изменения в НК РФ, касающееся возможности добровольного принятия на себя обязанностей налогоплательщика НДС при применении ЕСХН, а также снижение ставки НДС.
Для активизации процессов реорганизации предприятий и присоединения к успешным организациям убыточных сельскохозяйственных предприятий послужили изменения по налогу на прибыль. Суть их заключается в возможности учесть убытки прошлых лет реорганизуемых организаций в последующие годы новыми реорганизованными юридическими лицами, что позволяет существенно снизить их налог на прибыль за счет прошлых убытков присоединенных организаций.
Интерес представляет изучение перспектив совершенствования налоговой системы России. Развитие рыночных отношений в стране сопровождается расширением процессов интеграции в различных отраслях экономики. Не составляют исключения и предприятия АПК. Для интегрированных формирований существенными могут оказаться изменения налогового законодательства, разрабатываемые в настоящее время.
Во-первых, планируется введение консолидированной налоговой отчетности для исчисления налога на прибыль организаций в отношении интегрированных структур. Это позволит определять для налогообложения совокупную прибыль такой компании независимо от варианта перераспределения прибыли между организациями-участницами.
Во-вторых, рассматривается целый комплекс изменений налоговых норм в отношении применения трансфертных цен по сделкам ме-
жду аффилированными лицами. Предполагается более четкое определение таких зависимых лиц. Кроме того, в методическом аспекте будет более качественно проработан порядок определения рыночной цены для целей налогообложения, уточнен перечень документов, принимаемых для подтверждения величины рыночной цены. Также будет четко прописан порядок расчета диапазона трансфертных цен для целей налогообложения, т.е. верхней и нижней границ цены. Это позволит, с одной стороны, более качественно осуществлять налоговый контроль за применением таких цен, а с другой стороны, позволит предприятиям избежать налоговых рисков, связанных с возможностями пересмотра цены сделки между аффилированными лицами, и доначисления налогов и штрафных санкций.
Предлагается значительный объем изменений в Налоговый кодекс РФ по вопросам регулирования трансфертных цен, что предполагает детальную проработку различных аспектов этой проблемы. Эти изменения неизбежно затронут значительную часть организаций, в том числе и в агропромышленном комплексе России.
Таким образом, можно сделать заключение, что новации в налоговой политике государства носят характер позитивных изменений, направленных на дальнейшее упорядочение налоговых отношений в стране, обеспечивающих стабильное развитие бизнеса, особенно в сочетании с высказываемыми намерениями по снижению налоговых ставок. Есть основание полагать, что они окажут положительное влияние и на развитие аграрного бизнеса.
ИННОВАЦИИ В АПК
В.В. Рау, к.э.н., ст. науч. сотр. Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
Под влиянием процессов глобализации и региональной интеграции перемены в мировой и национальной экономиках стали происходить гораздо быстрее, чем в прежние годы, отдельные страны оказываются все более вовлеченными в процессы транснациональной специализации и разделения труда, а функции управления все чаще делегируются с национального на межгосударственный уровень. В этих условиях возрастает актуальность научного предвидения отдаленных последствий принимаемых решений, выработки на этой основе долгосрочной научно-обоснованной концепции социально-экономической политики.
Особенно остро ощущается важность этих вопросов в периоды активной трансфор-
мации общественных систем. Именно такой период переживает в настоящее время Россия. Принципиально важной проблемой сегодня в области экономики является выработка стратегии перехода от ресурсоемкого инерционного к ресурсосберегающему инновационному пути развития. Создание подобной стратегии немыслимо без формирования системы научного предвидения, долго- и среднесрочных прогнозов и программ, дающих ответы на проблемы и вызовы современности, наиболее острые вопросы функционирования народного хозяйства и его аграрной сферы.
Однако для этого уже в ближайшие годы должны быть осуществлены кардинальные изменения в научно-технической сфере, созда-
ны каркас и основные несущие элементы национальной инновационной системы, сформулирован эффективный механизм продвижения инноваций. В частности, в области сельского хозяйства это предполагает одновременное решение, по меньшей мере, трех взаимосвязанных задач: расширения инновационных
предложений со стороны аграрной науки, повышения восприимчивости к инновациям самого сельского хозяйства и формирования эффективной «проводящей» сети от науки к производству.
Между тем, сейчас на пути решения каждой из этих задач существуют серьезные барьеры. Аграрная наука за годы кризиса поневоле утратила значительную часть своего интеллектуального и кадрового потенциала; была существенно ослаблена, в частности, система зональных институтов, опытных станций, научно -производственных и испытательных хозяйств, тысячами нитей связывающих исследовательские учреждения с производством и позволяющих эффективно внедрять научные достижения и распространять передовой опыт.
Достаточно напомнить, что в кризисные 90-е гг. уровень бюджетных ассигнований для Российской сельскохозяйственной академии не превышал 30% потребности. В итоге только за 1992-1997 гг. численность исследовательских кадров сократилось с 30 до 14 тыс. человек, т.е. более чем вдвое, особенно значительным был отток молодых квалифицированных специалистов. Динамика этих показателей такова, что позволяет говорить о трехкратном сокращении научно-технического потенциала отечественного аграрного сектора за прошедшие 15 лет.
Тяжелыми оказались эти годы и для самого сельского хозяйства, которое испытало как беспрецедентное для мирного времени падение объемов производства - на 40-50%, так и разрушение материально-технической и социальной базы села. Лишь после 2001 г. наметились ощутимые признаки стабилизации и возрождения аграрной экономики. Однако и сейчас еще ряд сельскохозяйственных предприятий остаются нерентабельными, не способными не только к внедрению инноваций, но и к ведению нормального воспроизводственного процесса.
Именно низкий уровень платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны аграрного сектора ставит главный непреодолимый барьер на пути нововведений. Расчеты показывают, что ежегодно остаются невостребованными сельскохозяйственным производством до 80% законченных научных разработок. Не менее актуальной
проблемой является неразвитость инновационной проводящей сети от науки к производству. Многие элементы этой сети также оказались в предыдущие годы серьезно ослаблены или разрушены. Достаточно сказать, что за годы реформ в 55 региональных органах управления АПК были упразднены подразделения, ответственные за развитие научнотехнического прогресса, инновационную и информационную деятельность в отрасли, пропаганду достижений науки и передового опыта.
В то же время объективная потребность в доведении прогрессивных технологий и передового опыта до сельскохозяйственного производства, напротив, многократно усилилась в связи с появлением тысяч новых мелких производителей в лице крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, не объединенных, как правило, в кооперативы, ассоциации или другие территориальные формирования.
В условиях столь резко возросшей раздробленности аграрного производства неоценимую роль в качестве проводника и носителя передового опыта и инновационных идей могла бы сыграть служба сельскохозяйственного консультирования. Об этом наглядно свидетельствует теперь уже опыт не только развитых, но и многих развивающихся стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. Так, в Польше, Чехии, Венгрии, Латвии, Литве только благодаря повседневной деятельности разветвленной информационно-консультационной
службы (ИКС) проходят апробацию в реальных условиях фермерских хозяйств все последние научные достижения. При этом на содержание таких служб выделяются бюджетные средства почти в десять раз превышающие ассигнования на сельскохозяйственную науку.
В самой же России важным стимулом совершенствования системы инновационного прогнозирования аграрного производства и его законодательной поддержки в последние годы явилось принятие в декабре 2006 г. впервые в национальной истории Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором одним из ключевых направлений признается совершенствование науки и научно-технической деятельности в АПК.
Согласно закону, предусматривается регулярная (раз в пять лет) разработка Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В настоящее время подготовлена подобная программа на период 2008-2012 гг. Вместе с ранее
разработанными документами и, в частности, Концепцией научного обеспечения агропромышленного комплекса РФ на период до 2010 г., это закладывает основу формирования целостной системы научного предвидения и инновационного обновления отечественного продовольственного сектора.
Как уже отмечалось, актуальность выбора между инерционным и инновационным путями развития аграрной экономики, существовавшая всегда, сейчас еще более обостряется в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса. В этих условиях принять стратегически неверное решение означает наверняка отстать в технологическом и экономическом развитии. Одной из научно-технических задач, требующих уже сегодня своего внимательного рассмотрения, является, в частности, по мнению многих экспертов, формирование в России современного агроэнергетического комплекса, позволяюще-
го получать и использовать топливные ресурсы не только из нефти и газа, но и из продукции и отходов самого сельского хозяйства.
Важность этого направления уже давно осознана мировым сообществом, а разработки в области создания и использования «зеленого топлива» вышли за рамки научных лабораторий и широко используются в производстве. Даже наши ближайшие соседи, страны СНГ - Беларусь, Казахстан и Украина - добились определенного успеха в этом направлении. Россия, обладающая огромными земельными ресурсами, вполне могла бы производить значительное количество биотоплива как для внутренних нужд, так и на внешний рынок, диверсифицируя, тем самым, структуру своего экспорта в сторону меньшей зависимости от «нефтяной иглы», а также способствуя решению глобальных экологических проблем.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (методологический аспект)
З.В. Никитина, к.с.-х.н., проф. Великолукской государственной сельскохозяйственной академии
Важнейшими стратегическими приоритетами развития сельского хозяйства в современных условиях являются инновационные процессы организации производства на основе достижений науки и техники. Проблемы организации инновационной деятельности с ориентацией на экологизацию производства и создания в регионах организационно-экономических условий, стимулирующих развитие экологического сельского хозяйства, а также необходимость теоретических, методологических и практических положений оценки экономического эффекта от освоения экологического сельскохозяйственного производства являются весьма актуальными при переходе сельского хозяйства на устойчивый тип развития.
Как показала многолетняя практика, возникшие противоречия между сельским хозяйством и окружающей природной средой привели к необходимости перевода производства на качественно новый уровень, связанный с адаптацией его к экологическим условиям территории. Достичь подобного уровня возможно при постепенном освоении способов хозяйствования, обеспечивающих взаимосвязь между природными и антропогенными экологическими системами и направленных на согласование законов экологии и экономики.
Становится очевидным, что обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства
возможно на основе экологизации производства при переходе на новую систему его организации, направленную на повышение качества и конкурентоспособности продукции. С этой целью необходима разработка теоретических положений и методологических подходов к формированию механизма организации экологического сельскохозяйственного производства в условиях как региона, так и отдельного предприятия.
Опираясь на стратегию системного подхода как научной методологии при исследовании и решении эколого-экономических задач, предлагается рассматривать организацию экологического сельскохозяйственного производства как систему процессов. Ей дается следующее определение.
Организация экологического сельскохозяйственного производства представляет собой систему взаимосвязанных природнохозяйственных и социально-экономических процессов, направленных на повышение эффективности производства, получение высококачественной, конкурентоспособной продукции и улучшение состояния окружающей природной среды за счет рационального использования природных и антропогенных ресурсов с учетом биоклиматического потенциала территории.