Научная статья на тему 'Инновационная стратегия развития предприятий пищевой промышленности Российской Федерации'

Инновационная стратегия развития предприятий пищевой промышленности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2359
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATION / STRATEGY / FOOD INDUSTRY / ACTIVITY / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова И.А.

Тема. В современных экономических условиях инновации становятся ключевым фактором развития и основным средством обеспечения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на макрои микроуровне. В статье рассматривается опыт внедрения и развития инноваций, затронуты проблемы управления инновационной деятельностью, а также направления развития наиболее распространенных типов инноваций и практика их реализации на предприятиях пищевой промышленности. Цели и задачи. Цель определение стратегии развития предприятий пищевой промышленности на основе применения инноваций различных типов. Задача анализ инновационного развития предприятий пищевой промышленности Российской Федерации. Методология. Методологической основой исследования являются теория, методология и методики, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области управления инновациями, а также аналитические материалы об инновационном развитии пищевой промышленности в России и за рубежом. В ходе исследования применялись общенаучные методы познания экономических явлений и процессов: анализ, синтез, индукция, дедукция, структурная систематизация. Результаты. Определено, что основными проблемами, препятствующими инновационному развитию предприятий пищевой промышленности, являются недостаток сельскохозяйственного сырья, высокий физический и моральный износ технологического оборудования, низкий уровень конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Российской Федерации на внешнем продовольственном рынке, недостаточное развитие логистики товародвижения продукции пищевых предприятий. Выводы. Проведенное исследование показало, что инновационная стратегия предприятий пищевой промышленности направлена на постоянное обновление продукции, сопровождающееся изменением технологии, разработкой и внедрением новой рецептуры продукции, увеличением сроков ее реализации, использованием новых упаковочных материалов и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative strategy for developing food production enterprises of Russia

Importance Currently, innovations becomes a key driver of development and ensuring the competitiveness of food production enterprises at the macroand microlevel. The article discusses experience in implementing and developing innovation, issues of managing innovative activities and areas for developing the most common types of innovation, and practice of implementing it in food production enterprises. Objectives The objective of the research is to define the development strategy of food industry enterprises on the basis of the application of different types of innovation. The research pursues analyzing the innovative development of food production enterprises of the Russian Federation. Methods The methodological framework of the research comprises the theory, methodology and methods presented in foreign and national scholars’ proceedings on innovation management, and analytical materials on innovative development of the food industry in Russia and abroad. The research relies upon general scientific methods for studying economic phenomena and processes, i.e. analysis, synthesis, induction, deduction, structural systematization. Results The article emphasizes the main issues impeding innovative development of food production enterprises: lack of agricultural raw materials, high physical wear and tear and obsolescence of technological equipment, low competitiveness of the Russian food production enterprises in the external food market, insufficient development of logistics of food production enterprises’ products. Conclusions and Relevance As the research shows, the innovative strategy of food production enterprises is intended to renovate products, change technologies, develop and implement new recipes of products, increase its sell-by date, use new packing materials etc.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия развития предприятий пищевой промышленности Российской Федерации»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Инновации и инвестиции

инновационная стратегия развития предприятий

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ирина Анатольевна РОДИОНОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства и управления бизнесом в АПК, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Саратов, Российская Федерация rodionov56@yandex.ru

Аннотация

Тема. В современных экономических условиях инновации становятся ключевым фактором развития и основным средством обеспечения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на макро- и микроуровне. В статье рассматривается опыт внедрения и развития инноваций, затронуты проблемы управления инновационной деятельностью, а также направления развития наиболее распространенных типов инноваций и практика их реализации на предприятиях пищевой промышленности.

Цели и задачи. Цель - определение стратегии развития предприятий пищевой промышленности на основе применения инноваций различных типов. Задача - анализ инновационного развития предприятий пищевой промышленности Российской Федерации.

Методология. Методологической основой исследования являются теория, методология и методики, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области управления инновациями, а также аналитические материалы об инновационном развитии пищевой промышленности в России и за рубежом. В ходе исследования применялись общенаучные методы познания экономических явлений и процессов: анализ, синтез, индукция, дедукция, структурная систематизация.

Результаты. Определено, что основными проблемами, препятствующими инновационному развитию предприятий пищевой промышленности, являются недостаток сельскохозяйственного сырья, высокий физический и моральный износ технологического оборудования, низкий уровень конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Российской Федерации на внешнем продовольственном рынке, недостаточное развитие логистики товародвижения продукции пищевых предприятий. Выводы. Проведенное исследование показало, что инновационная стратегия предприятий пищевой промышленности направлена на постоянное обновление продукции, сопровождающееся изменением технологии, разработкой и внедрением новой рецептуры продукции, увеличением сроков ее реализации, использованием новых упаковочных материалов и т. п.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 27.03.2015 Одобрена 07.04.2015

УДК 631.11:338.43

Ключевые слова: инновации, стратегия, пищевая промышленность, активность, предприятие

Формирование и реализация инновационной стратегии предприятиями пищевой промышленности становится одним из главных условий развития инновационной экономики страны. Пищевая и перерабатывающая промышленность Российской Федерации является одной из ведущих отраслей народного хозяйства, которая обеспечивает население качественными продуктами питания. Объем производства продукции отрасли в 2013 г. превысил 4,27 трлн руб., при этом доля пищевой промышленности составляла свыше 50% в продовольственном товарообороте. Пищевая промышленность включает более 30 отраслей и 60 подотраслей, объединяющих 50 тыс. крупных и малых предприятий, на которых работают около 1,5 млн чел.

В настоящее время многие исследователи [1-3] рассматривают инновационное развитие предприятий пищевой промышленности в региональном аспекте, так как это позволяет сформировать более глубокое и полное понимание происходящего процесса на макро- и микроуровнях. Определенный интерес представляет исследование Е.Н. Трифоновой, в котором определены уровни инновационного развития предприятий пищевой промышленности регионов на основе компаративного (сравнительного) анализа, что позволило выделить специфический набор факторов, влияющих на уровень их инновационно-инвестиционного климата [4].

За последние годы в пищевой промышленности Российской Федерации произошли положительные

Таблица 1

Производство важнейших видов продовольствия и товаров в 1995-2013 гг.

Продукция 1995 2000 2005 2010 2013 2013 к 1995,%

Мясо, включая субпродукты I категории, тыс. т 2 370 1 194 1 857 1 184 1 711 72,19

Мясные полуфабрикаты, тыс. т 268 244 987 515 862 320

Колбасные изделия, тыс. т 1 293 1 052 2 014 2 439 2 501 193,43

Масла растительные, тыс. т 802 1 375 2 200 3 091 3 940 490

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), млн т 5,6 6,2 9,7 10,9 11,5 210

Масло животное, тыс. т 421 267 254 212 227 53,92

Сыры жирные (включая брынзу), тыс. т 218 221 378 437 435 200

Мука, млн т 14 12,1 10,4 9,9 9,9 70,71

Крупа, тыс. т 1 418 932 972 1 279 1 353 95,42

Хлеб и хлебобулочные изделия, млн т 11,3 9 8 6,8 6,4 56,64

Сахар-песок, тыс. т 3 155 6 077 5 600 4 751 4 959 157,18

Макаронные изделия, тыс. т 603 704 993 1 063 915 151,74

Источник: данные Росстата.

изменения: увеличились объемы производства отдельных видов продукции; улучшилось качество, расширился ассортимент многих продовольственных товаров (табл. 1).

Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что с 1995 по 2013 г. объем производства мясных полуфабрикатов увеличился в 3,2 раза, масла растительного - в 4,9 раза, цельномолочной продукции - в 2,1 раза. Постепенно происходит формирование нового восприятия продукта, внедряются инновационные подходы к организации производственного процесса.

Вместе с тем нерешенными в пищевой промышленности остаются многие проблемы, к которым можно отнести:

недостаток сельскохозяйственного сырья, особенного животноводческого, и его низкое качество;

высокий физический и моральный износ технологического оборудования;

низкий уровень конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Российской Федерации на внешнем продовольственном рынке;

недостаточно развита логистика товародвижения продукции пищевых предприятий;

недостаточно соблюдаются экологические требования в промышленных зонах организаций пищевой промышленности.

От уровня развития пищевой промышленности зависит степень обеспеченности населения продуктами питания в необходимых объемах и качестве. По подсчетам специалистов, темпы

производства продукции сельского хозяйства во всем мире все больше будут отставать от темпов роста населения. Это приведет к еще большему глобальному дефициту продуктов, который в настоящее время превышает более 60 млн т. Особенно остро стоит проблема недостаточного потребления белка, витаминов и других минорных компонентов пищи [5]. Сложившаяся геополитическая ситуация и введение экономических санкций против Российской Федерации актуализируют вопросы импортозамещения [6, 7], и в первую очередь импортозамещающих технологий в пищевой промышленности. Российская экономика в значительной степени зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Во многих стратегических отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности доля потребления импорта превышает 80%, что представляет потенциальную угрозу для национальной безопасности государства [8]. Поэтому использование инноваций в производстве продуктов питания становится актуальной необходимостью.

В 2012 г. была утверждена стратегия развития предприятий пищевой промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.1, в которой определены цели и задачи отдельных производств пищевой промышленности с учетом особенностей их развития и потребностей населения (табл. 2).

Руководители пищевых предприятий вынуждены приспосабливать свою экономическую деятельность (за счет изменения методов управления) не только

1 Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 № 559-р.

Таблица 2

Цели развития основных производств пищевой промышленности Российской Федерации

Продукция Цели развития

Мукомольно-крупяная Внедрение энергосберегающих технологий, которые способны обеспечить глубокую переработку зерна и повысить выход готовой продукции. Расширение ассортимента продукции мукомольно-крупяной промышленности, повышение ее качества, увеличение собственного производства и сокращение импорта продуктов на злаковой основе. Внедрение инновационных технологий по утилизации отходов крупяного производства в целях получения кормов для животноводства и сырья для фармацевтической промышленности

Хлебопекарная Повышение качества хлеба и хлебобулочных изделий. Обеспечение населения хлебобулочными изделиями в необходимом объеме и ассортименте, соответствующем рациональным нормам потребления

Молочная Увеличение объемов производства молочной продукции на основе собственного сырья. Повышение потребления молочной продукции населением. Сокращение импорта молочных продуктов

Мясная Создание современных комплексов по убою скота. Увеличение объемов производства российского товарного мяса за счет импортозамещения. Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения

Сахарная Повышение эффективности производства и роста конкурентоспособности сахарной промышленности

Масложировая Расширение географии производства маслосемян. Расширение ассортимента масложировой продукции для обеспечения потребностей населения и животноводства растительным белком на основе инновационных технологий. Наращивание экспорта продукции отрасли

Плодоовощная консервная Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет строительства новых заводов и цехов и модернизации существующих мощностей по переработке продукции растениеводства. Увеличение объемов собственного сырья для переработки

Источник: Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

к требованиям рынка, но и стратегическим целям развития отрасли, которые направлены на повышение эффективности использования материально-технического и интеллектуального потенциалов предприятий [9]. В этой связи одной из актуальнейших проблем является обоснование стратегии инновационного развития предприятий пищевой промышленности.

Под инновационной стратегией организации понимают механизм распределения ее ресурсов, направленный на достижение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе за счет эффективного осуществления инновационной деятельности [10]. Кроме того, инновационную стратегию характеризуют принципиально новые решения в управлении, которые принимаются с учетом особенностей отрасли и самого предприятия.

При этом инновационная деятельность предприятий характеризуется как высоким уровнем риска,

так и высоким уровнем прибыльности, поэтому вложение инвестиций в инновационные проекты осуществляют многие предприятия пищевой промышленности экономически развитых стран. Преодолению инерционности к восприятию инноваций в Российской Федерации может способствовать формирование разветвленной системы институтов развития (государственные и квазигосударственные инновационные фонды, банки развития, экспортно-импортные банки, венчурные фонды, агентства по развитию стратегических технологий и др.). Институты развития призваны оказывать финансовую поддержку субъектам инновационной деятельности и обеспечивать приоритет технологических инноваций. Такие институты в Российской Федерации были созданы только в 2008-2009 гг., поэтому поддерживаемые ими масштабные проекты находятся только на стадии реализации, а мониторинг программ и проектов, финансируемых за счет федерального

или регионального уровней, отсутствует. По мнению Н.А. Киреевой, институты развития в Российской Федерации являются формальными и не оказывают реальной помощи в активизации инновационной деятельности предприятий [11]. Но в последнее время для поддержки малого инновационного бизнеса сформированы посевные фонды с участием ОАО «Российская венчурная компания», разработаны «дорожные карты» развития новых отраслей экономики.

Одним из показателей, характеризующих инновационную деятельность предприятий, является показатель уровня инновационной активности. Динамика инновационной активности предприятий пищевой промышленности Российской Федерации, рассчитанная по удельному весу организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, представлена на рис. 1.

Анализ данных, представленных в рис. 1 , показывает, что трансформационные процессы, осуществляемые в экономике агропромышленного комплекса, существенным образом отразились на величине данного индикатора. Так, в 1997 г. значение показателя инновационной активности было минимальным (4,7%). В последующие годы сохранялся стабильно низкий его уровень - от 8,0 до 9,9%. В Германии данный показатель составляет

в среднем 70%, Финляндии - 55-57%, в странах Центральной и Восточной Европы - 20-40%.

Эффективность вложений в технологические инновации отраслей пищевой промышленности представлена на рис. 2.

Под технологическими инновациями понимают конечный результат инновационной деятельности предприятий в виде нового продукта или его модификации (продуктовые инновации), внедренного на рынке, или усовершенствованного способа производства, процесса (процессные инновации), который используется в практической деятельности.

Анализ данных, представленных в рис. 2, показывает, что эффективность вложений в технологические инновации предприятий пищевой промышленности, рассчитанная как отношение полученных результатов от инновационной деятельности к затратам на ее осуществление к 2010 г., достигла своего максимума - 13,44 руб. После 2011 г. эффективность стала снижаться. Если в 2003 г. в среднем 1 руб., затраченный на инновационную деятельность, приносил предприятиям 2,57 руб., то в 2012 г. - уже 6,69 руб. Затраты на технологические инновации за период с 2003 по 2013 г. увеличивались неравномерно, а в отдельные годы (2008-2010 гг.) наблюдалось и их снижение. Тем не менее объем отгруженных инновационных товаров возрастал в среднем на 15-20% в год [12].

Рисунок 1

Уровень инновационной активности предприятий пищевой промышленности в Российской Федерации, %

12

10

0

9,9

-95-

-95-

-96

8,8

"93

8,5

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Источник: данные Росстата.

9

8

8

6

4

2

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 33 (2015) 39-50 Theory and Practice

Рисунок 2

эффективность вложений в технологические инновации отраслей пищевой промышленности, руб.

Источник: данные Росстата.

Инновационная деятельность в пищевой промышленности реализуется в основном за счет приобретения машин и оборудования, причем удельный вес таких затрат неуклонно снижается. Так, если в 2005 г. доля инновационных затрат на приобретение машин и оборудования составляла 84,2%, то в 2013 г. - 71,37% (табл. 3).

В последнее время предприятия все больше стали вкладывать средства в производственное проектирование, стоимость которых с 2005 по 2013 г. выросла в 10,23 раза2.

Затраты на технологические инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Пищевая промышленность относится к низкотехнологичным отраслям, поэтому преобладающим видом инноваций являются продуктовые, направленные в основном на расширение ассортимента. Продуктовые инновации охватывают разработку и внедрение в производство технологиче ски новых и технологиче ски усовершенствованных продуктов (рис. 3).

Появление качественно новых продуктов на рынке происходит редко. Обычно предприятия осуществляют незначительные модификации продуктов, способствующие поддержанию брендов.

2 Бекетова О.Н. Проблемы функционирования и развития предприятий пищевой промышленности // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 39. С. 35-41.

Инновационная стратегия предприятий пищевой промышленности определяется с учетом тенденций мирового и отечественного продовольственного рынков. В настоящее время прослеживается увеличение интереса к полуфабрикатам и готовым продуктам, не требующим домашней обработки, а также продуктам здорового питания. Так, в странах Европейского союза в среднем 30-40% предприятий занимаются внедрением продуктовых инноваций, связанных с расширением ассортимента такой продукции [13].

Продуктовые инновации в пищевой промышленности направлены на создание принципиально новых технологий глубокой комплексной переработки сельскохозяйственного сырья, предназначенного для производства оздоровительных продуктов массового потребления. Такие продукты компенсируют недостаток эссенциальных пищевых веществ, являются эффективным средством защиты организма человека от негативного биологического и техногенного воздействия окружающей среды, предупреждают раннее старение, способствуют активному творческому долголетию. Регулярное употребление таких продуктов соответствует принципам здорового питания и существенно снижает риск возникновения и развития болезней3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Simakhina G.A., Stetsenko N.A. Production of improving foodstuff -an innovative way of development of the food industry. URL: http://dspace.nuft.edu.ua/jspui/handle/123456789/3071.

Таблица 3

Структура затрат на технологические инновации в пищевой промышленности в 2005-2013 гг., млн руб.

Структура затрат 2005 2009 2010 2011 2012 2013

Затраты на технологические инновации 9 221,1 10 837,7 8 760,9 12 562,9 16 908 29 974,3

Из них:

- на исследования и разработки 373 1 119,9 736,4 1 690,9 3 807 4 970,2

- на приобретение машин и оборудования 7 764,4 6 138 5 744,9 7 695,8 9 376,1 21 393,6

- на приобретение новых технологий 65,5 359,4 57,6 48,6 29,8 36,9

- на приобретение программных средств 128 382,2 266,9 74 25,2 47,1

- на производственное проектирование 168,4 476,5 584,4 855 2 004,4 1 723,5

- на обучение и подготовку персонала 105,5 13,5 9,7 124,9 93,7 25,5

- на маркетинговые исследования 239,3 551 132,8 247,2 334,2 191,7

- прочие затраты 377,9 744,8 143,1 602,1 763 889,1

Источник: данные Росстата. Рисунок 3

Структура затрат на технологические инновации по видам, %

70

60

50

40

30

20

10

59 63,6 59,1 59,1

54,4 47 9 52,1

45,6 41 40

2005

2010 2011 2012 Процессные ■ Продуктовые

2013

Источник: данные Росстата.

Сформулирована концепция здорового или функционального питания впервые была в Японии в начале 1980-х гг., когда большую популярность приобрели так называемые функциональные пищевые продукты. Под данным термином понимают продукты, которые предназначены для регулярного употребления всеми группами населения в составе пищевых рационов. Потребление данных продуктов снижает риск заболеваний, напрямую связанных с питанием, сохраняет и улучшает здоровье, так как в их составе имеются

физиологически функциональные пищевые ингредиенты4.

Во многих странах мира разработаны нормативные документы, регулирующие производство функциональной продукции (табл. 4).

Проблема формирования рынка функциональных продуктов питания актуальна и для России,

4 Рожина Н.В. Развитие производства функциональных

пищевых продуктов // Молочная река. 2007. URL: http://www. molreka.ru/ru/articles/.view/id/16/.

0

Таблица 3

Нормативные документы, регулирующие производство функциональной продукции

Нормативные документы

Объект оценки по производству традиционных по производству пищевых продуктов,

функциональных продуктов содержащих специальные ингредиенты

США Акт по маркировке и информированию Акт по пищевым добавкам и информированию о

(1990 г) них потребителей (1994 г.)

Европейский союз Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius) Не регулируется

Республика Корея Не регулируется Акт о пищевых оздоровительных добавках (2002 г)

Япония Акт о специальной оздоравливающей Документы ассоциации производителей

пище (1991 г.) оздоравливающей пищи

Китай Общие положения о производстве функциональной продукции в Китае (Common Statements for

Functional in China, 1997 г)

Источник: авторская разработка.

механизмы решения которой сформулированы в Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года5. Задачи государственной политики в этой области предусматривают развитие производства пищевых продуктов функционального назначения, а механизм реализации направлен на разработку и принятие технических регламентов, а также национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение их требований.

В настоящее время рынок функциональных продуктов питания Российской Федерации только начинает развиваться [14]. Первыми производителями были иностранные компании «Нестле Россия», «^апопе-Юнимилк», «Валио», «Эрманн» и др., имеющие филиалы и представительства в нашей стране. Большинство компаний представляют собой горизонтально или вертикально интегрированные структуры, расположенные в Центральном федеральном округе. Однако в последнее время активизировались и средние по масштабам предприятия различных федеральных округов: Энгельсский молочный комбинат, который неоднократно становился победителем во Всероссийском смотре-конкурсе «Функциональные молочные продукты», а также Саратовский комбинат детского питания, выпускающий детское питание торговой марки «Крепыш».

Полностью удовлетворить потребности населения Российской Федерации в функциональных продуктах питания за счет собственного производства пока не представляется возможным, поэтому большая

5 Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года: распоряжение правительства Российской Федерации от 25.10.2010 № 1873-р.

его часть импортируется. Для их производства требуются большие мощности и специальное оборудование, которое в стране, как правило, не производится или предназначено для крупных предприятий. В 2011 г. в Российской Федерации было произведено функциональных продуктов питания на сумму 242 млн руб., а в 2012 г. - на 257 млн руб.6.

Инновационные разработки вызывают не о бход имо сть по в ы ше ния тр е б о ваний к технологическим процессам переработки и уровню подготовки специалистов. Недостаток квалифицированных специалистов, способных разрабатывать качественно новые технологии и продукты, тормозит инновационную активность предприятий. С одной стороны, пищевые предприятия не готовы раскрывать информацию, касающуюся инновационных достижений, представителям вузов, с другой, - вузы не располагают финансовыми возможностями для приобретения современного производственного оборудования [15]. По мнению А.Д. Богдановой и Я.М. Поливанова, создание современной системы управления кадровым потенциалом, основанной на разработках комплекса мероприятий общей стратегии развития промышленности, отвечает всем принципам демократического государства [16].

Крупнейшие аграрные вузы страны, в числе которых Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, понимая важность проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов, прилагают значительные усилия для ее разрешения. Университетом поддерживается уникальный проект по продвижению среди населения

6 Скобелев В. Рынок функциональных продуктов питания. URL: http://sfera.fm/articles/rynok-funktsionalnykh-produktov-pitaniya.

области лучших разработок экологически чистых и натуральных продуктов пищевой промышленности и сельского хозяйства, выращенных и созданных на территории аграрного университета. Вся продукция, представленная в торгово-выставочном центре, доступна для приобретения и является отличительным брендом Саратовской области.

Ученые вуза разрабатывают и создают продукцию, которая получила международное признание, а также высокие оценки ведущих экспертов в области пищевых технологий в нашей стране. Это подтверждается многочисленными наградами и дипломами, в том числе золотыми и серебряными медалями ВДНХ. На выставке представлена продукция учебно-научно-производственного комплекса «Агроцентр» и известного на протяжении многих лет бренда «Корольков сад»: цветочная продукция, овощная продукция закрытого грунта, мед с учебной пасеки, перепелиные яйца с собственной птицефермы, грибы и яблоки. Новой продукцией комплекса «Агроцентр» является 100%-ный натуральный яблочный сок прямого отжима.

Учебно-научно-производственный комплекс «Кондитер» восстанавливает классические и разрабатывает новые рецепты хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерской продукции. Широкий ассортимент натуральной продукции из мясного сырья представлен учебно-научно-производственным комплексом «Пищевик». Уникальность его продукции состоит в отсутствии в рецептуре консервантов и иных химических добавок и улучшителей. Все рецепты мясной продукции являются классическими, в ее составе только ингредиенты из отечественного мясного сырья без добавления растительных элементов. Например, в Германии ежегодно проходит выставка IFFA ведущих предприятий мясной отрасли, которая привлекает участников со всего мира. Им предоставляется возможность не только представить новинки широкой публике, но и подтвердить их значимость на профессиональных конкурсах немецкой ассоциации мясоперерабатывающих предприятий. Повышенным интересом пользуются разработки, которые не только обеспечивают безопасность продукции для здоровья потребителей, но и гарантируют ее высокое качество, а также способны повысить экономическую эффективность производства [17]. В числе важных мероприятий выставки - конкурс качества, пользующийся интересом со стороны как немецких, так и иностранных мясопереработчиков. Принимают

участие в нем и российские производители. Например, представленные на выставке в 2014 г. колбасные изделия Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова были отмечены двумя золотыми медалями.

В этой связи особую важность в инновационном развитии приобретают партнерские взаимоотношения между ведущими институциональными секторами: бизнесом, государством и наукой (университетами), которые получили название «Модель тройной спирали» (TripleHelixModel). В экономическую жизнь концепция тройной спирали вошла в середине1990-х гг. Основное ее предназначение - расширение горизонтальных связей между субъектами инновационного развития в целях свободного распределения знаний и технологий между различными отраслями народного хозяйства. Для Российской Федерации это очень актуальная задача, так как в стране не решен вопрос о ведущих участниках инновационного процесса. В осуществлении инновационной политики государство должно играть роль правового гаранта и создавать условия для формирования инновационной инфраструктуры.

Одним из перспективных направлений развития пищевой промышленности являются нанотехнологии, которые объединены под общим названием Nanofoods. В пищевой промышленности нанотехнологии используются в производстве нанокапсул, усиливающих работу носителей ароматизаторов и связывания и удаления химикатов или болезнетворных микроорганизмов, а также для повышения дисперсии питательных веществ [18, 19]. Самый большой интерес у развитых компаний вызывают нанотехнологии упаковки продуктов. В этой сфере особенно часто используют наночастицы серебра в качестве защитного антибактериального покрытия. Среди некоторых упаковок используют пленки и пластиковые бутылки из полиэтилена терефталата.

Применение нанотехнологий в пищевой промышленности особенно важно при решении продовольственной проблемы в мире. Крупнейшие мировые пищевые компании активно занимаются исследованиями в этой области. Лидирующее место по инвестициям в разработку нанотехнологий занимают США, за ними следуют Япония, Китай и страны Европейского союза. В США правительство выделяет ежегодно примерно 1,6 млрд долл. на программу «Национальные нанотехнологические инициативы», направленную на создание нанопродуктов питания.

Что касается маркетинговых инноваций в пищевой промышленности, то можно констатировать, что многие предприятия начинают преобразования в этой сфере, которые носят системный и комплексный характер и охватывают оптимизацию ассортимента, развитие брендирования, сопровождение товаров на всех стадиях (от формирования идеи до полки магазина) и т.д. [20].

Таким образом, необходимым условием повышения эффективности работы предприятий пищевой промышленности в современных условиях становится применение инновационной стратегии развития, существенные эффекты которой проявляются в повышении производительности труда, усилении конкурентоспособности продукции на внутреннем и международном рынках.

Список литературы

1. Авласко З.А. Анализ тенденций и проблем развития пищевой промышленности Красноярского края // Региональная экономика и управление: электронный журнал. 2013. № 3. С. 69-78.

2. Ганин Д.В. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3. С. 18-25.

3. Малыш Е.В. Формирование стратегий пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области в условиях ВТО // Аграрный вестник Урала. 2013. № 6. С. 82-84.

4. Трифонова Е.Н. Методика компаративного (сравнительного) анализа уровней инновационного развития пищевой промышленности российских регионов // Инновационная деятельность. 2013. № 3. С. 128-134.

5. Горбатовская Н.А. Настоящее и будущее нанотехнологии перерабатывающей и пищевой промышленности // Пищевая и перерабатывающая промышленность Казахстана. 2008. № 5. С.40-45.

6. Суханова И.Ф., Лявина М.Ю. Импортозамещение как основа достижения продовольственной безопасности страны // Аграрный научный журнал. 2015. № 3. С. 93-99.

7. Сухорукова А.М. Вызовы и направления решения проблем импортозамещения в агропродовольственном комплексе России // Аграрный научный журнал. 2015. № 1. С. 85-90.

8. ЮрьевВ.М., КарпунинаЕ.К., КолесниченкоЕ.А. Реальные модели и инструменты импортозамещения в экономике России // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2015. № 2. С.17-24.

9. Покрашинская Н.В. Особенности формирования стратегий развития предприятий пищевой промышленности // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 2. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/11095.pdf.

10. Киреева Н.А. Модернизация промышленных предприятий Саратовской области: возможности, угрозы, институты развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2. С. 60-66.

11. Гришина Т.В. Проблемы реализации инновационной стратегии на предприятиях пищевой промышленности // Глобальный научный потенциал. 2014. № 4. С. 33-37.

12. Васильева Н.А. Направления развития инновационного потенциала пищевой промышленности России // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 10-19.

13. Васильева Н.А. Условия и факторы стратегического развития предприятий пищевой промышленности России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 1. С. 13-17.

14. Субоч Ф.И. Развитие предприятий пищевой промышленности в аспекте инновационной системы национальной продовольственной конкурентоспособности // Пищевая промышленность: науки и технологии. 2011. № 2. С. 78-84.

15. РодионоваИ.А. Региональные проблемы социально-рыночной трансформации сельского хозяйства: монография. Саратов: Наука, 2013. 178 с.

16. Богданова А.Д., Поливанов Я.М. Кадровый потенциал пищевой промышленности: проблемы воспроизводства и развития // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. N° 22.

17. Родионова И.А. Инновационный путь развития аграрной экономики // Инновации. 2010. № 9.

18. Амброзевич Е.Г. Особенности европейского и восточного подходов к ингредиентам для продуктов здорового питания // Пищевые ингредиенты. Сырье и добавки. 2005. № 1. С. 30-31.

19. Тихомирова Н.А. Нанотехнологии в переработке молочного сырья // Переработка молока. 2013. № 10. С. 20-22.

20. Смольянова Е.Л., Деревянкин И.А. К вопросу исследования основных направлений развития инновационной активности предприятий пищевой промышленности в целях обеспечения их устойчивого экономического роста // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2013. № 2.

С. 306-309.

С.13-16.

С. 34-41.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Innovation and Investment

THE INNOVATIVE STRATEGY FOR DEVELOPING FOOD PRODUCTION ENTERPRISES OF RUSSIA

Irina A. RODIONOVA

Saratov State Vavilov Agrarian University, Saratov, Russian Federation rodionov56@yandex.ru

Abstract

Importance Currently, innovations becomes a key driver of development and ensuring the competitiveness of food production enterprises at the macro- and microlevel. The article discusses experience in implementing and developing innovation, issues of managing innovative activities and areas for developing the most common types of innovation, and practice of implementing it in food production enterprises.

Objectives The objective of the research is to define the development strategy of food industry enterprises on the basis of the application of different types of innovation. The research pursues analyzing the innovative development of food production enterprises of the Russian Federation. Methods The methodological framework of the research comprises the theory, methodology and methods presented in foreign and national scholars' proceedings on innovation management, and analytical materials on innovative development of the food industry in Russia and abroad. The research relies upon general scientific methods for studying economic phenomena and processes, i.e. analysis, synthesis, induction, deduction, structural systematization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results The article emphasizes the main issues impeding innovative development of food production enterprises: lack of agricultural raw materials, high physical wear and tear and obsolescence of technological equipment, low competitiveness of the Russian food production enterprises in the external food market, insufficient development of logistics of food production enterprises' products. Conclusions and Relevance As the research shows, the innovative strategy of food production enterprises is intended to renovate products, change technologies, develop and implement new recipes of products, increase its sell-by date, use new packing materials etc.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Avlasko Z A. [Analysis of trends and problems of development of the food industry of the Krasnoyarsk Krai]. Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyizhurnal, 2013, no. 3, pp. 69-78. (In Russ.) Available at: http://eee-region.ru/article/3509/.

2. Ganin D.V. Razvitie pishchevoi i pererabatyvayushchei promyshlennosti v Nizhegorodskoi oblasti [Developing the food processing industry in the Nizhny Novgorod oblast]. Vestnik NGIEI = Bulletin NGII, 2013, no. 3, pp. 18-25.

3. Malysh E.V. Formirovanie strategii pishchevoi i pererabatyvayushchei promyshlennosti Sverdlovskoi oblasti v usloviyakh VTO [Formulating the strategy of the food and processing industry of the Sverdlovsk oblast under the WTO]. Agrarnyi vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals, 2013, no. 6, pp. 82-84.

4. Trifonova E.N. Metodika komparativnogo (sravnitel'nogo) analiza urovnei innovatsionnogo razvitiya pishchevoi promyshlennosti Rossiiskikh regionov [Methods for comparative analysis of innovative development levels of the Russian regions' food industry]. Innovatsionnaya deyatel'nost' = Innovative Activity, 2013, no. 3, pp. 128-134.

5. Gorbatovskaya N.A. Nastoyashchee i budushchee nanotekhnologii pererabatyvayushchei i pishchevoi promyshlennosti [The present and future of nanotechnologies of the processing and food industries].

Pishchevaya i pererabatyvayushchaya promyshlennost' Kazakhstana = Food and Processing Industries of Kazakhstan, 2008, no. 5, pp. 40-45.

6. Sukhanova I.F., Lyavina M.Yu. Importozameshchenie kak osnova dostizheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti strany [Import substitution as a basis for achieving the national food security]. Agrarnyi nauchnyi zhurnal = Agricultural Research Journal, 2015, no. 3, pp. 93-99.

Article history:

Received 27 March 2015 Accepted 7 April 2015

Keywords: innovation, strategy, food industry, activity, enterprise

7. Sukhorukova A.M. Vyzovy i napravleniya resheniya problem importozameshcheniya v agroprodovol'stvennom komplekse Rossii [Challenges and directions for addressing issues of import substitution in the agricultural food sector of Russia]. Agrarnyi nauchnyi zhurnal = Agricultural Research Journal, 2015, no. 1,

8. Yur'ev V.M., Karpunina E.K., Kolesnichenko E.A. Real'nye modeli i instrumenty importozameshcheniya v ekonomike Rossii [Real models and tools of import substitution in the Russian economy]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki = Bulletin of Tambov State University. Series Humanities, 2015, no. 2, pp. 17-24.

9. Pokrashinskaya N.V. [Specifics of forming the strategy for developing food production enterprises]. Nauchnyi zhurnal NIUITMO. Seriya Ekonomika i ekologicheskii menedzhment, 2014, no. 2. (In Russ.) Available at: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/11095.pdf.

10. Kireeva N.A. Modernizatsiya promyshlennykh predpriyatii Saratovskoi oblasti: vozmozhnosti, ugrozy, instituty razvitiya [Retrofitting industrial enterprises of the Saratov oblast: opportunities, threats, development institutions]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov State Socio-Economic University, 2014, no. 2, pp. 60-66.

11. Grishina T.V. Problemy realizatsii innovatsionnoi strategii na predpriyatiyakh pishchevoi promyshlennosti [Issues of implementing the innovation strategy in food enterprises]. Global 'nyi nauchnyi potentsial = Global Scientific Potential, 2014, no. 4, pp. 33-37.

12. Vasil'eva N.A. [Directions for developing the innovative capacity of the food industry in Russia]. Gumanitarnye i sotsial 'nye nauki, 2012, no. 1, pp. 10-19. (In Russ.) Available at: http://hses-online.ru/2012/01/08_00_05/02. pdf.

13. Vasil'eva N.A. Usloviya i faktory strategicheskogo razvitiya predpriyatii pishchevoi promyshlennosti Rossii [Conditions and factors of strategic development of enterprises operating in the food industry in Russia].

Intellekt. Innovatsii. Investitsii = Intelligence. Innovation. Investment, 2012, no. 1, pp. 13-17.

14. Suboch F.I. Razvitie predpriyatii pishchevoi promyshlennosti v aspekte innovatsionnoi sistemy natsional'noi prodovol'stvennoi konkurentosposobnosti [Developing the enterprises of food industry in terms of the innovation system for national food competitiveness]. Pishchevayapromyshlennost': nauki i tekhnologii = Food Industry: Sciences and Technologies, 2011, no. 2, pp. 78-84.

15. Rodionova I.A. Regional'nye problemy sotsial'no-rynochnoi transformatsii sel'skogo khozyaistva: monografiya [Regional issues of the social and market transformation of agriculture: a monograph]. Saratov, Nauka Publ., 2013, 178 p.

16. BogdanovaA.D., Polivanov Ya.M. Kadrovyi potentsial pishchevoi promyshlennosti: problemy vosproizvodstva i razvitiya [Staff capabilities of the food industry: problems of reproduction and development]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Bulletin of Kazan Technological University, 2013, vol. 16, no. 22, pp. 306-309.

17. Rodionova I.A. Innovatsionnyi put' razvitiya agrarnoi ekonomiki [The innovation way of developing the agricultural economy]. Innovatsii = Innovation, 2010, no. 9, pp. 13-16.

18. Ambrozevich E.G. Osobennosti evropeiskogo i vostochnogo podkhodov k ingredientam dlya produktov zdorovogo pitaniya [Specifics of the European and oriental approaches to healthy food ingredients].

Pishchevye ingredienty. Syr 'e i dobavki = Food Ingredients: Raw Materials and Additives, 2005, no. 1, pp. 30-31.

19. Tikhomirova N.A. Nanotekhnologii v pererabotke molochnogo syr'ya [Nanotechnologies in raw milk processing]. Pererabotka moloka = Milk Processing, 2013, no. 10, pp. 20-22.

20. Smol'yanova E.L., Derevyankin I.A. K voprosu issledovaniya osnovnykh napravlenii razvitiya innovatsionnoi aktivnosti predpriyatii pishchevoi promyshlennosti v tselyakh obespecheniya ikh ustoichivogo ekonomicheskogo rosta [On studying the basic directions for developing the innovation activity of enterprises operating in the food industry to ensure their sustainable economic growth]. Ekonomika. Innovatsii. Upravlenie kachestvom = Economy. Innovation. Quality Management, 2013, no. 2, pp. 34-41.

pp.85-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.