потенциала экономических подсистем РФ, что будет нами рассмотрено в последующих публикациях.
Литература:
1. Товсултанова С.В. Статистический анализ показателей информационно-коммуникационного потенциала российских макрорегионов // Вестник Московского экономического института. Вып.1. ИИЦ МЭИ, 2010.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 20ІІ. Стат. сб. М.: Росстат, 20ІІ.
3. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. Перевод-Copyright І998 СПСС Русь.
4. Бююль А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002.
ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОИ СИСТЕМЫ: ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Мукасеев Е.В., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС
В данной статье рассмотрено распределение абсолютных показателей инфраструктуры российской инновационной системы по макрорегионам; в последующих публикациях будет выполнен анализ региональной дифференциации удельных показателей, в расчете на определенную численность населения, занятого исследованиями и разработками.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, пространственные профили, объекты инновационной инфраструктуры
THE INFRASTRUCTURE OF THE RUSSIAN INNOVATION SYSTEM: GENESIS DEVELOPMENT AND REGIONAL DIFFERENTIATION
Mukaseev E., graduate student GASIS DPO FAOU
This article describes the distribution of absolute figures innovative system on the infrastructure of the Russian makroregionam; in subsequent publications, there is analysis of regional association-specific indicators, calculated on a certain number of population engaged in research and development.
Keywords: innovative infrastructure, spatial profiles, objects of innovation infrastructure
Актуальной задачей в развитии национальной инновационной системы Российской Федерации и ее подсистем является совершенствование инфраструктуры как одной из важнейших подсистем обеспечения инновационного процесса. Еще в 2002 г. в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» построение инновационной инфраструктуры было названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы [1]. В этом документе подчеркивалось, что базой развития науки и технологий, наряду с научно-техническим комплексом страны, фундаментальной наукой, промышленным потенциалом, уникальными производственными и иными технологиями, научно-техническим заделом, богатыми природными сырьевыми ресурсами, являются высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база, а формирование национальной инновационной системы предусматривает, прежде всего, построение инновационной инфраструктуры.
Среди задач, требующих решения, в [1] выделено создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг. В развивающем этот документ проекте основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [2] данная задача конкретизируется и ставится как расширение инфраструктуры инновационного предпринимательства: особых экономических зон, технопарков, центров трансфера технологий, инжиниринговых и сертификационных центров, венчурных инновационных фондов, развитие центров коллективного пользования уникальным научным и испытательным оборудованием, обеспечение его доступности частным организациям. При этом подчеркивается необходимость формирования и внедрения учебных курсов по инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования.
Понятие «инновационная инфраструктура» не является статичным, оно развивается вместе с развитием инновационной сферы. Так, авторы учебника [3] А.В. Сурин и О.П. Молчанова определяют инновационную инфраструктуру как множество субъектов инновационной деятельности, выполняющих функции обслуживания
и содействия инновационным процессам, выделяя следующие ее составляющие: 1) технопарковые структуры (инкубаторы, технопарки, технополисы); 2) информационно-технологические системы и соответствующие службы; 3) финансовые институты; отмечается ключевая роль кооперационных связей между субъектами инновационной системы в создании благоприятных условий для развития частно-государственного партнерства в инновационной сфере, интеграции науки и образования.
Детальный анализ развития инфраструктуры российской инновационной системы в период до 2005 г. в территориальном разрезе выполнен Е.В. Лущекиной в работе [4]. Автор отмечает, что инфраструктура инновационной системы развивалась, в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного потенциала. Так, первые научно-технические парки (технопарки) были созданы в Томске в 1990 г. на базе томских вузов, Томского научного Центра СО АН СССР, Ассоциации промышленных предприятий Томской области, а также в г. Зеленограде на базе Московского института электронной техники, затем технопарки создавались на базе вузов в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге. Уфе и других городах. На момент публикации статьи [4] (2005 г.) успешно работали более 50 технопарков, из них по 16 - в Центральном и Приволжском федеральных округах, семь - в Северо-Западном ФО.
Помимо технопарков, в цитированной работе рассмотрено распределение по подсистемам российской инновационной системы -федеральным округам - таких объектов инновационной инфраструктуры, как инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, особые экономические зоны, центры коллективного пользования, центры трансфера технологий, вузы, готовящие специалистов для инновационной деятельности (специальность «Управление инновациями»), коучинг-центры по венчурному предпринимательству. Перечисленные объекты инновационной инфраструктуры предназначены для решения следующих задач:
- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
- формирование инновационно активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон;
- развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;
- формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности;
- содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.
В Базовом докладе к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации [5], подготовленном в 2009 г. Министерством образования и науки РФ, приведены данные по распределению объектов инновационной инфраструктуры по федеральным округам в 2006 г., и представляет значительный интерес выявить изменения в их территориальном размещении, произошедшие с 2005 г. по 2006 г.
На рис. 1 представлены распределения по федеральным округам двух объектов инновационной инфраструктуры - технопарков и центров трансфера технологий, в виде пространственных профилей, построенных в программной среде пакета анализа данных общественных наук SPSS Base [6].
Пространственные профили пока не часто встречаются в экономической литературе, поэтому поясним технологию их построения. Вначале статистические объекты (в данном случае, федеральные округа) ранжируются в редакторе данных пакета SPSS Base в порядке уменьшения показателя (в данном случае, объектов инновационной инфраструктуры), а затем на одной диаграмме строятся два графика последовательностей - для базового временного интервала (в данном случае, 2005 г.) и сравниваемого временного интервала (в данном случае, 2006 г.). По формальному признаку графики последовательностей являются точечно-линейчатыми, как это принято при графическом представлении временных рядов, но их смысл совершенно иной, поэтому они получили название «пространственные профили».
Прокомментируем профили последовательностей, представленные на рис. 1. Как видно из графиков рис. 1 а, количество технопарков за год значительно увеличились в Центральном и Уральском федеральных округах, тогда как в Приволжском и Северо-Западном округах этот показатель заметно уменьшился.
По другому объекту инновационной инфраструктуры - центрам трансфера технологий - динамика позитивная (рис. 1 б), но темпы роста центров трансфера технологий заметно различаются: при среднем темпе роста показателя по РФ в целом 152% он максимален в ДФО, ЮФО и ЦФО - 200%, 171% и 165% соответственно, минимален - в СЗФО, ПФО и СФО - 110%, 123% и 125% соответственно.
В докладе Министерства образования и науки РФ [5], датированном 2009 годом, понятие «инновационная инфраструктура» уточняется и, в соответствии с документом [7], принятом в 2005 г., под инфраструктурой инновационной системы понимается совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. Приведенные в этом докладе относятся к 2007-2008 гг.; отмечается, что в этом временном интервале было зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше - инновационно-технологических цен-
тров, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, свыше 120 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры; всего же национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС [8]) в этот период поддерживал информацию о 688 организациях инновационной инфраструктуры.
Обращает на себя внимание, что в докладе [5] при описании информационной, организационной и финансовой инфраструктуры российской инновационной системы произведены некоторые обобщения. Так, в рамках информационной инфраструктуры, включающей в себя аналитические центры, базы данных, информационно-аналитические центры и информационные центры, объединены информационные центры (ИЦ) и информационно-аналитические центры (ИАЦ), которые мало различаются по осуществляемым функциям. Таких организаций в 2008 г. в России насчитывалось 98 (против 89 в 2006 г.); отмечается, что информационные центры, которые в основном являются государственными организациями и находятся в ведении Минпромторга России и Минэнерго России (71 из 98), удовлетворяли потребность в таких организациях в стране. Исключение составляли лишь некоторые регионы, в частности, Хабаровский край, где функции ИЦ взяла на себя Дальневосточная государственная научная библиотека.
В 2005 г. в рамках реализации федеральной целевой научнотехнической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы» (блок «Коммерциализация технологий») в целях мониторинга приоритетных направлений развития науки и технологий, инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем, подготовки кадров для научноинновационной деятельности и обеспечения их мобильности, приборной базы для научных исследований, включая центры коллективного пользования и уникальные стенды и установки, было учреждено 10 национальных информационно-аналитических центров (НИАЦ). Среди интернет-ресурсов, предоставляющих информацию об инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности в Российской Федерации, в докладе [5] указаны: федеральный портал по научной и инновационной деятельности [9]; портал информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство» [11]; информационный интернет-канал «Наука и инновации» [11]; наука и технологии РФ [12]; информационный портал ИнфоНТР [13]; портал «Конкурса Русских Инноваций» [14]; наука и инновации в регионах России [15].
В рамках анализа развития организационной инфраструктуры в докладе [5] рассмотрены данные по научно-координационным центрам, центрам коллективного пользования, центрам трансфера технологий и особым экономическим зонам.
В перечне зарегистрированных научно-координационных центров (НКЦ), основной функцией которых является координация исследовательских и инновационных процессов, в 2008 г., как и в
Федеральный округ Федеральный округ
Рис. 1. Распределение по федеральным округам РФ в 2005-2006 гг.: а - технопарков; б - центров трансфера технологий
2006 г., числилось 18. Некоторые НКЦ выполняли роль аффилированных территориальных структур центральных организаций ин-фрастуктуры, например, НКЦ «Ренакорд» исполняет функции Воронежского представительства Федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Центры коллективного пользования (ЦКП), как вид инновационной инфраструктуры, активно развивались в 2006-2008 гг.: если в 2006 г. насчиталось всего 15 таких центров, то в 2008 г. в одном только г. Томске Объединенный центр коллективного пользования Томского государственного университета включал 10 профильных центров коллективного пользования, предоставляющих услуги по использованию уникального оборудования и приборной базы, программных комплексов потребителям: сотрудникам вузов и академических институтов, а также промышленным предприятиям и различным коммерческим организациям. Следует отметить, что ЦКП не просто предоставляют на договорной основе уникальное оборудование, но и выполняют по заказу других научных и промышленных организаций комплексные исследования, обучают студентов, работают с аспирантами и докторантами, организуют курсы повышения квалификации специалистов-пользователей новейшим аналитическим оборудованием.
Первые центры трансфера технологий (ЦТТ) были созданы в 2003 г. в шести федеральных округах на базе институтов РАН, университетов и государственных научных центров Российской Федерации, и были призваны стать тем недостающим звеном инфраструктуры, которое квалифицированно, на правовой основе обеспечит коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, получаемых при использовании бюджетных средств, в первую очередь - через создание малых высокотехнологичных предприятий и заключение лицензионных соглашений. В 2008 г., по сведениям Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем, в стране насчитывалось более 100 ЦТТ, большая часть которых создана Минобрнауки России, при этом более 60% центров приходилось на Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа.
Особые экономические зоны (ОЭЗ), как полагают авторы доклада [5], являются перспективным механизмом государственно-частного партнерства (ГЧП) и стимулирования инвестиций. Федеральным законом от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [16] предусмотрено предоставление резидентам ОЭЗ таможенных льгот, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в течение 5 лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ, значительное снижение ставки единого социального налога. В соответствии с законом на территории России могут создаваться ОЭЗ трех типов - промышленно-производственные, туристско-рекреационные и технико-внедренческие, именно технико-внедренческие ОЭЗ должны стать одним из важных инструментов инновационного развития предусматривающего ГЧП в инновационной сфере. В 2005 году победителями конкурса по выбору технико-внедренческих ОЭЗ стали 4 региона России: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Московская область (Дубна) и Томск. В 2007 году завершены основные работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ - инженерных сетей, включая информационно-коммуникационные сети, и транспортных коммуникаций. Получение статуса резидента ОЭЗ осуществляется на конкурсной основе.
Значительное внимание в докладе [5] уделено финансовой инфраструктуре инноваций, развитие которой является одним из важнейших условий модернизации экономики страны; выделен раздел, отражающий поддержку малого бизнеса, вклад которого составлял на 1 января 2009 г. 21% от совокупного объема ВВП. По данным Ресурсного центра малого предпринимательства, который является важным инфраструктурным звеном в рассматриваемой структуре, в стране в 2008 г. действали 88 региональных, межрегиональных и других фондов поддержки малого предпринимательства, 110 муниципальных фондов, 22 лизинговые компании, специализированный банк кредитования малого бизнеса (КМБ-банк) с его 18 региональными офисами, другие банки, имеющие программы поддержки малых предприятий, а также небанковские микрофинансо-вые организации, кредитные кооперативы и иные организации. Однако при этом признается, что не все они в 2008 г. участвовали в финансировании малых инновационных предприятий.
Как отмечалось выше, начиная с 1990 г., в России стали формироваться элементы инновационной инфраструктуры рыночного
типа (научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы). Вначале на базе вузов (в Томске в 1990 г., в Москве и Зеленограде в 1991 г.) были созданы технопарки. В середине 1990-х гг. появляются технопарки на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ), затем - региональные технопарки.
По данным НИАЦ МИИРИС, в 2006 г. было зарегистрировано 55 технопарков, в 2008 г. их было уже не менее 8356. Так, только в Воронежской области за два года было создано 3 новых технопарка, по 4 - в Москве и Республике Татарстан.
Следует, однако, отметить, что далеко не все технопарки работают успешно. В [5] отмечается, что в результате проведенной в 2000-2003 гг. аккредитации технопарков критериям оценки удовлетворяли не более 25-30% имевшихся тогда технопарков. Критериями оценки деятельности технопарков служили: масштаб технопарка (количество малых инновационных предприятий - МИП); связь с университетом (базовой организацией); происхождение МИП; динамика роста МИП; круг решаемых задач; источники финансирования; квалификация менеджеров технопарка; подготовка кадров.
Следует также признать, что российские технопарки сильно различаются по целям, функциям и составу. В частности, они могут быть эквивалентны инновационно-технологическому центру. В некоторых случаях технопарки выступают как бизнес-инкубатор, часто некоторые их функции выходят за рамки инфраструктурных и придают им свойства инновационных организаций. В качестве примера укажем старейший российский технопарк в г. Томске, который функционирует как «инновационно-технологический центр “Технопарк”». При этом он не является компактной структурой и самоидентифицируется как «распределенный ИТЦ», выделившийся же из его состава Томский международный деловой центр «Технопарк» функционирует именно как технопарк.
В 2006 г. Правительство Российской Федерации приняло государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Она предусматривает создание сети технопарков более высокого класса, чем большинство существующих. Они, по замыслу разработчиков Программы, должны стать скорее технополисами, ядрами развивающихся высокотехнологичных кластеров (в связи с отсутствием четких требований к организациям такого рода, по мнению некоторых экспертов, в 2008 г. в России существовало порядка 800 организаций, претендующих на это звание).
Из других объектов инновационной инфраструктуры рассмотрим еще два - инновационно-технологические центры (ИТЦ) и инновационные центры (ИЦ).
Первый инновационно-технологический центр был открыт в Санкт-Петербурге в 1996 г. на базе АООТ «Светлана», специализирующегося на приборостроении. Модель данного ИТЦ легла в дальнейшем в основу Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России, начатой в 1997 г. объединенными усилиями Миннауки России, Минобразования России, РФТР и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Было определено, что ИТЦ - это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных на одной территории. Для их формирования были выделены существенные финансовые ресурсы, которые инвестировались преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны были размещаться малые предприятия.
Количество ИТЦ росло очень быстро, и в 2008 г. их стало не менее 85; в 2006-2008 гг. в различных регионах страны было создано порядка 20 новых ИТЦ. Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он, по сути, является структурой поддержки сформировавшихся, работающих малых инновационных предприятий. Они призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому создаются при предприятиях или научно-производственных комплексах. Именно такая схема сетевой поддержки ИТЦ деятельности технопарков осуществляется в г. Новосибирске, гле при технопарке «Новосибирск» действует целая сеть ИТЦ.
Необходимо заметить, что цели и задачи, которые фактически ставят перед собой ИТЦ, оказываются самыми разнообразными. Так, ИТЦ Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) является структурным подразделением этого университета. Его миссия - создание долгосрочных конкурентных преимуществ резидентам и партнерам ИТЦ посредством интеграции образования, науки и бизне-
са. Для этого ИТЦ развивает собственную инфраструктуру и предоставляет ее (включая оборудование для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) малым инновационным предприятиям и фирмам, а также отдельным ученым, специалистам и научным коллективам. Центр оказывает юридические, финансовые, инжиниринговые, маркетинговые и иные услуги, осуществляет экспертизу, анализ и оценку инновационных предложений и научно-технических проектов, маркетинг соответствующих продуктов и поиск партнеров на внутреннем и внешнем рынках, поддерживает и организует трансфер технологий между резидентами ИТЦ, а также трансфер технологий, разработанных в ИТЦ, российским и зарубежным заказчикам, для обеспечения финансовой поддержки инноваций участвует в формировании специальных фондов и помогает малым предприятиям в их взаимодействии с органами власти.
Некая размытость функций ИТЦ объективно затрудняет мониторинг этих объектов, делает невозможной разработку критериев для оценки их деятельности, и требуется определенная аналитическая работа для уточнения положения в данной сфере.
Группа организаций инновационной инфраструктуры «инновационные центры» (ИЦ) с наиболее широкими функциями весьма неоднородна по составу, и направления их деятельности сильно различаются. Так, ИЦ «Кольцово» является очень развитым образованием и выполняет разные функции - и технопарка, и инновационно-технологического центра, и центра трансфера технологий.
ИЦ «Кольцово» входит в российскую сеть трансфера технологий. Научно-производственное объединение «Сибирско-Уральский инновационный центр» также имеет широкий диапазон направлений деятельности, включая производственную; другие же ИЦ выполняют, в основном, консалтинговые функции.
Количество ИЦ быстро росло, с 2006 г. по 2008 г. оно выросло в полтора раза (с 10 до 15). Новые ИЦ созданы в пяти регионах, два из них - в Хабаровском крае.
Обратимся теперь к распределению по федеральным округам РФ объектов инновационной инфраструктуры по состоянию на сегодня; такой анализ возможен, поскольку на сайте [8] приведены данные в региональном разрезе по следующим группам организаций инновационной инфраструктуры: производственно-технологическая, экспертно-консалтинговая, кадровая, информационная, финансовая и сбытовая.
Наиболее многочисленная группа объектов инновационной инфраструктуры - производственно-технологическая, включающая ассоциации, бизнес-инкубаторы, инновационно-промышленные комплексы, инновационно-технологические центры, технологические кластеры, технопарки, центры коллективного пользования. На август 2012 г. их насчитывалось 501. Вторая по численности группа - экспертно-консалтинговая, включающая ассоциации, инновационные центры, коучинг-центры, центры консалтинга, центры субконтрактации, центры трансфера технологий; таких организаций насчитывалось 216. Далее следуют: объекты информационной группы (ассоциации, аналитические центры, базы данных и зна-
Рис. 2. Распределение объектов инновационной инфраструктуры по федеральным округам РФ в 2012 г.: а технологической группы; б - экспертно-консалтинговой группы
производственно-
Рис. 3. Распределение объектов инновационной инфраструктуры по федеральным округам РФ в 2012 г.: а - информационной
группы; б - кадровой группы
Рис. 4. Распределение объектов инновационной инфраструктуры по федеральным округам РФ в 2012 г.: а - финансовой группы; б -
сбытовой группы
ний, информационно-аналитические центры, информационные центры, научно-координационные центры, статистические центры, центры доступа; их 138), кадровой (ассоциации, высшие учебные заведения, образовательные учреждения) и финансовой (ассоциации, бюджетные фонды, венчурные фонды, инновационные фонды, страховые фонды, финансовые институты) групп; их численность 112 и 110 соответственно. Завершают ранжированный список объекты сбытовой группы - их шесть.
Распределение объектов инновационной инфраструктуры перечисленных групп по федеральным округам представлено на рис. 2-4.
На диаграммах рис. 2 обращает на себя внимание, что лидеры по численности объектов инновационной инфраструктуры в производственно-технологической и экспертно-консалтинговой группах одни и те же - на первом месте Центральный федеральный округ, на втором - Приволжский и на третьем - Сибирский, но концентрация организаций инновационной инфраструктуры не велика - если согласно правилу Парето 80% продукции производится на 20% предприятий, то 80% объектов инновационной инфраструктуры приходится на половину федеральных округов (к перечисленным макрорегионам добавляется Северо-Западный федеральный округ).
Совпадает состав лидеров и по численности объектов инновационной инфраструктуры в информационной и кадровой группах
- это те же Центральный и Приволжский федеральные округа, но на третьем месте - Северо-Западный федеральный округ - рис. 3. Концентрация организаций информационной инфраструктуры также не велика, тогда как около 80% объектов организаций кадровой инфраструктуры приходятся уже не на четыре, а на три макрорегиона.
Еще больше концентрация объектов инновационной инфраструктуры финансовой группы - рис. 4 а: на три лидирующие макрорегиона - Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа приходится более 80% организаций этой группы.
Что касается объектов инновационной инфраструктуры сбытовой группы, то по состоянию на 2012 г. они размещены лишь в трех макрорегионах - Сибирском, Центральном и Приволжском федеральных округах.
4. Лущекина Е.В. Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы // Электронный ресурс. Режим доступа: http:/ /www.gosbook.ru/node/28270.
5. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М.: Минобразования РФ, 2009.
6. Бююль А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002.
7. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 20І0 года. Утверждены Правительством Российской Федерации 5 августа 2005 г. №247Зп-П7.
8. Сайт национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС). Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.miiris.ru/.
9. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sci-innov.ru.
10. Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство». Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.innovbusiness.ru.
11. Информационный интернет-канал «Наука и инновации». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rsci.ru.
12. Наука и технологии РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.strf.ru.
13. Информационный портал ИнфоНТР. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.infontr.ru.
14. Портал «Конкурса Русских Инноваций». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inno.ru.
15. Наука и инновации в регионах России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://regions.extech.ru.
16. Об особых экономических зонах в Российской Федерации. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №ІІ6-ФЗ.
Литература:
1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 20І0 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ 30.03.2002 №Пр-576 // Поиск. 2002. № І6(674).
2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (проект) // Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.uiec.ru/news/0/7788.html.
3. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2008.