Научная статья на тему 'Инклюзивное обучение в информационном обществе'

Инклюзивное обучение в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойков Дмитрий Игоревич

В конце XX в. сложилось общее мнение, что развитие и проникновение информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни общества и жизнь отдельного человека с неизбежностью приведут общество к качественно новому состоянию: общество станет информационным. 27 марта 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозгласила 17 мая Международным днем информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное обучение в информационном обществе»

Д. И. Бойков,

проректор по информатизации

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В конце XX в. сложилось общее мнение, что развитие и проникновение информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни общества и жизнь отдельного человека с неизбежностью приведут общество к качественно новому состоянию: общество станет информационным. 27 марта 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозгласила 17 мая Международным днем информационного общества.

Термин «информационное общество» занял прочное место в международном политическом лексиконе. Именно с ним связывают будущее своих стран многие руководители. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации президента США (национальная информационная инфраструктура), Совета Европы (информационное общество), Канады, Великобритании (информационная магистраль). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий другие государства Европейского сообщества, азиатские страны.

По мнению заместителя ответственного секретаря Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО А. А. Билялетдинова, доступность информации в виде инклюзивного образования — это «социальная связь государства с индивидом, индикатор демократичности общества». Его выступление состоялось на международной конференции «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования

образовательной политики и системы», проходившей в июне 2008 г. на базе РГПУ им. А. И. Герцена в рамках реализации задач инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере».

Именно доступность образования для самых широких слоев населения является одним из приоритетов государственной политики России. Это выражается в государственных гарантиях полного среднего образования для лиц в возрасте до 18 лет. Очевидно, наметился переход от механического, репродуктивного процесса обучения к органическому, гуманистическому. Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены. Организационный способ достижения этого — индивидуальное (или глубоко индивидуализированное) обучение. В социальном плане именно это может обеспечить учащимся равные возможности в получении образования.

Поддержка разнообразия — вот ориентир развития системы образования. Стандартизированный процесс обучения в традиционной школе по общим учебным планам и программам не позволяет учитывать разнообразие культур, присущее различным группам (национальным, религиозным и т. д.), образующим современное общество. Информационные технологии способствуют реализации такого разнообразия.

Одним из важных результатов инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена по созданию инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере является разработка и внедрение в учебный процесс электронно-коммуникативных технологий сетевого интерактивного обучения. Широкое использование информационнокоммуникационных технологий в сферах общего и высшего профессионального образования — важнейший маркер и индикатор перехода на качественно иной уровень развития. Решение задачи вариативности и подготовки специалиста нового типа, готового, в частности, к работе в образовательном учреждении инклюзивного типа, обусловлено реализацией мероприятия 1.14.3 «Разработка электронных комплексов с вариативными сценариями».

Развитие системы гибких индивидуальных, вариативных учебных программ — ключевой аспект поддержки разнообразия. В традиционной системе обучения учебная программа фактически представлена набором учебников, отражающих заданный, статичный объем знаний. Переход к новым технологиям представления информации позволяет преодолеть это ограничение, подстраивать учебные программы под возможности и интересы учащихся.

Информационное общество отлично от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии.

Не следует думать, что информационное общество окажется обществом всеобщего благоденствия. В нем сохранится социальное расслоение, отражающее неравные возможности доступа людей к

благам информатизации. Вероятны глобализация и унификация культуры в ущерб развитию национальных культур. Возможно появление новых социальных проблем. Нигде в мире информационное общество в целом пока еще не состоялось, хотя многие технические и экономические признаки такого общества налицо. Ближе всего к информационному обществу находятся Соединенные Штаты Америки, Япония, развитые страны Европы: Финляндия, Голландия, Германия, Великобритания. Мировое признание концепций информационного общества привело к созданию и планомерной реализации национальных стратегий построения информационного общества большинством стран. Так, в «Декларации принципов построения информационного общества» сказано следующее: 1) наука имеет центральную роль в развитии информационного общества, многие из стандартных блоков информационного общества — результат научно-технических достижений; 2) образование, знание, информация и коммуникация находятся в ядре человеческого прогресса, развития и благосостояния; 3) информационно-коммуникационные технологии оказывают огромное воздействие на все аспекты нашей жизни, открывают принципиально новые возможности для достижения более высокого уровня развития.

В соответствии с индексом готовности к сетевому миру, разработанным Всемирным экономическим форумом, Россия из 75 наиболее развитых стран занимает 38-е место по человеческому капиталу (уровень образования населения, специалисты в области информационно-коммуникационных технологий, навыки использования средств информатизации, информированность и мотивация), 66-е место по инфраструктуре информатизации, 62-е место по оснащению программно-аппаратным обеспечением (компьютеризация), 71-е

место по использованию информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в образовании (доступ учебных заведений к

ИКТ, использование ИКТ в учебном процессе).

Приближение России к информационному обществу в немалой степени связывается с образованием и информационной культурой членов общества. Особое внимание на государственном уровне уделяется информатизации образования — широкому применению в образовании информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности обучения, а также непосредственной подготовки выпускников к жизни в условиях информационного общества.

В странах, добившихся прогресса в экономике и построении информационного общества, ключевым направлением прогресса является электронное образование. Открытое электронное образование (e-learning) как комплекс технологий информатизации и поддержки образовательной деятельности, производства знаний и управления знаниями становится магистралью национального прогресса.

Первоочередными мерами для развития e-learning, которые предпринимаются странами, стремящимися к информационному обществу, являются: 1) предоставление образовательному сообществу бесплатного или почти бесплатного доступа к высокоскоростному Интернету; 2) создание целостной системы общедоступных электронных образовательных ресурсов национального значения; 3) значительное государственное финансирование программ развития электронного образования.

Результаты реализации государственных программ, крупных региональных проектов и частных инициатив в сфере информатизации образования привели к тому, что сегодня в стране созданы предпосылки для реализации стратегии развития единой образовательной информационной среды в среднесрочной перспективе. Создание базы электронных образовательных ресурсов РГПУ им. А. И. Герцена на едином образовательном портале — это вклад в дело построения информаци-

онной инфраструктуры образовательной системы, отвечающей вызовам времени.

Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными и коммуникационными технологиями и не обладающими такими навыками. Пока ИКТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. Новые ИКТ: 1) расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации; 2) увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств; 3) предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять; 4) обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций; 5) обеспечивают информационную свободу личности как право человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию, выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям.

Однако люди, нуждающиеся в особых образовательных услугах, испытывают острые трудности восприятия, переработки и использования информации. Во многом именно это мешает им достичь реальной социальной интеграции и адаптации. Эта проблема оказалась в центре внимания 3-го регионального семинара сообщества практики в СНГ по вопросам развития содержания общего среднего образования «Инклюзивное образование: путь в будущее», проведеного в рамках подготовки к всемирной конференции министров образования «Инклюзивное образование: путь в будущее», которая состоится под эгидой ЮНЕСКО в Женеве (Швейцария).

Согласились со следующим определением инклюзивного образования: инклюзивное образование — это динамичный процесс ориентации и реагирования национальных образовательных систем на разнообразие потребностей и нужд всех обучающихся посредством создания условий для успешности учения и социализации, исключающий любые формы сегрегации детей; инклюзия, понимаемая в широком смысле как вовлечение всех детей в общеобразовательный процесс независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, отставания в развитии или социально-экономического статуса, является одним из главных направлений в стратегии развития образования.

Среди основных направлений для развития инклюзивного образования были названы: 1) поддержка решений и резолюций ЮНЕСКО и других международных организаций по обеспечению социальной инклюзии всех учащихся, независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, отставания в развитии или социально-экономического статуса; 2) содействие совершенствованию национальных законодательств в соответствии с международными нормами с целью создания равных условий получе-

ния качественного образования и социальной инклюзии для всех детей; 3) подготовка общества к принятию статуса равноправия детей независимо от их особенностей; более широкое освещение целей, задач и основных направлений инклюзивного образования в средствах массовой информации и на веб-сайтах образовательных учреждений стран-участниц; 4) переход от дефектоориентированного подхода к поддержке развития потенциала каждого ребенка; 5) диверсификация содержания школьного образования с целью удовлетворения образовательных интересов и потребностей всех категорий учащихся; 6) использование информационных технологий и развитие дистанционного образования для обеспечения равного доступа каждого к получению качественного образования; 7) подготовка педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования.

Реализации последних двух направлений развития инклюзивного образования способствует выполнение задачи 1.14 инновационной образовательной программы РГПУ им А. И. Герцена «Разработка и внедрение в учебный процесс электроннокоммуникативных технологий сетевого интерактивного обучения на основе деятельностного подхода».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.