Научная статья на тему 'Инновационная образовательная программа: начало реализации'

Инновационная образовательная программа: начало реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная программа: начало реализации»

• улучшение условий саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности университета;

• обновление педагогического образования на основе гуманитарных технологий;

• повышение эффективности научно-инновационной деятельности университета;

• повышение значимости специалистов в области гуманитарных технологий в обществе и бизнес-среде;

• повышение инвестиционной привлекательности образования в области гуманитарных технологий для социальной сферы;

• повышение социальной и экономической эффективности российского образования;

• повышение уровня интегрированности и эффективности взаимодействия образования, общества и бизнеса.

Инновационная система подготовки специалистов реализуется через образовательные программы бакалавриата, магистратуры, программ дополнительного образования, программ повышения квалификации.

К принципиальным свойствам данной системы относятся вариативность, нелинейность, индивидуально ориентированный способ освоения компетентностей. Отличительной особенностью системы является принцип модульно-компетентностного «ап-грейдинга» образовательных программ, позволяющий наращивать необходимые компетентности для осуществления гуманитарно-технологических функций в самом широком пространстве подготовки и повышения квалификации специалистов.

Формат инновационной образовательной программы включает ряд сопоставляемых модулей и реализуется в двух основных формах: через дополнительные образовательные программы и магистерскую образовательную программу.

Освоение дополнительной образовательной программы реализуется широким вариативным способом: обучающимся в программе предлагается выбор 38 вариативных профильно-ориентированных модулей в зависимости от осваиваемой специализации, а также возможность конструирования индивидуального вектора и формирования ком-петентностей за счет выбора курсов из разных модулей.

Освоение одного профильного модуля завершается присвоением дополнительной квалификации, освоение части фиксируется выдачей университетского сертификата.

Освоение самостоятельной магистерской образовательной программы по гуманитарным технологиям в социальной сфере включает в себя:

• инвариантный модуль «Методология гуманитарного исследования в социальной сфере» (с подготовкой и защитой магистерской диссертации);

• вариативный профильно-ориентированный модуль, определяющий специализацию магистра.

Убежден, что выполнение этой инновационной образовательной программы будет способствовать существенному повышению качества специалистов, ориентированных на работу в сфере «человек—человек».

С. А. Гончаров,

проректор по учебной работе

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: НАЧАЛО РЕАЛИЗАЦИИ*

7 марта 2007 г. на расширенном заседании Ученого совета с участием представителей всех факультетов и других структурных подразделений состоялась презентация инновационной образовательной программы нашего университета как победившей в конкурсном отборе среди программ вузов в рамках приоритетного

национального проекта «Образование». Затем была разработана целая система организационных мероприятий и определены человеческие ресурсы, которые были сориентированы на решение задач по подготовке к запуску программы. Главная задача подготовительного этапа заключалась в разработке приложений к

* Сообщение на заседании Ученого совета 31 мая 2 договору между Рособразованием и университетом. Это была очень сложная, трудоемкая и интенсивная работа, которую нам не приходилось еще выполнять ранее — 4 формы приложения, с особой структурой, все позиции которой соотносятся между собой: план мероприятий, поквартальный план их финансирования, план реализации закупок, форма с показателями результативности. Работа осложнялась тем, что по ее ходу Национальный фонд подготовки кадров (далее — НФПК) выставлял все новые и новые ограничения и требования по расходованию средств, что заставляло нас перестраивать отдельные позиции и сразу влекло необходимость изменений во всей системе. Это переводило работу в форс-мажорные обстоятельства. Тем не менее мы справились с этой задачей успешно и в оптимальные сроки, опережая многие вузы. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить ядро участников этой ответственной работы: О. В. Акулову, Т. В. Артемьеву, Л. А. Громову, С. Ю. Трапи-цына, В. Г. Зарубина, С. А. Потачева и В. И. Богословского,

Т. В. Щербову, И. Д. Романенкова, Н. В. Попову, И. В. Головину, а также своих коллег проректоров и членов ректората.

Одной из основных проблем реализации в вузе столь масштабного проекта, как инновационная образовательная программа с объемом финансирования в 448 млн руб. (замечу — это четверть годового бюджета нашего университета), с таким заданным уровнем ее контроля и мониторинга со стороны НФПК и финансовых органов, с требованиями реализации программы по принципам проектного менеджмента, является проблема управления. Различные вузы-победители конкурса инновационных проектов и в 2006, и в 2007 г. решают ее по-разному. Кто-то нанимает внешнюю команду, но большинство пытается организовать все самостоятельно, создавая специальные органы управления: будь ли это координационный совет и исполнительная дирекция, или совет программы и дирекция и т. д. В любом случае это должна быть сплоченная команда с высоким уровнем ответственности и исполнительской дисциплины, которая по ходу работы повышает свой уровень профессио-

07 г.

нализма и деятельность которой направлена на согласованную и четкую работу по реализации инновационной образовательной программы.

В нашем университете для непосредственного руководства деятельностью по осуществлению мероприятий инновационной образовательной программы создана дирекция программы, куда входят руководитель програм-мы — ректор Г. А. Бордов-ский, заместитель руководителя программы — первый проректор

B. А. Козырев, директор-координатор программы — проректор по учебной работе

C. А. Гончаров, консультанты-руководители по отдельным направлениям программы (все проректоры — по направлениям деятельности, по финансово-экономическим вопросам, по правовым вопросам, по разработке и реализации модулей инновационной образовательной программы, по РЯ-сопровождению программы, по системному управлению инновационной образовательной программой, по созданию информационно-коммуникационной среды, по организации повышения квалификации персонала). В дирекции имеется всего три штатных сотрудника: менеджер проекта и два ведущих специалиста по информации.

В марте, апреле дирекция и инициативная группа собирались практически каждый день, сейчас мы перешли на еженедельные совеща-ния дирекции, на которых обсуждаются теку-щие и предстоящие события, связанные с реализацией в университете инновационной образовательной программы, анализируются проблемы, возникающие в ходе ее реализации, и вырабатываются способы их решения. Кроме того, с самого начала в течение всего этого времени еженедельно на ректорате обсуждаются вопросы хода реализации программы, а также было проведено около 10 внеочередных ректоратов, в том числе расширенных, по обсуждению различных вопросов. На деканских совещаниях регулярно заслушивается информация о ходе реализации инновационной образовательной программы. Специальное совещание с деканами по проблемам гуманитарных технологий в образовании провел ректор Г. А. Бордовский.

К настоящему времени сложилась структура реализации инновационной образовательной программы: цель — задачи (ответственные за выполнение задач — проректоры1 и члены1 ректората) — мероприятия (ответственные за выполнение мероприятий — команды исполнителей мероприятий ). Ключевым звеном в этой структуре являются команда исполнителей мероприятий. Ответственными за мероприятия являются в первую очередь те лица, которые принимали участие в разработке инновационной образовательной программы. Значимо и то, что в этих командах начинает осуществляться реальное межфакультетское и межкафедральное взаимодействие.

Наряду с разработкой приложений к договору, быт проделан большой объем работы по созданию нормативно-документального сопровождения проекта и разработке алгоритмов действий: организация управления инновационной образовательной программой; порядок «запуска» и реализации мероприятий; порядок проведения конкурсных процедур; порядок проведения экспертиз технических заданий и результатов и др.

За прошедшее время подготовлены1 42 приказа по инновационной программе, разработано 4 положения и 63 технических задания.

Это все потребовало большого количества согласованных действий между различными структурными подразделениями.

Разработка приложений к договору, механизмов текущего управления реализацией инновационной образовательной программы и документов, регламентирующих это управление, быто не единственным содержанием нашей деятельности на этом этапе, поскольку с момента объявления нашего университета победителем конкурса в рамках национального проекта мы приняли на себя обязательство еженедельно по определенной структуре отчитываться перед организацией-оператором о нашей деятельности по реализации инновационной образовательной программы. Это работа неформальная и важная.

На первом этапе реализации проекта одно из центральных мест занимает работа по широкому информационному сопровождению инновационной образовательной

программы, имеющему два вектора распространения .

Первый — это информирование внутренней аудитории, т. е. факультетов и структурных подразделений университета: раздел инновационной образовательной программы на сайте университета, который постоянно совершенствуется и в котором появляются новые рубрики; постоянная электронная рассылка новостей, объявлений, документов ответственным по факультетам; специальные семинары и совещания по отдельным направлениям реализации инновационной образовательной программы, которых к настоящему времени проведено 12 (в том числе установочный семинар о проведении комплексных междисциплинарных исследований, семинар для разработчиков модулей инновационной образовательной программы, совещания ответственных за мероприятия, информацию по факультетам, расширенное заседание

ректората с приглашением специалистов по формированию IT-инфраструктуры! университета и др.).

Второй вектор — информирование внешней аудитории о реализации нашей инновационной образовательной программы. На различных конференциях, симпозиумах, семинарах осуществляется информирование внешних специалистов, участвующих в этих мероприятиях. К настоящему времени участники 27 конгрессных мероприятий получили информацию о нашей инновационной программе, в том числе и на таких значительных конференциях, как:

• Международная конференция «Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры1 народов Севера»;

• Международная конференция «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической идентичности»;

• Международная конференция «Развитие идей педагогики детства в современном образовательном пространстве»;

• III международный симпозиум «Качество, инновации и CALS-технологии»;

• Международная конференция «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории»;

• Всероссийская конференция «Актуальные проблемы социальных наук»;

• Видеоконференция с университетом г. Потсдам (Германия) «Ресурсный центр в образовательной среде»;

• Всероссийская научно--практическая конференция «Науки о Земле и отечественное образование: история и современность»;

• III международная студенческая конференция «Инновационные проекты в области предпринимательства, менеджмента, экологии и образования»;

• Х российско-американская научно-прак-тическая конференция по актуальным вопросам современного университетского образо-вания.

На самом высоком уровне прошло разъяснение концепции нашей инновационной образовательной программы на встрече ректоров вузов — победителей конкурса инновационных образовательных программ с первым вице-премьером Д. А. Медведевым и министром образования и науки А. А. Фурсенко в Томске в марте 2007 г., где выступал Г. А. Бордовский.

Информирование внешней аудитории осуществляется по различным каналам:

• через эксклюзивные интервью ректора Г. А. Бордовского — на пресс-конференциях,

в информационном агентстве «Росбалт» (23.03.2007), в информационном агентстве «Интерфакс Северо-Запад» (15.05.2007), директора-координатора С. А. Гончарова - в газетах «Известия», «Деловой Петербург», информационном агентстве REGNUM, журнале «Инновации» и др.;

• через публикации в печатных и сетевых средствах массовой информации, которых за этот период опубликовано уже около 30;

• через участие в форумах и выставках: «Санкт-Петербургский образовательный форум-2007», «Российский образовательный форум-2007» (Москва), 11-я университетская выставка научных достижений «210 лет в истории Санкт--Петербурга и России»; XI Международный экономический форум.

Все это направлено на формирование положительно имиджа университета как инновационного вуза и пропаганду идей нашей инновационной образовательной программы.

Ддя нас значимо не только показать, но и стремиться к тому, чтобы вся текущая деятельность университета, весь его персональный состав органично включались в идеологию инновационной работы, чтобы1 все без исключения были информированы! о содержании программы и основных направлениях ее реализации. Это является и одним из основных требований национального проекта.

В этом плане хотелось бы1 отметить деятельность факультетов, регулярно присылающих еженедельные отчеты о реализации инновационной образовательной программы, из которых формируется еженедельный отчет университета. Самыми ответственными при составлении еженедельных отчетов являются факультет социальных наук, безопасности жизнедеятельности, изобразительного искусства, иностранных языков, философии человека, психолого-педагогический факультет, факультет экономики, информационных технологий и Волховский филиал. Хотелось бы также отметить и активность факультетов в желании участвовать в реализации конкретных мероприятий инновационной образовательной программы и разработке образовательных модулей. Мы проанализировали количество заявок, поданных факультетами, и получились следующие результаты. Первые 5 факультетов по количеству заявок на участие в реализации мероприятий: факультет иностранных языков — 35 заявок; факультет музыки — 26 заявок; юридический факультет — 23 заявки; факультет географии — 23 заявки; факультет безопасности жизнедеятельности — 19 заявок; количеству заявок на участие в разработке модулей: психолого-педагогический факультет — 29 заявок; факультет иностранных языков — 15 заявок; факультет философии человека — 14 заявок; Выборгский филиал — 14 заявок; факультет управления — 13 заявок.

Еще раз хотелось бы1 подчеркнуть, что и в реализации мероприятий инновационной образовательной программы, и при разработке образовательных модулей важнейшим и значимым является межфакультетское и межкафедральное взаимодействие, интеграция ресурсов подразделений университета.

Именно этот критерий был одним из основных при проведении внутреннего конкурса на разработку научно-методических материалов на основе междисциплинарных исследований по интегрированной теме «Междисциплинарность современного гуманитарного знания: фундаментальные и прикладные исследования в проблемном поле гуманитарных технологий».

На 10 объявленных лотов поступила 21 заявка, 3 из которых были отклонены по техническим причинам. В конкурсе участвовало 18 заявок от коллективов, состоящих из представителей 49 кафедр университета и 11 научных и образовательных организаций Санкт-Петер-бурга, Великого Новгорода, Ростова-на-Дону и Москвы. Общее количество специалистов, заявленных в представленных проектах, — 273 человека, из них: 82% — профессорско-преподавательский состав и научные работники, в том числе 4% — из внешних организаций; 4% — аспиранты; 14% — студенты.

22 эксперта (в том числе 2 внешних) оценивали заявки, по результатам экспертизы было выявлены 10 проектов-победителей. Руководители комплексных тем: Алексей Викторович Чечулин, заведующий кафедрой связей с общественностью и рекламы; Ирина Борисовна Рома-ненко, профессор кафедры философии; Любовь Михайловна Мосолова, заведующая кафедрой теории и истории культуры; Лариса Николаевна Беляева, заведующая кафедрой прикладной лингвистики филологического факультета; Виктор Васильевич Семикин, декан психолого-

педагогического факультета; Алексей Яковлевич Линьков, декан факультета экономики; Людмила Николаевна Бережно-ва, заведующая кафедрой этнопедагогики и этнопсихологии; Ирина Александровна широва, профессор кафедры английской филологии; Евгения Васильевна Баранова, профессор кафедры информатики; Нина Федоровна Радионова, директор научно-исследовательского института непрерывного педагогического образования.

Вообще, конкурсные процедуры занимают существенное место в реализации инновационной образовательной программы. Все внешние закупки: научная и учебная литература, электронные ресурсы, часть

научно-методических разработок, оборудование, программное обеспечение, модернизация аудиторного фонда и др., — осуществляются через проведение открытых конкурсов. Это чрезвычайно ответственная и непростая работа по подготовке технического задания в сжатые сроки. Так, за 2 года планируется проведение 33 открытых конкурсов на общую сумму 415 млн 800 тыс. руб., из них 17 — в 2007 г. (226 млн 575 тыс. руб.).

К 31 мая 2007 г. подготовлена документация и объявлены 12 открытых конкурсов (27 лотов) на общую сумму 187 млн 584 тыс. руб.

Эта важная трудоемкая работа была проведена в сжатые сроки и потребовала, как и вся остальная деятельность в рамках инновационной образовательной программы, быстрых, согласованных, профессиональных действий структурных подразделений университета. Здесь есть свои проблемы объективного и субъективного порядка. Объективные — жесткие условия федерального законодательства, регламентирующего требования к конкурсу, процедуре и документации. Субъективные — мы не привыкли жить в режиме сжатого времени, в нестандартных ситуациях.

Учебно-методическое управление завершило работу по формированию технического задания на разработку учебно-методических комплексов образовательных модулей, содержащего рамочные требования, структуру учебно-методического комплекса (далее — УМК) (6,5 + 8,5 = 15 млн на разработку и издание). Завтра состоится совещание ответственных за разработку модулей, а с понедельника — повышение квалификации.

Таким образом, за 2,5 месяца был проделан огромный объем работы по запуску и реализации инновационной образовательной программы. В то же время четко высветились объективные и субъективные проблемы.

К объективным проблемам относятся следующие.

Проблема времени, во-первых, 2 года, официально отведенные на реализацию столь масштабного проекта, — не так много, а во-вторых, в связи с задержкой подписания договоров мы реально имеем два раза по полгода.

Проблема законодательства, которое меняется в ходе реализации проекта: возникает необходимость изменять планы на ходу.

Проблема внешнего контроля: во-первых, помимо организаций-операторов, осуществляющих мониторинговые визиты, существует достаточно длинная очередь проверяющих (это налоговая инспекция, КРУ, прокуратура, счетная палата, отдел по борьбе с экономическими преступлениями и другие); во-вторых, точки зрения на целесообразность и правильность расходования средств инновационного проекта этих контролирующих и проверяющих организаций существенно отличаются, поэтому достаточно сложно обосновать все действия в рамках проекта так, что-бы1 эти обоснования устроили всех.

Немало, конечно, и субъективных проблем.

Проблема взаимодействия остается по-прежнему острой: без интеграции ресурсов всех участников программы ее реализация невозможна! Интеграция - сегодня ключевое слово, она должна происходить в междисциплинарных исследованиях, в разработке УМК, в реализации всех мероприятий .

Проблема профессионализма: в такого рода работе действительно очень мало специалистов, способных не только содержательно, но и организационно реали-зовыюать проект, поэтому сегодня обучение азам проектного менеджмента — одна из важных задач.

Проблема ментальности: инерционность, отсутствие традиции постоянно работать интенсивно в сжатые сроки и с жесткой ориентацией на результат, стремление переждать, внутренний голос — «рассосется»!

Проблема ответственности и исполнительской культуры: проект требует значительно более высокого их уровня.

Проблема соотношения процесса— резуль-тата: недостаточное понимание того, что субсидия победителям конкурса выделяется не на финансирование процесса (разработки, реализации, апробации и т. п.), а на получение конкретных отторгаемых результатов, которые можно измерить, увидеть, доказательно продемонстрировать .

В заключение хочу выразить надежду, что все вместе и только вместе мы сможем решить все проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.