Научная статья на тему 'Инновации в управлении и образовании: техникотехнологические и методические аспекты'

Инновации в управлении и образовании: техникотехнологические и методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в управлении и образовании: техникотехнологические и методические аспекты»

продуцирующего инновации и обеспечивающего экономику человеческим капиталом. Активизация внутриорганизационной (в рамках промышленных предприятий) инновационной деятельности.

2 Стимулирование разработки организационных и маркетинговых инноваций, закрепление за регионом имиджа территории инновационного благоприятствования, позиционирование инновационной системы региона на национальном и мировом рынках инновационной продукции и услуг.

3 Концентрация инвестиционных ресурсов в организациях с высоким уровнем инновационной активности; инвестиционная поддержка территорий сосредоточения (агломераций) дееспособных и инициативных агентов инновационной среды (инновационно - активных организаций и организаций, создающих инновационную инфраструктуру). В условиях дефицита инвестиций, стремясь превратить абсолютную ограниченность инвестиционных ресурсов в относительную, необходимо направлять инвестиционные потоки на развитие интегрированных структур, функционирование которых сопряжено с достижением синергетического эффекта.

4. Развитие интеграционных связей между агентами инновационной среды в форме научно-производственной фирмы; технопарка; центра трансфера технологий; когнитивного центра; индустриального парка; инновационно-технологического центра, являющейся привлекательной для инвесторов.

В результате возможны: рост и диверсификация региональной экономики; формирование инновационной среды; активное интеграционное взаимодействие агентов инновационной среды; рост инвестиций (в абсолютном и относительном выражении) в

сферу образования, исследований и разработок; рост инвестиций (в абсолютном и относительном выражении) в интеллектуальный и научный потенциал региона; переход к инновационной модели развития; формирование общества знаний (когнитивной экономики); устойчивое сбалансированное развитие региона.

Литература:

1. Артеменко, В.Б. Сущностное содержание и особенности сбалансированного развития инновационно-ориентированных экономических систем [Текст] / В.Б. Артеменко // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1. - Ч. 1. - С. 179 - 184.

2. Гончаров, А.Ю. Тенденции и перспективы взаимодействия агентов инновационной среды региона в условиях когнитивной экономики [Текст] / А.Ю. Гончаров, А.В. Поляков, Н.В. Сироткина // Дельта науки. - Т. 1-2015. -№ 1 (1).- С. 4-17.

3. Дорош, Н.В. Инновационное развитие региона: проблемы и решения (на примере Воронежской области) [Текст] / Н.В. Дорош, В.Б. Артеменко, Н.Ю. Тре-щевская // Вестник ВГУ. - 2015. - № 3. - С. 178 - 187.

4. Основныепоказатели социально-экономического положения субъектов Центрального федерального округа (январь-декабрь 2014 года) [Текст]. - Воронеж, 2015. - 100 с.

5. Поляков, А.В. Факторы и условия, влияющие на формирование инновационной среды в сбалансированно развивающихся регионах [Текст] / А.В. Поляков, А.Ю. Гончаров // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия - 2014. - № 12. - С. 19-23.

6. Метелев С.Е., Завгородняя Т.В. Современный инновационный менеджмент / Учебное пособие. -Омск: изд-во «Компаньон», 2014 - 176 с.

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ: ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ЧЕРВОННЫХ М.И.,

кэ.н, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Существуют четыре важных фактора влияния на современное управление и образование, которые так или иначе обусловят их определенную модификацию, будущее содержание.

Во-первых, в XXI в. наиболее актуальной будет концепция дифференциации и плюрализма идей управления образовательным процессом. Если сейчас сложились тенденция определенной унификации систем управления и возможности сравнивать свое управление с другими методами, то в дальнейшем произойдет отказ от стандартов и шаблонов, и начнется поиск путей непохожести на других. Именно разработка инновационных систем управления, которые могут сделать управляемую организацию

отличной от других организаций, лежит в основе управленческого успеха нового века.

Во-вторых, принципиальным станет вопрос о том, как и в каких формах осуществлять соединение человека со средствами труда. Проблема информационной совместимости будет определяющей в механизме управления и образования, обеспечивающем как сохранность необходимой информации, так и ее защиту.

В-третьих, результатом общественного прогресса станет новый продукт производства и управления, а именно: здоровье человека, продление жизни, устранение болезней, а главное образованность людей.

И - четвертый фактор - это культура XXI в., основу которой составит процесс глобализации, и главный акцент будет делаться на управление разнообразием, его сохранение и постоянное воспроизводство.

Что же лежит в основе появления новых и модификации старых элементов парадигмы управления образовательным процессом в новом веке?

Интересно в этой связи мнение известного американского экономиста П.Ф. Друкера, который считал, что бизнес все в меньшей степени будет влиять на благосостояние людей, поскольку уже «в XX веке бизнес не был сектором роста в развитых странах. В наше время в любой развитой стране в экономической деятельности, т.е. в бизнесе, участвует гораздо меньше трудоспособного населения, чем сто лет назад... В XX веке сектор роста в развитых странах приходится на «некоммерческие» сферы - работу в государственном секторе, здравоохранение, образование. На протяжении последних ста лет (или по крайней мере со времен первой мировой войны) бизнес неуклонно сдавал свои позиции в качестве источника рабочих мест и средств к существованию. И мы с полным основанием можем предсказать, что в XXI веке сектором роста в развитых странах будет не «бизнес», а, вероятнее всего, некоммерческий общественный сектор, именно там главное место отводится образованию.

И поскольку роль и значение общественного некоммерческого сектора в жизни общества существенно возрастут, а коммерческого сократится, социальные факторы и индикаторы выйдут на первый план учета и анализа и должны будут стать важнейшей предпосылкой для определения тенденций развития и разработки стратегических планов.

Практика показывает, что основной причиной невысокой эффективности управления образовательным процессом является формальная реализация системного подхода: его подмена эклектичным набором рекомендаций конъюнктурного характера, замена деятельностной системы комплексом абстрактных и надуманных форм и структур и тому подобное.

Все это приводит к серьезным противоречиям между субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе, следствием чего и является жесткое разделение субъектов взаимодействия на субъект и объект. Возникает также диссонанс между целями, способами и содержанием деятельности, что, в свою очередь, приводит к несоответствию полученного результата с поставленными целями.

Никакое нововведение не терпит косности и шаблона, так как нельзя приспосабливать живой, развивающийся организм к устоявшимся привычным формам. Наоборот, формы, должны приводиться в соответствие с изменяющимися целями и задачами. Сказанное целиком и полностью относится к системе управления образованием к педагогическому менеджменту. как условию эффективного функционирования образовательной системы.

Такими основными условиями деятельности этой системы, являющимися одновременно показателям и ее функционирования, служат следующие основные факторы:

- оптимальность (необходимость. достаточность) затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей, обусловленных целесообразностью поставленных и решаемых в ходе этой деятельности задач;

- рациональность способов и приемов деятельности;

- конкретность как соответствие всех операций (действий) характеру целенаправленности деятельности субъекта менеджмента;

- актуальность деятельности как полное соответствие всех действий и операций поставленным целям и задачам;

- активность и самостоятельность деятельности студентов в учебно-познавательном процессе как основная цель и показатель эффективности образовательной деятельности преподавателя в целом.

Педагогический менеджмент является составной частью социального управления в целом. Системный подход не является чем-то принципиально новым, возникшим лишь в последние годы. Еще в первой половине двадцатого столетия Л.Берталафи сформулировал свою концепцию общей теории систем, где под системой понимал комплекс элементов, вступающих во взаимодействие.

Применительно к образовательному процессу и управлению им, понятие «педагогическая система» можно определить как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей». По субъективным законам, правилам и принципам, установленным самим человеком, можно сделать вывод, что научной основой управления образовательным процессом являются реальные и конкретные цели, а также в достаточной степени достоверные (в пределах имеющегося обобщения субъективного опыта менеджеров различного уровня управления) принципы и методы управленческой деятельности.

Комплексный системный подход к организации учебного процесса можно изложить в следующей последовательности:

- точно поставленные цели;

- здравый смысл;

- компетентная консультация;

- дисциплина;

- справедливое отношение к учащимся;

- оперативный, надежный, точный, постоянный учет;

- моделирование;

- нормы и расписание;

- нормализация условий;

- нормирование операций;

- написанные стандартные инструкции;

- вознаграждение за успешный труд.

При этом всегда надо выделять два ведущих принципа: точно поставленных целей и здравого смысла.

Поэтому нельзя не заметить, что, используя опыт ведущих вузов, вряд ли следует слепо его копировать без учета конкретных знаний о конкретных условиях применения этого опыта.

В основе социоцентрического характера, во многом определяющего отношения людей, лежит антиличностная социальная установка и замещение понятия свободы в ментальности человека понятием воли, которые блокируют всякую индивидуальность, незапрограммированную активность отдельных людей. Все эти стороны характера заслуживают того, чтобы их учитывать в деятельности преподавателей и руководителей, как системы педагогического управления, так и менеджмента.

В результате коллективизм приобретает формальный, искусственный характер. На расположение личности к индивидуализму или коллективизму влияют: род занятий, культура региона, возраст и стаж работы, степень вовлеченности в руководство другими людьми

Формирование многоукладной образовательной системы и становление рынка образовательных услуг оказали существенное влияние на условия деятельности государственных вузов. Внешняя среда функционирования вузов стала качественно иной:

- повышается степень ее неопределенности;

- появляются неучтенные факторы риска.

У вузов возникла острая необходимость адаптации к жестким реалиям конкуренции. Управление в этих условиях должно быть более приспособленным к рыночной саморегуляции. Поэтому все чаше говорят о необходимости стратегического подхода к управлению современным вузом.

На протяжении многих лет образование являлось своеобразным механизмом связывания некоторой общности людей и способом их жизни. Новые поколения средствами образования включались в уже существующую общность и становились носителями определенного образа жизни. В самом образовании при этом происходил процесс приобщения молодежи к жизнедеятельности старших поколений с помощью тех способностей, которые могли поддерживать и сохранять норму совместной жизни во времени [1].

Но новый исторический этап развития общества ознаменовался и новыми целевыми ориентирами в образовании.

Каким предстал перед человечеством XXI век в своем начале? Это и глобализация экономики и сложные политические мировые процессы, социальные и культурные трансформации. При этом новый период характеризуется огромным количеством разрывов в общественной жизни, включая разрывы между политическими процессами и структурами власти, между формами культуры и экономическим укладом, между формальными и неформальными движениями, потребностями общества во благах и перспективами его развития. Поэтому сложившаяся исторически система образования не может уже сшивать эти разрывы, при этом хронически опаздывая и оказываясь в роли догоняющего саму жизнь [1].

Век новых технологий, формирование научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующие передовые научные исследования, образовательные программы и общенациональные инновационные проекты немыслим без новой образовательной среды, для создания которой необ-

ходимы совместные скоординированные действия и усилия всех, кто связан с образованием с целью преодоления имеющейся на сегодня в обществе непонимания имеющейся ситуации в нашем образовании. В противном случае отставание российского образования будет означать оттеснение всей страны на обочину истории. Основной задачей остается на сегодня не потерять уже накопленный годами потенциал, сберечь для новых поколений все лучшее в образовании при этом не допустить снижения качества подготовки специалистов в вузах.

Одной из наиболее важных задач образования и подготовки современных кадров является обеспечение эффективности государственных инвестиций в сферу образования на долгосрочную перспективу, так как сама реформа образования это непрерывно продолжающейся процесс.

Темпы экономического развития общества находятся в зависимости от уровня развития образовательной системы, и развитие рынка образовательных услуг становится задачей особо государственной важности.

С учетом внедрения новых образовательных технологий современная система подготовки специалистов позволяет раскрыть способности человека и удовлетворить его растущие с каждым годом образовательные потребности, формирует самостоятельно и свободно мыслящую личность нового поколения, гражданина - патриота своей страны, помогает внедрить демократические основы в социальную и политическую жизнь России, построить подлинно гражданское общество и правовое государство.

Несомненно, что высшая школа вынуждена сегодня приспосабливаться к новым рыночным условиям, а сам выпуск специалистов с высшим образованием может отражать потребности экономики в них как региона, так и в целом страны. При этом нельзя не согласиться, что новые экономические отношения существенно повлияли как на структуру, так и на организацию и управление образовательным учреждения, существенным образом влияя как на стиль образовательной деятельности, так и на саму атмосферу.

Экономическое образование завтрашнего дня будет полностью основано на современных информационных и педагогических моделях и технологиях, которые позволят готовить новые кадры с учетом современных международных требований и на основе потребностей региона и страны.

Стратегической целью государственной политики в образовательной среде является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны и потребностям общества и каждого человека.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

- формирование работающих механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей этих услуг, в том числе международных представителей;

- обеспечение инновационного характера базового образовательного процесса в соответствии с требованиями экономики;

- дальнейшее совершенствование системы непрерывного образования, а также подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Таким образом, инновационный характер современной образовательной среды является существенным элементом развития образования, ее индикатором, инструментом в ее конкуренции с другими социальными институтами, влияющими на развитие подрастающего поколения.

Конкурентоспособность самого вуза на рынке образовательных услуг при этом во многом зависит от его стремления быть инновационным. При этом само понятие «инновационный вуз» «инновационная образовательная среда» может включать в себя несколько составляющих элементов:

- качественный уровень учебной деятельности, включая такие факторы как уровень знаний абитуриентов, качество подготовки учебных программ и учебный планов;

- сам преподаватель вуза, имеющий глубокие познания, опыт, квалификацию и использующий

новые модели и методы преподавания;

- инфраструктура вуза и возможность использования современных технологий обучения.

Осуществляемая в настоящее время инновационная политика государства - это стратегически верное, выработанное годами решение, направленное на дальнейшее развитие образования. А сам образовательный процесс, проведение новых научных фундаментальных исследований и использование их в практической деятельности должны стать государственным приоритетом, получить законодательную и организационную поддержку [2].

Литература:

1. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. - М.: Издательство АПК и ПРО, 2010. - 74 с.

2. Гурнов И.П. Инновационное развитие и конкурентоспособность М.:ТЕИС, 2012 г.

3. Перский Ю.К. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты М: ТЕИС, 2011.

4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентностью организации: Учебник. М.: ЭКСМО, 2009 - 544 с.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ТОВМА Н.А.,

доктор (PhD), академик МАИН, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби

В условиях рыночной экономики система заочного обучения является важным источником получения высшего образования, которое всегда было и остается единственным надежным фундаментом для карьерного роста личности. Востребованность заочной формы обучения существенно возрастает в связи с мотивацией молодежи на более раннее включение в трудовую деятельность. Организации, предъявляя повышенные требования к выпускникам вузов при приеме на работу, обращают внимание не только на знания теории и существующей практики в определенной сфере деятельности, но и умение успешно применять новые технологии, что требует качественно нового уровня образования.

Преподавание в заочном экономическом вузе имеет свою специфику и состоит в небольшом объеме учебного времени, отводимого на изучение каждой дисциплины и занятиях, проводимых в вечернее время или выходные дни. Необходимо учитывать эти особенности, внедряя учебные занятия и методические приемы, позволяющие за короткое

время максимально активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Первостепенное значение для повышения уровня эффективности системы заочного обучения имеет системный подход к организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в заочном вузе. Организация учебно-познавательной деятельности предполагает обеспечение условий, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих одновременно обширным общеобразовательным кругозором. Реализации этой задачи способствует заочная форма обучения, позволяющая студентам формировать свой интеллектуальный уровень параллельно с практическим овладением профессиональными навыками.

Стать профессиональным бухгалтером невозможно путем получения лишь теоретических знаний, какими бы глубокими они ни были. В учебной аудитории можно познакомить студента с основами теории бухгалтерского учета, ведения финансовой отчетности и т. д., но невозможно освоить всю спец-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.