Научная статья на тему 'Инфраструктура как необходимая среда для выживания человечества'

Инфраструктура как необходимая среда для выживания человечества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЕГИПЕТ / ВАВИЛОН / РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ГОСУДАРСТВА / INFRASTRUCTURE / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / SOCIAL INFRASTRUCTURE / CONSTRUCTION / CIVILIZATION / EGYPT / BABYLON / ROME EMPIRE / ANCIENT GREECE / CIVILIZED NATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Измайлов Алексей Викторович

Рассмотрена роль инфраструктуры на ранних этапах развития человечества. Инфраструктура рассматривается как условие цивилизационного развития. Особое внимание уделено первым инфраструктурным образованиям в различных древнейших цивилизациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE AS THE NECESSARY ENVIRONMENT FOR SURVIVAL OF MANKIND

In given article the infrastructure role at early stages of development of mankind is considered. The infrastructure is considered as a condition civilisation developments. The special attention is given the first infrastructural formations in various most ancient civilisations.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура как необходимая среда для выживания человечества»

А.В. ИЗМАЙЛОВ

ИНФРАСТРУКТУРА КАК НЕОБХОДИМАЯ СРЕДА ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Ключевые слова: инфраструктура, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура, строительство, цивилизация, Египет, Вавилон, Римская империя, Древняя Греция, централизованные государства.

Рассмотрена роль инфраструктуры на ранних этапах развития человечества. Инфраструктура рассматривается как условие цивилизационного развития. Особое внимание уделено первым инфраструктурным образованиям в различных древнейших цивилизациях.

A.V. IZMAILOV

INFRASTRUCTURE AS THE NECESSARY ENVIRONMENT FOR SURVIVAL OF MANKIND

Key words: infrastructure, industrial infrastructure, social infrastructure, construction, civilization, Egypt, Babylon, Rome Empire, Ancient Greece, civilized nation.

In given article the infrastructure role at early stages of development of mankind is considered.

The infrastructure is considered as a condition civilisation developments. The special attention is given the first infrastructural formations in various most ancient civilisations.

Инфраструктура отражает те экономические отношения, которые сложились на данном этапе развития или присущи определенному обществу, т.е. уровень экономического развития обусловливает соответствующую модель инфраструктуры. В истории человеческого развития отмечается несколько периодов, начиная с Раннего царства по настоящее время, для которых характерны определенные формы инфраструктуры, адекватные политическим и экономическим преобразованиям этих периодов и отражающих структуру общества, уровень культурного развития, образ жизни и трудовые занятия людей в этот период.

С зарождением человечества и примерно по V в. н.э. преобладало натурально-патриархальное хозяйство и, как следствие, первыми инфраструктурными сооружениями на земле стали сооружения хозяйственного пользования. Первыми инфраструктурными образованиями в древнейших цивилизациях, таких, как египетская, например, стали оросительные каналы. В результате труда многих поколений страна покрылась сетью таких каналов. По мере того как создавалась оросительная система, в первобытных родоплеменных общинах, переходивших к земледелию, становился возможным более производительный земледельческий труд. Одной из основных и существенных задач государственной власти была организация оросительного дела в Нильской долине. Верховное руководство в этой сфере находилось в руках государства. Наблюдение за рекой как при I, так и при II династиях было поставлено образцово: ежегодно точно измерялся и тщательно записывался уровень воды нильского разлива, от которых зависело хозяйственное благополучие государства. Это яркий пример соответствия модели инфраструктуры уровню экономического развития.

К периоду Древнего царства можно отнести начало такой инфраструктурной отрасли, как строительство. Оно начинается с III династии, в период царствования которой имел место стремительный подъем каменного строительства храмовых и культовых сооружений. Но нерациональное использование ресурсов как природных, так и трудовых привело к тому, что страна не смогла долгое время выдерживать это огромное отвлечение сил от хозяйства. Строительство пирамид, можно сказать, разрушило цивилизацию.

Страна начинает испытывать сильное внутреннее напряжение. Прежние принципы организации политической и хозяйственной жизни показали в новых условиях свою несостоятельность. Для поддержания могущества Египта требовались коренные изменения характера межличностных и общественных отношений.

Период развала старой государственной машины в силу ряда внешних и внутренних причин затянулся на два с лишним столетия, и только на исходе III тысячелетия до н.э. начинает вновь складываться единое государство, заметно отличающееся от государства предшествующего периода, - периода Среднего царства, которому предшествовал Переходный период. Из истории Переходного периода можно проследить отношение управляющей системы к развитию инфраструктуры и ее роль в жизни общества.

Состояние экономики и новые черты общественно-экономических отношений в Переходный период выглядят как хаос полного развала старой структуры египетского общества. Страна распалась на ряд полунезависимых номов. Особенно ярко тенденция к размежеванию проявилась по отношению к такому элементу инфраструктуры, как ирригационная сеть. Сложный комплекс осушительно-оросительных каналов мог функционировать лишь при условии централизованного координирования усилий по поддержанию всей сети в рабочем состоянии. Требовалась служба оповещения о сроках и предполагаемом уровне подъема воды, нужен был централизованный механизм перераспределения ресурсов для восстановления каналов в наиболее пострадавших от наводнения и неурожая районах. При хаосе существования ряда малосвязанных областей созданная в предшествующие годы единая осушительнооросительная сеть неизменно разрушалась. Для Переходного периода характерны зарождение и развитие городской социальной и производственной инфраструктуры вместе с ростом многоэтажных городов, расположенных в долине Нила. Это было вызвано недостатком пригодных для возведения городов мест (долина Нила на 4 месяца затоплялась водами реки) и появившейся возможностью использовать в строительстве камня.

Кирпич-сырец теряет свою привлекательность при возведении жилых и хозяйственных построек, а тем более оборонительных. Предпочтение отдается камню. Технология каменного строительства подстегивала рост металлургического производства. Рост народонаселения Египта вызывал необходимость увеличения пахотных земель. Показательна в этом отношении история Ливийской пустыни. В Переходный период строится канал, соединивший Фа-юмский оазис с Нилом. Обладание Фаюмом предопределило возвышение ге-ракреопольских номархов, заложивших IX и X династии египетских фараонов. Во времена Среднего царства в районе Меридова озера были произведены масштабные осушительные и ирригационные работы, и площадь озера с 2 тыс. кв. км уменьшилась до 233 кв. км. Освободившиеся площади засевали ячменем. В Египте развитие инфраструктуры буквально фетишировалось. Строительство - культовое, жилищное, хозяйственное - даже в деталях призвано было подчеркивать общественное положение владельца и обитателей.

При XII династии резко возросла роль военной инфраструктуры. Южные номархи претендовали на независимое положение, каковое занимали северные области долины Нила. Чтобы удерживать в повиновении, была возведена мощная крепость «Иттауи». При XII династии ведутся беспрерывные победоносные войны. Аменемхет I снаряжал походы в Нубию, Ливию и пограничные азиатские области и вел войну за подчинение местных номархов. Итоги военных побед сразу же закреплялись строительством на захваченных землях мощных крепостей. Почти 50-летнее пребывание Аменемхета III на престоле является вершиной расцвета государства Среднего царства. Именно при нем была достигнута концентрация сил и средств в руках государства, что позволило создать сооружения, сопоставимые с грандиозными памятниками эпохи Древнего царства (например, знаменитым Лабиринтом), и завершились ирригационные работы в Фаюмском оазисе.

Второй, важнейший очаг цивилизации, который отличают наличие и расцвет инфраструктуры, оказавшим большое влияние на политическую, экономическую

и культурную историю всего Древнего мира, сложился в южной части долины рек Тигра и Евфрата примерно в то же время, что и в Египте. Наиболее значительная роль в истории страны выпала на долю самого молодого из этих городов -Вавилона, в котором в I тысячелетии до н.э. была создана такая инфраструктура, что его блеск затмил все прочие города страны. Греки по имени этого города стали называть все Двуречье Вавилонией. Благодаря археологическим раскопкам на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал. Первое зарождение коммунальной инфраструктуры обнаруживаем также в Вавилонии. В городских домах уже была внутренняя канализация.

Археологами в северо-восточном углу южной части города были обнаружены остатки совершенно необычного сводчатого сооружения. За все время раскопок в Вавилоне впервые они встретили подземные сооружения; в Двуречье еще никому не приходилось встречаться с подобной формой сводов; здесь был колодец, состоящий из трех совершенно необычных шахт. Было предположено, что это остатки водоразборного колодца с ленточным водоподъемником, в свое время он предназначался для беспрерывной подачи воды. Водоподводящая система имелась также в висячих садах Семирамиды -чуда техники того времени. Чудом строительной технологии и строительного производства была Вавилонская башня - одно из 7 «чудес света».

Уже в середине вавилонского периода регулярно используются в военном деле лошади и мулы, внедряется комбинированный плуг-сеялка, создается сеть дорог, активизируется торговля.

В первом тысячелетии до н.э. ареал цивилизаций и их инфраструктурное обустройство распространилось еще шире. Огромную роль в жизни как старых, так и новых государственных образований сыграл следующий технологический прорыв: в производство был внедрен новый металл - железо. Подлинное начало века металла наступило лишь с внедрения железа.

Основой первых крупных территориальных или «мировых» империй было развитие производственной, военной, социальной, рыночной инфраструктур, дающих возможность установления исключительно военной власти и могущества. В этих империях создавались грандиозные центры городской жизни, намного интенсивнее и безопаснее осуществлялись торговые контакты. Резко возрастает роль войн в жизни древневосточных государств.

На юге Балканского полуострова образовались полисные города-государства Древней Греции, создавшие предпосылки для небывалого расцвета совершенно новой инфраструктуры (культуры и науки).

Наиболее интенсивное развитие национальных инфраструктур, как известно, происходит в так называемых «контактных зонах», где народы обмениваются своими достижениями в культурной, экономической, технологической и прочих сферах.

В эллинистическую эпоху инфраструктурное обустройство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялась по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся бу-левтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимназии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах. Этруски, проживающие на севере центральной Италии, имели развитую производственную инфраструктуру, которая создавала условия для обработки металла, производства строительной техники, развития керамического производства. Уже в VI в. до н.э. развивалась городская инфраструктура: их го-

рода имели четкую планировку и развитую систему канализации и водопровода. Этруски образовали федерацию из 12 городов, имевших некоторые центральные органы, развитую экономику, ремесла и торговлю.

Развитие и расцвет инфраструктуры таких крупных государств, как Римская империя, относится к I в. до н.э. - III в. н.э. В этот же период происходит расцвет Парфянского и Кушанского царства, империи Хань, возобновляется попытка создать крупное централизованное государство и в Индии; зарождается христианство, вторая по времени возникновения после буддизма мировая религия; отмечаются нарастающие признаки кризиса рабовладельческих хозяйств; рабовладение, как общественно-экономический уклад, начинает себя изживать. в. н.э. характеризуется гибелью античной цивилизации и ее

инфраструктуры в Старом Свете, начинается «Великое переселение народов», уничтожившее Западную Римскую империю. В этот период закладываются основы современной западноевропейской цивилизации, получает развитие транспортная инфраструктура, инфраструктура путей сообщения, вырабатываются основные категории и понятия политической и хозяйственной культуры. Используемые до сих пор основные формы власти и политического устройства большинства стран мира берут начало именно в античной эпохе.

В VI-IX вв. происходит становление феодального общества и государства. Разгорается ожесточенная борьба за власть внутри самого правящего рода, в результате чего государство ослабевает и распадается на ряд почти самостоятельных государств. Их инфраструктурное обустройство начинается заново.

Х-ХШ вв. характеризуют как время развитого средневековья. Именно тогда сложился новый общественный и политический уклад, образовались основные европейские государства и началось их инфраструктурное обустройство, в большинстве своем сохранившейся до наших дней. Именно в этот период сложились сословные структуры, признаком которых является принадлежность каждого члена общества к определенному сословию. Каждое сословие должно было заниматься своим делом, и в этом средневековый человек усматривал и гармонию и смысл жизни. В политическом плане государства характеризуются феодальной раздробленностью, основа которой таится в экономических причинах. Хозяйство феодальных государств носит натуральный характер, когда отдельные районы страны могут жить совершенно самостоятельно.

Период феодальной раздробленности характеризуется непрерывными войнами. Такие периоды в истории государств отличаются застоем в развитии инфраструктуры.

Но в этот же период появляются и несколько иные тенденции. Дезурбанизация Европы, имевшая место в период раннего средневековья, заканчивается и начинается интенсивное развитие старых городов, сохранившихся еще с античных времен, а также появление новых городов. Город средневековья обеспечивался привозимыми продуктами питания из ближайшей сельской округи и специализировался почти исключительно на городских видах промыслов - ремесле и торговле, он представлял собой совершенно новое явление по сравнению с городами античной эпохи, где не существовало противопоставления города и деревни.

В XIV-XV вв. происходит зарождение капиталистических отношений. Огромную роль в кризисе феодализма сыграла так называемая «черная смерть» -эпидемия чумы, опустошившая Европу в середине XIV в. В некоторых местах смертность составила не менее 60%.

Уменьшение численности населения привело к уменьшению распаханных площадей, запустению ряда земель и уменьшению доходов. Возросли эксплуатация, оброк и барщина, произошло проникновение товарно-денежных отношений во все сферы жизни, что разрушило натуральное хозяйство. Средневековью

присущи процесс сложения централизованных государств и бурное развитие производственной, рыночной, институциональной и социальной инфраструктур. Кроме того, новые идеи не могли бы появиться без развития, и достаточно сильного, капиталистического уклада в городах, а он диаметрально противоположен феодализму как экономическая структура и по основным ценностным установкам.

В течение XIX в. экономическое превосходство Европы служит причиной прироста населения по сравнению с другими частями света. Численность населения континента, включая Россию, возрастет приблизительно от 190 млн человек в 1800 г. до 420 млн в 1900 г. Развитие городов и усовершенствование сельскохозяйственного и промышленного производства, улучшение банковского дела позволяют удовлетворить потребности растущего населения и даже улучшить инфраструктурное обустройство стран Европы. Прибывающие в Европу мигранты из-за высокой зарплаты работают на прокладке новых дорог, на рытье каналов и прокладке железных дорог. Растет население городов: девять англичан из десяти проживают в городе. Первые промышленные районы, такие, как угольные бассейны Великобритании, Бельгии, Франции и Германии, характеризуются высокой степенью урбанизации.

Индустриализация способствует развитию такой отрасли, как здравоохранение. Специалисты городских служб борются за лучшую организацию санитарных условий: строительство систем очистки водостоков, систем подачи и слива воды. Подобные нововведения изменяют жизнь многих европейцев. Хотя индустриализация и имеет общие черты, в каждой стране Европы, особенно в каждом регионе, есть свои особенности. Названная «мастерской мира» Великобритания переживает период исключительного экономического подъема и становится самым богатым государством в мире; на ее долю приходится примерно половина мирового рынка промышленных изделий и около одной трети мирового промышленного производства. Одной из характеристик промышленного развития XIX в. является передача технологических знаний, коммерческого и финансового опыта от Великобритании к другим европейским странам. Промышленность и сельское хозяйство не смогли бы развиваться такими темпами, если бы параллельно не развивался наземный и морской транспорт. В Великобритании к середине века насчитывалось 8000 км железнодорожных путей, несмотря на то, что развитие железнодорожной сети во многом зависит от доброй воли большого количества частных компаний, которые зачастую конкурируют между собой. Новые промышленные зоны возникают вдоль железных дорог и каналов, которые используются для перевозки грузов к удаленным рынкам. Рост торговли потребовал строительства портов. В 1851 г. в Лондоне была устроена первая Всемирная выставка. Половина железных дорог мира находилась в Англии, так же, как и половина судов дальнего плавания принадлежала Англии. В Бельгии и Франции также была построена густая сеть железнодорожных линий. При Второй империи государство национализирует, а затем увеличивает сеть каналов. Электрический телеграф связывает самые крупные города страны, а протяженность железных дорог достигает 12900 км в 1870 г. Прокладка туннеля Мон-Сени в Альпах связывает Францию и Италию. В Германии железнодорожная сеть послужила катализатором объединения страны. Благодаря развитой железнодорожной сети Германия занимает выгодное стратегическое положение в Центральной Европе и располагается на перекрестке европейских торговых путей. Железная дорога благоприятствует как объединению Германской империи, так и созданию государства-нации. В конце XIX в. европейские страны уже связаны между собой телеграфом, и с 1866 г. начинает осуществляться кабельная связь с Америкой.

Индустриализация и адекватное развитие инфраструктуры совершили такой же глубокий переворот в истории человечества, как появление земледе-

лия в эпоху неолита за восемь тысяч лет до того. Никогда еще в Европе не происходило таких внезапных и значительных изменений. С 1880 по 1914 г. над Европой проносится ветер оптимистического модернизма. На заре XX в. европейцы могут гордиться своими успехами и смело смотреть в будущее. Развитие инфраструктуры науки создает предпосылки для научных открытий. Применяемые технические новшества имеют в большинстве своем европейское происхождение. Автомобиль и самолет, кино, искусственные удобрения, красители - все это европейские изобретения. XX в. характеризуется очень бурным развитие инфраструктуры и требует отдельного рассмотрения.

Итак, инфраструктура, с одной стороны, создается как ответ на появление и развитие жизни на земле как среда выживания, особенно на ранних стадиях ее развития, и трансформируется при переходе на новый виток развития цивилизации - как неотъемлемая составляющая эволюции общественного производства и социальной жизни. С другой стороны, она является фундаментом, условием для расцвета цивилизационного развития.

Литература

1. Бадак А.Н. История Древнего мира. Древняя Греция / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек // M.: Харвест, 1998. С. 800.

2. Бадак А.Н. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек// М.: Харвест, 1999. С. 832.

3. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Лицо города / А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев // М.: Молодая гвардия, 1990. С. 350.

ИЗМАЙЛОВ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат экономических наук, соискатель ученой степени доктора экономических наук, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (izmailow@mail.ru).

IZMAYLOV AlEXEY VIKTOROVICH - candidate of Economic Sciences, competitor of the scientific degree of doctor of Economic Sciences, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.