УДК 378
И. А. Шпаченко
ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
Статья посвящена современным условиям развития индустрии сервиса и туризма, подтверждающим необходимость формирования инновационной системы подготовки специалистов, основанной на практико-ориен-тированном и компетентностном подходах. Цель инновационных образовательных программ вузов - улучшить связь будущего рабочего места с компетентностями выпускника и обеспечить множественность траекторий получения деловых (профессиональных) квалификаций.
Ключевые слова: инновационное образование, инновационные образовательные программы, модель социального партнерства, практико-ориентированный подход, компетентностный подход.
Современные условия жизни способствуют тому, что сегодня в отечественной экономике активно развивается область хозяйствования, которую характеризуют как сферу сервисной деятельности. Растет спрос на качественные туристские, рекреационные, курортно-санаторные, гостиничные и другие социально-культурные услуги. В этих условиях необходимы специалисты, способные удовлетворять запросы потребителей социальнокультурных и туристских услуг, что в свою очередь предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалиста данной сферы.
Специальность «социально-культурный сервис и туризм» универсальна по широте знаний и возможностям их применения и предполагает подготовку специалистов в сфере общественной коммуникации. Новая схема подготовки работников в сфере туризма обусловлена многопрофильным характером туристской деятельности, которая нуждается в кадрах различных профессий, специальностей, квалификаций, принципиально новых технологиях обслуживания и включает следующие аспекты:
- подготовка специалистов для предприятий, непосредственно принимающих участие в производстве турпродукта;
- подготовка специалистов для смежных с туристской отраслей.
Социально-культурный сервис и туризм как многоотраслевой комплекс обеспечивается деятельностью различных структур: государственных, бизнес-структур, общественных социальных институтов, профессиональных образовательных учреждений, которые оказывают воздействие, определяют требования к профессиональной подготовке специалистов, их конкурентоспособности для представленного сектора рынка труда. От современных выпускников вуза требуются не только глубокие теоретические знания, но и хорошая практическая подготовка, готовность принять участие в решении вопросов развития компании.
Наиболее перспективным подходом в решении проблем профессиональной подготовки специа-
листов сервиса и туризма является практико-ори-ентированный подход к обучению (собственно практический аспект подготовки будущих специалистов), обеспечивающий использование в преподавании производственной базы специальности; привлечение практиков-специалистов к преподаванию в рамках основных дисциплин специальности; погружение в производственную среду на базе вуза за счет функционирования специализированного кабинета и иных форм; внедрение практической составляющей в учебные дисциплины; связь практики с учебными дисциплинами; создание отвечающей современным требованиям информационной базы специальности.
Подготовка студентов специальности «социально-культурный сервис и туризм» является одной из актуальных проблем профессионального образования и обсуждается в научной литературе. Проблема заключается в понимании квалификационных требований специалистов, в разных представлениях о функциях специалистов у преподавателей вуза и работодателей. В настоящее время наблюдается несогласованность требований по таким аспектам подготовки специалистов в сфере сервиса и туризма:
- между требованиями к специалисту и готовностью выпускников к выполнению этих требований (уровнем сформированности необходимых профессиональных компетенций специалистов);
- между потребностями населения в получении высококачественных услуг и недостаточной способностью предприятий сервиса и туризма удовлетворить эти потребности из-за невысокого уровня подготовки персонала;
- между требованиями образовательного стандарта и недостаточной разработанностью в отечественной педагогической науке теоретических и методических положений, касающихся вопросов профессиональной подготовки и профессиональных компетенций специалистов по сервису и туризму.
Достижение оптимального соотношения между теоретической и практической подготовкой специа-
листов в сфере сервиса и туризма осуществляется на основе взаимовыгодного сотрудничества образовательных учреждений и предприятий социально-культурного сервиса и туризма, использования положительного опыта в управлении, обмена информацией.
Наиболее эффективными формами взаимодействия в данном случае считают следующие:
1) целевая подготовка студентов для своих предприятий;
2) участие менеджмента компаний в учебном процессе и работе аттестационных комиссий;
3) проведение мастер-классов, профессиональных конференций, ярмарок вакансий;
4) проведение конкурсов именных стипендий;
5) предоставление мест для прохождения практики и кураторство;
6) корпоративные формы взаимодействия.
Инновационный подход выступает как принцип, база творческого развития личности и подготовки специалиста на основе новейших достижений науки и технологий.
Инновационное образование - модель образования, преимущественно ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе индивидуальной «образовательной траектории» (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения) в области профессиональной деятельности. Необходимость инновационного образования вызвана сменой парадигмы общественного развития, переходом к информационному обществу и, как следствие, новыми, более высокими требованиями к интеллектуальным параметрам работника. Реализация концепции инновационного образования включает качественное изменение структуры и содержания образовательных программ, форм и методов организации учебного процесса, системное, комплексное применение инновационных технологий.
Многогранность задач подготовки специалистов в сфере сервиса и туризма в условиях новой социально-экономической формации привела к созданию моделей, позволяющих:
- задавать приоритетные направления в профессиональной подготовке;
- предоставлять образовательные услуги в соответствии с широкими и быстро меняющимися потребностями рынка труда, образовательных учреждений, служб занятости, децентрализованных структур управления, педагогов и специалистов;
- обеспечивать системность и целостность организации профессиональной подготовки в контексте процессов реформирования и развития профессионального образования.
О. С. Третьякова, А. С. Захарченко, Е. М. Юма-
шева [1] определяют следующие функции профессиональной подготовки специалистов в условиях изменяющегося рынка труда, ориентированного на структурные изменения социально-экономического потенциала региона и туристского рынка:
1. Диагностическая - определение склонностей и способностей студентов, выявление их уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей с целью обеспечения действенности профессиональной практической подготовки.
2. Компенсаторная - ликвидация пробелов и освоение преподавателями современных психологопедагогических технологий в целях более эффективной реализации образовательного процесса.
3. Адаптационная - развитие информационной культуры, изучение методики самообразования, основ педагогического менеджмента; формирование умений проектирования универсальных педагогических технологий с целью успешного освоения профессиональной деятельности при смене статуса образовательных программ, профиля профессиональной подготовки, направлений сферы деятельности будущего выпускника.
4. Познавательная - удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности.
5. Прогностическая - раскрытие творческого потенциала студентов, выявление возможностей и готовности к совместной инновационной профессиональной деятельности.
Структура и содержание инновационных педагогических технологий проектируются с учетом того, что эффективность обучения в профессиональном учебном заведении определяется как уровнем квалификации преподавателей, так и ценностными ориентациями на область профессиональной деятельности будущих выпускников. Исходя из специфики педагогического труда, преподаватели являются не только источниками учебнопознавательной, учебно-производственной и этической информации, организаторами деятельности и общения студентов, но и носителями региональной культуры, профессиональной культуры будущих специалистов туриндустрии.
Профессиональная компетентность педагога предполагает сформированность профессионально-предметных и педагогических знаний и умений, владение навыками межличностных коммуникаций, готовность к творчеству и т. д. Каждый преподаватель вправе определить для себя приемлемые идеи и теории, являющиеся его педагогическим кредо в реализации концепции профессиональной подготовки специалистов.
Процесс формирования профессиональных компетенций специалистов по сервису и туризму будет более эффективным, если:
- обоснование профессионально значимых качеств специалиста по сервису и туризму будет осуществляться на основе анализа содержания профессиональной деятельности;
- процесс обучения строится в контексте лич-ностно ориентированного, системного и деятельностного подходов и направлен на использование методов и форм обучения, позволяющих оптимизировать процесс формирования профессиональных компетенций;
- в процессе профессиональной подготовки будут использованы технологии модульного и контекстного обучения;
- формирование профессионально значимых компетенций, определяющих успех их будущей профессиональной деятельности, будет осуществляться в русле осознанного принятия их студентами;
- разработана модель формирования профессиональных компетенций специалистов по сервису и туризму.
Инновационная составляющая программ профессиональной подготовки специалистов для сферы сервиса и туризма (по Т. Н. Третьяковой) включает следующие компоненты [1]:
- совершенствование общепрофессиональных умений, освоение алгоритмов;
- развитие эмоциональной устойчивости, умений воздействовать на будущего клиента;
- формирование потребностей и развитие способностей пополнять профессиональные знания;
- развитие общей эрудиции как профессиональной компетенции, укрепление гражданской позиции;
- углубление ценностных ориентаций, развитие навыков мышления;
- освоение способов выявления уровня подготовленности и индивидуальных особенностей студентов;
- формирование и реализация программ педагогического взаимодействия;
- формирование способности постановки новых дидактических целей и организация их претворения, критическая оценка результатов;
- овладение педагогическим менеджментом;
- систематическое ознакомление с инновациями и достижениями педагогической науки.
Такие образовательные программы позволяют вариативно и гибко осуществить отбор содержания обучения в зависимости от целей профессиональной подготовки, уровней реализации основной образовательной программы, потребностей студентов, уровня их подготовленности и индивидуальных особенностей.
Деятельность специалиста по сервису и туризму направлена на систематическое приобретение знаний по созданию условий формирования рынка ус-
луг с учетом применения современных технологий и выбора стратегии и тактики деятельности предприятий, на обеспечение комплексного оказания услуг, обследования потребителей и системы мер по повышению качества оказываемых услуг.
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности 100103 «социально-культурный сервис и туризм» выделены основные виды деятельности специалиста по сервису и туризму: сервисная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, образовательная.
Перечисленные виды деятельности требуют от специалиста по сервису и туризму наличия качеств, профессиональных компетенций, определяющих тип его деятельности и являющихся одной из составляющих целостного развития личности.
Под профессиональной компетентностью студента как будущего специалиста понимаются такие качества, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность учебной деятельности, дают будущему специалисту возможность наиболее полно реализовать себя и развитие которых обеспечивает в дальнейшем высокое качество его профессиональной деятельности [2].
Модель формирования профессиональных компетенций будущего специалиста по сервису и туризму должна быть представлена следующими компонентами.
1. Целевой компонент предполагает достижение конкретного результата, на который направлена подготовка специалиста в вузе, - формирование профессиональных компетенций специалистов по сервису и туризму (коммуникативных качеств, инициативности, творческого мышления, самостоятельности, способности прогнозировать и анализировать имеющуюся информацию и др.) путем реализации адекватных педагогических условий, входящих в содержательно-технологический компонент данной модели.
2. Деятельностный компонент.
3. Содержательный компонент представлен дисциплинами общепрофессионального блока. Ком -пенсировать недостатки, актуализировать и систематизировать знания, умения и навыки, целенаправленно формировать необходимые качества - цель дисциплин. Структура дисциплин представлена в виде взаимосвязанных блоков и модулей, среди ко -торых можно выделить теоретический, практический блоки и блок «Самостоятельная работа».
4. Технологический компонент обеспечивается при помощи методов, средств и форм обучения, способствующих более эффективному процессу формирования профессиональных компетенций будущих специалистов (объяснение, проблемное
изложение материала, исследовательская работа, моделирование и имитация профессиональной деятельности, анализ конкретных ситуаций профессиональной деятельности). Включение подобных методов и приемов обучения в преподавание дисциплин рабочего плана будет способствовать достижению конечной цели обучения - подготовке дипломированного специалиста, способного эффективно применять свои знания, умения и навыки в сложившейся системе общественных социальноэкономических отношений.
5. Оценочный компонент предполагает выделение критериев и на их основе определение уровней сформированности профессиональных компетенций специалистов сферы сервиса и туризма. Критериями сформированности профессиональных компетенций работников сферы сервиса и туризма являются коммуникативный (владение коммуникативными, организаторскими и навыками делового общения); когнитивно-креативный (проявление самостоятельности в принятии решений, умение оперировать имеющейся информацией, осваивать новые знания, творческое отношение к деятельности); ценностный (понимание целей профессиональной деятельности, осознание своей системы ценностей и отношение к себе).
На основании анализа государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «социально-культурный сервис и туризм», теоретических разработок вопросов профессионального образования в сфере сервиса и туризма (В. Г. Гуляев, И. В. Зорин,
В. А. Квартальнов), прикладных исследований в области профессиональных компетенций (О. А. Кудряшов, И. Н. Горностаева, О. А. Шушерина, Т. А. Строкова и др.) Н. Р. Кельчевская выделяет основные компетенции специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма [3].
Охарактеризуем данные группы компетенций:
- коммуникативные компетенции специалиста: умение и способность работать с людьми (коммуникабельность, умение общаться с клиентами, способность управлять собой, гибкость поведения, умение оценить внутреннее состояние человека); эмоциональность; деликатность, выдержка; доброжелательность, вежливость; экстравертиро-ванность; организаторские способности (умение убеждать, уверенность, активность, склонность к лидерству); эмоциональная устойчивость; эмпатия.
- креативные компетенции специалиста: познавательная активность, способность к быстрому восприятию информации и ее обработке; способность компилировать данные из разных областей; способность прогнозировать; самостоятельность в принятии решения; способность реализовывать
свои идеи; инициативность; умение действовать в предлагаемых обстоятельствах.
- ценностно-смысловые (ценностные) компетенции: отношение к деятельности (упорство, усидчивость, ответственность, добросовестность, работоспособность, дисциплинированность, исполнительность, увлеченность и удовлетворенность собственной деятельностью); безоценочное отношение к клиенту; адекватная самооценка.
Профессиональные компетенции, являющиеся элементом структуры личности, целесообразно формировать в процессе профессиональной подготовки в вузе в системе специально созданных условий [4]. Эффективность процесса формирования профессиональных компетенций специалиста по сервису и туризму обусловлена следующими педагогическими условиями:
1. Целевыми (отбор содержания, методов, технологий обучения для эффективного формирования профессиональных компетенций будущих специалистов по сервису и туризму).
Реализация целевого условия требует переработки программ общепрофессионального блока, разработки содержания дисциплины, способствующей целенаправленному и эффективному формированию профессиональных компетенций специалистов. Исходя из анализа государственного образовательного стандарта, программ представленного блока, можно констатировать, что их содержание ориентировано в большей степени на систематизированное и последовательное усвоение студентами теоретических знаний по предмету.
2. Содержательными (переработка программ дисциплин общепрофессионального блока с учетом требований к специалисту; разработка и внедрение в учебный процесс дисциплины, целенаправленно формирующей профессиональные компетенции будущих специалистов, сознательное отношение студентов к будущей профессиональной деятельности, заинтересованность студентов в повышении профессионального мастерства).
3. Технологическими (реализация идей личнос-тно ориентированного подхода, проектирование процесса формирования профессиональных компетенций специалиста с использованием активных методов обучения, моделирование профессиональной деятельности).
Создание предпосылок для видения перспектив будущей деятельности обусловливает специфические особенности организации и содержания профессионального обучения, к числу которых относится необходимость активизации познавательной деятельности обучаемых, содействующей развитию познавательных возможностей, стремлению обучающихся непрерывно пополнять и совершен-
ствовать свои профессиональные знания, расширять свой кругозор.
Важным компонентом профессиональной подготовки студентов специальности «социально-культурный сервис и туризм» является применение в процессе обучения профессионально ориентированных технологий, использование заданий с применением метода имитации профессиональной деятельности, анализа производственных ситуаций. Это стимулирует познавательную мотивацию в области профессиональной деятельности, что ведет к осознанному принятию студентами личностных ка-
честв, определяющих успех будущей профессиональной деятельности и повышению уровня их сформированности [5].
Отношение к будущей специальности во многом определяется характером учебной работы, в которой, как полагают многие исследователи, должна определенным образом моделироваться будущая профессиональная деятельность. Организация учебного процесса должна обеспечить переход учащегося из позиции студента в позицию специалиста, а затем «трансформацию учебной деятельности в профессиональную» [6].
Список литературы
Третьякова Т. Н. Методологические основы инновационной профессиональной подготовки будущего специалиста. Челябинск: ЮУрГУ, 2000. 199 с.
Журавская Н. Т. Активизация самостоятельной работы студентов как фактор формирования их инновационного мышления // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. № 4. С. 30-33.
Кельчевская Н. Р. Формирование инновационной стратегии развития образовательных учреждений в системе «вуз - предприятие»: дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2004. 357 с.
Шилова М. И., Белых И. Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. № 4. С. 39-45. Осипов Ю. М., Изоткина Н. Ю., Чекчеева Н. В. Инновационное проектное обучение студентов // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2007. № 9.
С. 61-62.
Мартыненко О. О. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. С. 24-34.
Шпаченко И. А., кандидат педагогических наук.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 6G, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.05.2010.
I. A. Shpachenko
INNOVATIVE COMPONENT IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING SOCIAL AND CULTURAL SERVICES AND TOURISM
Current conditions for the development of service industry and tourism suggest the need to create an innovative system of training based on practice-oriented and competence approach. Innovative educational programs schools aim at improving communication with the future of workplace competence of graduates and provide multiple paths for business (professional) qualifications.
Key words: innovative education, innovative educational programs, social partnership model, practice-oriented approach, competence approach.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk Region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]