Научная статья на тему 'Инновации в туристско-рекреационной сфере'

Инновации в туристско-рекреационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1411
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА / INNOVATIONS / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / TOURISM AND RECREATION SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Алла Юрьевна, Леонтьев Владимир Евгеньевич

С учетом перехода России на инновационный путь развития экономики, современными автора­ми уделяется внимание функционированию инновационных предприятий в промышленности и научно-технической сфере. Туристско-рекреационная сфера также нуждается в развитии ин­новаций, поскольку потребители требуют предоставления качественно новых услуг. В статье представлены предпосылки формирования рынка инноваций в данной сфере, предложены рекомен­дации выведения инновационных продуктов, предоставляемых малыми инновационными предпри­ятиями, на рынок туристско-рекреационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранова Алла Юрьевна, Леонтьев Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taking into consideration the transition of Russia to innovative way of economy development today's authors pay attention to innovative industrial and research-and-technology enterprise functioning. But tourism and recreation sphere needs the development of innovations as well since consumers demand the provision of qualitatively new services. The article presents preconditions for the sphere innovation market forming, offers recommendations for innovative product presented by small innovative enterprises launch­ing into tourism and recreation service market.

Текст научной работы на тему «Инновации в туристско-рекреационной сфере»

ИННОВАЦИИ

УДК 338.48:334.012.64

| ИННОВАЦИИ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Баранова Алла Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики Сочинского государственного университета, baranovalla-77@mail.ru,

Леонтьев Владимир Евгеньевич, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, vleontiev@aport.ru

Taking into consideration the transition of Russia to innovative way of economy development today's authors pay attention to innovative industrial and research-and-technology enterprise functioning. But tourism and recreation sphere needs the development of innovations as well since consumers demand the provision of qualitatively new services. The article presents preconditions for the sphere innovation market forming, offers recommendations for innovative product presented by small innovative enterprises launching into tourism and recreation service market.

С учетом перехода России на инновационный путь развития экономики, современными авторами уделяется внимание функционированию инновационных предприятий в промышленности и научно-технической сфере. Туристско-рекреационная сфера также нуждается в развитии инноваций, поскольку потребители требуют предоставления качественно новых услуг. В статье представлены предпосылки формирования рынка инноваций в данной сфере, предложены рекомендации выведения инновационных продуктов, предоставляемых малыми инновационными предприятиями, на рынок туристско-рекреационных услуг.

Keywords: innovations, small innovative enterprises, tourism and recreation sphere

Ключевые слова: инновации, малые инновационные предприятия, туристско-рекреационная сфера

Объектами инновационного предпринимательства являются инновации, под которыми следует понимать не только принципиально новые или более усовершенствованные продукты и услуги, а также новые методы организации, управления и финансирования инновационного процесса.

В России потребность в исследовании инноваций туристско-рекреационной сферы появилась в Советском Союзе с момента образования Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (8 марта 1930 года). В то время особое внимание уделялось нагрузкам в туристских походах, проводилось медицинское обследование их участников. В настоящее время туризм представляет собой научную основу, связывая теорию, полученную в учреждениях специального и высшего образования, с практикой с помощью создания учебно-производственных под-

разделений (центра ресторанного обслуживания, лабораторий, учебно-производственного отеля и т. д.).

Учеными, исследующими туризм, был проанализирован ряд известных изданий (более 550 работ), из них около 40% статей посвящено публикациям по вопросам экономики туризма, менеджменту и маркетингу туризма, кадрам в туризме, гостиничному и ресторанному бизнесу, ценообразованию в туризме, страхованию и др [8].

Поскольку большую роль играет экономическая составляющая туризма, обратимся к основным экономическим законам и эффектам, выражающим устойчивые, существенные и прочные связи между экономикой и туризмом и являющимися предпосылками развития инновационного предпринимательства в ту-ристско-рекреационной сфере (табл. 1).

Таблица 1

Основные экономические законы и эффекты, проявляющиеся в туризме

Наименование экономического закона (эффекта) Краткая характеристика Проявление в туристско-рекреационной сфере

Закон возрастания потребностей Процесс увеличения видов наименований, разновидностей, потребительских товаров и услуг. Туристские потребности определяются в настоящем времени не только рекреацией, оздоровлением, но и шопин-гом, развлечениями, народным промыслом, экстремальными видами спорта.

Закон спроса и закон предложения При снижении цены спрос на товар повышается, а с повышением цены — снижается. Если цены повышаются, рынок стимулирует увеличение объема предложения. В сфере туризма в законах спроса и предложения может наблюдаться противоречие: в сезон даже при высоких ценах возникает конкуренция между потребителями услуг, то есть не всегда высокая цена приводит к снижению спроса, с другой стороны, услуги туриндустрии не являются услугами первой необходимости, и потребители могут вообще отказаться от данных услуг.

Закон собственности Существуют два закона собственности: на продукт своего труда и на продукт чужого труда. В малом туристском бизнесе закон собственности базируется на единстве труда и собственности. Крупный бизнес предполагает кооперацию труда.

Эффект масштаба С увеличением выпуска продукции или выполнения какой-либо работы до оптимальной величины условно-постоянные расходы на единицу продукции уменьшаются, снижая соответственно ее себестоимость. В туриндустрии ограниченная емкость размещения препятствует увеличению объема предложения услуг и получению дополнительных доходов при избыточном спросе.

Эффект опыта Если человек выполняет работу впервые, то он затратит времени в несколько раз больше, чем опытный работник. Занятость работников в индустрии туризма носит сезонный характер, в результате чего в организациях данной сферы преобладает значительный удельный вес неполной занятости в несезон, низкий удельный вес квалифицированного персонала, ограниченные возможности профессионального роста.

Эффект мультипликатора Рост доходов в одной отрасли способствует росту доходов в других отраслях Туризм создает дополнительный спрос на другие товары и услуги, поскольку турист, прибывающий в муниципальное образование с целью отдыха, пользуется материальными благами и других отраслей тоже (приобретение одежды, обуви, продуктов и т. д.).

Эффект несовпадения по времени производства услуг и их потребления Традиционно оказание услуг и их потребление совпадают по времени Для туристско-рекреационной сферы характерно подразделение расходов отдыхающих по времени: — на предшествующие затраты (покупка проездных билетов, соответствующей одежды и обуви для поездки, приобретение страховки, оплата туристской путевки); — текущие затраты (расходы, осуществляемые на территории курорта); — затраты будущего потребления (расходы, связанные с покупкой сувениров, спортивного снаряжения, приобретение литературы в период конференций).

Успех предпринимательской деятельности на туристском рынке определяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом — комплексом услуг, удовлетворяю-

щих потребности туристов в ходе путешествия. Если рассматривать процесс формирования турпродукта с экономической позиции общественного воспроизводства, который включает

в себя четыре стадии: производство, первичное распределение (по собственникам факторов производства), обмен и потребление, то заметим, что процесс потребления и воспроизводства в туристско-рекреационной сфере несколько отличается от аналогичных стадий при производстве любого другого продукта. Потребление турпродукта является только личным, а процесс воспроизводства обеспечивается исключительно через финансовую систему. Туристы тратят деньги, покупая тур и осуществляя прочие покупки в туристской дестинации, туриндустрия перечисляет налоги в бюджет, бюджетные средства в виде муниципальных

(региональных) расходов направляются на возмещение туристских и иных ресурсов, на поддержание городской инфраструктуры и обеспечение экологической безопасности.

Мировая туриндустрия функционирует по законам рынка. Однако государство может определять туристскую политику, принимая соответствующие законы и регулируя макроэкономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма, а также финансировать ряд целевых программ.

Поэтому под субъектами инновационного предпринимательства в туристско-рекреа-ционной сфере следует понимать организации

Рис. Субъекты инновационного предпринимательства в туристско-рекреационной сфере

туристской индустрии и санаторно-курортного комплекса, учреждения и предприятия научно-образовательной сферы и органов власти, являющиеся на туристском рынке как предпринимателями, участвующими в инновационной деятельности, так и регуляторами социально-экономических отношений (рис.).

Главной целью инновационного предпринимательства в туристско-рекреационной сфере является создание качественного турпродук-та, что позволит привлечь туристов, а для этого необходимо решить следующие задачи:

— подготовка квалифицированных кадров;

— привлечение инвестиций;

— совершенствование системы налогообложения организаций, занятых в инновационной сфере.

Таким образом, инновационно-предпринимательская деятельность в туристско-рекреаци-онной сфере представляет собой деятельность государственных структур, научных, образовательных учреждений, организаций турбизне-са и санаторно-курортного комплекса, прямо или косвенно участвующих в формировании ту-

ристского продукта на конкретной территории и обеспечивающих в связи с этим взаимодействие предпринимательских структур на инновационной основе.

Перечислим современные предпосылки формирования инноваций в туристско-рекреа ционной сфере:

1) комплексный подход осуществления ту-ристско-рекреационной деятельности (в формировании качественного и полноценного тупродукта участвуют одновременно несколько организаций: транспортные, информационные, рекреационные, анимационные, средства размещения и т. д.);

2) ориентация на спрос (туризм меняется от массового к индивидуализированному, в связи с этим связана более дробная сегментация туристского рынка и появление множества специализированных услуг);

3) институциональный подход (в инновационном развитии туризма необходимо участие органов власти, организаций науки и образования);

4) регулярное воспроизводство туристско-ре-креационных услуг (осуществляется с помощью применения инноваций и через финансовую систему муниципалитета). Одну из ключевых ролей в создании инноваций играют вузы, НИЦы и прочие научные организации и учреждения.

Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» позволил бюджетным научным учреждениям и высшим учебным заведениям стать участниками предпринимательской деятельности с помощью создаваемых ими малых предприятий. Поскольку в муниципальном образовании туристско-ре-креационной специализации важным является развитие туриндустрии и санаторно-курортного комплекса как градообразующей сферы, то вузам, находящимся на его территории, целесообразно реализовывать через созданные ими малые предприятия собственные идеи, услуги и проекты.

Малые инновационные предприятия (МИПы) при вузах и НИИ могут создаваться следующими основными способами:

1) на базе образовательного либо научного учреждения с полным слиянием уставного капитала, то есть денежные средства и имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного научного учреждения могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества;

2) путем соглашения между образовательным (научным) учреждением и предприятием малого и среднего бизнеса;

3) с участием сотрудников бюджетных научных и образовательных учреждений, представителей бизнеса, консалтинговой организацией, крупных корпоративных (холдинговых) структур, иностранных предприятий.

Для успешной инновационно-предпринимательской деятельности МИПов необходимо соблюдение следующих условий: — наличие существенного предпринимательского опыта у одного из учредителей предприятия;

— производство продуктов и услуг, востребованных на рынке;

— наличие квалифицированных сотрудников и специалистов;

— возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

— наличие собственного материально-технического обеспечения;

— возможность самоокупаемости;

— сотрудничество с организациями различных организационно-правовых форм собственности.

В России проблема развития инновационно-предпринимательской деятельности МИПов осложнена следующими факторами:

1) отсутствует частное финансирование и государственная поддержка;

2) нет общепринятых правил, регламентирующих порядок распределения доходов между участниками МИПа;

3) нет инфраструктуры, поддерживающей развитие инновационной деятельности в муниципальном образовании;

4) нестабильный спрос на услуги и продукцию МИПа;

5) недостаточное финансирование при производстве инноваций;

6) несовершенство законодательства в сфере налогообложения.

На развитие предпринимательской деятельности МИПа оказывают влияние как внутренние факторы (наличие материально-технической базы, результатов интеллектуальной деятельности, профессионализм кадрового состава, внутренние источники финансирования), так и внешние (востребованность произведенной инновации, конкуренты, защита авторских прав, наличие развитой инновационной инфраструктуры, законодательство, регламентирующее порядок функционирования МИПа, взаимодействие с партнерами). Зарубежная практика развитых стран свидетельствует об эффективности развития МИПов благодаря государственной поддержке, развитой инновационной инфраструктуре и взаимодействию МИПов с организациями рынка.

Вузы и НИИ в целях развития туриндустрии и санаторно-курортного комплекса могут предоставлять следующие услуги:

• услуги гидов-переводчиков;

• разработанные новые туристские маршруты;

• инженерно-строительные и дизайнерские проекты;

• проведение научных исследовании рынка;

• услуги, связанные с развитием образовательного туризма;

• услуги по бухгалтерии и налогообложению;

• услуги аниматоров.

Традиционно продвижение на рынок инновационного продукта (услуги) осуществляется двумя способами:

— по принципу «технологического толчка», то есть выпускают продукцию и потом ищут покупателя;

— ориентация на результат (спрос): сначала анализ рынка, потом выпуск продукции. Узнаваемость инновационного продукта

может быть произведена с помощью трех способов:

1) демонстрационный эффект (выставки, форумы, конференции, обучение, реклама);

2) посредничество между организациями муниципальной инновационной системы;

3) выполнение конкретного заказа (гранты, госзаказы).

Выполнение конкретного заказа осуществляется на конкурсной основе и является разовым финансированием.

Ряд МИПов, выходящих на рынок, часто убыточен по причине отсутствия достаточной практики коммерциализации знаний и технологий, многие из них применяют принцип «технологического толчка». Нами предлагается следующий план выхода МИПа на рынок, который представлен в табл. 2.

Таблица 2

План формирования и выхода МИПа на рынок инноваций в туризме

1 шаг Оценка рынка, выявление потребности в той или иной продукции, выявление конкурентов

2 шаг Выявление потенциальных потребителей и партнеров

3 шаг Определение модели предприятия: организационно-правовой формы собственности, цели, задач, возможности привлечения дополнительного финансирования, состава учредителей

4 шаг Расчет себестоимости при формировании МИПа, определение структуры распределения доходов и прибыли, уставного капитала

5 шаг Формирование кадрового состава

6 шаг

Осуществление деятельности согласно устава МИПа: разработка инновационных продуктов (услуг), их внедрение и коммерцио-нализация посредством сотрудничества с организациями-партнерами

Для оценки востребованности услуг МИПов в туристско-рекреационной сфере обратимся к статистическим данным, представленным в табл. 3.

Таблица 3

Основные показатели развития санаторно-курортного и туристского комплекса за период 2010—2011 годы по Краснодарскому краю [9]

Показатель 2010 год 2011 год

Количество коллективных средств размещения (ед.): 1355 1207

Численность размещенных лиц, (млн. чел.), в том числе 10,7 11,1

организованный сектор 2,9 3,0

неорганизованный сектор 7,8 8,2

Объем услуг (млрд руб.), в том числе 54,4 58,8

Объем услуг организованного сектора размещения (млрд руб.) 32,0 35,3

Объем услуг неорганизованного сектора размещения (млрд руб.) 22,4 23,5

Удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП, % 15,5 15,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из данных табл. 3 следует: хотя неорганизованный сектор размещения по объему оказанных услуг уступает коллективному сектору примерно на 17%, однако по количеству обслуженных посетителей превосходит солидные гостиницы и санатории. Неорганизованный сектор размещения выигрывает за счет низких цен, упрощенной системы налогообложения и низких затрат на оказанные услуги.

Около половины (46%) организаций по размещению туристов приходится на крупные предприятия, средние предприятия составляют 8%, а малые предприятия и индивидуальные предприниматели в совокупности 46% [9]. Таким образом, в сфере туриндустрии малый бизнес развивается не менее эффективно, чем крупный.

На основе анализа туристского рынка города Сочи было проведено аналитическое исследование и выявлено, какие услуги вузов могут быть наиболее востребованы секторами размещения. Значимость этих услуг ранжируется от 1 до 6 отдельно для организованного и неорганизованного секторов размещения туристов (табл. 4).

Таблица 4

Ранжирование услуг для сектора размещения туристов

Услуги Организо- Неоргани-

ванный зованный

сектор сектор

размещения размещения

Услуги гидов 3 2

(гидов-переводчиков)

Разработанные новые 4 3

туристские маршруты

Инженерно-строительные и дизайнерские проекты 6 4

Проведение исследований рынка 2 6

Бухгалтерские услуги и услуги по налогообложению 5 1

Услуги аниматоров 1 5

Составлено автором

Можно сделать вывод, что неорганизованному сектору размещения необходимы, прежде всего, бухгалтерские услуги и услуги гидов. Ему, в отличие от представителей крупного бизнеса, менее важны исследования рынка, потому что этот сектор не испытывает острых проблем с загрузкой, в отличие от коллективных средств размещения. Кроме того, мини-гостиницы не заинтересованы в расширении ассортимента услуг по причине отсутствия больших площадей и роста издержек.

Литература

1. Владыка М.В. Развитие и реализация инновационного потенциала вуза: Автореф. дис... д.э.н. Белгород, 2010. С. 50.

2. Добрынин А.И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.: Учебник для вузов, 4-е изд. СПб: Питер, 2010. 560 с.

3. Долженко Г.П. «Туризмология», «туризмоведение» или «туристика» // Научные исследования в сфере туризма: Труды Международной туристской академии. Вып. 6. М., 2010.

4. Миргалеева И.В. Финансовый механизм управления образованием в регионе / Автореферат дисс... д.э.н. Йошкар-Ола, 2010. С. 40.

5. Новиков В. С. Инновации в туризме. Изд-во: Академия, 2007. С. 208.

6. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд: Учебное пособие. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. 688 с.

7. ТаракановВ.В. Модернизация финансового механизма системы высшего профессионального образования: проблемы, решения, перспективы: Автореф. дис. д. э. н., Р/нД, 2010. С. 50.

8. Долженко Г.П. Туризмоведение как область научной деятельности по исследованию туризма и условий его функционирования // Туризм и региональное развитие: Сборник научных статей. Вып. 6. Смоленск: Универсум, 2011. С. 66—72. http://gennadiy-dolzhenko.ru/a32.html (дата обращения: 22.12. 2012).

9. Основные показатели развития санаторно-курортного и туристского комплекса за период 2010—2011 годы по Краснодарскому краю. http://kurortkuban.ru/rus/about_department/itogi/2011/ (дата обращения: 22.12. 2012).

10. Фaтxyтдинoв Р.А. Основные экономические законы. http://www.elitarium.ru/2011/12/07/osnovnye_ jekonomicheskie_zakony.html (дата обращения: 22.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.