Научная статья на тему 'Инфраструктура дошкольных учреждений. Испытание временем'

Инфраструктура дошкольных учреждений. Испытание временем Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1124
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ДИНАМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МОРАЛЬНОЕ СТАРЕНИЕ ЗДАНИЙ / АДАПТАЦИЯ ЗДАНИЙ ВО ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сычева Елена Борисовна

Статья посвящена анализу кризисного состояния инфраструктуры дошкольных учреждений в Российской Федерации на современном этапе. Выявлены группы формообразующих факторов среды, исследована динамика изменения этих факторов во времени, проведен анализ влияния этих перемен на существующую сеть дошкольных учреждений и архитектурно-планировочную структуру зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура дошкольных учреждений. Испытание временем»

УДК 72.01 СЫЧЕВА Е. Б.

Инфраструктура дошкольных учреждений. Испытание временем

Статья посвящена анализу кризисного состояния инфраструктуры дошкольных учреждений в Российской Федерации на современном этапе. Выявлены группы формообразующих факторов среды, исследована динамика изменения этих факторов во времени, проведен анализ влияния этих перемен на существующую сеть дошкольных учреждений и архитектурно-планировочную структуру зданий.

Ключевые слова: инфраструктура дошкольных учреждений, динамические факторы, демографический кризис, моральное старение зданий, адаптация зданий во времени.

SYCHEVA E. B.

INFRASTRUCTURE PRE-SCHOOLS. TEST OF TIME

This article analyzes the crisis in the pre-school infrastructure in the Russian Federation at the present stage. The author has identified a group of environmental factors shaping the dynamics and changes in these factors over time. In this article the author investigated the dynamics of changes in these factors over time, the analysis of the impact of these changes on the existing network of preschool institutions, architectural and planning structure of buildings.

Keywords: infrastructure preschool, dynamic factors, the demographic crisis, the obsolescence of buildings, adaptation of buildings in time radioactive waste, heavy metals.

Сычева

Елена

Борисовна

старший научный сотрудник института «УралНИИ-проект РААСН»

e-mail:

esycheva11@mail.ru

Проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях будоражит умы российских граждан с самого начала XXI в. Эта проблема широко обсуждается на всех уровнях, так как является актуальнейшей для всей нашей страны. Возникают совершенно естественные вопросы: что явилось причиной кризисного состояния столь отлаженной в прошлом инфраструктуры дошкольных учреждений; неужели этот кризис был настолько непредсказуем; в чем уязвимость проектных решений детских садов и что нужно изменить, чтобы подобное более не повторилось?

Надо признать, что система учреждений дошкольного воспитания на советском этапе своего развития в результате постоянного преодоления организационных, хозяйственных и кадровых недостатков была действительно прекрасно отлажена и выверена. К началу 1990-х гг. во всех звеньях отечественного образования России сложились три относительно самостоятельные системы: система общественного воспитания детей дошкольного возраста, система общего среднего образования и система профессионального образования. Все три системы полностью отвечали признакам системности — они включали в себя совокупность типовых учебных и воспитательных программ, четкие нормативные требования для каждого уровня и типа образования, сеть образовательных учреждений разных видов, органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. В своей совокупности они составляли систему образования

СССР [5]. Дошкольные учреждения постепенно стали незаменимым и почти «естественным» социальным институтом в советской системе.

Здания дошкольных учреждений в этот период строились преимущественно по типовым проектам под одну принципиальную модель: детские ясли-сад общего типа. В течение нескольких десятков лет эта модель совершенствовалась и оттачивалась в многочисленных проектных решениях. Она полностью соответствовала социальному запросу общества. При формировании сети детских дошкольных учреждений и проектировании самих зданий учитывалась вся совокупность факторов среды, влияющих на определение требований к их организации и проектированию: природно-климатические условия, социальные особенности и технико-экономические возможности общества.

Однако все эти факторы рассматривались проектировщиками как неизменные величины, а возможное эволюционное изменение самих факторов, динамика их развития не предполагались. Поэтому сеть дошкольных учреждений и сами построенные здания детских садов адаптационными свойствами на случай внезапных перемен не обладали.

С учетом степени дестабилизирующего воздействия группы динамических факторов, приведших инфраструктуру дошкольных учреждений к кризису, можно выстроить в следующей последовательности:

1 Социально-демографические;

2 Социально-экономические;

Иллюстрация 1. Динамика численности родившихся в России Иллюстрация 2. Строительство детских дошкольных учрежде-

(млн чел.) [2] ний в РСФСР и РФ (тыс. мест) [3]

3 Социально-педагогические;

4 Физическое и моральное старение

зданий;

5 Природно-климатические.

Для того чтобы понять причины кризисного состояния существующей инфраструктуры дошкольных учреждений, необходимо не только выявить факторы, оказавшие на нее воздействие, но и проанализировать динамику изменения этих факторов во времени, а главное, проследить, как эти перемены повлияли на сеть и архитектурно-планировочную структуру зданий детских садов.

Социально-демографические факторы (наиболее подвержены изменениям во времени) [1].

В конце ХХ в. в Российской Федерации произошел крупнейший демографический кризис, появление которого относят к началу 1990-х гг. (Иллюстрация 1). В этот период число детей, посещающих детские дошкольные учреждения, резко сократилось (с 9 млн в 1990 г. до 5,1 млн в 1996 г. [3]).

По мнению ряда демографов, быстрое сокращение рождаемости в 1990-е гг. было закономерным и обусловлено вторым демографическим переходом (при котором коэффициент рождаемости снижается быстрее коэффициента смертности, что приводит к замедлению прироста населения).

Но уже с 2000 г. коэффициент рождаемости снова начал расти, что привело к возникновению значительного дефицита мест в дошкольных учреждениях в большинстве регионов Российской Федерации, который до сих пор не удается ликвидировать.

По прогнозам демографов, начиная с 2012 г. Россию вновь ожидает резкое падение рождаемости (данные из опубликованных материалов мультимедийного круглого стола «Прирост населения в России: внутренние и внешние ресурсы», состоявшегося 09.02.2010 г.). Этот процесс вполне закономерен, так как в этот период родителями будет становиться поколение 1990-х «неурожайных» годов.

Почему же существующая система дошкольного образования оказалась не способна быстро и эффективно решить возникшие проблемы, несмотря на то, что рост населения (отрицательный и положительный), как выясняется, уже прогнозировался демографами и подобная ситуация вполне предсказуема?

Напрашивается ответ — очевидно, эта динамика совершенно не учитывалась при расчете сети дошкольных учреждений. Традиционно число мест в детских яслях и садах устанавливается в зависимости от демографической структуры поселения. Поэтому адаптация не была заложена изначально.

Социально-экономические факторы (тесно связаны с социально-демографическими факторами, определяют особенности материально-технической базы и организации строительства в регионах) [1].

Экономические реформы конца прошлого века серьезно трансформировали социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Изменение экономического потенциала и уровня потребления общества неизбежно повлекло за собой комплексное изменение всех градостроительных систем, в частности, системы обслуживания населения дошкольными учреждениями, номенклатуры типов дошкольных учреждений, а также норм их проектирования и планировочной организации.

В этот период в связи с уменьшением числа детей дошкольного возраста, ростом стоимости содержания ребенка в детском саду при одновременном снижении доходов родителей огромное количество детских яслей, садов и комбинатов опустело. В условиях рыночной экономики содержание зданий «умирающих» учреждений было просто невозможно. Такие здания либо передавались в руки государственным учреждениям, либо приватизировались частными организациями и использовались совершенно не по назначению (более семи тысяч зданий детских садов были переданы непро-

фильным учреждениям), а порой сносились из-за ветхости, и на их месте возводились совсем другие строения.

Радикальным было и сокращение средств, выделяемых государством на обновление и улучшение материальной базы дошкольных учреждений (на Иллюстрации 2 приведена динамика ввода в действие детских дошкольных учреждений в России с 1975 по 1997 г.). И только несколько лет назад мы вновь взяли курс на восстановление уже порядком деградировавшей сети дошкольных учреждений.

Кроме того, в результате расширения потребительского диапазона населения на современном этапе произошло увеличение номенклатуры типов дошкольных учреждений, имеющих свои функциональные особенности, что, в свою очередь, настоятельно требует от архитекторов ответных шагов.

Социально-педагогические факторы (тесно связаны с социально-экономическими факторами).

Радикальные изменения в социально-экономической сфере сопровождались изменениями и в системе общественного дошкольного воспитания. Так, на смену типовой программе (под редакцией М. А. Васильевой, 1985) пришли вариативные. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. В результате инновационное движение в дошкольном воспитании на своем начальном этапе основательно разрушило устоявшуюся систему, продвигая образование к новым рубежам [5].

На социальном уровне эти инновационные изменения выразились, прежде всего, в трансформации статуса некогда единого «общественного дошкольного воспитания» в весьма неоднородный институт — «дошкольное образование», который оказался способен избирательно удовлетворять образовательные и внеобразо-вательные потребности разных слоев населения. Интенсивно развилась сеть негосударственных дошкольных учреждений, дошкольное воспитание превратилось в открытую систему,

оперативно реагирующую на запросы родителей и общеобразовательной школы [5].

На организационном уровне это выразилось в смене унифицированного «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений. В попытке обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования стали создаваться учебно-воспитательные комплексы «школа — детский сад», центры или школы развития, открываться дошкольные группы на базе детских садов и начальных школ [5].

Архитектурно-планировочная структура сохранившихся дошкольных учреждений, построенных по типовым проектам прошлого века, оказалась вынуждена различными способами приспосабливать свою форму и пространство к новым функциональным особенностям, продиктованным новыми формами работы с детьми. Но в большинстве случаев наблюдается обратная тенденция: инновационные формы дошкольного образования вынуждены приспосабливаться к трудно изменяемым параметрам созданной «на века» архитектуры детских садов.

Смена социально-экономической формации существенно повлияла на технологию дошкольного образования и воспитания, что, в свою очередь, потребовало приспособления старых зданий к изменившимся условиям, разработки новых объемно-планировочных решений с учетом эволюции функции в будущем, создания новой типологии зданий дошкольных учреждений.

Физическое и моральное старение зданий (или «фактор времени», охватывает жизненный цикл объектов от проектного замысла до физического сноса).

Под влиянием эволюционных изменений вышеперечисленных факторов здания дошкольных учреждений, построенные несколько десятков лет назад, неизбежно становятся неконкурентоспособными в сравнении с вновь строящимися объектами. Как правило, моральное старение зданий детских садов происходит значительно раньше их физического старения. Если физический износ зданий можно считать вполне предсказуемым явлением, так как срок службы конструкций или инженерных систем установлен нормативами, то моральный износ зданий предугадать и предупредить очень непросто. Моральное старение подразумевает, во-первых, снижение стоимости здания по сравнению с его стоимостью в период строительства, а во-вторых, несоответствие объемно-

планировочных характеристик старых зданий современным требованиям СНиП, СанПиН, требованиям инновационных педагогических технологий, а также современным представлениям

о современной комфортной среде.

Если на стадии проектирования архитектурного объекта не предусмотрена эволюция функции, то по истечении определенного времени происходит его моральный износ, а также возникает необходимость приспособления его для новых условий эксплуатации [1]. Так, например, в зданиях детских садов, построенных по типовым проектам 1950-1960-х гг., в групповых ячейках отсутствуют спальные комнаты, недостаточно площадей для служебнобытовых и хозяйственных помещений, нет музыкальных и гимнастических залов, не предусмотрены специализированные помещения для занятий. В зданиях постройки 1970-х гг. не хватает второго зала для музыкальных и гимнастических занятий, недостаточно площадей для специализированных занятий с детьми в соответствии с новыми педагогическими программами.

В этих случаях возникает необходимость не предусмотренной ранее реконструкции («насильственной реанимации»), связанной с изменением функциональной и объемно-планировочной организации путем трудоемких, долговременных и неэкономичных объемов работ: перепланировок, пристроек, надстроек, сноса здания.

Несмотря на то, что природноклиматические условия оказывают существенное влияние на структуру архитектурного объекта, до некоторых пор ошибочно считалось, что они стабильны и практически не изменяются в течение времени существования здания (за исключением изменений, связанных с сезонной трансформацией).

Начавшееся в прошлом веке потепление ознаменовало собой начало нового климатического цикла, который и в дальнейшем будет развиваться по своим естественным законам. По мнению ученых, проблема изменения климата — это сегодня не только научная, но и экономическая, и политическая проблема. Ошибки в динамике изменения климата чреваты крупными экономическими катастрофами [6].

При проектировании детских дошкольных учреждений, которые будут эксплуатироваться в последующие 100-200 лет, архитекторы просто обязаны внимательно изучить динамику изменения этого фактора и предусмотреть возможность адаптации зданий в новых климатических условиях.

Заключение

Анализ влияния перечисленных динамических факторов показывает, что произошедшие перемены в системе дошкольных учреждений носят не «стихийный характер», а представляют собой вполне предсказуемые явления.

Циклические перепады роста и падения рождаемости населения, инновационное движение в системе общественного дошкольного воспитания, при этом несоответствие устаревших типовых проектов дошкольных учреждений советского периода изменившимся потребностям современного общества — все это настоятельно требует переосмысления структуры сети дошкольных учреждений, объемнопланировочной и конструктивной систем здания для безболезненной адаптации их во времени.

Список использованной литературы

1 Сапрыкина Н. А. Основы динамического формообразования в архитектуре : учебник для вузов. М., 2005.

2 БелобородовИ.И.Демографическая ситуация в России в 1992-2010 гг. Два десятилетия депопуляции [Электронный ресурс]. URL: http:// www.demographia.ru/ articles_N / index.html?idR=21&idArt=1926 (дата обращения: 27.03.2012).

3 Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Т. 2 : От Великой Победы до наших дней. Предприятия и дошкольные детские учреждения [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kara-murza.ru/books/sc_b/sc_ b22.htm#hdr_27 (дата обращения:

25.03.2012).

4 Особенности российской рождаемости [Электронный ресурс]. URL: http://krasvremya.ru/ demograficheskaya-situaciya-na-seredinu-2011/ (дата обращения:

27.03.2012).

5 Слободчиков В. И., Петровский В. А., Якобсон С. Г. Детский сад: вчера, сегодня, завтра. Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://1sentyabrya.ru/start/ other/2006/08/31/ articles_2149. html (дата обращения: 19.02.2012).

6 Терез Э. И. Устойчивое развитие и проблемы изменения глобального климата Земли [Электронный ресурс]. URL: http://www.poteplenie. ru/doc/terez.htm (дата обращения:

31.03.2012).

7 http://www.poteplenie.ru/doc / terez.htm (дата обращения:

31.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.