Научная статья на тему 'Инклюзия как условие развития свободной личности'

Инклюзия как условие развития свободной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
988
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ / FREE PERSONALITY / МОЛОДЕЖЬ С ОСОБЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / YOUTH WITH SPECIAL NEEDS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INCLUSIVE SPACE / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайковский Михаил Евгеньевич

Инклюзивное образовательное пространство, как один из инновационных проектов в инклюзивном образовании, рассматривается в качестве условия развития свободной личности. Определяются основные понятия, характеристики и составляющие образовательного пространства. Особенное значение придается созданию творческого образовательно-воспитательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION AS A CONDITION FOR FREE PERSONALITY DEVELOPMENT

Inclusive educational space, as one of the innovational projects in inclusive education, is considered as the condition for free personality development. Main concepts, characteristics and components of educational process are determined. Special attention is paid to the development of creative educational environment.

Текст научной работы на тему «Инклюзия как условие развития свободной личности»

М.Ю. Хуриева

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. - 104 с.

2. Бабаян А.В. Традиционное семейное воспитание казаков Северного Кавказа (конец XIX - начало ХХ вв.) // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. -Часть X. - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - С.248 - 258.

3. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования: Монография. 2-е издание, дополн. и переработ. - Владикавказ: ГГАУ, 2010. - 160 с.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 560 с.

5. Хатаев Е.Е. Опыт воспитания детей горских народов Северного Кавказа в духе мира и межнационального согласия // Поликультурное образование в современной России. - Пятигорск: ПГЛУ, 1997. - 348 с.

6. Хуриева М.Ю. Сущность и содержание народного воспитания: история и современность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета (Серия: Педагогика, психология). №3 (10) 2012. - С.239 - 241.

7. Цаллагова З.Б., Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика межнациональной гармонии. - М.: Педагогика, 2002. - 82с.

8. Чеджемов С.Р. История педагогики и образова-

ния осетинского народа XVIII - XX вв. Дис. ... док. пед. наук - М.:МГУ, 2002. - 368 с.

9. Щуркова Н.Е. Воспитание в режиме повседневной жизни //Воспитание школьников. 2007, № 7. - С.17 - 23.

10. Джиоева Г.Х. Традиционная семейная педагогика осетин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 129-132.

11. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. народные традиции осетин как средство трудового воспитания учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 63-66.

12. Хугаева Ф.В. Нартский героический эпос как средство поликультурного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 209-211.

13. Валиева З.И. Роль устного народного творчества в формировании патриотизма учащихся в современных социокультурных условиях Северного Кавказа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 40-42.

14. Калаева Л.Т. Особенности зарождения национальной школы в Северной Осетии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 106-108.

© 2014

FORMATION AND DEVELOPMENT OF IDEAS AND EXPERIENCE FAMILY EDUCATION IN FOLK PEDAGOGY NORTH CAUCASUS

M.Y. Khurieva, graduate faculty of the department of psychology

North Ossetian State University K.L. Khetagurova, Vladikavkaz (Russia )

Annotation: The transfer of the younger generation of social and moral values of previous generations, progressive traditions of the people through work, through creative and involve young people to their history and works of folk art. Together with work experience, aimed at meeting the vital needs for food, clothing, housing, etc, transmitted and experience people communicate with each other. These relationships from generation to generation were fixed, developed and improved in language, art, symbols.

Keywords: Folk pedagogy mountain peoples, ideas and experience of family upbringing North Caucasian peoples, the continuity of public education, traditions and customs of the peoples of the North Caucasus.

УДК 37.013.42:159.923.2

ИНКЛЮЗИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ

© 2014

М.Е. Чайковский, кандидат педагогических наук, доцент Хмельницкий институт социальных технологий Открытого международного университета развития человека «Украина», Хмельницкий (Украина)

Аннотация: Инклюзивное образовательное пространство, как один из инновационных проектов в инклюзивном образовании, рассматривается в качестве условия развития свободной личности. Определяются основные понятия, характеристики и составляющие образовательного пространства. Особенное значение придается созданию творческого образовательно-воспитательного пространства.

Ключевые слова: свободная личность, молодежь с особенными потребностями, инклюзивное образование, инклюзивное пространство, инклюзивное образовательное пространство.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одним из вызовов третьего тысячелетия является значительное количество людей с инвалидностью. В Украине вначале 2012 года общее количество инвалидов составляло 2777511 человек (6,1%) [1]. По данным Министерства здравоохранения в период с 2005 по 2008 г. наблюдался рост количества детей-инвалидов в возрасте до 14 лет [2]. Неблагоприятная тенденция роста инвалидности в мире и в Украине поставила в число национальных приоритетов необходимость решения проблемы детей и молодежи с особыми потребностями, предусматривающими и звено высшего образования. В значительной степени это обусловлено тем, что активная социальная жизнь человека с особыми потребностями тесно связана с обеспечением полноценного образования, наличием качественной социально-педагогической работы, направленной на поддержку такой категории людей. Особую значимость такая социальная поддержка при-

обретает в молодом возрасте, когда формируются ценностные ориентации личности, ее стремление к самореализации. Этому в наибольшей степени способствует инклюзивное обучение, философия которого базируется на проблематике прав человека, его индивидуальной свободе, возможностях выбора и доступа к активному участию в сферах общественной жизни, оказывает глубокое влияние на развитие личности и создает условия для максимального раскрытия потенциальных возможностей молодежи с особыми потребностями.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема адаптации школьников с особыми потребностями к условиям образовательной среды всегда привлекала внимание ученых. В частности, раскрытию различных аспектов обучения и воспитания детей и молодежи с особенностями психофизического развития посвящены труды таких

ученых, как А. Винокур, А. Гольдберг, П. Гуслистый, И. Демина, И. Еременко, Н. Правдина, Н. Стадненко, Р. Фридленд и др.

Одновременно всесторонний анализ проблемы обучения детей и молодежи с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях доказывает необходимость разработки и внедрения инновационных программ и технологий в учебно-воспитательную деятельность этой категории детей и молодежи. До последнего времени не решен вопрос практической реализации инклюзивного обучения студентов с особыми потребностями, не разработаны формы и методы взаимодействия коллективов разноуровневых интегрированных учебных заведений, ограничен доступ к получению высшего образования и исключена преемственность, последовательность и непрерывность учебно-воспитательного процесса детей и молодежи с особыми потребностями.

Актуальность указанной проблемы усиливают результаты анализа зарубежного и отечественного опыта социальной работы со студенческой молодежью с особыми потребностями. Если в США, Великобритании, Шотландии, Германии и других странах Западной Европы существует практика применения элементов инклюзии в обучении студентов с особыми потребностями, то в нашей стране, лишь единичные учреждения высшего образования обеспечивают обучение таких студентов. Как следствие, в Украине не хватает информации о ситуации в сфере инклюзивного образования.

Формирование целей статьи. Целью статьи является определение основных понятий, характеристик и составляющих инклюзивного образовательного пространства.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исходя из теоретико-методологических аспектов проблемы инклюзии, определим основные концепты, базирующиеся на следующих положениях:

1. Система социально-педагогической работы в учебных заведениях, внедряющих инклюзии, базируется на признании права каждого человека на образование и обеспечивает целенаправленный процесс подготовки молодежи с особыми потребностями к реальному включению в активную общественную жизнь, социальное взаимодействие, действенное и ответственное участие в существующей системе общественных отношений и способствует максимальной самореализации личности.

2. Процесс инклюзии молодежи с особыми потребностями предусматривает обеспечение социальной поддержки указанной категории молодежи, равных возможностей для получения высшего образования и социальной самореализации; основывается на принципах научности (разработка теоретико-методологических основ, программно-методического инструментария, мониторинг и анализ результатов, оценка эффективности технологий и методов), системности (непрерывность, преемственность, последовательность), вариативности (организация личностно-ориентированного подхода для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социальной инклюзии) и социального партнерства (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации инклюзии).

3. Социально-педагогическая работа со студенческой молодежью с особыми потребностями в инклюзивном образовательном пространстве основывается на комплексном, дифференцированном, личностно-ориен-тированном подходах; направлена на обеспечение условий полноценного физического, социально-психологического и духовного комфорта указанной категории молодежи и реализуется через соответствующие социально-педагогические технологии командой специалистов (социальный педагог, социальный работник, психолог, специалист по реабилитации) специально созданного подразделения социальной инклюзии.

4. Структурно-функциональная модель социально-

педагогической работы с указанной категорией молодежи в инклюзивном образовательном пространстве (как система социальных контактов и конструктивного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса) базируется на методике, обеспечивающей эффективную организацию социально-педагогической работы с такой молодежью и отражающей необходимые условия и механизмы успешного внедрения инклюзии в ВУЗе.

5. Важным условием эффективности социальной работы с молодежью с особыми потребностями в условиях указанного пространства является формирование системы инклюзивной компетентности педагогических коллективов инклюзивного образовательного пространства.

Далее более подробно рассмотрим одну из главных концепций внедрения инклюзии - создание инклюзивного образовательного пространства как условия развития свободной личности. Прежде всего, отметим, что образовательное пространство составляет структурную основу современных инновационных проектов в сфере образования. Под понятием «образовательное пространство» А. Цимбалару понимает «определенную часть социального пространства, в пределах которого осуществляется нормированная педагогическая деятельность как единое, целостное образование в области образования, которое имеет свои пределы, уточняется отдельно, - мировое образовательное пространство, международное образовательное пространство, европейское образовательное пространство, образовательное пространство региона, школы, школьного класса и т.д.» [3].

Более широкое представление о сущности этого понятия дает Г. Лактионова, которая выделяет в «едином образовательном пространстве «внешний план» (мировые тенденции, экономическая и социальная ситуация в стране, национальный менталитет, доминирующие ценности, образовательная политика, содержание образования) и «внутренний план» (существующие культурно-образовательные практики, структура субъектов образовательной и просветительской деятельности (в частности учебных, социальных учреждений, не государственных организаций, деятельность которых разворачивается в социальной сфере; учебно-воспитательные, культурные программы, их методы, методики, наличие кадров, научно-методического обеспечения)». Кроме этого, автор считает, что образовательное пространство может также существовать в ситуациях предоставления образовательных, культурных, информационных, социальных услуг при наличии потенциала субъектов образовательной и просветительской деятельности [4].

И. Григорьева понимает образовательное пространство как совокупность образовательных пространств, созданных разными преподавателями с целью организации более продуктивного обучения [5].

Для нашего исследования наиболее существенное значение имеет интерпретация понятия образовательного пространства в социализационном и педагогическом аспектах. В частности, В. Сериков определяет образовательное пространство в качестве специально организованной совокупности образовательных систем, в которой каждой отведено определенное место [6], а позиция А. Асмолова сводится к тому, что образовательное пространство - это разнообразные институты социализации, большие и малые социальные группы [7]. Рассматривая образовательное пространство в педагогическом контексте, мы придерживаемся позиции Г. Шевелевой, которая определяет термин «образовательное пространство» как «структурное сосуществование, взаимодействие образовательных систем, их компонентов, образовательных событий на системно-территориальной основе». Автор считает, что образовательное пространство является автономной средой, в которой происходят динамичные процессы конструирования оптимальных методов организации учебного процесса и достижения поставленных целей гармоничного развития учащихся [8]. Нам близка

также позиция Л. Редько и соавторов, определяющих образовательное пространство как «социально-педагогический феномен, отражающий территориальный аспект организации деятельности различных образовательных систем, обеспечивающих формирование у будущих специалистов полифункциональных профессиональных знаний в единстве с практическим опытом; способный установить продуктивные отношения и связи в сфере педагогической деятельности; способствующий эффективному восприятию субъектами разнообразных образовательных предложений и профессионально значимого социального опыта, задаваемого образовательным окружением» [9].

С учетом задач нашего исследования, среди ведущих характеристик образовательного пространства мы отдаем предпочтение:

- социальной среде, занимающейся формированием образовательного пространства;

- осознанным целям, методам и формам конструктивно-педагогической деятельности;

- четко очерченным территориально-географическим параметрам - от конкретного образовательного учреждения в учреждения города, области, государства;

- разнообразным связям с социумом, который его окружает;

- результату спланированной социально-педагогической деятельности.

Как известно, первоначальной структурной единицей образовательного пространства является учреждение - от дошкольного учреждения до университета. Но они только составляют первоначальную основу и могут рассматриваться как образовательное пространство, в то время, когда, занимая ведущее место, выступают в функциональном взаимодействии с социальными, культурными, спортивными, медицинскими, общественными организациями. Правильно спроектированное и созданное образовательное пространство, открытое для взаимодействия с социальной средой, является существенным фактором личностного развития. В противном случае на процесс социализации осуществляется преимущественно негативное воздействие стихийных компонентов социальной среды [10-14].

Заметим, что понятие «Инклюзивное образовательное пространство» впервые использовано в Меморандуме Международной конференции «Образовательная политика в направлении инклюзивного образования: международный опыт и украинские перспективы» (13-14 апреля 2006 г., Киев). Согласно предложенным рекомендациям конференции, создание инклюзивного образовательного пространства требует принятия философии инклюзивного образования на уровне государственной политики и закрепления ее в законодательных и нормативно-правовых актах; разработки Концепции и Государственной программы развития инклюзивного образования; реорганизации всей системы образования в инклюзивном, начиная с дошкольного и заканчивая профессионально-техническим и высшим образованием. Философия инклюзии базируется на проблематике прав человека, его индивидуальной свободы, возможностей выбора и доступа, имеет более глубокое влияние на развитие личности, чем интеграция; инклюзивное обучение создает условия для максимального раскрытия потенциальных возможностей и независимой жизни и самореализации молодежи с особыми потребностями. С учетом существующих общих подходов к созданию образовательного пространства, современных требований к инклюзивному обучению молодежи с особыми потребностями и собственного опыта использования мер по рациональной организации социально-педагогической работы в ВУЗе инклюзивного направления, мы создали инклюзивное образовательное пространство как систему постоянных творческих контактов и конструктивного сотрудничества учебных заведений инклюзивного направления, управлений образования, науки

и здравоохранения, органов и учреждений социальной инфраструктуры, клубов по месту жительства, органов местного самоуправления и исполнительной власти, общественных организаций с предоставлением, обсуждением и принятием образовательных предложений и распространением прогрессивного профессионально значимого социального опыта работы с молодежью с особыми потребностями для подготовки и постоянного совершенствования унифицированных программ социально-педагогической работы по обеспечению качественного образования, формирование готовности к инклюзии в сферы общественной жизни и социализации молодежи с особыми потребностями; профессиональной подготовки педагогических коллективов, приспособления учебных баз с растущими потребностями инклюзивного обучения.

Инклюзивное образовательное пространство объединяет дошкольные учреждения, средние образовательные школы, колледжи, гимназии и 10 территориально обособленных структурных подразделений Открытого международного университета развития человека «Украина», деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми документами центральных органов власти, направляется и координируется органами местного самоуправления и местной исполнительной власти и осуществляется в тесном взаимодействии с органами местной социальной инфраструктуры и общественными организациями. Исходя из позиций практической деятельности, образовательное пространство выделяется в социальном пространстве как совокупность поступков его субъектов, их учебной, образовательной деятельности, разработки педагогических проектов, обеспечивает процесс и результат совершенствования способностей и поведения студентов с особыми потребностями, достижение социальной зрелости и индивидуального роста. Иными словами, образовательное пространство выражает отношение между субъектами образовательной деятельности, обеспечивая социальную и личностную значимость результата усовершенствования способностей и поведения ее объектов. Специфическую особенность инклюзивного образовательного пространства составляет объединение усилий всех участников учебно-воспитательного процесса разноуровневых учебных заведений с созданием единой системы непрерывного квалифицированного сопровождения обучения ученической и студенческой молодежи с особыми потребностями. При этом изучаются и реально учитываются индивидуальные возрастные и физические характеристики объектов воздействия и потенциальные возможности позитивных результатов взаимодействия разновозрастных групп молодежи в процессе учебной и внеучебной деятельности. Субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного пространства предполагает взаимосовершенствование, взаимообогащения сторон, углубление развития желаемых качеств, достижение ожидаемой адаптации, инклюзии и социализации молодежи с особыми потребностями, а также улучшения общественно полезных дел и условий жизнедеятельности. Целостная система инклюзивного образовательного пространства реализуется путём функционирования ее основных структурных компонентов:

1. Учебно-воспитательная среда. Осуществляет выбор направлений сотрудничества педагогических коллективов путем динамического конструирования оптимальных форм взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, общих поисков относительно выбора оптимальных направлений, технологий и методов социальной работы.

2. Информационная среда. Обеспечивает подготовку учебных материалов на электронных носителях для студентов с нарушениями слуха, аудиозаписи и материалы, напечатанные шрифтом Брайля для студентов с проблемами зрения, специальные компьютерные программы для контроля знаний, использования системы Интернет.

3. Психологическая среда. Создание благоприятного психологического микроклимата в образовательном пространстве и формирование психологической готовности к инклюзии абитуриентов и студентов с особыми потребностями путем организации сотрудничества психологов, социальных педагогов, преподавателей, здоровых студентов по вопросам привлечения молодежи с особыми потребностями к активному участию в сферах деятельности коллектива; создание условий для их полноценной и независимой жизни, проведение необходимых индивидуальных психокоррекционных мероприятий и работы с родителями.

4. Оздоровительно-реабилитационная среда. Обеспечение широкого спектра оздоровительных и реабилитационных услуг в соответствии с определенными потребностями.

5. Социальная среда. Создание оптимальных условий для обучения молодежи с особыми потребностями, организация постоянных социальных контактов и конструктивного сотрудничества, с исполнением ролей субъектов и объектов социальной работы, всеми участниками учебно-воспитательного процесса и динамического конструирования эффективных форм взаимодействия с социальной инфраструктурой, молодежными организациями, центральными и региональными (муниципальными) органами законодательной и исполнительной власти.

Учитывая обнаруженные в ходе исследования низкий исходный уровень включенности студентов с особыми потребностями в образовательно-культурную сферу и недостаточные намерения к самоактуализации, приоритетное значение в учебно-воспитательном процессе предоставляем созданию творческой учебно-воспитательной среды как реальному и наиболее эффективному механизму достижения успехов в воспитании студенческой молодежи с особыми потребностями. Для создания творческой атмосферы используем различные развивающие формы работы, способствующие развитию заинтересованности каждого студента в результатах работы академической группы, факультета, института в целом, стимулирование студентов к высказываниям собственного мнения, привлечение к участию в выполнении научных исследований с формированием личности, способной к творческому процессу, «воспитание человека-оптимиста, человека-жизнелюба, человека-творца» [9]. В процессе внеаудиторной работы используем различные развивающие мероприятия, направленные на художественно-эстетическое воспитание студентов: выставки творческих художественно-эстетических работ студентов и преподавателей и их презентацию, художественные олимпиады, творческие встречи с поэтами, писателями, художниками, композиторами, народными мастерами; привлекаем к участию в работе студенческих клубов творчества, кружков художественной самодеятельности [15].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщая современные представления о сущности и содержании деятельности образовательного пространства, отметим, что сегодня еще рано говорить о едином инклюзивном образовательном пространстве в Украине, поскольку все структуры, причастные к инклюзивному обучению, разрозненны и придерживаются скорее ведомственных, чем общих интересов. Однако, как показывает исследование, их плодотворное сотрудничество в интересах общества является вполне реальной задачей, поскольку в основе деятельности инклюзивного образовательного пространства лежит сочетание взаимных интересов в решении образовательных и социальных проблем молодежи с особыми потребностями. Именно этот фактор способствует созданию местного и регионального инклюзивного образовательного пространства с объединением усилий педагогических коллективов, социальной инфра-

структуры, общественных организаций, органов местного самоуправления в решении вопросов инклюзии и социализации молодежи с особыми потребностями в условиях учебных заведений инклюзивной ориентации. В учебно-воспитательном процессе учебных заведений инклюзивного направления существует реальная необходимость создания творческой учебно-воспитательной среды для достижения успехов в формировании свободной личности и самоактуализации молодежи с особыми потребностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головне управлшня статистики у Хмельницькш обласп: лист № 02-02-01/73 вад 15.10.2012 р.

2. Красномовець В. А. Людський розвиток оаб з швалвдшстю в Украшг ощнка стану забезпечення // Науковi пращ нацюнального техшчного ушверситету. Економiчнi науки. 2010. Вип. 17.

3. Цимбалару А. Д. Моделювання шновацшного освггнього простору загальноосвггаього навчального закладу: науковi тдходи // http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/ITZN/em4/content/07 cadast.htm

4. Лактюнова Г. М. Навчальш програми для при-йомних батьшв як феномен сучасного нацюнального освгтнього простору. К.; Хмельницький, 2008. С. 131140.

5. Григорьева И. В. Характеристика медиаобразова-тельного пространства вузов с точки зрения социальной потребности государства в медиакомпетентном педагоге. 2011. № 3(9).

6. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: опыт методологической рефлексии // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып. 5. 183 с.

7. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд.-во МЧУ, 1990. 367 с.

8. Шевелева Г. М. Образовательное пространство. Современный взгляд. Подходы к формированию / Г. М. Шевелева. Воронеж. 2001. 103 с.

9. Редько Л. Л. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза: монография. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. 281 с.

10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

11. Демченко И.И. Проблема готовности педагогов к социализации школьников в условиях инклюзивного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 92-95.

12. Махиянова А.В., Зинатуллина Г.Ф. Социализация и интернализация как механизмы конструирования статусной идентичности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 280283.

13. Кокоева Р.Т. Характеристика ценностных ориен-таций подростков как фактор их социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 94-96.

14. Нуриева М.Р.К. Роль социальных условий в социализации личности (итоги исследования) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 238-240.

15. Приходченко К. I. Формування творчого освгтньо -виховного середовища в загальноосвишх закладах гуманитарного спрямування. Донецьк: Каштан, 2007. 158 с.

INCLUSION AS A CONDITION FOR FREE PERSONALITY DEVELOPMENT

© 2014

M.E. Chaikovsky, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Khmelnitsky Institute of Social Technologies of Open International University of Personality Development

«Ukraine», Khmelnitsky (Ukraine)

Annotation: Inclusive educational space, as one of the innovational projects in inclusive education, is considered as the condition for free personality development. Main concepts, characteristics and components of educational process are determined. Special attention is paid to the development of creative educational environment.

Keywords: free personality, youth with special needs, inclusive education, inclusive space, inclusive educational space.

УДК 159.9.316.6

ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

© 2014

А.М. Шевцов, кандидат психологических наук, доцент Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье подвергается рассмотрению один из способов ведения дискуссии, основанный на так называемой «Вилке Мортона». Рассматриваются методы применения и возможные способы выхода из ситуации её применения в публичной дискуссии

Ключевые слова: «вилка Мортона», дискуссия, информационная война.

В течение последних лет явление информационной войны всё чаще становится объектом психологического анализа. В ряде случаев информационную войну рассматривают как часть более масштабного процесса, называемого психологической войной [1].

Информационно-психологическая война представляет собой комплекс мер, направленных на смену социальных ориентаций представителей определённой целевой группы. В некоторых случаях в качестве цели выступает только их дезориентация как предварительный этап, подготовка к направленному изменению.

Инструментарий информационно-психологической войны значителен по широте выбора поражающих факторов. Рассмотрим некоторые из них, имеющие явное психологическое содержание.

Инструменты информационно-психологической войны целесообразно разделить на прямые и косвенные.

В качестве прямых инструментов, как правило, выступают подача искажённой информации, фальсификация и тенденциозная интерпретация фактов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подача искажённой информации основана на том, что взятый за основу факт дополняется вымышленными деталями либо часть деталей замалчиваются как несущественные. При этом направление искажений информации таково, что получатель (потребитель) информации может сделать очень небольшой спектр выводов. В идеале получатель должен оказаться в ситуации, не предполагающей вариантов вообще, однако различия между отдельными получателями в точках зрения, мировоззренческих позициях и индивидуальных особенностях мышления не позволяют достичь идеала. В данном разделе следует в первую очередь отметить спор о причинах и инициаторе Великой Отечественной войны между сторонниками В.Суворова (В.Б. Резуна) и сторонниками официальной версии. Обе стороны выборочно используют одни и те же факты, на основании которых делаются диаметрально противоположные выводы. Причём особого внимания удостаивается тот факт, что обычный спор на эту тему очень быстро выходит за рамки научной дискуссии и переходит на обсуждение личностей спорящих [2].

Фальсификация фактов заключается в предоставлении полностью искусственной информации, никоим образом не связанной с реальными явлениями. Важным требованием к данному инструменту является его эмоциональная нагруженность. Это требование обязательно в силу того, что эмоциогенное сообщение с большей вероятностью избегнет критического осмысления и, следовательно, будет принято как фактическая информация. В качестве относительно недавнего примера

применения данного инструмента целесообразно привести сообщение грузинского телеканала «Имеди» от 13 марта 2010 года о нападении России на Грузию и убийстве грузинского президента. Данный пример особенно адекватен, так как в начале и в конце данного сообщения присутствовали и титры и сообщение диктора о том, что показанное на экране - реконструкция предполагаемого развития событий в том случае, если между Россией и Грузией возникнет вооружённый конфликт. Тем не менее, возникшая массовая паника показала, что массам людей свойственно верить скорее сообщениям СМИ, чем собственным глазам (по улицам «захваченных» городов не ехали российские танки, а Тбилиси не бомбила авиация, вопреки телевизионному сообщению).

Тенденциозная интерпретация опирается на действительное событие, истинность которого легко проверить. При этом не добавляется никаких дополнительных деталей - фактическое событие используется «как есть». Эффект достигается в данном случае благодаря тому, что получателю событие предоставляется уже оцененным и проинтерпретированным особым образом. Таким образом, предоставляется не столько факт, сколько мнение. Индивид лишается таким образом возможности дать собственную, относительно независимую, оценку ситуации. Примеров применения данного инструмента достаточно много. Практически любая авторская программа на телевидении или блог - «тысячник» (набирающий количество посещений за сутки более тысячи) является способом донесения готового мнения по актуальному вопросу до сведения пассивных потребителей информации.

К косвенным инструментам информационно-психологической войны следует относить произведения культуры, искусства и педагогическое воздействие.

Объекты культуры в подавляющем большинстве несут в себе определённый ценностный элемент. Лицо, воспринимающее культурный объект, так или иначе ассоциирует себя с ним и проецирует на себя ценности, содержащиеся в объекте. Если в ходе целенаправленной работы удаётся изменить содержание культуры, в контексте которой живёт индивид, то его ценности изменятся в заранее заданном направлении. Разумеется, нельзя исключить возникновения когнитивного диссонанса: зрелый человек отвергнет изменённую или откровенно чужую культуру в силу её противоречия его собственной ценностной структуре. Нейтрализовать когнитивный диссонанс можно тремя способами.

Во-первых, можно дискредитировать ту культуру, носителем которой индивид уже является. Например, дискредитируя тех, кто эту культуру создавал - при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.