Научная статья на тему 'Инновационная цель как глобальная стратегия предприятия'

Инновационная цель как глобальная стратегия предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОДЕЛЬ / СТАДИИ / ЦЕЛЬ / РЕСУРСЫ / INNOVATION / BUSINESS MODEL / STAGE / OBJECTIVE / RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Оксана Николаевна

Выявлены особенности инновационной деятельности предпринимательства, описан процесс создания малого инновационного предприятия, рассмотрены модели развития инновационного предпринимательства в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTINATION AS INNOVATIVE COMPANIES GLOBAL STRATEGY

Peculiarities of innovation entrepreneurship, the process of creating small innovative enterprises, considered a model of development of innovative business in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Инновационная цель как глобальная стратегия предприятия»

УДК 658

ИННОВАЦИОННАЯ ЦЕЛЬ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оксана Николаевна Мороз

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24,e-mail: ksenijasib@mail.ru

Выявлены особенности инновационной деятельности предпринимательства, описан процесс создания малого инновационного предприятия, рассмотрены модели развития инновационного предпринимательства в современной России.

Ключевые слова: инновация, предпринимательство, модель, стадии, цель, ресурсы.

DESTINATION AS INNOVATIVE COMPANIES GLOBAL STRATEGY

Oksana N. Moroz

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plahotnogo St., PhD, Associate Professor of Management and Entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: ksenijasib@mail.ru

Peculiarities of innovation entrepreneurship, the process of creating small innovative enterprises, considered a model of development of innovative business in modern Russia.

Key words: innovation, business model, stage, objective, resources.

Современное предпринимательство немыслимо без таких его неотъемлемых черт, как новаторство и новизна предпринимательской идеи. Инновационный бизнес - это процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей успеха, ориентация на инновации. Этот вид бизнеса связан с очень большим количеством неопределенностей, обновленных специфичностью рынка инноваций, а следовательно и значительным риском [7, с. 100]. Как показывают социологические исследования, за последние годы, общественное мнение в отношении малого предпринимательства и его носителей сильно изменилось. Население и властные структуры стали более лояльно относиться к малому бизнесу, в определенной степени оказывая ему моральную и, в некоторых случаях, финансовую поддержку и создавая тем самым нормальный психологический климат в обществе и снимая излишнее социальное напряжение.

В современной России создано около 80 тысяч малых инновационных предприятий (МИП) но только 41% занимались НИОКР, проектированием нововведений, созданием и распространением программного продукта и производством наукоемкой продукции, на основе принадлежащей им интеллектуальной собственности они освоили производство новой продукции на десятки миллиардов рублей в год, а это менее 2% от общего количества малых предприятий. Такое положение подтверждается и, например, числом патентов на изобретения, выданных малым предприятиям. Так например с 1994 до 2013 г. отечественные малые предприятия получили порядка 1300 патентов на изобретения, что составляет менее 1% от общего числа действующих в настоящее время патентов РФ. Максимальное число МИО, получивших патенты -102, приходилось на 1997 год.

Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

• интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);

• материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);

• финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, грантовые);

• кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);

• инфраструктурные (собственные подразделения, НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);

• иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Необходимый шаг на пути к организации инновационной деятельности в

организации - выработка инновационных целей (например: повышение

конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся продуктов или создание принципиально новых; сокращение издержек производства путем экономии на основе новых технологий и т.п.). Предприятие в зависимости от возможностей и стратегических целей может приобретать инновации на стороне или разрабатывать их самостоятельно. В первом случае имеет смысл стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской организацией. Во втором случае целесообразно создание собственных специализированных инновационных подразделений.

На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства [9, с. 108]:

1) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;

2) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при

помощи контрактов, когда заказ на создание и освоение инновации размещается между сторонними организациями;

3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при

помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает

дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного

предпринимательства - когда фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами. Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом "заводской науки". В России использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множества самостоятельных научных организаций нереально из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприятий и неблагоприятных перспектив на заполнение портфелей заказов научных организаций.

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Этот тип организаций ни в коем случае нельзя отождествлять с малыми предприятиями, осуществляющие другие виды экономической деятельности, хотя они и имеют не только отличительные но и общие функции, определённые особенностями их функционирования и ролью в хозяйственной системе страны. Для осуществления инновационной деятельности предпринимателю также необходимо привлекать научно-технические кадры, производственный персонал, т.е. рабочую силу, затрачивая на это определенные денежные ресурсы.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Питер Друкер выделяет семь источников инновационных идей:

• неожиданное событие (для предприятия или отрасли - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие);

• неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней ("такая, какой она должна быть");

• нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и "слабые места", которые могут и должны быть устранены);

• внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

• демографические изменения;

• изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

• новые знания (как научные, так и ненаучные).

Другая, не менее важная стадия инновационного предпринимательства - это создание предприятия. Мировой опыт свидетельствует, что большую часть исследовательских работ (и, соответственно затраты на них) несут одни предприятия, а результатов добиваются другие, как правило, малые предприятия или венчурные фирмы.

В качестве факторов, обуславливающих важную роль малых инновационных фирм в области нововведений, можно выделить следующие:

• мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокую восприимчивость к принципиальным нововведениям (легко объяснимы, поскольку чаще всего во главе такой фирмы стоит энтузиаст, автор нововведения);

• сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами как внешнеэкономического плана, поскольку радикальная инновация становиться делом жизни и чести для ее автора, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его автору состояться в качестве предпринимателя;

• узкую специализацию их научных поисков или разработку небольшого круга технических идей; малый управленческий персонал;

• ориентацию на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов, и прежде всего интеллектуальных; готовность нести огромные, абсолютно неприемлемые для крупных и средних предприятий риски в силу качеств, присущих пионеру предпринимателю [4, с. 200].

Кроме того, Россия обладает мощным научно-техническим потенциалом для создания малого бизнеса в инновационной сфере. В первые годы экономических реформ малые предприятия, занятые в области НИОКР, действовали в узкой области: разработка программного продукта, осуществление проектных работ, экономических исследований и т.п. В настоящее время сферы деятельности инновационных фирм значительно расширились, так как в силу своей гибкости они более устойчивы к негативному влиянию внешней среды. Кроме этого, увеличивается и общее число малых предприятий в научнотехнической сфере. Формирование малого инновационного бизнеса происходит следующим образом:

• создание новых предприятий инициативными предприимчивыми исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции;

• создание путем "отпочкования" от крупных научно-производственных объединений и научно-исследовательских институтов, которым сложно приспосабливаться к рыночным условиям хозяйствования. Такие малые предприятия занимаются в основном модернизацией разработанных в "материнской" фирме разработок;

• создание новых структур как "рыночных дублеров" лабораторий и отделов отраслевых НИИ и промышленных предприятий. Такие предприятия занимаются не

только научными и прикладными исследованиями, но и производством наукоемкой продукции в ограниченном объеме;

создание новых предприятий с целью оказания посреднических услуг по продвижению инноваций и технологий. Значительную роль такие малые предприятия играют в тех регионах, где научно-технические и маркетинговые связи не так сильны, как в научных центрах страны.

Как правило, процесс создания малого инновационного предприятия проходит несколько стадий. На первой стадии группа инженеров-изобретателей, разработчиков или ученых создают предприятие по производству нового продукта (услуги) или уже освоенного продукта (услуги) по новой технологии. Обычно первоначальный капитал предприятия формируется из собственных и заемных средств, и учредители предприятия одновременно являются его основными сотрудниками. Такая фирма-новатор по сути является опытно-конструкторской лабораторией, работающей над разработкой 2-3 нововведений [6, с. 175].

На следующем этапе учредителями предприятия разрабатывается экономическая стратегия бизнеса, изучается рыночный спрос и проводится подготовка производства. Затем начинается выпуск и продажа новой продукции. Опытная партия продается или распространяется с целью испытания потребителям. При этом сбытом продукции, как правило, занимаются сами учредители. На данной стадии основная задача предприятия -завоевание доверия потребителей для получения в будущем более крупных заказов.

Третья стадия - стадия отладки технологии и расширения производства, начала промышленного выпуска продукции, предназначенной уже не для конкретного узкого круга потребителей, а для группы потребителей со схожими потребностями. На предприятии начинается процесс формирования подразделения, которое будет заниматься сбытом продукции, и происходит создание организационной структуры.

На четвертом этапе осуществляется освоение новых капиталовложений, которые направлены на улучшение качества продукции, формирование оборотных фондов, расширение рынка сбыта производимой продукции. Происходит быстрый рост предприятия, который ставит проблему координации различных видов ее деятельности, совершенствования организационной структуры. На этой стадии стратегия предприятия в области производства и сбыта определяется запросами потребителей и активностью конкурентов.

Особое место среди малых инновационных предприятий занимают венчурные, т.е. "рисковые", фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации "рисковых", инноваций. В некоторых случаях венчурные фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются под решение конкретной проблемы. Данные предприятия характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанной идеи, технологий, изобретений. Наибольшее распространение венчуры получили в наукоемких отраслях экономики, где они специализируются на проведении научных исследований и инженерных разработках. Особое значение венчурного бизнеса заключается в следующем [2, с. 142]. Он:

• приводит к созданию новых жизнеспособных хозяйственных единиц, воздействующих на всю традиционную структуру поведения научных исследований, и вызывает структурные изменения в общественном производстве стран;

• увеличивает занятость высококвалифицированных специалистов;

• способствует техническому перевооружению традиционных отраслей экономики;

• побуждает крупные корпорации к совершенствованию принципов управления и организационных структур;

• показывает, что ориентация на долгосрочные цели требует создания специальной кредитно-финансовой системы в виде венчурного капитала.

Создаются венчурные фирмы на договорной основе на средства, полученные путем объединения нескольких юридических или физических лиц, либо на кредиты или вложения крупных компаний и банков. Для создания венчурной фирмы необходимо наличие несколько условий:

• идеи нововведения (нового производства, технологии, услуги);

• общественной потребности в реализации этой идеи;

• предпринимателя, способного на основе такой идеи организовать новую фирму;

• "рискового" капитала для финансирования этой фирмы.

В отличие от других форм инвестирования, инвестирование в венчурный бизнес характеризуется рядом отличительных особенностей:

• Финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантий, соответственно инвесторы идут на большой риск. В случае неудачи они могут потерять значительные денежные средства. Такое "рисковое" вложение средств предпринимателями объясняется их верой в успех венчурного бизнеса и отсутствием условий для собственных исследований и коммерческой реализации перспективной технологии.

• Обязательное долевое участие инвестора в уставном капитале фирмы в прямой или опосредованной форме (как правило, доля не превышает 50%), т.е. рисковый капитал размещается не как кредит, а в виде паевого взноса в уставный капитал фирмы в зависимости от доли участия, которая оговаривается при предоставлении финансовых средств. Инвесторы имеют право на соответствующее получение прибыли финансируемой фирмы [5, с. 130].

• Средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе, поэтому в некоторых случаях инвесторам приходиться ожидать в среднем 3-5 лет, чтобы убедиться в перспективности вложений.

• Активное участие инвестора в управлении финансируемой фирмой, что объясняется его личной заинтересованностью в успехе венчурного предприятия, поэтому рисковые инвесторы часто не ограничиваются предоставлением денежных средств, а оказывают различные управленческие, консультативные и прочие деловые услуги венчурной фирме, но при этом не вмешиваются в оперативное руководство его деятельностью.

Венчурные фирмы создаются в двух организационных формах: самостоятельные венчурные фирмы и фирмы, находящиеся внутри крупных предприятий. При отборе идей, на базе которых может быть создан "рисковый" наукоемкий проект, обязательно учитывается два момента. Во-первых, задачи этого проекта не должны совпадать с традиционной сферой интересов материнской компании, т.е. целью внутреннего венчура является изыскание инноваций. Во-вторых, при отборе идей, которые будут реализовываться в рамках внутренних венчуров, эксперты должны убедиться, что коммерческий потенциал нововведений, издержки на создание, производство и сбыт могут быть предсказаны с достаточной точностью и вероятностью. Внутренним венчурам, как правило, предоставляется юридическая и бюджетная самостоятельность, а также право формировать персонал предприятия. Для большей самостоятельности они обычно располагаются в отдельном здании, однако материнская компания обеспечивает их научно-исследовательским, вычислительным и другим оборудованием, предоставляет необходимые услуги в области управления.

В заключении необходимо отметить, что в России малое предпринимательство, на котором зиждется экономика развитых стран, пока не воспринимает механизмы инновационного развития. В этой ситуации, по нашему мнению, необходимо вмешательство федеральных органов, которые сегодня серьезно поддерживают разработки ученых, но не наладили связь между наукой и производством. Инновационная

цель выступает как глобальная стратегия предприятия, как средство достижения более высоких целей: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение, а затем и повышение конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Тарасова Ю. А., Усикова О. В. Аттестация рабочих мест: экономические аспекты дифференцированного подхода // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 113-122.

2. Рязанцева И. В. Влияние рынка труда на профессиональную ориентацию молодежи // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 141-147.

3. Вурос А. Экономика отраслевых рынков / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экон. фак. - М.: ТЕИС, 2012.

4. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии -платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 126-135.

5. Карпик А. П., Каленицкий А. И., Соловицкий А. Н. Новый этап развития геодезии - переход к изучению деформаций блоков земной коры в районах освоения угольных месторождений // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 3-10.

6. Середович В. А., Дубровский А. В., Малыгина О. И. Научно-производственная лаборатория «Дигитайзер» как основная инновационная площадка СГГА // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 2 (18). - С. 133-139.

7. Розанова Н.М. Экономические основы конкурентной политики. // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2009, т. 1, № 4.

8. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков: Учеб.-метод. пособие. - М.: Дело и сервис, 2012.

9. Технология определения метрических параметров территории Российской Федерации по геопространственным данным // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 3 (19). - С. 108-110.

10. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков. // Российский экономический журнал, 2012.

11. Павленко В.А., Юхименко Ю. М. Геопространство в институциональном дискурсе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 149-154.

© О. Н. Мороз, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.