Научная статья на тему 'Инновации в образовании как основа развития предпринимательства'

Инновации в образовании как основа развития предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучеренко О.В., Завадская В.В.

В статье рассматривается значение высшего образования в получении новых знаний субъектами малого предпринимательства. Роль малого бизнеса в инновационном развитии трансформируемой экономики России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в образовании как основа развития предпринимательства»

К основным объектам маркетингового исследования образовательных услуг относятся:

а) рыночный объект; б) количественные параметры спроса и предложения; в) маркетинговая среда; д) конъюнктура рынка; е)конкурентоспособность; ж) образовательные учреждения-партнеры; з) потребители; и) конкуренты; к) стратегии маркетинга; л) конкретные решения.

Изменения, которые происходят в окружающей нас среде, оказывают влияние и на образование. Так называемое бесплатное образование почти уходит из нашей жизни, четко прослеживается тенденция изменения запросов со стороны потребителей услуг в сфере образования. На сегодняшний день платное образование проявляется в разнообразных формах и методах обучения, ориентированных на различный уровень подготовки, дохода слушателей. Конкуренция на рынке образовательных услуг достаточно высока. Поэтому оценку спроса осуществляют при помощи маркетинговых инструментов. Проведенный анализ спроса на услуги в сфере образования позволяет оценить перспективность специальности, а соответственно, сформировать учебную программу.

В заключение необходимо отметить, что далеко еще не везде маркетинг в сфере образования рассматривают серьезно - это связано, прежде всего,

с особенностями менталитета граждан нашей страны. В настоящее время маркетинг образовательных услуг только набирает обороты. Во многих, в частности высших учебных и коммерческих заведениях, создаются отделы по продвижению своих образовательных услуг на рынок образования.

Список литературы:

1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 24.07.2015)

2. Ожерельева Т.А. Особенности развития маркетинга образовательных услуг // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. -№3.

3. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. -2009. - № 6.

4. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008 - №1.

5. Фурсик С.Н. Применение маркетинга образовательных услуг как фактор совершенствования качества образования // Проблемы развития теории. -2013. - №2 (64).

6. Филимонцева Е.М. Образовательная услуга как ключевой элемент сферы образования. // Известия Сочинского государственного университета. - 2014. -№1 (29)

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КУЧЕРЕНКО ОЛЬГА ВИКТОРОВНА,

старший преподаватель кафедры «Финансы и экономика» Омского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова ЗАВАДСКАЯ ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА,

старший преподаватель кафедры «Финансы и экономика» Омского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Аннотация: В статье рассматривается значение высшего образования в получении новых знаний субъектами малого предпринимательства. Роль малого бизнеса в инновационном развитии трансформируемой экономики России.

The article focuses on the impotence of higher education in gaining new knowledge by small businesses. The role of small business in the innovative development of the transformable Russian economy.

Ключевые слова: высшее образование, бизнес-образование, инновационность, конкурентоспособность, малое предпринимательство.

Key words: higher education, business education, innovations, competitiveness, small business.

Наступила эпоха инноваций, а инновационная активность является атрибутом предпринимательской деятельности. С этой точки зрения, по мнению Йозефа Шумпетера, предприниматель - агент, обладающий способностью к предвидению и нововведениям, которые нарушают существующее равновесие, оставляя после себя «волны созидательного разрушения» [4, с.52].

В современной экономике с многообразием бизнеса и его технологической сложностью, неопределенностью жизни требуется экономически самостоя-

тельный человек. Это не обладатель материального (финансового) богатства (его, в принципе, легко потерять), а умеющий зарабатывать профессионал, духовно и часто физически развитый, социально адаптированный. Стартом для становления этого человека и является высшее образование, особенно гуманитарное.

Жизнь показывает, что высшее образование требуется не только для работы, оно является важной личной потребностью современного человека, которая формирует соответствующий рынок.

ОБРАЗОВАНИЕ

В этом смысле юридическое, экономическое, психологическое, информационное, филологическое (в области иностранных языков) высшее образование становится почти обязательным для повседневной жизни. Экономическое образование позволяет свободно ориентироваться в условиях рынка. Юридическое - необходимо для защиты своих прав и интересов. Психологическое - для грамотного межличностного общения, полноценной жизни в коллективе, достижения личного успеха и воспитания детей. Компьютерная грамотность и знание иностранных языков для современного человека уже жизненно необходимы. Поэтому сейчас все больше людей стремятся получить несколько именно высших и именно гуманитарных образований или получить ученую степень в этих областях науки. Особая тяга к этому наблюдается среди обладателей высшего технического, технологического, медицинского и военного образования. Таким образом, современное высшее образование инновационной направленности должно сочетать технико-технологическое и гуманитарное образование.

Чем же привлекательно высшее профессиональное образование (ВПО) для работодателя, несмотря на все его нынешние недостатки? Классическое ВПО, и это закреплено в государственных образовательных стандартах, примерно половину учебного времени на очном обучении (на заочном и вечернем соответственно - 90 и 60 %) отводит на самостоятельную работу. В отличие от школы, здесь студента не учат - он должен учиться сам, а преподаватели только ориентируют его в нужном направлении. Высшая школа не ограничивают свободу познания и творчества. ВПО предусматривает большой объем и широкую номенклатуру учебных дисциплин при основной ориентированности на теоретическую и общепрактическую подготовку. В то же время высшее образование, как правило, не дает конкретных умений и навыков для конкретной компании или работы, на что часто и сетуют работодатели. Понятно, что привлекательность ВПО как раз и состоит в том, что выпускник вуза имеет широкий профессиональный кругозор, приучен к самообразованию, социально адаптирован - в общем, профессионально и социально мобилен, способен аналитически накапливать жизненный опыт. Конкретным навыкам и умениям в конкретной фирме его обучают на рабочем месте.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку в жестких профессиональных рамках. Здесь меньше теории, больше практики. Выпускник техникума, колледжа, как правило, лучше подготовлен для конкретной работы. Однако спектр этих конкретных работ широк, и бизнес-среда так неопределенна, что выпускник среднего учебного заведения становится неконкурентоспособен на рынке труда именно из-за излишней конкретности свой подготовки. Работодатели это в целом понимают, хотя и требуют конкретики.

На этом фоне более чем странно выглядят частые заявления властей о чрезмерном количестве вузов и студентов-гуманитариев. Особое раздражение вызывает рост числа экономистов, юристов и психологов. Понятно современный, образованный

человек предъявляет иные, более высокие требования к эффективности государственных чиновников. Таким человеком сложнее управлять и невозможно манипулировать [2, с.1].

В настоящее время не только бизнес, но и высшее образование действует в условиях конкуренции, где качество играет все возрастающую роль. Качество образования - это ключевой фактор в соревновании между странами. Это особенно наглядно представлено в экономическом образовании. Указанные ниже тенденции можно с полным основанием перенести и на подготовку студентов других специальностей.

Главная роль в подготовке кадров для реализации национальной идеи повышения конкурентоспособности России принадлежит высшей школе, осуществляющей профессиональную и послевузовскую подготовку специалистов. На современном этапе наблюдаются следующие тенденции развития высшего образования:

• глобализация конкуренции во всех сферах деятельности вследствие дефицита ресурсов и автоматизации;

• формирование адаптивных виртуальных структур;

• развитие электронных образовательных технологий;

• повышение роли индивидуального подхода;

• интенсификация учебного процесса, возрастание объема самостоятельной работы студентов;

• стандартизация образовательных процессов;

• аттестация персонала, специальностей, вузов.

Наиболее распространенными системами подготовки специалистов являются естественно-научная, зародившаяся в Германии около четырехсот лет назад, и гуманитарная (американская). В первой приоритет (больший удельный вес) отдается математике, химии, физике, биологии и другим естественным наукам. Благодаря применению этой системы Германия с бедными природными ресурсами является по научно-производственному и человеческому потенциалу третьей страной мира. В России около трехсот лет, вплоть до 1991 года, применялась германская система подготовки специалистов.

Россия, опираясь на естественно-научную систему, достигла значительных результатов в таких наукоемких отраслях промышленности, как космонавтика, авиастроение, оборонная промышленность, а также в лазерной и биотехнологии, производстве композитов, новых материалов, компьютерных продуктах и других отраслях промышленности и науки. Современная научно-техническая революция, возникновение и быстрый рост так называемой экономики знаний, становление информационного общества, поднимают значение именно естественно-научного подхода к развитию высшего и других степеней образования.

Гуманитарная (американская) система образования отдает приоритет (по удельному весу) философии, истории, психологии, социологии и другим гуманитарным наукам. Естественно-научные дисциплины имеют место в гуманитарной системе, но по удельному весу (часам учебной нагрузки) значительно меньше, чем в первой.

Рыночные отношения и систему образования Россия начала строить по рекомендации американских советологов и американских книг по экономике, менеджменту и маркетингу. Начался процесс перевода и издания крупными тиражами в основном американской литературы по экономике, менеджменту и маркетингу.

Гуманитарный поход к образованию является более простым, рассчитанным на массовую подготовку специалистов, которым предстоит вписаться в уже сложившие организационно-экономические структуры. Российская экономика развивается совершенно в ином измерении. Здесь специалисту надо не приспосабливаться к работе действующих структур и механизмов, не соблюдать давно введенные стандарты и инструкции, а создавать их заново. В этом огромная разница.

Для того чтобы учесть эти аспекты, необходимо для переходной экономики применять свою, третью, систему (или технологию) подготовки экономистов и менеджеров, ориентированную на конкурентоспособность - главную цель реформирования экономики России. Это очень сложная проблема, так как в конкурентоспособности отражается все многообразие всех аспектов жизни любого коллектива или общества в целом. Конкурентоспособность на современном этапе усиления глобальной конкуренции (России не избежать вступления в ВТО) представляется основой прогресса абсолютно во всех сферах деятельности.

В России уже более пятнадцати лет пытаются реформировать экономику бессистемно, решить некоторые фрагментарные вопросы - налоги, долги, бюджет, пенсии, социальное развитие и т. д., а главное - сохранение, и преумножение научно-производственного и кадрового потенциала, эффективное использование природных ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции -осталось в тени.

Основные причины - непрофессионализм многих чиновников, руководителей, специалистов и ученых в решении проблем переходной экономики, их нежелание учиться, системно подходить к изучению и решению проблем переходного периода на основе концепции единства экономики, техники и управления.

Российские менеджеры, обученные по неадаптированным к российским условиям переводным книгам по маркетингу и менеджменту, плохо ориентируются в законах организации, научных подходах и принципах, методах и моделях оптимизации качества и ресурсоемкости объектов, изучения рыночных регуляторов. Переводные книги, написанные в информационно-описательном стиле, легко читать, но они бесполезны в решении конкретных практических задач. Как неоднократно было отмечено, начиная с 1995 года международные организации, оценивающие конкурентоспособность стран (Всемирный банк, Всемирный экономический форум, Европейский форум по проблемам управления), самыми узкими местами в российской системе являются экономика и управление как разделы науки.

Экономисты и менеджеры должны владеть методами анализа механизма действия экономических

законов, законов организации в статике и динамике, методами применения научных подходов и принципов управления различными объектами, методами и моделями анализа, нормирования, прогнозирования, оптимизации, оценки управленческих решений в различных областях науки, техники, экономики, управления. Без владения экономистами и менеджерами методами факторного анализа конкурентных преимуществ персонала, технологии, товара, конкурента и т. д., функционально-стоимостного анализа эффективности использования ресурсов, системного анализа факторов конкурентоспособности внешней среды и внутренней структуры объекта нечего надеяться на успех в жесткой конкурентной борьбе. Выпускники ведущих (находящихся в первой десятке по рейтингу) вузов страны этими методами владеют на уровне понятий, а не на уровне методики и практического применения.

Для применения современных образовательных технологий безусловно важна материально-техническая база (технические средства) и методическое обеспечение учебного процесса (наличие и качество учебников, учебных, методических пособий). Одним из факторов повышения качества подготовки специалистов является повышение качества учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобрнауки России. В связи с этим необходимо повысить качество экспертизы, устраивать конкурсы с присвоением грантов и премий. Это одна сторона применения эффективных методов обучения.

Вторая заключается в том, что главным в образовательном процессе является не получение информации, а понимание сущности явления, принципа, закона, закономерности и т. д. Образовательный процесс следует делить на три этапа: 1)получение информации;

2) анализ, результатом которого являются знания;

3) синтез, результатом которого является понимание сущности.

Анализ работы ряда государственных и негосударственных вузов, в частности по очной форме обучения, показывает, что роль ряда дисциплин и отдельных разделов дисциплин, направленных на изучение методов экономических исследований и методик экономических расчетов, значительно снизилась и по количеству часов в учебном плане, и по объему реального внимания, уделяемого в процессе обучения. Преобладают более простые методы изучения экономических процессов - ретроспективный, трендовый анализ, а факторный, функционально-стоимостный, нормативный, расчетно-конструктивный анализ, экономико-математические методы представлены слабо и бессистемно. Например, факторный анализ экономических показателей (детерминированный, корреляционно-регрессионный), экономико-математические модели практически отсутствуют в курсовых и дипломных работах студентов. И дело здесь не только в трудности получения экономической информации.

Россия всегда славилась талантами в области математики, физики, химии, механики, медицины, психологии и в других сферах деятельности. Это до-

ОБРАЗОВАНиЕ

стигнуто благодаря построению системы образования на основе понимания глубинных процессов, а не заучивания истин, прокручивания на компьютерах стандартных ситуаций. Главное - понять, потом -знать и, наконец, - обладать информацией. Одной из форм понимания является проблема [5, с.301]. Поэтому в настоящее время целесообразно еще более усилить проблемный аспект изучения дисциплин на основе применения современных научных подходов, методов анализа, синтеза, прогнозирования, оптимизации, расчетно-конструктивного, а не описательного стиля обучения. В этих условиях повышается роль качественных учебников, которыми всегда отличалась отечественная система образования. Также необходимо усилить практическую подготовку студентов, направленную на развитие навыков действия в условиях конкретных ситуаций, развитие творческих качеств. Для этого необходимо использовать как можно больше активных методов обучения: групповая работа, работа в подгруппах, ролевые игры и т. д.

Проблема комплектования профессорско-преподавательского состава стоит достаточно остро. В 1990-е годы радикально изменилась система ценностей на рынке труда и произошла маргинализация труда преподавателя. Произошли негативные сдвиги в оплате труда, нормировании, возникло непонимание его специфики среди руководителей учебных заведений. Все это привело к снижению качества подготовки специалистов.

Кадровая политика вуза в настоящее подчиняется в первую очередь законам минимума, гласящего, что развитие системы (в данном случае кадрового состава учебного заведения) сдерживает фактор, находящийся в минимуме, и необходимости комплексного подхода к управлению кадровой политикой вуза. Основные лимитирующие факторы следующие.

Неправильное нормирование и организация труда. На труд преподавателя в последнее время проецируется режим труда производственных работников. Ошибочно считается, что преподаватель работает только во время аудиторных занятий (примерно три - четыре часа в день), а время для подготовки к занятиям, написания учебно-методических работ, научной работы остается «за кадром», и даже квалифицированные руководители это время не считают рабочим. В результате этого наметилась негативная тенденция к принуждению преподавателей находиться на кафедре не во время аудиторных и других занятий со студентами и выполнению работы, не связанной непосредственно с преподаванием. При этом время тратится нерационально. Во-первых, после проведенных занятий, преподаватель не может готовиться к новым из-за энергетической опустошенности. Во-вторых, для полноценной методической работы требуются материалы, часто отсутствующие на кафедре. В-третьих, психофизиологические характеристики и биоритмы у всех разные, соответственно, и время выполнения внеаудиторной работы может быть разным в течение суток. В результате указанной выше негативной тенденции фактический рабочий день преподавателя составляет не шесть, а десять-

двенадцать часов. Нарушается сон, снижается работоспособность.

Отсутствие в нормах времени для расчета объема учебной работы нормирования учебно-методической и научной работы, что часто приводит к перегрузке преподавателей.

Низкая оплата труда. Это приводит либо к коррупции (чем славятся экономические факультеты многих государственных вузов), либо к поиску дополнительного заработка и сверхинтенсификации труда. В небольших учебных заведениях при невозможности преподавать на параллельных потоках преподаватели берутся за максимальное количеством преподаваемых дисциплин, что негативно сказывается на качестве подготовки. Кроме этого, для получения достойной зарплаты преподаватель вынужден работать дополнительно в нескольких вузах, что также чрезмерно интенсифицирует труд и снижает качество работы.

Медленный карьерный рост. Не секрет, что большая часть государственных вузов сознательно задерживает карьерный рост молодых преподавателей.

Отсутствие долгосрочной кадровой политики. Пока руководство государственных вузов не занимает вопрос о закреплении кадров преподавателей, в результате чего после защиты диссертации через один-два года преподаватели уходят в негосударственные вузы или в бизнес.

Эти негативные тенденции приводят к кадровым прорехам, которые ставят под вопрос восстановление системы непрерывной подготовки кадров (в данном случае, отраслевых).

На этом фоне у негосударственных вузов (а они сейчас преимущественно гуманитарно-экономического профиля) открываются перспективы формирования полноценных преподавательских коллективов. До недавнего времени сильные в финансовом отношении вузы проводили политику снятия сливок - привлечения наиболее квалифицированных преподавателей, как правило, кандидатов и докторов наук, к преподаванию отдельных курсов на условиях почасовой оплаты. Слабые вузы также собирали почасовиков, но более низкой квалификации. В настоящее время для повышения конкурентоспособности наиболее сильные негосударственные вузы стали формировать долгосрочную кадровую политику. Эта задача существенно облегчается тем, что, вопреки сложившемуся мнению, для молодых специалистов зарплата является одним из главных, но недоминирующих факторов [3].

В России с 2007 года наблюдалось существенное увеличение бюджетных расходов на образование, однако с 2014 года размер расходов вновь стал снижаться. Из этого можно сделать не очень приятный вывод: объявление образования приоритетом или обеспечивало только компенсаторный рост расходов после значительных спадов 90-х годов, или было следствием политических решений в рамках избирательного цикла [3].

Рост бюджетных расходов на образование породил ряд неожиданных проблем. Он начал ломать сложившуюся модель развития системы вузовского образования: произошел значительный рост числен-

ности платных студентов, который позволял частично компенсировать острую нехватку бюджетных средств и получать экономию от эффекта масштаба.

Можно считать, что в целом субсидирование обучения бюджетных студентов за счет платных фактически прекратилось, однако имеет место перекрестное финансирование очного обучения (особенно в негосударственных вузах) за счет заочного и финансирование обучения студентов крупных государственных и негосударственных вузов за счет сети из филиалов и представительств. В условиях массового стремления к высшему образованию и при слабой способности граждан отличать качественное образование от прочего можно ожидать переключения значительной части спроса на более дешевые и во многих случаях менее качественные программы. Тем самым рост бюджетного финансирования может иметь оборотной стороной дальнейшее снижение качества высшего образования. Выходом из этой ситуации может стать ускоренное развитие системы доступного образовательного кредитования.

Серьезной проблемой становится отсутствие внятных и логически взаимосвязанных принципов финансирования государственных вузов. В программных документах по модернизации образования декларируется необходимость перехода к нормативно-подушевому принципу финансирования учебных заведений. На практике же в настоящее время переплетаются несколько моделей финансирования, и нормативно-подушевой принцип среди них пока отсутствует [3].

Принципы финансирования высших учебных заведений должны быть прозрачны и понятны вузовскому сообществу, а также основным потребителям их услуг, включая работодателей.

Таким образом, образование отвечающее современным требованиям экономики дает основу развития предпринимательства, что имеет большое значение для превращения нашей страны в конкурентоспособную, оно служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. В свою очередь инновационная деятельность предпринимательства создает базу для структурной перестройки всего хозяйства страны. А высшее образование, в этом плане, должно стать локомотивом в получении системы знаний и умений для предпринимательства.

Список литературы:

1. Аброськин П. С чего начинается качество? // Уни-вер CITY. 2007. № 11.С.1-2. Аракелян С.А., Зайцев Ю.В., Крутиков В.К. Малый бизнес в региональном инновационном процессе. - Калуга: ЗАО «Типография Флагман», 2012. - 232 с.

3. Крутиков В. Инновационное предпринимательство / Под общ. ред. Крутикова В.; М.: «Ноосфера», 2008. С.286-305.

4. № 33(574). http://www.expert.ru.

5. http://econominfo.ru/ - Экономика, экономическая теория интернет портал

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

КУЧЕРЕНКО ОЛЬГА ВИКТОРОВНА,

старший преподаватель кафедры «Финансы и экономика» Омского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Аннотация: В статье говорится о необходимости развития инновационного потенциала высших учебных заведений. Затрагиваются проблемы высших учебных заведений при разработке и реализации комплекса организационно-экономических инноваций в структуре научно-образовательных комплексов в условиях институциональной трансформации.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, управление инновациями, инновационные системы, инновационные технологии

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. В русле этих процессов, образование ориентируется на позиции личностно - ориентированной педагогики, индивидуализации образовательной траектории учащихся. Ключевой задачей становится раскрытие творческого потенциала всех участников педагогического процесса.

Инструментом решения этой задачи является инновационная вариативность содержания, методов обучения и воспитания, управления изменениями и инновационным развитием образовательных учреж-

дений. Это связано, прежде всего, с процессом глобализации, частью которой являются мощнейшие интегративные процессы, несущие в себе огромные преимущества, но, одновременно, таящие в себе невиданные ранее опасности подавления национальных культур и традиций. Поэтому здесь особая роль принадлежит образованию как фактору, позволяющему, с одной стороны, вписаться в указанные интегративные тенденции, идти в ногу со временем, не отстать от развитых стран, а с другой стороны - не растерять национальных особенностей своей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.