Научная статья на тему 'Инновационная модель образования дошкольников в области безопасности'

Инновационная модель образования дошкольников в области безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
804
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА / CONCEPT OF EDUCATION IN THE SPHERE OF SAFETY OF LIFE ACTIVITIES / THE PERIOD OF PRESCHOOL CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Людмила Владимировна, Погодаева Маргарита Викторовна

Раскрывается инновационная модель образования в области безопасности жизнедеятельности в период дошкольного детства. Рассматриваются теоретические основы и организационно-методическое обеспечение данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MODEL OF EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE FIELD OF SAFETY OF LIFE

The paper considers innovative model of education in the sphere of safety of life activities in the period of preschool childhood. It further discusses the theoretical foundations and organizational-methodical support of this model.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель образования дошкольников в области безопасности»

УДК 373.1 ББК 74.14

ГСНТИ 14.23.01

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Моисеева Людмила Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой естествознания и методики его преподавания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: moiseeva@uspu.ru

Погодаева Маргарита Викторовна,

кандидат биологических наук, доцент, кафедра психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, Иркутский государственный лингвистический университет; 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 8; e-mail: Margopog@ rambler. ru

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: концепция образования в области безопасности жизнедеятельности; период дошкольного детства; инновационная модель образования в области безопасности жизнедеятельности в период дошкольного детства.

АН НОТАЦ ИЯ. Раскрывается инновационная модель образования в области безопасности жизнедеятельности в период дошкольного детства. Рассматриваются теоретические основы и организационно-методическое обеспечение данной модели.

Moiseeva Lyudmila Vladimirovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Natural Sciences and Methods of Their Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Pogodaeva Margarita Viktorovna,

Candidate of Biology, Senior Lecturer of Department of Psychology, Conflictology and Safety of Life, Irkutsk State Linguistic University, Irkutsk.

INNOVATIVE MODEL OF EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE FIELD OF SAFETY OF LIFE

KEY WORDS: concept of education in the sphere of safety of life activities, the period of preschool childhood, the innovative model of education in the sphere of safety of life activities in the period of preschool childhood.

ABSTRACT. The paper considers innovative model of education in the sphere of safety of life activities in the period of preschool childhood. It further discusses the theoretical foundations and organizational-methodical support of this model.

П

роблемы безопасности и тем более безопасности детей в современном мире не теряют своей актуальности, а напротив, приобретают все большую остроту в связи с ростом числа социальных, природных и техногенных рисков. Основанием для решения этих проблем должно стать образование в области безопасности на всех этапах жизни человека, воспитание личностных качеств, позволяющих человеку гармонично сосуществовать в природе и обществе.

Анализ современных исследований, посвященных решению актуальных проблем безопасности ребенка, показал, что, несмотря на оригинальность подходов и концепций к формированию культуры безопасности у детей младшего возраста (1; 2; 7), в них не нашла отражения проблема разработки методологии проектирования

образования в области безопасности дошкольников, которая обеспечивала бы взаимодействие культурологического, деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению. Рассмотрение и осмысление этих аспектов проблемы образования в области безопасности периода дошкольного детства позволило бы повысить адаптивность детей к существующим в современном мире опасностям и рискам.

Модель образования в области безопасности включает в себя цели и результат образования, подходы и принципы обучения дошкольников безопасности, субъектов образовательного процесса, содержание, педагогические технологии, с помощью которых организуется обучение и воспитание: методы, формы, средства обучения (рисунок 1).

© Моисеева Л. В., Погодаева М. В., 2014

Субъект-субъектное взаимодействие ребенка и воспитателя

Социальный заказ общества на снижение природных, техногенных и социальных рисков

дошкольников

о

' Средства - это предметно-развивающая среда безопасной

жизнедеятельности: иниги, раскраски и др.; модели, обучающие дидактические игры, наглядно | демонстрационный материал, макет улицы с | дорожными знаками, разметкой дли транспорта и пешеходов, средства индуальной защиты, муляжи овощей, фруктов, рисунки животных, растений, комплексы занимательных игр, технические средства ■ обучения и упражнений

О

о

т

0 со

1

ж

¡3

Г

ч

<

13

Ґ

О!

и

о

э

й)

о

X

о

о

Рисунок 1. Инновационная модель образования дошкольников в области безопасности жизнедеятельности

Цели образования дошкольников в области безопасности определены потребностью общества и каждого человека в снижении рисков для жизни и здоровья детей. Инновационные изменения в образовательной модели направлены на развитие здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе, закрепление здоровьеформирующих привычек, развитие ответственности по отношению к себе, другим людям, природе, формирование личностных качеств, позволяющих принимать решения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Основной целью образования и воспитания в области безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста мы выделили формирование основ культуры безопасной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста через следующие элементы:

• воспитание ценностного отношения к жизни и здоровью;

• формирование основ экологической культуры, необходимых ребенку для гармоничного взаимодействия с окружающим миром;

• развитие представлений о мире людей и природы и своем месте в этом мире;

• формирование качеств личности безопасного типа;

• развитие знаний о правилах безопасного поведения в различных ситуациях;

• выработку навыков безопасного взаимодействия с людьми и окружающей средой;

• формирование ответственного отношения к своим действиям, которые лежат в основе безопасного поведения;

• овладение умениями применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности;

• формирование умения осуществлять рефлексию;

• применение современных форм, методов обучения и воспитания, направленных на формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для обучения детей правилам безопасного взаимодействия с окружающим миром.

Под культурой безопасности мы понимаем интегративные качества личности, позволяющие человеку безопасно взаимодействовать с обществом и природой, не нанося ущерба биосфере, оценивать существующие риски и адекватно на них реагировать.

Исходя из целей можно констатировать, что образование в области безопасности жизнедеятельности дошкольников должно быть направлено не только на процесс получения

знаний, но и в первую очередь на формирование личностных качеств, позволяющих не растеряться в экстремальной ситуации и активно действовать в случае появления опасности. Формирование безопасной неагрессивной модели поведения происходит на основе подражания взрослым, в первую очередь родителям, копирования тех образцов взаимодействия с другими людьми и окружающим миром, которые демонстрируют ребенку наиболее значимые для него люди. Если представленные ребенку образцы поведения будут безопасными для человека и окружающей среды, то у малыша сформируется адекватная действительности безопасная модель поведения; если же взрослые показывают негативные примеры взаимодействия со средой, то и ребенок примет для подражания именно такое поведение.

Для реализации поставленной цели необходимо педагогическое проектирование образования дошкольников в области безопасности, которое обеспечит возможность формирования у детей культуры безопасности с учетом существующих и вновь возникающих рисков и позволит реализовать актуальные потребности и индивидуальные способности ребенка.

Методология проектирования образования дошкольников в области безопасности жизнедеятельности - это совокупность подходов, принципов, методов и средств проектирования образования в области безопасности.

Содержание образования в области безопасности должно охватывать все сферы жизнедеятельности ребенка, включать различные стороны его взаимоотношений с окружающим миром. В содержание программы для дошкольных образовательных учреждений «Моя безопасность в большом мире» включены следующие разделы (4):

• личная безопасность,

• психологическая безопасность,

• безопасность в чрезвычайных си-

туациях природного и техногенного ха-

рактера,

• пожарная безопасность,

• безопасность в быту,

• безопасность на транспорте,

• экологическая безопасность,

• здоровьесбережение,

• я гражданин,

• правовая защищенность.

Формирование основ культуры безопасности, навыков безопасного поведения в различных ситуациях происходит посредством включения содержания образовательной области «Безопасность» в многообразные виды деятельности ребенка. В зависимости от возраста и индивидуально-типологических осо-

бенностей детей это в первую очередь разнообразная игровая деятельность, а также познавательно-исследовательская, музыкальнохудожественная, физкультурная, коммуникативно-познавательная, продуктивная деятельности (таблица 1). На этапе дошкольного образования овладение игровой деятельностью является условием познания окружающего мира и формирования коммуникативных навыков. В содержание игры включены вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, творчества, самостоятельного принятия решений. Воспитатель предлагает детям не просто разыграть сказки «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Колобок», а вместе с детьми участвует в разрешении возникшей проблемы, обсуждает различные варианты развития событий, дети сами придумывают, как могли бы развиваться события, если бы главные герои вели себя осторожнее, были внимательны, знали возможные опасности. Воспитатель предлагает ребятам сыграть новую, более оптимистичную историю, где те же герои уже имеют опыт столкновения с опасностью. В ходе обучающей игры используются ситуации, требующие наличия практиче-

ских навыков: пожар в доме, наводнение, землетрясение, правила поведения на дорогах. Эмоциональные переживания, которые ребята испытывают во время игры, помогают оценить и осмыслить ситуацию, сформировать оптимальный алгоритм поведения. Игра - отличная возможность для ребенка проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки, она позволяет подготовить дошкольников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях. Чтение художественных произведений (К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто, Н. Носова, К. Ушинского и др.) дает неограниченные возможности обратить внимание ребенка на вопросы безопасности, обсудить с ним вопросы взаимоотношений между персонажами, пробудить его эмоции и воображение, стимулировать мышление.

Формы и методы организации обучения определяются психофизиологическими закономерностями развития ребенка и дидактическими целями обучения (таблица 1). Только соответствие образовательной технологии возрастным особенностям развития дает возможность обеспечивать решение основных воспитательных и образовательных задач.

Таблица 1.

Формы и методы организации обучения основам безопасности жизнедеятельности

Виды деятельности Методы Форма организации обучения

Познавательно- исследовательская деятельность Ситуативные беседы: «Опасные животные», «Опасные растения», «Встреча с незнакомцем». Эксперимент и наблюдение: «Живое и неживое», «Все в природе взаимосвязано», «Вода в природе», «Воздух». Викторины: «Что с чем связано», «Как нужно поступать». Занятие, дидактическая игра, сюжетноролевая игра, экскурсия.

Музыкально- художественная деятельность Чтение художественной литературы с элементами драматизации: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», К. Чуковский «Путаница», Н. Носов «Фантазеры». Игры-драматизации: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Развлечение «Девять советов майора Мурова, или как вести себя с незнакомыми взрослыми». Занятие, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Физкультурная деятельность Подвижные игры: «Пожарные учения», «Эвакуация». Игры-эстафеты: «Спаси животных», «Спасатели», «Через препятствия к огню», «Чья команда быстрее соберется». Подвижные игры, занятие.

Коммуникативно- познавательная деятельность Ситуативные беседы: «Помощь человеку при ожоге», «Помощь человеку при ушибе», «А на улице мороз отморозил деткам нос», «Вкусная и полезная пища», «Действия человека, если пожар все-таки начался», «Соседи по планете». Адаптационный тренинг, коммуникативный тренинг. Дидактические игры «Что нужно сделать» (решение различных ситуационных задач). Экскурсии в лес, к водоему, в пожарную часть. Занятие, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, тренинг, экскурсия.

Игровая деятельность Ролевые игры: «Пожарные», «Кому что нужно для работы», «Друзья планеты». Имитационное моделирование: «В лесу - ориентировка по карте», «Пошли купаться!», «Помоги лесным друзьям». Ролевая игра.

Продуктивная деятельность Рисование на темы «Береги природу», «Береги здоровье», «Я», создание совместных коллажей, изготовление атрибутов к спектаклям. Выставка рисунков детей на темы «Мои друзья» «Животные разные: красивые и опасные», «Дорога» . Конструирование светофора. Занятие, игра.

Предметно-развивающая среда безопасной жизнедеятельности должна создавать условия для познания мира и опасностей в нем присутствующих, быть направленной на развитие эмоциональной и духовно-нравственной сферы ребенка. Более того, в дошкольном возрасте есть все предпосылки для развития именно этих сторон личности ребенка. Малыши, как правило, эмоционально чувствительны. Помочь ребенку заметить и понять чувства другого, научить его сопереживать и сострадать чужой боли, радоваться вместе с другими, научить его милосердию - вот актуальнейшая задача педагога дошкольного воспитания. Исходя из экологического подхода Дж. Гибсона, окружающая среда - это возможности окружающего мира для удовлетворения потребностей человека (6). Таким образом, Дж. Гибсон указывает на связь и взаимообусловленность характеристик окружающей среды с потребностями человека. Для того чтобы использовать возможности среды, соответствующие потребностям ребенка и, таким образом, мотивирующие его деятельность, ребенок проявляет соответствующую активность, направленную на удовлетворение потребности и в тоже время на саморазвитие (3; 8). Ведущими потребностями малыша выступают биологические и социальные потребности: потребность в движении, в безопасности, поЛИТЕРАТУРА

знавательные потребности, потребность в общении. Именно на удовлетворение этих потребностей ребенка должна быть направлена предметно-развивающая среда: соответствовать требованиям физической и психологической безопасности, быть приспособленной для двигательной активности, гибкой, многофункциональной, разнообразной и насыщенной книгами, рисунками, играми, предметами декоративно-прикладного искусства, предметами, с которыми ребенку будет интересно и полезно играть, в то же время соответствовать возрастным особенностям и физиологическим потребностям ребенка. В такой среде ребенок включается в самостоятельную познавательную деятельность, активно исследует взаимосвязи в окружающем мире, устанавливает их причины и последствия. Ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности в соответствии с его интересами и возможностями. Отношения педагога и ребенка должны основываться на взаимоуважении, позитивном, доброжелательном взаимодействии.

Соответственно, образовательная технология и образовательная среда в целом должны создавать условия, соответствующие возрастными и индивидуально-психологическими особенностям ребенка и необходимые для формирования основ культуры безопасности.

1 Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс, 2002.

2. Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.). Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013.

3. Панов В. И. Психологические аспекты построения образовательных технологий как условие оптимизации развития // Мир психологии. 2004а. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Погодаева М. В. Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности периода дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2012. №5.

5. Погодаева М. В. Формы организации деятельности при обучении дошкольников безопасности // В мире научных открытий: проблемы науки и образования. 2012. №5.4 (29).

6. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

7. Храмцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста : учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.

7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент В. В. Гафнер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.