mail: kvo1952@mail.ru; Л.К. СОБЛИРОВА, соискатель,

ФГОУ ВПО Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия,

e-mail: kvo1952@mail.ru

Вскрыты проблемы и предложены конкретные меры по организации управления и стимулированию инноваций и инвестиций в региональных хозяйственных системах.

Ключевые слова: инновации; инвестиции; региональная хозяйственная система.

Коды классификатора JEL: О18.

Управление инновациями и инвестиционной деятельностью в региональных социально-экономических системах — наиболее проблемная область современной российской науки и экономики. Нерешенность проблем адаптационных воздействий и многогранность регионального хозяйства усложняют поступательное движение и развитие этого процесса, как в научных изысканиях, так и в реализации потенциальных возможностей регионов России.

Каковы цели и задачи социально-экономического развития регионов, и какими методами они решались в практике российского менеджмента? Необходимо отметить, что экономические преобразования, проводимые в большинстве регионов, были ориентированы на достижение формальных признаков рыночной системы, на стремительное формирование класса собственников. Реформы, способные обеспечить динамическое развитие хозяйственного комплекса, рост его эффективности, повышение технического и технологического уровня производства не проводились. Это привело к обострению проблем рационализации финансовой системы, особенно ее бюджетной части, являющихся важнейшими и пока неразрешенными для формирования эффективной социально-экономической политики условиями. Поэтому важнейшей особенностью региональной экономической политики становится сочетание развития социальной сферы и территории за счет собственных средств с государственным регулированием и субсидированием социального развития регионов. Источниками самостоятельного развития служат местные налоги и сборы, доходы от региональной собственности, предприятий. Источниками централизованного экономического регулирования развития регионов являются регулируемые налоги, налоговые льготы, финансовые ресурсы государственных региональных программ, целевые субсидии, фонды регионального развития.

Разрабатываемые и реализуемые программы социально-экономического развития регионов имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы соответствующего региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов. Это значит, что они не могут реально способствовать привлечению на территорию инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ.

Наши выводы вытекают из недостатков существующих подходов:

❖ отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепции;

❖ отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в нее региональных экономик;

❖ распределительный принцип построения программы, основанный на внутренних источниках финансовых ресурсов;

❖ низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета факторов обеспечения экономической безопасности региона;

❖ отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона, организационной инфраструктуры реализации программ, к нахождению дополнительных источников их финансирования, эффективному использованию имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;

❖ отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тенденциями развития социальной сферы региона;

❖ отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития региона, создание положительного имиджа программы, как в регионе, так и за рубежом.

© В.О. Канчукоев, Л.Б. Канчукоева, Л.К. Соблирова, 2009

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАЛЬНОЙ.

105

Таким образом, программы социально-экономического развития регионов, культивируемые практически повсеместно, правильнее называть интегрированной системой целевых программ развития региона, комплексно обеспечивающей разработку и реализацию системы ресурсно- и организационно обеспеченных мероприятий развития различных элементов такой сложной социально-экономической системы, какой является региональная хозяйственная система.

Базовыми элементами решения организационно-управленческих проблем инновационно-инвестиционной деятельности выступают, на наш взгляд, следующие. Во-первых, особая роль в организации инвестиционного процесса должна быть отведена развитию и совершенствованию региональной законодательно-нормативной базы. В частности, региональные законы «Об инвестиционной деятельности», принятые практически во всех субъектах РФ в 1995-2005 гг., значительно дополняют и расширяют действующую на федеральном уровне законодательную базу, регулируют отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности на территориях регионов. При этом, как правило, предусмотренные в этих законах условия одинаково выгодны как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Но в последующем были приняты поправки к региональным законам, в которых делался акцент на дополнительные гарантии для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, и предпринимались попытки сделать свод всех «правил игры» для инвесторов. Между тем, не везде удалось решить проблемы, связанные с созданием дополнительных нормативно-правовых предпосылок для более широкого привлечения отечественных и иностранных инвесторов на договорной основе к активизации деятельности малого и среднего бизнеса, росту агропромышленного производств и ряда других направлений. Региональные законы об инвестиционной деятельности, о поддержке ряда отраслей в их инвестициях и работе дали возможность привнести дополнительно (за счет различных льгот и освобождений) миллиарды рублей в региональные бюджеты. Стабильный экономический рост региональных экономик невозможно обеспечивать без мобилизации значительных инвестиционных ресурсов. Состояние и перспективы развития инвестиционного климата выступают одним из самых важных индикаторов экономической ситуации в регионах. Очевидно, что инвестиционная политика в регионах должна выстраиваться в многоаспектных направлениях, первоначально тяготеющих к формированию нормативно-правовой базы. Таким образом, главными направлениями нормотворчества нам представляются следующие два: разработка и внедрение в практику хозяйствования законодательных актов, обеспечивающих формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата, привлекательность региона для инвесторов всех категорий (1) и выработку приоритетов и стратегических инновационных зон инвестиционной деятельности (2).

Вторым важнейшим базовым элементом, на основе которого возможно решение проблем инноваций и инвестирования, выступает организационно-экономическое сопровождение их развития в региональном развитии. Для решения вышеуказанных задач в регионах необходимо разрабатывать и реализовывать комплексные экономические и организационные меры, способствующие активизации инновационно-инвестиционного процесса. Важное место при этом должны занимать следующие элементы: государственная поддержка инноваций и инвестиционной деятельности, содействие администраций в привлечении внешних инвестиций на реализацию региональных инвестиционных программ и проектов, а также создание механизма стимулирования эффективной работы с ними.

В качестве третьего важнейшего базового элемента хозяйственного механизма эффективного развития региональных экономик выступает соответствующая инфраструктура. Создание среды для нормального бизнеса — это не только законодательное и организационно-экономическое продвижение в рынок. Это целая система мер, предпринимаемых властью по обеспечению деятельности «малых и средних» бизнесменов, выработке концепции работы крупных предприятий. Немаловажным аспектом региональной инвестиционной политики является создание и расширение эффективной рыночной инфраструктуры, поддерживающей инвестиционные процессы. Так, в регионах созданы и функционируют центры рыночных отношений, торгово-промышленные палаты, а во многих субъектах еще и региональные отделения Федеральной комиссии по ценным бумагам. В отдельных регионах функционируют также инвестиционно-строительные компании, основной задачей которых является активизация социального и жилищного строительства, в том числе по программе ипотечного кредитования. Для упорядочения работы с предприятиями, привлечения внутренних и внешних инвестиций в регионах создаются финансово-промышленные инвестиционные группы и компании. При этом учредительство региональных администраций при их создании позволяет выработать единую стратегию в осуществлении инвестиционной и инновационной политики [1, с. 244].

За последние годы в результате реализации целого комплекса экономических и организационных мер, инвестиционная деятельность в регионах осуществлялась на фоне позитивных процессов, происходящих в экономике. Все это позволило достичь определенных положительных сдвигов в инвестиционной деятельности. Результаты инвестиционной деятельности характеризуются следующими основными особенностями:

• впервые за годы экономических реформ приостановлен спад инвестиционной активности в регионах;

• взвешенная политика налогового стимулирования деятельности инвесторов, обеспечение им гарантий от инвестиционных рисков способствовали стабильному ежегодному росту объемов инвестиций в основной капитал, направляемых на развитие экономики (в среднем на 6 — 8 процентов);

• объемы средств в форме прямых инвестиций в реальный сектор экономики сопоставимы с доходами консолидированных бюджетов регионов;

• бюджетное финансирование коммерческих инвестиционных проектов приоритетных отраслей экономики осуществлялось косвенным образом в виде предоставления налоговых льгот и гарантий;

• существенно выросли объемы инвестиций, направляемых на укрепление материально-технической базы социальной сферы.

В целом инвестиционный климат в регионах улучшается, и задача региональных властей состоит в максимальном использовании возможностей для увеличения деловой активности хозяйствующих субъектов. Для дальнейшей активизации инвестиционной деятельности внимание региональных администраций на среднесрочную перспективу следует сконцентрировать на следующих основных направлениях:

• формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности регионов и стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов;

• обеспечение развития конкурентной среды в инвестиционной деятельности и повышение эффективности капитального строительства;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

106

В.О. КАНЧУКОЕВ, Л.Б. КАНЧУКОЕВА, Л.К. СОБЛИРОВА

♦ обеспечение стабильного ежегодного прироста инвестиций в основной капитал;

♦ увеличение объемов инвестиций в реальный сектор экономики на изменение технологий и коренное улучшение качественных характеристик выпускаемой продукции;

♦ сохранение социальной направленности инвестиций для дальнейшего развития социальной сферы;

♦ реализация высокоэффективных инвестиционных программ и проектов в наукоемких отраслях промышленности;

♦ формирование инвестиционных программ на долгосрочные периоды с учетом рационального количества одновременно строящихся объектов и определения гарантированного уровня их финансирования;

♦ развитие производственной и инженерной инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство);

♦ обеспечение стабильного роста жилищного строительства, в первую очередь, посредством реализации программ ипотечного кредитования;

♦ совершенствование существующей нормативно-законодательной базы, регулирующей инвестиционную деятельность, и принятие новых нормативных актов.

Кроме того, следует создавать агентства содействия инвестициям, задача которых будет состоять в определении, какие инвесторы существуют сегодня, кто заинтересован вкладывать в Россию деньги, и, что надо сделать для того, чтобы эти деньги были вложены именно на территории тех или иных регионов. Агентство содействия инвестициям — это некоммерческая организация, создающаяся за счет средств, предусмотренных региональными программами реформирования общественных финансов. Департаменты управления и Министерства экономик в регионах — это структуры, которые определяют «правила игры», они не должны работать непосредственно с предприятиями. Эта идеология реализована сегодня в федеральных структурах. Здесь такая же логика. Главные управления и министерства экономического развития и торговли формулируют идеи государственной поддержки инвестиционного процесса, но они не могут «водить инвесторов за руку», поэтому это должны будут делать инвестиционные агентства [2, с. 15].

В мировой экономике происходит расширение сферы обслуживания, так называемая «сервисизация» общественного производства. В России пока объем платных услуг на душу населения невелик. Сфера услуг, десятилетиями имевшая государственную поддержку, в результате «шокового» перехода к условиям рынка оказалась на грани катастрофы.

Очевидно, что либеральная политика в области доходов и цен, принятая первоначально в качестве главной в процессе реформирования, способствовала высокому уровню инфляции, а следовательно, низкой инвестиционной активности предприятий и населения, а также резкому разрыву в доходах различных слоев населения со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями в обществе.

Только общее повышение конкурентоспособности регионального хозяйства способно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие. А наиболее важный путь к повышению конкурентоспособности — это активизация инновационной деятельности. Инновации имеют свойство притягивать к себе инвестиции, что создает предпосылки для технической модернизации производства, обновления ассортимента продукции. Развитие эффективных производств, создание условий и стимулов для расширения инвестиционной деятельности — главная задача структурной перестройки, цель регионального управления. Очевидно, что развитие регионов и в дальнейшем будет ориентировано на собственный потенциал. Поэтому одной из важнейших актуальных задач представляется разработка механизма оценки накопленного потенциала, резервов экономического роста, путей поиска недостающих ресурсов и средств. Используя принцип выборочной стратегии, необходимо определить те звенья производства, где накоплен наиболее ценный потенциал и имеются определенные перспективы. Таким предприятиям должна оказываться всяческая поддержка, в том числе и за счет средств региональных бюджетов развития. Необходимо также определить критерии отбора неэффективных звеньев экономики. Мировой рынок предъявляет самые жесткие требования к российской (в том числе и региональной) экономике. Тем не менее региональные власти не должны оставаться в стороне от поддержки наиболее важных систем жизнеобеспечения общества — сельского хозяйства, народного образования, здравоохранения, науки и культуры. Без их сохранения и развития нельзя и думать о перспективах будущего развития регионов.

Далее на примере Кабардино-Балкарской Республики покажем, как региональные хозяйственные системы реализуют инновационный потенциал. Практика свидетельствует, что здесь инновационные процессы в настоящее время не являются основным двигателем экономического роста и характеризуются низкой степенью активности и результативности.

Согласно данным Кабардино-Балкариястата [3], численность инновационно-активных предприятий в Кабардино-Балкарской Республике весьма незначительна — всего около 50 единиц — и составляет доли процента от общего их числа. Незначительное число предприятий республики, активно внедряющих инновационные технологии, обусловлено ограниченностью финансовых ресурсов: значительная их часть убыточна. Структура затрат на инновационную деятельность меняется: в связи с ростом инвестиций в основной капитал (с 40 до 50%) возросла доля затрат, связанная с приобретением новых машин, оборудования и установок, необходимых для технологического обновления деятельности. Но преимущественное место занимает не принципиальное усовершенствование производственного аппарата, а частичное изменение технологии, не позволяющее осуществить переход к выпуску конкурентоспособной продукции.

К негативным явлениям следует отнести снижение доли затрат на научно-исследовательские и проектноконструкторские работы. В 2008 году доля затрат на маркетинговые исследования рынка инноваций незначительно возросла и составляет 7% общих затрат на инновации, что является недостаточным для развития эффективного менеджмента в инновационном бизнесе. Несущественной оставалась доля затрат, выделяемых на правовую защиту нововведений (4% организаций).

Значимым результатом инновационной деятельности является снижение себестоимости продукции. В 2008 году за счет внедрения инноваций издержки снизились на каждом втором инновационно-активном предприятии. Несколько возрос во втором полугодии удельный вес организаций, у которых зафиксирован рост объема продаж инновационной продукции на внутреннем рынке. При этом лучшие результаты наблюдались на предприятиях промышленности (63% инновационно-активных предприятий), связи и телекоммуникаций (50%), сельского хозяйства (39%).

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАЛЬНОЙ.

107

Наибольшие сложности в осуществлении инновационной деятельности, как и ранее, связаны с финансовыми проблемами: недостатком собственных финансовых средств, высоким процентом коммерческого кредита, высоким уровнем налогообложения. На фоне общеэкономических, социальных, законодательных проблем, при отсутствии сформулированной инновационной стратегии развития региона, переход к инновационному пути развития довольно проблематичен.

Нами диагностируются следующие факторы, ограничивающие инновационный потенциал КабардиноБалкарской региональной хозяйственной системы:

1. Низкий уровень развития инновационной деятельности в регионе. Предпринимаемые на региональном уровне меры направлены на привлечение инвестиций, в основу которых заложено использование сырьевой базы и растущего потребительского рынка. Однако этого недостаточно для формирования инновационной среды в регионе, основанной на прогрессивном развитии в перспективе, обеспечивающей более высокую эффективность и инвестиционную привлекательность.

2. Недостаточно скоординирована деятельность инновационных структур, некоторые функции дублиру-

ются отраслевыми и вузовскими инновационными подразделениями, а другие вообще не развиты.

3. Ограничена нормативная и методическая база для формирования и развития региональной инноваци-

онной деятельности, информационно-статистического сопровождения инновационной деятельности в регионе.

4. Низкая эффективность взаимодействия власти, науки и бизнеса в сфере инноваций.

5. Инновационное развитие региона нуждается в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, ис-

пользовании многоканальных схем финансирования процессов создания и распространения инноваций на основе формирования инвестиционных банков, региональных венчурных фондов, привлечения средств государственных, страховых и других организаций.

Однако, несмотря на ряд ограничений инновационной деятельности, в Кабардино-Балкарской Республике имеются определенные предпосылки для развития инноваций. Так, регион имеет высокий природно-ресурсный потенциал, привлекателен как для внутренних, так и иностранных инвесторов. Среди предпосылок инновационного развития необходимо также отметить: природно-климатические условия, благоприятные для развития крупного аграрно-промышленного и курортно-рекреационного комплексов; индустриальный потенциал, ориентированный на внутренний и внешний потребительский рынки; выгодное географическое положение, обеспечивающее связь с субъектами ЮФО, странами СНГ; ресурсно-сырьевой потенциал (запасы термальных, минеральных вод, лечебногрязевых источников, вольфрама, молибдена и т.д.); инфраструктурный и трудовой потенциал [4].

Таким образом, развитие инновационной среды Кабардино-Балкарской Республики, стимулирование инновационной активности предопределяются рядом благоприятных экономических, правовых и организационных условий, которые должны найти отражение при разработке эффективной региональной инновационной политики. Интересы же участников инновационного процесса необходимо выявлять и учитывать в процессе принятия специальных республиканских программ инновационного развития, обеспечивающих связь науки и экономики, внедрения инновационных технологий в приоритетные направления развития региональной экономики.

Страна остро нуждается в продуманной, научно обоснованной не только инновационной, но и инвестиционной политике. Инвестиционную политику в России должны составлять следующие элементы: формы и методы мобилизации внутренних источников инвестиций; формы и методы привлечения иностранных капиталов; принципы, методы, каналы размещения привлеченных капиталов; взаимосвязь инвестиционной политики со структурной политикой; взаимосвязь инвестиционной политики со становлением рыночной инфраструктуры в стране; взаимосвязь инвестиционной политики и денежной политики Центрального Банка; взаимосвязь длительных инвестиций и краткосрочных вложений, инвестиционной политики и платежно-расчетного механизма в экономике.

Мы считаем, что в целях повышения эффективности инновационно-инвестиционной деятельности в регионах следует разработать и принять:

• во-первых, стратегии развития регионов;

• во-вторых, инвестиционные паспорта регионов;

• в-третьих, программы социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

• в-четвертых, территориальные схемы планирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Седьмой регион: Наука и практика: Сборник научных трудов ученых и соискателей. Вып. 6 / Под общ. ред.

В.О. Канчукоева. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2006. 562 с.

2. УлюкаевА. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 2008. № 3. С. 4-17.

3. Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Оценка инновационного потенциала национальной экономики //

Финансы и кредит. 2005, № 33. С 11-18.

4. Российский экономический интернет-журнал (электронный ресурс) http://www.e-rej.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.