Научная статья на тему 'Инновации в организация технического обслуживания и ремонта машин лесозаготовок и лесного хозяйства мобильными бригадами'

Инновации в организация технического обслуживания и ремонта машин лесозаготовок и лесного хозяйства мобильными бригадами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
680
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в организация технического обслуживания и ремонта машин лесозаготовок и лесного хозяйства мобильными бригадами»

УДК 630.36 Тесовский А. Ю.

ФГБОУ ВПО «Московский Государственный университет леса», Мытищи, Россия

ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН ЛЕСОЗАГОТОВОК И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙТСВА МОБИЛЬНЫМИ БРИГАДАМИ

В настоящее время на заготовке леса работают различные системы машин и механизмов это валоч-но-пакетирующие машины, трелевочные тракторы, сучкорезные машины, челюстные погрузчики, харве-стеры, форвардеры и т. д. Усложняющаяся конструкция этих машин, требует усовершенствования технологии технического обслуживания и ремонта их на местах эксплуатации. Постоянная техническая готовность может быть обеспечена только своевременным и качественным проведением технического обслуживания и ремонта с применением инновационных технологий и оборудования.

Решение данной задачи лежит в плоскости повышения производительности и расширения функциональных возможностей мобильных пунктов и бригад по техническому обслуживанию и ремонту.

В лесном секторе России [1] возможно применять и применяются различные передвижные средства для проведения технологических операций технического обслуживания и ремонта машин лесозаготовок и лесного хозяйства на местах эксплуатации, их классификация приведена на рис.1.

Рис. 1. Классификация передвижных средств технического обслуживания и ремонта на местах экс-

плуатации машин лесозаготовок и лесного хозяйства

На основании исследований проведенных в ЦНИИМЭ и на кафедре «Технологии машиностроения и ремонта» МГУЛеса установлено, что применение при техническом обслуживании и ремонте трелевочных тракторов мобильных бригад укомплектованных машинами типа МРДП-1 по техническому обслуживанию и ремонту позволяет сократить простои тракторов, уменьшить трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту, получить сокращение трудозатрат на 47,7% [2,3,4].

Применение передвижных средств технического обслуживания и ремонта для машин лесозаготовок и лесного хозяйства на местах их эксплуатации необходимо расширять усовершенствуя их комплектацию ремонтными модулями, которые они могли бы буксировать за собой [5]. В таких модулях есть возможность размещать дополнительное оборудование необходимое для диагностики или ремонта, делать мобильный склад запасных частей, и т. д. Этот подход позволит расширить функциональные возможности мобильных бригад и пунктов технического обслуживания по ремонту машин лесозаготовок и лесного хозяйства на местах эксплуатации.

Технологический процесс технического обслуживания и ремонта машин на лесосеке в этом случае может включать весь комплекс операций одной бригадой без привлечения дополнительных машин технического обслуживания и ремонта (рис.2).:

проведение технического обслуживания машин лесозаготовок и лесного хозяйства в соответствии с планом-графиком и в объеме, установленном для определенного вида технического обслуживания и типа машины;

проведение текущих ремонтов на базе исправных изделий, узлов и агрегатов;

обеспечение машин топливом, маслами и эксплуатационными материалами, хранение и заправка ими машин на лесосеке;

организация предпускового разогрева двигателей зимой, обеспечивающего своевременное начало работы машин при низких температурах.

Заправка машины эксплуатационными материалами

Снятие неисправных агрегатов, узлов и деталей.

Рис.2. Технологический процесс технического обслуживания и ремонта машин лесозаготовок и лесного хозяйства на местах эксплуатации.

Такой подход к техническому обслуживанию и ремонту оправдан, так как парк машин лесозаготовок и лесного хозяйства неуклонно стареет и как показал анализ, возраст машины воздействует главным образом на объем и стоимость текущих ремонтов и в незначительной степени — на комплекс работ технического обслуживания. От возраста машины существенно зависит расход деталей при устранении отказов в процессе эксплуатации, поэтому применение мобильных бригад позволяет оперативно устранять отказы и сокращать простои машин. Большое значение при осуществлении данного технологического процесса имеет проведение работ по организации информационного обмена и мониторингу технического состояния парка машин лесозаготовок и лесного хозяйства это позволяет подготовить определенную номенклатуру запасных частей, оборудование и оснастить мобильные ремонтные бригады и пункты технического обслуживания [6].

Оснащение ремонтной бригады технологическим оборудованием и запасными частями это важный вопрос, но проведение работ выполняется рабочими. Сколько их и какова их квалификация является решающем фактором при достижении необходимого результата.

Численный состав мобильных бригад по техническому обслуживанию и ремонту зависит от числа и марок машин лесозаготовок и лесного хозяйства, попадающих в радиус обслуживания конкретного технического центра, от величины трудозатрат приходящихся на обслуживание и ремонт одной машины. Особенностью здесь может являться величина трудозатрат приходящихся на обслуживание и ремонт одной машины так, как современный лесной сектор России имеет машины различных марок, как отечественного, так и зарубежного производства и продолжает переоснащаться. Поэтому, чтобы установить для современных машин лесозаготовок и лесного хозяйства нормативные трудозатраты на техническое обслуживание и ремонт, можно воспользоваться уравнениями выведенными на основе анализа трудозатрат на техническое обслуживание сельскохозяйственных тракторов [3].

Т = 4,85Р0,425 (чел. ч.)

При механизации работ: Т = 0,77(4,85■ р0,425) (чел. ч.)

где Т - трудоемкость работ на 1000 моточасов работы машины; Р - конструктивная масса (вес) машины, кг.

Успех работы мобильной бригады, по техническому обслуживанию и ремонту, зависит от квалификации слесарей-ремонтников. Поэтому бригаду следует укомплектовывать квалифицированными ремонтными рабочими, владеющими смежными специальностями (слесарем-трактористом, слесарем-электросварщиком, слесарем-электриком, слесарем-гидравликом и др.).

В обязанности слесаря, кроме основного участия в ремонте и техническом обслуживании машин лесозаготовок и лесного хозяйства, входят обслуживание оборудования мобильной мастерской и поддержание ее в рабочем состоянии.

Мобильные бригады целесообразно организовывать из двух звеньев и укомплектовывать высококвалифицированными ремонтными рабочими, имеющими достаточный производственный опыт работы на лесозаготовительных машинах, владеющими двумя-тремя профессиями и специализирующихся на техническом обслуживании и ремонте определенных систем, узлов и агрегатов машин лесозаготовок и лесного хозяйства .

Разряды рабочих в мобильных бригадах должны быть не ниже третьего, а если конкретно то:

- диагностика узлов и агрегатов, проведения регулировочных работ - разряд механика не ниже 5 -

6;

4 ; 4 ;

обслуживание и ремонт по двигателю и топливной системе - разряд слесаря не ниже 4 - 5; обслуживание и ремонт технологического оборудования и гидросистем - разряд слесаря не ниже 3

обслуживание и ремонт силовой передачи и ходовой части тракторов - разряд слесаря не ниже 3

3 ;

сварочные работы - разряд слесаря-электросварщика не ниже 4;

проведение смазочных и крепежных работ при техническом обслуживании - разряд слесаря не ниже

- обслуживание и ремонт бензиномоторного инструмента и средств малой механизации - разряд слесаря не ниже 4;

- ремонт узлов и агрегатов оборотного фонда - разряд слесаря не ниже 4;

Первое звено из 3 человек занимается техническим обслуживанием и ремонтом машин лесозаготовок и лесного хозяйства в плановом порядке, а второе из 5 человек - техническим обслуживанием и ремонтом в случаях гарантийных отказов или при резком увеличении объемов ремонтных работ связанных с аварийными или иными форс-мажорными ситуациями (рис.3).

ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ МОБИЛЬНОЙ БРИГАДЫ ПО ТО и Р МЛиЛХ

X

при численном составе: 3 человека.

при численном составе: 5 человек.

Рис. 3. Численный состав и специализация членов мобильной бригады по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) машин лесозаготовок и лесного хозяйства (МЛ и ЛХ).

Работа мобильной бригады по техническому обслуживанию и ремонту машин лесозаготовок и лесного хозяйства может быть организована как в одну, так и в две смены, возможны варианты организации работ и вахтовым методом.

При вахтовом методе готовность бригады повышается и позволяет практически непрерывно осуществлять технологические операции по техническому обслуживанию и ремонту.

Данные мероприятия и организация работ позволяют сократить простои как при заготовке леса или проведения лесохозяйственных работ так и при техническом обслуживании и ремонте путем оперативного устранения отказов и снабжения запасными частями, уменьшить объем ремонтных работ и затраты на них, повысить техническую готовность машин лесозаготовок и лесного хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степанов С. В. Лесная доктрина России: ответ на условия ВТО // Лесной вестник. 2013. № 4

(96). С. 47 - 51.

2. Тесовский А. Ю. К вопросу применения модели «точно вовремя» в техническом сервисе ЛПК // Лесная промышленность. 2006. № 1. С. 27 - 28.

3. Сердечный В. Н., Инбер Ф. И., Тюриков Р. М. Организация ремонта лесозаготовительной техники. М: «Лесная промышленность», 1978. 184 с.

4. Тесовский А. Ю. Повышение эффективности технического сервиса на местах эксплуатации лесозаготовительных и лесохозяйственных машин // Труды международного симпозиума. 2012. Т. 2: Надеж-

ность и качество. С 101 - 104.

5. Ремонтный модуль: пат. 136399 Рос. Федерация: МПК В 60 Р 3/14, В 62 D 33/04, Найман В. С.,

Тесовский А. Ю.; заявители и патентообладатели Найман В. С., Тесовский А. Ю. № 2013102014/11;

заявл. 17.01.13; опубл. 10.01.14, Бюл. № 1. 3 с.

6. Лапин А. С. Проблемы в автоматизации технологических и транспортных машин ЛПК// Труды международного симпозиума. 2013. Т. 2: Надежность и качество. С 161 - 162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.