Научная статья на тему 'Инфраструктура монголоведных исследований в Великобритании и США'

Инфраструктура монголоведных исследований в Великобритании и США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНГОЛОВЕДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭТАПЫ / США / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЦЕНТР / ПРОГРАММА / ПРОЕКТ / MONGOLIA STUDIES / RESEARCHES / STAGES / USA / GREAT BRITAIN / UNIVERSITY CENTER / PROGRAM / PROJECT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сакович Е.Г.

Статья посвящена проблеме формирования, функционирования и эволюции университетских центров Великобритании и США в изучении Монголии. Определены этапы исследования истории Монголии британскими и американскими учеными, выявлены особенности монголоведных исследований в Великобритании и США, представлена сравнительная характеристика британских и американских университетских центров в изучении истории Монголии и сопредельных государств. Показан процесс становления монголоведения как отдельного научно-исследовательского направления. Монголоведение, первоначально возникшее во Франции и Германии как отрасль синологии, во второй половине XX в. трансформировалось в самостоятельное направление. После Второй мировой войны организационно изучение Монголии оформилось в Великобритании и США. В конце 1940-х гг. увеличилось количество университетских центров, занимавшихся исследованием монголоведных проблем, в том числе включавших изучение монгольского языка. На сегодняшний день в университетских центрах Великобритании и США проводятся семинары, научно-исследовательские конференции, открыты программы обмена учеными, публикуются труды британских и американских авторов в области монголоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сакович Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure of mongolia studies in Great Britain and the USA

The article is devoted to the problem of formation, functioning and evolution of university centers of Great Britain and the USA in studying of Mongolia. Investigation phases of history of Mongolia are defined by British and American scientists, features of Mongolia studies in Great Britain and the USA are revealed, the comparative characteristic of university centers of Great Britain and the USA in studying of history of Mongolia and the adjacent states is submitted. The process of formation of Mongolia studies as separate research direction is shown. Mongolia studies, which have originally arisen as the branch of sinology in France and Germany, in the second half of XX century were transformed to the independent direction. After World War II organizationally studying of Mongolia was issued in Great Britain and the USA. In the late forties the number of university centers, which were engaged in research of Mongolia, including studying of Mongolian, has increased. Today in university centers of Great Britain and the USA seminars, research conferences are held, programs of exchange of scientists are open, works of British and American authors in the field of Mongolia studies are published.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура монголоведных исследований в Великобритании и США»

УДК 94 (517):930 (73); 94 (517):930 (410) Е. Г. Сакович

Белорусский госуларственный университет, Минск (Белоруссия)

ИНФРАСТРУКТУРА МОНГОЛОВЕДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США

Статья посвящена проблеме формирования, функционирования и эволюции университетских центров Великобритании и США в изучении Монголии. Определены этапы исследования истории Монголии британскими и американскими учеными, выявлены особенности монголоведных исследований в Великобритании и США, представлена сравнительная характеристика британских и американских университетских центров в изучении истории Монголии и сопредельных государств.

Показан процесс становления монголоведения как отдельного научно-исследова-тельского направления. Монголоведение, первоначально возникшее во Франции и Германии как отрасль синологии, во второй половине XX в. трансформировалось в самостоятельное направление. После Второй мировой войны организационно изучение Монголии оформилось в Великобритании и США. В конце 1940-х гг. увеличилось количество университетских центров, занимавшихся исследованием монголоведных проблем, в том числе включавших изучение монгольского языка. На сегодняшний день в университетских центрах Великобритании и США проводятся семинары, научно-ис-следовательские конференции, открыты программы обмена учеными, публикуются труды британских и американских авторов в области монголоведения.

Ключевые слова: монголоведение, исследования, этапы, США, Великобритания, университетский центр, программа, проект.

E. G. Sakovich

Belarusian State University, Minsk (Belarus)

INFRASTRUCTURE OF MONGOLIA STUDIES IN GREAT BRITAIN AND THE USA

The article is devoted to the problem of formation, functioning and evolution of university centers of Great Britain and the USA in studying of Mongolia. Investigation phases of history of Mongolia are defined by British and American scientists, features of Mongolia studies in Great Britain and the USA are revealed, the comparative characteristic of university centers of Great Britain and the USA in studying of history of Mongolia and the adjacent states is submitted.

The process of formation of Mongolia studies as separate research direction is shown. Mongolia studies, which have originally arisen as the branch of sinology in France and Germany, in the second half of XX century were transformed to the independent direction. After World War II organizationally studying of Mongolia was issued in Great Britain and the USA. In the late forties the number of university centers, which were engaged in research of Mongolia, including studying of Mongolian, has increased. Today in university centers of Great Britain and the USA seminars, research conferences are held, programs of exchange of scientists are open, works of British and American authors in the field of Mongolia studies are published.

Keywords: Mongolia studies, researches, stages, the USA, Great Britain, university center, program, project.

DOI: 10.14258/nreur(2018)4-06

Сакович Екатерина Георгиевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель Белорусского государственного университета (Белоруссия). Адрес для контактов: ekaterina-sakovich@yandex.ru.

зучение истории Монголии, в частности Монгольской империи, на Западе име-

ет давние традиции. Первые сведения о ней европейцы получили еще в XIII в.

Завоевательные походы монголов в Азии и Европе вызвали тревожный интерес в европейских политических и духовных кругах. В середине XIII в. с целью подробного изучения монголов были организованы миссии в глубь Монгольской империи монахов-францисканцев Плано Карпини и Гильома Рубрука [Карпини, Рубрук, Поло, 1997:4-6].

В конце XIII в., в XIV в. и начале XV в. исследование Монголии в Европе претерпело изменения. Это было связано в первую очередь с политическими преобразованиями в Центральной Азии. Распад Монгольской империи, образование Золотой Орды и последовавшая там после смерти хана Джанибека смута — все это способствовало тому, что пришли в запустение торговые пути, связывавшие Западную Европу с Центральной Азией. Можно согласиться с мнением исследователя-монголоведа М. И. Голь-мана, который утверждал, что «в XV в. Запад в целом оказался отделенным от Востока более, чем когда-либо ранее, и Западная Европа на протяжении более чем двух столетий оставалась в полном неведении о том, что же происходило в Монголии» [Голь-ман, 1988: 34-35]. Только в XVI в. определенные знания о Монголии можно было получить из сведений иезуитов, посещавших в то время Китай. В XIX в. состоялась стабилизация и последующее расширение связей между Западом и Востоком. В это время Монголия исследовалась преимущественно в контексте истории кочевых народов [Гольман, 1988: 41-44].

Касаясь проблемы периодизации изучения Монголии на Западе в XX в., М. И. Гольман отмечал, что рубежом выступает Вторая мировая война. В предвоенное время возможно было вести речь лишь о некоторых разрозненных очагах монголоведения в разных концах западного мира, в послевоенное время монголоведение стало отдельной ветвью западной ориенталистики [Гольман, 2004: 12].

В целом, М. И. Гольман определил следующие этапы развития монголоведения. Первый охватывает 1950-е — первую половину 1960-х гг. Этот этап характеризуется окончательным превращением монголоведения из ветви синологии, каковым оно являлось с момента зарождения во Франции и Германии в XVIII в. и вплоть до середины XX в., в самостоятельную научную дисциплину.

Второй этап — это середина 1960-х — конец 1980-х гг. Этот этап ознаменован расширением и углублением научного интереса западных ученых, направленного на анализ в большей степени культурного и этнографического аспектов развития страны. Для этого периода характерно увеличение специальных программ и проектов в университетских центрах Великобритании и США, посвященных исследованию Центральной Азии.

Третий охватывает конец 1980-1990-х гг. Начало его хронологически совпало с политическими изменениями на мировой арене, в том числе и в самой Монголии, а также с переменами во внешнеполитических отношениях Монголии и Запада. Расширились политические, экономические и культурные связи Монголии с внешним миром, были установлены дипломатические отношения с США, Монголия была открыта для посещения западных журналистов, путешественников, представителей различных фондов и организаций [Гольман, 2009: 23]. Дальнейшее развитие получило узкоспециальное направление монголоведения — алтаистика, была образована Международная ассоциация монголоведения (МАМ) и Постоянная международная конференция алтаи-стов (ПИАК) [Гольман, 2004: 12, 20, 23, 31].

С нашей точки зрения, можно увеличить временные рамки третьего периода вплоть до наших дней. Почти за два десятилетия XXI в. британские и американские ученые-монголоведы расширили региональные рамки исследования, уделив особое внимание анализу направлений внешней политики Монголии, рассмотрению отношений этого государства со странами-участницами АТР, со странами Западной Европы и США. С конца 1990-х — начала 2000-х гг. ученые обратились к рассмотрению проблемы номадизма, а именно: анализу социального и экономического положения номадов в современной Монголии.

Интеграционные процессы в современном научном мире, стирание языковых барьеров, формирование единого научно-исследовательского пространства, — все это способствовало появлению совместных трудов британских, американских и монгольских авторов. В 1996 г. увидела свет монография «Монголия в стадии перехода. Старые структуры. Новые вызовы» под общей редакцией датских ученых О. Бруна и О. Од-гарда. В написании этого труда принял участие большой коллектив авторов из Великобритании, США, Монголии и Австрии [Bruun, Odgard, 1996]. В 1999 г. вышел труд британских ученых-монголоведов К. Хамфри, Д. Сниса и А. Сниса «Конец номадизма? Общество, государство и природа во Внутренней Монголии» [Humphrey, Sneath, Sneath, 1999], в 2006 г. появилась совместная британо-американская работа «Состояние умов: власть, пространство и человек во Внутренней Азии» [Sneath, 2006], в 2009 г. опубликовано исследование американского монголоведа Т. Мэя «Культура и обычаи Монголии», посвященное традиционной культуре Монголии [May, 2009].

В настоящей статье рассматриваются наиболее крупные университеты Великобритании и США по изучению монголоведных проблем, в которых были сформированы монголоведные центры, осуществлены многочисленные исследовательские программы и проекты, накоплен массив публикаций по истории монголоязычных народов.

В Великобритании старейшим университетом, занимающимся исследованием истории и культуры Азии в целом и Монголии в частности, является Кембриджский университет. Традиции развития там монголоведения были заложены Д. Синором, который в 1948-1962 гг. на факультете востоковедения преподавал классический монгольский язык, историю Монголии и этнографию Внутренней Азии [Гольман, 2004: 88].

В 1986 г. К. Хамфри и У Ононом на факультете археологии и антропологии был основан Сектор Монголии и Внутренней Азии (Mongolia and Inner Asia Studies (MIASU)), превратившийся сегодня в крупнейший исследовательский центр в Кембриджском университете [Mongolia and Inner Asia Studies Unit]. С конца 1980-х гг. в центре проводилось изучение классического и современного монгольского языков; выпускались сборники статей и ежегодники, посвященные истории культуре, некоторым вопросам экономики и демографии Монголии [Гольман, 2004: 88-89].

В настоящее время центр ориентирован на изучение широкого круга проблем Внутренней Азии, с особым акцентом на социокультурное развитие Тибета. Центр также организует международные программы по обмену студентов и ученых Монголии и Великобритании. С 2010 г. под руководством Д. Сниса, возглавляющего этот центр, был запущен ряд исследовательских проектов, ориентированных на углубленное изучение региона: «Проект культурного наследия» («Cultural Heritage Project»), «Изменяющиеся технологии и культура буддийской книги» (« Transforming Technologies and Buddhist Book Culture»), «Устная история Монголии XX века» («The Oral History of Twentieth History Mongolia»), «Тибетские и монгольские редкие книги и манускрипты» («Tibetan and Mongolian Rare Books and Manuscripts») [Mongolia and Inner Asia Studies Unit (MIASU)].

Лондонский университет также имеет давние традиции исследования проблем Монголии и монголоязычных народов. Начало изучения региона состоялось в Школе востоковедения и африканистики (The School of Oriental and African Studies (SOAS)), которая в наши дни превратилась в специализированный центр по изучению истории и культуры стран Азии, Африки и Ближнего Востока [The School of Oriental and African Studies (SOAS)].

В период с 1955 по 1985 г. на отделении Дальнего Востока Школы востоковедения и африканистики преподавал монгольский язык Ч. Боуден, который содействовал популяризации этого языка в университете. Важную роль в распространении там монгольского языка также сыграли ученые из Монголии, прибывшие в Лондон по приглашению Ч. Боудена преподавать историю и культуру своей страны [Гольман, 2004:85-87].

С начала XXI в. Школа востоковедения и африканистики расширила проблематику изучения Монголии и сопредельных с ней регионов, обратив внимание в том числе и на вопрос формирования монгольского языка. Увеличилось количество научных журналов, регулярно публикующих статьи и рецензии специалистов, занимающихся анализом Монголии. Среди научных журналов, имеющих отношение к азиатскому направлению, следует отметить такие как «Исследование Юго-Восточной Азии» («South East Asia Research»), «Обозрение Центральной Азии» («Central Asian Survey»), «Журнал Центральной Азии» («Central Asiatic Journal»), а также «Бюллетень Школы восточных и африканских исследований» («The Bulletin of the School of Oriental and African Studies») [The School of Oriental and African Studies (SOAS)].

В Лидском университете монголоведные исследования начались в 1963 г., когда О. Латтимор организовал Отделение китаеведения (Department of Chinese Studies).

В 1963 г. О. Латтимор также ввел специальную «Программу изучения Монголии», которая предусматривала годичные и четырехгодичные курсы обучения с правом получения диплома [Гольман, 2004: 89].

О. Латтимор несколько раз посещал Монголию, был избран иностранным членом Академии наук Монгольской Народной Республики, снял несколько фильмов о стране. Его сын Дэвид вспоминал, что «отец даже во время публичных церемоний предпочитал носить мантию монгольской академии, а не английского университета» [Гольман, 2004: 46].

Впоследствии Отделение китаеведения претерпело реструктуризацию и получило новое название — Центр Восточноазиатских исследований (East Asian Studies). К. Роуз, возглавляющая этот центр, отмечала, что «в настоящем мире мы удерживаем репутацию лидера в изучении Азии во многом благодаря постоянному международному научному сотрудничеству Великобритании с Китаем и Монголией. Наш центр представляет собой базис для тех, кто действительно заинтересован в постижении многоплановой Азии и в усовершенствовании языков» [East Asian Studies Marks Its First Half Century].

В США научный интерес в изучении Монголии и сопредельных с ней регионов проявился в некоторой степени еще до Второй мировой войны. В Гарвардском университете преподавание монгольского языка проводилось уже в 1937 г. на отделении Внутренней Азии и алтаистики [Гольман, 2004: 79].

Особое место в структуре монголоведных исследований в Гарвардском университете принадлежало Гарвард-Янцьзинскому институту. С 1952 г. институт начал серийную публикацию монгольских рукописей «Scripta Mongolica». Фотопринтным способом были изданы различные списки трех монгольских летописей — «Алтан Тобчи», «Эрдэнийи Тобчи» и «Болор Эрихе» [Гольман, 2004: 79].

С начала 1990-х гг. в Гарвардском университете был запущен Проект азиатских и международных отношений (The Harvard Project for Asian and International Relations (HPAIR)), стимулировавший научные дискуссии в среде студентов и молодых исследователей на предмет развития политических и экономических отношений в Азиатско-Тихооке-анском регионе. С 1991 г. под эгидой проекта было организовано 54 научно-исследова-тельские конференции, проходившие в основном в странах ATP [Welcome to HPAIR].

В 1997 г. в Гарвардском университете был образован Центр по изучению Азии (Harvard University Asia Center). Центр предлагает множество исследовательских программ, ориентированных на анализ культур, экономик и международных отношений Китая, Гонконга, Японии, Северной Кореи, Южной Кореи, Монголии и Тайваня [Harvard University Asia Center].

Монголоведение в Индианском университете началось благодаря открытию в 1962 г. Регионального центра уральского и алтайского языкознания (Uralic and Altaic Language and Area Center), в 1981 г. переименованного в Центр по изучению Внутренней Азии и Урала (Inner Asia and Uralic National Resource Center) [Inner Asia and Uralic National Resource Center].

С 1987 г. центр начал издавать научный журнал «Записки по Внутренней Азии» («Papers on Inner Asia»). Тематика статей, публикующихся там, охватывает широкий круг проблем, посвященных истории Монголии и Тибета в древности, а также вопросам лингвистики [Гольман, 2004: 77-78].

За 56 лет со дня своего основания центр подготовил специалистов в области изучения Центральной Азии, осуществил программы обмена учеными и увеличил библиотечный фонд. Публикации центра в страноведческом плане охватывают достаточно обширную территорию — от Венгрии и до Китая. В тематическом ракурсе публикации авторов посвящены вопросам антропологии, культуры, религии и компаративного языкознания. Лингвистические программы центра предусматривают изучение таких языков, как венгерский, монгольский, казахский, киргизский, тибетский, фарси, турецкий. На сегодняшний день библиотека Индианского университета насчитывает около ста тысяч томов, посвященных проблемам Центральной Азии, в том числе имеются документы на тибетском языке [Inner Asia and Uralic National Resource Center].

Начиная с 2016 г. в центре был запущен специальный курс лекций, посвященный Центральной Евразии (Central Eurasian Studies Courses). В страноведческом плане тематика лекций достаточно обширна, поскольку ученые, читающие их, предлагают детальное рассмотрение истории Монголии, Тибета, Афганистана, Китая, Ирана, Турции и стран Ближнего Востока [Inner Asia and Uralic National Resource Center].

В итоге, можно отметить, что формирование инфраструктуры Великобритании и США в области монголоведения началось в 1940-х гг. Это были первые попытки британских и американских ученых обратить внимание на важность и необходимость изучения в первую очередь монгольского языка. В период с 1950-х гг. и вплоть до конца 1990-х гг. в Великобритании и США монголоведные исследования вступили в новую фазу развития: увеличилось количество университетских центров, предоставивших различные проекты и программы, ориентированные на анализ широкого комплекса вопросов истории и культуры Монголии и сопредельных стран. На сегодняшний день университетские центры Великобритании и США удерживают лидирующие позиции в научном мире в изучении истории Монголии и монголоязычных народов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Bruun О., Odgard О. Mongolia in Transition: Old Patterns. New Challenges. L.; N.Y., 1996. 260 p. (на англ. яз.).

East Asia Studies Marks Its First Half Century [Electronic resource]. URL: http: // leeds. ac.uk/news/article/3450/east-asian-marks-its-first-half-century (дата обращения: 31.07.2018) (на англ. яз.).

Harvard University Asia Center [Electronic resource]. URL: http: // asiacenter.harvard. edu/ (дата обращения: 31.07.2018) (на англ. яз.).

Humphrey С, Sneath D., Sneath A. The End of Nomadism? Society, State, and the Environmental in Inner Asia. D., 1999. 355 p. (на англ. яз.).

Inner Asia and Uralic National Resource Center [Electronic resource]. URL: http: // iaunrc. indiana (дата обращения: 31.07.2018) (на англ. яз.).

May Т. Culture and Customs of Mongolia. W., 2009.163 p.

Mongolia and Inner Asia Studies Unit (MIASU) [Electronic resource]. URL: http: // innerasiaresearch.org/ (дата обращения: 31.07.2018) (на англ. яз.).

Sneath D. States of Mind. Power, Place and the Subject in Inner Asia. В., 2006. 258 p. (на англ. яз.).

The School of Oriental and African Studies (SOAS) [Electronic resource]. URL: http:// soas. ac.uk (дата обращения: 31.07.2018).

Welcome to HPAIR [Electronic resource]. URL: http: // hpair.org/ (дата обращения: 31.07.2018) (на англ. яз.).

Гольман М. И. Монголоведение на Западе (центры, кадры, общества), 50-е — середина 90-х гг. XX в. М., 2004. 333 с.

Гольман М. И. Изучение истории Монголии на Западе, XIII — середина XX в. М., 1988. 218 с.

Гольман М.И. Современная Монголия в оценках западных авторов. М., 2009.192 с.

Карпини Дж., Рубрук Г., Поло М. История монгалов. Путешествие в Восточные страны. Книга Марко Поло. М., 1997.461 с.

REFERENCES

Bruun О., Odgard О. Mongolia in Transition: Old Patterns. New Challenges. L.; N. Y., 1996. 260 p. (in English).

East Asia Studies Marks Its First Half Century [Electronic resource]. — URL: http: // leeds. ac.uk/news/article/3450/east-asian-marks-its-first-half-century (accessed July 31, 2018) (in English).

Harvard University Asia Center [Electronic resource]. — URL: http: // asiacenter.harvard. edu/ (accessed July 31, 2018) (in English).

Humphrey C, Sneath D., Sneath A. The End of Nomadism? Society, State, and the Environmental in Inner Asia. D., 1999. 355 p. (in English).

Inner Asia and Uralic National Resource Center [Electronic resource]. URL: http: // iaunrc. indiana (accessed July 31, 2018) (in English).

May T. Culture and Customs of Mongolia. W., 2009.163 p. (in English).

Mongolia and Inner Asia Studies Unit (MIASU) [Electronic resource]. URL: http: // innerasiaresearch.org/ (accessed July 31, 2018) (in English).

Sneath D. States of Mind. Power, Place and the Subject in Inner Asia. В., 2006. 258 p. (in English).

The School of Oriental and African Studies (SOAS) [Electronic resource]. URL: http:// soas. ac.uk (accessed July 31,2018) (in English).

Welcome to HPAIR [Electronic resource]. URL: http: // hpair.org/ (accessed July 31,2018) (in English).

Gol'man M. I. Mongolovedenie na Zapade (tsentry, kadry, obshchestva), 50-e — seredina 90-kh gg. XX v. [Mongolovedeniye in the West (the centers, shots, societies), the 50th — the middle of the 90th of XX century]. M., 2004. 333 s. (in Russian).

Gol'man M. I. Izuchenie istorii Mongolii na Zapade, XHI-seredina XX v. [Studying of history of Mongolia in the West, XIII — middle of the 20th century]. M., 1988. 218 s. (in Russian).

Gol'man M. I. Sovremennaia Mongoliia v otsenkakh zapadnykh avtorov [Modern Mongolia in estimates of the western authors]. M., 2009. 192 s. (in Russian).

Karpini Dzh., Rubruk G., Polo M. btoriia mongalov. Puteshestvie v Vostochnye strany. Kniga Marko Polo [History of Mongols. Travel to East countries. Book by Marco Polo]. M., 1997. 461 s. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.