Научная статья на тему 'Инновационная концепция «Школа развития индивидуальности ребенка на основе формирования организационно-управленческих навыков»: содержание и опыт ее реализации'

Инновационная концепция «Школа развития индивидуальности ребенка на основе формирования организационно-управленческих навыков»: содержание и опыт ее реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меренков Анатолий Васильевич, Глушкова Вера Сергеевна

В статье анализируется десятилетний опыт реализации концепции развития индивидуальности ребенка на основе формирования организационно-управленческих навыков. Рассмотрены основные принципы работы, основанные на теоретических положениях педагогики саморазвития; применяемые педагогические технологии побуждения ученика к саморазвитию в учебной и внеучебной деятельности; особенности создания ученического самоуправления как способа включения учащихся в процессе саморазвития коллектива класса, школы в целом. Выделена специфика методической работы с учителями. Раскрыто содержание мониторинга, применяемого в гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная концепция «Школа развития индивидуальности ребенка на основе формирования организационно-управленческих навыков»: содержание и опыт ее реализации»

логий как отдельного направления: программирование, телекоммуникации, общие прикладные технологии (напр., издательская деятельность) и др. Также отмечен пакетный характер данного модуля.

2. Вариативная компонента методической системы проиллюстрирована незакрашенными сотами. Пакетность здесь имеет отношение прежде всего к разнообразию предметных направлений и структуре предлагаемой методической системы. Для конкретной специальности пакетность убирается.

3. Вряд ли стоит предполагать, что в ближайшем будущем основная масса абитуриентов будет владеть основами ИКТ на уровне, требуемом в высшей школе. Поэтому блок А в достаточно далекой перспективе останется (возможно, как курс выравнивания) как обязательный компонент и в высшей школе.

4. Как уже отмечалась, предлагаемая структура методической системы позволяет сконцентрировать внимание прежде всего на решении проблем подготовки специалистов, а затем уже определяться собственно с дисциплиной, в рамках которой все эти задачи будут решены.

Литература

1. Долинер Л. И. Адаптивные методические системы как системообразующая компонента дистанционного обучения // Образование и наука: Известия уральского отделения российской академии образования. - 2003. - № 1 . -С. 48-67.

2. Стариченко Б. Е. Теория и практика оптимизации школьного образовательного процесса средствами информационных технологий: Дисс. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 352 с.

УДК М 52 ББКЧ 420

ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ»: СОДЕРЖАНИЕ И ОПЫТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

А. В. Меренков,

В. С. Глушкова

Ключевые слова: развитие и саморазвитие ребенка; организационно-управленческие навыки; ученическое самоуправление; мониторинг развития и саморазвития учащихся.

Резюме: В статье анализируется десятилетний опыт реализации концепции развития индивидуальности ребенка на основе формирования организационно-управленчес-

ких навыков. Рассмотрены основные принципы работы, основанные на теоретических положениях педагогики саморазвития; применяемые педагогические технологии побуждения ученика к саморазвитию в учебной и внеучебной деятельности; особенности создания ученического самоуправления как способа включения учащихся в процессе саморазвития коллектива класса, школы в целом. Выделена специфика методической работы с учителями. Раскрыто содержание мониторинга, применяемого в гимназии.

Данная статья написана по результатам десятилетнего опыта внедрения инновационной концепции и программы развития и саморазвития личности школьника в учебной и внеучебной деятельности в одной из гимназий Екатеринбурга. В ней не ставится задача специального теоретического анализа основных методологических подходов, которые использовались нами при организации конкретной педагогической деятельности. Часть из них уже давно утвердились, некоторые носят дискуссионный характер.

В своей работе мы опирались на те исследования личности, в которых в той или иной степени рассматриваются некоторые закономерности развития и саморазвития индивида в онтогенезе. В частности, использовались теоретические подходы к развитию и саморазвитию личности таких философов, психологов, социологов, педагогов, как Ш. Амонашвили, А. Г. Асмолова, А. С. Белкина, Л. И. Божович, Л. П. Буевой, Л. С. Выгодского, Б. С. Гершунского, Э. Дюргейма, А. В. Зинченко, В. С. Лазарева, Л. Н. Когана, М. С. Неймарк, Л. И. Рувинского, Р. Селевко, П. В. Симонова, Г. Спенсера, В. А. Сухомлинского, Ш. Фурье, Р. Х. Шакурова.

Однако, на наш взгляд, на сегодняшний день не разработаны в полной мере многие непосредственно связанные с реальной практикой педагогов элементы теории развития и саморазвития личности в онтогенезе. Почти не изучены механизмы развития и саморазвития ребенка с раннего детства до достижения социальной зрелости. Также не выявлены ведущие механизмы асоциального развития ребенка, что препятствует созданию действенной системы профилактики различных зависимостей у подростков. Редко встречаются попытки последовательной реализации основных положений теории саморазвития ребенка в практике общеобразовательных учреждений. Все это вызвало необходимость поиска способов внедрения теории саморазвития личности в онтогенезе в практику работы конкретного образовательного комплекса, включающего дошкольные группы и все ступени полного среднего образования.

Гимназия № 207 «Оптимум» была создана в 1994 г. как инновационное образовательное учреждение Екатеринбурга. В настоящее время в ней обучаются дети с 2 до 17 лет, подготовлено 5 выпусков.

Главной задачей гимназии стало создание и апробация системы проектирования и развития индивидуальности учащихся. Разработанная концепция направлена на создание и реализацию педагогических технологий, обеспечивающих воспитание и обучение личности, способной успешно адаптироваться к современному бурно меняющемуся миру.

Используемые до сих пор во многих учебных заведениях технологии обучения и воспитания в большинстве своем соответствуют тому периоду развития общества, который характеризовался весьма устойчивым воспроизводством новыми поколениями норм и правил, созданными предшествующими поколениями. Научно-техническая революция к концу прошлого столетия привела к постоянно ускоряющемуся обновлению практически всех производств, а также быта, досуга, системы получения и обработки информации.

Впервые в истории человек поставлен в такую ситуацию, когда он вынужден решать основные задачи своей повседневной жизни, опираясь не на знания и представления, которыми руководствовались его отцы и деды, а на самостоятельный поиск вариантов оптимальных решений новых проблем трудовой, досуговой деятельности. Жизнь постоянно требует обновления знаний и умений, которые необходимы для успешного выполнения разнообразных профессиональных и иных обязанностей.

Впервые сама общественная жизнь требует такой организации воспитательной и образовательной деятельности, которая формирует у ребенка с раннего детства ориентацию и установку на саморазвитие во всех видах его повседневной жизнедеятельности.

В условиях, когда необходима четко ориентированная активность, направленная на постоянное выявление и максимальную реализацию индивидуальных задатков и способностей каждого человека, перед педагогикой стоит проблема поиска эффективных технологий превращения стихийной активности детей в сознательно организованный и контролируемый ими же процесс самореализации и самоутверждения на всех этапах первичной социализации.

Поэтому нынешняя ситуация в семейном, школьном, общественном воспитании и обучении требует создания и практической апробации особой «Педагогики саморазвития личности».

Задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру, можно решить только на основе использования объективных законов развития и саморазвития ребенка в онтогенезе. Суть их заключается в том, что человек, взаимодействуя с разными людьми, проходит три ступени своего развития. На первой он преимущественно занят освоением норм и правил актуальной культуры. На втором - на базе достигнутого уровня владения культурой - получает возможность реализации своих индивидуальных способностей в разнообразных видах жизнедеятельности. На третьей ступени освоенный уровень самореализации позволяет ему активно участвовать в совершенствовании деятельности тех людей, с которыми он сотрудничает.

При этом важнейшим условием успешного воспитания и обучения ребенка родителями, педагогами, социальной средой является умелое использо-

* Подробно указанные теоретические положения раскрываются в монографиях: Меренков А. В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии. - Красноярск, 1986; Меренков А. В. Педагогика саморазвития личности. - Екатеринбург, 2001.

вание заданных ему природой индивидуальных особенностей, которые определяют, с одной стороны, успешность освоения отдельных элементов культуры, с другой - усложняют овладение некоторыми нормами и правилами.

Закономерности развития личности в разработанной нами педагогической концепции реализуются с помощью специальных механизмов развития и саморазвития личности в онтогенезе. Выделяются следующие основные механизмы.

Ведущая роль принадлежит механизму формирования потребности в постоянном самосовершенствовании. Этот механизм включает в себя выработку у ребенка с 3 лет чувства гордости, с 4 - 5 лет - чувства стыда, с 5 - 6 лет - чувства совести, с 6 - 7 лет - чувства долга и понимания необходимости следовать нормам поведения; с 10 -12 лет - чувства ответственности за себя и окружающий мир. Указанные понятия трактуются нами не как категории нравственной культуры, а значительно шире. В них выражается наличие внутреннего побуждения личности к саморазвитию во всех сферах жизни. Принятие норм трудовой, эстетической, нравственной и других видов культуры осуществляется с помощью данных чувств. Они обеспечивают ориентацию на овладение актуальной культурой, а также создают ту внутреннюю энергию, которая необходима для постоянного побуждения себя к совершенствованию сознания и поведения.

Использование данного механизма позволяет уже к подростковому возрасту выработать у ребенка способность противостоять негативным воздействиям окружающей среды. Вероятность асоциальных форм поведения у людей, которые выработали у себя указанные качества, существенно сокращается.

Соответствующее реальным достижениям чувство гордости может быть обозначено как нормативное, поскольку обеспечивает успешное освоении ребенком тех требований, которые предъявляет к нему актуальная культура конкретного социума. Этот вид гордости формирует особую систему чувственноэмоционального отношения человека к окружающему миру. Оно характеризуется следующим механизмом. Сначала возникает переживание мужественности как внутренней силы, позволяющей успешно осваивать предъявляемые к ребенку нормы и правила социальной жизни. Затем возникает чувство уверенности в себе. На его базе формируется чувство внутреннего спокойствия, необходимого для умелого преодоления тех естественных трудностей, которые возникают в процессе приобретения новых знаний и умений. Значительные достижения в освоении культуры, овладении учебными навыками рождают чувство радости за себя и окружающих людей. На этой основе утверждается высшее положительное чувство - любовь - к природе, людям, активной познавательной деятельности, к самому себе, как знающему, умеющему и сильному в социальном плане человеку.

Следующим механизмом, обеспечивающим реализацию потребности личности в постоянном самосовершенствовании, выступают организационноуправленческие навыки. Их смысл заключается в том, что человек в процессе

саморазвития всегда сталкивается с различными трудностями, порожденными как внешними обстоятельствами, так и отсутствием в должной мере тех внутренних качеств, которые обеспечивают достижение желаемого успеха. Поэтому воспитание и образование включают в качестве обязательного условия приобретение ребенком умения за счет внутренних сил преодолевать эти трудности.

Механизм, обеспечивающий реализацию этой задачи, включает в себя:

• умение четко поставить цель тех изменений в себе, которые хотелось бы осуществить в какой-либо конкретной деятельности;

• выбор оптимального варианта достижения поставленной цели;

• концентрацию воли - как той внутренней силы, которая обеспечивает преодоление возникших трудностей;

• терпение - как психическую способность в течение требуемого промежутка времени концентрировать необходимую для работы физическую и психическую энергию;

• самоконтроль в процессе реализации поставленной цели.

Важнейшей особенностью организации воспитательного и образовательного процессов на основе указанных механизмов является то, что у каждого ребенка по-разному может проявляться чувство гордости, стыда, совести в различных видах деятельности. Поэтому возникает необходимость, занимаясь формированием конкретных умений в той или иной работе, наполнять содержание этого механизма теми показателями, которые определяют саморазвитие, например, в общении с окружающими людьми, в освоении отдельных школьных предметов и т. п. Также и организационно-управленческие навыки могут быть представлены в одной сфере как более развитые, а в других - менее развитыми.

Указанные противоречия являются одной из важнейших причин постоянного изучения индивидуальности ребенка для организации такого педагогического взаимодействия с ним, которое, в конечном счете, побудит его к самосовершенствованию во всех видах жизнедеятельности.

Практическая реализация указанных подходов к пониманию особенностей развития и саморазвития личности в онтогенезе достигается специальной организацией педагогического процесса. В гимназии он строится прежде всего на выявлении методами психолого-педагогического анализа набора тех индивидуальных черт ребенка, которые определяют уровень его готовности к развитию и саморазвитию в предлагаемых видах деятельности. Данная работа осуществляется на основе карточки наблюдения за уровнем проявления того набора качеств, которые определяют степень готовности к приобретению необходимых знаний и практических умений в учебной и внеучебной деятельности.

Замер исходного уровня зрелости основных элементов саморазвития, а также уровня проявления организационно-управленческих навыков, тех психологических характеристик, которые требуются для успешной учебной деятельности и овладения культурой общения с окружающими людьми, позволяет

разработать траекторию индивидуального развития каждого ребенка на ближайшее и отдаленное будущее.

Педагогическая технология формирования потребности в активном саморазвитии включает в себя следующие этапы.

1. На основе анализа имеющегося уровня развития потребности в самосовершенствовании тех видов деятельности, в которых ребенок занят в гимназии, им, совместно с классным воспитателем и родителями, разрабатывается конкретный план развития отдельных качеств на четверть и полугодие. Начинается это работа с учащимися 2-го класса. При этом ставится не более двух-трех задач, над решением которых ребенок будет работать. Например, обеспечивать более полный контроль своего поведения на уроках, концентрации внимания при выполнении домашних заданий, преодоления отставания в освоении какого-то предмета и т. п. При составлении плана саморазвития ребенок вместе с взрослыми людьми осуществляет поиск основных способов реализации поставленных целей. При этом обнаруживается, что чаще всего требуется усилить волю, терпение, самоконтроль как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

2. На следующем этапе ребенку предоставляется та самостоятельность, в рамках которой он должен суметь на основе организационно-управленческих навыков достичь поставленной цели. Классный воспитатель, еженедельно подводя итоги учебной и внеучебной деятельности ребенка, помогает ему оценить степень продвижения к поставленной цели и выделить те трудности, которые препятствуют успешному саморазвитию. Родители также включаются в процесс контроля реализации ребенком целей саморазвития в домашних видах деятельности.

3. По итогам четверти, полугодия классный воспитатель организует коллективное обсуждение успехов каждого ребенка в выполнении индивидуальных планов саморазвития. Ученик, а затем его товарищи оценивают достижения в преодолении тех трудностей, которые препятствовали освоению общекультурных и общеучебных требований. При этом каждый ученик получает возможность выявить уровень заинтересованности в его развитии как товарищей по учебе, так и самих педагогов.

Тем самым развивается чувство уверенности в себе на основе более полного самоутверждения среди тех, кто обеспечивает условия для развития личности ребенка и создает стимулы для более полного проявления его индивидуальности в коллективных делах.

4. Развитие чувства гордости за способность работать над собой, успешно занимаясь самосовершенствованием, обеспечивается оценкой успехов каждого ученика. На общешкольной линейке, которая проводится по итогам четверти, отмечаются конкретные успехи ученика в усвоении отдельных предметов, а также более полном овладении навыками культуры общения с педагогами и сверстниками. Лучшие ученики по итогам учебного года награждаются грамотами родительского комитета и Совета гимназистов.

Для обеспечения эффективной работы ученика по саморазвитию в рамках школьного компонента базисного учебного плана введены два специальных авторских курса: «Я и мир моей любви» и «Культура коммуникативной деятельности».

В первом дается блок знаний, раскрывающих содержание тех качеств, которые составляют механизм развития и саморазвития человека в процессе его взросления. Дети на уроках учатся оценивать уровень и характер проявления своих эмоций, чувств, способностей рационально осмысливать типичные жизненные проблемы, возникающие у них при общении с родителями, учителями, товарищами по учебе, друзьями. Особое внимание уделяется раскрытию механизмов формирования положительных чувственно-эмоциональных переживаний и преодоления негативных чувств и эмоций, которые препятствуют самоутверждению ребенка среди окружающих людей.

Стержнем всего курса является формирование знаний и выработка установок на умение получать высшее положительное переживание - чувство любви - к природе, близким и дальним людям, к самому себе, к технике, к знаниям, искусству, родному краю, родине, своему народу.

Стихийные формы любви, которые обычно у детей носят ограниченный, неразвитый характер, приобретают более зрелую форму на основе изучения основных способов развития этого чувства у каждого человека. Особое внимание уделяется правильному пониманию любви к себе как основы усиления потребности в саморазвитии в учебной и внеучебной деятельности.

Во втором курсе рассматриваются основные способы формирования доброжелательных, толерантных отношений ребенка с разными людьми.

С целью усиления роли самих учащихся в развитии и саморазвитии создана система ученического самоуправления - на уровне класса и школы. Ее целью является не только привлечение учащихся к той работе, которая направлена на формирование культуры проведения классных и общешкольных коллективных мероприятий. Важнейшей задачей этой системы является создание условий для саморазвития личности путем более полной самореализации в разнообразных видах творческой деятельности, осуществляемой детьми самостоятельно, а также под руководством педагогов и родителей. Самостоятельно организуя внеучебную жизнь класса, школы, учащиеся стимулируют проявления способностей, которые еще не реализованы.

Однако нередко возникают ситуации, когда ребенок, не получив в раннем детстве необходимого побуждения к саморазвитию, только в результате постоянного воздействия взрослых осваивает предлагаемый ему уровень учебной активности и основные нормы культуры поведения. Приходится заниматься перевоспитанием, сущность которого заключается в формировании в более позднем возрасте чувства гордости за самостоятельно достигнутые успехи в учебе, проявление воли, терпения в преодолении возникающих трудностей. Основным препятствием, как показывает практика, является крайне низкий уровень потребности в самоутверждении у части детей, отсутствие умения

управлять своими эмоциями и чувствами, господство стихийных форм адаптации к окружающему миру.

Успех в работе с такими детьми достигается только в том случае, когда семья активно включается в перевоспитание ребенка, помогает формировать у него качества, определяющие саморазвитие личности в основных видах жизнедеятельности.

Практика показала, что обязательными условиями успешной реализации концепции развития индивидуальности является следующее.

1. Методическая работа с педагогами по формированию у них основных знаний о закономерностях развития и саморазвития ребенка во всех сферах его жизнедеятельности; механизмах эффективного воспитания и образования в условиях образовательного учреждения на каждом этапе взросления ученика; способах выявления индивидуального уровня освоения ребенком механизмов развития и саморазвития. Тем более что многим учителям трудно отказаться от традиционных форм организации учебной деятельности. Они нередко руководствуются установкой на формирование у детей конкретных знаний, а не потребности в самостоятельном их приобретении из различных источников, в том числе из учебника. Желание чисто формально провести занятия преодолевается некоторыми учителями с большим трудом.

2. Активное педагогическое просвещение родителей. Необходимость этого вызвана тем, что, во-первых, многие родители не ориентированы на организацию воспитания детей с раннего возраста, во-вторых, современное педагогическое просвещение не раскрывает содержание тех педагогических технологий, которые позволяют самим родителям выявлять индивидуальные особенности детей и организовывать семейное воспитание таким образом, чтобы ребенок был ориентирован на усвоение нормативной гордости, стыда, совести, долга, ответственности, воли, терпения, самоконтроля в процессе познания окружающего мира и взаимодействия с ним.

Широкое использование концепции развития индивидуальности ребенка на основе формирования организационно-управленческих навыков в различных образовательных учреждениях достигается в процессе овладения всеми педагогами знаниями и умениями, обеспечивающими умелое использование механизмов саморазвития, а также организации педагогического мониторинга самосовершенствования ребенка в процессе обучения в школе.

Разработанный в гимназии мониторинг включает в себя отслеживание индивидуального развития каждого ребенка в учебной деятельности и в освоении норм культуры поведения. Составлена карточка развития отдельных качеств ребенка, которая заполняется детьми совместно с учителями. Также ведется мониторинг учебных достижений каждого ученика по отдельных предметам. Организован мониторинг учебных достижений каждого класса. Это позволяет организовать соревнование на звание лучшего по учебе класса гимназии;

Обеспечение качества реализации образовательной программы достигается за счет усиления роли гимназии в формировании познавательной актив-

ности детей разного возраста в учебной и внеучебной работе. Гимназия принципиально не отбирает учащихся по способностям, а ориентируется на заинтересованность семьи в качественном обучении своего ребенка. Поэтому педагоги строят свои отношения с детьми и родителями в учебном процессе не по принципу соответствия ребенка требованиям программы, а по принципу создания условий, мотивирующих и активизирующих ребенка к учебной деятельности.

Проведенный анализ достигнутых за десять лет результатов показывает следующее:

• у большинства учащихся сформировалась положительная установка на систему используемых в ней методов обучения и воспитания;

• почти все учащиеся понимают содержание требований к их учебе и культуре поведения, направленные на обеспечение их успешной адаптации;

• удалось сформировать толерантные и в основном дружеские отношения между детьми 1-11 классов;

• постепенно у учащихся формируется понимание необходимости постоянного саморазвития в учебной и внеучебной деятельности, для того чтобы стать успешным человеком;

• последовательно идет процесс развития познавательных интересов и формирование навыков самостоятельного поиска новых знаний, способствующих более полному самоутверждению и самореализации каждого ребенка;

• у большинства детей вырабатываются навыки планирования своего ближайшего и отдаленного будущего;

• постепенно формируются навыки самоуправления в организации жизни класса и школы в целом.

Однако остаются проблемы, связанные с необходимостью более тесного сотрудничества семьи и школы в обеспечении эффективного развития и саморазвития каждого ребенка. Ребенок должен не только в школе, но и дома ориентироваться на саморазвитие в быту, досуговой деятельности, при общении с близкими людьми.

Перспективы дальнейшей работы связаны с апробацией и коррекцией реализуемых в настоящее время педагогических технологий воспитания, их использования для качественного изменения форм организации учебной деятельности учащихся, совершенствованием методической работы с педагогами и родителями, развитием ученического самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.