Научная статья на тему 'Инновационная стратегия как инструмент стоимостного подхода к развитию компании'

Инновационная стратегия как инструмент стоимостного подхода к развитию компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / СТОИМОСТНОЙ ПОДХОД / ВНУТРЕННЯЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INNOVATION STRATEGY / INTRINSIC VALUE OF COMPANY / COMPANY DEVELOPMENT STRATEGY / COMPETITIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова Ольга Борисовна

В статье рассматривается инновационная стратегия как главный критерий конкурентоспособности, образования добавочной стоимости продукта и соответствующего увеличения внутренней стоимости компании. На примере фармацевтической компании представлена стратегия развития в рамках инновационной концепции развития отрасли, разработанной Правительством РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation strategy as basis aspect of value method of company development

The article is about innovation strategy as key criteria of company competitive, product extra cost and intrinsic value of company. For example, the author has researched pharmaceutical company development strategy within the bounds of innovation development conception of pharmaceutical industry which was developed by the Government of the Russia Federation.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия как инструмент стоимостного подхода к развитию компании»

О. Б. МАРКОВА

Ольга Борисовна Маркова — аспирантка кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 2006 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — менеджмент. ^ ^ ^

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СТОИМОСТНОГО ПОДХОДА

К РАЗВИТИЮ КОМПАНИИ*

Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. В зависимости от

условий микро- и макросреды организации инновационные стратегии разделяются на: адаптационную, оборонительную, пассивную (частичные, непринципиальные изменения, позволяющие усовершенствовать ранее освоенные продукты); творческую, наступательную, активную (оригинальные научно-технические разработки, принципы и методы, где производители получают самое сильное конкурентное преимущество).

Подъем российской экономики четырех предшествующих кризису лет не способствовал росту инновационной активности, доля реально инновационно активных компаний, внедривших новый продукт или технологию при наличии затрат на разработки, составляет менее 30 % и за четыре года в целом сократилась в 1,2 раза почти во всех отраслях. Из инновационно активных компаний лишь 3 % ориентировали свои разработки на мировой рынок, 19 % — на российский и еще чуть более 7 % — на собственное предприятие. Из неинновационного большинства чуть более 27 % попали в разряд «имитаторов», адаптирующих известные технологии без затрат на собственные разработки, и почти 44 % совсем ничего не внедрили, не изобрели и не адаптировали [1, с. 3-4] (рис. 1).

Абсолютно Имитаторы

пассивные (нет (адаптация

ни новых известных

продуктов, ни ^^ технологий, ни / технологий и продуктов)

затрат на \/ \ 27%

НИ ОКР) ( 44% V У Инноваторы для

себя (продукт

Глобальные (новый для мирового рынка-^ продукт) 3% или технология, новые для Внут ренние самого (новый для предприятия) российского 7% рынка продукт

или технология)

19%

Рис. 1. Инновационная активность предприятий

Снижение доли инновационной активности российских компаний объясняется, с одной стороны, выбором пассивного пути развития путем адаптации западных технологий, а с другой — развитием сырьевой модели российской экономики при стабильно растущих доходах и наличии существенной доли госзаказов, подорвавшей стимул к инновационной активности. Наряду с улучшением условий со стороны государства для поддержания инновационной деятельности (льготные процентные ставки и пр.), для наукоемких отраслей необходима четко выстроенная модель бизнеса, где источники финансирования генерировались бы бизнесом, а не отдельными траншами, в том числе со стороны государства. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в России более 50 % расходов на исследования и разработки финансируются государством. Ни одна страна в мире не имеет такого уровня господдержки инноваций. При этом по уровню инновационности Россия занимает лишь 68-е место из 120.

ГРНТИ 06.81.12 © О. Б. Маркова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, доц. Е. А. Ткаченко.

В условиях развитого рынка инновационная активность выступает одним из ведущих индикаторов состояния и конкурентоспособности национальной экономики. Неспособность государства реализовать развитие инновационного типа ведет к снижению конкурентоспособности по отношению к другим странам, что приводит к сокращению рынков сбыта, объемов отечественного производства с соответствующим сокращением занятости в реальном секторе экономики, и неконтролируемым ценам на импортную продукцию, что ставит под угрозу национальную безопасность страны. В настоящее время развитые страны следуют стратегии инновационного развития, где приоритет государственной политики заключается в создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста.

Фармацевтический рынок является одним из важнейших рынков, обеспечивающих безопасность и здоровье нации. Российский фармацевтический рынок — один из наиболее привлекательных в мире в силу высоких темпов роста с низким среди развитых стран уровнем потребления лекарственных средств (ЛС) на душу населения, что свидетельствует о значительном потенциале роста в ближайшие 5-10 лет. Продажи фармацевтической продукции в Российской Федерации в 2008 г. составили 365 млрд руб. (рис. 2), при этом его ежегодный рост составляет более 10-12 %. По прогнозам экспертов, объем рынка в 2020 г. достигнет 1000-1500 млрд руб. [2].

117

1 зэлу.

I

яги же два 200Г 2000 яга гою гон япг зоп ж« гон анв 2017 гене лнэ гого :

■ I юогиоз сю^та рымгада кти,- виса

- Ул||яниекэигиса--Е] дннаммк^ роста рынка

Рис. 2. Динамика роста фармацевтического рынка в 2004-2008 гг., прогноз до 2020 г.

Структура российского рынка значительно отличается от рынков развитых стран в сторону преобладания дженериков (66 % от объема рынка), при этом продажи готовых ЛС российского производства на фоне роста рынка падают на 1-2 % в год. В 2008 г. доля российской продукции на рынке составила лишь 20 %, проигрывая в валовой доходности, так как основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты, что не позволяет фармпроизводителям выделять на исследования и разработки более 1-2 % от своей выручки (фармпроизводители в США и Западной Европе выделяют 10-15 %, что позволяет им формировать более половины своих продуктовых портфелей за счет инновационных препаратов). Российские препараты практически не представлены на международных рынках. Причина тому — отсутствие стандартов, отвечающих международным правилам вМР, которые регулируют производство и контроль качества ЛС и являются обязательными для фармацевтической промышленности. Таким образом, при нынешнем сценарии развития в России в обозримом будущем могут перестать существовать как базовый производственный сектор, так и сопряженный с ним научно-технологический сектор.

Значительное доминирование импортной продукции на рынке РФ (80 %) и практически полное отсутствие инновационных препаратов российского производства (менее 1 %) заставили государство обратить пристальное внимание на необходимость разработки стратегии развития отрасли. Государственными органами в 2007-2009 гг. разрабатывается и активно обсуждается Концепция «Стратегии развития отечественной фармацевтической промышленности до 2020 года». Реализация данной стратегии предполагает инновационную модель развития отрасли при условии, что государство возьмет на себя основную нагрузку по запуску инновационного цикла в отрасли с последующим нарастающим рефинансированием исследований и разработок за счет средств индустрии. Залогом успеха реализации данной модели являются: решение кадрового вопроса, создание рынка инновационных проектов (слоя малых инновационных предприятий между наукой и производством), масштабный рост государственных и частных инвестиций в ориентированные на импортозамещение НИОКР, масштабная технологическая модернизация и развитие производства в соответствии с международными стандартами, возрастание инновационной активности индустрии, использование зарубежного научно-технического и

производственно-технологического потенциала путем привлечения прямых иностранных инвестиций в производство и разработку лекарственных средств.

Для достижения поставленных целей в рамках стратегии развития отрасли на примере реструктуризации компании ОАО «Лекпром» представлена стратегия формирования ведущего фармацевтического производства на территории России к 2020 г. с полным циклом разработки и производства инновационных препаратов, способных заменить импортную продукцию и обеспечить бесперебойное снабжение населения качественными препаратами по доступным ценам. Продуктовый портфель Компании определяется, исходя из структуры рынка, — это наиболее важные и дефицитные фармацевтические группы. Разработанная стратегия ОАО «Лекпром» (создание единой компании по разработке и производству ЛС) является приоритетной в силу создания большей добавочной стоимости наряду с производством дженериков (адаптивная стратегия), что максимизирует капитализацию компании в будущем (табл. 1).

Таблица 1

Экспертная оценка стратегий развития ОАО «Лекпром»

Развитие производства дженериков Разработка оригинальных препаратов (НИОКР) Создание единой компании по разработке и производству ЛС

Ресурсы: Основные средства в О в

Персонал в • •

Источники инвестиций: Собственные средства в в в

Банковское финансирование • О в

Венчурный капитал О • в

Конкурентное преимущество: Уровень операционных расходов • О в

Авторские права О • в

Маркетинговая активность в в •

Уровень конкуренции • в в

Добавленная стоимость в • •

Капитализация в в •

ОАО «Лекпром» — крупнейший российский производитель ЛС, объем продаж в 2008 г. составил 2,5 млн руб. Компания выпускает ЛС наиболее важных и жизненно необходимых фармакотерапевтических групп. Тем не менее в 2009 г. происходит снижение темпов роста компании в силу наличия в продуктовом портфеле устаревших дженериков и технологий их производства, отсутствия полного цикла исследований, предшествующего запуску препарата в производство и разработке технологий самого производства. В результате происходят вытеснение с рынка морально устаревших препаратов иностранными конкурентами, сокращение объемов продаж, падение прибыли и рентабельности при повышении доли себестоимости и низкой цене на ЛС. Разрыв связей производственных активов, научно-исследовательских центров и инвесторов является основной причиной отсутствия разработок и внедрения современных российских препаратов и, как следствие, стабильного роста компании и увеличения капитализации на рынке.

Достижение заявленной стратегии возможно только при условии конфигурации совместных усилий государственного, научного и производственного секторов, в том числе иностранного, обладающего современной технологией разработок и производства инновационных препаратов, портфелем современных дженериковых препаратов для продвижения на российском рынке в краткосрочной перспективе. В табл. 2. представлен состав участников совместного производства «Технология», образованного на базе ОАО «Лекпром» при объединении научной базы, технологических и финансовых ресурсов всех участников СП.

Таблица 2

Состав участников СП «Технология»

Российский Иностранный

Субъект Государство стратегический НИИ стратегический СП «Технология»

инвестор инвестор

Компетенция/ — Инвестирование — Кадры — Кадры — Инвестиции — Полный цикл по

функции разработок инновационных — — База для — Технологии разработке и

препаратов Производствен научно- — Патенты производству

— Разработка ная база исследовател инновационных

законодательных мер по ьских работ препаратов,

поддержке отечественного рыночная доля

товаропроизводителя 20 %

Первоначально со стороны государства должен быть реализован комплекс регуляторных мероприятий по локализации производства современных дженериковых и инновационных препаратов и стимулированию лицензионного производства препаратов.

Реализация стратегии развития компании, согласно представленной модели, позволяет провести техническое перевооружение ОАО «Лекпром», восстановить кадровый потенциал в производстве и НИИ, создать условия для разработки оригинальных препаратов и минимизировать сроки вывода их на рынок, обладающий значительным экспортным потенциалом. По предварительным прогнозам, рыночная доля компании СП «Технология» составит 20 %, что обеспечит лидерство в отрасли и увеличение стоимости компании на рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кувшинова О. Имитация инноваций // Ведомости. 2009. № 191. С. 3-4.

2. URL: http://www.pharma2020.ru (дата обращения: 30.10.2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.