Научная статья на тему 'Инновационная система подготовки спортивного резерва в училищах олимпийского резерва'

Инновационная система подготовки спортивного резерва в училищах олимпийского резерва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / SCHOOL OF THE OLYMPIC RESERVE / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тшанов Амалбек Казыбаевич, Карнаухов Гарри Захарович

В статье рассмотрены актуальные проблеме в системе подготовки спортивного резерва на базе училищ олимпийского резерва. Сформулированы основные направления их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тшанов Амалбек Казыбаевич, Карнаухов Гарри Захарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative system of training of the sports reserve in schools of the Olympic reserve

The article considers the actual problems in system of training of sports reserve on the basis of schools of the Olympic reserve. The basic directions of their activity have been formulated.

Текст научной работы на тему «Инновационная система подготовки спортивного резерва в училищах олимпийского резерва»

стандартную программу тренировки с учетом индивидуальных способностей ребенка и возможностями его организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Строшкова, Н.Т. Комплексный подход к проблематике первичного спортивного отбора детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12.

- С. 104-108.

2. Строшкова, Н.Т. Влияние стабильности групп начальной спортивной подготовки на эффективность системы отбора юных спортсменов // Сборник тезисов IX Всероссийский форум молодых учёных и студентов «Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире». - Екатеринбург, 2006. - С. 271 - 273.

3. Строшкова, Н.Т. Учет и анализ спортивных достижений у детей «VDB -спорт» : свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2009615530 от 05.10.2009 г.

4. Строшкова, Н.Т. Высокий уровень физической подготовленности - первая ступень на пути к успеху в спорте // Материалы IV научно-практической конференции «Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в общеобразовательных учреждениях : состояние, проблемы, перспективы» : сб. тез. - Екатеринбург, 2009. - С. 168-170.

5. Строшкова, Н.Т. Отбор юных волейболисток на основе поэтапного контроля видов подготовленности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 6. - С. 83-86.

Контактная информация: komendant-68@rambler.ru

УДК 796.071; 796.072 ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В УЧИЛИЩАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Амалбек Казыбаевич Тшанов, кандидат технических наук, директор, Колледж спорта Республики Казахстан, г. Алматы,

Гарри Захарович Карнаухов, доктор педагогических наук, профессор, председатель совета директоров,

Государственное училище (техникум) олимпийского резерва,

г. Самара

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблеме в системе подготовки спортивного резерва на базе училищ олимпийского резерва. Сформулированы основные направления их деятельности.

Ключевые слова: училище олимпийского резерва, система подготовки.

INNOVATIVE SYSTEM OF TRAINING OF THE SPORTS RESERVE IN SCHOOLS OF THE OLYMPIC RESERVE

Amalbek Kazybaevich Tshanov, the candidate of technical science, director,

College of Sports of Republic Kazakhstan,

Almaty,

Harry Zaharovich Karnauhov, the doctor of pedagogical science, professor, chairman of the Board of directors,

The state School (Technical School) of the Olympic Reserve

Samara

Annotation

The article considers the actual problems in system of training of sports reserve on the basis of

schools of the Olympic reserve. The basic directions of their activity have been formulated.

Keywords: school of the Olympic reserve, training system.

Анализ состояния и перспективы развития спорта высших достижений, с учетом усиления борьбы с допингом, а также реальных возможностей российского и казахского спорта дает основание предположить, что достижение стратегической цели победы спортивной сборной России и Республики Казахстан в летних и зимних Олимпийских играх в период с 2012 по 2020 годы - будет зависеть главным обратом от качества спортивного резерва и превосходства над соперниками в технологии подготовки.

Наиболее ощутимые потери молодых перспективных спортсменов происходят на этапе перехода из юношеского спорта в спорт высших достижений. Укрепление позиций России и Республики Казахстан на международной спортивной арене может быть достигнуто при условии создания в этот период эффективной системы формирования спортивного потенциала и освоения социально-ориентированных образовательных программ.

Целенаправленное решение комплекса задач по созданию условий для эффективной подготовки ближайшего резерва спортивных сборных команд возможно при развитии системы УОР призванных обеспечить оптимальные условии роста спортивного мастерства и социальную защиту спортсменов юношеских и молодежных спортивных сборных команд.

Одним из таких нововведений является концептуальная модель по полиструк-турной функциональной педагогической системы (ТТСФПС) разработанная в 2002 году Холодовым Ж.К. и Карнауховым Г.З. и апробированная па базе УОР [1,2]. Как показало время она является базовой основой в решении задач спортивной и образовательной подготовки юных спортсменов и может быть рекомендована к внедрению, как по всей России, так и в Республике Казахстан.

Системообразующим компонентом в этом образовании является УОР. Именно училище олимпийского резерва, призванное готовить спортивные резервы в спортивные сборные команды страны, является тем ядром, вокруг которого создаются структурные образования, которые решают свои специфические цели и задачи на каждом из этапов возрастного развития и формирования спортсмена.

Тема подготовки спортсмена в УОР уникальна тем, что функционирует на стыке двух законов - «Закона о физической культуре и спорта» и Закона «Об образовании».

Основной задачей УОР является подготовка спортивного резерва для пополнения спортивных сборных команд страны по различным видам спорта и подготовка квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием.

Так как более 50% обучающихся в УОР входят в сборные команды, проблема оптимизации круглогодичного учебно-тренировочного и учебного процессов является доминирующим аспектом. Для оптимизации учебно-тренировочного процесса все обучение построено на индивидуальном подходе с использованием средств учебнометодического комплекса: дистанционное обучение, индивидуальные консультации, тестирование, проектные виды деятельности и др. одновременно осуществляется деятельность по максимальному совершенствованию в избранном виде спорта. Знания, получаемые спортсменами по специальным предметам, непосредственно влияют на спортивный результат, так как сам спортсмен становится активным участником построения учебно-тренировочного процесса.

Переход от подросткового возраста к юношескому возрасту характеризуется неустойчивостью психических процессов, изменением антропометрических и физиологических показателей. Это предусматривает дифференцированный подход к каждому обучающемуся, учет психических свойств и качеств личности, индивидуализацию системы подготовки перспективных спортсменов. В ином случае большие физические

и умственные нагрузки могут привести к срыву в психической и физической сфере молодых спортсменов.

В основном нахождение молодых спортсменов в УОР охватывает период от 5 до 7 лет. Училище берет на себя всестороннюю заботу о спортсмене. Создаются нормальные бытовые условия, обеспечивается полноценное питание, проживание в общежитии, постоянный медицинский контроль и психологическая поддержка, налажен учебно-тренировочный и учебно-воспитательный процессы, спортсмен круглосуточно находится пол контролем, что способствует достижению им высшего спортивного результата.

Большое значение имеет то, что отбор перспективных спортсменов осуществляется со всей стране. При поступлении в УОР проводится тщательный анализ их предыдущей деятельности, % попадания в «модель» по избранному виду спорта, собираются все данные о состоянии здоровья спортсмена с самого рождения. Все результаты сводятся в таблицу. С ее помощью можно прогнозировать возможности организма н достижении максимальных результатов в спорте.

Система управления совершенствованием подготовки спортсмена в училище носит комплексный характер и охватывает все уровни, начиная от административного до непосредственной подготовки спортсмена,

Эффективность подготовки спортсменов в системе УОР обеспечивается высоким уровнем творческих талантливых тренерских и педагогических кадров, профессиональной работой медицинского, психологического и научно-методического центров, способных создать инновационные технологии и использовать их в учебнотренировочном процессе.

Такой подход позволяет до минимума свести процент отсева молодых перспективных спортсменов.

Показатели подготовки резерва олимпийских спортивных сборных команд страны свидетельствуют о возрастающей роли УОР.

На Играх ХХ1Х Олимпиады 2008 г. в Пекине принимали участие 143 выпускника и студента из 29 УОР России. Было завоевано 45 медалей, из них 22 золотых, 12 серебряных и 11 бронзовых, из 73 медалей, завоеванных сборной России.

На XXI Олимпийских зимних играх 2010 г. в Ванкувере участвовало 57 спортсменов из 15 УОР и было завоевано 7 медалей, из них 1 золотая, 2 серебряные и 4 бронзовые, из 15 медалей, завоеванных сборной России. На Х111 летних Паралимпийских играх 2008 года в Пекине принимал участие 21 спортсмен из 6 УОР и было завоевано 8 медалей (2 золотые, 3 серебряные и 3 бронзовые).

В этом году в России утвержден новый Государственный стандарт для училищ олимпийского резерва по специальности 050141 физическая культура, что позволит унифицировать учебно-педагогическую деятельность в УОР России.

За время обучения в училище многие спортсмены уже входят в молодежные спортивные сборные команды РФ, выполняют норматив МС и МСМК. Постепенно учебно-тренировочный процесс приобретает все признаки профессионального спорта. Для достижения преемственности в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов, организации круглогодичной специализированной подготовки, при УОР необходимо открытие центра олимпийской подготовки по опорным видам спорта с получением дополнительного профессионального образования по курсам, например «спортивного менеджера» и т. д.

Несмотря на хорошую эффективность работы УОР по подготовке резерва спортивной сборной России, современное состояние системы училищ не соответствует требованиям времени.

Для дальнейшего повышения эффективности работы необходимо:

- создание многоуровневой системы подготовки высококвалифицированных спортсменов: школы-интернаты спортивного профиля (ТТТИСП). училища олимпийского резерва (УОР) - центра олимпийской подготовки (ЦОП). Эта модель сможет

четко выполнять заказы Минспортуризма России, федераций и являться базой для отработки нано технологий на уровне спортивного резерва;

- утверждение типового положения и концепции об училищах (техникумах) олимпийского резерва;

- формирование планового задания по подготовке спортивного резерва по опорным видам спорта:

- увеличение контингента федеральных УОР до 200-300 человек в каждом;

- укрепление материально-технической базы на современном уровне.

Основным препятствием в развитии системы подготовки спортивного резерва

.для спортивных сборных команд России является несовершенство нормативноправового обеспечения деятельности УОР, этим надо срочно заниматься.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карнаухов, Г.З. Подготовка профессиональных кадров и высококвалифицированных спортсменов в полиструктурной функциональной педагогической системе // Физическая культура. - 2003. - № 2. - С. 61-63.

2. Холодов, Ж.К. Методологическое обоснование сущности совмещенной деятельности учащихся УОР / Ж.К. Холодов, Г.З. Карнаухов // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. 7 Междунар. науч. конгр. : материалы конф., 24-27 мая 2003 г. - М., 2003. - Т. 2. - С. 405-406.

Контактная информация: kronverk-mr@mail.ru УДК 378.147 САМООРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель,

Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель, мастер спорта СССР, Кубанский государственный технологический университет,

г. Краснодар,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, профессор, Краснодарский колледж управления, техники и технологий

Аннотация

Цель исследования - выделить умения самоорганизации двигательной деятельности обучающихся. Обосновано, что самоорганизация двигатель-ной деятельности обучающихся -признак направленности физического воспитания на их личностное развитие.

Ключевые слова: самоорганизация, двигательная деятельность, раз-витие, личность.

SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS' MOTOR ACTIVITY

Natalia Petrovna Fedorova, the senior teacher Irina Sergeyevna Voroshilova, the senior teacher, master of sports of the USSR,

Kuban State Technological University,

Krasnodar,

Dmitry Aleksandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Krasnodar College of Management, Techniques and Technologies

Annotation

The purpose of this paper is to describe the skills of self-organization of students' physical activity. The authors proposed that the self-organization is criterion of the personality development.

Keywords: self-organization, physical activity, development, personality.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система физического воспитания ориентирована на создание ус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.