Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение бизнес-процессов социальных услуг (на примере элитных технических видов спорта)'

Инфраструктурное обеспечение бизнес-процессов социальных услуг (на примере элитных технических видов спорта) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛИТНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ СПОРТ / РЕСТАВРАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL SERVICES / INFRASTRUCTURE SUPPORT / TECHNICAL ELITE SPORT / RESTORATION / TECHNICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Травин Георгий Михайлович, Кашин Илья Львович

В статье излагаются результаты апробации предоставления специфических услуг в социальной сфере в форме участия в элитных технических видах спорта и активного отдыха на его базе. В сформированной холдинговой структуре для реализации услуг созданы инфраструктурные подразделения проектирования и производства гоночных лодок, реставрации винтажных классических автомобилей и их технического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructural support the business processes of social services in the field of technical elite sports

Results of testing the specific provision of social services in the form of participation in the technical elite sports and recreation on the basis set out in this article. Infrastructure design and manufacturing divisions racing boats, restoration of vintage classic cars and their technical support in the holding structure of formed implementation of services are created.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение бизнес-процессов социальных услуг (на примере элитных технических видов спорта)»

УДК 338.46

Травин Георгий Михайлович

доктор технических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А Некрасова

kaf_tps@ksu.edu.ru

Кашин Илья Львович

кандидат экономических наук Russo Baltic Racing, генеральный директор ilya@rbr-team.com

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ (на примере элитных технических видов спорта)

В статье излагаются результаты апробации предоставления специфических услуг в социальной сфере в форме участия в элитных технических видах спорта и активного отдыха на его базе. В сформированной холдинговой структуре для реализации услуг созданы инфраструктурные подразделения проектирования и производства гоночных лодок, реставрации винтажных классических автомобилей и их технического сопровождения.

Ключевые слова: социальные услуги, инфраструктурное обеспечение, элитный технический спорт, реставрация, техническое сопровождение.

В социально-экономической жизни общества в последнее время все большую роль играет социальная сфера, несмотря на то, что в ней непосредственно не создается материальных благ. Уровень качества жизни населения сегодня измеряется и оценивается не только номенклатурой и объемом потребляемых материальных благ, но и спектром и объемом предоставляемых и потребляемых услуг как материального, так и нематериального характера.

Согласно классификатору ООН, выделяется 160 видов услуг, объединяемых в 12 основных групп. Однако такая классификация не охватывает, да и не может охватывать весь спектр возможных услуг, поскольку постоянно возникают различные, иногда неожиданные виды услуг на принципиально новых технологических основах функционирования. Именно технология, привнесенная даже из другой области или сферы деятельности, преобразует бизнес-идею в рыночный продукт. Действительно, концептуальная идея предпринимательства в сфере услуг может возникнуть, например, в процессе изучения потребностей организаций и людей, существующих в обществе традиций, имеющихся публикаций; на основе использования личных спортивных увлечений и даже хобби и т.п.

Исходя из социально-экономического содержания услуг с учетом их классификации, предложенной в [1], можно выделить пять основных групп услуг:

- распределительные услуги (distributive services);

- социальные услуги (social services);

- бытовые услуги (personal services);

- производительные услуги (producer services);

- производственные технологические услуги (production technological services).

Вне зависимости от группы и вида услуг для их реализации требуются соответствующие средства технологического оснащения и инфраструктурное обеспечение. Такая инфраструктура, исходя из ее функционального назначения, по классифи-

кации [2] относится к внутрипроизводственной. Стремление к снижению рисков бизнеса на основе его диверсификации порождает появление таких видов услуг, типологией бизнеса которых может быть производство услуг, коммерческая деятельность, консалтинг, а также сочетание услуг из различных основных групп.

Рассмотрим на конкретном примере становление и развитие бизнеса специфических услуг, концептуальная идея которого основана на увлечении его организатора техническими видами спорта.

Отправной точкой отсчета следует считать создание в 2002 г. некоммерческой организации RRG-H20 для занятий водно-моторным спортом и подготовки гоночной команды для выступления в соревнованиях класса Endurance Pneumatics на чемпионатах России, Европы и мира. Коммерческое использование такой структуры выражается в предоставлении комплекса услуг, включающего участие в соревнованиях вместе с командой или самостоятельно с арендой у RRG-H20 гоночной лодки и ее техническим сопровождением. Дальнейшее развитие коммерческого использования данного направления бизнеса связано с организацией подразделения RRG-Jngeneering в 2005 году, задачей которого стало проектирование и производство гоночных лодок, главным образом, в классе PR1500/3, выполненных из композитных материалов с надувными бортами и двигателями, отвечающими мировым экологическим стандартам.

Очевидно, что технологическая база услуг участия в элитном водно-моторном спорте, или организации активного отдыха на воде - это наличие парка гоночных лодок, предоставляемых в аренду, или изготовленных для тех же целей по заказу. Тогда процессы проектирования, дизайна и производства, а также техническое сопровождение таких лодок можно рассматривать как инфраструктурное обеспечение производства и потребления основной услуги.

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

© Травин Г.М., Кашин И.Л., 2014

Инфраструктурное обеспечение бизнес-процессов социальных услуг...

RRG-H20 2002 г.

О-

Russo Baltic Racing 2009 г.

^_

r ^ RRG

RRG Engeneering 2005 г.

RRG 2010 г.

Рис. 1. Пространственно-временная модель формирования холдинговой группы Russian Racing Grup

Следующим этапом в развитии компании стала организация второго направления деятельности, юридическая регистрация которого в форме общества с ограниченной ответственностью Russo ВаШс Racing осуществлена в 2009 году в Латвии. Предприятие реставрирует старинные и классические автомобили всех видов, а также подготавливает их к гонкам в соответствии со стандартами Международной федерации автоспорта FIA и FIVA. Созданная совместная российско-латвийская команда регулярно участвует в кольцевых гонках на трассах мирового уровня: Silverstone Donnington в Англии, Spa Francorchamps в Бельгии, Le Mans и Dijon во Франции, Nurburgring в Германии, а также выступает в известных и исторических ралли во Франции (Rallye Monte-Carlo Historique, Coupe des Alpes, Niege et Clace, Rallye des Princesses), Италии (Rallye Milano Sanremo, Gran Premio delle terre do Canossa) и других странах. Эта команда на своем автомобиле Jaguar E-Type 1970 г. победила в своей группе на Историческом Ралли Монте-Карло в 2012 году [3].

Коммерческое использование этого подразделения осуществляется через три бизнес-процесса:

- услуги реставрации старинных и классических автомобилей (производственные технологические услуги материального характера);

- услуги аренды автомобилей (прокат автомобильной классики) с полным техническим обслу-

живанием и сопровождением (услуги технического сервиса);

- услуги участия в составе команды на арендованном автомобиле в шоссейно-кольцевых гонках, ралли, или в туристических поездках с полной или частичной сервисной программой (бронирование билетов и отелей, организация экскурсий, презентаций и вечеринок и т.п.) - (социальные услуги).

Следует обратить внимание на то, что все эти три бизнес-процесса связаны между собой, поскольку отреставрированный автомобиль собственника может находиться в «конюшне» команды и выступать на соревновании с его участием или без него.

Отсюда следует, что средствами технологического оснащения предоставления услуг участия в составе команды RBR в элитных шоссейно-кольцевых или раллийных гонках являются предлагаемые в аренду или приобретенные клиентами и отреставрированные в RBR старинные автомобили. Инфраструктурное обеспечение такого рода услуг заключается в техническом сопровождении участия автомобилей в соревнованиях, а также в осуществлении процесса их реставрации по заявке клиента.

В 2010 г. все вышеперечисленные коммерческие и некоммерческие структуры были объединены в группу компаний Russian Racing Grup, которую можно рассматривать как холдинг малых предпри-

Подразде -ления RRG

Виды деятельности

Группы услуг

Рис. 2. Распределение услуг компании RRG по субъектам предоставления и однонаправленным группам

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .(& № 3, 2014

ятий во главе с материнской компанией того же наименования. Функции материнской компании определяются как «стратегическое руководство», когда корпоративный центр разрабатывает общую концепцию, в пределах которой бизнес-единица обладает относительной свободой [4].

В завершение формирования холдинговой структуры в 2012 году создано подразделение Radical Sports Cars, выступающее в рамках компании единственным в РФ официальным дистрибьютором английских спортпрототипов «Radical» для треков любой сложности.

На рисунке 1 отражена пространственно-временная модель формирования данной холдинговой группы.

Таким образом, в целом компания предлагает свои коммерческие услуги по десяти видам деятельности, в конечном итоге сводящимся к двум главным: организация участия в элитных видах технического спорта и/или, активного отдыха на его базе. Все эти виды деятельности в той или иной мере входят в четыре основных группы услуг согласно приведенной ранее их классификации. В развернутом виде такое распределение услуг по субъектам их предоставления в рамках компании и однонаправленным группам схематично представлено на рисунке 2.

Как видно из схемы, практически все виды услуг взаимосвязаны и замыкаются на основные -

организацию элитного водно-моторного или рал-лийного спорта, организацию активного отдыха. Действительно, проектирование, производство и продажа гоночных лодок, продажа автомобилей; реставрация их старинных и классических моделей; последующее техническое обслуживание и сопровождение - все это представляется как инфраструктурное обеспечение конечных видов коммерческих услуг социального сервиса, хотя каждый из этих видов деятельности может также выступать как самостоятельная услуга.

Библиографический список

1. Задорина И.Н. Травин Г.М., Токарев В.А. Системный анализ места производственных технологических услуг в промышленном комплексе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Системный анализ. Теория и практика. - 2008. - №1.- С. 16-19.

2. Токарев В.А., Ковальский П.Г. Отраслевые системы производственной инфраструктуры. Становление и развитие.- М., 2010. - 168 с.

3. Russian Racing Grup. Рекламный проспект. - 8 с.

4. Потемин С.Б., Травин Г.М. Моделирование системы корпоративного управления // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Системный анализ. Теория и практика. - 2008. - №2.- С. 9-13.

УДК 332.1

Гладких Максим Олегович

Воронежский государственный университет gladkih_maksim3@list.ru

АНАЛИЗ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются особенности моногородов. Показаны основные направления комплексного развития моногородов, наличие специфических проблем на их территории. Принципы системности и комплексности рассмотрены как ключевые. Главной задачей устойчивого развития моногородов является повышение качества жизни населения. Проанализированы программы социально-экономического развития моногородов Воронежской области.

Ключевые слова: моногорода, социально-экономическое развитие моногородов, комплексная программа модернизации моногорода, комплексный инвестиционный план.

В последние годы в экономике и социальной сфере моногородов сформировалось множество проблем, решение которых требует координации усилий исполнительной власти, бизнеса и населения города.

Для моногородов характерны низкая диверсификация сферы занятости; ограниченное число внешних городских функций (как правило, одна несколько функций взаимодополняют и поддерживают основную); отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром; внешние функции города реализует ограниченное число предприятий; низкий уровень диверсификации структуры городской экономики [7].

Учитывая специфику отдельных моногородов, для каждого из них необходимо разработать свои частные подцели, которые должны быть существенными, действенными, значимыми, а не тривиальными и пассивными. Хотя подцели развития отдельных моногородов не одинаковы, и их нельзя механически переносить из одного города на другой, на наш взгляд, можно выделить следующие наиболее характерные, типичные подцели:

1. В области создания эффективной городской экономики: диверсификация общей структуры экономики; развитие (модернизация) градообразующих предприятий; формирование и развитие малого и среднего предпринимательства; создание новых бизнес-структур; обеспечение роста инве-

114

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014

© Гладких М.О., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.