Инновационная активность и предпринимательская способность промышленных организаций в процессе инвестиционной деятельности
О.А. Масленникова, д.э.н., профессор, НОУ ВПО МИПП; Г.Л. Коваленко, д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ; О.А. Масленникова, вед. специалист-эксперт, Росфинмониторинг
На основе проведённых исследований современного состояния и перспектив развития машиностроительной отрасли в Российской Федерации можно отметить, что курс на инновации и высокие технологии — это эффективный путь развития отрасли и обеспечения устойчивых конкурентоспособных позиций её продукции на мировых рынках. Обеспечение экономического роста, формирование инновационной среды требуют создания новых, результативно функционирующих, действующих инновационных организаций, осуществляющих организационные, маркетинговые и технико-технологические инновации, способных более полно использовать интеллект человека, его творческий потенциал в процессе производственной деятельности как важнейший фактор. Это лежит в основе формирования конкурентной среды российских предприятий на основе наращивания и
использования новых высоких технологий на базе достижений науки, техники, образования.
Системное развитие экономики требует перехода от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу экономического роста. Создание информационного общества, развитие инновационной экономики означают, что источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, но и производство новых идей, технологий и инноваций. Проблеме воспроизводства инноваций в информационном обществе посвящены многие труды [1—6], в которых рассматриваются периоды кризиса и роста через призму управляющих воздействий на экономическую систему.
В условиях формирования инновационной экономики на первый план выдвигается создание организаций, обладающих качественными и количественными характеристиками: во-первых, это превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики; во-вторых, формирование новой экономи-
ки — экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики; в-третьих, превращение страны в один из глобальных центров мировых хозяйственных связей, интеграция в мировую инновационную среду.
В современных условиях, когда формируется информационное общество, возрастает роль такого фактора, как знания. Инновационную способность следует определять как готовность экономических организаций создавать и внедрять инновационные продукты. Переход к инновационной экономике связан прежде всего с модернизацией экономики, со структурной перестройкой экономической системы в целом и отдельных её сегментов, с созданием новых управленческих и организационных систем, внедрением технологических разработок.
В условиях новой экономики механизм формирования инновационной способности связан с особенностями воздействия науки и образования на общество и его развитие. В соответствии с современными представлениями о данном механизме наука воздействует на общество через открытие новых возможностей, создаваемых научными достижениями. Однако способность использования возможностей, получаемых от научных достижений, прямо не зависит от массы произведённой научной продукции и уровня её новизны. Формирование инновационной способности определяют ресурсные факторы, а также институциональные условия и интеллект персонала хозяйствующего субъекта. Причём важно одновременное соблюдение всех условий для формирования и развития инновационной способности.
Для определения ранга страны изучаются инновационные затраты и инновационная отдача. При оценке инновационных затрат рассматривается фискальная политика правительства, а также составляющая в области инновационной инфраструктуры. Для оценки отдачи учитываются результаты НИОКР, эффективность предпринимательской деятельности, влияние инноваций на экономический рост.
Индекс экономики знаний, рассчитываемый Всемирным банком, ставил Россию в 2006 г. лишь на 41-е место с непосредственным показателем 6,05 пункта из десяти возможных [7]. Лишь 55% инвесторов, опрошенных ЮНКТАД, заявили, что в СНГ государство оказывает активную поддержку инновационной деятельности. Хуже показатели только у Африки (40%) и Латинской Америки (11%), зато в ЕС положительно оценили деятельность государства 86% опрошенных, а в Юго-Восточной Азии - 94% [8].
На начало 2011 г. организаций, выполнявших научные исследования и инновационные разработки, было 3492, на начало 2012 г. — 3682. Из них по секторам деятельности: государственный — 1400, предпринимательский —1405, высшего профес-
сионального образования — 617, некоммерческих организаций — 70. Научно-исследовательских организаций (НИО) на начало 2012 г. было 1782, конструкторских бюро (КБ) — 364, проектных и проектно-изыскательских организаций (ПО) — 36, опытных заводов (ОЗ) — 49. Научными исследованиями и инновационными разработками занималось 581 высшее учебное заведение (вуз), 280 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций (НИПКО), а также 588 прочих организаций. Следует отметить, что на начало 1996 г. научными исследованиями занимались 4059 организаций (снижение в 2012 г. на 9,3%) [7].
В России система показателей для оценки инновационной деятельности представлена следующими блоками: инновационная активность; виды инновационной деятельности; затраты на инновации; объём инновационной деятельности по уровню новизны; факторы, препятствующие инновационной деятельности. Используя процессный подход, следует трактовать инновации прежде всего как экономико-технические, технологические и организационно-управленческие инновации, позволяющие обеспечить экономический рост, повысить эффективность производства.
В качестве определения сущности понятия «инновационная активность организаций» авторам приемлема позиция учёных, которые предлагают использовать процесс разработки инноваций, их внедрения в производство, т.е. реализацию новшества в сфере экономических отношений, приносящий положительный экономический эффект, способствующий получению прибыли хозяйствующим субъектом в условиях динамично развивающейся новаторской среды деятельности организации.
Основные показатели инновационной деятельности характеризуются следующими данными [7, 8]:
— инновационная активность организаций — 11,1%.
— удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации — 9,6%;
— затраты на технологические инновации (млн руб.): в фактических ценах — 469442,2;
— удельный вес инновационных товаров в общем объёме отгруженных товаров — 6,1%;
— удельный вес затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров — 1,5%;
— удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций — 3,5%;
— затраты на технологические инновации малых предприятий, млн руб.: в фактически действовавших ценах — 9479,3;
— удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчётном году, в общем числе организаций — 2,5%;
— удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе малых предприятий — 5,1%;
— удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий — 1,48%.
К основному показателю инновационной деятельности относится инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчётном году, в общем числе организаций). Она составила на 01.01.2012 г. 11,1% — в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, 13,8% — в сфере связи.
По мнению учёных [9, 10], развитие инновационной деятельности определяется не только знаниями и умениями новаторов, но и объёмом инвестиций. Например, Китай по объёму расходов на науку вплотную приблизился к развитым странам. Согласно опубликованному докладу государственного статистического управления КНР, в 2012 г. затраты Китая на научные исследования составили 162 млрд долл., что на 17,9% больше показателя 2011 г. Объём государственных инвестиций в научные разработки будет увеличен с 1,8% от объёма ВВП в 2010 г. до 2,2% в 2015-м. В 2011 г. объём инвестиций в научные разработки был увеличен до 1,97% от объёма ВВП.
Авторы считают, что инновационная активность субъектов национальной экономики является формой проявления инновационной способности, представляя собой своеобразную форму адаптации российских организаций к изменениям их внешней и внутренней среды. Поэтому повышение эффективности управления инновационной активностью может быть реализовано только в том случае, если оно базируется на учёте всех системных свойств инновационной активности.
По величине коэффициента изобретательской активности в Ростовской области самый низкий показатель приходится на 2011 г. (1,47), самый высокий — на 2013 г. (1,80) в Южном федеральном округе. Следует отметить, что с 2011 по 2013 г. данный показатель возрос на 0,26 ед., в Ростовской области зарегистрированы самые высокие показатели округа [10].
По металлургическому производству и производству готовых металлических изделий в 2011 г. наблюдалось самое большое количество предприятий (12544) по приобретению новых технологий, это максимум среди остальных видов предприятий экономической деятельности, самый низкий (519) в 2010 г. — это минимальный показатель среди остальных видов экономической деятельности.
По производству машин и оборудования можно констатировать, что минимальный показатель по приобретению новых технологий выявлен в 2013 г.,
самый высокий — в 2010-м. Наблюдается спад показателя с 1596 ед. до 1004. По аналогии, анализируя показатели по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования, мы наблюдаем минимальный уровень в 2010 г. (1898), максимальный — в 2012 г. (3819); в целом и общем на протяжении четырёх лет показатель значительно вырос, а конкретно — на 959 ед. По производству транспортных средств и оборудования мы наблюдаем максимальный показатель в 2010 г. (1810), самый низкий зафиксирован в 2011 г. В целом наблюдается снижение показателя, характеризующего приобретение новых технологий, с 1810 ед. в 2010 г. до 1593 ед. в 2013 г.
На предприятиях металлургического производства и производства готовых металлических изделий в целом наблюдается наращивание показателя (число принципиально новых разработанных передовых производственных технологий) с 2010 по 2013 г. На предприятиях по производству машин и оборудования выявлен спад показателя на протяжении исследуемого времени. В производстве электронного и оптического оборудования зафиксирован самый высокий показатель среди организаций всех видов экономической деятельности (10 ед.), а также прирост показателя в 2013 г. в сравнении с показателем 2010 г. На предприятиях по производству транспортных средств и оборудования отмечен прирост показателя новых передовых технологий, а самый высокий признак зафиксирован в 2011 г. Минимальные показатели принципиально новых разработанных передовых производственных технологий отмечены на предприятиях по металлургическому производству и производству электрооборудования.
Самым низким среди всех показателей в металлургическом производстве был 2010 г., максимальный среди всех показателей — 2013 г. по производству электрооборудования. С течением времени падает показатель лишь на предприятиях по производству транспортных средств, в остальных видах экономической деятельности фиксируется значительное нарастание числа разработанных передовых производственных технологий, новых для России.
Исследуя показатели четырёх видов экономической деятельности, приходим к выводу, что по всем направлениям деятельности отмечается значительный прирост показателя с 2010 г. по 2013 г. Самым низким по всем видам экономической деятельности показателем отмечен 2010 г. на предприятиях по производству машин и оборудования, максимум — инновационные товары, работы, услуги, вновь внедрённые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям в течение последних трёх лет, фиксируется в 2013 г. при производстве транспортных средств и оборудования.
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров,
выполненных работ, услуг организациями промышленного производства в 2013 г., составил 8,9, против 7,8% в предыдущем году. По производству машин и оборудования доля инновационных товаров является низкой и составляет 6,2%, превысив 2012 г. на 2 п.п.
В результате исследований установлено, что наиболее высокая инновационная активность зарегистрирована в 2012 г. на предприятиях по производству электрооборудования, а самая низкая — в 2013 г. в металлургическом производстве. В соответствии с данными Росстата по внутренним затратам на исследования и разработки от валового внутреннего продукта по Российской Федерации наблюдается их снижение на протяжении четырёх лет (с 2010 по 2013 г.) на 0,1 ед. Высокий процент зафиксирован в 2010 г. — 1,13, самый низкий в 2011 г. — 1,09.
Таким образом, как показывают результаты проведённого системного исследования, создание инновационной экономики основывается на инновационной способности хозяйствующих субъектов, которая представляет собой способность различных субъектов к непрерывному новаторскому поиску, использованию на практике прогрессивных научно-технических достижений, обновлению и совершенствованию всех составляющих потенциала субъекта инновационной деятельности. Инновационная способность отражает один из важнейших
факторов производства — предпринимательскую способность работников [5, 6].
Литература
1. Нешитой А.С. Промышленный потенциал России и степень его использования // Федерализм. 2014. № 3. С. 165—180.
2. Никонова Я.И. Инновационная политика в системе государственного регулирования устойчивого развития национальной экономики: монография / под общ. ред. А.Г. Ивасенко. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 260 с.
3. Масленникова О.Ан., Масленникова О.Ал., Осьмак В.В. и др. Инновационный менеджмент предпринимательства Германии: исторические, международные, финансово-экономические, законодательно-правовые аспекты: монография. М.: МИПП, 2013. 252 с.
4. Artemenko M.N., Osmak V.V., Maslennikova О.А. Key directions of production industry development and domestic producer support // Materials of scientific conference. Berlin: DAAD,
2012. P. 77-84.
5. Масленникова О.А. Роль научно-производственной сферы в системе инновационного развития // XXI век — экономика, менеджмент, право: мировой опыт и российская специфика: сб. науч. тр. II Всерос. науч.-практич. конф. М.: изд-во «Перо», 2014. С. 46—53.
6. Масленникова О.А., Артеменко Г.Н. Инновационное развитие экономики России: стратегия, тенденции, перспективы // Актуальные проблемы современной экономики и менеджмента: сб. науч. тр. IX межвуз. науч.-практич. конф. студентов, магистрантов и аспирантов. Оренбург, 2015. С. 23—29.
7. Артес А.Э. Модернизация отечественного машиностроения на основе внедрения инновационных технологий // Компетентность. 2013. № 9/10. С. 71—73.
8. Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества // Инф.-аналит. матер. к проведению междунар. «круглого стола» 27 марта 2012 г. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2012.
9. Асланов М.А. Организация конкурентоспособного производства с использованием технологических инноваций // Вестник МАРТИТ. 2004. № 12. С. 8.
10. Горячкин П.В. Формирование инновационной структуры российской промышленности // Экономические науки.
2013. № 1 (98). С. 63—68.