Научная статья на тему '«Инфраструктурная адаптивность» как ключевой элемент формирования системообразующей инфраструктуры региона'

«Инфраструктурная адаптивность» как ключевой элемент формирования системообразующей инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / INFRASTRUCTURAL ADAPTABILITY / FRAMEWORK INFRASTRUCTURE OF THE REGION / RAILWAYS INFRASTRUCTURE / THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савченко Евгений Евгеньевич

Рассматривается возможность существования механизма, позволяющего трансформировать условия экономической деятельности, а также активировать внутренние региональные преимущества, реализуемые через «инфраструктурную адаптивность» системообразующей инфраструктуры. «Инфраструктурная адаптивность» определяет возможности инфраструктуры в процессе обеспечения передачи функций объектов, с учетом специфики конкретного региона (естественных и социально-экономических ключевых факторов). «Инфраструктурная адаптивность» проявляется в способности системы инфраструктурных элементов осуществлять передачу функций в изменяющихся условиях экономического развития региона путем локализации факторов, препятствующих развитию. На основе разработанного критерия «инфраструктурной адаптивности», предложен метод, позволяющий определить вид системообразующей инфраструктуры определенного региона, который в большей степени обеспечивает развитие конкурентоспособности внутренних факторов развития территории и ограничение негативного влияния внешних факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«INFRASTRUCTURAL ADAPTABILITY» AS KEY ELEMENT OF FORMING THE FRAMEWORK INFRASTRUCTURE OF THE REGION

The author considers a possibility of using a mechanism that could help transform conditions for economic activities and activate internal advanced features of the region through «infrastructural adaptability» of the framework infrastructure. Infrastructural adaptability characterizes the ability of the infrastructural system to provide a transfer of functions between its elements under unstable economic conditions in the region by means of containment of factors that hinder its development, with natural and socio-economic factors of the region taken into consideration. Basing on the determined criterion of «infrastructural adaptability», the author proposes a method to determine the type of the framework infrastructure of a particular region that mostly enhances the development of competitiveness of internal factors of regional growth and hinders the influence of negative external factors.

Текст научной работы на тему ««Инфраструктурная адаптивность» как ключевой элемент формирования системообразующей инфраструктуры региона»

^ УДК 338.47:656.2(57) Е. Е. Савченко

кандидат экономических наук, доцент, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М.Ф. Решетнева

%

КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ

-■ ■

.

-: . :

в

--:

,

:

-

.

:

-

.

PhD in Economics, Associate Professor, Siberian State Aerospace University named after M.F. Reshetnev

1 '

.

.

■ s

'

s ■

Hs

the development of competitiveness of internal factors of regional growth and

.

-

01201256019).

'

%

:

--

СО | действия объектов объединять отдельное множество факторов в единую функ-

.

'

-

,

-

деляются наличием системообразующего фактора, который характеризуется

в --

:

.

Системообразующая инфраструктура, воздействует не только на эффек-

■ : :

-

.

-

-

-

витию системообразующей инфраструктуры региона. Вариативность формы

-

-

,

-

.

-

§ч! гиона осуществляется взаимодействие природных условий, внутренних и вне-

я

-

,

-

и

^о| своей консолидируют условия формирования определенной формы системооб-

-

-

Мн ■

-

о

ы

хозяйственной деятельности, соединяя и консолидируя объекты для реализа-

.

Механизм,

,

инфраструктуры.

СО

.

з > МнИ

1

1

Л £

2 °

I

£мц

НОв

Характеристика фактора

Внешний фактор — ан-

-

-

'

.

-

я

-

-

.

В целях сопоставления различных видов системообразующей инфраструк-

-

,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

ду ее отсутствия — сдерживание в развитии отрасли; 0 характеризует отсутс-

-

.

.

-

-

х

-

-

.

ч*

СО

Воздействие ключевых гетерогенных факторов

Внутренние

Природно-

климатические

Экономико-

географические

Внешние

Системообразующая инфраструктура

Определение критериев адаптивности системообразующей инфраструктуры

(- 1; 0; + 1)

5 =

1

і

Л £

2 °

I

£мщ

Н®Є

Определение территориально-пространственного сегмента размещения производственных комплексов

Обобщение идентификационных признаков системообразующей инфраструктуры

Инфраструктурное влияние на специализацию экономики региона

Обеспечение интеграции региона как целостной системы с внешне-регио-нальной и внешне-экономической средой, формирование синергетического эффекта входящих в него элементов

Обеспечение конкретными видами ресурсов на основе инфраструктуры региона как системы (транспортными, энергетическими, информационными, финансовыми, интеллектуальными). Возможность выполнения регионом на основе данной инфраструктуры общесистемных функций: экономических, социальных, экологических и т. д.

Наличие объективной потребности подсистем отраслей экономики в выполнении инфраструктурных функций, не связанных с определенной отраслевой принадлежностью или функционированием отдельной территориальной подсистемы; возможность существования данного вида инфраструктуры как самостоятельной сферы деятельности; одновременное взаимодействие со многими отраслями экономики и высокая степень проникновения в их деятельность, наличие определяющего экономического влияния на многие сферы деятельности

Формирование матрицы доминирования системообразующей инфраструктуры по отраслям ОКВЭД, учитывая влияние гетерогенных факторов

Определение рейтинга ранжирования видов системообразующей инфраструктуры на основе критерия «инфраструктурной адаптивности» к гетерогенным

факторам

Дифференциация остальных видов инфраструктуры в соответствии с критерием «инфраструктурной адаптивности»

Рис. 2. Структурно-логическая схема методики выявления

Матрица оценки критерия «инфраструктурной адаптивности» гетерогенных факторов по видам инфраструктуры Сибирского федерального округа

Таблица 2

Отрасли Оценка критерия «инфраструктурной адаптивности» гетерогенных факторов по видам инфраструктуры региона Удельный вес в ВРП, %

Внутренний Природно-климатический Экономико-географический Внешний фактор — антропологический

Же- лез- ная доро- га Авто Тру- бо- про- вод Вод- ный Энер- гети- чес- кие сети Связь Фи- нан- совая Ито- го Же- лез- ная доро- га Авто Тру- бо- про- вод Вод- ный Энер- гети- чес- кие сети Связь Фи- нан- совая Ито- го Же- лез- ная доро- га Авто Тру- бо- про- вод Вод- ный Энер- гети- чес- кие сети Связь Фи- нан- совая Ито- го Же- лез- ная доро- га Авто Тру- бо- про- вод Вод- ный Энер- гети- чес- кие сети Связь Фи- нан- совая Ито- го

Добывающая 1,0 0 1,0 0 0 0 0 2,0 1,0 0 1,0 0 0 0 0 2,0 1,0 0 1,0 0 0 0 0 2,0 1,0 0 1,0 0 0 0 0 2,0 19,6

Обрабатываю- щая 1,0 0 1,0 0 1,0 0 0 3,0 1,0 0 0 0 1,0 0 0 2,0 1,0 0 0 0 1,0 0 0 2,0 1,0 0 1,0 0 0 0 0 2,0 33

Производство и распределение электрической энергии 1,0 0 1,0 0 1,0 0 0 3,0 1,0 0 1,0 0 1,0 0 0 3,0 1,0 0 1,0 0 1,0 0 0 3,0 1,0 0 1,0 0 1,0 0 0 3,0 12,4

Сельское хозяйство 0 1,0 0 0 1,0 0 0 2,0 0 1,0 0 0 1,0 0 0 2,0 0 1,0 0 0 1,0 0 0 2,0 0 1,0 0 0 1,0 0 0 2,0 4,8

Строительство 1,0 1,0 0 0 1,0 0 0 3,0 1,0 1,0 0 0 1,0 0 0 3,0 1,0 1,0 0 0 1,0 0 0 3,0 1,0 1,0 0 0 1,0 0 0 3,0 5,9

Транспорт 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0 6,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0 6,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0 6,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0 6,0 5,2

Связь 0 0 0 0 1,0 1,0 0 2,0 0 0 0 0 1,0 1,0 0 2,0 0 0 0 0 1,0 1,0 0 2,0 0 0 0 0 1,0 1,0 0 2,0 1,3

Финансовая деятельность 0 1,0 0 0 1,0 1,0 1,0 4,0 0 1,0 0 0 1,0 1,0 1,0 4,0 0 1,0 0 0 1,0 1,0 1,0 4,0 0 1,0 0 0 1,0 1,0 1,0 4,0 3,1

Оптовая и розничная торговля 0 1,0 0 0 0 0 1,0 2,0 0 1,0 0 0 0 0 1,0 2,0 0 1,0 0 0 0 0 1,0 2,0 0 1,0 0 0 0 0 1,0 2,0 10

Услуги 1,0 1,0 0 0 0 1,0 1,0 4,0 1,0 1,0 0 0 0 1,0 1,0 4,0 1,0 1,0 0 0 0 1,0 1,0 4,0 1,0 1,0 0 0 0 1,0 1,0 4,0 4,7

Величина критерия, всего 7,2 3,0 6,5 0,2 5,4 0,9 1,7 - 8,6 3 3,7 0,2 6,8 0,9 1,7 - 8,6 3,0 4,0 0,2 6,8 0,9 1,7 - 8,6 3,0 8,0 0,2 2,7 0,9 1,7 - 100

СО

з»

М^| !3|

1

1

Л £

э °

I

£мщ

НОв

На первом этапе — определение целевого сегмента — формируются тер:

,

микрорегиона — субъект федерации или район. Второй этап — обобщение

:

этап — на основе матрицы оценки критерия «инфраструктурной адаптивнос-

,

-

,

'

-

-

структурной адаптивности. Пятый этап — на основе максимального рейтинга

-

-

.

1

-

:

-

.

-

-

.

Информация об авторе

й

-

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.

,

.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.