Научная статья на тему 'Инновации в вузовских библиотеках: специфика и управление'

Инновации в вузовских библиотеках: специфика и управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / ВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева В. А., Коваленко Г. В.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с инновационной деятельностью вузовских библиотек. Показаны как специфика осуществления инноваций в библиотечной сфере, так и особенности управления ими. Отмечено, что внедрение инноваций – это проблема не толь­ко и не столько научно-организационная, а в первую очередь социально-психологическая. Сделан вывод, о том, что при экономически эффективных информационно-технологических инновациях библиотека современного вуза в итоге неизбежно трансформируется в информационный центр нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в вузовских библиотеках: специфика и управление»

empirical generalizations, and future research // Marketing Science. - 1995. -Vol. 14, № 3, Part 2 of 2. - P. G212-G221.

6. Lieberman M.B., Montgomery D.B. First-mover advantage // Strategic Management Journal. - 1988. - Vol. 9. - P. 41-58.

7. Lieberman M.B., Montgomery D.B. First-mover (dis)advantage: retro-perspective and link with the resource-based view // Strategic Management Journal. - 1998. - Vol. 19. - P. 1111-1125.

8. Lee H. Timing, order and durability of new product advantages with imitation // Strategic Management Journal. - 2000. - Vol. 21. - P. 23-30.

9. Rodriguez-Pinto J., Gutierrez-Cillan J., Rodriguez-Escudero A.I. Order and scale of market entry, firm resources, and performance // European Journal of Marketing. - 2007. - Vol. 41, № 5/6. - P. 590-607.

10. Shankar V., Carpenter G.S., Krishnamurthi L. Late mover advantage: how innovative late entrants outsell pioneers // Journal of Marketing Research.

- 1998. - Vol. 35. - P. 54-70.

11. Song X.M., Di Benedetto C.A., Zhao Y.L. Pioneering advantages in manufacturing and service industries: empirical evidence from nine countries // Strategic Management Journal. - 1999. - Vol. 20. - P. 811-836.

12. Szymanski D.M., Troy L.C., Bharadwaj S.G Order of Entry and Business Performance: An Empirical Synthesis and Reexamination // Journal of Marketing. - 1995. - Vol. 59, № 4. - P. 17-33.

13. VanderWerf P.A., Mahon J.F. Meta-Analysis of the impact of research methods findings of first-mover advantage // Management Science. - 1997. -Vol. 43, № 11. - P. 1510-1519.

ИННОВАЦИИ В ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕКАХ: СПЕЦИФИКА И УПРАВЛЕНИЕ

© Васильева В.А.*, Коваленко Г.В.4

Северо-Западная академия государственной службы, г. Санкт-Петербург Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются проблемы, связанные с инновационной деятельностью вузовских библиотек. Показаны как специфика осуществления инноваций в библиотечной сфере, так и особенности управления ими. Отмечено, что внедрение инноваций - это проблема не толь-

* Ведущий методист по автоматизации и новым технологиям Научной библиотеки СевероЗападной академии государственной службы.

* Доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат экономических наук.

ко и не столько научно-организационная, а в первую очередь социально-психологическая. Сделан вывод, о том, что при экономически эффективных информационно-технологических инновациях библиотека современного вуза в итоге неизбежно трансформируется в информационный центр нового типа.

Ключевые слова- библиотечное дело, вузовская библиотека, инновации, управление.

В последнее время наряду с известными терминами библиотечного функционирования, такими как комплектование фондов, книговыдача, электронные ресурсы, в практику широко вошли новые понятия - информационные технологии, менеджмент, маркетинг, фандрейзинг, модераторство. Стали активно использоваться такие термины как «инновации» и «нововведения».

В терминологическом словаре «Библиотечное дело» термин «инновация» определен как «обновление продукции и услуг, осуществляемых библиотекой, ее технологий, форм и методов управления и т.д., обеспечивающие поддержание современного имиджа, качества обслуживания, конкурентоспособности среди других библиотек» [1].

Существует стандартная классификация библиотечных инноваций:

- продуктные, ориентированные на изменение перечня библиотечных услуг, создание их новых видов в соответствии с ростом общественных потребностей;

- технико-технологические, направленные на совершенствование библиотечной технологии и техническое обновление библиотек;

- организационно-управленческие, нацеленные на развитие прогрессивных форм труда и управления;

- социальные, призванные способствовать профессиональному росту и удовлетворению социально-культурных потребностей работников библиотек;

- комплексные инновации, способные оказать прогрессивное влияние на все стороны библиотечной деятельности [2].

Важно различать подлинные инновации и мнимые, когда за нововведение выдаются необоснованные организационно-управленческие перестройки в библиотеках, «когда сливают и разъединяют подразделения, создают новые, со звучным названием, выдавая такую деятельность за реформирование» [3]. В результате осуществления таких псевдоинноваций происходит деформация сложившихся структур и, как правило, библиотека утрачивает способность эффективно осуществлять традиционные, а порой и необходимые функции. Так же неоднозначно может работать нововведение, без тщательной предварительной проработки заимствованное из чужого опыта, без учета потенциала и традиций конкретной библиотеки. Пример такого заимствования - покупка и внедрение в библиотеке Автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС), разра-

ботанной для специальных библиотек. При работе с этой АБИС в универсальных библиотеках зачастую невозможно корректно использовать существующие сервисы и приходится перестраивать приобретенную систему под собственные нужды, что влечет за собой существенные дополнительные затраты. Для библиотек вообще всегда было большой проблемой -оценить полезность нововведения, и связано это не только с тем, что различные ведомства диктуют свои особенности в работе библиотек, но и с тем, что качество функционирования библиотеки вообще трудно оценить количественными показателями.

Ни одно нововведение долго не «проживет», если им эффективно не управлять. Руководители вузовских библиотек совместно с соответствующими подразделениями вуза должны вести постоянную работу не только по внедрению и распространению инноваций, но и по управлению ими. Под последним понимается процесс целенаправленного воздействия на внедрение, распространение и освоение новшеств, полученных в результате научно-исследовательской, методической, рационализаторской, инновационной, практической деятельности библиотек.

Действительно, инновационная работа в вузовской библиотеке невозможна без участия и поддержки высшего управленческого звена, при этом освоение инноваций должно стать обычной нормой функционирования библиотеки. Однако внедрение инноваций - это проблема не только и не столько научно-организационная, а в первую очередь социально-психологическая. Эффект от инноваций будет положительным только в том случае, если в их внедрении реально заинтересованы все участники процесса

- руководители (ректорат, администрация библиотеки) смежные департаменты (редакционно-издательские отделы, архивы, и пр.) и непременно сами библиотекари. Не секрет, что у большинства сотрудников библиотек, особенно долго работающих в одной должности и на одном рабочем месте, существует предубеждение перед любыми нововведениями, затрагивающими их участок работы. «Если сейчас хорошо и всех устраивает -зачем что-то менять?» Если участники процесса освоения инноваций не знакомы с содержанием и практической пользой нововведения, они не смогут активно в нем участвовать. Практика свидетельствует, что спокойное существование библиотечной среды, особенно если это вузовская библиотека, где направления работы связаны со стабильным и понятным учебным процессом, оказывается более важным для сотрудников, чем неизвестные, «возмущающие упорядоченное течение жизни», а потому нежелательные изменения. Как правило, именно процесс преодоления таких предубеждений и сопротивления на рабочих местах становится основной проблемой при внедрении новшества, а затем при управлении им.

Особое значение в процессе управления нововведениями имеет выбор объекта, где начнется внедрение новшества. Ключевой момент - это пер-

соналии: успех, скорее всего, будет достигнут, чем нет, если разработка инновационных идей и тем будет поручена тому, кто в дальнейшем будет их полноценно реализовывать. Второй момент по значимости - функциональный. В любой вузовской библиотеке есть отделы, где исторически сложилось благоприятное отношение к внедрению нововведений, и соответственно, где реализация новаций будет происходить без существенных материальных и трудовых затрат - это информационные отделы, подразделения автоматизации и маркетинга, ввиду их непосредственного соприкосновения с постоянно изменяющейся информационной средой.

Весь «жизненный цикл» нововведения в библиотеке можно представить в виде несколько этапов:

- обнаружение потребности в нововведении;

- разработку идеи;

- согласование со всеми участвующими в процессе специалистами на всех этапах (администрация, финансовые структуры, библиотеки-филиалы, если они работают на тех же технологиях, что и головная библиотека)

- экспериментальное внедрение опытных вариантов;

- корректировку инновации с учетом библиотечной практики и результатов экспериментов;

- разработку методических рекомендаций о содержании инновации и порядке его применения;

- распространение инновации в библиотечной вузовской среде.

Все перечисленные этапы освоения нововведений являются базовыми,

конкретное нововведение изменяется и совершенствуется в процессе его использования в практике работы библиотеки. В результате возникает новый опыт, заслуживающий широкого распространения по сети библиотек и осуществляется непрерывный инновационный процесс. Это дает возможность в непрерывном порядке поднимать уровень работы вузовских библиотек, распространять передовые достижения отдельных библиотек на всю сеть для решения таких ключевых задач как:

- максимально полная автоматизация технологической цепочки от выбора ресурса до предоставления его пользователю независимо от вида ресурса и от вариантов его предоставления;

- снижение трудоемкости отдельных операций;

- экономия материальных и трудовых ресурсов;

- комфортность работы в библиотеке для сотрудников и пользователей.

Сегодня инновационные изменения в высшей школе и соответственно

в вузовских библиотеках идут по таким направлениям, как формирование нового содержания образования, разработка и реализация новых технологий обучения, применение методов, приемов и средств освоения новых программ. Во многих крупных библиотеках введены должности замести-

теля директора по технологии и развитию, по новым информационным технологиям и инновационной деятельности, отдел маркетинга и инновационно-методической работы, инновационный центр библиотечного менеджмента и др.

В вузовской библиотеке инициатором нововведения становится не столько сама библиотека, сколько администрация вуза, желая поднять подготовку слушателей на новый, более современный и качественный уровень. Особенно это часто это происходит, если речь идет о фундаментальных нововведениях - в рамках, например, сети региональных вузовских библиотек, или сети библиотек одного вуза. Характерно, что есть нововведения, продиктованные самой жизнью, необходимостью обеспечения качественного функционирования библиотеки в вузе - например, создание сводного электронного каталога библиотек-филиалов, если вуз имеет филиалы с собственными библиотеками в регионе или стране, или участие библиотеки вуза в сводном каталоге регионального консорциума, если нет необходимости «подтягивать» библиотеки филиалов. Такая необходимость обусловлена тем, что на сегодняшний день количество информационных источников настолько велико, что самостоятельно ни одна библиотека не в состоянии обработать их качественно и в полной мере. Соответственно, необходимость инновационного подхода к обработке информации в той или иной форме участия в совместной обработке источников определенными участниками на уровне города, региона, страны, или мирового сообщества уже не обсуждается руководителями вузов, а принимается как факт. Другие же нововведения должны рассматриваться по другим критериям - актуальность, соответствие нововведения общей идее развития библиотеки, уровень готовых решений для внедрения, потенциал сотрудников, призванных реализовывать нововведение, финансовые затраты.

Таким образом, применительно к библиотечной сфере инновации имеют как определенную специфику, так и особенности управления, что требует взвешенного подхода при их внедрении в библиотеках. В ходе внедрения и использования информационно-технологических инноваций библиотека современного вуза в итоге трансформируется в информационный центр нового типа, сочетающий в себе как прежние, традиционные формы библиотечного обслуживания, так и инновационные подходы к обеспечению всех вузовских образовательных и научно-исследовательских процессов.

Список литературы:

1. Библиотечное дело. Терминологический словарь. - М., 1997. - С. 45.

2. Басов С.В. Проблемы и перспективы перестройки методической работы / С.А.Басов // Науч. и техн. б-ки. - 1988. - № 2. - С. 3-9.

3. Матлина С.Г. Дорогого стоит... / С.Г. Матлина // Библиотека. - 1996.

- № 4. - С. 14-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.