Научная статья на тему 'Инфраструктура пространственных данных как инструмент поддержки управления'

Инфраструктура пространственных данных как инструмент поддержки управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1229
761
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФОНДЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА УПРАВЛЕНИЯ / SPATIAL ECONOMICS / SPATIAL RELATIONS / MANAGEMENT / REGIONAL MANAGEMENT / SPATIAL INFORMATION ASSETS / INFORMATION SUPPORT OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков Виктор Яковлевич

В статье рассматривается важный фактор пространственной и региональной экономики -пространственные отношения, которые можно выявить и использовать в управлении с помощью инфраструктуры пространственных данных (ИПД). Дается анализ состояния и особенностей ИПД. Отмечены проблемы и задачи развития ИПД как инструмента управления. Показано, что инфраструктура пространственных данных является необходимым компонентом построения единого социальноэкономического пространства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE OF SPATIAL DATA AS AN INSTRUMENT OF MANAGEMENT SUPPORT

The article considers such an essential factor of the spatial and regional economy as spatial relations, which can be revealed and employed in management with application of the Spatial Data Infrastructure (SDI). The author analyzes state and features of the SDI, discusses problems and objectives of the SDI development as a management tool. It is emphasized, that the Spatial Data Infrastructure is a necessary component of the united socioeconomic space formation in the country.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура пространственных данных как инструмент поддержки управления»

УДК 332.145 : 338.2

Цветков Виктор Яковлевич

Tsvetkov Viktor Yakovlevich

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и предпринимательства Московского государственного университета геодезии и картографии dom-hors@mail.ru

ИНФРАСТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ

D.Phil. in Economics, Professor of the Economy and Business Department, Moscow State University of Geodesy and Cartography dom-hors@mail.ru

INFRASTRUCTURE OF SPATIAL DATA AS AN INSTRUMENT OF MANAGEMENT SUPPORT

Аннотация:

В статье рассматривается важный фактор пространственной и региональной экономики -пространственные отношения, которые можно выявить и использовать в управлении с помощью инфраструктуры пространственных данных (ИПД). Дается анализ состояния и особенностей ИПД. Отмечены проблемы и задачи развития ИПД как инструмента управления. Показано, что инфраструктура пространственных данных является необходимым компонентом построения единого социальноэкономического пространства страны.

Ключевые слова:

пространственная экономика, пространственные отношения, управление, региональное управление, фонды пространственной информации, информационная поддержка управления.

Summary:

The article considers such an essential factor of the spatial and regional economy as spatial relations, which can be revealed and employed in management with application of the Spatial Data Infrastructure (SDI). The author analyzes state and features of the SDI, discusses problems and objectives of the SDI development as a management tool. It is emphasized, that the Spatial Data Infrastructure is a necessary component of the united socioeconomic space formation in the country.

Keywords:

spatial economics, spatial relations, management, regional management, spatial information assets, information support of management.

Введение. В современном обществе развиваются два взаимосвязанных процесса -глобализация и регионализация, на которые оказывает существенное влияние трансформация пространства и структуризация пространства. Процессы формирования единого социально-экономического пространства все больше становятся связанными с реальным пространством. Появляются механизмы, позволяющие выявлять пространственные факторы структуризации пространства, которые можно или необходимо учитывать при решении экономических задач. Наиболее явным фактором, который де-факто применяется достаточно давно в региональной и пространственной экономике, являются пространственные отношения [1]. На практике они выражаются в основном в трех формах: иерархической, топологической и геореференцной.

Иерархические пространственные отношения наиболее ярко проявляются в кадастре. В этой сфере имеет место четкая иерархия кадастровых объектов, которая используется на рынке недвижимости, при управлении землепользованием, в государственном управлении [2] при учете природных и земельных ресурсов.

Топологические отношения широко используются в экономике транспорта (например, проектирование железных дорог, логистика, материально-техническое обеспечение, задача коммивояжера, задача минимальной стоимости перевозки и др.).

Геореференцные отношения [3] представляют собой специфический инструмент пространственного поиска, получения знаний и как результат инструмент поддержки принятия решений.

Пространственные отношения играют важную роль при сетецентрическом [4] и субсидиарном управлении [5].

Все это определяет актуальность применения пространственной информации в сфере экономики и актуальность экономических преобразований в сфере получения и организации пространственной информации. В частности, значимыми являются вопросы оперативного предоставления пространственной информации потребителям разных уровней: органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам.

Состояние с получением пространственной информации. Большой объем данных в стране, накопленный в результате производственной деятельности различных предприятий, а также разнообразие их форм и структур затрудняют, а иногда препятствуют процессам использования такой информации. Новые требования рынка, предъявляемые к информации о местности, и развитие информационных технологий обусловливают необходимость поиска новых решений.

Выход из сложившейся ситуации видится в создании условий, обеспечивающих доступ потребителей к пространственным данным в электронном виде и их эффективное использование. За рубежом подобного рода системы получили название «инфраструктуры пространственных данных» (ИПД). Для создания такой системы в России в 2006 г. была принята и одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1157-р Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации [6].

Понятие инфраструктуры пространственных данных. В настоящее время имеет место проблема при трактовке понятия ИПД в России. Многие специалисты понимают этот термин буквально. Это обусловливает проведение терминологического анализа данного понятия.

Одно из первых определений инфраструктуры пространственных данных (ИПД) или (Spatial Data Infrastructure - SDI) было приведено в исполнительном указе президента США Уильяма Джефферсона Клинтона № 12906 от 13.04.94 г. о начале работ по созданию национальной ИПД (National Spatial Data Infrastructure - NSDI) в США. В указе ИПД определяется как «совокупность технологий, политики, стандартов и человеческих ресурсов, необходимых для сбора, обработки, накопления, хранения, распределения и улучшенного использования пространственных данных».

Как видим, «инфраструктура данных» как самостоятельный объект отсутствует в этом толковании.

В директиве по созданию Европейской ИПД (INSPIRE) [7] дается следующее определение ИПД: «инфраструктура пространственных данных - это метаданные, наборы пространственных данных и сервисы для их обработки, сетевые сервисы и технологии, соглашения о доступе, обмене и использовании информации, механизмы координации и мониторинга, процессы и процедуры, описанные, реализованные и доступные в рамках настоящей Директивы». По существу, в данном определении слово «это» тождественно слову «совокупность».

«Инфраструктура данных» как самостоятельный объект отсутствует и в этом толковании.

В российском документе «Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» [8] дается следующее определение поня-

тию ИПД: «Инфраструктура пространственных данных Российской Федерации - территориально распределенная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных».

Как видим и в этом определении «инфраструктура данных» как самостоятельный объект отсутствует.

Поэтому в данном случае надо различать обозначение (имя) объекта и его функциональное назначение и не отождествлять их между собой.

Инфраструктура пространственных данных - это система и принципы, на основе которых создается информационная среда поддержки управленческих решений в региональной экономике, в пространственной экономике, в сфере землепользования и кадастра.

Идеологически ИПД близка к ITIL (Information Technology Infrastructure Library) -библиотеке инфраструктур информационных технологий [9], которая в настоящее время является стандартом в управлении.

Состояние. К моменту выхода концепции создания ИПД в России (2006) уже 124 страны мира имели свои национальные ИПД. Как показал мировой опыт, создание ИПД отвечает национальным интересам каждой страны. В Нидерландах, например, национальное правительство решило инвестировать 20 миллионов евро в улучшение голландского SDI (ИПД) и связанные с ним исследования [10]. Европейская Комиссия ЕС приняла в июле 2004 г. проект INSPIRE [11]. Опыт работы с пространственной информацией за последние годы показывает, что использование пространственной информации при решении управленческих задач было затруднено рядом причин [12; 13]:

- отсутствием межотраслевых общедоступных фондов пространственной информации;

- наличием ведомственных, отраслевых и местных барьеров при попытках получить пространственную информацию;

- пренебрежением международными и национальными стандартами при формировании баз данных пространственной информации для поддержки управленческих решений;

- отставанием законодательства Российской Федерации от современных требований, предъявляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами к содержанию, качеству и уровню доступности пространственных данных;

- отсутствием в Российской Федерации единой системы идентификации пространственных объектов, что препятствует использованию пространственных данных как универсального элемента связи различных баз данных и делает невозможным построение единого информационного пространства страны и затрудняет создание единого экономического пространства.

Причинами, определяющими необходимость создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, являются:

- увеличение числа управленческих задач, требующих использования пространственных данных;

- рост информационной потребности в создании условий для оперативного доступа к пространственным данным;

- интенсивное развитие и применение инфраструктуры пространственных данных для управления в зарубежных странах.

Для устранения недостатков в развитии ИПД и эффективном использовании ИПД была принята концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ (распоряжение правительства РФ от 21 августа 2006 г. №1157-р).

Задачи. Главные задачи создания ИПД в аспекте пространственного управления следующие:

- Создание единых принципов хранения пространственных данных, которые необходимы информационной поддержке управленческих решений.

- Создание информационных ресурсов [14] для пользователей пространственных данных на всех уровнях управления и применения: глобального, национального, регионального, муниципального, локального.

- Создание возможности доступа к пространственной информации со стороны государственных и коммерческих организаций и простых граждан.

- Обеспечение информационного взаимодействия держателей и потребителей данных.

- Создание единых стандартов и принципов формирования пространственной информации в общедоступные каталоги, пригодные для применения в управлении.

Организация. Организацию работ в зарубежных странах по созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных, как правило, осуществляет межведомственный орган с широкими полномочиями в сфере координации деятельности органов власти всех уровней и организаций посредством создания нормативной правовой базы, проведения научно-технической политики, внедрения новых технологий, обучения кадров.

В России пока такого органа нет, но головной организацией ответственной за работы в этой области определен Росреестр.

Для повышения эффективности работ в области ИПД распоряжением правительства от 19 февраля 2013 г. № 202-р создан новый центр Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных», который должен обеспечивать координацию работ в области ИПД и являться источником для получения пространственных данных разными организациями.

Дальнейшее развитие инфраструктуры пространственных данных планируется осуществлять на основании углубления межведомственного взаимодействия и распространения опыта на региональном и местном уровнях.

Концептуальные основы. Многолетняя практика разработок концептуальных основ и реализации национальных ИПД позволила выделить в их составе следующие составляющие: базовая пространственная информация; базы пространственных данных; система стандартизации пространственных данных.

Кроме того, проекты некоторых национальных ИПД содержат четвертый компонент -институциональную основу [15]. Это институции, органы, механизмы координации, службы, обеспечивающие ее проектирование и реализацию.

Базовая пространственная информация - информация, не содержащая сведений, отнесенных к государственной тайне:

1) о координатной системе отсчета Российской Федерации;

2) о пунктах государственных геодезических сетей;

3) о границах между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и населенными пунктами;

4) о государственной границе Российской Федерации;

5) о границах единиц кадастрового деления;

6) о границах земельных участков;

7) о местоположении зданий и сооружений;

8) о наименованиях географических объектов и адресах;

9) о границах зон с особыми условиями использования территорий;

10) о границах территорий, покрытых лесом;

11) о границах поверхностных водных объектов на территории Российской Федерации;

12) о границах особо охраняемых природных территорий;

13) о местоположении автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения;

14) о местоположении железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных станций;

15) о причалах, речных и морских портах, аэродромах и аэропортах;

16) о рельефе местности.

К базовым пространственным данным также относится информация, полученная в результате обработки данных дистанционного зондирования Земли и представленная в форме ортофотокарт и ортофотопланов, а также топографические карты.

В целях предоставления информации, содержащейся в федеральном фонде пространственных данных, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере геодезии и картографии, обеспечивает создание государственных топографических карт и планов.

Государственные топографические карты и планы являются формой представления сведений:

1) об автомобильных дорогах федерального, регионального, межмуниципального и местного значения;

2) о железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных станциях;

3) о причалах, речных и морских портах;

4) об аэродромах и аэропортах;

5) о зданиях и сооружениях;

6) о поверхностных водных объектах на территории Российской Федерации;

7) о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации;

8) о землях, на которых располагаются леса;

9) о населенных пунктах;

10) о субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

11) об особо охраняемых природных территориях.

Требования к государственным топографическим картам и планам, в том числе требования к их созданию и отображению на них сведений, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.

Координаты помещают в наборы пространственных данных, в которых все значения координат должны принадлежать одной и той же координатной системе отсчета. Каждый набор данных должен содержать описание одной системы координат, которая применена ко всем координатам в наборе данных. Если пространственные данные отнесены более чем к одной системе координат, то они должны быть разделены на две или более соответствующие группы, каждая со своим собственным описанием системы.

Результаты. Организация ИПД позволит обеспечить:

- повышение качества и эффективности управления на государственном и муниципальном уровнях за счет дополнительного использования пространственных данных при принятии управленческих решений и контроле их исполнения;

- повышение прозрачности принятия решений при территориальном управлении;

- стимулирование инвестиций в развитие территорий за счет упрощения процедур пространственного анализа

Выводы. Таким образом, развитие инфраструктуры пространственных данных обеспечивает более эффективную поддержку управленческих решений и является шагом в создании единого социально-экономического пространства России.

Ссылки:

1. Цветков В.Я. Пространственные отношения в геоинформатике // Науки о Земле : международный научнотехнический и производственный журнал. 2012. Вып. 1. С. 59-61.

2. Поляков А.А., Цветков В.Я. Информационные технологии в управлении. М., 2007. 138 с.

3. Hill Linda L. Georeferencing: The Geographic Associations of Information - Massachusetts Institut of Technology, 2009. 272 p.

4. Сетецентрическое управление промышленным предприятием / И.Ю. Васютинский, В.Б. Пусенков, И.А. Фесенко и др. // Геодезия и аэрофотосъемка. 2012. № 1. С. 106-109.

5. Цветков В.Я. Применение принципа субсидиарности в информационной экономике // Финансовый бизнес. 2012. № 6. С. 40-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ : распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2006 г. № 1157-р.

7. Spatial Data Infrastructures and the INSPIRE Directive [Электронный ресурс]. URL: http://www.intergraph.com/global/uk/government/INSPIRE.aspx (дата обращения: 25.05.2013).

8. Концепция создания и развития инфраструктуры ...

9. Information Technology Infrastructure Library [Электронный ресурс]. URL: http://www.itil-officialsite.com/ (дата обращения: 25.05.2013).

10. Там же.

11. Spatial Data Infrastructures and the INSPIRE Directive http://www.intergraph.com/global/uk/government/ IN-SPIRE.aspx (дата обращения: 25.05.2013).

12. Концепция создания и развития инфраструктуры ... .

13. Савиных В.П., Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Развитие национальной инфраструктуры пространственных данных на основе развития картографо-геодезического фонда Российской Федерации // Геодезия и аэрофотосъемка. 2011. № 5. С. 85-91.

14. Цветков В.Я. Информационные модели и информационные ресурсы // Геодезия и аэрофотосъемка. 2005. № 3. С. 85-91.

15. Arnold BREGT and Joep CROMPVOETS Spatial Data Infrastructures: Hype or Hit? [Электронный ресурс]. URL: http://www.fig.net/pub/cairo/papers/ts_36/ts36_01_bregt_crompvoets.pdf (дата обращения: 25.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.