Научная статья на тему 'Инновационная площадка как место встречи практикоориентированной науки и наукоориентированной практики'

Инновационная площадка как место встречи практикоориентированной науки и наукоориентированной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3016
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ НАУКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / НАУКООРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL KNOWLEDGE / PRACTICE-ORIENTED SCIENCE / INNOVATION PLATFORM / SCIENCE-ORIENTED PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Галина Александровна, Мольков Андрей Сергеевич

В статье рассматриваются особенности инновационной площадки как формы организации субъектов инновационного образования и способа реализации государственной инновационной политики в сфере образования в контексте проблемы построения новых моделей взаимодействия науки и практики в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Галина Александровна, Мольков Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIon PLATFORM AS THE MEETING PLACE OF PRACTICE-ORIENTED SCIENCE AND SCIENCE-ORIENTED PRACTICE

The article considers peculiarities of the innovation platform as a form of organization of innovative education subjects and realization method of the state innovation policy in education in the context of the problem of constructing new models of interaction between science and practice in education.

Текст научной работы на тему «Инновационная площадка как место встречи практикоориентированной науки и наукоориентированной практики»

УДК 371.2

Игнатьева Галина Александровна

доктор педагогических наук, Заслуженный работник Высшей школы РФ, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики Государственного Нижегородского института развития образования тел.: (831) 417-75-97

Мольков Андрей Сергеевич

старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики Государственного Нижегородского института развития образования тел.: (920) 009-99-89

ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ НАУКИ И НАУКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматриваются особенности инновационной площадки как формы организации субъектов инновационного образования и способа реализации государственной инновационной политики в сфере образования в контексте проблемы построения новых моделей взаимодействия науки и практики в образовании.

Ключевые слова: образовательное знание, практикоориентированная наука, инновационная площадка, наукоориентированная практика.

Ignatieva Galina Aleksandrovna

Doctor of Pedagogy, Honorary Worker of Higher School of RF, Head of the Department of Pedagogy and Androgogy of the Nizhny Novgorod State Institute of Education Development tel.: (831) 417-75-97

Molkov Andrey Sergeevich

Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Androgogy of the Nizhny Novgorod State Institute of

Education Development tel.: (920) 009-99-89

INNOVATION PLATFORM AS THE MEETING PLACE OF PRACTICE-ORIENTED SCIENCE AND SCIENCE-ORIENTED PRACTICE

The article considers peculiarities of the innovation platform as a form of organization of innovative education subjects and realization method of the state innovation policy in education in the context of the problem of constructing new models of interaction between science and practice in education.

Key words: educational knowledge, practice-oriented science, innovation platform, science-oriented practice.

Сегодня в нашем обществе происходит изменение статуса образования. Образование перестает рассматриваться как ведомственная отрасль, обслуживающая интересы других ведомств и социальных практик. Из ведомственной отрасли образование превращается в сферу общественной практики - в сферу развития личности, региона, страны в целом. Из способа просвещения отдельных индивидов образование преобразуется в механизм развития культуры, общества и человека. Развивающая функция образования становится определяющей: оно превращается в «генетическую матрицу» воспроизводства общества, выступает пространством личностного развития каждого человека и инновационного развития общества [1, с. 15].

Известно, что инновационное развитие предполагает как минимум три последовательных стадий: генерацию идеи (появление эксклюзивного знания) - новацию (признание научным сообществом идеи, после которого она действительно может стать основой формулирования нового проекта) - инновацию (институционализацию новационного проекта). Для построения практики инновационного образования все три стадии являются проблемными, но самым уязвимым местом в инновационном развитии оказывается серединная стадия. Идея может быть сформулирована, хотя и здесь появление нового знания всегда разрушает установившееся представления и привычные стереотипы. Разделяя точку зрения В.С. Капустина, мы утверждаем, что если по поводу выдвинутой идеи не будут достигнуты конвенционные соглашения в научном сообществе, то концептуальная идея скоро будет забыта, от широты и уровня признания нового корпоративного знания зависит и внедрение новации в практику [2, с. 91-93].

Концепция инновационного развития общества в целом предполагает построение новой модели взаимодействия науки и практики в образовании, которая, пользуясь выражением В.И. Слободчикова, представляет собой диалог «практикоориентированной науки и наукоориентированной практики» [1, с. 46-48]. В настоящее время наиболее совершенными системами являются системно-интегрированные модели инновационного процесса, для которых характерно предложение знаний, в том числе научных, по мере возникновения проблем на магистральном пути создания инноваций.

Возвращаясь к заявленному названию статьи, хотелось бы еще раз обозначить: О какой науке здесь идет речь? Прежде всего, о практикоориентированной науке, основу которой составляет образовательное знание как синтезированная совокупность религиозно-философских принципов, гуманитарных знаний, педагогического опыта, призванных преодолеть рассогласование и разнородность двух типов производств: «производства» культурного человека в образовании и «производства» знания о

строении и базовых процессах самого образования [1, с. 43].

Таким образом, выстраивая стратегию инновационного развития региональной системы образования, мы исходим из того, что образование не может оставаться только услугой, удовлетворяющей текущие запросы, и даже не может откликаться пассивно на запросы будущего. Оно обязано быть «субъектом» ответственного социокультурного действия и инициатором инновационных преобразований общества.

В отечественном образовании сложилась и действует в настоящее время линейная модель создания, распространения и внедрения новшеств - от фундаментальных исследований до прикладных разработок, их опытного внедрения и последующего повсеместного использования. Она соответствует линейной инновационной модели экономического развития, эффективно работающей в период индустриальной экономики и включающей в себя: 1) фундаментальные исследования, 2) прикладные исследования, 3) опытные и конструкторские работы, 4) опытное производство, 5) серийное производство.

В инновационном производстве ключевым звеном инновационного процесса является опытно-конструкторская разработка, на нее приходится до 75% капиталовложений. Согласно нелинейной постиндустриальной модели, разработанной академиком А.А. Дынкиным [3], равнозначными источниками инновационной идеи являются как логика технического развития, так и потенциальный рынок (см. рис. 1).

Рис. 1. Нелинейная инновационная модель (по А.А. Дынкину)

Это свидетельствует о том, что создание инноваций (открытие нового знания, изобретение) возможно, минует этап научных исследований, когда возникает идея, разрабатывается концепция и затем следует ее прикладная разработка. Это не умаляет значение фундаментальных и прикладных научных исследований в инновационном процессе, к ним обращаются по мере возникновения трудностей в реальной практике, причем сначала анализируются результаты прикладных исследований и если они не дают ответов на возникшие в практике проблемы, тогда организуются фундаментальные исследования.

Еще в 1990-е гг. в отечественном образовании сложился корпус исследований, получивший название «практикоориентированной науки», которая делает предметом своего анализа, изучения и преобразования саму практику. В отличие от научного знания, описывающего устройство объектов и предметов познания и исследования, практикоориентированное знание определяет форму организации инновационной деятельности в виде цепочки переходов: от теоретико-концептуального знания к проектному, затем - к технологическому, инструментальному, управленческому, орудийному и, наконец, к осмысленному практическому действию, новой образовательной практике [1, с. 47].

На наш взгляд, сегодня необходимо говорить об исследованиях, которые проецируются наукой в школу, не с точки зрения так называемых «объективных» истин, а с точки зрения их направленности на улучшение практического положения дел. Практикоориентированная наука способна осуществить цепочку преобразований, переходов: от теоретического знания, производимого в рамках фундаменталь-

но

ных исследований, к знанию проектному, затем - к технологическому, инструментальному знанию, составляющего основу практики инновационного образования в школе, практики конкретного учителя.

Инструментальный смысл практикоориентированной науки наиболее полно обнаруживает себя при разработке и реализации инновационных проектов и программ инновационного развития образовательного учреждения как основного нормативного документа, определяющего стратегические ценностно-целевые ориентиры построения практики инновационного образования в конкретном образовательном учреждении. Конкретной формой организации субъектов инновационного образования и местом инновационного производства практикоориентированного знания является инновационная площадка как форма осуществления и диссеминации инновационного опыта педагогов и образовательного учреждения в целом, а также как способ реализации государственной инновационной политики в области образования, включающий механизм создания, внедрения и диссеминации системных инноваций.

Возникает вопрос, чем же отличается инновационная площадка от ранее привычного понимания образовательного учреждения в качестве экспериментальной, тьюторской или стажерской площадки, осуществляющего опытно-экспериментальную работу и научно-исследовательскую деятельность? В первую очередь, как мы полагаем, необходимо разделить два понятия и стоящие за ними два явления в образовании: экспериментальная площадка и инновационная площадка, представив в таблице результаты сравнительного анализа.

Таблица 1

Экспериментальная и инновационная площадки: ____________сравнительный анализ_____________

Параметры сравнения Экспериментальная площадка Инновационная площадка

1. Исторический контекст: нормативное закрепление площадок Конец 1980-х гг. (лаборатория психологических проблем управления НИИ Управления, экономики и развития образования АПН СССР) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. № 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования".

2. Понятие Экспериментальная площадка - это особая форма организации поисковой деятельности (научная парадигма). Научно-поставленный опыт, который позволяет наблюдать исследуемое явление при определенных и специально организованных условиях. Экспериментальная площадка -это фактор нормативно-правового обеспечения поисковой (научно-исследовательской) деятельности без самих нормативов. Инновационная площадка - это особая форма организации инновационной деятельности. Инновационная площадка - это метод построения инновационного образования, обновление самой практики, который ведет к изменению окружающего социума, основанный на изучении закономерностей инновационного развития посредством моделирования его существенных условий. Инновационная площадка - это форма «выращивания» определенных человеческих способностей в условиях их проектирования.

3. Объект и предмет эксперимента Строится исходя из представлений, что воспроизводимый в структуре эксперимента объект существует сам по себе - естественно натурально. Предмет - это исследуемая, преобразуемая сторона объекта. Предполагает построение - порождение объекта внутри структуры эксперимента, который затем становится предметом исследования, предметом проектирования.

4. Использование идеализаций Является монодисциплинарным, строится на монопредметной, выделенной внутри данного предмета идеализации. Является комплексным полидисциплинарным и предполагает либо использование одновременно нескольких идеализаций, либо построение осуществляется на основе принципов конфигурирования новой идеализации, комплексно соорганизующий форму и содержание всех разнопредметных идеализаций.

5. Применение Является средством организации и технологией исследовательской деятельности и опытно-экспериментальной работы. Кроме исследовательской, включает элементы деятельности проектирования, стратеги-рования, экспертизы, консультирования и др.

6. Критерии эффективности Опирается на критерии истинности (критерии научного знания). Оценивается с точки зрения реализуемости инновационной идеи и последующего анализа последствий реализации инновации.

7. Область распространения Обеспечивает исследовательскую деятельность исключительно внутри социального института и науки. Наряду с научно-исследовательской позицией обеспечивает соорганизацию и связь целого комплекса практических позиций (управленцев, учителей, учащихся, методистов, родителей).

Таким образом, экспериментальная площадка, по выражению Е.Б. Куркина, определяется

как нормативное существование «свободной педагогической зоны» и защита определенных структур от «назойливых» органов традиционного контроля [4, с. 92]. Экспериментальные и инновационные площадки возникают при «переходе» системы образования в новое состояние, когда происходящие изменения по своей глубине не вписываются в рамки традиции, вступают в противоречие с существующей нормативной базой, когда требуется определить новый способ приобретения образовательным учреждением иного статуса.

Вместе с тем, инновационную площадку можно представить как результат эволюционирования экспериментальной в условиях адекватности времени и современному содержанию образования. Если экспериментальная площадка представляет собой достижение чего-то нового в практике образования, то инновационная площадка - это обновление самой практики, включая изменение социума в целом. Инновационная площадка осуществляет комплексные, полидисциплинарные исследования, интегрируя все науки о развитии сущностных сил человека и общества, поэтому требует соорганизации всех видов деятельностей и на всех уровнях.

В качестве дополнительных характеристик сравнения можно привести выдержки из положения о статусе и целевых ориентирах региональной инновационной и экспериментальной площадки министерства образования Нижегородской области [5, с. 37].

1. Региональная инновационная площадка представляет собой компонент инновационной инфраструктуры в сфере образования, осуществляющий деятельность по одному или нескольким направлениям как в рамках инновационных образовательных проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования Нижегородской области, региональных органов государственной власти, так и по инициативно разработанным инновационным образовательным проектам (программам), которые имеют существенное значение для обеспечения реализации основных направлений региональной политики в сфере образования и решения других перспективных задач развития образования. Региональная экспериментальная площадка - это особая форма взаимодействия педагогической науки и практики по выявлению и экспериментальной проверке ценностного значения новейших достижений педагогической теории в области нового содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, адекватных им способов управления для образовательной практики.

2. Цель региональной инновационной площадки является обеспечение модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социальноэкономического развития региона на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции региональной системы образования в образовательное пространство РФ, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, научное консультирование, научно-сервисное и методическое сопровождение нововведений в образовании. Цель региональной экспериментальной площадки - определение социально-экономической значимости идей модернизации сферы образования, психолого-педагогической целесообразности вносимых изменений в региональное образовательное пространство, разработка условий и механизмов комплексного научного обеспечения внедрения достижений педагогической теории в области нового содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, адекватных им способов управления.

Подобное понимание инновационной площадки, естественным образом, предполагает внесение изменения в требования к организации психолого-педагогических исследований и педагогических экспериментов, которые, по-прежнему, носят «лабораторный», а не проектный характер. По утверждению В.И. Слободчикова, в инновационной деятельности проектный эксперимент играет основную роль, поскольку он напрямую связан с целенаправленными изменениями образовательной деятельности и оценкой их последствий [1, с. 86-90]. Данный эксперимент в рамках инновационной площадки представляет собой метод, основанный на изучении закономерностей инновационной деятельности посредством проектирования существенных условий ее становления, а также процесс внедрения нововведения с целью оценки возможных последствий и принятия решений о его целесообразности и эффективности [4, с. 102-105]. Принципиальная новизна данного эксперимента заключается в том, что организация инновационной деятельности педагогов не требует выделения контрольной и экспериментальной групп, поскольку в нем акцент делается на установлении соответствия проектируемых условий и механизмов построения практики инновационного образования показателям продуктивности и эффективности инновационной деятельности, осуществляемой коллективным субъектом социокультурного ответственного действия.

Основываясь на изложенных выше концептуальных представлениях о проектном эксперименте и инновационной площадке как «месте встречи практикоориентированной науки и наукоориентированной практики» с 2008 г. кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» реализуется сетевой образовательный проект «Нижегородская

инновационная школа» (приказ Министерства образования Нижегородской области № 600 от 22.08.2008). Конкретной формой организации сетевого взаимодействия инновационных образовательных учреждений (элементарных единиц сети) в рамках проекта «Нижегородская инновационная школа» является инновационная площадка как способ осуществления и диссеминации системных инноваций в региональной системе образования.

Статус инновационной площадки определяется в двух аспектах:

1) содержательный аспект:

- лаборатория инновационного образования;

- локальная образовательная сеть по территориальной общности;

- локальная образовательная сеть по общности предмета или проблемы;

2) структурный аспект инновационной площадки предполагает наличие нескольких уровней инновационных площадок.

Первый уровень сети - инновационные площадки, занимающиеся разработкой концептуальных моделей инновационных школ;

Второй уровень сети - инновационные площадки, занимающиеся трансляцией концептуальных моделей и их перепроектированием под специфику конкретного образовательного учреждения.

По сути, инновационные площадки первого и второго уровня образуют локальные образовательные сети по принципу территориальной общности или по общности предмета или проблемы. В этих локальных сетях инновационные площадки второго уровня выполняют функцию координационных или тьюторских центров.

Инновационные площадки третьего уровня представляют собой лаборатории инновационного образования, которые реализуют программы исследования содержания и форм инновационной деятельности.

Деление по структурно-функциональному принципу развития сети позволило выделить следующие группы площадок:

- инновационные площадки, реализующие подпрограмму «Территория образовательных инициатив»;

- инновационные площадки, реализующие подпрограмму «Школа - лаборатория инновационного образования»;

- инновационные площадки, реализующие подпрограмму «Позиционная общность.

Содержательно-технологический принцип определил деление на следующие группы:

- инновационные площадки, ориентированные на становление субъекта собственной деятельности;

- инновационные площадки, разрабатывающие проектные технологии деятельности;

- инновационные площадки, ориентированные на разработку новых механизмов управления и саморегуляции.

В результате реализации сетевого образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа» был получен интеграционный эффект инновационного развития как совокупность нововведений, обеспечивающих реальные позитивные преобразования всех элементов образовательной системы сообразно миссии и ценностно-целевым ориентирам инновационного проекта. В качестве базовых компонентов интеграционного эффекта инновационного развития профессионально-деятельностного сообщества участников проектного эксперимента можно выделить ряд эффектов.

1. Содержательно-деятельностный эффект:

- разработаны концептуальные модели, программы перспективного развития и инновационные проекты школ - инновационных площадок;

- создана учебная программа научно-сервисного сопровождения проектного эксперимента и учебные модули профессионального развития педагогов;

- разработана концепция построения сетевого института инновационного образования в рамках антропологической проектно-преобразующей парадигмы.

2. Организационно-управленческий эффект:

- нормативно зафиксировано создание институциализированного сообщества участников проектного эксперимента - Федеральная инновационная площадка «Проектно-сетевой институт инновационного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.04.2012 № 273);

- проведена конференция «StartUp Проектно-сетевого института инновационного образования», посвященная вхождению школ - инновационных площадок образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа» в состав участников Федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования» и инициативно-проектный марафон школ - инновационных площадок.

3. Образовательный эффект:

- подготовлены проектные команды в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, разработанными кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»;

- школами-участниками проектного эксперимента освоено инструментально-технологическое знание, определяющее механизм реализации типологии инновационных школ в реальной образовательной практике;

- подготовлены тьюторы по дополнительной профессиональной образовательной программе «Диссеминация моделей инновационного опыта педагогов и образовательных учреждений».

В заключение обратимся еще раз к обозначенному в начале статьи проблемному полю, определяющего возможность и необходимость построения инновационной площадки в качестве «места встречи» практикоориентированной науки и наукоориентированной практики, как новой образовательной институции в системе инновационного образования.

Данный тип образовательной институции представляет собой системно-сетевую площадку организации развивающегося пространства инновационного образования, способную быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикальноиерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектнодеятельностной кооперации.

Инновационная площадка выступает эффективным механизмом определения перспектив развития системы образования в целом и отдельных ее подсистем, где с помощью совокупности процедур и средств инновационные идеи превращаются в образовательные нововведения.

Инновационная площадка является местом производства научного знания, предполагающего использование нелинейных схем преобразования знаний, в которых результаты фундаментальных и прикладных исследований становятся научным основанием для грамотно выстроенных проектов, а результаты проектных разработок оказываются источником новых научных идей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009.

2. Капустин В.С. Сетевые взаимодействия в высшем профессиональном негосударственном образовании // Экономические стратегии. 2010. № 5.

3. Дынкин А.А. Национальная инновационная система России в международном контексте // Безопасность Евразии. 2005. № 2.

4. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. М., 2001.

5. Инновационная деятельность в образовании (организационно-правовые основы) / сост. Г.А. Игнатьева, М.Н. Крайникова, Е.В. Ананченко. Н. Новгород, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.