МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
промышленной деятельности, одной из которых является усиление государственного контроля над эффективностью направления ресурсов в промышленный сектор.
Для полноценного и эффективного развития любой деятельности, в том числе и инновационной, необходима охрана прав и интересов экономических субъектов. Масштабы развития рыночных отношений, как отмечал Р. Коуз, во многом зависят от отрегулированности отношений собственности. Следовательно, нужна эффективная законодательная база, поощряющая инновационное предпринимательство и связанные с ним финансовые риски, гарантирующая защиту прав интеллектуальной собственности [4, c.204-205; 6, с.54]. Список использованной литературы:
1. Барышева А.В., Балдин К.В., Голов Р.С., Передеряев И.И. Инновации. // М.: Дашков и К, 2008.
2. Бондаренко Н.Е. Государственная политика в условиях формирования инновационной экономики: Монография - Москва: Ваш полиграфический партнер, 2011.
3. Бондаренко Н.Е., Комарова И.П. Государственная инновационная политика: основные принципы и приоритеты // Вестник Международного института экономики и права. 2013. №1(10). С. 78-83.
4. Бондаренко Н.Е., Казаринова Е.Б. Инновационная политика государства как стратегическая задача обеспечения национальной безопасности России [Текст] / Н. Е. Бондаренко, Е. Б. Казаринова // Научные исследования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С.202-205.
5. Бондаренко Н.Е. Теоретические основы концепции инновационного развития экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. №1. С. 7-11.
6. Бондаренко Н.Е. Формирование национальной инновационной системы России и ее государственное регулирование // Вестник российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, 2009. №2(26). - С. 48-54.
7. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование / В.И. Кушлин, А.Н. Козырев, И.B. Петухова, Рассудовский В.А.: Науч. ред. Ю.В, Яковец. - М.: Изд-во РАГС, 2000.
8. Казаринова Е.Б. Предпосылки инновационного развития // Экономист. 2011. №4. С.46.
9. Косов М.Е., Сигарев А.В. Роль бизнес-инкубаторов в развитии инновационной экономики // Образование. Наука. Научные кадры. 2010. №4. С. 88-92.
10. Косов М.Е., Сигарев А.В. Роль государства в развитии венчурной индустрии // Финансы и кредит. 2010. №20(404). С. 41-45.
11. Становление новой экономики России в условиях глобализации: Монография / Под общей ред. В.В. Громыко - М.: МАКС Пресс, 2009.
12. Шапкин И.Н., Бондаренко Н.Е. Создание национальной инновационной системы как условие повышения конкурентоспособности стран в глобальной экономике / Век глобализации. 2012. №2. - С. 160-173.
13.Wolcott P., Goodman S.E. Under the stress of reform high-performance computing in the Soviet Union.// Communications of the ACM. -1993. № 36 (10).
© Н.Е. Бондаренко, 2015
УДК 336
М.С.Брилка
аспирант кафедры мировой экономики Экономический факультет Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
г. Москва, Российская Федерация
ИННОВАЦИОННАЯ И АДАПТИВНАЯ СТРАТЕГИИ ТНК В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
На основе анализа статистики и теории стратегического менеджмента произведена классификация
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
избранных стран мира и их ТНК в отрасли высоких технологий. Рассмотрены 2 стратегии, используемые этими странами: адаптивная и инновационная. Сделан вывод о том, что адаптивную стратегию используют страны с догоняющей моделью развития. При дальнейшем анализе выявлено, что Китай выбивается из предложенной модели и использует обе стратегии одновременно. Случай Китая рассмотрен особо, сделаны выводы об эффективности стратегии Китая в отрасли высоких технологий. Кратко рассмотрена позиция РФ в отрасли высоких технологий.
Ключевые слова
Высокие технологии, обмен технологиями, исследования и разработки, транснациональные
корпорации, стратегии ТНК
Рассматривая сферу высоких технологий, исследователи отмечают, что как на макроуровне (если речь идёт о государстве), так и на уровне топ-менеджмента (если речь идёт о ТНК), можно выделить 2 основные стратегии: адаптивную и инновационную. [1] Остановимся на них подробнее. Адаптивная стратегия примечательна тем, что она ориентирована в первую очередь на „разработки", инновационная же делает упор на „фундаметальные и прикладные исследования". Рассматривая ТНК, можем трактовать эти стратегии следующим образом: при первой стратегии контрагент стремится получить новые (пускай и не новейшие) знания других стран, доступ к которым невозможно получить в стране контрагента, вторая же стратегия характеризуется тем, что при ней существующие в компании технологии и продукты адаптируются к условиям страны-реципиента.
Для начала определим страны-лидеры в сфере высоких технологий. Для этого рассмотрим следующую статистику.
Таблица 1
Высокотехнологические заявки из общего числа заявок на патенты на млн. чел. в 2012 году [2]
Страна Высокие технологии из общих заявок
Швейцария 55%
Финляндия 59%
Швеция 67%
Япония 64%
Германия 56%
Израиль 70%
Дания 60%
Южная Корея 67%
Австрия 50%
Нидерланды 53%
Франция 60%
Бельгия 55%
США 66%
ЕС (28 стран) 57%
Великобритания 59%
Италия 50%
Канада 64%
Испания 54%
Польша 50%
ЮАР 44%
Китай 74%
Россия 54%
Бразилия 47%
Индия 70%
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Рассматривая страны-лидеры в сфере высоких технологий и их ТНК, можем условно разделить их на 2 ярко выраженные группы: страны «первого эшелона» (США, страны западной Европы) и страны НИС «первой волны» (Япония, Южная Корея, Сингапур и Китай).
Можно обнаружить следующую тенденцию: первые используют инновационную стратегию, а вторые - хотя и придерживались изначально адаптивной стратегии, впоследствии перешли к первой, инновационной, модели. Размышляя подобным образом, делаем следующий вывод: переняв высокотехнологичный опыт других стран путем адаптивной стратегии, адаптивные ТНК начинают собственное инновационное (фундаментальное) развитие, но при этом с существенно меньшими финансовыми и временными затратами.
Правда, стоит отметить, что Китай представляет собой особый случай. Остановимся на нём подробнее. Дело в том, что Китай и его ТНК одновременно используют как адаптивную, так и инновационную стратегию, используя сильнейшие стороны обеих моделей.
Развитие сферы высоких технологий в Китае происходило следующим образом: изначально было необходимо адаптировать продукты и процессы под нужды ключевых (и притом - внутренних) рынков, т.е. использовалась адаптивная стратегия в сфере высоких технологий. При ней осуществлялся мониторинг исследовательской активности конкурентов, однако главными факторами оставались потребность в снижении издержек при инвестировании в высокие технологии, и необходимость привлечь талантливые и квалифицированные кадры. Китаю это удалось за счёт прихода в страну зарубежных ТНК.
Необходимо, однако, помнить, что в общем случае это может привести к напряженности между зарубежными ТНК и правительством страны-реципиента: ТНК стратегически не заинтересованы в передаче технологий, а государства стремятся эти технологии как раз получить. Следует отметить, что чем более масштабный характер носит взаимодействие страны-реципиента с зарубежными ТНК, а также взаимодействие зарубежных ТНК с местными фирмами и научно-исследовательскими центрами, тем значительнее (и позитивнее) будет влияние ТНК на страну-реципиета, которая может затем использовать позитивные эффекты от взаимодействия с ТНК и впоследствии станет развивать собственные инновации, но уже с большей ценовой конкурентоспособностью. В Национальном плане Китая отмечено, что он планирует и дальше придерживаться подобной стратегии, одновременно привлекая как инвестиции, так и технологии. Касательно взаимодействия ТНК и местных компаний, то интересным представляется тот факт, что на их долю приходится 71% инвестиций в НИОКР. Помимо того, что государство проводит политику устранения технологического разрыва и предоставляет компаниям различные стимулы для проведения исследований и разработок в конкурентоспособных сферах, таких как аэронавтика, «зеленая» энергетика, высокоскоростные поезда, ИТ. При этом сами ТНК Китая ориентируются уже на рынки развивающихся стран, составляя конкуренцию другим лидерам сферы высоких технологий. [3: с. 8-10]
Опыт Китая может быть интересен и для России, которая серьёзно потеряла свои позиции в сфере высоких технологий в 1990-е годы (и даже не была представлена в приведённой выше таблице). В свете рецессии и санкций, было объявлено об ориентире на импортозамещение. Можно с сожалением констатировать, что в большинстве отраслей продукция РФ не соответствует параметрам мировых лидеров (находясь на заре 6-го технологического уклада, Россия в большинстве отраслей представляет 4-й уклад). [4] Исходя из рассмотренных альтернатив, Россия может либо использовать инновационную стратегию и осуществлять инвестирование в «разработки», которые должны при этом быть конкурентноспособными на мировом рынке, либо Россия должна улучшить инвестиционный климат, сделав его более привлекательным для ТНК. Однако в таком случае будет необходимо устранить преференции для менее конкурентоспособного отечественного производителя, что представляется не самым лёгким решением ввиду его социальных последствий.
Список использованной литературы:
1. SHIMIZUTANI RIETI S. What Determines Overseas R&D Activities? The Case of Japanese Multinational Firms. TODO Yasuyuki Aoyama Gakuin University - http://www.rieti.go.jp/jp/publications/dp/07e010.pdf
2. Neuhäusler P., Rothengatter O., Frietsch R., Feidenheimer A. Patent Applications - Structures, Trends and Recent Developments 2014. Fraunhofer ISI, 2015. - http://www.isi.fraunhofer.de/isi-wAssets/docs/p/de/efi-studien72015_StuDIS_05.pdf
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
3. Fabre G., Grumbach S. The World Upside Down, China's R&D and Innovation Strategy. HAL, 2012. -https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00686389/document
4. Каблов Е. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. - 2010. №4 https://www.nkj.ru/archive/articles/17800/
© Брилка М.С., 2015
УДК 336.7
А.И. Булатова, к.с.н., доцент Башкирский государственный университет, г. Уфа, Российская Федерация
О ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Аннотация
В статье рассматривается сущность исламского банкинга, его преимущества и недостатки. Дается описание отдельных видов банковских услуг. Рассматривается возможность развития исламского банкинга в Республике Башкортостан в перспективе.
Ключевые слова
Исламский банкинг, исламская модель финансирования, банковский рынок, мудараба,
иджара-аренда, мурабаха.
Падение рубля до исторического минимума, обвал цен на нефть, за счет которой Россия обеспечивает половину своих бюджетных доходов, расшатывает стабильность ее экономической системы. Отток иностранного капитала и «горячих денег», которые особенно любят высокие процентные ставки все более усугубляют экономическое положение России. Пытаясь бороться с кризисом, Россия готовится сделать важный шаг и внедрить инструменты исламского финансирования в свою экономическую систему.
Исламский банкинг - это система, которая основана на высоких идеалах и нравственных ценностях Ислама и, вместе с этим, применяется в рамках современной системы [2].
В качестве примера создания системы регулирования исламского банкинга можно привести Великобританию. Основной постулат отношения правительства Великобритании к деятельности исламских банков: «Никакой поддержки и никаких препятствий». Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (УФРН) и Банк Англии принимают непосредственное участие в развитии данной отрасли.
В августе 2004 г. в Лондоне был учрежден Исламский банк Великобритании (IBB) - чисто исламский банк, осуществляющий деятельность в рамках банковского законодательства и шариата.
Конечно, исламские банки в Великобритании сталкиваются с различными сложностями, которые препятствуют их развитию. В отличие от других стран, здесь нет специального закона, регулирующего деятельность исламских банков, за их деятельностью следит Управление по финансовому регулированию и надзору. Однако даже в рамках общей схемы регулирования финансовых учреждений страны в Великобритании можно использовать инновационные для этой страны банковские услуги, превратившие ее в центр притяжения исламских финансовых ресурсов всего мира [4].
Соответственно, у исламского банкинга преимуществ намного больше чем недостатков. Преимущества:
1) Справедливое распределение рисков между инвестором и заемщиком. Фактически банк работает как партнер проекта, участвуя, как в прибылях, так и в убытках. Соответственно, банк делит с заемщиком и ответственность.