Научная статья на тему 'Инфраструктура продовольственного рынка Красноярского края: состояние и стратегия развития'

Инфраструктура продовольственного рынка Красноярского края: состояние и стратегия развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ИНФРАСТРУКТУРА / ПОДСИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепелева К.В.

В статье рассмотрены теоретические аспекты содержания инфраструктуры продовольственного рынка, дается анализ ее развития в Красноярском крае. Предложены стратегические направления развития инфраструктуры продовольственного рынка в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура продовольственного рынка Красноярского края: состояние и стратегия развития»

УДК 338.439

инфраструктура продовольственного рынка красноярского края: состояние и стратегия развития

к. в. чепелева,

аспирант кафедры международного менеджмента E-mail: krístychepeleva@mail. ru Красноярский государственный аграрный университет

В статье рассмотрены теоретические аспекты содержания инфраструктуры продовольственного рынка, дается анализ ее развития в Красноярском крае. Предложен ряд стратегических направлений развития инфраструктуры продовольственного рынка в регионе, реализация которых позволит установить тесное взаимодействие субъектов продовольственного рынка, повысить деловую активность товаропроизводителей, увеличить их доходы и улучшить уровень жизни сельских районов.

Ключевые слова: продовольственный рынок, инфраструктура, подсистемы инфраструктуры, стратегия развития, конкурентоспособность региона.

Инфраструктура продовольственного рынка является базисом, на котором держится вся продовольственная система [5]. Выполняя торговые, маркетинговые и информационные услуги, а также услуги по хранению, складированию, транспортировке, упаковке, она связывает производство товаров с торговлей и создает благоприятные условия для быстрого удовлетворения потребительского спроса на сырье, продовольственную продукцию необходимого объема, ассортимента и качества, а также упорядочивает взаимоотношения по всей технологической цепочке.

Анализ разных точек зрения на сущность инфраструктуры продовольственного рынка и составляющих ее элементов показал, что под инфраструктурой продовольственного рынка необходимо понимать систему, которая состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем,

которые в свою очередь оказывают влияние на процесс производства и товародвижения посредством создания условий для успешного и эффективного продвижения произведенного продукта от производителя к потребителю.

На основе изучения существующих концепций рыночной инфраструктуры, анализа элементов инфраструктуры продовольственного рынка в зарубежных странах и системного подхода к инфраструктуре можно выделить функциональные подсистемы инфраструктуры продовольственного рынка (см. рисунок). Функциональные подсистемы обеспечивают участников продовольственного рынка инновационными и информационными технологиями, внедрением новых форм в производство и реализацию продукции.

В рамках выделенных функциональных подсистем рассмотрим состояние инфраструктуры продовольственного рынка Красноярского края, выделив при этом наиболее слабые места в ее развитии, учитывая региональные особенности, поскольку инфраструктура продовольственного рынка края, являясь составной частью инфраструктуры российского рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, имеет свои региональные особенности, обусловленные современной ситуацией в Сибири.

Инновационная подсистема в инфраструктуре продовольственного рынка Красноярского края представлена двумя научно-исследовательскими институтами, двумя инновационными центрами при университете и институте, пятью опытными хозяйствами и станциями, малыми инновационными

Подсистема оптово-розничной торговли продовольственными товарами

Подсистема складского и транспортного обслуживания товаропроизводителей

Подсистема снабженческого обслуживания участников продовольственного рынка

Кредитно-финансовая подсистема агропродовольственного сектора

Подсистема профессиональной подготовки кадров для агропродовольственного сектора

Инновационная подсистема продовольственного рынка

Система инфраструктуры продовольственного рынка

предприятиями, которые проводят свои исследования во всех отраслях АПК.

На базе Красноярского государственного аграрного университета в 2006 г. создан инновационный центр. Он включает в себя факультетские инновационные центры, бизнес-инкубатор, технологический инкубатор инновационной техники и технологий, высшую школу технологического агробизнеса (технологическое и конструкторское бюро). С 2009 г. в крае функционирует инновационный центр в области пищевых технологий здорового питания при Красноярском государственном торогово-эко-номическом институте.

Несмотря на такое многообразие научных организаций для продовольственного сектора экономки края, происходит сокращение числа тех, которые

выполняют исследования и разработки: за последние 6 лет их число сократилось на 25 %, или на 4 организации (табл. 1).

Как видно, из числа обследованных организаций по производству пищевых продуктов увеличивалось количество тех, которые занимались инновационной деятельностью, что свидетельствует о том, что инновации необходимы производителям.

Сокращение научных организаций, осуществляющих исследования, связано с невостребованностью научных разработок. Основными факторами, сдерживающими внедрение инновационных разработок сельскохозяйственными производителями края, являются отсутствие эффективной системы освоения инноваций и их недостаточные инвестиционные возможности, обусловленные сложным финансово-экономическим положением.

Кроме того, существующие информационно-консультационные службы для АПК края недостаточно целенаправленно осуществляют апробацию и внедрение инновационных технологий, не ведут мониторинга потребностей сельхозтоваропроизводителей и практически не оказывают влияния на формирование заказов для науки на решение проблем, необходимых производству в рыночных условиях.

Таблица 1

Показатели инновационной деятельности в продовольственном комплексе Красноярского края в 2004-

-2009 гг.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Темп роста, %

Количество организаций, выполнявших исследования и разработки 16 15 15 14 14 12 75

Число обследованных организа- 551 527 524 597 538 507 92

ций по производству пищевых

продуктов, ед.

Из них занимались инновацион- 29 30 35 48 64 70 241

ной деятельностью, ед.

Объем отгруженной инновацион- 1 946 2 823 4 534 9 403 10 230 8 208 422

ной продукции, млн руб.

Затраты на технологические 946,4 2 004,6 1 422,7 1 756,8 5 265,3 7 921,1 837

инновации, млн руб.

Источник: составлено автором по [4].

Таблица 2

Динамика подготовки кадров и занятости в продовольственном секторе Красноярского края в 2004—2009 гг., тыс. чел.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Темп роста, %

Среднегодовая численность занятых в производстве

В сельскохозяйственных организациях 144,5 143,3 141,2 136,0 132,2 125,8 87

В организациях по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак 33,6 32,6 24,5 22,8 22,7 21,8 65

Выпуск специалистов краевыми учебными заведениями, чел.

Высшими учебными заведениями 1 220 1 214 1 226 1 190 1 172 1 162 95

Среднеспециальными учебными заведениями 1 290 1 300 1 288 1 252 1 250 1 230 95

Учреждения начального профессионального образования 3 000 2 850 2 845 2 720 2 635 2 620 87

Источник: составлено автором по [4].

На современном этапе активизация инновационных процессов в продовольственном секторе экономики края возможна при более существенной государственной поддержке, которая должна осуществляться за счет федеральных и региональных целевых программ и проектов, в области создания инновационной подсистемы инфраструктуры продовольственного рынка.

Подсистема профессиональной подготовки кадров в инфраструктуре продовольственного рынка Красноярского края представлена универсальной системой аграрного образования. В состав системы входят:

• ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет;

• 7 колледжей и техникумов;

• 22 учреждения начального профессионального образования;

• ФГОУ Красноярский институт переподготовки кадров агропромышленного комплекса. Ежегодно в крае происходит сокращение числа

выпускников во всех учебных заведениях, ведущих подготовку специалистов для продовольственного сектора экономики (табл. 2).

Недобор студентов испытывают некоторые аграрные среднеспециальные учебные заведения, поскольку аграрные специальности не пользуются популярностью у молодых людей. Сокращается численность занятых как в сельском хозяйстве, так и в организациях по производству пищевых продуктов.

Из числа руководителей, занятых в сельскохозяйственном производстве, 66 % имеют высшее образование, из специалистов в 2009 г. только 26,5 % имели высшее профессиональное образование,

среднее профессиональное образование — 51,7 %, не имели специального образования — 21,8 % [1].

Динамика движения численности работников в 2009 г. была следующей. В сельском хозяйстве края было принято на работу 17,6 тыс. чел., при этом выбыло 20,3 тыс. чел. В организациях по производству пищевых продуктов было принято 5,2 тыс. работников, а выбыло за то же время 6 тыс. чел. В села края ежегодно прибывают не более 30—40 выпускников высших учебных заведений и 70—80 выпускников средних специальных учебных заведений, что составляет 4—6 % от их общего количества [4].

В сложившихся условиях проблема кадрового обеспечения для продовольственного сектора на ближайшие годы станет еще более актуальной. Ввиду нехватки квалифицированных работников множество существующих предприятий не могут приспособиться к рыночным условиям, работают в убыток и постепенно разоряются, в современном продовольственном секторе экономики Красноярского края особо востребованы профессионально подготовленные управленцы и специалисты с новым, рыночным мышлением. Это подтверждает необходимость развития подсистемы профессиональной подготовки кадров, которая в будущем сможет обеспечивать специалистами различного уровня квалификации в количествах, достаточных для комплектования предприятий продовольственного сектора экономики края.

Кредитно-финансовая подсистема в инфраструктуре продовольственного рынка края представлена взаимодействием двух составляющих:

1) финансовой — бюджетное финансирование, льготное налогообложение (единый сельскохозяйственный налог), оздоровление сельхозтоваро-

производителей, субсидирование части затрат на производство продукции, страхование;

2) кредитной — льготное кредитование, лизинг, включая субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам.

Бюджетное финансирование сельскохозяйственных предприятий края осуществляется из средств федерального и краевого бюджетов. Региональные меры поддержки закреплены в Законе края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края», федеральные меры осуществляются в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК на 2006—2008 гг.» и Госпрограммы по развитию сельского хозяйства на 2008—2012 гг.

За 2004—2009 гг. происходит увеличение общего объема государственной поддержки продовольственного комплекса края. В 2009 г. общий объем государственной поддержки составил 3 894,5 млн руб., это в 6 раз больше, чем в 2004 г. [1]. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей осуществляется преимущественно за счет средств краевого бюджета.

Краевые сельхозпроизводители имеют возможность получать кредиты с последующим субсидированием из бюджета части процентных ставок, в Красноярском региональном филиале Россельхозбанка, который представлен в крае 28 дополнительными отделениями, в Восточно-Сибирском банке Сбербанка России, который имеет 16 отделений, в красноярском филиале Банка ВТБ, представленного 10 отделениями. А также имеется возможность заключать договоры финансового лизинга на поставку техники и оборудования с

Динамика кредитов, лизинга в Красноярском

компанией «Агросельхозтехника», которая является оператором государственной лизинговой компании «Росагролизинг» на территории края.

За исследуемый период увеличивалось привлечение краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств, кредитов на средне- и долгосрочной основе, суммы договоров лизинга, используемых для приобретения основных средств, на строительство и техническое перевооружение производственных мощностей. Наибольший удельный вес в общей сумме кредитования сельхозтоваропроизводителей занимают краткосрочные кредиты, которые составляют 76,6 % в общей сумме кредитов и займов, предоставляемых краевым и федеральным бюджетами (табл. 3).

Деятельность элементов финансовой и кредитной составляющих кредитно-финансовой подсистемы отразилась на финансовых результатах деятельности организаций продовольственного сектора (табл. 4). Балансовая прибыль и рентабельность хозяйственной деятельности сельхозпредприятий, по статистическим данным за 2004—2009 гг., имели положительную динамику, при этом удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций уменьшился за 5 лет на 42,6 % [4].

Сальдированный финансовый результат организаций по производству пищевых продуктов с 2007 г. имел положительную динамику. При этом увеличивался уровень рентабельности продукции на 3,4 %, сократился удельный вес убыточных организаций (табл. 4). Однако можно утверждать, что динамика анализируемых показателей положительна, но достигнутый уровень явно недостаточен.

Таблица 3

и займов (с участием государства) крае в 2004—2009 гг.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Темп роста, %

Краткосрочные кредиты 980,8 1 327,8 2 116,3 2 396,7 3 260,3 3 620,4 369

до 1 года

Инвестиционные кредиты, всего 346,8 346,8 399,5 399,5 1 222,6 533,7 1 210,1 677,4 1 320,4 817,4 1 456,1 868,5 420 250

В том числе: 0 0 688,9 532,7 503 587,6

— на срок до 3—5 лет

— на срок до 8 лет

Кредиты и займы, полученные малыми формами хозяйствова- 0 0 170,3 263,8 401,5 780,6

ния, всего

Лизинг 50,6 68,4 98,5 120,4 140,8 160 316

Источник: составлено автором по данным [4].

Таблица 4

Показатели рыночной устойчивости организаций продовольственного сектора экономики Красноярского края в 2004—2009 гг., %о

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Отклонение

Ставка рефинансирования 13 12 11,5 10,5 12 9 4

Сельскохозяйственные организации

Балансовая прибыль, млн руб. 357,8 367,6 1 981,4 2 876,0 4 058,9 3 837,2 3 480

Рентабельность хозяйственной деятельности 18,6 7,4 27,3 24,9 27,8 22,6 4

Удельный вес убыточных организаций от общего числа 46,9 44,8 56,4 34,5 14,1 4,3 42,6

Организации по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. —72,7 —183,0 —337,5 —159,6 58,7 60,8 132

Уровень рентабельности продукции (товаров, услуг) 1,6 1,8 1,9 2,1 4,9 5,0 3,4

Удельный вес убыточных организаций от общего числа 52,8 53,7 40,2 32,8 29,4 27,6 25,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором по [4].

Красноярские сельхозтоваропроизводители постепенно осваивают кредитные ресурсы, объем которых утвержден Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, однако, несмотря на выявленные положительные тенденции в функционировании элементов кредитно-финансовой подсистемы, необходимо отметить, что кредиты по-прежнему малодоступны для малого бизнеса, условия лизинга не всегда выгодны. В сложившихся условиях необходимо существенно расширять государственную поддержку, а элементам кредитно-финансовой подсистемы необходимо расширять спектр банковских услуг и снижать процентные ставки.

При оценке функционирования подсистемы снабженческого обслуживания в инфраструктуре продовольственного рынка выявлена тенденция ослабления материально-технической базы краевых сельхозтоваропроизводителей и организаций по переработке сельскохозяйственного сырья. Материально-техническая база производителей не соответствует стоящим перед отраслью задачам, как по количественным, так и по качественным характеристикам. Темпы ее обновления значительно ниже реальных потребностей, что может стать одной из причин дестабилизации агропромышленного производства.

В крае сложилась ситуация, аналогичная ситуации в России, которая характеризуется низкой

Таблица 5

Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами в 2004—2009 гг.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Отклонение

Приходится тракторов на 1 тыс. га пашни, шт. 5 4,3 4 3,8 4 3 2

Нагрузка пашни на 1 трактор, га 201 231 249 262 269 287 86

Приходится зерноуборочных комбайнов на 1 тыс. га посевов, шт. 4,6 4,4 4,2 4,2 4 4 0,6

Приходиться картофелеуборочных комбайнов на 1 тыс. га посевов, шт. 53,8 43,9 39,1 29,5 36 26 27,8

Приходиться посевов на 1 зерноуборочный комбайн, га 216 225 240 237 236 235 19

Приходиться посевов на 1 картофелеуборочный комбайн, га 20 25 29 29 31 46 26

Источник: составлено автором по [1].

обеспеченностью сельскохозяйственных организаций техникой и ежегодным увеличением нагрузки на нее (табл. 5).

Продолжается моральное и физическое устаревание основных фондов сельскохозяйственных организаций края. За пределами амортизационного срока находятся 90,1 % тракторов, 80,2 — зерноуборочных и 81,4 — кормоуборочных комбайнов. Данное состояние машинно-тракторного парка требует повышенных затрат на поддержание его в рабочем состоянии, соответственно увеличиваются производственные затраты и себестоимость сельхозпродукции.

Похожая ситуация складывается в организациях по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак, где выбытие техники из-за физического износа происходит значительно быстрее, чем обновление (табл. 6).

Существенное снижение и качественное ухудшение технического потенциала сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий продовольственного сектора экономики края оказывает влияние на производственные и экономические показатели деятельности. Сложившиеся условия указывают на необходимость восстановления и обновления технического потенциала сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий на основе развития инвестиционных возможностей аграрных предприятий, с помощью повышения их производственной деятельности, совершенствования условий долгосрочного кредитования.

Для этого необходимо совершенствовать существующую систему материально-технического снабжения краевых товаропроизводителей продовольственного сектора. Активизация этого процесса возможна при обеспечении всесторонней и более весомой краевой государственной поддержки в рамках соответствующих целевых программ.

Подсистема складского и транспортного обслуживания товаропроизводителей инфра-

структуры продовольственного рынка края, как и в стране, находится на начальном пути своего развития. Участниками подсистемы спонтанно создаются короткие логистические цепочки на отдельных этапах товародвижения. В производственном блоке — это перемещение продукции с поля на склад (зерноток), в заготовительном — они тесно связаны с маркетингом и строятся по отдельным каналам сбыта, в распределительном блоке решаются оптимальные транспортные задачи.

Анализ состояния подсистемы складского и транспортного обслуживания товаропроизводителей в крае свидетельствует о недостаточном количестве элеваторов, складских комплексов, специализированного транспорта, контейнерного фонда.

Одной из проблем продовольственного рынка Красноярского края является нехватка свободного места в элеваторах для хранения зерна. В крае насчитывается около 392 зерновых элеваторов. Только два из них являются лидерами хранения зерна в крае и представляют собой современные зерно-очистительно-сушильные комплексы, где имеются весовое хозяйство, лицензированная лаборатория и автоматизированная погрузка-выгрузка зерна из зернохранилищ, подъездные пути, в том числе железная дорога.

Складские помещения и хранилища продовольственных товаров в Красноярском крае имеют низкий уровень оснащенности современным оборудованием, холодильными установками, фасовочными машинами и механизмами. В результате приватизации произошло дробление крупных складских комплексов на мелкие частные предприятия. Образование большого числа новых юридических лиц привело к сокращению общей емкости объектов инфраструктуры продовольственного рынка и ухудшению их технического состояния.

Только некоторые отечественные и многие зарубежные розничные предприятия и торговые

Таблица 6

Состояние и движение основных фондов в организациях по производству пищевых продуктов Красноярского края в 2004—2009 гг., %

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Отклонение

Степень износа основных фондов на конец года 30,2 32,9 34,8 35,6 36,1 36,8 6,6

Коэффициент обновления основных фондов 12 11,3 9,6 12,8 13,8 14 2

Коэффициент выбытия основных фондов 0,8 0,9 1,1 0,7 0,9 0,9 0,1

Источник: составлено автором [4].

Таблица 7

Объекты логистического комплекса организаций оптовой и розничной торговли в Красноярском крае в 2004, 2009 гг.

Наименование объекта 2004 2009 Отклонение

Складские помещения (склады) ед. 504 516 12

Складская площадь, м2 382,4 376,7 57

Складской объем, тыс. м3 1 800,1 1 742,3 57,8

Холодильники, ед. 1 449 2 386 937

Объем единовременного хранения холодильников, т 9 301 17 159 7 858

Грузовой автомобильный транспорт, ед. 1 199 1 489 290

Источник: составлено автором по [4].

сети края имеют хорошо развитый логистический комплекс, где имеются торговое и складское хозяйство, необходимое оборудование, в том числе холодильное, транспортные службы и др.

По статистическим данным, за последние 5 лет количество складских помещений в розничных предприятиях и торговых сетях увеличилось на 12 ед., складская площадь уменьшилась на 5,7 м2, при этом уменьшился складской объем на 57,8 тыс. м3 . Количество холодильного оборудования увеличилось на 937 ед., соответственно и объем их единовременного хранения увеличился почти в 2 раза, количество автомобильного транспорта увеличилось на 290 ед. (табл. 7).

Одним из перспективных направлений является строительство складских терминалов. Стремительное развитие продовольственного сектора экономики края, увеличение денежного оборота внутри региона приводят к росту грузооборота, следовательно, к повышению спроса на складские помещения [2]. В крае очень активно развиваются и транспортные, и складские услуги, что связано со стремительным ростом экономики, активным освоением региона российскими и иностранными компаниями.

На протяжении ряда лет ведется работа по разработке бизнес-плана «Создание логистического центра по управлению продовольственным рынком красноярской агломерации» [2]. Предполагается, что реализация проекта позволит создать региональное оптовое звено, крупный центр закупки, хранения, переработки и сбыта сельхозпродукции, производимой сельскохозяйственными предприятиями пригородных районов. На строительство логистического центра и реализацию проектных мероприятий уйдут годы, поэтому помощь в защите

интересов краевых производителей и создание им условий для продвижения продукции посредством создания логистического комплекса возможны только в будущем.

Анализ функционирования подсистемы оптово-розничной торговли продовольственными товарами в инфраструктуре продовольственного рынка края в 2004—2009 гг. показал, что происходит увеличение числа организаций оптовой торговли, осуществляющих торговлю сельскохозяйственным сырьем и пищевыми продуктами, при этом сокращается число организаций розничной торговли в специализированных магазинах (табл. 8).

По данным Красстата, за анализируемый период объемы оборота организаций оптовой и розничной торговли имели положительную динамику, однако в 2009 г. в оптовой торговле наметилась тенденция к сокращению (—6,4 млрд руб.).

Доля рынков и ярмарок в структуре оборота розничной торговли уменьшалась, однако с 2009 г. стала увеличиваться (+0,2 %), при этом снижалась доля торгующих организаций (—0,2 %) (табл. 9). Это связано с тем, что в крае постоянно совершенствуется формат ярмарок. За 2004—2009 гг. в крае проведено около 80 ярмарок выходного дня «Продовольственное кольцо», 60 ярмарок «Продовольствие. Урожай 2009». В этих мероприятиях участвовали более 1 тыс. предприятий. В крае поэтапно идет формирование сети стационарной мелкорозничной и передвижной торговли.

Краевой рынок продовольственной розничной торговли к настоящему времени не насыщен во всех форматах: не хватает гипермаркетов, магазинов у дома, плохо развит формат Cash and Carry. По оценкам экспертов, в крае на 100 тыс. жителей приходится один магазин формата гипермаркет. Местные сети занимают около 90 % рынка продовольственной розницы [2]. С учетом усиления конкуренции со стороны федеральных и транснациональных компаний в крае уже экономически невыгодно работать сетям из 2—3 торговых точек. Небольшим компаниям очень сложно выдержать конкуренцию со стороны крупных розничных сетей.

Краевые производители сельскохозяйственных продуктов испытывают трудности со сбытом сель-

Таблица 8

Динамика показателей оптовой и розничной торговли в Красноярском крае в 2004—2009 гг.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Темп роста, %

Количество хозяйствующих субъектов, ед.

Оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем 125 131 143 170 211 252 201

Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табак 1 356 1 456 1 474 1 525 1 558 1 840 136

Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табак в специализированных магазинах 412 495 1 172 1 303 1681 1 642 398

Розничные рынки ед. / число торговых мест на рынках, тыс. ед. 132/ 18,9 129/ 18,5 125/ 18,1 65/ 13,1 58/ 12,4 53/ 12,1 40/64

Оборот торговли продовольственными товарами, млрд руб.

Оптовая 40 45,5 56,9 72,7 104,9 98,5 246

Розничная 52,3 61,9 72 88,5 116,7 133,8 256

Структура оборота розничной торговли, %%

Доля рынков и ярмарок 17,7 16,1 14,6 11,5 8,1 8,3 —

Доля торгующих организаций 82,3 83,9 85,4 88,5 91,9 91,7 —

хозпродукции, так как отдалены от потребителей посредниками. В результате товары проходят долгий путь среди посредников, что приводит к повышению цен. Кроме того, крупные торговые сети предъявляют завышенные требования к качеству продукции и условиям поставок [2].

В настоящее время разрабатывается проект Соглашения о сотрудничестве между краевой властью и представителями торговых сетей в области сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Его главной целью является увеличение доли местных производителей на краевом рынке. В рамках проекта помощь переработчикам сельхозпродукции и торговым сетям позволит не только снизить рыночные цены на социально значимые товары, но и повысить закупочные цены на сельхозпродукцию, что защитит производителей. Однако результаты реализации проекта можно будет наблюдать только в будущем.

Подсистема информационно-консультационного обслуживания участников продовольственного рынка в крае представлена Красноярским консультационно-информационным центром агропромышленного комплекса, который является филиалом Российского центра сельскохозяйственного консультирования и оказывает услуги по развитию и совершенствованию системы информационно-консультационного обслуживания субъектов АПК.

На базе Красноярского государственного аграрного университета с 2007 г. создана информационно-

консультационная служба для содействия развитию производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе посредством формирования системы информационной, консультационной, научно-технической поддержки хозяйствующих субъектов АПК и других отраслей экономики.

Основные направления деятельности информационно-консультационных служб Красноярского края для субъектов АПК:

• консультации по вопросам управления, планирования и организации производства, реструктуризации задолженности неплатежеспособных хозяйств, выведения хозяйств на уровень кредитоспособных, составления бизнес-планов, выбора организационно-правовой формы собственности для оптимального налогообложения, разработки планов финансового оздоровления, оценки и аттестации персонала;

• информационные услуги через постоянно обновляемый банк данных (о ценах на сельскохозяйственную продукцию в Красноярском крае и на российских рынках, о новых технологиях в АПК);

• проведение краткосрочных семинаров и курсов по актуальным вопросам бухучета и налогообложения, экономики и бизнес-планирования, законодательства, маркетинга и менеджмента, охраны труда.

В 23 районах края в 2009 г. начали работу защищенные каналы связи Единой системы ин-

формационного обеспечения АПК страны, хотя проект был начат Минсельхозом России еще в 2008 г. Планируется, что к 2012 г. система заработает во всех 44 районах Красноярского края.

Динамично формируется с 2008 г. сеть информационно-консультационных служб районного уровня, увеличивается число консультантов и объем оказываемых ими услуг (табл. 9).

В деятельности районных служб имеются недостатки, сдерживающие эффективность работы службы и не позволяющие ей в полном объеме реализоваться в качестве важнейшего элемента инфраструктуры продовольственного рынка. Службы недостаточно активно осуществляют апробацию и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта. Недостаточно ведут работу по формированию и постоянному пополнению информационных баз данных, не в полной мере используют возможности современных телекоммуникационных систем.

Процесс формирования и развития рынка информации для продовольственного сектора края происходит стихийно, что ведет к общей несбалансированности информации [2]. Отсутствуют базы данных о емкости рынков различных продовольственных товаров, о сбыте продукции основных товарных групп, о производителях и оптовиках, о качественных характеристиках товаров и др. Необходимо создание такой информационной системы, которая обеспечила бы ускоренное развитие рынка на основе координации всех элементов структуры продовольственного рынка.

Подсистема нормативно-правовой регламентации участников продовольственного рынка в инфраструктуре продовольственная рынка представлена Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края и службами племенного животноводства, по ветеринарному надзору, по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. В законодательном собрании края существует Комитет по делам села и агропромышленной политике.

Сертификацию продукции и услуг на продовольственном рынке осуществляют специализированные органы по сертификации, среди которых

Таблица 9

Основные показатели работы информационно-консультационных служб Красноярского края в 2006—2009 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 Темп роста, %

Количество районных информационно-консультационных центров, ед. 10 10 15 23 230

Численность 12 12 20 38 317

консультантов, чел.

Количество оказанных 1 037 1 232 2 052 4 332 417

ими консультационных услуг, ед.

Источник: составлено автором по [3].

важное место занимает орган по сертификации пищевых продуктов, продовольственного сырья и кормов «Красре ферент-экспертиза».

Для обеспечения добровольной сертификации пищевой продукции после отмены обязательной сертификации на торговлю продовольственными товарами (постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации») Красноярский центр стандартизации и метрологии для повышения конкурентоспособности и качества продукции и услуг разработал и зарегистрировал систему добровольной сертификации «Красноярское качество».

В крае создано некоммерческое партнерство «Красноярская региональная продовольственная ассоциация», которое объединяет сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, а также торговые организации с целью повышения эффективности взаимодействия сельхозпроизводителей с законодательной и исполнительной властью. В числе задач — разработка перечня требований и стандартов качества продукции, программы по продвижению продукции местных товаропроизводителей в торговые сети и оптовую торговлю. В регионе функционирует также краевая ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов «Земля».

В последние годы в регионе принят ряд нормативных актов, направленных на повышение качества функционирования продовольственного рынка, а именно:

• «О краевой целевой программе «Кадровое

обеспечение АПК Красноярского края на

2004—2008 гг.» (2004 г.);

• «О государственной поддержке субъектов АПК края» (2006 г.);

• «О краевой целевой программе «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае на 2007—2009 гг.» (2006 г.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Развитие агропромышленного комплекса Красноярского края» на 2007—2009 гг.» (2007 г.);

• «Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов» (2008 г.) и др. Принятые нормативные акты по отдельным

сторонам функционирования продовольственного рынка исполняются, но уровень достигнутых результатов недостаточен. Законодательная база для более эффективного функционирования продовольственного рынка края находится пока в стадии развития.

Нормативное и правовое регулирование деятельности участников краевого продовольственного рынка связано с определенными трудностями развития продовольственного комплекса, а также формированием рыночных отношений в экономике края. Недавно вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N° 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который призван сбалансировать отношения между магазинами, поставщиками и торговыми сетями, улучшить ситуацию на рынке, предотвратить резкие скачки цен на товары.

К настоящему времени назрела необходимость наряду с мерами государственной поддержки, в рамках реализации краевых целевых программ, путем субсидирования отдельных статей затрат сельхозтоваропроизводителей принимать меры по формированию эффективной системы сбыта краевой продовольственной продукции через систему снабженческо-сбытовых кооперативов, регионального оптового продовольственного рынка, а это возможно только при наличии соответствующей нормативно-правовой базы. В сложившихся условиях требуется в оперативном порядке ее разрабатывать и утверждать, а также вырабатывать стратегию развития продовольственного сектора экономики края в целом и его инфраструктуры.

В целях разработки комплексной стратегии и отдельных направлений совершенствования и развития инфраструктуры продовольственного рынка важной задачей в регионе становится создание такой инфраструктуры, которая позволит ускорить развитие продовольственного рынка, обеспечить быстрое прохождение продукции от производителя

к потребителю и сделать его конкурентоспособным на основе координации деятельности научных, образовательных, информационных, финансовых, логистических структур.

Главная стратегическая цель развития инфраструктуры продовольственного рынка Красноярского края — закрепление позитивных тенденций развития продовольственного рынка и выход на стабильные и устойчивые темпы его роста с последующим созданием современной конкурентоспособной региональной экономики. Региональная инфраструктура рынка продовольствия призвана обеспечить ускоренное продвижение в производственный процесс достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Стратегические цели развития инфраструктуры продовольственного рынка в Красноярском крае следующие:

1) выработка системного подхода к управлению инфраструктурой продовольственного рынка;

2) оптимизация и стабилизация продовольственной ситуации в регионе:

• достижение баланса между объемами ввоза и

вывоза;

• оптимизация поставок и объемов потребления,

выравнивание спроса и предложения;

• сокращение сроков поставки;

• улучшение качества продукции;

• осуществление всего комплекса контролирующих функций;

3) снижение трансакционных издержек товаропроизводителей продовольственного сектора экономики края;

4) повышение образовательного уровня и информированности работников продовольственного комплекса края;

5) формирование статистического и информационного блока по инфраструктурным элементам;

6) формирование системы освоения инноваций для обеспечения инновационного развития продовольственного комплекса края;

7) совершенствование существующей системы материально-технического снабжения краевых товаропроизводителей продовольственного комплекса с целью восстановления и обновления их технического потенциала;

8) организация конкурентной системы товародвижения, которая обеспечит сокращение «звеннос-

ти» в цепи производитель — отребитель и снизит издержки обращения;

9) логистизация рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

10) повышение конкурентоспособности продукции рынка продовольствия.

Исходя из состояния инфраструктуры продовольственного рынка, стратегических целей ее развития, рассмотрим приоритетные направления ее совершенствования в Красноярском крае, учитывая существующие проблемы в развитии каждой ее подсистемы на уровне края и страны в целом, которые разработаны на основании результатов исследований.

Для развития продовольственного рынка региона определены следующие стратегические направления, представленные в табл. 10.

С учетом данных направлений инфраструктура продовольственного комплекса Красноярского края позволит установить тесное взаимодействие ее элементов, обеспечит централизацию рыночных услуг, прозрачность сделок, поможет товаропроизводителям достигнуть повышения эффективности производства, увеличить их доходы и улучшить уровень жизни сельских районов. Реализация стратегических направлений развития инфраструктуры позволит также установить взаимодействие субъектов продо-

Таблица 10

Стратегические направления развития инфраструктуры продовольственного рынка Красноярского края

Подсистема Направление развития инфраструктуры

Инновационная Осуществлять господдержку создания региональных ОПХ-агротехнопарков, отраслевых бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, инновационно-сервисных центров, конструкторских отделов, лабораторий контроля качества продукции и др в рамках специальной программы инновационного развития в продовольственном комплексе. Создать многоуровневую систему обеспечения инновационного развития продовольственного комплекса, включая эффективную систему освоения инноваций (научно-исследовательские учреждения АПК — информационно-консультационные службы АПК — товаропроизводитель), в соответствии с содержанием и особенностями управления инновационной деятельностью на всех иерархических уровнях. В рамках программы инновационного развития в продовольственном комплексе усилить роль информационно-консультационных служб системы сельскохозяйственного консультирования как проводника и носителя передового опыта и инновационных идей

Профессиональной подготовки кадров В краевую целевую программу по кадровому обеспечению отрасли включить направление — повышение квалификации: обучение специалистов, работающих в отрасли в виде выделения грантов. Восстановить систему персонального распределения в сельскохозяйственные организации выпускников учебных заведений, закончивших обучение по целевой контрактной подготовке. В рамках программных мероприятий «Кадровое обеспечение АПК Красноярского края» ввести новые специальности и специализации в соответствии с направлениями реформирования сельскохозяйственного производства, усовершенствовать систему подготовки и переподготовки специалистов, расширить комплекс образовательных и консультационных услуг на инновационной основе с целью повышения престижности аграрного образования

Кредитно-финансовая Сформировать систему, которая позволила бы всем хозяйствующим субъектам продовольственного рынка в любое время и в любом месте получить экономически обоснованный размер кредита во многих структурах по конкурентным ставкам и на требуемый технологическим процессом срок. Углубить специализацию финансово-кредитных институтов, предназначенных для АПК, расширить спектр оказываемых ими услуг, обеспечить доступность финансовых ресурсов для всех хозяйствующих субъектов продовольственного рынка. Разработать специальные программы микрокредитования, учитывающие специфику деятельности заемщиков. Развивать сельскохозяйственную кооперацию с помощью специальных программ кредитования потребительских и кредитных кооперативов «Россельхозбанка»

Снабженческого обслуживания Развивать инвестиционные возможности товаропроизводителей продовольственного комплекса путем совершенствования условий кредитования и лизинга. Осуществлять более весомую государственную поддержку инфраструктурных элементов снабженческой подсистемы (Росагроснаб, Росагролизинг и другие компании-поставщики материально-технических ресурсов для сельского хозяйства и снабженческие организации АПК, производственные, снабженческие кооперативы, тароупаковочные предприятия. сервисные кооперативы)

Окончание табл. 10

Подсистема Направление развития инфраструктуры

Складского и транспортного обслуживания В краевую целевую программу по развитию АПК включить направление по поддержке и стимулированию предпринимателей с помощью широкого набора экономических мер, деятельность которых направлена на развитие материально-технической базы складского хозяйства и создание транспортно-логистической системы для продовольственного сектора экономики края

Оптово-розничной торговли Разработать механизм реализации закона края об оптовом продовольственном рынке. Создать трехуровневую систему рынков (районные, городские оптово-розничные и оптовые продовольственные рынки) с надлежащими условиями торговли, несоблюдением требований безопасности и санитарии. Заключить соглашение о сотрудничестве между краевой властью и представителями торговых сетей в области сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Сформировать межрегиональную товаропроводящую систему, внедрить биржевую, аукционную и электронную торговлю, создать распределительные центры при «Логистическом центре по управлению продовольственным рынком красноярской агломерации»

Информаци-онно-консуль-тационного обслуживания Организовать конкурентную информационно-консультационную систему, состоящую из совокупности государственных, частных и кооперативных служб, пунктов, рабочих групп с различными источниками финансирования, которая должна войти в единое информационное пространство страны. Создать маркетинговый центр при информационно-консультационных службах системы сельскохозяйственного консультирования, имеющий информационные связи с отделами маркетинга предприятий края и с оптово-розничными предприятиями. Совершенствовать работу информационно-консультационных служб системы сельскохозяйственного консультирования в области разработки ими инновационных образовательных программ и обучающих мероприятий, направленных на повышение образовательного уровня сельхозтоваропроизводителей. Совершенствовать работу информационно-консультационных служб системы сельскохозяйственного консультирования в повышении ими кредитной, страховой и лизинговой грамотности сельхозтоваропроизводителей. Наладить сотрудничество информационно-консультационных служб с поставщиками материально-технических ресурсов. Информационно-консультационным службам формировать банк данных краевых поставщиков логистических услуг и оказывать услуги, направленные на совершенствование знаний товаропроизводителей в области логистики

Нормативно- правовой регламентации деятельности участников Разработать программу развития регионального продовольственного рынка с государственной поддержкой его инфраструктуры. Обеспечить нормативно-правовой базой и государственной поддержкой инновационное развитие в продовольственном комплексе. Обеспечить нормативно-правовой базовой и целевой программой по развитию системы информационно-консультационного обслуживания для АПК, определить условия взаимодействия информационно-консультационных служб с органами управления АПК, НИИ, вузами и другими учебными заведениями, крупными коммерческими компаниями, кооперативными объединениями, отраслевыми союзами и объединениями товаропроизводителей

вольственного рынка, повысить деловую активность товаропроизводителей и активизировать процесс формирования продовольственного рынка в регионе.

Список литературы

1. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2009 году: информационно-аналитический материал Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края. Красноярск, 2009.

2. Алешина О. Г. Роль инфраструктуры в развитии регионального продовольственного

комплекса Красноярского края. Красноярск: КГТЭИ, 2008.

3. О работе консультационно-информационного центра агропромышленного комплекса Красноярского края. URL: http://www. krasikc-apk. ru .

4. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. URL: http://www. krasstat. gks. ru/public/Lists/Listl/view. aspx .

5 . Ушачев И. Г. Рекомендации по развитию инфраструктуры продовольственного рынка: учеб. пособие. М.: Россельхозакадемия, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.