Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в туризме: понятийный аппарат и особенности развития'

Инновационная деятельность в туризме: понятийный аппарат и особенности развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ИННОВАЦИЙ / ТУРИЗМ / СУБЪЕКТЫ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калиева О. М., Столярова Н. В., Дергунова М. И.

Рассмотрены ключевые компетенции, обеспечивающие инновационное развитие туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в туризме: понятийный аппарат и особенности развития»

4. Линденбратен А.Л., Азизова Б.Г. Некоторые направления совершенствования деятельности муниципальных диагностических центров // Медицинская диагностика. Управление и качество. - 2008. - № 1. - С. 9-11.

5. Тельнова Е.А. Качество оказания медицинской помощи как основная задача системы здравоохранения // Вестник Росздравнадзора. - 2010. - № 5. -С. 4-9.

6. Трифонов Н.Ю., Габриелян А.Р., Касапов К.И. и др. Обоснование применения интегрального показателя оценки качества медицинской помощи при анализе эффективности инновационной деятельности лечебно-профилактических учреждений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2013. - № 4-1. - С. 1348-1350.

7. Юркин Ю.Ю. Разработка нормативов по труду для врачей ультразвуковой диагностики // Бюлл. ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН. -2006. - № 1. - С. 99-102.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИЗМЕ: ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

© Калиева О.М.*, Столярова Н.В.*, Дергунова М.И.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Рассмотрены ключевые компетенции, обеспечивающие инновационное развитие туризма.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, виды инноваций, туризм, субъекты туризма.

В рыночной экономике главная задача любого предприятия - получение прибыли через удовлетворение запросов потребителей. А в современном мире это возможно лишь предлагая новые товары и услуги по приемлемой для потребителя цене. Необходимость нового изначально формируется в сознании как проблема, связанная с наличием противоречия между действительностью и ее возможным состоянием. Можно выделить две основные причины появления инноваций: 1) возрастающие и меняющиеся потребности человека заставляют его искать новые способы их удовлетворения; 2) постоянно меняющаяся среда обитания и условия человеческой жизнедеятельности вызывают необходимость адаптации к этим изменениям. На наш взгляд, при рассмотрении понятия «инновация» наиболее раскрыто определение, данное А.Б. Борисовым в Большом экономическом словаре.

* Заведующий кафедрой Маркетинга, коммерции и рекламы.

* Магистрант.

Инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм [1].

Базовыми понятиями теории инноваций, рассматриваемые исследователями разных стран в различные временные периоды, остаются: инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары / услуги или товары / услуги с новыми качествами.

Различают несколько видов инноваций, представленых на рис. 1.

Рис. 1. Влияние различных инноваций на конкурентоспособность

Направления исследований в сфере инновационной деятельности затрагивают деятельность организаций различной отраслевой принадлежности, в том числе и предприятий туриндустрии.

За счет внедрения инноваций туристская организация может получить доминирующее положение на рынке, пока на этот рынок не выйдут другие более «инновационно подкованные» конкуренты. Однако они в полном объеме не раскрыты в такой сфере деятельности, как туризм.

Туризм является полноценным межотраслевым комплексом национальной экономики России [2], состав которого определяется в момент реализации туристской услуги. Потребитель туристских услуг (турист) потребляет некоторое количество услуг, и это приводит к тому, что, с одной стороны, среди поставщиков туристских услуг появляется конкуренция, а с другой стороны, поставщикам приходится кооперироваться (объединяться) между собой, когда потребитель нуждается в дополнительных услугах. В процессе кооперации и конкуренции возникает новый туристский продукт. В этот момент классический (традиционный) туризм преобразуется в инновационный. Разделение туристской деятельности на классическую и инновацион-

ную, повлекло создание понятийного аппарата, связанного с особенностями развития инновационной деятельности в туризме.

Таким образом, понятие инновационная деятельность в туризме - это тесно связанные между собой процессы по формированию, реализации, продвижению и послепродажному обслуживанию инновационного туристского продукта субъектами инновационной деятельности в туризме, а также по финансовому обеспечению этих процессов, приводящих к получению экономического эффекта [2]. Для характеристики инновационной деятельности в туризме уточним ряд других понятий: инновационный туристский продукт, процесс формирования инновационного туристского продукта, процесс продвижения инновационного туристского продукта, реализация инновационного туристского продукта, субъекты инновационной деятельности в туризме.

Из определения инновационной деятельности в туризме, следует, что она представлена совокупностью нескольких процессов, представленных в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [5]:

- формирование инновационного туристского продукта - это процесс возникновения идеи, который представлен как результат упорядоченной деятельности туроператора по заключению и исполнению договоров с поставщиками туристских услуг, оказывающими отдельные новые или усовершенствованные услуги, входящие в туристский инновационный продукт;

- процесс продвижения инновационного туристского продукта - это деятельность турфирм, направленная на стимулирование спроса производимого инновационного туристского продукта и на формирование положительного имиджа предприятия;

- процесс реализации инновационного туристского продукта - деятельность турфирм по заключению договора о реализации инновационного туристского продукта с потребителем, а также деятельность турфирм и поставщиков инновационных туристских услуг по оказанию потребителю самих инновационных туристских услуг в соответствии с данным договором.

Туризм как межотраслевой комплекс состоит из отраслей, под которыми следует понимать совокупность организаций, деятельность которых существенно влияет на экономические показатели региона за счет формирования, продвижения и реализации качественных, уникальных и конкурентоспособных туристских продуктов и услуг [3]. На наш взгляд правильно использовать подход, предложенный проф. М.Н. Дмитриевым и доц. М.Н. За-баевой, отраженный в учебнике «Экономика туристского рынка» согласно которому, туризм рассматривается как межотраслевая деятельность. К субъектом туристической деятельности следует относить турфирмы, организа-

ции общественного питания, средства размещения, организации досуга, страховые фирмы, компании, предоставляющие услуги пассажирского транспорта [2].

Выделенные субъекты сгруппированы в четыре подгруппы и представлены на рис. 2.

На основе приведенной классификации организаций туристской отрасли и на основе определения отрасли туризма можно дать трактовку категории «субъект инновационной деятельности в туризме». Субъектами инновационной деятельности в туризме являются туристские организации, принимающие совместное участие в процессах формирования, продвижения, реализации и послепродажного обслуживания инновационных туристских продуктов или услуг. Турфирмы представляют собой совокупность организаций, занимающихся туроператорской и турагентской инновационной деятельностью. В свою очередь, туроператорская инновационная деятельность -деятельность по формированию, продвижению и реализации инновационного туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее -туроператор). Турагентская инновационная деятельность - деятельность по продвижению и реализации инновационного туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент). Поставщики туристских услуг - это совокупность организаций (организации размещения туристов; организации общественного

питания; транспортные организации; организации досуга; предприятия связи) участвующих в процессе формирования инновационного продукта или услуги. Туристские администрации - это органы государственной власти, занимающиеся вопросами развития инновационной деятельности туризма в регионе и стране. Исходя из выше сказанного, можно считать, что субъектами инновационной деятельности в туризме могут быть все организации входящие в межотраслевой туристский комплекс.

Таким образом, отличительной особенностью развития инновационной деятельности в туризме от классической туристской деятельности является создание новых или усовершенствование существующих туристских продуктов, совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых потребительских рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

Список литературы:

1. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2000.

2. Дмитриев М.Н. Экономика туристского рынка: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям сервиса и туризма / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н. Малыгина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 311 с.

3. Забаева М.Н. Методология оценки и эффективного использования туристского потенциала регионов России: монография / М.Н. Забаева; Ниже-город. гос. архит.-строит. ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ 2009. - 245 с.

4. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

5. Тимофеев Д.Н. Управление промышленными предприятиями при реализации инновационно-ориентированной стратегии / Д.Н. Тимофеев // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 2 (40). - С. 133-139.

6. Тимофеев Д.Н. Организационные формы управления инновационно ориентированной деятельностью предприятия / Д.Н. Тимофеев // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 5 (34). - С. 347-353.

7. Тимофеев Д.Н. Концепция структурно-логической модели предпринимательской компании / Д.Н. Тимофеев // Экономика и предпринимательство. - 2011. - № 6. - С. 176-178.

8. Тимофеев Д.Н. Определение базовой стратегии инновационно ориентированного управления промышленных компаний / Д.Н. Тимофеев // Вестник экономической интеграции. - 2012. - № 10. - С. 89-94.

9. Тимофеева Т.Н. Целевая направленность управления в инновационно-ориентированной стратегии развития промышленных предприятий / Д.Н. Тимофеев, Т.Н. Тимофеева // Экономика и предпринимательство. -2013. - № 10 (39). - С. 508-515.

10. Цыпин А.П. Изучение развития промышленности России в 19302011 годах с использованием статистических методов / Д.Н. Тимофеев, А.П. Цыпин // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 1 (39). -С. 54-59.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ, ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Корниенко Е.Л., Краевский Л.М.

Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Челябинск Уральский институт бизнеса, г. Челябинск

В статье рассмотрены основные аспекты денежно-кредитной политики, а также методы и инструменты, проводимые Банком России в текущих условиях и на перспективу, с учетом вызовов внешней среды на социально-экономическое развитие страны.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, ключевая ставка, сценарии развития, развитие экономики России.

В настоящее время, ситуация складывающаяся во внешней и внутренней среде в Российской Федерации, а также текущие вызовы на фоне данных проблем и ухудшающихся внешнеэкономических условий, ставят перед российским экономическим сообществом, а прежде всего перед Банком России непростые задачи.

Возрастающая неопределенность, создает благоприятную почву для сокращения долгосрочных инвестиционных проектов, для роста инфляции, для сокращения производительности труда, а также спада совокупного спроса, и прочих проблем, с которым приходиться «бороться» Правительству РФ и Банку России.

Проблема обеспечения высокой эффективности денежно-кредитного (монетарного) регулирования экономики является одной из центральных в современной экономической теории. Существует мнение, что среди экономистов нет принципиальных разногласий в определении высшей цели и инструментов монетарной политики, то промежуточные цели ее проведение трактуются представителями различных научных направлений не однозначно [2, с. 639].

Прежде всего необходимо понимать какова цель денежно-кредитной политики и в чем состоит комплекс ее инструментов и задач.

Согласно мнения зарубежных ученых, таких как К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю [1]: «Основополагающая цель кредитно-денежной политики со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.