Научная статья на тему 'Инновационная педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»'

Инновационная педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1752
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП / ТРИ ЭТАПА УРОКА: ВЫЗОВ (ПОБУЖДЕНИЕ) / ОСМЫСЛЕНИЕ (ПОИСК ОТВЕТОВ) / РАЗМЫШЛЕНИЕ (РЕФЛЕКСИЯ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомин Андрей Викторович

В статье рассматривается структура урока, построенного с применением стратегий технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Автор обращает внимание на условия и подходы, способствующие развитию критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»»

Я в своей преподавательской деятельности применяю различные виды дидактических игр: игры-викторины, деловые игры, комплексные игровые системы. В игровой форме провожу изучение нового материала по темам «Великие географические открытия» в 7 классе и «Тайные общества декабристов» в 8 классе (обе игры являются ролевыми). Эти игры - моя собственная разработка. Для игры «Великие географические открытия» класс делится на группы, каждая из которых представляет какую-либо из экспедиций: экспедицию Колумба, экспедицию Магеллана, и т.д. Учащиеся самостоятельно (дома) знакомятся с материалом с помощью учебника и дополнительной литературы и готовят отчет о своей экспедиции, с которым выступают на уроке. В каждой группе существует распределение ролей: капитан, штурман, летописцы, художники, матросы. У каждой роли -свое задание, свои функции. Например, летописцы имеют творческое задание: написать дома и зачитать на уроке страничку из путевого дневника своей экспедиции. А суть игры «Тайные общества декабристов» сводится к тому, что разыгрывается совместное заседание Северного и Южного обществ, на котором рассматриваются и обсуждаются программы этих обществ.

Для закрепления и проверки знаний я использую разного рода викторины: чаще - командные, реже - индивидуальные. При этом стараюсь так подбирать и формулировать вопросы для игры-викторины, чтобы они были ориентированы не только на знание, а также и на сообразительность, на применение детьми знаний по другим предметам (т.е. включаю межпредметные связи). Примеры подобных вопросов по самым разным темам и отраслям наук все желающие могут найти в книгах, изданных игроками телеклуба «Что? Где? Когда?» и редакцией телепрограммы «Своя игра».1 А.Б. Драхлер, иполь-зуя, в частности, эти книги, сделал подборку интересных вопросов на историческую тематику для подготовки учащихся к олимпиадам.2

Традиционно провожу игры-викторины для закрепления или проверки знаний по темам: «Эпоха Петра I» (7 класс), «Западноевропейская культура XIX века» (8 класс), «Россия в первой четверти XIX века (правление Александра I, Отечественная война 1812 г. и движение декабристов)» (8 класс), «Русская культура «серебряного века» (9 класс), «Великая Отечественная война» (9 класс), «Киевская Русь» (10 класс). Чаще всего эти викторины проходят у меня в форме игр «Что? Где? Когда?» и «Брэйн-ринг» и занимают целый урок. Но иногда использую и другие формы, в которых ученики группами

1 Что? Где? Когда? Вопросы турниров/ Е.В. Алексеев, В.Г. Белкин, М.О. Поташев и др. - М., 2000; Левин Б.Е. «Что? Где? Когда?» для «чайников». - Донецк, 1999; «Своя игра: Книга для умных / И. Тюрикова, С. Пехлецкий и др. - М., 1996

2 Драхлер А.Б. Всеобщая история. - М., 2002 (Вопросы к олимпиадам); Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. - М., 2001. (Вопросы к олимпиадам)

(командами) выполняют разные занимательные задания типа «Найдите лишнее в ряду», «Найдите соответствие», «Расставьте в хронологической последовательности», отгадывают кроссворды и т.п. Много заданий такого рода содержится в книге «Игры и занимательные задания по истории». В 5-6 классах я редко практикую на уроках такие вот масштабные (на целый урок) командные игры, поскольку дети этого возраста не всегда умеют спокойно и организованно работать в команде. В этих классах я чаще использую отгадывание кроссвордов (индивидуальное и фронтальное), элементы парной и групповой работы, элементы театрализации. А масштабные игры для этого возраста использую во внеклассной работе. В качестве внеклассных мероприятий проводила игру «Умники и умницы» (по аналогии с одноименной телевизионной игрой) по истории Древнего мира для 5-6 классов, командную игру «Восток - дело тонкое» по истории и культуре стран Азии для 7-х классов, КВН по древнерусской истории для 6-х классов.

От рассмотрения разных видов игр перейдем теперь к процессу организации игры.

Структура организации игры

1. Выбор игры.

На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Выбрав игру, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить.

2. Подгото вка игр ы.

а) Подготовка учителя.

Необходимо разработать сценарий игры, ее правила, содержание инструктажа для участников, подготовить пакет раздаточных материалов для учащихся (наличие такого пакета материалов предполагается преимущественно в деловых играх), подготовить материальное обеспечение. Также, в зависимости от вида и характера игры, этот этап может включать в себя деление учащихся на группы, формирование команд, распределение ролей.

б) Предварительная подготовка учащихся к игре.

Не все игры содержат этот этап. Но вот, например,

во многих ролевых играх предварительная подготовка как раз несет основную дидактическую нагрузку.

в) Подготовка непосредственно перед игрой.

Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию ТСО, вывесить схемы, карты, картины); проверить готовность учащихся к игре.

3. Введение в игру

а) Предложение игры детям.

б) Объяснение правил игры.

Необходимо сформулировать их четко и конкретно.

в) Выбор участников игры.

Этот этап имеет место в тех играх, которые сводятся к индивидуальному состязанию участников в эрудиции, в применении полученных знаний и навыков, и в которых предполагается участие не всего класса, а ограниченного количества участников (остальные -зрители). Выбор участников может осуществляться и по собственному желанию детей, и по жребию, и на основании какого-либо конкурсного отбора (например, на доске нарисована головоломка, анаграмма и т.п., первые несколько человек, которые быстрее других напишут в тетради ответ, и будут участниками).

4. Проведение игры.

Т.е. собственно игровые действия, в ходе которых происходит и актуализация необходимых знаний, и тренировка необходимых навыков, и активное познание.

5. Подведение итогов (оценка и поощрение школьников) и анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Подведение итогов включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы).

На этом этапе могут иметь место выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов и, разумеется, заключение учителя, в котором формулируется окончательный итог занятия. Можно также провести анкетирование о прошедшей игре или использовать методику А.Н.Лутошкина «Цветопись» для оценки учащимися их эмоционального состояния в ходе игры. Это поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоциональных состояний школьников.

Основными структурными компонентами игры являются игровой замысел, правила, игровые действия, дидактические задачи, оборудование и результат игры.

Технология проведения игры: «Что? Где? Когда?»

Поскольку автор данной статьи много лет является членом Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?», то далее считает необходимым подробнее остановиться на технологии проведения игры «Что? Где? Когда?» в рамках урока. Эта технология применяется, в так называемом, спортивном «Что? Где? Когда?», т.е. на турнирах и фестивалях МАК, и отличается от телевизионного варианта. Но она довольно проста и удобна для применения в школе (на уроках и во внеклассной работе). Эта форма игры позволяет задействовать одновременно весь класс (на уроке) и даже несколько классов (если проводится в качестве внеклассного мероприятия).

Работа по подготовке и проведению игры строится следующим образом.

Класс делится на команды по 5-6 человек (это можно сделать заранее, а можно и непосредственно перед игрой, в начале соответствующего урока).

Учитель задает командам вопросы, на которые команды отвечают письменно, на специально заготовленных для ответов карточках. На обсуждение каждого вопроса, поиск и написание ответа дается одна минута. По ее окончании капитаны команд должны сдать учителю карточки с ответами, после чего учитель оглашает правильный ответ. Затем задает следующий вопрос. Впрочем, время на поиск ответа в некоторых случаях может быть уменьшено до 30 секунд или увеличено до 2-3-х минут, в зависимости от уровня сложности и характера вопроса, от объёмности задания.

Перед началом игры учитель оговаривает, можно ли в ходе минуты обсуждения пользоваться учебниками и конспектами (это во многом зависит от того, с какой целью проводится игра: с целью закрепления материала или с целью контроля знаний).

Готовя вопросы для игры, следует учитывать, что команды будут отвечать письменно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они требовали короткого и конкретного ответа (не более одного предложения, а лучше - одно-два слова).

На спортивных турнирах по игре «Что? Где? Когда?» действует следующее требование. При письменных ответах команды должны: а) ответить именно на заданный вопрос; в) дать только один вариант ответа;

в) достичь заданной автором глубины проникновения в суть вопроса. Только при соблюдении этих условий ответ засчитывается как правильный. Т.е. все неполные и неточные ответы не засчитываются. Но в рамках учебного процесса учитель в принципе волен изменить это правило и давать за неполный ответ, допустим, пол-очка, если считает нужным.

На турнирах по игре «Что? Где? Когда?» проверкой карточек с ответами и подсчетом очков занимается специальное жюри. На уроке учителю будет трудно самому и вести игру (читать вопросы, засекать время), и проверять карточки, считать очки. Из этой ситуации возможны два выхода: либо учитель назначает себе помощника из числа учеников, либо совершает подсчет очков после урока и оглашает детям результаты на следующем уроке.

Можно резюмировать, что игровые педагогические технологии играют важную роль в процессе обучения. Игра повышает мотивацию учащихся, активизирует их познавательную деятельность, подключает все каналы восприятия информации.

Применение игровых технологий возможно на различных этапах урока, на различных этапах изучения материала. Еще шире возможности применения игры во внеклассной работе по истории.

На уроках целесообразнее всего использовать такие игры, в которых нет ограничения по числу участников и, следовательно, может участвовать весь класс.

В статье рассматривается структура урока, построенного с применением стратегий технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Автор обращает внимание на условия и подходы, способствующие развитию критического мышления.

Истомин Андрей Викторович,

учитель русского языка и литературы МОУ «Фёдоровская СОШ № 5» г.п. Фёдоровский Сургутского района

Инновационная педагогическая технология -«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Что нужно учитывать при использовании технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (RWCT)»?

Ключевые слова: стратегии технологии РКМЧП; три этапа урока: вызов (побуждение), осмысление (поиск ответов), размышление (рефлексия).

Мы все с вами заинтересованы в том, чтобы видеть результаты своей преподавательской деятельности. Но каким образом определить, как и чему мы научили детей? Мне хотелось бы поделиться с вами своим видением данного вопроса.

На мой взгляд, нельзя не согласиться с тем, что современное образование переживает инновационный бум, характерная черта которого выражается в том, что «на одном и том же фестивале авторских школ пропагандируются резко отличающиеся друг от друга типы учебных заведений: одни используют развивающее обучение В.В.Давыдова, другие следуют идеям Л.Н.Толстого, третьи внедряют систему Л.В.Занкова, четвёртые ратуют за «диалог культур», а пятые в восторге от Вальдорфской школы» [6].

Иными словами, в настоящее время мы не имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, формируются разные, существенно отличающиеся виды педагогических практик (традиционное, развивающее, новое гуманитарное, религиозное, эзотерическое образование и др.).

В 2001 году я принимал участие в цикле семинаров, организованных Центром Демократического Образования Фонда Сороса при поддержке USAID “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Восьмой год работаю по теме самообразования “Роль технологии критического мышления в формировании личности школьников”, разрабатываю уроки с использованием стратегий технологии “RWCT”, на-

капливаю дидактический материал по данной теме, на уроках использую упражнения, позволяющие повышать уровень владения языком, способствующие формированию у школьников критического мышления.

Я рад, что имею возможность рассказать вам подробнее о том, что представляет собою технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Долгое время педагоги обсуждали важность фактического знания в сравнении с практическим и схематическим знаниями. Те, кто предполагают, что фактическое знание является самым важным, уверены, что обучение, построенное соответствующим образом, готовит учащихся к тому, чтобы стать настоящими гражданами общества.

Те, кто наиболее критически подходит к схематическим знаниям и практическому опыту, полагают, что одних только знаний недостаточно. Они считают, что знания тогда ценны, когда они полезны, когда они понятны в схематических терминах и могут быть применены практически, творчески и критически.

Критическое мышление - это здоровое сомнение в чём-то. Перед нами стоит задача - работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. “Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам”.

В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.

Ценность данной технологии (КМ^СТ) в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

11\УСТ - это американская технология, она включает в себя до 80 стратегий. Их можно использовать как отдельно, на любом этапе урока, так и строить весь урок по определённой структуре.

Основы методики критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, размышление.

Первая стадия - вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что знают, что хотят узнать или что нужно узнать и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения (например, составление кластера или ассоциации), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учи-

теля на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно.

На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия - осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками, составление семантической таблицы, диаграмма ВЕНН, дневник двойной записи, развивающая лекция, ЖИГ-СО I, ЖИГСО II, изложение в паре, углы и др.

Третья стадия - размышление (рефлексия) - позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия, кластера, дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися.

Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.

Обучение критическому мышлению - нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют определённые условия и подходы, способствующие развитию критического мышления:

- учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;

- ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;

- должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;

- в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;

- учитель должен верить в способности каждого ученика.

Учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

Но «роз без шипов» не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают в процессе работы с использованием стратегий технологии РКЧП. Одна из них - это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах (например, стратегии ЖИГСО I и ЖИГСО II). Но, кроме технической стороны дела, выступает еще одна - не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим как бы со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение.

Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания.

При написании эссе иногда ребята выбирают точку зрения отрицательных персонажей, поэтому роль учителя усиливается.

Но я уверен, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология - технология развития критического мышления через чтение и письмо - получает всё большее распространение, за ней - возможность воспитания будущего Гражданина, самостоятельной, творческой личности.

Сделать учеников партнерами в процессе оценивания - значит дать им понять, что означает хорошая работа. А этого, в свою очередь, можно достигнуть установлением точных критериев оценки. В классе, где проводится развитие критического мышления, учителям часто предлагается ставить не просто фактические отметки за работу и деятельность (т.е., они не должны просто посчитать количество «правильных» ответов на вопросы, чтобы поставить данную отметку). В таких случаях полезным будет подход к оценке, называемой «рубрика», точное утверждение того, какая выполненная работа заслуживает высокой оценки, средней оценки и низкой оценки. В данной технологии существуют, кроме рубрики, и другие стратегии оценивания критического мышления: самооценка, самоанализ в группе, образец работы, оценочный портфель.

Можно отметить следующие преимущества технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

1. У учеников повышается интерес к самому процессу обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.