Инновационная направленность обучения персонала сельскохозяйственного
предприятия Шулятьева Г. М.
Шулятьева Галина Михайловна /Shulyatyeva Galina Mikhailovna - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра экономики и организации производства,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения квалификации кадров сельскохозяйственных предприятий в связи с изменением условий функционирования сельскохозяйственного производства, повышением требований к уровню подготовки кадров, внедрением новых технологий, приобретением современной высокопроизводительной, сложной техники и оборудования. Обучение кадров в рамках предприятия должно быть направлено на выявление, развитие и реализацию инновационного потенциала каждого работника.
Abstract: the relevance of the chosen topic due to the need for advanced training of agricultural enterprises in connection with change of conditions of functioning of agricultural production, increased requirements to the level of personnel training and the introduction of new technologies, acquisition modern high-performance, complex machinery and equipment. Training of personnel within the enterprise should be aimed at the identification, development and implementation of innovative potential of each employee.
Ключевые слова: обучение персонала на предприятии, критерии оценки результатов обучения, квалификация кадров, мотивация, самореализация, самооценка, энтузиаст, лидер.
Keywords: staff training in the enterprise, assessment criteria of learning outcomes, qualification of personnel, motivation, self-realization, self-esteem enthusiasts, leader.
УДК 338.43
Обучение персонала в рамках предприятия - важнейшая составная часть общей системы обучения работников хозяйства, включающей внутренние и внешние звенья.
Анализ успешно работающих организаций показывает, что критерии оценки результатов обучения задаются лидерами бизнеса - руководителями предприятий. Преобладающая мотивация лидеров -стремление к самореализации. Это энергичные люди, ориентированные на достижения, с высокой самооценкой. Так, в сельскохозяйственном предприятии, ООО «Агрофирма «Подгорцы» Юрьянского района Кировской области директор предприятия Любовь Сергеевна Тарасова показывает своей деятельностью пример целеустремленности и инновационной активности. В хозяйстве регулярно внедряются различные новшества. Освоили производство плющеного зерна - питательного корма для крупного рогатого скота. Роботизировали доение коров. Поголовье в 300 голов коров обслуживает 1 оператор. Для сравнения, при доении в молокопровод то же поголовье обслуживают минимум 6 операторов машинного доения. Закупается новая высокопроизводительная техника. Традицией становятся встречи работников предприятия с коллегами из других хозяйств, приезжающих познакомиться с передовым опытом; со школьниками, которым показывают условия работы на современном сельскохозяйственном предприятии; с преподавателями и учеными вузов, с которыми идет обмен мнениями, способствующими формированию новых идей. Директор предприятия - организатор и участник таких мероприятий. В процессе их проведения Л. С. Тарасова общается не только с гостями, а, даже, более, со своими сотрудниками, призывая их не останавливаться на достигнутом. Параллельно реализуется и контрольная функция руководителя, важнейшая в достижении результативности работы [1, с. 97].
Аналогичные качества, умение воодушевлять работников, стремление к самореализации требуются и руководителям среднего звена, а в идеале, всем работникам предприятия. Поэтому дальновидно поступают те руководители предприятий, которые наряду с внешним обучением организуют обучение персонала на предприятии.
В большинстве своем наемные работники хотят иметь надежную работу, четко обозначенные обязанности, за рамки которых они не хотят вникать. Однако для этого надо вносить реальный вклад в развитие предприятия, что могут только мотивированные и обученные кадры. В результате возрастает актуальность разработки направлений обучения персонала на предприятии, которые бы способствовали усилению мотивации, обеспечивали рост квалификации кадров, повышение инновационной активности и в то же время были бы возможны к реализации в рамках предприятия.
Наиболее действенным мотивом, побуждающим к труду, является возможность самореализации, самосовершенствования. Работники, которые руководствуются этим мотивом, относятся к энтузиастам. Энтузиаст - это человек сильно увлеченный, охваченный душевным подъемом [2, с. 899]. Энтузиастов отличает высокая самооценка, личная заинтересованность, чувство гордости и желание побеждать.
Превращение работников в энтузиастов - должно стать одним из основных направлений обучения в рамках предприятия. Для этого необходимо:
- проявлять внимание к работникам, узнавать о планах, чувствах, заботах;
- завоевывать доверие: информировать о положении дел на предприятии, говорить правду, сложные проблемы решать коллегиально;
- ценить работу каждого сотрудника;
- формировать желание побеждать: учить формулировать цель; преодолевать трудности, связанные с ее достижением; добиваться поставленной цели и праздновать победу;
- воспитывать чувство гордости: организовывать подготовку и празднование дня открытых дверей; конкурсы на лучшее рабочее место; спортивные состязания; соревнования, направленные на решение различных проблем предприятия (дисциплина труда, травматизм, сложности с отгрузкой готовой продукции).
По мере реализации данного направления обучения меняется характер поведения персонала [3, с. 518]. Все большее количество работников начинают демонстрировать инновационный характер поведения.
Второе направление обучения на предприятии - ознакомление работников с общей картиной деятельности предприятия:
- каждый работник должен пройти курс обучения бизнесу с посещением всех подразделений предприятия;
- побуждение работников ценить продукцию, которую они производят;
- поощрение перехода сотрудников на новую работу в рамках предприятия;
- наглядное отражение результатов деятельности предприятия;
- внимание к общественным программам: шефство над школами, и т. п.
Названные мероприятия необходимы для того, чтобы ориентировать всех на достижение общих целей. Третье направление обучения кадров на предприятии - вовлечение работников с целью обучения в управление предприятием. Для этого необходимо:
- обеспечить участие всех работников в планировании;
- организовать производственный учет и контроль затрат с участием широкого круга работников;
- регулярно осуществлять обмен информацией с целью составления предварительных бухгалтерских отчетов: о финансовых результатах, движении денежных средств, баланса;
- премировать за достижение запланированных показателей, например, рентабельность продаж и коэффициент текущей ликвидности.
Как показывает отечественная и зарубежная практика, в результате обучения по названным направлениям повышается активность работников, возрастает готовность участвовать в решении проблем предприятия. Работники с пониманием относятся к нововведениям [4, с. 93], дополнительным обязанностям в результате усложнения хозяйственной деятельности, растет престиж предприятия в глазах работников и общественности, улучшаются показатели деятельности организации.
Литература
1. Гимбатов Г. М., Ахмедова Ж. А. Планирование и контроль - главные инструменты обеспечения эффективности работы руководителя. Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 5 (43). С. 95-99.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. / Российская АН; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное. М.: АЗЪ, 1995. -928 с.
3. Шулятьева Г. М. Деловая активность персонала - условие инновационного развития предприятия. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 517-520.
4. Шулятьева Г. М.Инновационный фактор повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Проблемы современной науки и образования. 2015. № 6 (36). С. 92-94.