УДК 352:001.895
ВЛ Супоницкий ИННОВАЦИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Аннотация. В статье рассматривается новая форма совместной деятельности депутатов местного самоуправления (МС) и инициативных групп граждан при решении сложных проблем, волнующих значительную часть населения региона. Предлагается создание рабочих групп содействия и контроля (РГСК) деятельности структур исполнительной власти, которые, по опыту автора, способны решать подобные проблемы в интересах населения. Обосновывается целесообразность создания групп как способа повышения эффективности и мобильности МС, создания реальных условий участия населения в управлении и контроле деятельности структур исполнительной власти в регионе. Рассматривается потенциал подобных структур и оценка эффекта от их внедрения по всей стране. Предлагается проведение масштабного пилотного проекта в одном из округов г. Москвы для экспериментальной оценки потенциала РГСК.
Ключевые слова: местное самоуправление, инициативные группы граждан, стабилизация социума, рабочие группы содействия и контроля, эффект синергии, потенциал РГСК.
^adMav Souponksky INNOVATION IN LOCAL SELF- GOVERNMENT
Annotation. The article describes a new form of joint activity of the deputies of local self-government (LSG), and initiative groups of citizens in dealing with complex issues of concern to the considerable part of the population of the region. Proposes the creation of working groups to assistance and supervision the activity of structures of executive power (WGAS), that the experience of the author is able to solve such problems in the interests of the population. The expediency of creation of the group as a way to improve efficiency and mobility of LSG, creation of real conditions of participation in the management and control bodies of executive power in the region. The author explores the potential of these structures and assessment of the effect of their implementation throughout the country. It is proposed to conduct a large-scale pilot project in one of the districts of Moscow for experimental evaluation of potential WGAS.
Keywords: local self-government, initiative groups of citizens, stabilization of society, working groups to assistance and supervision, synergy effect, the potential of WGAS.
Рабочие группы содействия и контроля деятельности структур исполнительной власти (РГСК). Анализ ежегодных обзоров обращений граждан в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Правительства субъектов федерации и федеральные ведомства, которые регулярно публикуются на сайтах этих ведомств, показывает, что большая часть обращений граждан касается проблем, возникающих на уровне местного самоуправления (МС), которые, к сожалению, на этом уровне не решаются. Среди этих проблем часто появляются такие, которые затрагивают интересы значительной части населения региона. Для их решения население создает инициативные группы, пытающиеся решить эти проблемы в структурах исполнительной власти на местах. В случаях недостаточно мотивированных отказов или несвоевременного решения проблем возникают протестные акции, которые иногда принимают крайние формы. Необходимы иные методы работы МС, которые смогли бы своевременно обеспечивать потребности гражданского общества, не доводя ситуации до социального протеста.
Основные виды деятельности депутатов МС в соответствие с Федеральным законом РФ №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. - это работа в комиссиях, прием населения, рассмотрение заявлений граждан [1]. Эта устоявшаяся десятилетиями практика решает многие проблемы территорий. Однако она не позволяет депутатам в полной мере раскрыть свой потенциал, приобрести положительный имидж и стать узнаваемым большинством избирателей своего округа. К сожалению, эта система представляет депутатам минимальный социальный и политический лифт. При этом выборы депута-
© Супоницкий В.Л., 2014
тов МС для большинства избирателей являются формальной процедурой, с которой они никак не связывают решение личных проблем и проблем их территориального образования.
Существующая система МС не способна адекватно и своевременно реагировать на вызовы современной жизни в силу своей пассивности и инерционности. Экстренные ситуации, как правило, подсказывают решения, которые позволяют найти оптимальный выход. Не касаясь конкретных случаев (непосредственное участие в одном из них принимал автор), которые документированы, отметим, что удавалось найти наилучшие решения тогда, когда инициативные группы граждан объединяли свои усилия с участием в разрешении сложной ситуации депутата МС, разделяющего их озабоченность и имеющего соответствующие полномочия. Анализируя подобные случаи, которые имели место в других районах г. Москвы, можно сделать вывод о том, что именно такие структуры, созданные направленно и оформленные законодательно, могут составить значительный потенциал для решения задач МС.
Подобная структура, по нашему мнению, должна включать инициативную группу граждан (по опыту - 5-7 человек), озабоченных конкретной проблемой (например, ЖКХ, транспорт, безопасность граждан и др.), и депутата муниципального собрания (района или города), который озабочен тем же и способен работать по данной проблематике. Назовем такие образования рабочими группами содействия и контроля деятельности структур исполнительной власти, осуществляемой на территории данного муниципального образования. Подобные группы - это реальный синтез гражданского общества и законодательной власти, которые способны обеспечить как полномасштабное содействие, так и эффективный контроль исполнительной власти района. Это было бы реальным проявлением народовластия в конкретных случаях.
Очевидно, что широкое внедрение подобных структур МС требует проведения пилотного проекта, например, на уровне одного из округов г. Москвы. Реализация такого проекта позволила бы выяснить организационные вопросы, связанные с деятельностью РГСК, оценить их эффективность и подготовить рекомендации законодательных решений по этому вопросу.
В целом предлагаемое создание рабочих групп содействия и контроля деятельности структур исполнительной власти, осуществляемой на территории данного муниципального образования, позволило бы:
— структурировать гражданское общество региона путем организации инициативных групп граждан для решения наиболее значимых для населения региона проблем и, соответственно, минимизировать протестный потенциал, обусловленный нерешенностью существующих проблем, то есть стабилизировать социум;
— оказать реальное содействие исполнительной власти в решении существующих проблем и обеспечить должный контроль деятельности различных структур исполнительной власти;
— предоставить реальную возможность депутатам МС проявить себя в конкретных делах и обеспечить себе имидж избранника, решающего важные проблемы жителей региона, накопить необходимый политический капитал для дальнейшей карьеры;
— создать условия, при которых выборы депутатов МС стали бы избранием людей, известных своей направленной эффективной деятельностью в интересах населения региона [2].
Оценка потенциала рабочих групп содействия и контроля деятельности структур исполнительной власти. Анализируя события, в которых автор принимал непосредственное участие, когда в одном из районов г. Москвы с населением более 100 тысяч человек спонтанно образовалось в ходе решения сложной проблемы объединение инициативной группы населения и депутата Московской городской думы, можно отметить следующие особенности сотрудничества. Самостоятельные действия инициативной группы оказались недостаточными, чтобы решить проблему, в то же время самостоятельные действия депутата также не привели к положительному итогу. И только совместные
согласованные действия позволили найти взаимоприемлемое решение с властными структурами и обеспечить положительное решение проблемы. На лицо эффект синергии, который, по-видимому, характерен для такого рода образований (см. рис.).
Потенциальный барьер достижения цели
Рабочая группа содействия и контроля деятельности структур исполнительной власти
Депутат муниципального
образования (района, города)
Рис. Эффект синергии в инновационной структуре системы местного самоуправления
В соответствие с данными Росстата на 23 апреля 2013 г. численность представительных органов муниципальных образований (депутаты и главы муниципальных собраний) составляла 15,4 тыс. чел. [3]. Это значит, что в случае образования РГСК, учитывая при этом, что каждый депутат может принимать участие в работе нескольких групп, в процессы управления на уровне МС через РГСК вольется не менее 100 тыс. чел. из населения регионов. Это было бы проявлением реального народовластия, а главное - позволило бы эффективно и своевременно решать проблемы там, где они
непосредственно возникают. То есть, РГСК можно было бы рассматривать как обратную связь, которая повышает управляемость системы и существенно повышает ее эффективность.
Одновременно, РГКС, осуществляя контрольные функции, обеспечили бы минимизацию проявлений коррупции в структурах исполнительной власти. При этом эти действия РГСК осуществлялись бы эффективнее, чем деятельность регулярно создаваемых госструктур по борьбе с коррупцией. Судя по тому, что уровень коррупции растет от года к году, вновь созданные структуры не решают проблему, а лишь способствуют диверсификации коррупционных потоков. На этом фоне борьба с коррупцией с использованием потенциала РГСК могла бы быть более эффективным средством и реально противодействовала бы коррупции на низшем и наиболее массовом уровне системы управления в стране. Внедрение на территории страны в местном самоуправлении РГСК по предварительным оценкам с учетом возможного широкого спектра действия РГСК могло бы обеспечить экономический эффект порядка 10 % ВВП.
Эффективность работы групп содействия и контроля деятельности структур исполнительной власти можно было бы оценивать, используя следующую формулу
E = ЛИ + (1 - Л) C (1),
n n
где H = ^ H . , С = ^ C j, Л е[0,1], i = 1,2,3 n , E - эффективность работы группы, И - сум-
i=1 i=1
марный эффект содействия, складывающийся из эффектов содействия по различным от 1 до n направлениям деятельности группы, C - суммарный эффект контроля, складывающийся из эффектов контроля по различным от 1 до n направлениям деятельности группы, Л - коэффициент, характеризующий состояние дел (необходимость содействия или контроля) на данной территории.
Очевидно, что РГСК необходимо соответствующее информационное обеспечение. В г. Москве они могли бы эффективно сотрудничать с информационными системами типа портала «Наш город». РГСК понадобится также помощь в виде кратковременных программ дополнительного профессионального образования.
Конкретные оценки деятельности РГСК в цифрах и рекомендации по их использованию на территории всей страны можно было бы сделать через год после начала масштабного пилотного проекта.
Итак, подсказанная современной жизнью социума новая форма управления в МС позволит структурировать гражданское общество на созидание и развитие, а также обеспечит более высокий уровень организации МС. Она способна повысить гарантии реализации прав граждан в их повседневной жизни без обращений за помощью к более высоким уровням системы управления, освободить эти уровни управления от решения подобных дел, и наконец, она будет способствовать совершенствованию и повышению эффективности всей системы управления в стране.
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерацииии» // Российская Газета. - 2003. - № 3316.
2. Супоницкий В.Л. Местное самоуправление: новые возможности развития / Материалы 18-ой международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2013». - М.: ГУУ, 2013. - вып. 2. - С. 54-56.
3. Росстат: численность в представительных органах муниципальных образований [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state#далее chisl_vetv.