Научная статья на тему 'Инноватизация инфраструктурных проектов в локальных экономических системах: отечественный и зарубежный опыт'

Инноватизация инфраструктурных проектов в локальных экономических системах: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ИННОВАТИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ECONOMIC SYSTEMS / INNOVATIZATION OF INFRASTRUCTURAL PROJECTS / INFRASTRUCTURAL BONDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леушин С.Ю.

В статье рассматривается необходимость инноватизации инфраструктурных проектов в локальных экономиче­ских системах; даётся характеристика такого инновационного инструмента финансирования, как инфраструктрные облигации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovatization of infrastructural projects in the local economic systems: Russian and foreign experience (Russia, Kazan’)

The article discusses the importance of innovatization of infrastructural projects in the local economic systems and describes infrastructural bonds as an innovative financing instrument

Текст научной работы на тему «Инноватизация инфраструктурных проектов в локальных экономических системах: отечественный и зарубежный опыт»

5. Необходима безусловная увязка региональной промышленной отраслевой политики в сфере создания парков с другими направлениями реализации этой политики. В частности, зарубежные и отечественные эксперты однозначно указывают на обязательность учета создания и государственной поддержки кластеров при планировании и реализации парковых проектов [14, 15]. Успех новосибирского Академпарка в существенной степени объясняется мерами комплексного стимулирования ИТ-сектора в регионе — снижением ставки

налога на прибыль, уменьшением ставки страховых взносов для организаций с численностью до 29 человек, предоставлением возможности в упрощенном порядке привлекать к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов.

6. Следует большее внимание уделять созданию парков для малого и среднего бизнеса. Несмотря на определенные подвижки в данной области, дефицит подобных парковых объектов продолжает ощущаться в значительной степени [16].

Литература

1. Васильев А.В. Экономические, экологические и другие преимущества создания и функционирования индустриальных парков // Вестник Самарского государственного университета. — 2014. — №5. — С.28-32.

2. Белокрылов К.А. Теория и практика институциональной модернизации экономики (на примере Юга России) // TERRA ECONOMICUS. — 2013. — №2-2. — С.9-14.

3. Российские индустриальные парки заполнены резидентами только наполовину. URL: http://secretmag.ru/news/2015/12/10/ industrialnye-parki/

4. Мягченко О. Почему малый бизнес не торопится занимать места в индустриальных парках. URL: http://www.dp.ru/a/2015/12/02/ Park_dlja_malogo_biznesa/

5. Счетная палата сочла неэффективной поддержку красноярского бизнеса. URL: http://www.dela.ru/lenta/166414/

6. Шатохина О.В. Использование концепции маркетинга взаимодополнения в процессе создания и функционирования индустриальных парков // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2014. — №1. — С.98-101.

7. Сандлер Д.Г., Кузнецов П.Д. Индустриальные парки в России: Концептуальная проработка проектов // Экономика региона. — 2015. — №1. — С. 76-88.

8. Иогман Л.Г., Гусаков М.А. Индустриальные парки как инструмент реализации стратегии регионального развития // Экономика региона. — 2007. — №4. — С.85-94.

9. Гусев В.В. Монопрофильные поселения (моногорода): зарубежный опыт решения социальных проблем // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. — 2014. — №4. — Том 14. — С. 6-8.

10. Лаврова Е.В. Становление и развитие институтов региональной инвестиционной инфраструктуры // Фундаментальные исследования. — 2015. — №6-1. — С.138-142.

11. Чирихин С.Н. О некоторых аспектах оценки эффективности конкурентной политики и необходимости ее трансформации // Современная конкуренция. — 2013. — №5 (41). — С. 92-102.

12. Индустриальные парки Сибири. URL:http://russiaindustrialpark.ru/industrialnye_parki_sibiri.

13. Эксперты «InPark-2014» считают, что требования инвестора необходимо учитывать еще на этапе разработки мастер-плана. URL: http://inpark.air-nso.ru/eksperty-inpark-2014-schitayut-chto-trebovaniya-investora-neobxodimo-uchityvat-eshhe-na-etape-razrabotki-master-plana/

14. Беркович М.И., Антипина Н.И. Институциональное обеспечение инновационной деятельности на мезоэкономическом уровне: структурно-оценочный аспект. — Кострома: ООО «РИКО-информ», 2014.

15. Сахарова Л.А. Развитие кластерных организационно-экономических форм промышленности // Наука и современность: материалы XLI Международной научно-практической конференции (1 декабря 2015 г., г. Новосибирск). — Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2015.

16. Митрофанова И.В., Митрофанова И.А., Родионова Е.В., Майорникова М.Г. Преимущества и проблемы организации регионального промышленного комплекса в формате индустриального парка // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2013. — №11 (114). — С. 96-103.

ИННОВАТИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ЛОКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

С.Ю. Леушин,

аспирант кафедры экономической теории и инноватизации экономики Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань)

aron323@mail.ru

В статье рассматривается необходимость инноватизации инфраструктурных проектов в локальных экономических системах; даётся характеристика такого инновационного инструмента финансирования, как инфраструктрные облигации

Ключевые слова: экономические системы, инноватизация инфраструктурных проектов, инфраструктурные облигации

УДК 330.34.01 ББК 65.010.1

Во все времена всеми экономическими школами и учениями ответственность за обеспечение общих условий и возможностей ведения общественной и хозяйственной жизни в том или ином регионе, то есть за создание, поддержание и модернизацию инфраструктуры возлагалась на государство.

Общее понятие инфраструктуры (или объекта инфраструктуры как конкретной формы ее проявления) включает в себя технические и инженерные сооружения, созданные для эффек-

тивного функционирования экономики (экономическая инфраструктура), общества (социальная инфраструктура), а также для создания комфортных условий жизни людей (городская или муниципальная инфраструктура). Создание и эксплуатация таких сооружений, как правило, требуют больших затрат материальных ресурсов и времени, использования сложных технологических решений, в то время как результат их функционирования далеко не всегда приобретает форму денежного дохода,

зачастую лишь косвенно проявляясь через создаваемые для других субъектов экономики положительные эффекты. Данные сущностные особенности делают инфраструктурные проекты непривлекательными для частного капитала, не получающего от их реализации явные выгоды. Однако применение специальных инновационных финансовых механизмов, способных преодолеть имеющиеся недостатки инфраструктуры как объекта инвестиций, позволяет привлекать финансовые ресурсы для реализации инфраструктурных проектов.

Такая возможность определяется нами как инноватизация локальных финансовых экономических систем, которая представляет собой процесс создания, накопления, сохранения и развития инновационного потенциала хозяйствующих субъектов финансовой сферы [8].

Финансирование инфраструктурных проектов является одной из перспективных форм инноватизации привлечения финансовых ресурсов, позволяющих при умелом конструировании займа получить доступ к длинным и более дешевым финансовым ресурсам рынка капитала, а также преодолеть большинство сложностей, порождаемых особенностями инфраструктурных проектов.

Наряду с уже традиционными механизмами финансирования инфраструктурных проектов, такими как кредитование и государственное софинансирование, в отдельных странах распространение получили такие инновационные инструменты как «инфраструктурные облигации», решающие глобальную задачу по активизации притока долгосрочных инвестиций для строительства и модернизации объектов инфраструктуры, а также по созданию инструмента для вложения средств консервативных инвесторов, развития рынка ценных бумаг и разработки механизмов предоставления государственных гарантий в рамках инфраструктурных проектов.

Выпуск инфраструктурных облигаций является одной из инновационных форм осуществления частного финансирования инфраструктуры, в общем случае подразумевающего замещение части (или всего объема) государственных вложений в развитие инфраструктуры частными и тем самым предполагающее некоторую совместную деятельность частной компании и государства (муниципалитета, государственного агента).

При оценке эффективности инновационных инвестиций государства (в лице муниципального образования) в инфраструктурные проекты стоит помнить, что основной его целью является инновационное развитие инфраструктуры соответствующего региона, влекущее за собой:

1. улучшение качества жизни населения (повышение качества коммунального обслуживание, быстрота и удобство передвижения по городу и между городами, культурное развитие, улучшение качества образования и здравоохранения и др.);

• создание благоприятных условий для организации и развития бизнеса в регионе: (снижение транспортных расходов, доступ к новым рынкам, возможности для расширения производства, доступ к более квалифицированной и производительной рабочей силе, увеличение внутреннего спроса).

Таким образом, инноватизация объектов инфраструктуры позволяет государству получать не только прямые доходы (распределение прибыли от реализации инфраструктурных услуг проектной компанией), но и косвенным образом повышать возвратность инвестиций через увеличение налоговых доходов бюджета. В связи с возрастающей важностью уровня развития инфраструктуры для граждан и компаний при выборе места жительства или развития бизнеса и соответственно увеличивающейся конкуренцией между регионами за человеческие ресурсы и ресурсы компаний, важность косвенных доходов оказывается все более значимой и требует более тщательного анализа при оценке эффективности инновационных инвестиций государства в инфраструктурные проекты.

Понятие «инновационные инфраструктурные облигации», в отличие от большинства понятий в области финансовых рынков, раскрывает не только механизм и лежащие в основе инструмента правовые и экономические инновационные процессы, но и инновационную основную цель их выпуска.

Финансирование инновационных инфраструктурных проектов, на протяжении длительного времени бывшее исключительной прерогативой государства, в последние десятилетия частично возложено на частных инвесторов. Основной целью развития инновационных инфраструктурных облигаций как инструмента финансирования инновационных инфраструктурных проектов является повышение объема частных инновационных инвестиций в инфраструктуру и снижение общих затрат государства на ее развитие, в том числе за счет снижения стоимости привлеченных (внешних по отношению к государству) ресурсов. В силу большой важности развития инновационной инфраструктуры для властей, данный инструмент также получает государственную поддержу [3].

На основании указанных специфических особенностей и отличий от иных, традиционных видов облигаций, было сформулировано определение инновационных инфраструктурных облигаций, под которыми понимаются облигации, основным направлением использования средств от выпуска которых является финансирование инновационных инфраструктурных проектов и которым при этом предоставляются особые льготы со стороны государства и (или) региональных и местных органов власти.

Такие преференции направлены, в первую очередь, на стимулирование спроса на инновационные инфраструктурные облигации за счет создания особого налогового режима, оптимизации соотношения инновационной доходности и риска (путем разработки особых механизмов распределения доходов и рисков, позволяющих снизить кредитные риски проекта и, соответственно, снизить требуемую норму доходности и стоимости финансирования). Форма организации инновационного инфраструктурного займа, валюта, срок и порядок выплаты инновационных доходов являются ключевыми условиями для успешности выпуска и эффективности реализации инновационного проекта, однако не являются определяющими для формирования понятия об инновационных инфраструктурных облигациях.

Одним из основных принципов кредитных отношений является принцип возвратности, в финансовой практике проявляющийся в виде обеспечения займа. Инновационные инфраструктурные облигации не являются исключением, а потому основная их классификация основана именно на источнике погашения. По данному признаку всё множество инновационных инфраструктурных облигаций может быть разделено на два больших класса:

• инновационные инфраструктурные облигации под общие гарантии;

• доходные инновационные инфраструктурные облигации.

Гарантии государства или муниципалитета по полному и

своевременному совершению всех платежей по инновационным инфраструктурным облигациям, с точки зрения инновационного инвестора, имеют чрезвычайно большое значение при принятии инновационного инвестиционного решения. Фактически он вкладывает свои средства не в конкретный инновационный инфраструктурный проект, а просто предоставляет инновационный заем государству, региональным властям или муниципалитету, и, соответственно, при оценке своих рисков и требуемой инновационной доходности его внимание будет акцентировано на финансовом положении заемщика, в то время как детали инновационного инфраструктурного проекта будут иметь второстепенное значение.

Значительно более популярным и привлекательным инструментом привлечения финансовых ресурсов для реализации инновационных инфраструктурных проектов являются так называемые доходные инфраструктурные облигации, погашение которых обеспечивается денежным потоком, генерируемым объектом инновационной инфраструктуры либо конкретным видом доходов бюджета, закрепленным в условиях выпуска как исключительный источник выплат по инновационным инфраструктурным облигациям.

Инновационные инфраструктурные облигации являются одной из форм долгового финансирования инновационных инфраструктурных проектов и важным элементом механизма частного финансирования инфраструктуры, в общем слу-

чае предполагающего полное или частичное участие частных компаний в финансировании и управлении инновационными инфраструктурными проектами, предназначенными для широкого использования.

Организация частного финансирования инновационных инфраструктур, как правило, предполагает создание специальной инновационной проектной компании, единственной целью создания и деятельности которой является реализация конкретного инновационного инфраструктурного проекта. Состав учредителей таких компании может разниться в зависимости от инновационного проекта, но, как правило, включает: государство, софинансирующее и предоставляющее гарантии по важным для общества и экономики инновационным инфраструктурным проектам, крупную инжиниринговую компанию, которая организует процесс строительства инновационного инфраструктурного объекта, эксплуатационную компанию, которая будет заниматься его управлением и эксплуатацией, а также иных крупных частных акционеров — обычно специальные фонды и банки.

Помимо акционерного капитала, большое значение для финансирования инновационных инфраструктурных проектов имеет заемный капитал, который обычно составляет от 70 до 90% всего капитала инновационной проектной компании. В качестве кредиторов могут быть привлечены крупные коммерческие банки, специальные банки развития, инфраструктурные банки. Однако наиболее эффективной формой привлечения заемных средств может выступать выпуск инновационных инфраструктурных облигаций, позволяющих привлечь значительные объемы финансовых ресурсов по меньшей стоимости. С учетом задач государства в области развития инновационной инфраструктуры основной целью развития инновационных инфраструктурных облигаций как инструмента финансирования инновационных инфраструктурных проектов является снижение стоимости финансирования и увеличение объемов привлечения финансовых ресурсов. Достижение данной цели возможно за счет совместных действий государства, формирующего соответствующую правовую среду, и организаторов выпусков инновационных инфраструктурных облигаций, перед которыми ставятся 4 основные задачи.

1) Разработка такой структуры займа и определение таких его условий, которые с учетом особенностей финансируемого инновационного проекта позволят привлечь наибольшие объемы финансовых ресурсов по наименьшей стоимости.

2) Оценка эффективности инвестиций в инновационный инфраструктурный проект и определение оптимальной структуры капитала инновационной проектной компании.

3) Разработка механизма распределения инновационных доходов и рисков между всеми заинтересованными участниками инновационного проекта, а именно государством, акционерами и держателями облигаций.

4) Определение целевой группы инвесторов и повышение инвестиционной привлекательности выпусков инновационных инфраструктурных облигаций.

Решение данных задач позволит, с одной стороны, сделать инновационные инфраструктурные облигации интересным для инвесторов финансовым инструментом, а с другой — эффективным способом привлечения финансовых ресурсов в инновационные инфраструктурные проекты. Вкупе это даст возможность повысить объемы и снизить стоимость финансирования инновационных инфраструктурных проектов и оказать положительное воздействие на развитие инфраструктуры страны (региона).

Интересным вариантом применения инновационных инфраструктурных облигаций может быть подготовка инженерных систем и иной инновационной инфраструктуры на специальных промышленных площадках и предоставление их для реализации инновационно-инвестиционных проектов (включая строительство производственных объектов, создание исследовательских центров, логистических терминалов и т.п.) в аренду компаниям (на льготных условиях). Возвратность инвестиций и погашение инновационных инфраструктурных облигаций обеспечиваются дополнительными налоговыми доходами от

развития инновационных инфраструктурных проектов на данной территории, а также арендных и иных платежей от компаний-арендаторов. Таким образом, имеется возможность значительно повысить инвестиционную привлекательность региона, стимулировать рост экономики и занятости, а также создать новые инновационные инфраструктурные отрасли без значительных бюджетных расходов.

Вторую группу инновационных инфраструктурных проектов образуют проекты строительства объектов инновационных инфраструктур, эксплуатация которых способна генерировать достаточные для покрытия, по крайней мере, большей части капитальных затрат. То есть помимо выполнения своей социальной и общеэкономической роли, данные проекты имеют также и значительную коммерческую составляющую, и поэтому их погашение, как правило, обеспечено денежными потоками, генерируемыми самим инновационным проектом. К числу таких проектов относятся строительство платных автомобильных дорог, объектов коммунального хозяйства, железных дорог и аэропортов.

Широкое применение инновационные инфраструктурные облигации получили в США, Австралии, Чили, Индии.

В США широко распространена практика выпуска муниципальных инновационных инфраструктурных облигаций. Муниципальные инновационные инфраструктурные облигации бывают двух видов: облигации общего покрытия и облигации, обеспеченные доходами от проектов (рис. 1).

Рис. 1. Схема финансирования инновационных инфраструктурных региональных проектов

Особого рассмотрения заслуживает второй тип займов. Выпускаются они в расчете на доходы от реализуемых муниципалитетами инновационных проектов: транспортных, жилищных, образовательных, инфраструктурных и т.д. Источником выплаты долга в данном случае служат платежи потребителей услуг, например, за пользование коммунальными услугами, водой, электричеством, или же плата за пользование дорогами, автостоянками.

Доля облигаций данного типа весьма значительна и составляет порядка 60-70% от общего объема муниципальных инновационных заимствований.

В Австралии основным эмитентом инновационных инфраструктурных облигаций выступает правительство. Выпуск регулируется двумя агентствами: Австралийской налоговой службой и органом по дотациям на развитие. Второй орган отвечает за соответствие облигаций требованиям закона, который гласит, что инновационные инфраструктурные заимствования осуществляются в форме:

- прямых инновационных заимствований;

- непрямых инновационных заимствований (предоставление кредита);

- инновационного рефинансирования.

Законодательным ограничением оборота инновационных

инфраструктурных облигаций выступает четко обозначенный список объектов, которые считаются инновационно-инфраструктурными. К ним относятся наземный транспорт, воздуш-

ный транспорт, объекты электрогенерации, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализационные и водоочистные сооружения. За использование этих объектов с населения взимается плата.

В целом австралийские инновационные инфраструктурные облигации предоставляют их держателю возможность:

- в перспективе получить инновационный доход от реализации инновационных инфраструктурных проектов;

- получить налоговые преференции (максимум на 15 лет);

- ежегодно пересматривать вопрос о своем участии в финансировании инновационных инфраструктурных проектов.

В Чили активы пенсионных фондов через облигации вкладываются в конкретные инновационные инфраструктурные проекты — строительство новых объектов ЖКХ, аэропортов, дорог и т.д. Первая в Латинской Америке инновационная инфраструктурная облигация была выпущена в ноябре 1998 года. Источником средств для эмиссии послужили деньги пенсионных фондов, а также средства, аккумулированные в руках страховщиков. Инициатором запуска первых инновационных инфраструктурных облигаций выступила страховая компания «Santander». Эмитентами инновационных инфраструктурных облигаций в Чили выступают концессионеры.

Эмитентами инновационных инфраструктурных облигаций в Индии выступают в основном банки. В этой стране распространены инновационные инфраструктурные облигации двух видов: «налогосберегающие облигации» и облигации регулярного инновационного дохода.

«Налогосберегающие облигации» позволяют получить вычет из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в размере 20% от вложенной суммы. При этом законодатель установил предельную сумму инвестиций в инновационные инфраструктурные облигации, а также предельный размер налогового вычета.

К облигациям регулярного инновационного дохода относятся пенсионные облигации, образовательные облигации, доходо-приумножающие облигации и т.д.

Анализ конкретных форм инновационных инфраструктурных облигаций, установленных в законодательстве различных стран, позволяет выделить их два основных вида:

1) корпоративные инновационные инфраструктурные облигации или «проектные инновационные облигации», т.е. облигации, эмитированные инновационной проектной компанией для финансирования отдельного инновационного инфраструктурного проекта;

2) публичные целевые инновационные инфраструктурные облигации, т.е. облигации, имеющие целевой характер, выпуск которых осуществляет публично-правовое образование (государство или муниципалитет) и (или) юридическое лицо, учредителем либо собственником с преобладающим участием в уставном капитале которого является публично-правовое образование, а также юридическое лицо, выполняющее какие-либо публичные функции (на основании лицензии или соглашения с публично-правовым образованием). Публичные целевые инновационные инфраструктурные облигации, в свою очередь, могут иметь различные виды: инновационные инфраструктурные облигации, обеспеченные инновационными доходами от инновационного проекта, облигации с общим обязательством и т.д.

Использование иностранного опыта позволит российским регионам в полной мере использовать возможности национального фондового рынка, с тем, чтобы привлечь капитал для инноватизации инфраструктуры российских городов. Более того, среди предпосылок возникновения рынка инновационных инфраструктурных облигаций можно назвать: серьезные структурные изменения на рынке рублевых облигаций в связи с нестабильностью мировой финансовой архитектуры; повышение уровня процентных ставок и снижение интереса к национальным облигациям, как со стороны инвесторов, так и потенциальных эмитентов; ограничение возможностей по безрегрессному финансированию инновационных инфраструктурных проектов, в т.ч. концессионных.

Иностранные эксперты отмечают следующие характеристики, обусловившие интерес инвесторов к данному финансовому инструменту:

1) постоянный источник инновационного дохода, генерируемый инновационным инфраструктурным проектом, его низкая волатильность;

2) соответствие инновационных инфраструктурных облигаций требованиям, установленным для пенсионных фондов и страховых организаций, достижение которых позволяет таким инвесторам вкладывать в них свои средства;

3) наличие механизмов страхования от инфляционных потерь;

4) бюджетная поддержка инновационных инфраструктурных облигаций (предоставление государственных гарантий);

5) предсказуемость будущих поступлений и структура обеспечения позволяет рассчитывать на высокий рейтинг на протяжении всего цикла обращения инновационных инфраструктурных облигаций;

6) низкая зависимость от ситуации на рынке ценных бумаг [4, с. 208].

Кроме того, использование инновационных инфраструктурных облигаций позволяет инвесторам диверсифицировать их инвестиционный портфель, сократить зависимость от кредитного финансирования и получить альтернативное долгосрочное финансирование, обеспечить практически гарантированную доходность инвестиций при достаточно ясной структуре рисков.

Выводы.

Инновационные инфраструктурные облигации являются одним из наиболее перспективных финансовых инструментов инноватизации инфраструктурных проектов в локальных экономических системах, способных решить поставленные перед российской экономикой задачи, и поэтому важна тщательная разработка модели их регулирования и выпуска, позволяющих извлечь максимальные выгоды для развития инфраструктуры в локальных экономических системах.

История активного использования инновационных инфраструктурных облигаций для финансирования инновационных инфраструктурных проектов насчитывает более 20 лет. За это время было разработано большое количество различных видов инновационных инфраструктурных облигаций, отличающихся друг от друга источниками погашения обязательств, степенью участия государства и муниципалитета, механизмами распределения инновационных доходов и рисков, сроками, валютой, и рядом других условий. Отсутствие единого универсального механизма выпуска инновационных инфраструктурных облигаций связано как с разнообразием инновационных инфраструктурных проектов, так и с различиями в общеэкономической, политической и правой среде отдельных стран и регионов.

Задачей государственных органов законодательной и исполнительной власти является создание такого правового поля, которое позволит увеличить общий объем инновационных инвестиций в развитие инновационной инфраструктуры, в том числе за счет привлечения частного капитала. Успешное внедрение инновационных инфраструктурных облигаций как одного из наиболее перспективных инструментов решения стоящей перед ними задачи возможно лишь при одновременном выполнении ряда условий.

Во-первых, законодательное регулирование использования инновационных инфраструктурных облигаций для финансирования инновационных инфраструктурных проектов должно иметь рамочный характер и предоставлять возможность учета всех особенностей инновационных инфраструктурных проектов при конструировании выпуска.

Во-вторых, должны быть задействованы правовые механизмы повышения инвестиционной привлекательности использования инновационных инфраструктурных облигаций и создан развитый финансовый рынок в России.

Только при наличии совместной деятельности органов законодательной власти, органов государственной и муниципальной исполнительной власти, государственных компаний,

ответственных за инноватизацию инфраструктуры в стране, ностям конкретных инновационных инфраструктурных проек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

частных инвесторов и финансовых организаций, занимающих- тов возможно успешное применение инновационных инфра-

ся разработкой структуры и привлечением финансирования структурных облигаций для финансирования строительства

на базе изучения и анализа зарубежного опыта, разработке и модернизации объектов инновационной инфраструктуры

законодательной базы и адаптации условий выпуска к особен- в России.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в редакции от 08.08.2009).

2. Проект Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций». URL: http://www.lin.ru/document (дата обращения: 12.08.2011).

3. Гейнц Д. Инфраструктурные облигации // Рынок ценных бумаг. — 2008. — №4 (54). — C. 27-29.

4. Делмон Джеффри. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре практическое руководство для органов государственной власти /Всемирный банк. ИЦ Апельсин. — Астана, 2010.

5. Иванов М.Е. Активизация долгосрочных инвестиций для строительства и модернизации объектов инфраструктуры региона посредством инфраструктурных облигаций // Вестник ТИСБИ. — 2011. — №3.

6. Макаревич К.А. Инфраструктурные облигации: иностранный опыт и нормативно-правовое регулирование в России // Вопросы экономики и права. — 2011. — №2. — C. 207-214.

7. Круглый стол «Инфраструктурные облигации как перспективный инструмент финансирования в условиях кризиса: актуальные возможности, проблемы и риски». URL: http://lawfirm.ru/news (дата обращения: 12.08.2011).

8. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2014. — №3. — С.34-38.

9. Посталюк М.П., Посталюк Т.М. Диверсификация институтов в процессе традиционно-инновационного развития национальных экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2. — С. 57-69.

10. Посталюк М.П., Дувалова Э.П. Инноватизация региональных институтов локальных экономических систем // Вестник ТИСБИ. — 2016. — № 1. — С. 49-60.

11. Postaliuk M., Postaliuk T., Vagizova V. Implementation forms of institutional support for traditional and innovative development of national economic systems // Investment Management and Financial Innovations. — 2013. — Т. 10. — № 4. — С. 88-94.

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕшЕНИЙ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

А.В. Шаркова,

зав. кафедрой экономики организации Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва),

доктор экономических наук, профессор sharkova_av@mail.ru

В статье показано, что особенности инновационной деятельности обуславливают невозможность разработки универсальной методики для оценки эффективности государственных решений в данной области. В этой связи повышению качества оценки будет способствовать критическое изучение существующих практик и их гибкое применение, исключающее формальный подход. При этом необходимым условием является обеспечение возможности не только внутренней, но и внешней оценки.

Ключевые слова: государственные решения, инновационное развитие, оценка эффективности, эффективность, результативность государственных решений

УДК 001.895 ББК 65.261.5 Ш 26

Управленческие решения направлены на целенаправленное преобразование объекта управления. В случае государственного решения объектом управления могут выступать все сферы общественных отношений. Государственно-управленческое решение — это осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме [6].

Однако для достижения стратегических задач социально-экономического развития страны необходимо не только государственное воздействие на управляемую систему, но использование инструментария, позволяющего оценить последствия такого воздействия. Поэтому оценка эффективности государственных решений является важным элементом государственного управления, выполняя контролирующую, стимулирующую и корректирующую функцию.

Проведение оценки эффективности государственных решений позволяет определить:

- соответствие принимаемых решений стратегическим социально-экономическим ориентирам;

- соответствие принимаемых решений общественным интересам, т.е. выступает как средство общественного контроля;

- рациональность использования экономических и организационных ресурсов;

- стандарты и критерии, применяемые при разработке, реализации и оценке последующих государственных решений;

- эффективные государственные решения для распространения положительного опыта;

- отклонения от целевых ориентиров и их причины;

- пути корректировки при выявлении неэффективности государственного решения.

В настоящее время как в зарубежной, так и в отечественной практике широко применяется программно-целевой метод государственного управления. В Российской Федерации федеральный бюджет формируется на основе утвержденных Правительством программ, начиная с 2014 года, в 2015 году доля программных расходов в структуре федерального бюджета превышала 50%. В этой связи, государственные решения по приоритетным направлениям развития страны разрабатываются и реализуются в форме государственных целевых программ, что обуславливает необходимость совершенствования методик оценки их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.