Научная статья на тему 'Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Армении'

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В АРМЕНИИ / ПОДДЕРЖКА РЕГИОНАЛЬНЫХ МСП / ТЕХНОПАРКИ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN ARMENIA / REGIONAL SME SUPPORT / TECHNOLOGY PARK / BUSINESS-INCUBATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганесян Виген Гагикович

В статье рассматриваются основные участники процесса поддержки МСП в Армении. Выявлены некоторые проблемы в их деятельности. Также рассмотрены вопросы развития МСП в регионах Армении посредством создания бизнес-инкубаторов как основных факторов оздоровления экономической активности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The infrastructure of small and medium entrepreneurship support in Armenia

The article examines the main SME support organizations in Armenia. The study also finds out some problems in their work and examines problems of SME development in the regions of Armenia through the establishment of the business incubators as key factors of regional economic activity improvement.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Армении»

В. Г. ОГАНЕСЯН

Виген Гагикович Оганесян — аспирант СПбГУЭФ.

В 2007 г. с отличием окончил Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, г. Ереван.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — малое и среднее предпринимательство.

^ ^ ^

ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРМЕНИИ*

К основным участникам процесса поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) можно отнести следующие организации [1, с. 27]:

1) организации «макроуровня» — Министерство экономики, государственные организации поддержки МСП, общественные и международные организации, торгово-промышленные палаты и др. В Армении к таким организациям принадлежит Национальный центр развития МСП в Республике Армения (НЦР МСП РА);

2) организации «микроуровня» — фонды поддержки МСП, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, территориально-производственные комплексы и кооперационные сети, промышленные зоны и др. В Армении такими организациями являются технопарк «Виасфер» и фонд "Enterprise Incubator Foundation" (EIF).

На рис. показана общая структура поддержки МСП в Армении.

Рис. Структура поддержки МСП в Армении НЦР МСП РА является наиболее развитой структурой поддержки МСП, с помощью которой государство осуществляет политику в данной сфере.

Государственная поддержка МСП в Армении до 2000 г. фактически отсутствовала: МСП развивалось слабо, спонтанно, не велся специальный статистический учет, отсутствовала официальная информация о данном секторе, не было закона, определяющего критерии МСП.

Принятие после 2000 г. ряда законов способствовало осуществлению Правительством РА ряда мер, направленных на развитие сферы МСП. Формирование Концепции политики и стратегии развития МСП в РА с целью обеспечения динамичного развития частного сектора и, в частности, МСП создало предпосылки для принятия в конце 2000 г. Закона РА «О государственном регулировании МСП», который впервые определил критерии субъектов МСП в Армении. Для выполнения основных направлений, закрепленных в

ГРНТИ 08.00.05 © В. Г. Оганесян, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Ю. Н. Соловьевой.

данном Законе, начиная с 2001 г., разрабатываются и реализуются ежегодные Программы государственной поддержки МСП. Одним из важных результатов реализации Закона является создание в 2002 г. НЦР МСП РА.

Согласно Программе государственных среднесрочных расходов Республики Армения на 2008 г. ориентирующей квотой осуществления программы поддержки МСП установлены 450 млн драмов (почти 1,5 млн долл.) [3, с. 10]. В 2008 г. в рамках программы предоставления кредитных гарантий в сумме 213 млн драмов поддержку получили 56 субъектов МСП. Средняя сумма кредита, предоставленная субъектам МСП в 2008 г., составляет 7 млн драмов, а максимальная сумма кредитных гарантий — 10 млн, средний процент предоставленных кредитов — 15 %. Максимальный срок предоставленных гарантий составляет 3 года. НЦР МСП может гарантировать не более 70 % кредита, а максимальный объем гарантии в денежном выражении составляет 10 млн драмов [там же, с. 15].

Таким образом, программы предоставления кредитных гарантий охватывают незначительную долю субъектов МСП, что, безусловно, не может быть достаточным источником финансирования, а средняя сумма кредитных гарантий в 3,8 млн драмов (или 10 тыс. долл.) не может полностью удовлетворить потребности малого бизнеса. Необходимо создание специальных государственных гарантийных, финансовых и страховых фондов, реализуемых государственной компанией. Этому должно предшествовать принятие необходимых законов о государственной специальной финансовой компании, о государственном гарантийном фонде, о кредитах и гарантиях, предоставляемых государственной специальной финансовой компанией, определяющих функции, принцип управления и контроля, обязательства, объем активов и их структуру, получателей финансовых услуг и др.

Существенным недостатком программ государственной поддержки является полное отсутствие анализа направлений поддержки (в количественном и качественном аспектах) в секторе МСП: какие из них и в какой степени нуждаются в поддержке, в каких видах деятельности МСП наиболее полезны для экономики региона в целях пополнения его бюджета.

К недостаткам функционирования НЦР МСП РА можно отнести отсутствие программы по развитию МСП в регионах страны. Ведь для Армении характерно существенное территориальное неравенство почти по всем основным социально-экономическим показателям. Так, например, только в столице сосредоточена половина действующих МСП страны (табл.) [1].

Таблица

Некоторые социально-экономические показатели г. Еревана на 2008 г. (в % от общего числа в Армении)

Население Промышленнос ть Сельское хозяйство Строительство Розничная торговля Услуги

34,3 49 1,1 86,6 84,5 90,9

Для определения направлений развития МСП при формировании политики регионального предпринимательства, а также в процессе разработки мероприятий государственной поддержки МСП Армении большое значение имеет объективная оценка уровня развития МСП в каждом из марзов. Кроме того, важную роль играет правильный выбор государственной политики в секторе МСП, определение особенностей развития МСП в отдельных регионах и на основе этого проведение политики сбалансирования уровней развития МСП в регионах.

В Армении структура организаций «микроуровня» по поддержке МСП, мягко говоря, развита недостаточно. Таких организаций всего две — это технопарк «Виасфер» и фонд ЕШ. Обе организации функционируют в столице и оказывают поддержку тем МСП, которые действуют в сфере информационных технологий (ИТ), т. е. в стране нет организаций регионального уровня, поддерживающих МСП в других областях.

Технопарк «Виасфер» является единственным действующим технопарком в Армении, который официально был открыт в 2001 г. В технопарке существуют вся необходимая инфраструктура и вспомогательные услуги, способствующие нормальному функционированию действующих в различных областях высокотехнологичных компаний.

В настоящее время на территории технопарка «Виасфер» успешно функционируют порядка 30 различных МСП, работают около 800 квалифицированных специалистов. На территории технопарка осуществляют свою деятельность предприятия, специализирующиеся в основном в сфере ИТ, а также некоторые предприятия, занятые разработкой быстродействующих микросхем (чип-дизайн), созданием программных средств для телекоммуникаций и банковской сферы, предприятия, занимающиеся разработкой тонких пленок, энергосберегающих технологий и преобразователей электроэнергии.

В Армении известен и неудачный опыт, связанный с технопарком «Андрон» (2004-2007 гг.). Причиной его закрытия послужила смерть директора технопарка, после чего начались проблемы с финансированием, что фактически привело к потере как квалифицированного персонала (конструкторы технопарка в 2006 г. получали заработную плату 50 долл.), так и производственного потенциала.

На наш взгляд, потеря технопарка «Андрон» — результат непоследовательной государственной политики по поддержке МСП в Армении. Так, были утрачены государственные средства (только в 2005 г. потрачено 80 тыс. долл.) и большой научный потенциал комплексного электротехнического научно-исследовательского института, на основе которого и был создан технопарк «Андрон».

Новые технопарки в Армении могут быть размещены на месте пустырей и сараев, подвалов вузовских корпусов и заброшенных производственных территорий, ведь, как известно, многие из ныне действующих технопарков (Кембриджский научный парк, Инновационный центр «Нью-Тех» в Уэльсе, научный парк Рэнселлеровского политехнического института и др.) возникли именно на таких «пустых» местах. В мировой практике технопарки являются важным инструментом регионального экономического развития на основе широкого использования инноваций.

В настоящее время Министерством экономики РА проводится работа по созданию технопарка в г. Гюмри (Ширакский марз), что должно стать импульсом для развития региона. Разработаны стратегическая дорожная карта и бизнес-план технопарка, согласно которому потребуется 1,98 млн долл. для его создания и обеспечения функционирования в первые три года. Думается, что в период глобального экономического кризиса и спада экономического роста в Армении изыскание таких средств на создание нового технопарка будет проблематичным.

Таким образом, сегодня перед Арменией стоит задача создания действенного и менее затратного механизма развития экономики регионов, в частности посредством создания и развития региональных МСП. Такой структурой могут стать бизнес-инкубаторы, что подтверждается стремительным развитием и бурным ростом числа бизнес-инкубаторов во многих странах мира. Эта модель может эффективно использоваться для решения целого ряда задач региона. Так, создание бизнес-инкубаторов будет способствовать оздоровлению экономической активности регионов, развитию внутренних рынков, диверсификации регионов и росту занятости (например, только в 2001 г. при помощи американских инкубаторов было создано 82 тыс. рабочих мест), а также наиболее полному использованию ресурсов регионов (трудовые, производственные, технологические, природные и пр.).

В настоящее время в Армении нет бизнес-инкубаторов. Фонд ЕШ выполняет некоторые функции, присущие бизнес-инкубаторам, но не является инкубатором в традиционном смысле этого слова. Согласно информации официального сайта ЕШ «является агентством по развитию и инкубации бизнеса, созданным в 2002 г. Правительством РА в рамках программы Всемирного банка „Инкубатор предприятий" для развития сектора ИТ в РА».

Основными задачами Е1Б являются повышение конкурентоспособности армянских ИТ-компаний на международных рынках, формирование деловых связей, предоставление возможности доступа к новейшей информации в области ИТ, а также содействие в привлечении инвесторов. В настоящее время сдаваемая в аренду площадь (900 из 2000 кв. м) Е№ полностью занята 13 МСП. В штате Е№ находятся 28 человек, среди которых — 8 профессионалов в области бизнеса, ИТ, финансов и юриспруденции.

Следует отметить, что создание агентства по развитию и инкубации бизнеса Е1Б является лишь первым шагом на пути развития высокотехнологичного сектора экономики и превращения его в один из ключевых факторов экономического роста Армении. Анализ проблем развития малого предпринимательства в Армении, с одной стороны, и изучение развития бизнес-инкубации за рубежом, высокая эффективность использования механизма бизнес-инкубаторов в решении экономических и социальных проблем — с другой, доказывают целесообразность внедрения бизнес-инкубации в условиях экономики переходного периода в Армении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Марзы Республики Армении в цифрах, 2004-2008 // Национальная статистическая служба Армении. 2009. URL: http://www.armstat.am/file/article/marz_09_33.pdf (дата обращения: 28.11.2009).

2. Проведение анализа состояния инновационной инфраструктуры в г. Москва / В.В. Буев и др. М.: Изд-во АНО «НИССИП», 2005. 315 с.

3. SME DNC of Armenia Reports, 2009. URL: http://www.smednc.am/?laid=1&com=module&module=menu&id=359 (дата обращения: 28.11.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.