Научная статья на тему 'Инновации и менеджмент качества в развитии личности и сферы профессионального образования'

Инновации и менеджмент качества в развитии личности и сферы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / КАЧЕСТВО ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION / PEDAGOGIES / QUALITY OF PROCESSES OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Татьяна Юрьевна, Арсеньев Юрий Николаевич

Рассматриваются проблемы повышения качества и мониторинга профессионального образования в подготовке профессионалов по менеджменту качества, инновациям и инвестициям в экономике знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Татьяна Юрьевна, Арсеньев Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY

The problem of monitoring of educational directions and appreciation of quality of educational programs, methods of training of specialists on the basis of management of quality and knowledge has been investigated.

Текст научной работы на тему «Инновации и менеджмент качества в развитии личности и сферы профессионального образования»

УДК: 656.615:004.272

ИННОВАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Ю. Давыдова, Ю.Н. Арсеньев

Рассматриваются проблемы повышения качества и мониторинга профессионального образования в подготовке профессионалов по менеджменту качества, инновациям и инвестициям в экономике знаний.

Ключевые слова: образование, педагогика, качество процессов обучения.

Ключевое условие социально-экономического развития РФ -модернизация образовательных учреждений (ОУ) сферы профессионального образования (ПО) с позиций менеджмента качества и знаний с устранением диспропорций в структуре, масштабе и профиле подготовки компетентных профессионалов, согласованность с динамикой развития уровней ОУ и изменениями профессионально-квалификационной структуры рынка труда. Необходимо устранить разрыв между запросами населения, рынка труда и компетенциями выпускников ОУ ПО, подготовки квалифицированных кадров, готовых к переобучению, перемещению и развитию. Практика подтверждает необходимость и целесообразность создания ОУ интегрированного типа -профессиональных лицеев, колледжей, университетских комплексов (их удельный вес на 2012 г. в России составил 25 %) [1-5].

Прежние градации «рабочий - техник - инженер» введены еще в конце XIX в. И.А. Вышнеградским с автономными уровнями образования. Адекватные им типы ОУ слабо отвечают новым целям и задачам решения сложных проблем, приобретения новых знаний. Переход к образовательной парадигме «образование через всю жизнь» требует систем ПО, обеспечивающих формирование интеллекта компетентных профессионалов, готовых к переобучению в жизни, освоению новых профессиональных образовательных программ. Тренды развития ОУ ПО связаны [6-13] с:

- глобализацией образования (либерализация условий мобильности; активность глобализации; интернационализация, интенсификация международных обменов; универсализация и быстрое распространение продуктов, услуг, опыта и знаний, западных ценностей и структур; разрушение социально-экономических связей в национальных системах образования). Это объясняется появлением новых задач, связанных с международным рынком труда, повышением роли информационных технологий, развитием экономики знаний, стремлением экономически развитых стран воспользоваться преимуществами глобализации, а их ОУ ПО - обеспечить свою конкурентоспособность, качество образования и

исследований через участие преподавателей и студентов в международном обмене знаниями;

- доступностью массового профессионального образования благодаря информатизации, дистанционному обучению, международным соглашениям, проектам и программам (франчайзинг, двойной-тройной диплом; виртуальный, открытый, учебный, исследовательский университет);

- изменением технологий подготовки профессионалов (стратегии выравнивания, институциональных преобразований национальных систем образования, финансовые механизмы, гранты), ростом требований к качеству их обучения, его контролю (стандартизация, университизация; предотвращение конкурентных и информационных разрывов);

- уменьшением государственного финансирования, ростом сектора платного образования; реагированием на сигналы рынка во взаимодействии с реальным сектором экономики, превращением ОУ ПО в учебно-научно-инновационные комплексы; усилением неоднородности и организационного разнообразия форм (комплексно-синергетический подход с учетом долгосрочных целей развития, поддержки мобильности, миграции профессионалов; интернационализации ПО и расширения обучения через механизмы кредитования).

С методологических позиций непрерывность образования предполагает целостность образовательной системы и множества ее дискретных элементов - образовательных программ разных видов и уровней. Рационализация ПО позволяет одновременно реализовать непрерывные и дискретные процессы, отражающие пространственновременную связь ступеней развития, преемственность их изменений, делимость, специфичность развития. Социально-философский аспект ПО отражает повышение роли человеческого фактора в современном мире и системе образования, в частности, а постоянно растущая потребность в знаниях - приоритетную характеристику творческой личности. В перспективе образование личности должно перейти от обучения к самообучению, преимущественно репродуктивной к творческой деятельности, от познания в обучении к познанию в научных исследованиях в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Опыт работы ОУ ПО Тульского региона показывает, что интегративная система ПО должна выстраиваться на базе комплекса принципов:

- системности и целостности;

- приоритета личности при выборе и построении собственной траектории образования по избранной специальности;

- организации и перестройки компонентов интегрируемых подсистем, включая цели, задачи, содержание, средства и методы обучения с ориентиром на непрерывное целостное развитие личности обучающихся.

Алгоритм синтеза интегративной системы ПО включает этапы:

1. Формирование социального заказа на компетентных профессионалов на основе научно-прикладных исследований рынка труда, изучения состояния науки, техники, производства, региональных рынков, потребностей личности.

2. Определение требований к главным качествам и видам деятельности, совокупности деловых качеств, круга замещаемых должностей (виды компетентной деятельности отражаются в профессиональных компетенциях профессионалов конкретных направления и специализаций).

3. Отбор содержания обучения для формирования конкретных качеств и видов деятельности в соответствии с профессиональными компетенциями, его распределение по интегральным программам подготовки специалистов с учетом требуемых работодателем учебных дисциплин ПО.

5. Определение списка дисциплин из универсального набора курсов и предметов, включаемых в учебные планы ОУ, установление уровня сложности их изучения в каждом звене системы ПО.

6. Перестройка учебно-воспитательного процесса в ОУ ПО с учетом комплексно-синергетического или программно-целевого подхода с ориентиром на конечные результаты подготовки профессионалов.

Диверсификация системы ПО должна учитывать: повышенный спрос населения на высокий уровень образования, удовлетворение роста потребностей обучающихся к качеству образования с учетом достижений научно-технического прогресса, развития академических дисциплин, фундаментализации их содержания, междисциплинарных связей на базе информационно-компьютерных и коммуникационных технологий. Диверсификация профессиональных образовательных программ должна вестись по уровням: начальный, обычный повышенный - в начальном ПО; базовый, повышенный - в среднем ПО; академический, бакалавриат, магистратура - в высшем ПО. Организационную модель непрерывной подготовки в университетском комплексе можно отобразить 10 дискретными модулями проекта подготовки профессионалов с учетом специфики производства, бизнеса, социально-культурной специфики, стратегии планирования задач, достижения целей, оценки качества выбора методов для принятия решений на базе информационных технологий и интеллектуальных систем, экономико-математических методов и моделей искусственного интеллекта. Способности человека адаптации к поведению в неизвестной обстановке, анализу ситуаций, накоплению, систематизации знаний, принятию адекватных эффективных и безопасных управленческих решений подтверждены массой исследований [1-14]. Активное применение нечетких методов, интерактивных инструментальных программных средств, интеллектуальных экспертных и информационно-

советующих систем поддержки принятия решений помогает профессионалам уверенно действовать в самых сложных ситуациях. Интеллектуальные системы должны учитывать [8, 11, 14]:

- тип и уровень интеллекта конечного пользователя, воспринимать действия, прогнозировать последствия реализации им сознательных и бессознательных целей и мотивов поведения, воспроизводства сознательных формально-логических и бессознательных эмоциональноинтуитивных механизмов творческого мышления лиц, принимающих решения (ЛИР);

- задания базовых отношений при выборе наилучших альтернатив и действий на этапах целевыявления, принятия и исполнения решений;

- системные понятия, отражаемые базами знаний цикла «страдания (жизнь) - истина (знания) - свобода - вера - любовь - надежда - смерть».

Любой индивид в цикле «общение - воспитание - обучение -самообучение» решает комплекс задач познания, анализирует причинноследственные связи через адекватные модели, синтезирует умозаключения, принимает решения на базе формальной логики и интуиции. Жизнедеятельность людей отражает противоречия в ценностях, декларируемом и реальном поведении, слове и деле, дисгармонию сознательного и бессознательного. Высшая мера при этом - добро в нравственности как противовес злу; истина в познании; эффективность в экономике, управлении и образовании; справедливость в политике и праве. Для противодействия злу интеллект человека должен обладать волей, интуитивно-эмоциональным и осознанным признанием необходимости активных действий во имя добра. В базовую метамодель человека включают замкнутые контуры самообучения, адаптации, самонастройки, чтобы иметь максимальный экономический или социальный эффект. Активная деятельность ЛПР в достижении различных целей при комплексе непредвиденных испытаний, ошибок и искушений на базе самообучения и адаптации позволяет получать материальный (прибыль, выгода) или моральный эффект, самоутверждение и рейтинг чести. Случайности в деятельности ЛПР выводят его из состояния равновесия (под влиянием эмоций и раздражения совершается масса системных и личностных ошибок). Поэтому опытный ЛПР (руководитель, ученый, педагог, менеджер) не должен поддаваться эмоциям, раздражению, подавлению которых помогают мощные целезадающие подсистемы души - любовь и вера. Любовь - особое приоритетное отношение к своим идеалам, проявляющееся через любовь к родителям и близким, Богу, Отечеству, самому себе, к власти, славе и богатству. Идеалы человека, формирующиеся подсистемой веры, порождают истинную любовь, адекватный эмоциональный подъем резервных сил (ЭПРС), укрепляют волю в достижении стратегических целей, определяемых верой. Вера включает в себя мораль и достойные правила на пути достижения

стратегических и тактических целей. Двойственность объектов любви (себя, идеала) рождает различные (эгоизм, альтруизм) реализации целей активной деятельности ЛПР. Лишь свободно, самостоятельно и осознанно принятые на себя ограничения выполняются строго и неукоснительно. Любое принуждение в принятии веры дает обратный эффект и ведет к постоянным нарушениям норм морали, девиантному поведению. Моделирование способностей ЛПР к познанию, конструктивизму, формально-логическим суждениям в предметно-ориентированных и проблемных сферах деятельности важно в процессах выбора альтернатив, способов и действий с учетом бессознательно учитываемых мотивов к побуждению активности ЛПР, быстроты реакций, сдерживающих установок, страхов, интуитивно-логических правил выбора образов, способов действий и реализации решений [2, 4, 8, 11].

Интуиция, базирующаяся на природной логике интеллекта ЛПР, связана с логиками удовлетворения насущных потребностей, выживания, получения удовольствий для достижения счастья или воспроизводства. Выбор в нечеткой логике побуждения к действиям и их реализации обусловливается логиками: примитивной (выбор кратчайшего пути, отказ достижения целей, лень); простейшей (от минимума просто жить до максимально устремленного стремления к поставленным целям); взвешенными версиями (выбор путей второго, третьего и высших порядков в достижении разнообразных целей) [8, 14].

Развитие обучающихся в сфере ПО тесно связано с обучающим, профессионализм, культура, мораль и нравственность которого сильно влияет на достижение поставленных целей. В России масса ОУ ПО, отличных учителей, педагогов, профессоров, доцентов, желающих учиться. Как и наши предки (М.В. Ломоносов, И.А. Ильин, К.Д. Ушинский и мн.др.), они стремятся к возрождению российской экономики, управления и образования, чтобы россияне гордились богатством и мощью страны, интеллектом и мастерством ее народов. Вспомним слова М.В. Ломоносова (его 300-летие скромно отмечено в РФ), что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Властям и руководителям всех уровней следует помнить и понимать, что образование - не лишняя обуза, а ключ к прогрессу, богатству, славе и пр.

Концепция формирующегося сегодня в мире информационного общества базируется на допущениях: большинство населения

экономически развитых стран занимается информационной деятельностью; информация - основной продукт производства и товар рынка, одна из главных социальных ценностей; классовая структура общества постепенно трансформируется в элитарно-массовую структуру поколения свободных людей [1-14]. Внутриличностная и организационная формы порождения знаний тесно взаимосвязаны, а источник

организационных знаний (личностные знания людей) обусловливают необходимость эффективного управления ими. Отсюда оценка фактических результатов развития российской системы образования, ее региональных, муниципальных и объектовых подсистем должна решаться в привязке к целям и ориентирам развития страны с учетом выбора критериев оценки. Вывод об эффективности системы ПО, конкретных результатах ее развития возможен при сравнении имеющихся и научно обоснованных идеальных моделей ПО, достигнутого качества в изменении их функционирования. Такая идеальная модель должна гарантировать возможность достижения новых образовательных результатов, востребованных обществом и личностью. Оценка результатов ведется при сравнении целей развития с ценностной и технологической точек зрения. С позиции аксиологии следует учитывать смысловое значение изменений в системе, при этом принципиально важна не формулировка целей, а их необходимость, смысл их достижения, степень их адекватности и роста качества развития сферы ПО РФ. Оценка целей развития образования с этой позиции сегодня наиболее трудна, так как отражает политические и идеологические установки, не являющиеся продуктом научного исследования.

В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы являются главной экономической ценностью, потенциальным источником национального богатства стран. Оно может прирастать через постоянное накопление капитала, захват территорий и их присоединение военной силой или применение новых технологий, которые в постиндустриальной экономике служат базой создания нового богатства.

Сегодня в мире много говорится о качестве. Но как говорил Дж. Харрингтон : «Качество - вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества». Ориентир на качество деятельности должен соблюдать баланс интересов всех заинтересованных сторон с ориентиром на ряд уровней качества [2, 3, 5, 8,

9, 12]:

- превосходное качество, признаваемое абсолютно всеми;

- высокое качество, обеспечивающее интеграцию свойств объекта;

- среднее качество, дающее новые свойства, параметры и эффект;

- низкое качество, ведущее к рискам, убыткам, потерям, ущербу.

Ужесточение конкуренции, противоречий интересов элит и

остальных групп государств обусловливает разные сценарии развития стран и народов. Время закрывает наиболее интересные, перспективные направления и не оставляет шансов для стран, долго не решающихся на изменения. Россия должна добиться эффективной отдачи от крупных инвестиционных проектов, создать принципиально новые технологии, перейти в новый технологический уклад. Менеджмент качества сегодня

служит гарантией минимизации риска крупных проектов в сферах бизнеса и образования.

Список литературы

1. Давыдова Т.Ю. Интеллектуальные ресурсы и управление знаниями. М.: Изд-во ВЗФЭИ, 2011. 346 с.

2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Инновации, инвестиции, интеллект: потенциал, капитал, модели. М.;Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 447 с.

3. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Моделирование интеллектуально-производственного потенциала и капитала субъектов хозяйствования: теория, методология, практика. М.; Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 400 с.

4. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Жданова Н.И. Управление компетенциями в профессиональном образовании. М.; Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 200 с.

5. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Прохоров С.Ю. Менеджмент качества и инновации в экономике, профессиональном образовании: тенденции, методы, алгоритмы, программы. М.; Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.

6. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Образование, экономика знаний и подготовка кадров. М.; Тула: Изд-во ВЗФЭИ; Изд-во ТулГУ, 2011.311 с.

7. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Менеджмент- и бизнес-образование в подготовке компетентных специалистов. М.; Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. 276 с.

8. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Системы гибридного интеллекта. Экономика. Управление. Образование. М.: Высшая школа, 2008. 546 с.

9. Арсеньев Ю.Н., Орлихина Н.Е., Давыдова Т.Ю. Система образования: экономика, информатизация, менеджмент качества. М.; Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПКиППРО ТО», 2009. 341 с.

10. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Применение экономикоматематических методов и информационных технологий в управлении риском. М.: Изд-во ВЗФЭИ, Изд-во ТулГУ, 2010. 387 с.

11. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Нефедова С.В.

Интеллектуальные системы и информационные технологии: бизнес,

финансы, инвестиции, управление. М.; Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. 251 с.

12. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Шлапаков И.М. Риски в образовании: анализ, оценки, методы управления и реализации. М.: Высшая школа, 1998. 304 с.

13. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности. Вашурина Е.В.[и др.] // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.

14. Широчин В.П. Архитектоника мышления и нейроинтеллект: в 2 кн. Киев: Изд-во ЮНИОР, 2004.

Давыдова Татьяна Юрьевна, канд. пед. наук., доц., доц. кафедры экономики и управления, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

Арсеньев Юрий Николаевич, д-р. техн. наук., проф., проф. кафедры информационной безопасности, Россия, Тула, Тульский государственный университет, Тульский филиал РАНХиГС при Президенте РФ

SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL SPACE

OF UNIVERSITY

T. U. Davydova, YU.N. Arsenyev

The problem of monitoring of educational directions and appreciation of quality of educational programs, methods of training of specialists on the basis of management of quality and knowledge has been investigated.

Key words: education, pedagogies, quality of processes of teaching.

Davydova T. U, candidate of science (pedagogics), docent, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University.

Arsenjev Y.N., doctor of science, Russia, Tula, Tula State University, Russian Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation, a branch in the city of Tula

УДК 378

ДИСЦИПЛИНА «КУЛЬТУРА ДОМА» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА

С.В. Дерепаско, В.Н. Правдюк

Дисциплина «Культура дома» представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, используя инновационные технологии, способствует мобилизации их творческих сил, условия для самостоятельных исследовательских навыков. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно овладеть комплексом знаний и умений, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопределяться в окружающей среде, уметь самосовершенствоваться.

Ключевые слова: бакалавр, дизайн, педагог профессионального обучения,

профессиональные компетенции, дисциплина «культура дома», педагогические условия.

В настоящее время особое значение в профессиональном образовании в условиях образовательных реформ, приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Развивающийся в нашей стране рынок труда требует предельной ясности, точности и объективности в определении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.