ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Д.И. Попов, к.э.н., нач. отд. ООО «Оценка и консалтинг»
Особо сложным в современных условиях является оздоровление экономики несостоятельных сельскохозяйственных предприятий, а также сохранение их платежеспособности в долгосрочной перспективе путем проведения процедур антикризисного управления. Об актуальности проблемы свидетельствуют данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области (рис. 1).
Несмотря на укрепляющуюся тенденцию сокращения числа убыточных сельскохозяйственных организаций, их доля по-прежнему остается значительной и по данным за 2006 г. составляет 32%. Многие из них впоследствии прекращают деятельность и ликвидируются в ходе процедуры банкротства.
5 1000
к 800
| 600
2 400 ср
О 200 о
о 0 .Я
ьТ с^с^оооооо
с^с^оооооо
'СЧСЧСЧСЧСЧСЧ
И У быточные сельскохозяйственные организации ■ Прибыльные сельскохозяйственные организации
Рис. 1.
По состоянию на конец 2006 г. в производстве арбитражного суда Воронежской области находилось 1 314 незавершенных дел о несостоятельности (банкротстве) против 975 на конец 2005 г. При этом 39% всех дел о несостоятельности (банкротстве) инициированы в отношении сельскохозяйственных организаций. Следует отметить, что почти все принятые к производству дела о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций завершаются переходом к конкурсному производству.
Сложившаяся в Воронежской области и в стране в целом практика банкротств сельскохозяйственных организаций свидетельствует о низкой эффективности этой процедуры с точки зрения защиты экономики отрасли и общественных интересов. В связи с этим настоятельной потребностью является предотвращение или преодоление несостоятельности сельскохозяйственных организаций, при наличии такой возможности.
Совершенствование антикризисного управления в сельском хозяйстве должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования. Отличительной особенностью кризисного состояния сельскохозяйственной организации является, как правило, повышенная изменчивость внутренней среды, ее сильная зависимость от внешних воздействий. В этих условиях одной из центральных задач менеджмента являются нахождение и использование средств управления процессом изменений и придание ему антикризисной направленности.
Следует отметить, что для сельскохозяйственных организаций в настоящее время характерна крайне незначительная инновационная активность. Это является одновременно и следствием, и причиной кризисных явлений. С другой стороны, инновации, реорганизация структуры сельскохозяйственного производства в своей совокупности призваны обеспечить эффективное прохождение сельскохозяйственной организацией кризисного этапа. Поэтому антикризисное управление сельскохозяйственными организациями должно иметь преимущественно инновационный характер.
Одним из средств достижения антикризисных целей сельскохозяйственной организации является инновационная стратегия. В общем виде инновационные стратегии сельскохозяйственных организаций могут иметь следующую направленность:
— получение новых продуктов;
— применение новых методов в производстве, маркетинге, управлении;
— переход к новым организационным структурам;
— применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.
Что касается антикризисной стратегии, то она, как интегративная форма, может содержать в своем составе несколько видов общих инновационных стратегий, имея строгую целевую направленность на выведение сельскохозяйственной организации из кризиса (или на профилактику вступления ее в кризисное состояние).
Относительно внутренней среды сельскохозяйственной организации инновационные
стратегии могут быть представлены следующими группами:
— продуктовые (направленные на создание и реализацию новых видов продукции);
— функциональные (научно-технологические, производственные, маркетинговые и др.);
— ресурсные (финансовые, трудовые, информационные, материально-технические);
— организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления и др.);
— диверсификации (расширения видов деятельности);
— концентрации производства (соединения и сжатия производственных систем) и др.
Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя сельскохозяйственной организации способности предвидения, мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах в состоянии кризиса - способность определения приоритетов. Ответственность за инновационную стратегию, определяющую выживание сельскохозяйственного предприятия, лежит на плечах антикризисных управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования сельскохозяйственной организации, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.
Учитывая специфику сельскохозяйственного производства и особенности функционирования кризисных сельскохозяйственных организаций, настоятельной потребностью в рамках подготовки комплекса антикризисных мер является разработка адаптивной инновационной стратегии. В этом случае сельскохозяйственное предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных
условий в целях сохранения своих позиций на экономическом поле. Адаптивную инновационную стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, улучшениях существующих технологий, механизмов, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Адаптивная инновационная стратегия, впрочем, не исключает и радикальных мер в том случае, если в этом будет состоять требование объективной экономической действительности и внешнего окружения. Реализовать адаптивную инновационную стратегию возможно при ограниченном инвестиционном бюджете.
В условиях, когда кризисные симптомы проявляются с незначительной остротой, и в посткризисный период развития сельскохозяйственной организации целесообразно перейти к реализации конкурентной инновационной стратегии.
Эффективность осуществления изменений, направленных на преодоление кризисного состояния сельскохозяйственной организации, в значительной степени зависит от восприимчивости ее организационной структуры к таким новациям. В этом контексте перестройка организационной структуры сельскохозяйственной организации должна быть сориентирована на решение следующих задач:
— повысить организационное качество аппарата в осуществлении изменений;
— улучшить восприимчивость сельскохозяйственной организации к запланированным новациям;
— обеспечить прогрессирующее функционирование сельскохозяйственной организации в новом организационно-структурном качестве.
Такой подход позволит значительно повысить эффективность антикризисного управления и предотвратить распространение кризисных явлений в аграрном секторе.
МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Т.А. Михалева, к.э.н., ст. науч. сотр., И.И. Трофимова, к.т.н., доц., ст. науч. сотр. НИИ экономики и организации АПК ЦЧР С.М. Кусмагамбетов, к.э.н., доц. Воронежского государственного аграрного университета им. К. Д. Глинки
На современном этапе развития экономики наблюдается снижение эффективности производственной деятельности в значительной части сельскохозяйственных предприятий. Эти обстоятельства определили необходимость
проведения научных исследований по данной проблеме и разработки перспективной модели эффективных форм хозяйствования. Нами предложена блок-схема перспективной модели эффективной формы хозяйствования сельско-