Научная статья на тему 'Инновационная культура личности как стратегический ресурс социально-экономических и культурных преобразований'

Инновационная культура личности как стратегический ресурс социально-экономических и культурных преобразований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
401
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / культура / саморазвитие / инновационная культура личности / personality / culture / self-development / innovation culture / innovative culture of a personality

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мурованая Нонна Николаевна

В статье рассматриваются концептуальные доминанты инновационной культуры личности в контексте социально-экономических и культурных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes conceptual dominants of innovation culture of a personality in the context of social, economic and cultural transformations.

Текст научной работы на тему «Инновационная культура личности как стратегический ресурс социально-экономических и культурных преобразований»

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Н. Н. Мурованая

В статье рассматриваются концептуальные доминанты инновационной культуры личности в контексте социально-экономических и культурных преобразований.

The article describes conceptual dominants of innovation culture of a personality in the context of social, economic and cultural transformations.

Ключевые слова: личность, культура, саморазвитие, инновационная культура личности.

Key words: personality, culture, self-development, innovation culture, innovative culture of a personality.

Свидетельством пристального внимания к феномену инновационной культуры является созданная в России Хартия инновационной культуры, в которую входят деятели науки, культуры, образования, представители общественных организаций, органов государственной власти страны. Хартия определила круг разноплановых проблем, от которых зависит уровень инновационной восприимчивости не только экономики, но и всего общества в целом. Именно поэтому ряд ученых называют саму Хартию «стратегической инновацией» [5, с. 11; 7, с. 70]. При этом необходимо дальнейшее осмысление данного феномена, поиск путей формирования инновационного потенциала личности, способной адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения, добывать и трансформировать информацию, полученную из различных источников, применять ее для индивидуального развития и саморазвития.

Для рассмотрения феномена инновационной культуры личности обратимся к понятию «культура». Современная научная литература содержит значительное количество определений понятия «культура». В психологических исследованиях культура рассматривается концентрированным, организованным опытом человечества, основой понимания, осмысления окружающей действительности, реализацией потенциала человека. А. Деркач рассматривает культуру личности как «систему знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, которые способствуют использованию накопленной социальной информации и трансляции ее во все аспекты жизнедеятельности» [3, с. 234]. Соответственно, данное понятие непосредственно связано с жизнедеятельностью человека: от создания и воплощения различных технологий до управления социальной и духовной жизнью людей, их образования и воспитания. По мнению В. Виндельбанда человек, являющийся носителем культуры, приобретает моральную, а также эстетическую совесть [2, с. 232]. М. Колесов рассматривает культуру как «фактор, который объективирует способность человека к саморазвитию» [4, с. 19].

Проблема саморазвития рассматривалась многими исследователями Необходимо отметить, что саморазвитие человека осуществляется в преде-

332

лах его жизнедеятельности в процессе проявления активности. Человек предопределяет способность делать личностный выбор на основе познания себя. Так по мнению В. Маралова, саморазвитие - это «непрерывный процесс, в котором под воздействием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели с помощью изменения собственной деятельности или изменения себя» [8, с. 123].

«Инновационная культура является органической составляющей культуры исторически предопределенного уровня жизнедеятельности общества и отдельных его членов» [6, с. 49]. Следовательно, культурный прогресс всегда сопровождается инновационным продвижением.

Важной для нашего утверждения является позиция В. Библера относительно представления культуры как пирамиды с личностью на ее вершине [1, с. 22]. Библер рассматривает каждую грань этой пирамиды как отдельный вид культуры: религиозную, философскую, моральную и другие. Это позволяет рассматривать инновационную культуру личности одним из видов ее общей культуры. В то же время необходимо отметить, что инновационная культура отображает не только уровень развития инновационных процессов, но и меру участия в этих процессах личности, ее удовлетворенности от этого участия. Именно инновационная культура способствует восприимчивости личности к новым идеям, ее готовности и способности поддерживать и реализовывать инновации во всех областях жизни.

Коротко охарактеризуем сущность понятия «инновационная культура личности». Анализ научных трудов позволяет обосновать разнообразие взглядов на сущность инновационной культуры личности. Исследователями данный феномен рассматривается как: (а) область духовной жизни человека, которая закреплена в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивает восприятие ею новых идей, ее готовность и способность к поддержке и реализации нововведений во всех областях жизни (Л. Холодкова); (б) уровень профессиональности, который выражается в способности объективно оценивать новые идеи, готовности творчески осваивать и использовать в своей работе все новое, прогрессивное (О. Аматьева, Н. Гавриш); (в) процесс и продукт инновационной деятельности, т. е. совокупность того, что инноватор создает и как он это создает (Л. Овсянкина); (г) способность, систему специальных знаний, умений, технологий для системной и качественной возможности коллектива, организации, региона, страны, цивилизации и каждого человека действовать эффективно, ответственно, конструктивно, инициативно, творчески, доброжелательно не только на рабочем месте, но и в стране, в мире (В. Джелали) и др.

Это является основанием для рассмотрения нами в узком и широком смысле феномена инновационной культуры личности. На наш взгляд, в широком смысле инновационная культура личности - это сложный культурологический феномен современности, который необходимо рассматривать как способ деятельности и мышления личности, обеспечивающее ее готовность к эффективной жизни в условиях инновационных социально-экономических и культурных преобразований [9, с. 98]. В узком смысле инновационная культура личности рассматривается нами как видовая составляющая общей культуры, способствующая объективному оцениванию и готовности творчески

333

осваивать и использовать в своей инновационной деятельности все инновационное и прогрессивное [9, с. 98].

Таким образом, инновационная культура диктует каждой личности принципы инновационной модели поведения, а обществу - систему ценностей, идеалов, которые содействуют инновационному развитию социальных институтов государства. Следовательно, одним из приоритетных направлений развития общества нашей страны и зарубежных стран является формирование инновационной культуры личности.

Список литературы

1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

2. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. - М.: ИНИОН РАН, 1994.- 350 с.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала - Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752с.

4. Колесов М.С. Человек и культура: Философские размышления. - К.: Изд-во общества Знание Украины, 1991. - 48 с.

5. Кремень В. Яюсна осв^а: вимоги ХХ1 столггтя // Вщкритий урок. Плеяди. - 2007. - № 1. -С. 10-14.

6. Лисин Б.К. Инновационная культура // Инновации. - 2008. - №10. - С. 49-53.

7. Лисина Е.Б. Правовое поле инновационной культуры // Инновации. - 2000. - № 3-4. -С. 70.

8. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

9. Мурована Н.М. Розвиток ЫновацмноТ культури керiвника загальноосвтнього навчально-го закладу в умовах пюлядипломноТ освiти: науковi засади // Вища осв^а УкраТни. - 2014. - № 1. - С. 98-105.

334

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.