Научная статья на тему 'Инновации в управлении развитием социальной инфраструктуры региона'

Инновации в управлении развитием социальной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / БЕНЧМАРКИНГ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / РЕГИОН / TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT / SOCIAL INFRASTRUCTURE / MODERNIZATION / INNOVATIVE MECHANISM / BENCHMARKING / INNOVATIVE PROCESS / REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грицай Юрий Константинович

В статье рассматриваются результаты применения методологии оценки успешного опыта субъектов управления развитием социальной инфраструктуры в регионе в качестве основы механизма модернизации технологии управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in management the development of regional social infrastructure

In article results application of methodology of an estimation of the best experience of subjects of management by development of a social infrastructure, as a basis of the innovative mechanism of modernization of technology of management are considered.

Текст научной работы на тему «Инновации в управлении развитием социальной инфраструктуры региона»

Ю.К. ГРИЦАЙ

Юрий Константинович Грицай — соискатель Санкт-Петербургской академии управления экономики.

В 2007 г. окончил Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет.

Автор 10 публикаций.

Область научной специализации — управление инновациями, региональная экономика.

^ ^ ^

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА*

Современные тенденции экономической теории и практики означают наступление нового глобального этапа конкуренции на межрегиональном уровне в России, а также необходимость перехода к глобальной конкуренции и увеличению инновационной составляющей как в экономической системе, так и в сфере социальных услуг, базой для которой является социальная инфраструктура [2].

Наступление конкурентного этапа способствует формированию нового вида требований, предъявляемых к регионам. Во-первых, необходимость конкуренции регионов на международной арене. Иными словами, региональным органам власти необходимо осуществлять модернизацию социальных условий с учетом сопоставимости с международными конкурентами. Во-вторых, построение инновационных для нашей страны коммуникационных социальных процессов между отечественными и зарубежными регионами. В-третьих, данный этап конкуренции характеризуется необходимостью активного заимствования различного рода управленческих, научных, социальных и иных технологий между регионами как внутри страны, так и за рубежом.

Таким образом, обобщив перечисленные тенденции, можно сделать вывод о необходимости увеличения инновационной составляющей в управлении развитием как одном из основных факторов, влияющих на конкурентоспособность регионов при глобальной конкуренции.

Главная особенность проведения модернизации технологии выражается в активизации инновационных процессов [6]. Особенностью данного процесса является требование к осознанию уже существующего многообразия форм технологий управления развитием.

Существующие научные позиции в отношении выбранной темы представляются недостаточными [1; 9; 5; 7], что обусловлено отсутствием в современной научной практике инновационного подхода к модернизации технологии управления развитием, основанного не бенчмаркинге. Следовательно, в настоящее время управление процессом развития социальной инфраструктуры необходимо охарактеризовать как неэффективное. Поскольку субъект процесса формирования инноваций в качестве источника должен обладать всеми необходимыми и достаточными ресурсами, а именно информацией об уже существующих «инновациях» в данном направлении и организационными ресурсами. По мнению автора, основными этапами формирования инноваций в социальной инфраструктуре являются следующие:

• изучение опыта управления процессом развития социальной инфраструктуры в различных регионах;

• актуализация блока метаполагания: образ будущего состояния социальной инфраструктуры в регионе, миссия, цели, задачи;

• НИОКР;

• формирование и поставка инновационных товаров и оборудования для нужд социальной инфраструктуры.

Таким образом, одним из ключевых этапов процесса формирования инноваций в рассматриваемой сфере является отслеживание и изучение позитивного опыта субъектов-конкурентов, осуществляющих схожие функции.

ГРНТИ 06.61.01 © Ю.К. Грицай, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Н.П. Голубецкой.

В связи с этим в качестве основы для механизма модернизации технологии управления развитием необходимо использовать бенчмаркинг.

На основании данного тезиса автором предлагается следующий механизм модернизации технологии управления развитием социальной инфраструктуры. Представляемый механизм апробирован на основании одного из ключевых этапов технологии, а именно долгосрочной стратегии регионального развития в аспекте управления развитием социальной инфраструктуры.

Механизм модернизации предполагает оценку четырех подсистем технологии, а также показатель ее результативности — прирост обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры [3].

Механизм включает в себя сравнительную оценку организационно-методической, информационно-аналитической и нормативно-правовой подсистем, основанных на построении балльного рейтинга. Присуждение баллов в данном рейтинге осуществляется на основании соответствия критериям, ранее опубликованным автором настоящей статьи [4].

Оценка средство-временной подсистемы технологии управления развитием социальной инфраструктуры основывается на учете двух факторов: инвестиций в основной капитал и прироста обеспеченности доминантными сферами социальной инфраструктуры.

В связи с этим автором предлагаются следующая методика оценки индекса потенциала долгосрочных стратегических вложений в развитие доминантных отраслей социальной инфраструктуры.

Т = (ШЬ* - 1Явй) / №Срсгк, (1)

где 1Трск — показатель соотношения обеспеченности доминантными сферами социальной инфраструктуры к инвестициям в основной капитал на 1000 человек населения, в /-регионе в к-период; ШЬк — интегральный индикатор обеспеченности доминантными сферами социальной инфраструктуры в /-регионе в к-период на 1000 человек населения на начало года; — интегральный индикатор обеспеченности доминантными сферами социальной инфраструктуры в /-регионе в к-период на 1000 человек населения на конец года; №Срск — инвестиции в основной капитал на душу населения в /-регионе в к-период.

Таким образом, на основе продемонстрированного подхода к анализу и поиску партнера для модернизации управления развитием путем проведения бенчмаркинга автором составлена таблица для сравнения реализуемых подходов к развитию в различных регионах [8; 10].

Предлагаемая таблица составлена на основе данных по Северо-Западному федеральному округу.

Таблица 1

Параметры технологии управления развитием Р / Оценки Ленинградской обл. Оценки партнера по межрегиональной модернизации технологии управления развитием

Калининградская обл. Респ. Карелия Архангельская обл. Респ. Коми

М51& % 99 108 109 102 105

Т Р1 Средство — временного обеспечения к 0,488 1,603 1,921 0,071 0,024

Р2 Организационно-целевое методическое обеспечение, баллы 1 2 5 3 3

Рз Нормативно-правовое обеспечение, баллы 1 2 1 1 1

Р 4 Информационно-аналитическое обеспечение, баллы 2 2 2 0 0

Общая оценка подсистем Р2 - Р4, баллы 4 6 8 4 4

Рейтинг по общей оценке подсистем Р2 - Р 4 3 2 1 3 3

Рейтинг Р! подсистемы средство-временного обеспечения 5 2 1 4 3

На основе расчета общей оценки технологии в регионе возможно построение рейтинга для отдельно взятого региона, на основании которого, собственно, и необходимо проводить выбор наиболее сильного партнера в целях заимствования основы для формирования инноваций в социальной инфраструктуре.

Проведение заимствования лучших элементов или полного технологического этапа управления должно быть закреплено в рамках межрегиональных соглашений о заимствовании. Сведения о проведении заимствования должны предоставляться соответствующему органу государственной власти на федеральном уровне.

Оценить инновационный потенциал бенчмаркинга возможно на основании расчета коэффициента сравнительного инновационного потенциала технологии управления развитием, который производится по следующей формуле:

ГРБй = (ЯЯХ* - МЕ8гк) + (ЕГГгк - МГГ& ) х 100 %, (2)

где ГРБк — коэффициент сравнительного инновационного потенциала бенчмаркинга технологии управления развитием социальной инфраструктуры; ЯЕ8к — эталонный вариант общей оценки подсистем Р2-Р4; ЫЕБ^ — оценка подсистем Р2-Р4 модернизируемой технологии; ЕГГк — эталонный вариант оценки средство-временной подсистемы технологии Р1; МГГк — оценка средство-временной подсистемы модернизируемой технологии Р1.

Расчет коэффициента сравнительного инновационного потенциала от проведения модернизации путем использования опыта бенчмаркинга, например, у Республики Карелия составляет 5,42 %.

Данные, полученные в ходе оценки подсистем, могут быть использованы для формирования инновационных преобразований в социальной инфраструктуре региона. При использовании наилучшей технологии управления в качестве основы для формирования управленческих инноваций появляется возможность улучшить качество самих инноваций, а также получить качественно лучшие инфраструктурные результаты: инновации, эффективность существующей инфраструктуры и т. д.

При успешной апробации разработанной методики представляется целесообразным ее законодательное закрепление.

Таким образом, внедрение бенчмаркинга в качестве метода модернизации технологии управления развитием социальной инфраструктуры на практическом уровне может быть использовано для формирования инновационной основы технологического этапа — программы социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бояринцев Б.И., Бикмухаметов И.И. Модернизация управления развитием социальной инфраструктуры крупного города // Управление экономическими системами. 2010. № 2 (22). URL: http://uecs.mcnip.ru

2. Воронина Е.С. Особенности и тенденции развития инновационной деятельности в сфере услуг // Известия СПбУЭФ. 2009. № 2 (58). С. 114-117.

3. Грицай Ю.К. Совершенствование технологии регионального стратегического планирования развития социальной инфраструктуры // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». 2010. Вып. 2 (37). С. 279-282.

4. Грицай Ю.К. Обоснование инновационной модернизации технологии управления развитием социальной инфраструктуры в регионе // Управление и экономика. 2010. № 9 (59). С. 36-39.

5. Исмаилов Т.А., Гадимов Г.С. Инновационная экономика — стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. 2003. № 1. URL: http://stra.teg.ru/lenta/innovation/515 (дата обращения: 26.08.2010).

6. Марьяненко В.П. О необходимости адекватного методологического обеспечения «программы 4И» // Известия СПбУЭФ. 2009. № 3 (59). С. 24-34.

7. МитюгинаМ.М. Бенчмаркинг как основа обеспечения результативности и эффективности системы управления качеством жизни // Вестник Чувашского университета. 2009. № 2. С. 47-48.

8. Николич М., Николич Б., Вуконянский Е. Количественный подход в бенчмаркинге: обеспечение выбора оптимальных стратегических действий / Университет Нови Сада, Республика Сербия // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 2. С. 29-44.

9. ТестинаЯ.С. Инновационные подходы к управлению развитием социальной инфраструктуры: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2008. 16 с.

10. Фалько С.Г. Проектный подход к управлению инновационными процессами. Ч. 1 // Российское предпринимательство. 2003. Апрель. URL: http://creativeconomy.ru/library/prd887.php (дата обращения: 26.08.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.