Научная статья на тему 'Инновационная модель регионального туризма: перспективы реализации'

Инновационная модель регионального туризма: перспективы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель регионального туризма: перспективы реализации»

13.27. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Баранец Н.И., аспирант

РГСУ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Начиная с 2006г. в индустрии российского туризма происходят радикальные изменения, вызванные тем, что существующее законодательство не могло полноценно обеспечить защиту интересов туристов. В связи с этим, в январе 2007г. было отменено Постановление Правительства РФ «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности». И принят Федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Феде-рации"1. В нём устанавливается финансовое обеспечение ответственности туроператоров перед потребителями туристских услуг, уточняются формы и методы государственного регулирования в сфере туризма, условия реализации туристского продукта. В качестве финансового обеспечения предусматриваются банковская гарантия или страхование ответственности туроператора, которые должны обеспечивать надлежащее исполнение обязательств туроператора по договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с потребителями туристских услуг. Законом определяются размеры и срок действия финансового обеспечения, а также основания и порядок выплаты страхового возмещения и денежных сумм по банковской гарантии. Наличие банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора является одним из обязательных условий осуществления туроператорской деятельности.

Эти правовые изменения вызвали сокращение региональных туроператоров и турагентов, монополизацию рынка крупными туроператорами, подъем цен на туристическое обслуживание2.

Поправки в новый закон предусматривают, что между туроператором и турагентом может быть заключен только договор поручения или агентский

1 Федеральный закон Российской Федерации от 05 февраля 2007г. №12-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Принят Госдумой 17 января 2007г. и одобрен Советом Федерации 24 января 2007г. Российская газета. Федеральный выпуск N4291 от 9 февраля 2007 г.

2 Над туристами навис закон об их защите. По материалам: "gazeta.ru".

http://www.1001 tours.com/excurs/45/3352_1.shtml

договор3. В связи с этим налогоплательщики-турагенты не вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате покупной стоимости туристских путевок4. Естественно, затраты на организацию туристского бизнеса значительно возросли, возникли сложные ситуации в отношении начисления налоговых взносов, что, в свою очередь, привело к изменению договорных отношений, а также к нежеланию туроператоров заключать договоры с турагентами.

Самая веская причина для отказа от агентского договора, по нашему представлению, заключается в том, что турагент работает по упрощенной системе налогообложения (УСН), а туроператор - нет. Получая услуги от фирмы, применяющей УСН, туроператор вынужден «переплачивать» НДС. Начислять НДС необходимо, а к налоговому вычету принять его можно только при наличии счетов-фактур и документов, подтверждающих оплату предоставленных услуг5, то есть при получении отчета по сделке от турагента6. Для избежания негативных последствий, некоторые туроператоры уменьшают сумму агентского вознаграждения на величину НДС, в результате чего турагент теряет часть своего дохода. Очевидно, что принятые поправки в закон «Об основах туристической деятельности», которые закрепляют перечисленные выше нормативы, создают преимущества для крупных туроператоров, которым будет гораздо выгоднее открывать собственные представительства и филиалы на местах. Это в свою очередь станет предпосылкой появления огромного количества агентов, предлагающих одни и те же услуги от имени операторов. Следовательно, конкуренция начнет вытеснять малый бизнес, а вместе с ним и туристический бизнес в регионах.

По нашему представлению, решением данной проблемы может стать разработка и внедрение в региональный туризм системы контрактных отношений между туроператором и турагентом - фрай-чазинг, получающую широкое распространение в сфере услуг и дающую значительный экономический эффект для развития малого предпринимательства благодаря привлечению ресурсов крупных предприятий. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам7.

3 статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта. Федеральный закон российской федерации от 05 февраля 2007г. № 12-фз «о внесении изменений в федеральный закон «об основах туристской деятельности в российской федерации».

4 Письмо Минфина РФ от 27 января 2006г. № 03-11-04/2/20

5 Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Раздел VIII. Федеральные налоги. Глава 21. Налог на добавленную

стоимость. Статья 171. Налоговые вычеты.

6 Статьи 974, 999, 1008 ГК РФ.

7 Теория организации: Антология/Составление В. Л. Семи-

кова - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 960с.

(с.168).

Суть этой системы состоит в том, что крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.п.

Заключив договор коммерческой концессии8, одна из сторон сможет значительно расширить свой бизнес, а другая - вести деятельность под известной торговой маркой, тем самым сильно снижая риски, связанные с выходом на рынок. В первой роли выступают крупные корпорации, имеющие высокий доход. Во второй - компании, работающие в малом и среднем бизнесе.

В настоящее время в России существует несколько серьезных туристических сетей, предлагающих франчайзинг. Среди них: сеть туристских агентств «BLUE SKY», «Sunrise TouD>, «KMP-Group», туристическая компания «1001 Тур», «Магазин горящих путевок», сеть агентств «ВЕЛЛ», «Куда.ру», «Мастер отдыха» и другие.

Для примера рассмотрим одну из перечисленных выше компаний. В июле 2006г. в Москве

на собрании владельцев двух десятков турагентств, проработавших в туризме не один

год и имеющих богатый опыт ведения бизнеса, было принято решение о создании нового сетевого объединения - «Мастер отдыха». Компания начала свою деятельность, объединив 20 агентств. К первому кварталу 2007г. к компании присоединились более 90 агентств из Москвы и многих регионов России. Такая организационно-маркетинговая политика обеспечила экономический подъем сетевого объединения. А именно, высокие показатели работы за счет дифференциации ставки и возможности исчисления роялти9 в процентах от стоимости продаж продукции. Это выгодно для региональных турагенств, у которых нет возможности выплачивать дорогие ежемесячные взносы для организации своей деятельности.

Кроме того, «Мастер отдыха» включил в стоимость роялти компенсацию большинства расходов турагента. В их числе расходы на рекламу, юридическую и информационную поддержку, предоставление повышенной комиссии, собственное программное обеспечение офиса, размещение на сайте компании информации о франчайзи и другое.

Таким образом, роялти становится доступным для региональных турагентов, так как учитывает и

8В России франчайзинговые отношения регулируются главой 54 ГК РФ и именуются коммерческой концессией. Договор заключается только путем подписания единого документа и подлежит обязательной государственной регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 1028 ГК РФ правообладатель обязан зарегистрировать заключенный договор.

9 Периодические отчисления в процессе деятельности франчайзи. Ежемесячный журнал «Упрощенка» №4/2008г. С. 53.

помогает покрывать расходы своего представителя за счет отчисления им ежемесячных платежей. Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам. У франчайзера10 появляется возможность расширить свою деятельность и открыть представительства в регионах, а, следовательно, увеличить объемы сбыта услуг, обеспечить узнаваемость своей торговой марки, укрепить имидж своей компании и достигнуть высокой прибыли.

Особенность использования системы франчайзинга в туризме состоит в том, что франчайзи11 по договору получает следующие права: исчислять роялти в процентах от стоимости услуг и объема продаж, и дифференцировать ставку (или количественные показатели) роялти для различных регионов России по принципу франшиза -территориальная исключительность;

право невысокого вступительного взноса (паушальный платеж)12;

повышенную комиссию от ведущих туроператоров (вместо обычных 10% - 15%);

право на стоимость роялти, предполагающую организацию погашения большинства расходов франчайзи, таких как: тиражи рекламной (брошюры, каталоги), сувенирной и промо-продукции (бесплатные стартовые наборы в офис), рекламную поддержку в виде публикаций в журналах, информацию об агентстве на сайте франчайзора, юридическую и информационную поддержку, программное обеспечение офиса, возможность повышения квалификации сотрудников.

Правообладатель франшизы (франчайзер) по договору коммерческой концессии требует от пользователя (франчайзи) выполнения следующих обязательств: качественного и ответственного обслуживания туристов;

оформление офиса в стиле и по стандартам сети, утвержденного нашим дизайнером, макета наружной рекламы (или изготовления ее по нашему макету);

соблюдение финансовой дисциплины

в отношениях с управляющей компанией, регулярной и своевременной оплаты вступительного взноса и роялти, ежемесячного и своевременного предоставления статистического отчета по продажам в таблице установленного образца;

соблюдение финансовой дисциплины

в отношениях с туроператорами, приоритет в работе со списком рекомендованных туроператоров;

10 Правообладатель. Ежемесячный журнал «Упрощенка» №4/2008г. С. 49.

11 Пользователь, правопреемник. Ежемесячный журнал «Упрощенка» №4/2008г. С. 49.

12 А. Б. Борисов. Большой экономический словарь. Издание

2-е переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2008.- с. 506 (из 860с.). Вступительный взнос, как правило, составляет сумму двухмесячного роялти.

предоставлять скидку при обслуживании корпоративных клиентов сети.

Наш анализ рынка туристских услуг в Краснодарском крае показали, что в регионе действует единственный официальный представитель сети «Магазинов горящих путевок» - туристическая компания "Л-КИМ". Организация расположена в Краснодаре, а на курортах Черноморского побережья еще не практикуется система сетевых объединений. И это вполне объяснимо: франчайзинг в туризме появился в России несколько лет назад. Как правило, используют его преимущественно столичные туристические агентства. Риск в организации такого сотрудничества довольно велик, так как требует от франчайзи высоких материальных затрат на первоначальный взнос и ежемесячные платежи, что невыгодно начинающей свой бизнес небольшой организации. Но, на наш взгляд, есть реальные возможности успешного развития регионального предпринимательства в туризме небольшим компаниям.

Нами предлагается инновационная модель организации семейного предпринимательства в индустрии регионального туризма, которая может функционировать:

как субфранчайзинговая организация;

как представитель регионального бизнес-

формата.

Целью организации такой модели является создание современной агентской классической франчайзинговой сетевой структуры в регионах под известным брендом на туристическом рынке.

В первом случае, модель может быть создана как субфранчайзинговая компания13 (схема 1). Тогда получатель франшизы по договору обязан приобретать путевки исключительно у франчайзера или у туроператоров, определенных франчайзером. Не разрешается приобретение путевок из альтернативных источников, даже при условии соблюдения всех стандартов. Следовательно, валовая прибыль получателя франшизы всегда будет оставаться в ведении франчайзера. Это в свою очередь ограничивает и даже может привести к убыткам деятельность регионального франчайзи, так как спрос на туристические услуги в регионе, прежде всего, зависит от уровня доходов населения, сезонности, количества проживающих в данной местности. Кроме того, для поддержания постоянного спроса и удержания наработанных клиентов необходимо дифференцировать предоставляемые турагентом услуги.

13 Форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзер передает другой стороне - главному франчайзи - права (иногда исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам -субфранчайзи. В соглашении может предусматриваться, что некоторые субфранчайзи имеют право управлять более чем одной торговой единицей. В таком случае договор на субфраншизу называют “многоэлементной франшизой”.

Во втором случае, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширять бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включать в систему различные направления бизнеса. Этот вид франчайзинга является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирмы (в данном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.

Такой вид франчайзинга, как бизнес-формат, мы предлагаем использовать региональному тураген-ту. В этом случае франчайзи получает право на освоение определенного района и контроль над ним. В договоре прописываются такие моменты, как количество предприятий на заданных территориях, и график их открытия. Открываемые предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франчайзи.

Для предложенной модели, наиболее оптимальной представляется форма семейного предпринимательства. Анализ регионального рынка показал, что среди организаторов малого бизнеса преобладают семьи. Специалист в области международного маркетинга и менеджмента И. И. Ушаков обращает внимание на то, что «хозяином своего дела» чаще всего выступают семейные люди (83%) и люди зрелого возраста (более 29% опрошенных - в возрасте от 30 до 39 лет, 34% - в возрасте от 40 до 49 лет, 23% - от 50 до 59 лет)14. У данной категории предпринимателей (семьи), как правило, нет материальных возможностей для организации и ведения дорогостоящего бизнеса.

Однако, семейная туристская фирма, работающая как турагент на региональном рынке, заинтересована в результатах своего труда, знает специфику региона, заключающуюся в традициях, быте, культуре, вероисповедании, этническом составе местного населения. Таким образом, она обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрения инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быст-

14 Ушаков И. И. Бизнес-план. - СПб.: Питер, 2008. -224с.:ил. - (Серия «Практика менеджмента»), с.12.

рая апробация выдвинутых оригинальных предложений - таков неполный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной

разработке нововведений и дифференциации ус-

15 луг .

Поэтому, в договоре коммерческой концессии можно учесть право франчайзи от своего имени предоставить дополнительные туристские услуги, которые не будут составлять конкуренцию деятельности правообладателя франшизой. То есть региональный турагент может предоставлять экскурсионные услуги, или услуги размещения туристов в частном секторе на курорте во время сезона, иными словами такие виды услуг, которые не составят конкуренцию для ведения бизнеса франчайзера.

Еще одним нововведением в эффективной организации бизнеса для семейных региональных турфирм может стать проект взаимодействия с образовательными учреждениями. Например, турагент заключает договор с университетом о предоставлении студентам мест для прохождения практики. Фирма в результате работы студентов, может подобрать себе в ближайшем будущем квалифицированных сотрудников, воспользоваться научными разработками студентов, которые они предлагают в качестве основных идей выпускной квалификационной работы по специальности; получить дополнительный штат сотрудников - студентов, не требующих высокой оплаты труда.

Студенты образовательного учреждения (региональных филиалов) могут привлекаться турфирмой к составлению базы данных предлагаемого в аренду жилья; поиску и составлению клиентской базы для организации спроса на услуги размещения; к работе кассирами по реализации туристских путевок; распространению рекламной продукции фирмы. Возможна организация программы курсов для обучения экскурсоводов.

Так как договор концессии предполагает возможность сотрудникам фирмы-правоприемника периодически выезжать в командировки для повышения квалификации, тогда на время командировки штатного сотрудника студенты могут его заменить, получив соответствующий уровень зарплаты. Кроме того, если обратить внимание на опыт ведения малого бизнеса в Германии16, используя дан-

ную ситуацию, можно не выходить за предельную численность штата, установленную в законе17, а количество сотрудников фирмы будет оставаться постоянным, несмотря на отсутствие штатного сотрудника.

Реализация предложенной бизнес-модели способствует решению ряда задач, включая развитие региональной экономики за счет укрепления бюджета семей; расширение целостной концепции туристического маркетинга для определенного региона; позиционирования данного региона как наиболее благоприятной местности для развития въездного туризма. Взаимодействие в рамках предложенной бизнес-модели станет выгодно и для столичных турагентов. Они получают возможность укрепить свои позиции на региональном рынке и, таким образом, расширить область реализуемых услуг. Торговая марка и бренд столичной компании становятся легко узнаваемыми и могут добиться признания не только в крупных городах, но и в регионах.

15 Теория организации: Антология/Составление В. Л. Семи-кова - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 960с. (с.168).

16 Средней численностью наемных работников, по законодательству Германии, считается четвертая часть от совокупности работающих по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря, включая работающих за границей, однако без учета занятых повышением своего профессионального образования. Торговое уложение Германии. Закон

об акционерных обществах. Закон об обществах с ограни-

ченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах=0еи1зсИез Нап<^е18дезе12ЬисЬ|, Акйепдезе18, ОтЬНОезе12, ОепоззепзсЬ|аИздезе12: пер. с нем./ [сост. В. Бергманн; пер. с нем.: Е. А. Дубовицкая]. - М.: Волтерс Клувер,2005. - 624с. (Книга 3. Торговые книги, Раздел 2, с.93).

17 Петрова Ю. А. Новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России/Ю. А. Петрова - М.: Гросс-Медиа: РОСБУХ, 2008. - 160с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.