Научная статья на тему 'Инфраструктура туристского комплекса'

Инфраструктура туристского комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4603
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА / ФАКТОРЫ АКТИВНОСТИ ТУРИЗМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / СПРОС / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / TOURISM COMPLEX / INFRASTRUCTURE OF TOURISM COMPLEX / FACTORS OF TOURISM ACTIVITY / REGIONAL INFRASTRUCTURE / PRODUCT OF TOURISM / DEMAND / TOURISM SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова Марина Викторовна, Солдатов Павел Игоревич

Рассмотрены подходы к формированию инфраструктуры регионального туристского комплекса, основные факторы, влияющие на туристскую активность в регионе, и их взаимосвязи с элементами инфраструктуры туристского комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers different approaches to forming regional infrastructure in tourism, the complex, key factors that influence upon tourism activity in a region and their connection with the elements of the infrastructure of tourism complex.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура туристского комплекса»

М. В. Виноградова, П.И. Солдатов

ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА

Рассмотрены подходы к формированию инфраструктуры регионального туристского комплекса, основные факторы, влияющие на туристскую активность в регионе, и их взаимосвязи с элементами инфраструктуры туристского комплекса.

Ключевые слова: туристский комплекс; инфраструктура туристского комплекса; факторы активности туризма; региональная инфраструктура; туристский продукт; спрос; туристские услуги.

Состав элементов инфраструктуры туристского комплекса зависит, в первую очередь, от туристской активности. На нее влияют две группы факторов, одна из которых объединяет факторы, прямо связанные с туризмом, а другая - непосредственно не связанные с туризмом, но воздействующие на объем и форму спроса на туристской продукт (рис. 1).

Факторы, прямо связанные с туризмом и влияющие на туристскую активность: структура и состав туристских ресурсов; мотивы и цель поездок; уровень жизни населения и структура его доходов; структура свободного времени трудоспособного населения и напряженность труда (через потребность в воспроизводстве трудовых ресурсов).

Рис. 1. Характеристика факторов, влияющих на туристскую активность населения

Косвенные факторы, в отличие от первой группы, значительно многочисленнее:

- демографические и социальные изменения;

- экономические и финансовые изменения;

- развитие транспорта;

- развитие сферы информационного обеспечения и связи;

- изменения в политике, законодательной и регулятивной сферах;

- развитие торговли;

- безопасность путешествия.

Факторы как первой, так и второй группы оказывают комплексное воздействие на туристскую активность, являясь при этом сложными, поддающимися внешнему принудительному изменению, и самостоятельно влияющими на экономику региона (страны, общества).

Влияние различных факторов на туристскую активность характеризуется следующими факторами.

1. Первая группа факторов. Для оценки влияния состава и структуры туристских ресурсов на туристскую активность необходимо привести понятие «туристский продукт».

Туристский продукт - это все то, что может и должна предложить туристу дестинация для удовлетворения его потребностей в туризме в зависимости от целей и характера туристского путешествия [1].

Туристский продукт, прежде всего, основывается на туристских ресурсах - природно-климатических, исторических, социально-культурных, научно-технических и других, способных удовлетворить потребности туриста в процессе туризма. Природно-климатические ресурсы формируют развитие такого вида туризма, как пляжный, экологический, спортивный и др. Исторические ресурсы в основном обеспечивают развитие культурнопознавательного, военно-патриотического туризма; социально-культурные - развлекательных и спортивных видов туризма, социального туризма, относящегося к пассивному туризму; научно-технические ресурсы обеспечивают активизацию делового, образовательного туризма и т.п. Немаловажное значение в активизации туризма играет состояние туристских ресурсов и окружающей среды. Воздух, грунтовые и надземные воды, пляжи, леса должны оставаться в первозданном виде, чистыми и защищенными. В защите нуждается природа - флора и фауна. Ландшафты, памятники истории, культуры, архитектуры должны разумно использоваться и поддерживаться в привлекательном для туриста виде.

Мотивы и цель поездки зависят от уровня развития туристских ресурсов, их привлекательности, психологии человека, что оказывает непосредственное влияние на структуру потребителей. Например, если мотив поездки заключается в желании туриста отдохнуть, целью будет являться быстрое достижение места назначения и продление срока пребывания в дестинации. Чаще всего такие мотивы возникают у семейных пар (или родителя и ребенка), группы молодых людей (студентов), имеющих средний уровень дохода и ограниченное время на отдых. Возрастет потребность в дискреционном туризме (туризме по собственному выбору). Предполагаемое увеличение количества поездок по тарифам, приближенным к реальным, обусловят две важные тенденции:

1) рост доли каникулярных поездок, в частности за рубеж;

2) рост повторяемости каникулярного периода.

Эти тенденции вызовут потребность в новом, более

разнообразном и привлекательном туристском продукте. Традиционный турпродукт (например, отдых на пляже, обзорная экскурсия по городу) останется на туристском рынке основным выбором, сопровождаемым медленным ростом цен и своим потребителем.

Уровень жизни населения и структура его доходов формирует рыночные сегменты, определяемые географическими, демографическими, социальными, целевыми и другими признаками.

Развитие международных отношений приведет к увеличению числа сегментов рынка туризма, ориентированных на определенные потребности с учетом демографических и социальных изменений, образа жизни и интересов разных групп населения. Кроме того, уровень жизни населения и структура его доходов влияет не только на потребительские сегменты, но и туристские сегменты, обеспечивая развитие и расширение таких сегментов туристского рынка, как:

- внутрирегиональный туризм (внутренний);

- туризм, связанный с перемещением на дальние расстояния;

- каникулярный туризм, или привлекательный, т.е. удовлетворяющий двум или более элементам, связанным с окружающей средой;

- кратковременный оздоровительный (рекреационный) отдых и др.

Структура свободного времени трудоспособного населения и напряженность труда вызывают потребность в новом туристском продукте, включающем максимум удовольствия за минимальный отрезок времени. Например, сокращение пятидневной рабочей недели с восьмичасовым рабочим днем до четырехдневной рабочей недели с девятичасовым рабочим днем высвободит три выходных дня отдыха для путешествий и культурных мероприятий. В этом случае становится популярным посещение тематических парков, совершение круизных путешествий, маршрутов выходного дня, каникулярных поездок с краткосрочным пребыванием, поездок целевого назначения, а также деловых поездок в «средний» и «низкий» сезоны. Возрастет популярность курортов, работающих по системе «All inclusive», обеспечивающих отдых людям, которым требуется полное отключение от каждодневных забот и тревог, возникающих из-за повышенной напряженности труда.

2. Вторая группа факторов. Изменения демографической структуры и социальной модели народонаселения в развитых и новых индустриальных странах вызывают потребность у человека использовать свободное время и доход на путешествие.

Люди старшей возрастной группы (от 55 до 59 лет) начинают играть все более важную роль в международном туризме. Население в возрасте 15-25 лет как важный элемент туристского бизнеса составляет 1/5 всего международного и внутреннего рынка туризма. Каждый молодой человек в среднем имеет в перспективе 50 лет для занятия туризмом.

Увеличение численности работающих женщин, тенденция к поздним бракам и обеспечение более вы-

сокого дохода на каждого члена семьи расширяют такие сегменты туристского рынка, как «деловые леди», поездки с целью отдыха и в период каникул. Увеличение доли одиноких людей и бездетных семей и соответственно дохода, приходящегося на одну семью, обеспечит рост таких сегментов рынка, как поездки для «одиночек» и путешествия в каникулярное время.

Ослабление миграционных ограничений со стороны индустриальных стран будет способствовать увеличению числа поездок рабочих-мигрантов между страной проживания и центрами занятости за рубежом, а также появлению на туристском рынке турпродукта, рассчитанного на специфические этнические группы.

Рост уровня образования увеличит стремление человека к знаниям. Интерес к другой культуре вызовет желание путешествовать и получать новые впечатления. Потребитель ощутит необходимость в новом, многовариантном туристском продукте.

Увеличение среднего возраста трудоспособного населения вызовет необходимость создания турпродукта для зрелого потребителя, который является опытным путешественником и предпочитает комфорт. Возрастающий интерес школьников к мировой культуре, изучение иностранных языков в начальных классах повысят желание больше путешествовать как по родной стране, так и за рубежом. Студенты смогут реализовывать возможности для путешествия путем использования льгот и скидок. Возрастет популярность программ по студенческому обмену, в том числе и для получения языковой практики в стране изучаемого языка.

Таким образом, демографические и социальные изменения будут оказывать положительное влияние на развитие мирового рынка туризма.

Существует четкая связь между тенденцией развития туризма и экономическими и финансовыми изменениями окружающей среды. Туристский рынок очень чувствителен к изменениям в экономике. Ожидаемое в мире увеличение личного дохода граждан как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах приведет:

- к более интенсивной туристской деятельности и, в частности, к увеличению числа потребителей турпродукта с высокими доходами;

- к увеличению средств, выделяемых обществом на развитие туризма.

В будущем население всех индустриальных стран будет характеризоваться как имеющее повышенное «качество жизни». Отдых, путешествия, хобби и искусство станут основными элементами, заполняющими свободное время человека.

Изменение цен на туристский продукт будет определяться не только уровнем и ростом дохода, используемого в целях туризма, но и факторами ценообразования на турпродукт. Во второй половине XX в. рост цен в туризме отставал от инфляции, что явилось результатом развития конкуренции на туристском рынке, а в начале ХХ1 в. - превысил, что повлекло за собой разделение сфер влияния и мест назначения между 58 крупными туроператорами. Законодательные ограничения на операции на авиалиниях и продолжающееся производство более вместительных и комфортабельных самолетов сохранят свое влияние на тенденции в туристском ценообразовании.

Изменения в валютных курсах также будут оказывать влияние на стоимость зарубежных поездок, что отразится на развитии туризма.

Таким образом, увеличение действительного располагаемого дохода прямо пропорционально отразится на расходах на туризм: они станут важной статьей социальных фондов. Расходы на занятия любимым делом, развлечения, спорт, культуру и т.д. будут возрастать.

Новые технологии в транспортной инфраструктуре сделают возможными постоянные контакты почти со всеми регионами мира. Сокращение времени на проезд к месту туристского назначения и снижение цен на поездку позволят чаще путешествовать на дальние расстояния, а обеспечение государственного контроля над транспортом отменит необходимость оформления визы при въезде в страну посещения. Однако рост развития туризма создаст проблемы в транспортной инфраструктуре. Например, увеличение количества туристских поездок может стать причиной увеличения количества автотранспорта на дорогах, нехватки возможностей железнодорожного транспорта, особенно в периоды пикового сезонного спроса на перевозки, перегрузок авиатранспорта, что явится основным препятствием для полного осуществления потенциальных возможностей взлетно-посадочных средств. Станет необходимой реконструкция транспортной инфраструктуры во всех регионах мира, что потребует новых инвестиций в больших объемах.

Совершенствование транспортной инфраструктуры и системы электронных данных обеспечит быстрое и прямое сообщение между регионами, сделает туристские маршруты более разнообразными и менее дорогостоящими.

Новые информационные технологии и эффективные коммуникации обеспечат стремительное развитие рынка международного туризма. Крупные капиталовложения в новые технологии и рынок телекоммуникаций приведут к вертикальной, горизонтальной и диагональной интеграции. Большое значение в туризме приобретут глобальные компьютерные сети. Повысится эффективность маркетинга в туризме. Упрощение процесса бронирования будет способствовать росту рынка туризма. Все секторы индустрии туризма испытывают влияние новых технологий.

Развитие торговли. Характер международной торговли становится более либеральным. Международная торговля сохраняет практику существенного развития в условиях, когда все большее число стран активно участвует как в экспорте, так и в импорте продукции, работ, услуг.

Изменения в политике, законодательной и регулятивной сферах. Политическая стабильность в обществе создает условия технического и технологического сотрудничества во всех областях деятельности. Возникает возможность поддержки экономически развитыми регионами (странами) отстающих путем вложения средств в их экономику и повышение качества жизни населения. В конечном итоге это приведет к повышению подвижности и мобильности населения этих регионов и, следовательно, развитию туризма.

Регулирование сферы туризма и эффективная законодательная база обеспечивают снижение инвестици-

онных рисков в туризме, защищенность потребителя, возможность быстрого и планомерного его развития. В этих условиях особую значимость приобретает безопасность туризма. Главным эффективным средством обеспечения безопасности туристов должна стать скоординированная работа правительств всех стран и туристских организаторов в этом направлении.

Таким образом, исходя из определения туристского комплекса и рассмотренных факторов туристской активности, определяется состав инфраструктуры туристского комплекса. Данная инфраструктура является его обеспечивающей подсистемой, включающей второстепенные элементы туристского комплекса и образующей во взаимодействии с основными рыночную стоимость. При этом инфраструктура туристского комплекса способствует удовлетворению потребностей, возникающих при выборе объекта туризма, и дополняет их соответствующим набором услуг.

Таким образом, инфраструктура туристского комплекса - это подсистема, обеспечивающая оказание услуг, способствующих возможности использования и реализации туристских мотивов, достижению цели поездки потребителем с учетом требований последнего к составу и качеству этих услуг.

Предложенное определение позволяет установить состав элементов инфраструктуры туристского комплекса, куда войдут:

- транспортное обслуживание;

- гостиничное обслуживание;

- сфера общественного питания;

- развлекательно-зрелищная сфера и спортивнооздоровительный сервис;

- экскурсионное обслуживание;

- финансовое обслуживание;

- информационное обеспечение и поддержка;

- средства и системы связи;

- производство сувенирной продукции и изделий народного промысла;

- производство туристской и спортивной продукции;

- розничная торговля;

- сфера бытовых услуг.

Транспортное обслуживание включает в себя наличие развитой транспортной системы, т.е. совокупности транспортных коридоров (подвижные транспортные средства, стационарные устройства всех видов транспорта, правовые условия перевозок пассажиров), соединяющие географические регионы, и транспортных цепей, обеспечивающих перевозки пассажиров на определенные расстояния в течение определенного времени, с использованием одного или нескольких видов транспорта.

Гостиничное обслуживание - это совокупность всех средств размещения, расположенных на территории, различного уровня, обеспечивающая различный уровень сервиса и качество услуг в период временного нахождения человека в дестинации.

Транспортное и гостиничное обслуживание являются неотъемлемыми элементами инфраструктуры туристского комплекса из-за их обязательного наличия в туристском продукте.

Сфера общественного питания удовлетворяет физиологическую потребность туриста в еде. От качества услуг общественного питания, их доступности, форм

обслуживания зависит степень подсознательной оценки потребителем привлекательности туристского комплекса. В средствах размещения классности 4 звезды и выше обязательным является включение одноразового питания (обычно завтрака) в состав гостиничной услуги.

Объем и структура экскурсионного обслуживания зависят от потребности клиента в познавании и знакомстве с местными достопримечательностями. Экскурсионное обслуживание может входить в турпакет, определяться самим потребителем или формироваться двумя сторонами - минимальный набор предлагается туроператором, далее потребитель самостоятельно выбирает для себя экскурсии, находясь на месте пребывания.

Развлекательно-зрелищная сфера и спортивнооздоровительный сервис обеспечивают возможность потребителю эффективно использовать свободное время, поддерживать тот же образ жизни, что и в месте проживания, получить от поездки (путешествия) приятные впечатления, которые он сможет донести до своих друзей, знакомых, родственников и т. д. Развлекательнозрелищные услуги непосредственно в турпакет не входят, однако являются его практически обязательной частью. Исключение составляют случаи, когда развлекательнозрелищные и спортивные мероприятия являются объектом туризма. Обычно средства размещения самостоятельно определяют развлекательно-зрелищную программу, постоянно ее совершенствуют и расширяют, стремясь прикрепить потребителя. Спортивно-оздоровительные услуги являются обязательными для средств размещения уровня 4 звезды и выше, при отсутствии на месте пребывания гостиниц данного уровня предусматривается наличие близлежащего фитнес-центра или спорткомплекса, организация занятий различными видами спорта, характерными для конкретной дестинации.

Во многих случаях спортивно-оздоровительные услуги, спорт являются объектом туризма, а средства размещения - наоборот, зависимым элементом.

Финансовое обслуживание обеспечивает потребителям туристских услуг возможность использовать известные им финансовые учреждения, пользоваться привычной валютой при оплате услуг.

Информационное обеспечение и поддержка, средства и системы связи являются зависимыми друг от друга элементами инфраструктуры туристского комплекса. Без развитых средств и систем связи невозможно использование информационных технологий, что снижает возможность быстрого реагирования инфраструктуры туристского комплекса на изменения внешней среды, потребности клиента, а в некоторых случаях и мотивации клиента к отказу от пользования услугами средства размещения и туристскими услугами.

Необходимость наличия развитой торговой сети в туристском комплексе определяется использованием желания туриста израсходовать средства, выделенные им на отдых. Покидая место постоянного проживания, потребитель подсознательно снимает с себя часть запретов и ограничений, что приводит к повышенной реакции на рекламу и побуждениям к совершению покупки. Шопинг является одним из элементов туристского продукта (а иногда и целью поездки), который всегда в нем присутствует, не требуя от клиента дополнительной оплаты за его организацию.

Взаимозависимость

Структура, количество и состав туристских ресурсов

I

Уровень жизни населения и структура его доходов

Формирование и развитие тех или иных форм и видов туризма

Структура свободного времени трудоспособного населения и напряженность труда

Формирование рыночных сегментов

ж

Косвенное влияние на структуру и состав туристских ресурсов, уровень жизни населения и структуру его доходов через оплату труда, отчислений в бюджет, привлечение инвестиций

Косвенное влияние на безопасность путешествий и изменения в политике, законодательной и регулятивной сферах через необходимость обеспечения эффективного функционирования инфраструктуры туристского комплекса

Изменения в политике, законодательной и регулятивной сферах

Транспортное обслуживание

Мотивы и цели поездок и путешествий

I

Длительность поездок и путешествий и состав дополнительных услуг

Гостиничное обслуживание

Сфера общественного питания

Сфера аттракций и оздоровления

-1 Информационное обеспечение и поддержка

Средства и системы связи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство сувенирной

продукции и изделии народных промыслов

Производство туристской и спортивной продукции

Розничная торговля

Сферы бытовых услуг

Ї

Структура потребностей +-----------------------

Прямое влияние на развитие инфраструктуры туристского комплекса через необходимость предоставления услуги требуемого качества

Прямое влияние на развитие инфраструктуры туристского комплекса через необходимость удовлетворения покупательской способности и использования дополнительных возможностей

Взаимовлияние

Расширение границ путешествий, осознание возможности путешествия, направленность туристских потоков и их массовость

Возможность использования привычных предметов и продуктов

Безопасность путешествия

ж

Развитие торговли

Упрощение организации поездок и доступность услуг *

Ї

Развитие средств информационного обеспечения и связи

А —

Возможность перемещения Покупательская способность потребителя

А *

Развитие Экономические

транспорта и финансовые

изменения

Изменение половозрастной структуры туристов, сглаживание сезонных колебаний и появление новых разновидностей туризма

Демографические и социальные изменения

Рис. 2. Характеристика влияния факторов туристской активности на инфраструктуру туристского комплекса

Рис. 3. Основные элементы и готовый продукт туристского комплекса

ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС

Производство сувенирной, туристской продукции и изделий народного промысла обеспечивает дополнительные поступления в бюджет дестинации. Сувенир, приобретенное изделие народного промысла, продукция туризма (спорта) являются информационным ресурсом, способным вызвать положительную реакцию клиента через определенное время после окончания путешествия (отдыха), доказательством пребывания в том или ином регионе (стране) и заботой о друзьях, родственниках, знакомых, оставшихся в месте проживания и не имеющих возможности разделить с потребителем радости отдыха (путешествия).

Обязательным элементом инфраструктуры туристского комплекса является сфера бытовых услуг, позволяющая удовлетворить возникающие потребности туриста в необходимых для него услугах, таких как парикмахерские, услуги прачечных и химчисток, услуги по ремонту материальных ценностей клиента, являющихся предметом его собственности (часы, ювелирные изделия, ремни, обувь и пр.) и др.

Наличие развитой туристской инфраструктуры во многих случаях определяет выбор потребителем места назначения при наличии определенной цели отдыха. Например, «хочу загореть!», куда - «неважно», средства - «средний уровень». В этом случае условием, определяющим выбор места назначения, послужит отличие в структуре, классности и наборе услуг при равной (или относительно равной) стоимости.

Как же факторы туристской активности будут влиять на наличие и развитие того или иного элемента инфраструктуры туристского комплекса? Это влияние может быть односторонним и взаимообразным, взаи-мозависящим, прямым и косвенным (рис. 2).

Одной из основных трудностей, связанных с формированием, функционированием и развитием туристского комплекса, является наличие естественного противоречия: «туризм требует развитой инфраструктуры ^ развитие инфраструктуры требует инвестиций ^ инвестиции требуют обеспечения их возврата и возможность прироста их величины, а также устранения риска» [3]. Капиталовложения в сферу туризма не приносят прямого дохода, туризм не обеспечивает возвра-

та вложенных инвестиций в краткосрочном периоде, поэтому трудно определить источники финансирования и принадлежность инвестиций. Указанное выше противоречие и связанные с ним трудности становятся практически непреодолимыми, если требуются возрождение, восстановление, реконструкция туристских ресурсов (объектов туризма).

Направленность и развитие инфраструктуры туристского комплекса зависят от специфики туристских ресурсов, которые определяют обеспечение наличия первоочередных элементов, затем ее планомерное, поэтапное формирование на основе ранжирования составных частей туристской инфраструктуры (рис. 3). Рост и развитие инфраструктуры не должны быть бесконечными, т. к. этот процесс может погубить туристское ресурсы.

Уровень сложности инфраструктуры зависит от профиля места туристского назначения и его важности. Например, в определенных ситуациях может пострадать строительство подъездных дорог, систем водоснабжения и канализации, линий электропередач. Следовательно, инфраструктура должна обеспечить быстрый доступ к пунктам междугородных сообщений (обычно - аэропорты), системе магистралей и зонам, где созданы новые места туристского назначения. На побережье должны быть созданы стоянки для яхт в количестве, соответствующем емкости мест назначения. В зонах со сложными, многофункциональными средствами необходимо создать современные системы коммуникаций (например, телекс, компьютерную сеть для бронирования мест в гостиницах, на транспорте и т.д.), средства синхронного перевода и пр.

В целом можно сделать вывод, что инфраструктура туристского комплекса, являясь его вспомогательной (обеспечивающей) подсистемой, одновременно выполняет роль катализатора, активатора туризма [2]. Она становится фундаментом для строительства туристского комплекса на основе имеющихся туристских ресурсов (объектов туризма) с заданными характеристиками, т. е. формами, видами и разновидностями туристского продукта (сочетания туристских и дополнительных услуг) и заданной рыночной стоимостью.

ЛИТЕРАТУРА

1. БиржаковМ.Б. Введение в туризм: Учеб. 7-е изд., перераб. и доп. СПб.: Невский Фонд; Герда, 2005. 448 с.

2. Аристова О.В. Стратегия управления организациями индустрии туризма в условиях нестабильности среды: Дис. ... канд. экон. наук, 2001.

3. Виноградова М.В., Мазаева Н.П. и др. Основы стратегического планирования развития инфраструктуры регионального туристского ком-

плекса. М.: Маркетинг, 2006. 98 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 14 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.